3 х частная форма в музыке это

3 х частная форма в музыке это

Определение. Общая характеристика

Простая трехчастная форма – это симметричная форма из трех частей, где I часть – изложение основной темы, II часть – середина, III часть – реприза. Схема: А А1 А или А В А.

Безрепризная трехчастная форма встречается редко. Характерной чертой простой трехчастной формы является то, что реприза целиком повторяет начальный период, а не одно предложение, как в простой двухчастной форме.

I часть – период любой структуры, как модулирующий, так и немодулирующий.

II часть может быть трех типов, отсюда и три разновидности простой трехчастной формы:

В середине однотемной трехчастной формы происходит развитие тематического материала I части (тип изложения – развивающий ⇒ структура периода отсутствует. Например: Бетховен. Соната № 20, Менуэт со схемой формы А А1 А).

Середина контрастной трехчастной формы содержит изложение новой темы (если тип изложения – экспозиционный) или тематизма (если тип изложения – развивающий). Поэтому структура периода возможна при ЭТИ и невозможна при РТИ. Примеры: Мусоргский. «Два еврея» из «Картинок с выставки»; Бетховен. Соната № 7, Менуэт со схемой формы А В А.

Середина смешанного типа сочетает развитие материала I части с новыми тематическими элементами. Структура периода отсутствует. Пример: Бетховен. Соната № 2, ч. III.

III часть – реприза может быть точной и измененной.

Точная реприза повторяет I часть без изменений. Измененная реприза может быть: варьированной;

Варьированная реприза разнообразит повторение I части, не меняя ее образно-жанровой основы. Варьироваться могут фактура, ритм, динамика, гармония. Пример: Бетховен. Соната № 20, Менуэт.

Динамизированная реприза вносит коренные, качественные изменения в первоначальный образ, представляет собой новый уровень напряжения. Пример: Мендельсон. Песня без слов № 27, е-moll.

Синтетическая реприза сочетает материал I части с элементами середины. Пример: Мусоргский. «Два еврея» из «Картинок с выставки».

Кульминация в форме помещается в конце середины (в однотемной трехчастной форме) или в репризе.

Повторение частей. Особые виды простой трехчастной формы

Обычно повторяется отдельно I часть, а II и III – совместно (эта традиция идет от повторения частей простой двухчастной формы). В зависимости от вариантов повторения сложились особые виды простой трехчастной формы.

I часть середина реприза

1 предл. 2 предл. повт. 1 предл.

Вступление, кода. Применение простой трехчастной формы

Для вступления и коды типичны небольшие масштабы. Тематизм их разнообразен вплоть до самостоятельного. Тип изложения обычно заключительный.

как составная часть входит в сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, используется как номера в операх, балетах,как

Источник

Простая 3-х частная форма

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из 2 или 3 частей (возможны повторения), каждая из к-рых не сложнее периода.

Возникли в песенной и танц. музыке в 13 в. (другое назв. — песенные формы). Широко распространены поныне типы гомофонных П. ф., выработанные композиторами венской классической школы.

Используются в вок. и инстр. музыке как формы самостоят. произв., формы изложения темы, а также частей более крупных и сложных форм.

П. ф. различают по количеству частей на 2- и 3-частные, по виду 2-й части — на развивающие и контрастные; возможны вступление и кода. 1-я часть П. ф. — всегда период (обычно нормативный квадратный).

3-частная П. ф., как правило, имеет середину развивающего типа, для к-рой характерны тонально-гармонич. неустойчивость и мотивное развитие (1-я часть скерцо 3-й фп. сонаты Бетховена). Контрастная середина на новой теме бывает устойчивой (период в пьесе «Патер Лоренцо» из фп. цикла «Ромео и Джульетта» Прокофьева) и неустойчивой (предложение, развитие и предыкт в «Отзвуках театра» Шумана); наличие контраста роднит 3-частную П. ф. со сложной. 3-я часть 3-частных П. ф. за редким исключением представляет собой ясно выделенную репризу (часто изменённую).

Многие формы, которые в равной мере можно отнести и к 3-частной и к 2-частной репризной П. ф., принято называть простыми репризными формами (1-я часть Andante 15-й фп. сонаты Бетховена).

3-частная П. ф. имеет неск. разновидностей:
трёхпятичастная, образующаяся от повторения середины и репризы, иногда с незначит, изменениями (Муз. момент h-moll Рахманинова) ;
двойная трёхчастная — подобная трёхпятичастной, но с гармонич. и структурными изменениями, сближающими форму с рондообразной (3-й ноктюрн Листа);
3-частная форма с тональной репризой (Ариозо Онегина из оперы «Евгений Онегин»).

В 3-частных П. ф. возникают черты сонатности при транспозиции в репризе дополнения к модулирующему начальному периоду (трио 3-й части симфонии g-moll K.-V. 550 Моцарта) или при транспонированном воспроизведении в коде материала середины (А. Н. Скрябин, поэма для фп. ор. 32 № 1).

Источник

Топоров В.Н

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Способин: «Простой 3-частной называется форма, 1 часть которой – период, средняя часть – также период или ряд построений серединно-разработочного характера, 3 часть является репризой первой части».

Простая 3-х частная форма

Простая 3-частная – это форма, состоящая из 3 частей, каждая из которых обычно не сложнее периода (Мазель, Холопова).

3-частная – одна из самых универсальных по содержанию форм, получившая широкое распространение в инструментальной и вокальной музыке. Она позволяет создать пьесу сравнительно большого масштаба с более контрастным и многосторонним развитием образа, чем форма периода.

Музыкальный классицизм утвердил такие зеркально симметричные формы в качестве эталона (в эпоху барокко эталонной считалась 2-частная).Совершенство этой формы, как определялось французской музыкальной эстетикой, связано с ее симметрией и завершенностью. А в немецкой эстетике 18 века части 3-частной формы воспринимались по риторической формуле: 1 часть – изложение мысли, 2 часть – обсуждение мысли, 3 часть – возвращение и утверждение первоначальной мысли.

Простая 3-частная близко примыкает к двухчастной репризной. Но середина и реприза здесь – это два самостоятельных этапа, причем реприза воспроизводит весь 1 период, а не его часть.

В зависимости от того, что представляет собой середина, различают 2 разновидности простой 3-частной формы: однотемная и двухтемная (по другой классификации – с развивающей серединой или контрастная).

Область применения: инструментальная миниатюра (например, прелюдии, этюды, ноктюрны, отдельные пьесы), романсы, части фортепианных сюит и циклов, часть более крупной формы (сложной 3-частной, рондо, вариаций, одна из партий в сонатной форме), номер классического балета, вокальный номер в опере.

Его отличает экспозиционный тип изложения. В отличие от простой 2-частной, в этом первом периоде часто встречается расширение. Заканчивается первая часть в основной тональности каденцией (полной, реже половинной) или модулирует в тональность середины:

· Чайковский. Хор «Девицы-красавицы» («Евгений Онегин»), A-H,

· Бетховен. Соната 1, Менуэт. Период из 3 предложений.

Некоторыми особенностями отличаются простые формы в романсах. Структура первого периода бывает более свободной, неквадратной, он чаще, чем в инструментальной пьесе, заканчивается половинной каденцией. Все это обусловлено связью с текстом, который вносит в построение значительную смысловую завершенность и ясность.

Вторая часть (середина). В 3-частной форме редко соблюдаются пропорции между частями, характерные для 2-частной формы. Середина может быть равна 1 части, превышать ее размеры или быть намного меньше.

· Шуман. «Эстрелла», 12+16+8,

· Бетховен. Соната № 20, 8+4+8,

· Шопен. Мазурка ор 17, 4 (маленькая середина),

· Рахманинов. Концерт № 2, 2 часть (большая середина).

В самом простом случае середина может представлять точную или варьированную транспозицию темы первой части в побочную тональность. Такая 3-частная форма называется однотемной:

· Вебер. Вальс D-dur из оперы «Вольный стрелок»,

· Шопен. Мазурка D-dur ор. 33 № 2.

Середина – гармонически неустойчивый раздел, начинается на неустойчивой гармонии или в подчиненной тональности. Завершается середина на доминанте главной тональности или на тонике доминантовой тональности. Для середины характерен развивающий тип изложения, т.е. неустойчивость, секвенции, отклонения, органный пункт на доминанте. Иногда вводятся полифонические приемы развития: канон, имитация и др.

Чаще встречаются середины, которые строятся на развитии тематических элементов 1-го периода.По сути– это мотивная разработка экспозиционной темы, редко – связка. Развивающая простая 3-частная (можно сказать «разработка, замкнутая повторностью») имеет важное качество – сквозное развитие: в начальном периоде обычна модуляция, середина продолжает тональное развитие, в 3 части также будут заметные изменения (так простая 3-частная унаследовала черты старинной 2-частной формы, для которой характерен непрерывно-сквозной тип развития). Часто в развивающей форме середина – мост-связка между крайними частями:

640 1

· Бетховен. Соната № 1, Менуэт, 1 часть.

· Шопен. Мазурки ор. 33 № 3 (середина – повторенный с вариантом период); ор. 59, № 1 (а также №№ 4, 11, 16, 18, 24, 28, 37, 40, 43), Ноктюрны № 4, 20,

· Шуман. «Карнавал»: «Благородный вальс» (Vаlse noble),

· Глинка. Романс «Ночной зефир»,

· Рахманинов. Прелюдия № 1, cis-moll,

· Шуберт. Цикл «Зимняя дорога»: «Весенний сон»,

· Чайковский. Интродукция к «Пиковой даме»,

· Прокофьев. Мимолетность № 4,

· Чайковский. Симфония № 5, ПП 1 части (она состоит из 3 тем, объединенных лирическим характером).

Возможны и переходные типы середины: совмещение контрастного нового материала с неустойчивостью, подобной развивающей части:

Существует тип составной середины, т.е.состоящей из 2 и более тем:

· Шопен. Мазурка gis, ор. 33 № 1 (развитие первой темы и новая тема в H-dur),

· Шопен, Ноктюрн cis-moll (посмерт.), с двумя темами в середине.

Основная цезура 3-частной формы (полный совершенный каданс) находится на грани между 1 и 2 частями, а перед репризой грань смягчена предыктом, неустойчивой доминантовой гармонией. Но есть и другие примеры – начало середины не представляет яркое событие, и смягченный переход может быть между 1 и 2 частями, а к 3 части – резкий переход:

· Даргомыжский. «Мне грустно».

Третья часть простой 3-частной формы – реприза. Это самостоятельный раздел, утверждающий основную тему и тональность, Ее функция – завершение формы, создание зеркально-симметричного равновесия формы.

Помимо резюмирующей функции, реприза иногда становится участком нового развития (тематического и динамического). В связи с таким разнообразием целей реприза имеет много разновидностей.

Точная реприза:

· Шопен. Полонез A-dur, 1 часть.

Точная (буквальная) – может не выписываться, обозначается Da capo.

Варьированная, причем средства варьирования могут быть разными – мелодические, фактурные, ритмические, с заменой лада. Иногда реприза обогащена элементами полифонии:

* Дебюсси. «Лунный свет»,

* Шопен. Этюд № 3 (вместо периода – предложение),

* Шопен. Ноктюрн № 13, 1 часть,

* Бетховен. Соната № 10, финал, тема рефрена,

· Бетховен. Соната 1, Менуэт, 1 часть,

· Совершенно меняет облик новая гармония и фактура в Мимолетности № 2 Прокофьева,

· Уникальный случай – зеркальная перестановка темат-х элементов в Мазурке Шопена № 28.

Структурные изменения: усечение

— вместо периода повторного строения – период

* Шопен, Ноктюрн cis-moll (посмерт.) – 12 тт. вместо 8+8,

— вместо повторенного периода – однократный:

* Шопен, Этюд C-dur ор.10,№7,

* Этюд fis-moll, ор.25, №2.

— вместо двойного периода – простой:

* Шопен. Прелюд d-moll, № 24.

С расширением. Репризный период более развитой, чем в экспозиции:

· Бетховен. Соната № 4, 3 часть (1 предложение =8 тт, 2 предложение с разработкой = 36).

Расширение реприз впервые получило применение у Шопена (например,

· Экспромт f-moll, Фантазия-экспромт, Этюд f-moll).

— Новая волна нарастания в репризе:

— появление громкостного и фактурного усиления, но без внутренней переработки образа:

* Рахманинов. Прелюдия № 1;

Реприза тональная, т.е. в основной тональности, но на новой теме.

Такие формы встречаются в вокальной музыке, оперной:

· Мендельсон. Песня венецианского гондольера g-moll, № 6 (форма АВС, а основная тема напоминается в коде).

Такую форму иногда называют безрепризной 3-частной (АВС, АВА1, АА1В – вариантность без контрастов или вариантность, замыкаемая контрастом, даже с чертами сюитности). Эти формы часто встречаются среди старинных танцев (например, гальярды) в творчестве Берда, Булля.

· Григ. Спрингданс ор 38 №5, где 2 часть – типичная доминантовая середина, но в 3 части – новая мелодия, лишь ритмически родственная теме 1 части.

Третья часть в такой форме имеет функцию завершения, репризности, если есть интонационные связи с 1 частью, повторение тонального плана, или отыгрыш, или новая тема в том же характере, что и первая:

· Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама».

* Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна»,

* Мендельсон. Песня без слов №№ 1, 7, 30.

Динамизированная реприза. В эпоху романтизма появляются миниатюры в простой 3-частной форме с различными модификациями структур. Разнообразное применение получили динамические формы, где начальный музыкальный образ существенно изменяется: из сдержанного становится взволнованным, из лирического – драматическим; из скорбного – ликующим. Это вид репризы (на нее приходится кульминация), где качественные изменения подняли музыку на новую ступень напряжения и создали в произведении единую линию сквозного развития. Они особенно характерны для произведений Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

· Рахманинов. Прелюдия № 1, cis-moll,

· Чайковский. Ариозо Ленского, 1 картина,

· Чайковский. Романс «Забыть так скоро»,

· Бетховен. Соната № 15, 1 часть.

Простая 3-х частная форма может иметь вступление и коду. Вступление к простой 3-частной форме чаще указывает на повествовательно-балладный характер пьесы:

· Шопен. Прелюд cis-moll.

Кода – заключительное построение, нередко начинающееся вторгающимся кадансом в главной тональности. Чаще всего в коде кратко резюмируется, а затем растворяется в общих формах движения (гаммообразных) главная или единственная тема. Характерна устойчивость (утверждение Т, органные пункты), которая направлена на свертывание развития и снятие напряжения:

* Чайковский. «Осенняя песенка».

Как в простых 2-частных, так и в простых 3-частных возможны повторения частей: 1 период отдельно и вместе вторая и третья части. Формула АВА+ВА. Эта структура называется

3-5 частная:

* Бетховен. Соната 1, Менуэт (а(а)ва ва),

* Глинка. «Ночной зефир» (АВАВА).

Но, если при повторении частей тема транспонирована в другую тональность или имеют значительные изменении темы, по сравнению с первоначальным проведением, то такого рода форма называется двойной 3-частной. Сравнительно редко, но середины также могут изменяться при повторении:

· Лист. Ноктюрн «Грезы любви» (а + в + а1 + в1 + а2 + кода).

Такие формы больше характерны для композиторов-романтиков, соединявших куплетные повторы материала с активным поэмным его развитием:

· Шопен. Ноктюрн ор.27 № 2 (однотерцовое соотношение тональностей двух середин, тематический синтез в последней репризе, кода).

Редкий вид – тройная 3-частная:

*Шуман. «Эвзебий» (А (аа) ВА1В1А2В2А3), где период из 2 тождественных предложений (4+4) при дальнейшем повторении становится одним предложением в функции периода.

Достигаются значительные изменения в фактуре, динамике также при повторении середины.

Историческое развитие 3-частной формы. Появилась довольно давно, но уступала формам развивающим, вариантным, контрастным, т.к.реприза медленно завоевывала место среди норм музыкального формообразования. но простая 3-частная форма оказалась очень гибкой, способной применяться к различным типам образно-тематического содержания. Среди наиболее старых образцов применения: часть мессы – «Аллилуйя» в безрепризной 3-частной, танцы для виолы (14 в.), песни Г.Сакса (16 в.).

Расцвет 3-частной начинается с эпохи венского классицизма. Форма отвечала классическим требованиям соразмерности, и в то же время создавала возможности для тонального и тематического развития. Одно из завоеваний стиля – тематические и структурно переработанные репризы.

Эволюция формы в 19 веке шла к произведениям самостоятельного характера., от малых форм к масштабным, от точной репризы к ее динамизации, к тональной перекраске, варьированию. В творчестве композиторов-романтиков появляются простые формы большого масштаба:

* Рахманинов. Концерт № 2, 2 часть.

В ХХ веке при усложнившимся гармоническом языке остается соотношение каденций. Зато теперь решающую роль в создании целостности формы играет фактура, тембровая окраска, ритм и общая конфигурация ритмического рисунка.

Остались два коренных свойства 3-частной формы – ее стройность и строгость, простая и убедительная логика, с другой стороны – многообразие вариантов.

· Скрябин. Прелюдия ор 11, 7 – больше 3-частности (реприза-предложение, оно расширено).

· Шуман. «Отчего?» Середина развита, как бы в расчете на 3-частную, но зато реприза – это 3 проведения начальной фразы, форма ближе к 2-частной.

Встречаются другие примеры, в которых разделы формы и их функции можно трактовать по-разному:

Первые 8 тактов – сложный период, следующие 8 тактов звучат на тритон выше последней тоники. Эту форму можно трактовать и как 2-частную, где 4 такта в as-moll– включение (8+8, 4+10), и как 3-частную, где 8+ (8 и 4) +10, благодаря особенностям тонального плана.

Частая ошибка – если повторение выписано, то можно принять за период сумму 2 проведений одного предложения (но там полное тождество каденций) и принять 3-частную форму за 2-частную:

· Шопен. Ноктюрн ор 9, №2.

В спорных случаях в пользу 3-частной формы выступают следующие факторы:

— если реприза имеет форму полного периода,

— если она велика и динамизирована,

— развитая середина и наличие связки перед репризой,

— форма близка к 3-частной, когда в репризе одно предложение, но

масштабы в целом велики (особенно в музыке медленного темпа):

Источник

«Простая трёхчастная форма в детских произведениях П.И.Чайковского»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №1 «Ромашка»

«Простая трёхчастная форма в детских произведениях П.И.Чайковского»

Конушева Кристина Игоревна

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЫ …………………….

1.1 Понятие, структурные элементы, функции частей музыкальной формы.…………………………………………………….

1.2 Понятие простой трехчастной формы в музыкальном произведении………….………………………………………..…………

ГЛАВА 2. ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА В ДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАЙКОВСКОГО …. ………………………………

2.1 Пьесы Чайковского, написанные в простой трехчастной форме …..……………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

1) совпадению фаз, как минимум, двух из трех ритмов, обеспечивающему внутреннюю непротиворечивость формы;

Совпадение ритмических фаз образуется благодаря структуре, представляющей собой сочетание трех частей, соизмеримых с периодом. Поэтому и структурный ритм становится трехфазным, совпадая в границах либо с тематическим, либо с тональным, а иногда с тем и другим вместе.

Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. В качестве примера возможно рассмотрение оперы «Пиковая дама», циклов «Времена года» и «Детского альбома».

Объект исследования – простая трехчастная форма.

Предмет исследования – детские произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.

Цель исследования – рассмотреть произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.

Изучить научно-методическую литературу по теме исследования, определив понятие, структурные элементы и функции частей музыкальной формы;

Дать определение простой трехчастной форме в музыкальном произведении;

Выделить произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЫ

1.1 Понятие, структурные элементы, функции частей музыкальной формы

Под музыкальной формой (в широком смысле слова) понимается целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения [4].

Под музыкальной формой (в узком смысле слова) понимается строение (структура) музыкального произведения [4].

Форма каждого музыкального произведения индивидуальна. Однако наличие общих признаков в строении произведений позволяет выделить типы форм или общие композиционные схемы.

Протекая во времени, музыкальная форма является процессом. Этот процесс, который представляет по сравнению со структурой внутреннюю сторону музыкальной формы, называют формообразованием.

Темой называется индивидуализированный музыкальный материал, выражающий основную музыкальную мысль произведения (или его части).

Основным свойством темы является ее узнаваемость даже в отрыве от контекста.

В процессе становления формы тема развивается, проходя разные стадии.

В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах.

Мотив – это наименьшая часть темы, способная напоминать о ней, существуя отдельно от темы. Наряду с мотивами в теме можно обнаружить элементы, не обладающие свойством напоминания темы, но структурно сопоставимые с мотивом. Это так называемые немотивные образования [3].

Тема и мотив являются смысловыми элементами музыкальной речи.

Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.

Момент раздела между частями произведения называется цезурой. К признакам цезур относятся:

1) повторность мелодико-ритмических фигур;

3) ритмические остановки;

5) смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п. [7].

Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе. Сопровождение может не заключать в себе перерывов в момент цезуры в главном голосе.

Часть произведения, отделенная цезурами называется построением. Построение может окончиться в любом голосе только аккордовым звуком.

Мотив, являясь мельчайшим смысловым элементом музыкальной речи, оказывается и наименьшей структурной единицей. Границами мотива будут те, в рамках которых он сохранит характеризующую его способность напоминать о теме вне контекста. Типичный мотив содержит один метрический акцент [12].

Мотив может состоять из более мелких структурных единиц, называемых субмотивами.

Фраза является более развернутым построением, чем мотив. Она обычно содержит две метрически сильные доли. Однако и во фразе преобладающее значение имеет один главный акцент. Фраза может быть неделимой или представлять собой объединение двух, трех или четырех мотивов, когда конец одного мотива оказывается одновременно началом другого, и между ними нет цезуры. В вокальной музыке фраза часто выступает наименьшей структурной единицей вместо мотива [12].

К основным структурным элементам музыкальной речи относятся также предложение и период. Периодом называется наименьшая форма изложения относительно законченной музыкальной мысли в гомофонной музыке.

В наиболее типичном случае период состоит из двух построений (4-, 8-, 16-тактных), первое из которых заканчивается неполным (или полным несовершенным) кадансом, а второе – полным совершенным кадансом (в начальной или иной тональности). Между этими кадансами образуется функциональное тяготение на расстоянии: гармония серединного неполного каданса разрешается в гармонию заключительного полного каданса («Библия много света нам открыла», ПХ1, № 347, 1-8 тт.; «Ангельское пенье», ПХ2, № 85, 1-8 тт.; «В пещере мрачной», ПХ2, № 120, 3-18 тт.) [2].

Заканчивающиеся каденциями наибольшие части периода называются предложениями. Первое предложение обычно называют начальным, второе – ответным. Каждое предложение, в свою очередь, может состоять из двух фраз, а фраза – из двух мотивов.

Период описанного выше типа называют нормативным экспозиционным.

Изложение темы не всегда содержит период, и лишь в начале произведения гомофонно-гармонического склада (после возможного вступления) непременно имеется период. Изредка период встречается и в полифонических формах.

Независимо от общего количества тем в произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме. Существуют 6 функций частей формы [2]:

1) вступительная (вступление к основной форме или какой-либо ее части);

2) экспозиционная (изложение, т.е. первоначальное проведение темы);

3) связующая (связка между какими-либо основными частями формы);

4) серединная (построение, расположенное между двумя другими, чаще сходными по содержанию частями, развивающее предшествующий материал; важным частным случаем середины является разработка);

5) репризная (повторное проведение темы после нового раздела);

6) заключительная (заключительное построение к основной форме или ее части, следующее после окончания основной формы или ее части; в первом случае, если построение достаточно значительно, оно называется кодой, во втором – только дополнением).

Перечисленным функциям частей соответствуют определенные типы изложения музыкального материала. Основных типов изложения – три:

3) заключительный [3].

Экспозиционный тип изложения характеризуют устойчивость структуры и гармонии. В структуре преобладают замкнутые кадансами квадратные (четырех- или восьмитактовые) построения, или, по крайней мере, двутактовые построения. Реже встречается последование неквадратных структур (3 + 3, 5 + 5 и т.п.). Для гармонии характерны доминирующее положение основной тональности и тоники, гармоническая устойчивость. Этот тип изложения соответствует первоначальному проведению темы, а также ее репризному повторению [3].

Серединный тип изложения определяется неустойчивостью структуры и гармонии. В структуре преобладают дробные, разномасштабные построения, не завершенные устойчивыми каденциями. Для гармонии характерно избегание тоники, введение неустойчивых гармонических функций, отклонений, новых тональностей. Этот тип изложения соответствует серединным (развивающим) или связующим участкам формы.

Заключительный тип изложения характеризуется подчеркнутой устойчивостью и остановкой развития. В структуре преобладают повторения мотивов, ряд дополнений после ясно закончившейся основной части. Для гармонии характерна остановка движения, выраженная более редкими гармоническими сменами, введением органного пункта на тонике, плагальных отклонений, повторение устойчивых гармонических оборотов. Этот тип изложения соответствует коде или дополнению [7].

Что касается вступлений, то в них применяются самые различные типы изложения.

Иногда в конце серединных, связующих, а также вступительных частей дается особое построение, непосредственно подготовляющее вступление новой (или возвращение прежней) темы. В таком построении, называемом предыктом, господствует доминантовая гармония (часто и доминантовый органный пункт) той тональности, в которой начнется подготовляемая тема.

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

Одночастная форма (A)

Её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2. ). Примеры: частушки.

Двухчастная форма (AB)

Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента [13] (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным [13].

Трехчастная форма (ABA)

В простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом.

К примеру, пьеса «Баба-яга» детского цикла Чайковского написана в простой трехчастной форме.

Первая часть пьесы представляет собой квадратный период, состоящий из двух предложений (4+4), однотональный.

Вторая часть представляет собой построение типа переход, приводящий непосредственно к репризе.

Третья часть – повтор первой части на октаву выше с небольшим дополнением. Таким образом, это пример простой трёхчастной формы с серединой типа переход и динамизированной репризой [16].

Концентрическая форма состоит из трех и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А [3].

1.2 Понятие простой трехчастной формы в музыкальном произведении

Простой трехчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период, вторая часть (середина) – также период или ряд построений развивающего характера, а третья часть, в большинстве случаев, является репризой первой части [7].

Трехчастная форма одна из самых универсальных по содержанию. Если в эпоху барокко эталонной была форма из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы абсолютной музыки, ввела в качестве эталона зеркально-симметричную форму.

Совершенство трехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися источниками [2]: из французской эстетики заимствована идея симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками (сравнения Монтескье); из немецких философских установок – риторическая трактовка трехчастной формы:

А – изложение мысли;

В – анализ, обсуждение мысли;

А (реприза) – возвращение и утверждение первоначальной мысли.

Разновидности простой трехчастной формы (по Мазелю)[8]:

1. С контрастной серединой.

К примеру «Немецкая песенка» из «Детского альбома» Чайковского. Пьеса написана в трехчастной форме.

Первая часть состоит из двух предложений(4+4), неповторного строения. Так складывается однотональный период.

Во второй части появляется новый тематизм, но не выходит за пределы основной тональности.

Третья часть – реприза [17]. Таким образом, здесь отмечается простая трехчастная форма с контрастной серединой и точной репризой.

2. С развивающей серединой.

Здесь примером может служить «Сладкая греза» детского цикла Чайковского. Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть имеет форму классического периода: состоит из двух предложений, квадратный (8+8), в конце которого происходит модуляция в тональность доминанты. Во второй части развивается тематизм первой части. Третья часть реприза [16]. Таким образом, это пример простой трехчастной формы с развивающей серединой и точной репризой.

В.Н. Холопова выделяет следующие разновидности: однотемная и двухтемная [13].

Простая трехчастная форма близко примыкает к простой двухчастной репризной форме, т.е. повторяет в репризе материал первой части, но в отличие от двухчастной здесь повторяется весьначальный период (хотя цезура перед второй частью обычно глубже, чем после нее). I часть – период любого типа. В большинстве случаев середина не уступает по размеру начальному периоду, а чаще – превосходит. В такого рода серединах форма, как правило, не складывается, представляя собой ряд построений. С гармонической стороны середина неустойчива; в конце часто бывает предыкт к III части.

Середина типа развития может быть контрастной по материалу, но при этом развиваться, не образовывая структуры.

М. Бонфельд отмечает три вида развития материала (соответственно, три вида середин) [4]:

1. Связка – минимальный уровень интенсивности развития. Это сказывается в полном или почти полном отсутствии гармонического движения:

2. Продолженное развитие – для него характерно внутреннее интонационно-тематическое единство самого материала и способа его преобразования:

3. Разработочное развитие – всегда членится на разделы, отличающиеся друг от друга материалом или способом его преобразования:

Контрастная середина представляет собой экспозиционный период на новом материале. Это характерно в большей степени для танцев. Принципом соотношения между крайними частями и серединой в этом случае является сопоставление.

Возможна и составная середина из двух разных тем, иногда контрастных. При этом если каждая из них оформлена в виде периода, то форма целиком становится промежуточной между простой и сложной.

Реприза – повтор первой части. Реприза бывает [2]:

Первая часть – период квадратный (8+8), повторного строения, однотональный.

В третьей части пьесы (репризе) возвращается музыкальный материал первой части, настроение более умиротворенное [5]. Таким образом, форма пьесы – простая трехчастная с серединой типа переход и точной репризой.

2. Расширенная – никаких изменений, кроме величины, не возникает (Бетховен, первая часть скерцо фортепианной сонаты №2).

3. Сокращенная – масштаб ненамного сокращается, но также не возникает более никаких существенных изменений (Бетховен, Трио из менуэта фортепианной сонаты №1).

4. Варьированная (мелодически, гармонически, ритмически, фактурно, может быть с элементами полифонии, с подголосками).

К примеру, пьеса детского цикла Чайковского «Мама». Форма пьесы – простая трехчастная.

Первая часть представляет собой период. Со структурной точки зрения это период единого строения 8тактов; с гармонической – однотональный.

Вторая часть представляет период развивающего типа (4+4).

5. Динамическая (или динамизированная) (при сквозном развитии). В этом случае реприза совпадает с кульминацией, и вся форма становится динамизированной (Мендельсон, Песня без слов e-moll).

К примеру, «Неаполитанская песенка» детского цикла Чайковского написана с динамической репризой. Форма пьесы простая трехчастная.

Первая часть представляет собой неквадратный период(11+8), состоящий из двух предложений, однотональный.

Средняя часть, как и первая, квадратный период, состоящий из двух предложений (8+8), повторного строения, однотональный.

Далее следует заключительная часть – реприза с новым развитием тематизма первой части [1]. Таким образом, это образец простой трехчастной формы с развивающей серединой и динамизированной репризой.

6. Инотональная. При этом вступает тематическая реприза, но в подчиненной тональности. Главная тональность возвращается внутри периода постепенно (Метнер, Сказка fis-moll).

7. Изредка встречается ложная реприза: тема лишь начинается в подчиненной тональности, а потом целиком проводится весь период в основной тональности (Бетховен, соната №4, 2 ч.).

8. Реприза тональная, но не тематическая : АВС. Чаще всего встречается в вокальной музыке и связана с постоянным обновлением содержания (Чайковский, Ария Онегина).

9. Продолжающая : А А1 А2. Реприза продолжает развитие, начатое в середине. Часто можно встретить у Вагнера.

10. Синтетическая (или синтезированная ). Такая реприза соединяет материал первой и второй частей (Мусоргский, «Два еврея…» из «Картинок с выставки»).

12. Структурно превышающая реприза, где вместо периода дается простая трехчастная форма, а вся форма становится прогрессирующей трехчастной формой (термин В.А. Цуккермана [15]):

Чайковский, «Ромео и Джульетта», ПП

13. Рассредоточенная реприза. Характерна для Дебюсси. Два совпадающих классических признака репризы – проведение главной темы и утверждение главной тональности – здесь расщепляются (Дебюсси, «Дельфийские танцовщицы») [2].

Возможны случаи, когда трудно решить, что в репризе: предложение или сокращенный период. В этом случае форма называется простой репризной или двух-трехчастной (Бетховен, Соната №15, 2 часть).

В простой трехчастной форме могут быть вступление и кода. Иногда вступление содержит самостоятельный материал, может участвовать в последующем развитии. Кода по масштабам может быть значительной и, если форма с контрастной серединой, может подытожить материал [13].

В простой трехчастной форме могут быть повторы частей. Обычно повторяется отдельно первая часть, а вторая – вместе с третьей. Как правило, вторая часть отдельно не повторяется.

Область применения формы:

1. Форма самостоятельного произведения – самая распространенная.

2. Как часть более сложной формы – сложной трехчастной, темы рондо или вариаций, изредка – ГП сонатной формы [7].

ГЛАВА 2. ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА В ДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАЙКОВСКОГО

2.1 Пьесы Чайковского, написанные в простой трехчастной форме

Возвращается музыкальный материал первой части пьесы (реприза). И хотя формально ноты здесь те же, нельзя не почувствовать душевной усталости после драматических коллизий средней части. От исполнителя требуется эмоциональная чуткость, чтобы передать тончайшее различие в том, что формально выглядит идентичным.

Некоторые пьесы цикла написаны в сложной трехчастной форме. При этом, у Чайковского в этом цикле эта сложность относительная. Во всяком случае, имея это простое руководство, можно с первого прослушивания довольно свободно ориентироваться в построении каждой пьесы, и тогда полнее можно будет охватить ее музыкальное содержание[16].

К примеру, пьеса «Святки» цикла «Времена года» написана в сложной трехчастной форме с кодой, но, при этом первая часть (A) (пьесы такты 1–87) представляет собой простую трехчастную форму: с (такты 1–39) — d (такты 40–55) — c1 (такты 56–87)[18].

Первая часть представлена в виде двух предложений повторного строения. Первое из них имеет квадратную структуру (8 тактов) и делится на две фразы. Второе предложение несколько расширено за счет повторения фраз литературного текста и тональной неустойчивости [10].

В целом «Хор гуляющих» имеет чёткую и законченную структуру.

«Марш деревянных солдатиков». Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего «Детского альбома» и объединяется с близкой с ней по содержанию «Игрой в лошадки». Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Первая часть представляет собой период. Со структурной точки зрения он квадратный (8+8), с тематической – период повторного строения, с гармонической точки зрения – однотональный. Вторая часть – середина развивающего типа. Третья часть – реприза, точно повторяет первую часть [16]. Таким образом, это образец простой трехчастной формы с развивающей серединой и точной репризой.

«Похороны куклы ». Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Пьеса вполне доказывает оправданность посвящения «Детского альбома» Р. Шуману: напрашивается ее сравнение с «Первой утратой» из «Альбома для юношества» Р. Шумана. При всей серьезности темы следует помнить, что композитор звуками создает впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать [16].

Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть квадратный период, повторного строения (4+4), однотональный. Повторение, которое указано композитором знаком репризы, необходимо выполнять, поскольку, если этого не сделать, будут нарушены пропорции всей пьесы. Заканчивается на неустойчивой гармонии – доминанте, что приводит к естественному дальнейшему развитию тематизма. Средняя часть представляет собой построение типа переход, тем самым подготавливая к наступлению репризы. Третья часть (реприза) во втором своем предложении отходит от буквального повторения музыки первой части [9]. Таким образом, это образец простой трехчастной формы с серединой типа переход и варьированной репризой.

Пьеса написана в простой трехчастной форме. Первая часть представляет собой квадратный период, состоящий из двух предложений (8+8), повторного строения на октаву ниже, однотональный. Средний раздел многими своими элементами вносит контраст после первой части пьесы (и обеспечивает такой же контраст при переходе к третьей части, поскольку она представляет собой буквальное повторение первой части). Далее следует построение типа переход. В репризе точно повторяется первая часть [17]. Таким образом, миниатюра написана в простой трехчастной форме с серединой типа переход и точной репризой.

«Песенка жаворонка». Это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти. Она вся от начала до конца пронизана птичьим пением [1]. Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть период. С тематической точки зрения повторного строения; с гармонической – модулирующий в параллельную тональность; со структурной точки зрения квадратный, состоящий из двух предложений (4+4) [5]. Средняя часть представляет собой построение типа переход. В средней части ничто не противостоит трехдольности: здесь мелодия не борется с аккомпанементом, а полностью с ним сливается. При таком господстве трехдольного метра начинает «просвечивать» наиболее любимая Чайковским его разновидность – вальсообразность. В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность [16].

Таким образом, можно сделать вывод, что многие пьесы «Детского альбома» написаны в простой трехчастной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

— во-первых, повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в нее, оценить незамеченные ранее художественные детали;

— во-вторых, повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

— в-третьих, повторение музыкального материала после изложения нового придает форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец».

Простая трехчастная форма имеет чрезвычайно широкое распространение вследствие ее гибкости. Разнообразное применение получила, в частности, динамическая простая трехчастная форма, способная передавать значительное развитие в произведениях сравнительно небольшого объема и часто содержащая существенную трансформацию музыкального образа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аннинская В. В. Анализ музыкальных произведений // Учебное пособие. Ульяновск: Музыкальное училище им. Г.И. Шадриной Ульяновского государственного университета, 2013.

Вайдман П.Е. «Детский альбом П.И.Чайковсого». М.: ВЛАДОС, 2012.

Давыдова К., Протопопов В., Туманина Н. Музыкальное наследие П. Чайковского. М. 2011.

Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений. М.: ВЛАДОС, 2014.

Малинина И. «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. М. 2013. С. 22.

Ручьевская Е. и др. Анализ вокальных произведений. М.: Музыка, 2012.

Способин И. Музыкальная форма. М.: Музыка, 2014.

Тюлин Ю. и др. Музыкальная форма. М.: Музыка, 2012.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • 3 х сторонний акт сверки
  • 3 х сторонний акт взаимозачета образец