аккордовая фактура в музыке

Аккордовая фактура в музыке

image

Фактура

Фактура ( factura – обработка от facio – делаю – лат.) – строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Как синонимы применяются термины склад, изложение, музыкальная ткань» (Холопова В.Н.). Фактура рассматривается как явление индивидуальное. Понятие «склад» имеет обобщенное значение.

Основные виды фактур европейской музыки, взятые в хронологическом порядке, таковы: монодия, подголосочность, гетерофония, имитационная полифония, разнотемная полифония, гомофония, аккордовый склад, гомофонно-полифонический склад, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие. Эти виды неодинаковы по своей исторической роли и художественным достижениям.

image

Монодическая фактура не всегда одноголосна. Несколько голосов или тембров могут сливаться в удвоениях и дублировках, такая музыкальная ткань все равно воспринимается как однолинейная.

Многоголосие предполагает развитую систему фактурных разновидностей. Полифония – многоголосие, в котором голоса тяготеют к равноправию и самостоятельному выразительному значению. Подголосочность и гетерофония, характерные для народного многоголосия, сходны друг с другом как виды вариантного многоголосия и различны по степени самостоятельности голосов.

image

image

image

image

image

image

Разнотемная полифония предполагает сочетание самостояте льных голосов, достигающих разной степени контраста. Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке.

image

В аккордовой фактуре голоса моноритмично дублируют линию либо верхнего голоса, либо баса. Функций голосов только две: бас и гармонические голоса. В такой фактуре возможны различные формы регистрового расположения аккордов, дублирование аккордовых пластов, различные структуры самих аккордов, контрасты в фактурном следовании аккордовых комплексов.

image

Гомофонная фактура опирается на ведущую формообразующую роль гармонии, а также на стремление к устойчивому расположению в пространстве мелодического рельефа и аккомпанирующего фона. Нормативными атрибутами гомофонной фактуры являются ведущий солирующий голос, линия баса и наполняющие ткань гармонические голоса. Гомофония открывает эпоху господства индивидуализированного мелоса. Гомофонно-гармонический склад имеет два основных вида:

1. гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения;

2. гомофонная фактура с участием дублировок.

Фигурация (лат. – придавать вид или форму, образовывать, делать) – фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Три основных вида фигураций: гармоническая, мелодическая и ритмическая, а также многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда.

image

image

Ритмическая фигурация используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Равномерная ритмическая фигурация – одна из типичнейших фактурных формул аккомпанемента вокальной музыки и ее претворения в инструментальной сфере (Рахманинов «Мелодия», Шуман «Я не сержусь»). Наряду с этим жанрово-типизированным применением встречаются ритмические фигурации ярко индивидуальные, характерные, изобразительные. Характерность возникает даже при опоре на равномерные ритмические движения.

image

image

Гомофонно-полифоническая фактура также опирается на функциональную триаду: главный голос, побочные голоса и бас. Особенностью является богатое развитие побочных голосов, которые могут представлять собой мелодизированные или фигурационные контрапункты, имитирующие голоса, подголоски, гармонические звуки, органный пункт, дублировку, характеристический голос или пласт.

Полифония пластов – частный вид многоголосия, в котором контрапунктируют многозвучные фактурные слои, каждая партия мыслится как многозвучный комплекс (Мусоргский «Борис Годунов», сцена смерти Бориса: речитативы Бориса и Федора, хор певчих, идущих к исполнению обряда схимы, погребальный звон, Шостакович Симфония №5, ч.1 – двойной канон). Шостакович Симфония №8, ч.1, ц.23:

Пуантилизм зародился в микроформах XX века и представляет собой фактуру, чаще полифоническую, как бы распыленную на точки: фразы и мотивы сжаты до звука, быстро меняются тембры, отсутствуют фигурации, дублировки, фон, декоративные элементы. Это приводит к концентрации выразительности и хрупкой утонченности звучания. Возникновение пуантилизма связано с именем А.Веберна, дальнейшее преломление он получил в творчестве позднего И.Стравинского, в произведениях Э.Денисова, Б.Тищенко, Штокхаузена, Булеза.

Домашнее задание. Определите вид фактуры в данных произведениях:

Источник

Музыка. О разных разностях 3

Прежде, чем говорить о фактуре, поговорим о восприятии музыки. Как слушают музыку профессионалы и любители? Профессионалы, имеющие большой багаж музыкальных впечатлений и знаний, могут точнее определить авторскую задумку. Они вслушаются в средства выразительности, подобранные композитором, проведут параллели с тем, как и для чего использовали подобные конструкции предшественники, оценят новизну, глубину, необычность, или традиционность, эклектизм, плагиат. Любители больше опираются на эмоциональные ощущения и или влюбляются или не принимают. Разные уровни восприятия.

Профессионалы порой так критичны и самоуверенны, что за анализированием тонкостей музыкального письма не замечают эмоционального воздействия музыки на слушающих. Волшебство звуков подчас необъяснимо. Что-то выше понимания, знания, рассуждения. Возможно в этом секрет красоты. Она не подчиняется четко расписанным канонам. И для каждого оборачивается своим особым ликом. Кто ее нашел – счастлив. Приобрел богатство, не сравнимое с материальным.

Расскажу немного о композиторе Василии Сергеевиче Калинникове. Его многие современные музыканты и за композитора-то не считают: прост, примитивен.

Конец XIX века в России – это целое созвездие ярчайших музыкальных звезд: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Танеев. Чайковский. Созвездие титанов. Сказавших новое слово в музыке. Создавших шедевры. Среди них светится крохотная, еле заметная звездочка Калинникова, тихого ангела, посетившего нашу Землю на краткий миг, испившего сполна все тяготы земные, уснувшего с улыбкой на устах и отлетевшего в иные миры. Он не был бунтарем, первооткрывателем. Он просто безумно любил музыку.

В Москве исполнялась его Первая симфония. Слушатели, избалованные красотой мелодий Шопена, роскошью гармоний Вагнера, темпераментом Листа, драматизмом Чайковского, вставали после каждой части симфонии, требуя ее повторения. Колдовство!

Расскажу немного о себе. Купила я в молодости стереопроигрыватель. Открыла эту чудо-технику и поставила только что приобретенную пластинку – Первую симфонию Калинникова. Не заметила, что плачу от счастья. Отчего? Почему? Не знаю. То ли пронзительная чистота, свежесть, безыскусность так потрясли. Но это было потрясение.

Призываю – верьте своим эмоциям. Но… но не торопитесь оттолкнуть незнакомое. Обширное музыкальное полотно, будь то опера или симфония, может поначалу утомить. Особенно, если слушаешь в одиночестве, вдали от воздействия живых исполнителей, от ауры концертного зала. Не слушайте сразу много, не «объедайтесь». «Вкушайте» помаленьку, частями, как редкий деликатес. Наслаждайтесь, включайте ассоциативное мышление (хотя оно и без вашего приказа заработает).

Кстати – вторая часть симфонии Калинникова одним видится картиной сверкающего росой утра, другим – мерцающей звездами ночью. Интересно, что услышите вы.

Немного информации о фактуре. Фактура – это способ изложения музыкального материала, оформления музыкальной ткани. Фактура бывает одноголосная и многоголосная. Многоголосная подразделяется на полифоническую и гомофонно-гармоническую. В полифонической фактуре все голоса равноправны. В гомофонно-гармонической существует разделение на ведущий голос и сопровождающие, аккомпанирующие голоса.

Полифония в профессиональной музыке появилась первой. Она зародилась в церковных песнопениях. Венцом ее считается фуга.

Гомофонно-гармоническая фактура образовалась позже, с развитием инструментального музицирования. Сформировалось аккордовое мышление, повлиявшее позднее и на «старушку» полифонию. А полифония, в свою очередь, повлияла на гомофонию, вплела в нее подголоски, переклички, диалоги.

(Прошу помнить, что мы говорим о профессиональном искусстве. В народном творчестве одноголосие, пение под аккомпанемент, хоровое исполнение существовало издревле).

Солирующий голос и аккомпанирующие ему аккорды – это простейший вид гомофонной фактуры. Вариантов же этой фактуры столько, сколько существует композиторов и различных драматургических замыслов.

Есть, конечно, традиционные приемы. Подражая звучанию народных инструментов (особенно волынки), композиторы использовали в сопровождении многократно повторяющиеся «волыночные» квинты, звуки которых берутся или одновременно, или поочередно, или заключаются в октаву («Тамбурин» Рамо, «Шествие гномов», «В пещере горного короля» Грига).

Аккорды сопровождения могут браться одновременно или последовательно – арпеджированно, как бы перебором струн арфы (арфа и арпеджио – однокоренные слова, только в первом случае «ph» прочитано как «ф», в другом случае – как «п»). Тут нужно упомянуть еще один распространенный термин – фигурации. Рассыпался аккорд на «фигурки», превратился из вертикали в горизонталь – вот вам и фигурации. Один из видов фигурации – «альбертиевы басы» (любимая фактура композитора XVIII века Доменико Альберти) – ритмически равномерное чередование звуков аккорда (начало до-мажорной фортепианной сонаты Моцарта). Широко раскинутые звуки аккорда с нередко вплетенными между ними неаккордовыми звуками – излюбленная фактура в жанре ноктюрна (Шопен, ноктюрн си-бемоль-минор). Существуют понятия: плотная фактура (звуки аккорда наслаиваются друг на друга плотной массой), прозрачная фактура (звуки «разбегаются» по далеким регистрам, или сворачиваются до двухголосия).

Еще один вид фактуры – использование выдержанного на долгое время звука или звукосочетания при движении остальных голосов – ostinato или педаль (не путайте с механическим приспособлением для ног в музыкальных инструментах).

Закончим на этом наш теоретический экскурс и перейдем к живой музыке.

Обратимся к творчеству Сергея Васильевича Рахманинова, познакомимся с тремя его прелюдиями. Обращать внимание будем на то, что нам уже знакомо: фактуру, темпы, динамику, регистры, метро-ритм, мелодику. Вот только конкретных образов я навязывать не стану. Так хотел Сергей Васильевич. Он не раскрывал программными названиями своих замыслов, скрывал их.

Внешний облик Рахманинова: худой, строгий, сдержанный до высокомерности, молчаливый. В музыке: страстный, могучий, полнокровный. Душа его то погружается в бурливые темные глубины, то вырывается на простор, поет гимн красоте земной. Прожив почти полжизни за границей, Рахманинов остался «самым русским композитором». Внутренний мир человека, думы о России, родные пейзажи – вот тот родник, из которого рождалась его музыка. Раскачиваются, гудят колокола вечевые, набатные, благовестные; дробятся, звенят бубенцы ямщицкой тройки; текут широкие реки прекрасных мелодий; кипит сердце в штормовых пассажах.

Рахманинов любил фактуру плотную, «почвенную». Малые формы, по сути своей камерные, он наполнял концертным блеском, размашистостью горизонталей и вертикалей, мощным, почти оркестровым звучанием. Они и воспринимаются как симфонические поэмы.

Прелюдия №6 соль-минор.

Указание автора: Alla marcia – в характере марша. Произведение, как и большинство рахманиновских прелюдий, написано в трехчастной форме с контрастной серединой и динамической (т.е. измененной) репризой, возвращающей тему первой части.

Характерной особенностью первой части прелюдии является ритм – чеканный, энергичный. Он постоянно звучит в первой части и репризе, проникает в мелодию, слившуюся в единое целое с аккордовыми вертикалями – носителями лейтритма.

Мелодическая линия (октавы в низком регистре) сурова, жестка: разложенное тоническое трезвучие с волевым акцентированием каждого звука и решительная восходящая интонация, впитавшая лейтритм.

Динамика волнообразна, создает впечатление приближения и удаления.

Середина первой части врывается бурным эпизодом, в котором лейтритм-аккорды «схлестываются» с октавными пробежками, стремительно взлетающими над аккордовой массой (динамика – f, ff).

Возвращение темы на фортиссимо (ff) звучит грозно и торжествующе.

Наконец все постепенно затихает. Глухо порыкивают басы, эхом откликается лейтритм.

Вторая часть распахивает перед нами царство светлой лирики. Темп замедляется (un poco meno mosso – немного медленнее). На фоне вздымающихся волн сопровождения спокойно, вольно разливается прекрасная мелодия. Выразительность этого образа удивительна. Очень большой разлет аккомпанемента, плотные аккорды «наряда» мелодии, незатейливое секундовое течение темы с терцовыми вздохами в конце фраз – все это исключает интимность трактовки. Широта и наполненность фактуры, простота мелодии поднимает образ на уровень обобщения.

Издалека (ppp – пиано-пианиссимо) раздаются звуки лейтритм-аккордов. Приближается, выступает на арену первый образ. Динамизация репризы выражается не в очередном витке развития, а в добавлении новых красок, силы, яркости воинственной теме.

Прелюдия №23 соль-диез-минор

Первая часть. Верхний голос: высоко, легко звучат прозрачные октавно-квинтовые фигурации. Их переливы усиливаются, приближаются, потом затихают, удаляются. На этом фоне возникает широкая лирическая тема в теплом виолончельном регистре. Она неторопливо, завороженно кружится вокруг верхнего звука, затем чуть устало, задумчиво соскальзывает вниз, расцвечиваясь в конце двумя арпеджированными аккордами, напоминающими перебор струн, качнувших застылый воздух. Молчание, наполненное тихим звоном фигураций. Повторение темы (второе предложение). Снова тишина, наполненная отзвуками темы. Им вторит эхо басов.

Первая часть, при всем ее очарованном однообразии, наполнена живыми токами: волнами нарастающей и затихающей звучности, ускорениями и замедлениями темпа (указанными автором), ведущий голос то поет, то надолго замолкает, вслушиваясь в безмолвие.

Вторая часть. Фактура здесь вроде такая же и другая. В отличие от первой части, картинки здесь сменяются как в калейдоскопе. Сначала в перезвоны фигураций включается «топоток» упругих созвучий, подстегиваемый «взмахами» широких аккордов. Затем фигурации оказываются внизу, прорастают восходящей звуковой дорожкой. На их фоне, в высоком флейтовом регистре, раздается пленительная подвижная мелодия. Внезапно песня обрывается стремительным аккордовым бегом, начавшимся издалека (рр) и разросшимся до ff.

Реприза продолжает развитие действия, взрываясь динамическими перепадами, наполняясь более плотной фактурой и, наконец, медленно, постепенно затихает (perdendo – замирая, постепенно сводя звучность на нет).

Прелюдия №1 до-диез-минор

В этом произведении композитор отказался от мелодических линий широкого дыхания. В основу положены три темы из трех, пяти и четырех звуков – предельная сжатость, сконцентрированность. Образы-символы. Они резко контрастны по смыслу и фактурному оформлению, но взаимосвязаны нисходящей секундовой интонацией.

В первой части – противопоставление двух тем. Открывают действие три октавных звука на фортиссимо в низком регистре – медленных, изначальных, исполинских, грозно акцентированных. В ответ тихо звучит аккордовая тема в высоком регистре с мягкой интонацией опевания. Возникшая в басах первая тема безжалостно разрывает ее движение, отрубая два заключительных звука.

На протяжении всей первой части подвижные восьмушки аккордовой темы «натыкаются» на монотонно ровное ostinato басовой темы и замирают в паузах, прислушиваясь к гулу октав.

Тема средней части, выросшая из хроматического хода аккордовой темы, трактует его по-своему, лишает тепла. Четыре звука новой темы, ровными четвертями, ровными полутонами шествуют вниз, настойчиво повторяя этот ход еще и еще раз.

Фактура темы четырехголосная. Внизу – редко возникающий длинный низкий звук, как напоминание о «роковой» теме. Выше – подголосок, полностью повторяющий линию верхнего голоса отзвуком в темной глубине. Еще выше, оплетая каждый звук темы, тревожно бьются триольные фигурации.

Если в первой части структура статична (два предложения по шесть тактов), то во второй части все приходит в движение. В первом предложении начальный четырехтакт подхватывается, наполняется активным развитием, растянувшимся на девять тактов. Во втором предложении четырехтакт звучит выше, громче, напряженнее. Следующие четырнадцать тактов доводят напряжение до крайней точки – двойной кульминации: шквал аккордов, низвергаясь лавиной с пика высоты (на форте-фортиссимо – fff), прерывается мерными, сильными раскачивающимися ударами, подчеркнутыми сфорцандо (сфорцандо – резкое динамическое усиление: sfff).

Реприза (pesante – тяжело, увесисто) – генеральная кульминация произведения. Динамика – запредельной мощности. Затаенное звучание аккордового мотива на пиано-пианиссимо в первой части, здесь превратилось в грозовые всполохи: fff (форте-фортиссимо), ffff (такой динамической силе даже названия нет, разве что двойное фортиссимо), sffff. Фактура в репризе уплотнилась и расширилась настолько, что нотный текст пришлось писать не на двух, а на четырех нотных станах. Сокрушительное, безмерное напряжение, вселенская стихия.

Второе предложение растянулось возвращением заключительных аккордов средней части. Раскачиваясь, они звучат все тише и тише, пока не растворяются в полной тишине.

Послушайте эту прелюдию, благо сохранились записи исполнения самим Рахманиновым. Определитесь в ассоциациях. Поразитесь: как такое смог написать двадцатилетний юноша. Написать так, что покорил своим произведением весь мир. Ни одного концерта Рахманинова-пианиста, в разных странах, на разных континентах, не проходило без исполнения на бис прелюда до-диез-минор.

Не перечислить названий, данных этому произведению. Например, три уважаемых лондонских издательства назвали его всяк по-своему: «Пожар московский», «День гнева» и… «Московский вальс».

Источник

Фактура в музыке и её виды

FACTURE

Любая музыкальная мысль абстрактна, до тех пор, пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.
Не важно, что для этого используется: нотный лист, рекодер или секвенсор. В любом случае, даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.
Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:

Без фактуры не может существовать не один из них. Может отсутствовать гармония, мелодия, но фактура никогда.

Для музыки фактура это тело, а идея душа.

Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.

По сути, мастерство композитора это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии, формы, мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом. Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.

Например, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры (а также выбор инструментов) у них разный.

В среде музыкантов обычно говорят о плотности и разряженности фактуры — однако это больше относится к области инструментовки в то время, как фактура имеет следующие виды и подвиды:

Монодия — древнейший вид одноголосья.

Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Не следует путать монодию с одноголосно изложенной современной мелодией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило, немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.

%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%8F

2. Органум
Наиболее ранняя форма многоголосия. С развития органума берет начало полифония. В этом жанре зародились правила голосоведения, ритмического констатирования и много другого.

параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);

свободный (органный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);

мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума называется bordunus (бурдон);

метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностям, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

3. Подголосочность и гетерофония

Изложение характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски).

55b724aed0247e01a6ee468210c90db1

В гетерофонии же вариантный голос равен ведущему.

Пример современной гетерофонии:

2237d631afc29b5f7ea5ba8cd83cff9e

Здесь нижний голос ритмически отстает от верхнего (за счет выравнивания 16х)

Гетерофонная фактура получила распространение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг друг, что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии. Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию, либо дублировать в септиму и т.д.

4. Полифония — сочетание индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет горизонтальное движение, а не вертикальное, а также индивидуализированность и самостоятельность голосов.

Подразделяется на два важных вида:

Имитационная

Имитацией называется проведение темы в различных голосах. Может быть точной и неточной (в увеличении, обращении и т.д.). Выcшей формой развития имитационной полифонии является фуга.

Неимитационная (контрастная)

5. Гомофонно-гармонический склад

Подразумевает наличие мелодии и подчиненных ей голосов (гармония) изложенных в виде аккомпанемента. Фактура состоит из трех слоев:

5c3a14cecdf99e3e1e8e3c76901597f4

6. Гомофонно-полифонический склад

Сочетание гомофонно-гармонического склада и полифонии, которая регулируется правилами гармонии. Для гомофонно-полифонического изложения характерна полимелодичность. Это один из самых распространенных типов фактуры в современной музыке, поскольку сочетает в себе несколько основных и позволяет воплощать реализовывать масштабные и сложные идеи.
Пример:

Имитация отмечена скобкой.

7. Полифония пластов

Вид многоголосия в котором контрапунктируют не отдельные голоса, а комплексы фактур (например, один оркестр играет вместе с другим разным материал). Изначально данный вид фактуры появился в опере, однако позже распространился в инструментальной музыке и перерос в другой тип фактуры

8. Сверхмногоголосие

Полифоническая фактура включающая в себя больше голосов, чем может охватить наше восприятие, которое пытается отслеживать линию каждого голоса. Количество голосов от 10 до 80. При звучании 20-80 голосов любая полифония утрачивает свою индивидуальность, а звучание превращается в одно большое звуковое пятно.

Пример: Лигети Атмосферы

9. Пуантилизм
Представляет собой фактуру рассыпанную на звукоточки, как правило, один инструмент играет одну (либо несколько но не больше мотива)ноту. Характерно отсутствие фигураций, дублировок, фона, декоративных элементов. Часто используются широкие скачки, в вокальной музыке расчленение на слоги.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • аккордный налог в швейцарии
  • аккордные и подоходные налоги примеры