академический рисунок штриховка по форме

Покоряем штрих. Теория и практика

Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.

Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975

Зачем штриховка концепт-художнику?

В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.

Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.

Что можно передать с помощью штриха?

Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.

Штрихом можно показать тон и светотень

На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.

Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.

Можно передать и текстуру

На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.

В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.

Штрих отлично показывает форму

Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.

Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.

Все вместе

В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.

Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.

Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.

Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.

В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.

Глубина создается за счет направленной штриховки.

А можно более современный пример?

Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.

Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.

Время для практики. Упражнения

Ставим руку

Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.

Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.

Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.

Добавьте цвета и уведите узор в градиент.

Какие еще узоры приходят вам на ум?

Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.

В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.

Экспериментируйте с линией

Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.

Например, можно попробовать слепое рисование контуров:

Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе

Работаем над формой и масштабом

Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.

Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.

Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.

Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.


Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе

Добавляем объектам объем

Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.

Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.

Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.

Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:

Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач

В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.

Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!

Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете

Решаем сложности перспективы

После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.

Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.

Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:

У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль

Постоянно развивайтесь!

Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.

Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете

Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?

Например, такие что-то такое.

Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников

Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.

Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее

Дополнительные материалы

Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.

Источник

Классическая или академическая штриховка карандашом

Автор: Юлия · Опубликовано 10.07.2018 · Обновлено 10.07.2018

Содержание урока

Штриховка карандашом по простой бумаге – основная техника рисунка. В этой статье узнаете, как штриховать рисунок классическим, или академическим, штрихом. Дело в том, что покрыть тоном рисунок возможно разной техникой, и штриховка карандашом бывает разная. Но именно эта техника является школьной, так сказать базовой техникой, которую следует постичь любому ученику.

Основные принципы штриховки

Правильная штриховка в академической технике предполагает следующие принципы:

1 1

%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5 %D0%B2 %D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B8 %D0%B7%D0%B8%D0%B3%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC

%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85

Как продлить ряд штрихов

Все кажется довольно не сложно, если у Вас один ряд штрихов, а если надо продлить и получается примерно так:

%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C %D1%80%D1%8F%D0%B4 %D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2

Как же избежать вот этой явной границы между рядами? Это самый сложный момент в штриховке. Главное, терпение!

Есть несколько способов избежать такого эффекта шва между рядами:

— первое, не заводите следующий ряд на предыдущий. То есть, ряды раздельные, следующий ряд начинается вплотную к предыдущему, но не находит на него. Хвостики предыдущего ряда как бы продолжаются штрихами следующего ряда. Следующий слой перекроет неровность.

%D0%BD%D0%B5 %D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5 %D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9 %D1%80%D1%8F%D0%B4 %D0%BD%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9

— второе, штрихи обычно получаются более жирными в начале и расходятся в тоненькую линию на выходе. Конечно, в идеале, следует делать равномерный на всем протяжении штрих. Но так не у всех получается и не во всех ситуациях годится. Так вот штрихи следующего слоя можно вести из прогалов предыдущих. То есть один ряд плавно сливается с других. Такой способ наиболее хорош.

%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%8F%D0%BC%D0%B8

— и третье – корректировка последующими слоями. Как бы ни была хороша теория и как бы Вы хорошо не отработали штрих, в полноценной работе косяков не избежать даже профессионалам. Ели у Вас первые два варианта срабатывают плохо, не везде корректно получается, то старайтесь корректировать последующими слоями.

Проблемы со штриховкой

С тем, как штриховать, у учеников часто возникают проблемы. Вроде бы в теории все понятно, но на практике получается очень волосато, грубо, из-за хаоса штрихов не видно формы предмета.

— В первую очередь, это происходит из-за отсутствия навыка штрихования. То есть, у человека мало опыта, рука не наработана, нет сноровки. Это проходит с практикой.

— Самая основная проблема – хаотичная и жидкая штриховка. Хаотичная – штрихи не по форме и с перекрестным направлением под большим углом или вовсе перпендикулярно. Жидкая – много прогалов, расстояние между штрихами очень большое.

— И третья проблема – неуверенная рука, которая боится сделать грубо и все делает очень серенько, смыто, неразличимо. Это противоположный вариант первого, и он хуже, чем неаккуратно, но штриховано. Не бойтесь сделать некрасиво, со временем будет хорошо! Надо не бояться, а штриховать, пусть и грубо, но уверенно.

Направление штриха и форма предмета

Как штриховать по форме? Вопрос в том, как накладывать штрихи, в каком направлении, и как это направление определять. Если у нас есть, например, грань куба, то понятное дело в пределах площади этой грани все штрихи идут в одном выбранном направлении и в каждом последующем слое штрих не меняет свое направление.

%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%BF%D0%BE %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5

Еще один совет, всегда штрихуйте от темных мест к светлым.

Другое дело, если поверхность скругленная, да еще меняет направление. Допустим, у нас есть конус, у него скругленная поверхность, то есть базовый штрих (основной, штрих первого слоя) должен идти по скруглению его формы. Например, так:

%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Но вопрос остается открытым, может выбрать другое направление? Например, заштриховать так:

%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0

Как выбрать направление штриха? Все дело в форме предмета и в том, как Вы эту форму чувствуете.

Наиболее подходит то направление штриховки, которое наиболее подчеркивает форму предмета.

То есть, выразительнее конус смотрится на первой картинке.

Если же у нас направление меняется, то и направление штриха плавно меняется. Например, в рисовании портрета карандашом это очень актуально. Линии лица постоянно меняют направления, имеют плавные скругления.

%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%BC

Если присмотреться, то направление штриха плавно меняется при изменении направления граней лица. Плавно скругляется от одного направления к другому.

%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0 %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F

Другие техники рисунка и как развить навык штриховки

Не следует примешивать к академической штриховке другие техники. Их много, но самые основные, которые часто портят академический рисунок это:

Эти способы наносить материал на поверхность листа хороши в других техниках. Например, в скетчинге.

Вот, например, набросок Эдуарда Кичигина – мастера архитектурного скетчинга, выполненный пером и тушью.

%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BA %D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0 %D0%9A%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Как Вы обратили внимание, рисунок выполнен грубыми, резкими штрихами, в некоторых местах они пересекаются под большим углом. Здесь задача такого штриха состоит в том, чтобы минимальными средствами передать форму тела, подчеркнуть его направление, передать позу, как скругляется силуэт, дать акценты света и тени, сделать намек на окружение.

Как Вы поняли, штриховать можно совершенно по-другому, и оно не будет хуже. Но классическая техника рисунка допускает такой штрих только на стадии эскиза.

Скетчинг – отдельная и неотъемлемая часть рисунка. Делать эскизы, наброски, зарисовки – основной, базовый навык для художника. И очень полезен для тренировки Вашей руки.Натренированная на таких зарисовках рука будет увереннее и живее работать с более тонкой и сложной техникой.

Поэтому для развития навыков штриховки делайте как можно больше набросков и зарисовок с применением штриховки.

Какие карандаши использовать

Используйте профессиональные художественные материалы, если хотите добиться хорошего результата. Я работаю карандашами koh-i-noor и Faber-Castell. Само собой, карандаши должны точиться канцелярским ножом. Не используйте механические карандаши, они созданы для других целей.

Отсюда еще одно правило хорошей штриховки: используйте для каждого тона подходящий карандаш, то есть такой, который будет давать нужный тон без сильного надавливания. Усиливать тон следует последующим наложением слоев, а не надавливанием на карандаш.

Карандаш 4В используйте реже всего – только для самых темных мест. Карандаш НВ используйте только для самых светлых мест. В основном пользуйтесь карандашами 2В и 3В.

The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Источник

Штриховка карандашом. Теория и практика

lazy

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом, то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

Ошибки на первом слое не нужно исправлять, ошибки исправляем в конце, когда заштриховали уже много слоев.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:

Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

Идеи для рисования на каждый день ?

Источник

Академический штрих

Для того, чтобы рисунок выглядел хорошо, реалистично и правильно, чтобы предметы выглядели объемно, нам надо использовать ряд художественных приемов. Выпуклость предметов достигается с помощью использования светотени. Мы воспринимаем весь мир объемным, форма предмета считывается по тому, как распределяется свет и тень на предмете. Изображение правильно освещенного предмета помогает нам сделать рисунок объемным и трехмерным.

Pastel Green Peach Paint Strokes Modern Gay Valentines Card 8 e1587564713538

Работая над рисунком мы должны помнить, что свет рассеивается на предмете неравномерно, образуя световые и теневые места. Их взаимодействие и расположение и называется светотенью. Разницу между светом и тенью формирует разность тона. Тон в рисунке мы набираем с помощью штриховки. Штрих, как художественное средство выразительности, бывает разным в зависимости от стиля и предмета. Изучения академического штриха — основа обучения рисованию.

9ECD20A5 2311 4F2E 943F 158214852D88

Задачи штрихи

Разберем функционал академического штриха и какие художественные задачи он решает:

4863380fabf90d56d1fbf84704643b601

Техники академического штриха

Штриховка бывает разной по своим целям. То, какой штрих необходимо использовать, зависит от эффекта, который необходимо достичь. Техник штриховки всего несколько и их стоит освоить в совершенстве, чтобы достигнуть высокого результата.

Прямолинейная техника — одна из самых популярных техник. Процесс заключается в том, что необходимо накладывать короткие, аккуратные линии параллельно друг другу. Работа осуществляется от куска и постепенно закрывает всё необходимое пространство. Используется такая техника для формирования формы предмета.

Контурная/фигурная техника — сложный штрих, который следует форме фигуры. Создает материальность.

Тушевка- грифель карандаша практически параллелен бумаге, отдельных штрихов не видно. Такая техника является ошибкой в академическом рисунке.

Растушевка — линии тушуются пальцем или специальным приспособлением. Иногда такая техника создает грязь на листе.

Типы и техники штриховки в нашей студии изучаются на первом занятии вместе с разбором карандашей. На достижение высокого уровня штриховки может уйти много лет работы.

depositphotos 16646985 stock photo pencil drawing1

Процесс штриховки

При овладении академического штриха необходимо придерживаться правил:

Стоит помнить главное — только постоянная практика приводит к хорошему результату.

262820249 3fbe0337158eabba0fef02c77c5553dd 8001

Ошибки, которые допускают во время работы над рисунком

При самостоятельном изучении штриха, достаточно легко допустить ряд ошибок. Для того, чтобы избежать этого, следуйте следующим советам.

a2f1cf39f0db40ad84680bf577ae81ef1

Как практиковать штриховку?

В изучении академического рисунка мы всегда советуем работать с преподавателем, в дальнейшем Вы сможете уже рисовать более самостоятельно. Но если у Вас нет возможности присоединиться в группу с профессиональным преподавателем, который сразу сможет исправить ошибки и подсказать, как правильно исправить ошибки, то можно самостоятельно практиковать штриховку.

Существует ряд упражнений, которые помогут освоить эти техники.

Тональная полоса — первым шагом рисуем вытянутый прямоугольник, делим его на 5-7 ровных частей и приступаем к штриховке. Мы должны создать ровный градиент от самого светлого к самому темному. Таким образом мы практикуем набор тона. Помним, что тон мы набираем с помощью интенсивности тона, который достигается наложением штриха.

Тональный круг — рисуем круг и создаем градиент внутри его, при этом Вы можете работать фигурным штрихом, отрабатывая набор тона и фигурный штриховку одновременно.

Многоугольник — упражнение на набор тона в разных направлениях. Намечаем многоугольник и уменьшаем тональность по направлению к центру.

Важнейшее упражнение — постоянная практика, можно штриховать на любом предмете, бумаге, любым материалом, Уделяйте минимум 15 минут в день на отработку штриха.

techniques1

Выбор карандашей

Для того, чтобы выполнять правильный академический штрих, используйте классические, проверенные марки карандашей. Карандаши затачивайте с помощью резака (канцелярского ножа). Так можно достичь длинного грифеля, которым будет удобно работать.

Имейте при себе карандаши разной мягкости. В рабочем арсенале должны быть карандаши трех разных обозначений. Самый мягкий используйте для теневых участков, твердые — для световых элементов. Мягкими карандашами работайте в самом конце, когда уже не удается добиться темноты с помощью штриха.

Еще больше секретов рисунка академического штриха наши преподаватели расскажут на занятиях в студии.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • академический рисунок учебное пособие
  • академический рисунок простые формы