26 какая категория является парной по отношению к категории система

ПАРНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление, единичное и общее.

Причина и следствие. Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину.

Причину нельзя путать с условиями и поводом. Условия – это совокупность факторов, влияющих на появление следствия, но непосредственно не порождающих его. Повод также не порождает следствие, но определяет момент его возникновения.

Причинные связи существуют объективно и порождаются материей, материальными взаимодействиями. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины.

Данные категории нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от конкретных условий, т.к. не существует абсолютной случайности или необходимости. Одно и тоже событие может в одних условиях быть случайным, а в других – необходимым. Чем больше учитывается условий, тем меньше остаётся случайностей. Но учесть все условия невозможно в принципе. Для этого пришлось бы полностью познать бесконечный, меняющийся мир. Всегда может повлиять неучтённый фактор и произойти случайное событие.

Необходимыми связями являются законы, но и они зависят от условий. В реальности условия могут измениться, могут повлиять неучтённые условия, и тогда закон не реализуется.

Необходимость и случайность объективны. Они зависят от условий, но не зависят от наших знаний об условиях. Т.е. объективно, независимо от наших знаний, в данных условиях какие-то события происходят неизбежно, а какие-то случайно.

Для описания степени случайности или необходимости события применяется категория «вероятность». Строго говоря, необходимостью является событие, вероятность которого в данных условиях равна 1. С уменьшением вероятности событие становится всё более случайным.

Необходимость и случайность взаимосвязаны, переходят друг в друга. Случайное на одном этапе развития может стать необходимым на следующем этапе, и наоборот. Например, случайные признаки, появившиеся у животных в результате мутации, могут закрепиться в эволюции и станут появляться с неизбежностью.

Случайность может выступать формой проявления необходимости, потому что необходимость реализуется через массу случайностей. Например, вероятностно-статистические законы описывают такие закономерные связи, которые реализуются посредством огромного числа событий, каждое из которых в отдельности является случайностью.

Важнейшей задачей человека является познание необходимости, только так можно открывать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время надо уметь предсказывать и случайности.

Возможность и действительность. Возможность – это то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Действительность – это реализованная возможность. Возможность и действительность объективны. Т.е. независимо от наших знаний в данных условиях могут быть возможны несколько событий. Какое из них реализуется – будет зависеть от дополнительных условий.

Возможность и действительность переходят друг в друга. Возможность становится действительностью, а новая действительность создаёт новые возможности.

Количественной мерой возможности является вероятность. Вероятность характеризует пределы, в которых существует возможность, по шкале от «0» до «1». «0» – точка превращения возможности в невозможность, «1» – неизбежное превращение возможности в действительность. Вероятность – это мера необходимого в возможном.

Виды возможностей: 1) Абстрактными называют возможности, для которых условия реализации могут сложиться в будущем. Конкретными называют возможности, для которых условия реализации уже сложились. 2) Реальными называют возможности с высокой вероятностью реализации. Формальными – возможности с низкой вероятностью.

Чем больше возможностей открывает человек, тем больший выбор получает и становится более свободным. Человек должен учитывать и реализовывать прежде всего реальные, конкретные возможности. Но в тоже время не упускать и более отдалённые, абстрактные и формальные возможности.

Например, юридические нормы регулируют общественные отношения, упорядочивают их, т.е. являются их формой. Любой закон, как форма, должен соответствовать реальным условиям общественной жизни, которые постоянно меняются. Поэтому законы необходимо время от времени менять, приводя их в соответствие с изменившимися общественными отношениями. Формалистами называют людей, которые жертвуют содержанием ради сохранения формы.

Проблема соотношения формы и содержания остро стоит в искусстве. Эстетика – это прежде всего наука о красоте форм. Спор о жанрах и стилях в искусстве – это спор о наилучших формах для выражения определённого содержания. Например, одно и тоже литературное произведение в разных театрах может быть поставлено в совершенно разной форме. В кинематографе работа сценариста относится к определению содержания, а работа режиссёра, оператора, актёров – к выбору формы для данного содержания.

Сущность и явление. Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы.

Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление существенно, т.е. выступает проявлением какой-то сущности.

В разных условиях, взаимодействуя с разными объектами, одна и та же сущность обнаруживается в разных явлениях. Например, электрический ток, сущностью которого является упорядоченное движение электрически заряженных частиц, в разных условиях обнаруживает себя в различных явлениях – в тепловых, магнитных, химических.

Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами. Бесполезно лечить симптомы болезни, если неизвестна её сущность. Но сущность всегда скрыта, а явления могут вводить в заблуждение. Например, головная боль может быть проявлением разных болезней, и диагноз может оказаться неправильным. Сущность может иметь несколько уровней. Процесс познания идёт от описания поверхностных явлений к познанию всё более глубоких сущностей.

Единичное и общее. Единичное – это отдельный объект, со всеми индивидуальными признаками, составляющими его качественную и количественную определённость, отличающими его от любых других объектов. Общее – это объективно существующая общность конкретных предметов и их признаков. Единичное является частным случаем, примером общего. Железо, медь – единичное, металл – общее. Понятия «единичное и общее» нельзя путать с понятиями «часть и целое». Например, электрон и атом – это часть и целое, а электрон и элементарная частица – это единичное и общее.

Для связи единичного и общего используется категория особенное. Особенное для единичного выступает как общее, а для общего как единичное Например, если медь – единичное, а химический элемент – общее, то металл – особенное.

Единичное, особенное, и общее существуют объективно, независимо от сознания людей. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, благодаря которым он становится неповторимым. Но, в тоже время, он обладает чертами, делающими его похожим на другие предметы. В некоторых предметах преобладает единичное, и они уникальны. В других предметах преобладает общее, и они являются типовыми, стандартными.

Единичное и общее взаимосвязаны и переходят друг в друга. Единичные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а в дальнейшем – общими. Возможен и обратный процесс. Эту диалектику необходимо учитывать при рассмотрении общественного развития. Надо диалектически сочетать общие законы развития общества и индивидуальные особенности той или иной страны.

Процесс познания может идти как от единичного к общему (абстрагирование), так и от общего к единичному (конкретизация). Важнейшей задачей науки является познание общего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие. Отличие философии от частных наук состоит в том, что она изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Сущность философского понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

Диалектико-материалистическая философия доказывает, что материя существует объективно. И задача человека – познать материальный мир, его законы, а также свой собственный внутренний мир, своё сознание.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на изменение природы и общественной жизни. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию

2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Истина – это знания, которые соответствуют действительности. Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности.

Сложной проблемой является выбор критерия, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. Прагматизм (англо-американская философия) предлагает считать критерием полезность знания. Т.е. истинным является то, что приносит пользу. Конвенционализм считает критерием общепризнанность знания. Т.е. истиной является то, с чем согласно большинство. Это ошибочные критерии. Другие критерии истины: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

Источник

Категории диалектики

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз нания, познания и других аспектов действительности через:

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

мышления ), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные

свойства, связи отношения природы, общества и мышления.

субъекта и процесса их взаимодействия.

Особенность FK в их предельной абстракции. В сочетании и взаимодополнении

категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий способных

отражать подвижность противоречивость бытия.

В мышлении разных эпох складываются различные понятийные схемы. Философия

сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы,

осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е.

мышление превращает их в четкие, осознанные определения.

Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более

наука, чем более развита система категорий её.

Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система

категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы

Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы

1.Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий

и сознания: «материя», «связь», «движение», «развитие», «отражение»,

2. Группа характеризующая проблематику познания мира, «познание»,

«объект», «субъект», «образ», «чувственное», «рациональное», «истина»,

3.Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики: «тождество»,

«различие», «противоположность», «противоречие», «борьба», «количество»,

«качество», «мера», «отрицание».

4.Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так

называемые парные категории.

Категории несут ряд функций:

1я научно-познавательная, категории закрепляют

достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения

реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности.

3я методологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.

Мы рассмотрим четвертую группу, парные категории, которые образуют основные

Условно мы их разделим на 2 большие группы.

Первая выражает «устройство», организованность, бытия, е-о, ф-е.

Вторая выражает всеобщие связи детерминации «с-я», «п-с», «н-с», «в-д».

Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из

гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь

единичными видами, предметами мира.

совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному

предмету сторон, черты свойств.

временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем

самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их

«С-т Бандура», «ст Железнов»

Но во всяком отдельном, единичное ( как в проявлении материи ) есть

принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой

суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является

повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое

общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (

т.е. указывает на отличительные признаки).

Философы по разному рассматривают общее:

1. Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее

имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является

источником развития отдельного.

3. Единичное тесно связано с другим единичным.

4. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.

Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

5. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного.

Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.

для уяснения закона развития объекта (воинского коллектива, процесса военной

подготовки, боя и маневра) необходимо искать общее (некоторые свойства,

качества). Если это удается, то мы вскрываем сущность процесса, выявляем

Офицеру в преподавании военных дисциплин приходится создавать образ объекта,

дав определение ядерного взрыва руководитель занятия набором качеств и

наземного ядерного взрыва бомбы определенной мощности (т.е. из общего понятия

путем общих понятий можно дойти до отдельного).

Такие формы мышления (и методы познания) как индукция и дедукция на прямую

связать с диалектикой:

Е®Ос®Об при индукции

Об®Ос®Е при дедукции.

Форма и содержание.

Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не

форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф.

состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер

являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной

совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют

элементы вещи и их взаимодействие.

Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая форма

1. Ф и С взаимосвязаны.

Но она не одинакова:

© Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает

разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых

явлений: отражение их внешних и внутренних форм.

© Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или

замедлить его или соответствовать ему

©Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает (

отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание

© Развитие обеспечивается отрицанием формы

В деятельности офицера важно учитывать эту диалектику:

Каждые проводимые офицером занятие должно быть облечено в соответствующую

форму (лекция, практическое занятие), смещение формы не позволяет содержанию

Изучая психику военнослужащего командир исследует нормальную форму (

документация, внешний вид, строевая выправка) через которые раскрывается

содержание психики, внутренний мир человека, личности.

Не правда ли пословица » встречают по одежке, провожают по уму » отражает эту

Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ.

Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее, а

Но с самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира.

Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что

существует по вине формы.

определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его

Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается

случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее

— это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики

того или иного предмета.

И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом сущность

1. Сущность и явление неразрывно связаны ( сущность является, явлением

сущности, но никогда полностью не совпадает );

Сущность военного командира Одна и та же

проявляется через развитие явления: проявляется

© требования в повседневности явления,

© инициатива в деятельности восприятию

стороной, в зависимости от

Сознание как явление выступает Одно и

тоже явление может

быть следствием разных

© как высшая форма отражения сущностей

© как способ регуляции и

3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер.

явления, поверхностный субъективный образ явления.

В военном деле использование этой особенности позволило заниматься

маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как

демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостью

определяемой как способность некоторых воспитуемых «пускать пыль в глаза», «

Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной

4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует

5. Сущность и закон понятия одно-порядковые.

6. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание (

от Я к С, от С1п ® С2п ) вскрыв сущность посмотреть её

проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде

процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин,

законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления

человеческих знаний ( Земля плоская на китах, шар, геоид).

внешне выражает сущность.

Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ.

со времен активности порождают категорию причины.

другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов

порождающие соответственные изменения ).

— философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных

условиях с необходимостью вызывает другое явление.

порождается в результате взаимодействия вещей.

2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер (

данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )

3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (

4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором

происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.

5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени,

это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но

понимать надо относительно ибо перерыва нет )

6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко

спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.

Какова диалектика П и С.

1. П может вызывать одно следствие, много следствий

множество причин может вызвать одно следствие.

2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление

может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но

связь П®С необходима.

3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает

следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину.

a) По внутреннему содержанию процессов:

© материальные и идеальные

©энергетические и информационные

©физические, биологические, химические и социальные

б) По способу проявления:

в) По познавательным основаниям:

©главные и второстепенные

©объективные и субъективные

©внутренние и внешние

©существующие и несуществующие

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте

категориями «рок» и «судьба» возникли и эти категории. Сегодняшнее этих

их закономерное изменение и развитие.

— это результат постоянных причин, вызывающих в данных

условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен

— это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у

объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в

нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти.

— это такая связь между явлениями, когда появление первого явления

необязательно вызывает появление другого явления.

— это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях,

но реализуется только одна.

необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие

отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.

2.) Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже

явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно

и тоже явление есть единство Н и С.

3.) В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С

и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное.

4.) В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это

проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость

обнаруживается в результате больших количеств случайностей.

от 0 до 1, от невозможности до достоверности.

5.) Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма

проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер.

Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть

дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами.

В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать

необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности

законов развития общества.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем,

образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то

чего нет, но могло бы быть.

— отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при

определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто.

включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю

2.Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия.

3.Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше.

Реальные : от условий реализации:

? абстрактные ( нет условий )

от результата реализации:

по категориям: в сути и в форме.

в явлении и содержании

от вероятности: с > вероятностью

в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает её

неисчерпаемость. В ® Д ® В

Реализация В противоречива, что затрудняет простое предвидение.

Возможность действительна, действительность возможна.

Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою очередь

порождает новые возможности.

Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии явлений

Д, определять степень вероятности той или иной возможности, предвидеть

2. Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма

3. Парные категории диалектики выступают законами диалектики,

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • 26 кадр право и организация социального обеспечения
  • 26 июля 1969 года указом вс ссср утвержден голубой подбой в военной форме одежды вдв