20 выделяют две формы идеализма

Идеализм в философии: понятие и основные идеи

lazy placeholder

Один из распространенных вопросов, который не дает покоя философам, – «Что первично – материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философов разделяют на две группы: те, кто поддерживают первый вариант, зовутся материалистами, а те, кто вторую группу – идеалистами. В рамках данного материала более подробно будет рассматриваться именно идеализм.

Что такое идеализм?

Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.

Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.

Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.

Разновидности идеализма

Идеализм разделяется на две основные разновидности: субъективный и объективный.

В основе субъективного лежит существующее ощущение, представление, а также сознание конкретного индивидуума. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает наличие независимых от человека предметов за всеми ощущениями.

Объективный идеализм отличается от субъективного тем, что берет в качестве основы не личное, а некоторое мистическое сознание, то есть мировой разум, универсальную волю или нечто подобное. При этом наличие какого-либо отдельного сознания от человека не существует, а любое проявление идеализма приводит к божественной теории и религии.

Основные идеи идеализма

Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.

С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.

В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.

Основные концепции идеализма

Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.

Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.

Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.

Особенности развития современного идеализма

В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.

При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.

Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.

Отличия материализма и идеализма

Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:

Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.

В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.

Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.

Источник

Формы философского идеализма.

Идеализм – противоположное материализму направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала над материей, природой, веществом. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального первоначала бытием. Материя рассматривается как инобытие первичного духовного начала. Идеалисты полагают, что материя возникает лишь как отражение идеального начала или как результат его деятельности.

Однако, когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализми субъективный идеализм.[4]

Объективным идеализмом считается учение, утверждающее, что мир является результатом деятельности существующего объективно (независимо от человеческого сознания) идеального первоначала. Для обозначения этого первоначала могут использоваться такие термины как «космический разум», «мировой дух», «абсолютная идея» и др. Мир возникает на одном из этапов развития этого идеального первоначала. Следует заметить, что объективный идеализм по своим исходным установкам близок к религиозному мировоззрению, где таким началом, создавшим всю реальность, признаётся Бог, которому не свойственна материальность. Условно объективно-идеалистические учения могут быть разделены на религиозные и нерелигиозные, но даже в нерелигиозных учениях объективного идеализма (Г. Гегель) сохраняется в скрытой форме связь с религиозным мировоззрением. Наиболее значительными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьёв.

Субъективный идеализм основывается на действительной трудности достоверного доказательства независимых от чувственного восприятия субъекта объектов реальности. И. Кант называл это «скандалом в философии». Однако последовательный субъективный идеализм невозможно провести на практике, и в этом заключается доказательство его несостоятельности.

Ведущими представителями субъективного идеализма были древнегреческие софисты и скептики (Протагор, Пиррон, Секст Эмпирик), Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте. В постклассической философии элементы субъективного идеализма широко распространены в позитивизме, прагматизме, экзистенциализме и других направлениях современной философии.

Философия и мировоззрение.

Той основой, на которой возникает философия, является мировоззрение.В целом мировоззрение намного древней философии. Интерес к философии присущ далеко не всем людям, однако у всех людей есть то или иное мировоззрение.

h

Мировоззрение состоит из двух уровней: чувственного (мироощущение и мировосприятие) и рационального (миропонимание). Мироощущение и мировосприятие является целостным отражением, осознанием и переживанием воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Чувственный уровень мировоззрения формируется у человека стихийно с момента рождения. Миропонимание– это целостное осознание и постижение мира в понятиях и других рациональных конструктах. Уровень миропонимания появляется в сознании человека, начиная с 5-летнего возраста, когда ребёнок научается пользоваться понятиями. Следует помнить, что философия может возникнуть только на основе миропонимания и немыслима без оперирования понятиями.

Существует значительное разнообразие видов мировоззрения, которые могут контактировать и пересекаться между собой. Выделим наиболее значимые виды мировоззрения. Это 1. Обыденное мировоззрение, 2. Религиозно-мифологическое мировоззрение, 3. Художественно-эстетическое мировоззрение, 4. Научное мировоззрение.

Обыденное мировоззрениеможет считаться самым распространённым, в той или иной степени оно присуще каждому человеку. Как правило, обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно и содержит несистематизированные представления о мире. Житейское мировоззрение чаще всего проявляется в форме здравого смысла, направленного на наиболее эффективное, успешное осуществление деятельности человека в окружающей реальности. Обыденное мировоззрение во многом обусловлено средой воспитания и культурными традициями, в которых формируется личность человека. Именно обыденное мировоззрение определяет большинство поступков, совершаемых человеком.

Религиозно-мифологическое мировоззрениеопирается на признание существования сверхъестественных сил и сущностей, влияющих на окружающую человека реальность. Как правило, эти силы и сущности предстают в образе богов. В большинстве случаев религиозно-мифологическое мировоззрение выражается эмоционально, в образной форме. Основная масса верующих в христианстве воспринимают Бога как грозного старца на небесном престоле или страдающим на кресте, и лишь немногие учёные теологи понимают Бога как абстрактный принцип, как сверхъестественное первоначало всего сущего. Также отметим иррациональную составляющую религиозного мировоззрения, апеллирующего не к разуму, а к внеразумным способам постижения: вере, мистической интуиции и пр. На основе религиозно-мифологического мировоззрения появляются все известные национальные и мировые религии.

Художественно-эстетическое мировоззрениесвойственно преимущественно деятелям искусства и людям, оценивающим мир по эстетическим критериям, среди которых главную роль играет понятие «прекрасное». Так же как и религиозное мировоззрение, художественно-эстетическое воспринимает мир преимущественно в образной форме. Суть творчества заключается не только в отражении реальности, но в её преображении, творческом преобразовании, исправлении недостатков реальности по законам эстетики. В художественно-эстетическом мировоззрении очень сильной является индивидуально-личностная компонента, что делает результаты художественного творчества уникальными и неповторимыми.

Научное мировоззрение характеризуется стремлением к построению теоретически оформленной картины мира, основанной на данных наук. В отличие от обыденного, научное мировоззрение содержит тенденцию к упорядоченной, теоретически оформленной картине мироздания. В противоположность религиозному мировоззрению для науки характерен приоритет рационального начала и обращение к разумным средствам познания действительности.

Обратим внимание на противоположность художественно-эстетического и научного мировоззрений. Художественно-эстетическое мировоззрение характеризуется субъективизмом, поскольку художник или писатель в создаваемых ими произведениях высказывают личные вкусы, склонности и симпатии, что во многом и придаёт художественным произведениям их ценность. Научное же мировоззрение требует от учёных полного исключения (элиминации) всего субъективного. Учёный должен лишь бесстрастно фиксировать, «протоколировать» факты окружающей действительности. Личные вкусы, склонности, симпатии не должны оказывать влияние на результаты деятельности учёного. Это придает результатам научной деятельности интерсубъективность, общность всем познающим субъектам. Научное мировоззрение обладает тенденцией к предельному объективизму.

Философия также является одним из видов мировоззрения, имеющим много общего с другими видами мировоззрения. Философское мировоззрение присуще немногим и поэтому философия элитарна в наиболее благородном значении этого слова. Философия выражает своё содержание в форме, требующей значительных интеллектуальных усилий для своего усвоения.

Функции философии.

Философия как форма общественного сознания существует несколько тысячелетий. Вряд ли её существование продолжалось бы столь длительное время, если бы философия не была полезна человечеству, не удовлетворяла определённые потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия могла бы сыграть в жизни конкретного человека, в существовании общностей людей различного уровня и всего человечества в целом. Выделим наиболее важные функции философии:

1. Мировоззренческая функция.Эту функцию философии можно считать важнейшей. Выполняя мировоззренческую функцию, философия содействует выработке и корректировке мировоззрения. Часто, усваивая философию, человек приобретает ярко выраженное философское мировоззрение, характеризующееся системностью и теоретизированностью, стремлением осмыслить мироздание в целом. Но даже, если преобладающим у человека остаётся религиозное или научное мировоззрение, знакомство с философией в значительной степени изменяет это мировоззрение, позволяя существенно обогатить его, представив всё многообразие подходов к решению мировоззренческих проблем.

В мировоззренческой функции можно выделить сильно выраженную гуманистическую направленность. Философия обращается к лучшему в человеческом существе и всячески стремится в ещё большей степени возвысить человека, заставить его преодолеть свою ограниченность. Философия с помощью мировоззренческой функции может воспитывать человека, формируя определённые качества характера и призывая воздерживаться от поступков, признаваемых дурными или неподобающими. Недаром Марк Туллий Цицерон называл философию «возделыванием души», которая без соответствующего ухода за ней не даст должных всходов. В отношении общества философия, формируя мировоззрение, может выступать в роли социального критика, подвергающего рассмотрению существующие общественные институты и традиции, предлагая устранить те из них, которые не соответствуют высоким требованиям философии.

2. Аксиологическая (ценностная) функциясостоит в формировании определённой системы ценностей. Этой системой ценностей во многом определяется поведение человека и его жизненная стратегия. Аксиологическая функция философии позволяет человеку составить представление о сути красоты, блага, справедливости, истины как важнейших и социально значимых ценностей.

3. Практическая функция философии состоит в том, что философия может оказать человеку содействие в свершении действий, помочь в решении запутанных жизненных проблем. Стоит отметить, что люди, как правило, не обращаются к философии в счастливые периоды своей жизни, когда они не испытывают никаких затруднений. Однако как только возникают проблемы, которые человек не может решить сразу, тогда многие испытывают настоятельную потребность в философских (или религиозных) доводах, которые помогли бы оправдать определённые действия человека. Философия может вдохновлять человека на действие или путём своеобразного утешения примирять с несовершенством действительности, благодаря чему люди менее остро переживают испытания (так наз. терапевтическая функция философии).

Практическая функция философии оказывается задействованной в основном тогда, когда человек оказывается в «пограничной ситуации» и ему необходимо сделать выбор в своём отношении к действительности, а затем реализовать этот выбор в своём действии. Особенно серьёзным является выбор человека поставленного в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью.

4. Познавательная функцияфилософии заключается в том, что философия содействует познанию окружающего мира и самопознанию человека. Философия изучает всеобщее в системе отношений «мир – человек». В своей познавательной деятельности философия активно взаимодействует с частными науками естественного и социально-гуманитарного цикла. Однако, если частные науки изучают лишь определённые сегменты реальности (химия – превращение веществ, астрономия – небесные явления, социология – общество), то философия обращает внимание на то, что проявляется во всех сферах бытия, придавая целостность и единство мирозданию. Так, категории пространства и времени, движения и пр. применяются в каждой научной дисциплине, но дать ответ на вопрос о том, что собой представляют пространство, время, движение и пр. призвана только философия. Философия играет значительную роль в создании условий для синтеза отдельных научных дисциплин или их плодотворной совместной деятельности. Игнорирование вклада философии в познавательную деятельность, лишает науку глубинного мировоззренческого измерения и не сказывается положительно на достижениях учёных.

5. Методологическая функция философии состоит в том, что философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира. Методом называется совокупность приёмов и операций теоретического или практического познания действительности. Философия взаимодействует с наукой в разработке научной методологии познания мира. Не случайно гносеология нацелена на выработку путей и средств достижения истинного знания. Философы (особенно это заметно начиная с 17 в.), участвовали в разработке и теоретическом обосновании таких операций как индукция и дедукция, анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, аналогия, моделирование и пр. Важную роль философия играет, выполняя эвристическую[5] функцию, помогая совершению научных открытий и технических изобретений.

Источник

В чем суть идеализма в философии и его разновидностей (субъективный и объективный)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В жизни мы употребляем слово идеализм, когда хотим намекнуть, что кто-то нацепил розовые очки и видит мир в слишком уж радужных красках.

Ну или про стремление человека к идеалам, высоконравственному образу жизни. В общем, все это касается идеалистов — особой породы людей, верящих в реальность идеала.

idealizm chto takoe

«Идеалист — это человек, который заметив, что роза пахнет лучше капусты, заключает отсюда, что и суп из нее вкуснее».
Генри Луис Менкен, американский журналист

И если с идеализмом блаженных идеалистов все более-менее ясно, то с идеализмом в философии возникает затык.

Проблема в том, что это понятие у философов имеет другой корень — не ИДЕАЛ, как у наивных мечтателей, а ИДЕЮ, то есть дух или сознание (это как?).

При рождении слова произошло недоразумение, вероломная буква пробралась в суффикс, и вместо законного идеизма мы получили путаницу между двух понятий, одно из которых к тому же означает основополагающее философское направление.

В этой статье мы ответим на вопросы, что такое идеализм в философии, когда это течение зародилось, как развивалось и влияло на мыслителей разных поколений.

Идеализм — это.

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от греч. ιδέα — идея) — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична.

Глобально все философские течения разделены на два лагеря — идеализм и материализм. В зависимости от ответа на главный вопрос философии «Что первично — дух или материя?», мыслитель считается материалистом или идеалистом (помним, что речь не о человеке в розовых очках, бредящем идеалом).

Это противостояние чем-то напоминает вечную дилемму курицы и яйца, однозначное решение которой есть только у палеонтологов, утверждающих, что яйцо первично.

idealizm sport

Тема идеализма звучала еще на заре рождения философии в древнем мире, а вот сам термин появился только в XVIII веке, когда немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц развел философов по две стороны баррикад.

Материалисты отталкиваются от учения Эпикура с его «ничто не происходит из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее», а идеалисты — от философии Платона с его «эйдосами».

idealizm opredelenie

Идеализм — это способ понимания мира, во многом противоположный материализму (что это?), но есть еще и третья правда — дуализм, т.е. попытка объединить и примирить оба взгляда на действительность.

Философы-идеалисты считают, что дух определяет бытие. Иными словами, сознание, мышление, идеи формируют не только человеческое мировоззрение, но и саму реальность.

Если перенести рассуждения об идеализме на современную почву, то на ум приходит самый философский фильм всех времен и народов «Матрица», снятый братьями Вачовски в 1999 году и наделавший много шума.

idealizm matritca

В «Матрице» намешано много философских учений, библейских сюжетов, отсылок к древнегреческим мыслителям, но, пожалуй, момент, ближе всего подобравшийся к сути идеализма, это эпизод с ложкой, которой на самом деле не существует.

Идеализм неоднороден по своей структуре. Выделяют два глобальных направления — объективный и субъективный идеализм, в рамках которых рождалось множество ответвлений.

Объективный идеализм

Объективный идеализм отделяет котлеты от мух. Он признает, что существует объективная реальность и человеческое сознание, но на них влияет некий всеобщий разум, высшая идея.

Называться высшая идея может по-разному — логос, Бог, космический разум, абсолютный дух. Собственно, это форма идеализма самая древняя, она зародилась еще в мифах (это что?) и религии, где мир создает кто-то могущественный и сильный.

Яркими представителями объективного идеализма являются философы из разных эпох.

idealizm platon

Согласно учению Платона материальный мир непостоянен и изменчив, поэтому в основе всего сущего лежат «эйдосы» — идеи, образы, являющиеся сущностью предметов.

Материальный мир — это отражение идеи, воплощенное в материи. Идеальный мир — это некий высший мир, где собраны все бессмертные и неубиваемые «эйдосы».

Душа человека — это тоже идея, которая после смерти тела прямиком отправляется к своим собратьям в высший мир прообразов вещей.

Например, дерево — это материальное воплощение идеи дерева, деревья вырастают и погибают, но образ остается неизменным.

idealizm akvinsk

Фома Аквинский — основоположник томизма в философии, который позже стал фундаментом официальной доктрины Ватикана.

Признает существование как объективной материальной действительности (esse in re), так и нематериального мира: субстанций, идеальных сущностей (essentiae, substantiae).

Бог — это совершенная форма, в ней нет ни грамма материи. В Боге заключается абсолютная истина, смысл всех вещей. Если человек сначала видит вещь, а потом думает о ней, то мысль Бога предшествует вещам, т.к. все вещи это и есть идеи Бога.

idealizm leibnitc

Мир состоит из бесчисленного множества мельчайших субстанций, которые Лейбниц называет монадами. Монады нематериальны и имеют три уровня развития — высший, средний и низший. Соединяясь, они образуют тела в соответствии с предустановленной гармонией — программой, заложенной Богом.

idealizm gegel

Учение Гегеля об абсолютной идее — это кульминация философии объективного идеализма.

Абсолютная идея признается мыслителем первопричиной бытия, единственно существующей реальностью, способной к самосознанию.

Человек — носитель абсолютной идеи, его сознание — часть мирового духа. В каждом человеке безличный мировой дух приобретает волю.

«Все разумное действительно, а все действительное разумно», — главный вывод Гегеля, смысл которого в том, что материя и идея не противоречат друг другу.

Материя имеет идею, а идея — материальное воплощение.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм напирает на то, что все мы загружены в матрицу. Иначе говоря, никакой объективной реальности не существует, а есть только человеческое сознание, которое и рождает реальность.

Крайняя форма такого мировоззрения — солипсизм (от лат. solus – единственный, ipse – сам). Правда, не все субъективные идеалисты были столь категоричны, чтобы полностью отрицать существование внешнего мира.

idealizm ded moroz

Первая робкая попытка сформулировать что-то похожее на субъективный идеализм возникла в V веке до н.э., когда Протагор из Абдеры, яркий представитель софистов, выдал в эфир знаменитую фразу:

«Человек есть мера всех вещей».

Спустя 2300 лет британские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм развили эту мысль в полноценное философское учение.

idealizm bercli

Когда мы не ощущаем мир, он перестает для нас существовать. Это похоже на то, как прячется маленький ребенок, закрывая ладонями лицо или зажмуриваясь.

Все качества предметов вторичны и зависят от нашего восприятия. Отсюда тезис (это как?) «Существовать — значит, быть воспринимаемым».

Беркли не пошел до самого конца в утверждении, что мир перестает существовать, как только мы отворачиваемся, он изящно выкрутился из сложного положения.

Реальность здесь и сейчас воспринимает не только человек, но и всевидящий Бог, а это объясняет, почему вещи продолжают существовать, пока мы отвлекаемся на что-то другое.

idealizm ium

Мы вообще не можем знать, существует ли материальный мир, поэтому следует сконцентрироваться на изучении природы человека, считал Дэвид Юм. Познание начинается с опыта, но опыт связан только с нашим восприятием.

Чувственное восприятие мира, по мысли Юма, это поток впечатлений и идей. По этим причинам знание не может быть достоверным.

Философ придерживался позиций скептицизма, поэтому считал, что проблема бытия и духа неразрешима.

Взгляды Беркли и Юма повлияли на философию Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте.

Заключение

В современной философии идеализм представлен разными направлениями: экзистенциализмом (это что?), интуитивизмом, неопозитивизмом и проч.

Но провести четкую грань между материалистическими и идеалистическими взглядами часто невозможно.

Надо сказать, что споры о первичности духа и материи ведутся до сих пор, победитель пока не определен, да и вряд ли в этом споре есть победитель.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, Бог и религия. Получается, что мы толком о нашем бытии ничего не знает, и только очерчиваем круг гипотез, которые нам более по душе.

Согласитесь, если посадить рядом человека верующего и атеиста, или материалиста и идеалиста, то ни в чем друг друга они не убедят. Когда это начинаешь понимать, то становится не по себе.

Моя бабушка учила мою маму, а мама учила меня смотреть на всё сквозь розовые очки. Обе умерли под 90 лет.

Философия идеализма — это просто неумение смотреть в лицо фактам и воспринимать реальность такой, какая она есть.

Идеализм имеет под собой основание, потому что давно известно — сознание человека влияет на то, что происходит в его жизни. И если кто-то мыслит в целом негативно, то. в жизни таких людей и будет больше негатива, чем у тех кто настроен позитивно.

С учётом того, что человек появился через миллиарды лет после большого взрыва, то в нашей вселенной первична материя.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • 20 век характеризуется формой научно технического прогресса
  • 20 02 на часах значение ангельская нумерология в отношениях