48 субъекты идеологии ее носители формы проявления и уровни функционирования

Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований

Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

Идеология в широком смысле слова – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами.

Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты—от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности.

Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

Уровни функционирования:

· Теоретико-концептуальный уровень образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

· программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

· обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Идеология и политика. Основные функции идеологии.

Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия людей в осуществлении политики. Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.

Идеология, как правильно отмечают исследователи, является «действенным и незаменимым социальным инструментом, посредством которого вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей» (В.А. Мельник).

Основные функции идеологии:

Аксиологическая – производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.

Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.

Идеологию часто отождествляют с мировоззрением. Это действительно схожие явления, но все же они не есть одно и то же. Их подобие проявляется главным образом в том, что и одно и второе служат средством обеспечения ориентации человека в окружающей действительности.

Однако между ними существуют и принципиальные различия:

1) Мировоззрение и идеология различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это – понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентаций, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

2) В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Именно благодаря знаниям, прежде всего научным, человек лучше ориентируется и оценивает окружающую природную и социальную реальности. В содержании каждой идеологии также в той или иной мере присутствуют научные знания, но здесь они носят избирательный характер и используются с целью обслуживания интересов тех или иных групп людей.

Идеология, в сущности, есть особый тип верований, поскольку её постулаты принимаются носителями в качестве истинных без строгих доказательств.

Источник

Политическая идеология, ее структура, уровни и формы

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Структурными составляющими политической идеологии являются:1) политические идеи;2) политические теории, концепции, доктрины;3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;4) оценка политических процессов;5) гипотезы, лозунги, программы.

35. Функции политической идеологии:

 Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития.

 Прагматическая, или оправдывающая, функция. Она выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей.

 Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей.

10.Главные принципы и цели консерватизма.Неоконсерватизм.

Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии:1) Нравственный абсолютизм. Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей.2) Прагматизм. Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается неизменной. Они также против социального равенства, так как в природе не может быть людей равных по своим физическим, умственным и моральным качествам. Вследствие этого в обществе должна быть иерархия. Управлять в обществе и государстве должна элита, т.е. особо одаренные и способные люди.3) Традиционализм. Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отраженным результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах.Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism) — идеология той части консервативных политиков в США, которые выступают за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными к США режимами и установление в этих государствах демократии. Это направление появилось в начале 1970-х годов в рамках Демократической партии в связи с тем, что часть демократов была не согласна с недовольством большинства демократов войной во Вьетнаме и выражала скептицизм в отношении социальных программ «Великого общества». Хотя неоконсерваторы в целом являются сторонниками свободного рынка, они менее склонны возражать против вмешательства государства в жизнь общества (в частности, против увеличения налогов), чем традиционные консерваторы. В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неокон». [1] [2]

Источник

Билет 6 Политическая идеология, ее носители, формы и уровни проявления. Основные функции политической идеологии.

Понятие «политическая идеология»

Субъекты формирования и носители политических идеологии.

Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

Функции политической идеологии

Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей.

Уровни функционирования политической идеологии.

Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Билет 7 Идеология и политика. Теории деидеологизации и реидеологизации.

Идеология и политика

В современной науке под политикой принято понимать деятельность людей, связанную с реализацией ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов, средством которой выступают институты государственной власти. На основе общности интересов закономерно складываются группы людей, которые ставят перед собой определенные политические цели и действуют сообща по их достижению. Наряду с отдельными индивидами такие группы людей — социальные слои, классы, общности и их объединения — принято называть субъектами политических отношений или просто субъектами политики.

Идеология и политика, таким образом, неразрывно связаны друг с другом: если идеология есть форма выражения интересов определенных групп людей, то политика есть деятельность этих групп людей, направленная на реализацию своих интересов посредством использования государственной власти.

При определенном стечении исторических обстоятельств необходимое взаимодействие идеологии и политики может выходить за допустимые пределы. Если это выражается в полном подчинении политики определенным идеологическим постулатам, то такой процесс принято назвать идеологизацией политики. Если идеология превращается в служанку правящей в стране группы людей, т.е. подчинена исключительно задачам оправдания и обоснования любых их действий, то такой процесс называется политизацией идеологии.

Теории деидеологизации и реидеологизации

Реидеологизация – ответ на эти запросы. Это одновременно отрицание и своеобразное продолжение теории деидеологизации.

Сохранив основной тезис деидеологизации, авторы концепции реидеологизации исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы призвана дать идеология. Поэтому идеология становится постоянной задачей по самовоспроизводству общества.

Источник

Идеология и политика. Политическая идеология: понятие, носители, функции, формы институциализации, уровни функционирования

Рассматривая такой сложный социальный феномен, как идеология, видим, что она теснейшим образом связана с политикой. По образному выражению, политика немыслима без «одухотворяющего» ее идеологического воздействия. Таким образом, идеология – своеобразное духовное основание политики. Своевременно сформулированные идеи и идеологические доктрины позволяют разрабатывать необходимые разумные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.

Политика и идеология выступают как созидательная сила, мобилизующая людей выполнять поставленные цели. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Политическая идеология – это совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающая ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее. Специфика политической идеологии в том, что в ней выражаются: теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы; стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для достижения этих интересов; необходимость целенаправленных политических действий.

Специфика политической идеологии в том, что в ней выражаются:

-теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

-стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для достижения этих интересов;

-необходимость целенаправленных политических действий.

image018

Рис. Специфика политической идеологии

Носители политических идеологий – субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения). Формами институционального оформления политической идеологии являются общественные объединения (группы интересов, союзы, партии) и движения. Содержание идеологий закрепляется в социально-политических учениях, доктринах, концепциях и теориях.

image019

Рис. Носители политических идеологий

image020

Рис. Формы институционального оформления политической идеологии

Содержание идеологий закрепляется в социально-политических учениях, доктринах, концепциях и теориях.

Политика и идеология тесно связаны:

политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах,

идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы.

Вместе они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности.

Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит в конечном итоге идеологический кризис, но и любое общественное возрождение также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения новой системы ценностей.

Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики.

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт.

Во-первых, политика и идеология – это явления сознания.

Во-вторых, направленность на интеграцию общества: политика осуществляет это через социальные проекты; идеология – через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации власти.

Взаимодействуя, но, не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеология теоретически обосновывает политические решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, которые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией.

Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее исполнение, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие – выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Источник

Субъекты формирования и носители политических идеологии.

Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты—от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности. Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

Функции политической идеологии

Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития.

Прагматическая, или оправдывающая, функция. Она выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей.

Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей.

Уровни функционирования политической идеологии.

Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Билет 6

Идеология и политика. Идеологизация политики и политизация идеологии. Идеология и утопия.

Идеология и политика

В современной науке под политикой принято понимать деятельность людей, связанную с реализацией ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов, средством которой выступают институты государственной власти. На основе общности интересов закономерно складываются группы людей, которые ставят перед собой определенные политические цели и действуют сообща по их достижению. Наряду с отдельными индивидами такие группы людей — социальные слои, классы, общности и их объединения — принято называть субъектами политических отношений или просто субъектами политики.

Идеология и политика, таким образом, неразрывно связаны друг с другом: если идеология есть форма выражения интересов определенных групп людей, то политика есть деятельность этих групп людей, направленная на реализацию своих интересов посредством использования государственной власти.

При определенном стечении исторических обстоятельств необходимое взаимодействие идеологии и политики может выходить за допустимые пределы. Если это выражается в полном подчинении политики определенным идеологическим постулатам, то такой процесс принято назвать идеологизацией политики. Если идеология превращается в служанку правящей в стране группы людей, т.е. подчинена исключительно задачам оправдания и обоснования любых их действий, то такой процесс называется политизацией идеологии.

Идеология и утопия

Утопией будет любая система представлений, в основе которой лежит неприятие существующего социально-политического устройства и противопоставление ему другой общественной модели, полностью свободной от каких бы то ни было недостатков.

Существенный вклад в исследование феномена утопии внес К. Манхейм. Понятие утопии он считал однопорядковым и соотносимым с понятием идеологии, хотя и не тождественным ему.

Ныне общепринятым является понимание идеологии как формы выражения интересов и устремлений определенных групп людей вне зависимости от того, находятся ли эти группы в господствующем или подчиненном положении.

Что касается утопий, то ныне под таковыми принято понимать неосуществимые проекты общественных преобразований независимо от того, какие социальные субъекты их выдвигают или поддерживают. При этом принято различать абсолютные и относительные утопии.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • 47 простых форм кристаллов
  • 47 мм противотанковая пушка пюто образца 1937 года