акт экзорцизма что это

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Изгоняя демонов: как экзорцизм прошёл путь от шаманских практик до церковного шоу-бизнеса Статьи редакции

Не последнюю роль тут сыграл фильм «Изгоняющий дьявола».

Экзорцизм знаком людям ещё с каменного века — и с тех в разных частях мира одни люди пытаются изгонять бесов из других. Даже в наше время на фоне кажущегося торжества науки в развитых странах регулярно изгоняют демонов. Например, в США сейчас свыше семидесяти официально зарегистрированных экзорцистов, а в одном только Индианаполисе к местному экзорцисту в 2018 году обращались за помощью примерно 1700 раз.

И история этого ритуала полна алчности, жестокости и человеческой доверчивости. На экзорцизм успела сильно повлиять даже параноидальная вера в масоно-еврейский заговор.

Вспоминаем, как развивался экзорцизм, к чему всё это привело и почему вообще появился миф об одержимости демонами. Это действительно безумный рассказ.

В первобытном обществе люди верили в то, что их окружают всевозможные духи животных, растений, камней, рек, гор, дождя и прочего. Эти сущности наделяли чертами, характерными для людей: они злились и веселились, у них были свои слабости и желания. И порой люди были одержимы духами, которые захотели вселиться в их тела по своей прихоти или чтобы наказать тех, кто в чём-то особо сильно провинился.

В разные времена и в разных частях света у одержимости были свои признаки. Хотя чаще всего жертвы теряли власть над своим телом: это и непроизвольные движения, и конвульсии, и изменения голоса. Порой у одержимых появлялись необычные способности вроде нечеловеческой силы. Так телом словно марионеткой пытался управляться некий дух — или даже несколько.

Впрочем, для того, чтобы человека признали одержимым, ему было достаточно просто резко изменить своё поведение. Болезни, психические расстройства, «грешные» поступки — всё могли посчитать признаками вмешательства нечистой силы. Согласно Джорджу Мёрдоку, почти во всяком обществе хоть когда-нибудь бродили идеи о том, что одержимость вызывает болезни, и примерно в половине культур её некогда считали основной причиной недугов.

Как ни странно, такие взгляды на одержимость актуальны и в каменном веке, и в Израиле при Понтии Пилате, и в США времён Обамы.

Злые духи порой вторгались даже не в отдельных людей, а в дома и даже города, для чего тоже требовался обряд экзорцизма. Перуанские инки устраивали ежегодный праздник Ситуа, призванный изгонять нечисть из столицы. Но, как правило, это была просто упрощённая или слегка изменённая форма изгнания демонов из человека. Хотя люди нередко по своей воле превращались в одержимых — такое было всегда и практически повсеместно.

Шаманы по всему миру во время камланий часто впускали духов в свои тела — или же делали одержимыми всех вокруг, что порой приводило к оргиям. В храме Аполлона в античном Аргосе жрицы-девственницы пили кровь жертвенных ягнят, чтобы прорицать и пророчествовать. Во время обрядов культа Дионисия греки настолько часто при помощи вина и секса доводили себя до дикой одержимости, что в 186 году до н.э. римские власти запретили эти вакханалии, а нарушителей казнили.

Индийские низшие касты верили, что за жриц, после того, как они высосут кровь из перерезанного горла козы, говорит сама богиня Кали. А с XIX по начало XX века и императоры, и самые распоследние бедняки с удивлением смотрели на то, как мертвецы общались с ними через медиумов во время спиритических сеансов.

Но всё же чаще духи овладевали людьми насильно, после чего нд ними проводили ритуалы изгнания нечисти. О том, как примерно всё происходило в древние времена, можно судить по шаманским практикам, бытовавшим у разных народов.

Многое о таких практиках написано в «Золотой ветви» знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера. На острове Рук злых духов изгоняли всем селением, размахивая палками и угрожая им, преследуя до тех пор, пока они не уйдут в море. На острове Ниас при помощи заколотой свиньи выманивали демона из тела больного, чтобы с ним разобрался добрый дух — а если демонов было слишком много, то их пугали стуком кучи палок по дому, чтобы они испугались и убежали. На юге Индии демонов болезней загоняли в деревянную фигурку и передавали из селения в селение, чтобы затем где-нибудь утопить.

У народов Конго в качестве экзорцистов выступали ведьмы-ндоки. Они устраивали пляски, во время которых якобы обличали одержимых в том, что те сговаривались с духами. А потом выдавшего себя демона изгоняли другим ритуальным танцем.

Ещё во времена царской России в Киргизии было полно куучу — мастеров по изгнанию бесов. Ими могли быть только те, кто хоть раз словил демоницу-албарсту и вынул у неё изо рта печать с заклинаниями — или хотя бы отрезал у албарсты клок волос. Обычно они боролись с демонами при помощи песни-бадика, молитв и заклинаний — но часто исполняли и другие обряды.

Чтобы защитить роженицу от албарст и кара баст, куучу легонько бил её плетью-камчой, привязывал к четырём колышкам, брызгал на неё холодной водой, устраивал шум в юрте, приносил с собой птиц с волшебным зрением и постоянно приговаривал: «кет» и «чык», «уходи» и «выходи». Также во многих обрядах куучу использовали ножи, ружья и томик Корана.

На заре цивилизации в борьбу с демонами вступали не только всевозможные шаманы, ведьмы и им подобные, но и жрецы религиозных культов. Инструкции по изгнанию демонов из человека писали ещё шумеры во втором тысячелетии до нашей эры. Серия этих заклинаний нам известна под названием «Злые духи».

В Вавилоне жрецы обращались за помощью к богам и другим высшим сущностям, чтобы спасти одержимого, у которого могла просто болеть голова, что, по тогдашним поверьям, было проделками демона Ашакку. Считалось, что многие, если не все, болезни вызваны именно одержимостью.

Такого одержимого купали в водах Тигра или Евфрата, поили водой из святого источника, одевали в чёрные одежды и оставляли наедине с жрецом-машмашшу. Если этот древний экзорцист считал, что демона наслала ведьма, то он, для начала, называл её имя и проводил церемонии, противоположные ритуалам по вызову демонов.

Порой, не зная конкретных ведьминых обрядов, он брал в руки обычную луковицу и очищал её — это символизировало освобождение от проклятия. Затем жрец говорил демону уйти — и тот был обязан подчиниться воле бога, от имени которого проводился обряд. Во время всего действа машмашшу уничтожал восковые и глиняные фигурки демона.

В древнем Египте не проводили чёткой границы между богами и демонами — многие божества вроде Сехмет порой сами насылали на египтян бедствия. Поэтому со временем жрецы всё чаще пытались сначала задобрить демонов, чтобы потом изгнать их.

Античные греки считали, что одержимость — кара богов, которые насылали на неугодного им человека злобных даймонов — какодаймонов (позднее христиане прозвали «демонами» исключительно злых духов). Хоть латинское слово «экзорцизм» пошло от греческого exorkismos («введение присяги», которой связывали вторгшегося даймона), экзорцизм считался нечестивым делом, бунтом против богов. К примеру, Эпикура, сына экзорцистки, многие презирали за то, что он помогал матери в её «грязном» ремесле.

Спитама Заратуштра, основатель зороастризма, в VI веке до н.э. молитвами и святой водой изгонял демонов из людей. Да и в обычных практиках зороастрийских жрецов было полно экзорцизма — демонов гнали даже из трупов.

Демон-муха Друхш-йа-Насу, воплощение нечистот, гниения и распада, легко вселялся в тела мёртвых людей, если их плоть не съедали псы и птицы. Чтобы изгнать демона, тело сперва поливали коровьей мочой, а затем мертвеца с головы до ног омывали обычной водой, чтобы изгнать Дрехша сперва с затылка до самых кончиков пальцев ног, а затем из самого человека. Всё это сопровождалось чтением молитв.

Да хранят нас от напасти Мазда и Спэнта-Армайти! Сгинь, дэвовский Друхш! Сгинь, дэвовское отродье! Сгинь, дэвами сотворённый! Сгинь, дэвов создание, Друхш! Сгинь, Друхш! Убирайся, Друхш! Пропади пропадом, чтобы, на севере сгинув, не губить мира плотского Истины!

В итоге христианство на основе ближневосточных ритуалов создало свою традицию изгнания демонов, которую назвала латинским словом с греческими корнями. И чем дольше она продолжалась, тем сильнее сближалась с древними ритуалами.

Христиане называли Иисуса Христста первым истинным экзорцистом, чем он постоянно пользовался. В синагоге он приказал демону уйти из тела человека, ругавшего Иисуса. Сын божий лечил многие болезни, изгоняя бесов. После Нагорной проповеди он увидел мучившегося одержимого, которого не удержали даже цепи — и исцелил его. В Евангелии от Луки он изгнал демона из мальчика, у которого были судороги и пена изо рта.

Всех бесов Иисус изгонял безо всяких церемоний, лишь несколькими словами. Демоны знали, кто перед ними, поэтому безропотно повиновались воле Сына Божия.

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Паслось же там при горе большое стадо свиней.

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Экзорцизмом занимался не только сам Христос, но и его апостолы. Бесов могли искоренять даже простые люди, которые уверовали в Иисуса и его именем приказывали демонам уйти. Хотя некоторые иудейские заклинатели умели изгонять демонов и без имени Христа — но порой их всё же постигала неудача.

У раннего христианского экзорцизма не было никаких особых правил — достаточно просто верить и приказывать демонам именем Иисуса. Хотя вдобавок к этому экзорцисты часто дышали на беснующегося и озаряли его крестом.

Тогда жертв демонов никто не ругал и не обвинял, не называл их грешниками, которые сами навлекли на себя эту напасть. Многие болезни считали одержимостями — но излечиться можно было даже от самых запущенных случаев, когда демоны заставляли человека безудержно грешить. При помощи одержимостей дьявол пытался склонить людей ко греху — и после изгнания злого духа жертвы обычно возвращались к своей нормальной жизни.

Крещение обычно защищало от демонов — экзорцизм по сути был лишь подготовкой к нему. В ранней христианской церкви даже ввели специальную должность экзорциста — того, кто в перед крещением изгонял из человека демонов, призывая будущего христианина навсегда отречься от Сатаны.

В VIII веке появилась крещальная литургия, где экзорцизм выходил на первый план. Во время литургии маленьких детей на всякий случай очищали от демонов, связанных с первородным грехом. И, в отличие от времён раннего христианства, этот обряд изгнания бесов строго регламентировали. Священники при поддержке Святого Духа и имён архангелов приказывали демонам уйти, окропляя ребёнка водой. Христианский экзорцизм теперь целиком напоминал древние магические ритуалы.

Потом крещальная литургия породила традицию «незначительного экзорцизма» — то есть изгнания бесов из незначительно одержимых людей.

Впрочем вскоре интерес к экзорцизму среди христианских богословов зачах. Долгие столетия эту тему всерьёз почти никто из церковников не обсуждал. Зато в народе про неё не забыли: христианские воззрения на одержимость у простого люда перемешивались с древними языческими обрядами и суевериями.

Среди народных экзорцистов ходили истории о ведьмах и сделках с дьяволом, что было смехотворно для многих священников классического Средневековья. К большинству одержимых крестьяне с бедными горожанами относились с пренебрежением — они считали, что демонов особо сильно привлекали грешники. И с XIV века такие взгляды просочились в официальную церковь. А благодаря книгопечатанию они быстро распространились по всей Европе.

Ещё большее внимание к изгнанию бесов привлекла Реформация в XVI веке. Учение Мартина Лютера уменьшало значение чудес, святых и литургий для христиан. Хотя протестанты порой прибегали к ритуалам экзорцизма, даже сам Мартин Лютер этим занимался — но всё это было неофициально. Протестантские церкви одобряли скорее импровизированные молитвы за выздоровление одержимых, но не насквозь магические ритуалы экзорцистов. Часто протестанты и вовсе запрещали практики экзорцизма.

Тем более к тому времени священники, специализирующиеся на изгнаниях дьявола, окончательно испортили свою репутацию среди светских властей. Их поголовно считали коррупционерами — и не просто так. Ещё Мартин Лютер выступал против обычая католических священников вымогать деньги у прихожан за спасительный обряд экзорцизма, призванный избавить от всякой болезни.

Но католики всячески поощряли экзорцизм. Если раньше каждый монашеский орден относился к практикам экзорцизма по-разному, то после Тридентского собора в середине XVI века все католические священники обязались принять одну точку зрения — положительную.

На том же соборе появились новые правила для экзорцистов. Теперь изгонять демонов могли исключительно священники, что сразу же возвышало их над мирянами и протестантскими духовниками. А сами обряды с тех пор были только публичными — экзорцист больше не смел проводить изгнания без свидетелей. Это защищало священников от части подозрений в изнасиловании одержимых женщин. А ещё это превратило экзорцизм в массовое зрелище и средство пропаганды католицизма.

Многие церемонии экзорцирования проводились на городских площадях. За некоторыми особо громкими обрядами следила многотысячная толпа, на кривляющихся одержимых съезжались поглазеть из других городов. Экзорцизм преподносился как нечто, доказывающее чистоту и превосходство католиков над протестантами. Более того, появление одержимости часто связывали с протестантскими воззрениями, а изгнанных демонов посылали в страны, поддержавшие Реформацию.

А ещё экзорцизм превратился в удобный способ устранения неугодных людей, что прекрасно видно по самому громкому обряду изгнанию нечистой силы в XVII веке — Луденскому процессу. В то время противники луденского священника Урбена Грандье пытались отыскать способ, как бы от него избавиться. И однажды им представился случай.

В женском монастыре ордена урсулинок несколько монашек затеяли череду розыгрышей. Они слонялись по ночам в коридорах монастыря, закутавшись в белые простыни. Порой они заходили в комнаты послушниц и тайком сдёргивали с них одеяла. Проводили по лицам своих подруг ледяными руками, пока те спали. Завывали и гремели цепями. Остальные монахини страшно испугались, ведь у этого места и так была зловещая репутация, а тут какая непонятная чертовщина.

Каноник монастыря, имевший зуб на Грандье, знал из исповедей, что это на самом деле розыгрыш. Но он всё равно объявил, что в монастыре завелись демоны. По его приказу туда прибыли профессиональные экзорцисты, которые за пару сеансов убедили все семнадцать монахинь в том, что те одержимы дьяволом.

После этого монахини целыми днями бесновались, катались по полу, орали, хохотали и матерились, а монастырь из-за непрекращающейся церемонии экзорцизма ежедневно посещали толпы народа, чтобы полюбоваться такой диковинке. Обряды экзорцистов больше походили на издевательство над бедными девушками. К примеру, демона Асмодея изгнали из настоятельницы при помощи огромной клизмы-клистиры со святой водой. А всего в женщине насчитали семь бесов.

В итоге экзорцисты по наущению каноника заявили, что демонов на монахинь наслал Урбен Грандье. Бесы во время переговоров с экзорцистами через одержимых монашек якобы передавали записки с доказательствами его вины. В итоге Грандье судили за колдовство и сожгли на костре.

На протяжении долгого времени экзорцисты черпали информацию о том, как именно следует изгонять демонов, из некоторых отрывков из Библии, пары церковных обрядов и народных преданий. Но с XIV века появились подробные руководства для экзорцистов, которые пользовались большим спросом.

Одна из первых популярных инструкций по изгнанию бесов излагалась в нескольких главах «Молота ведьм», первое издание которого напечатали в 1487 году. На страницах книги Генрих Крамер и Якоб Шпренгер писали, что нужно отделить суеверия от истинного католичества — хотя почти весь «Молот ведьм» по сути основывался как раз на суевериях, пришедших из народа.

По «Молоту ведьм», демоны вселялись в человека в пяти случаях: большая личная заслуга (когда добропорядочному христианину кто-то позавидовал), чужой лёгкий проступок, личный простительный проступок, чужой тяжкий грех, личный большой проступок. От этого зависела тяжесть одержимости. Во многих случаях для того, чтобы снять одержимость, человеку достаточно просто причаститься, отправиться в паломничество к святому месту, прикоснуться к мощной христианской реликвии или снять с себя церковное отлучение.

Экзорцизм мог проводить только священник. Во время экзорцизма ему было нельзя призывать дьявола, упоминать неизвестные имена, хоть как-то искажать свои слова, использовать какие-либо особые жесты кроме знамения креста, или сомневаться в чудодейственной силе написанных заклинаний. Также следовало делать так, чтобы «обращалось внимание исключительно на святые слова». Таким образом Крамер и Шпренгер предостерегали священников от колдовских ритуалов.

Пожалуй, о том, как проводился сам обряд, более красноречиво расскажут сами авторы:

Как совершается экзорцизм? Прежде всего околдованный должен исповедаться. После этого надо произвести подробный осмотр дома, где больной помещается, не пропуская ни одного уголка. Следует также поискать, не спрятаны ли в кроватях, в мягкой мебели или под порогом какие-либо орудия околдования. Найденные орудия тотчас бросают в огонь. Лучше всего, если больной вообще перейдёт в другое помещение. Если ничего подозрительного не было найдено, то больной должен пойти рано утром в церковь. Также и священник-экзорцист, если он исповедался и не осквернился во сне, будет иметь больший успех. Больной держит в руках свечу, сидя или стоя, а присутствующие в церкви за него громко молятся. После литии священник окропляет больного святой водой, кладёт ему вокруг шеи епитрахиль. Следует лития о больных, а затем священник произносит экзорцизмы, как, например, следующий:

«Я экзорцирую тебя, (Петра или Варвару), больного, но возрождённого чрез святой источник крещения именем бога живого + именем бога правого + именем бога святого + именем бога, искупившего тебя своей драгоценной кровью, чтобы ты стал экзорцированным человеком. Да удалится от тебя всякое зло дьявольского обмана и всякий нечистый дух, заклинаемый тем, который придёт судить живых и мёртвых. Аминь. Помолимся. Бог милосердия, допускающий по милости щедрот своих претерпеть порчу тем, кого ты любишь, кого ты в любви принимаешь, для исправления наказуешь; тебя призываем мы, чтобы ты своему слуге, страдающему слабостью членов тела, оказал свою милость и чтобы ты то, что ради земной слабости гибнет, что осквернено дьявольским наваждением, воссоединил в единство тела церкви. Смилуйся, господи, над нашими воздыханиями; смилуйся, над слезами этого больного, полного веры в твоё милосердие. Допусти его к таинству примирения с тобой чрез Христа, нашего господа. Аминь. Проклятый дьявол, признай свой приговор, воздай честь богу правому и живому, воздай честь Господу Иисусу Христу и отойди от этого раба божьего со своими кознями, от слуги бога, искупленного господом нашим Иисусом Христом, его драгоценной кровью».

Этот экзорцизм повторяют 2-3 раза. Под конец больного причащают. Большую силу изгнания бесов имеет чтение страстей Господних. Напиши также слова из Евангелия Иоанна: «В начале бес слово», надень на шею больного и ожидай от бога благодати выздоровления.

Если ритуал оборачивался неудачей, вызывали другого экзорциста. А когда не помогало и это, то одержимого крестили повторно, что уж точно должно было помочь.

Сразу же после первого тиража «Молот ведьм» был раскритивован церковью, а где-то даже и запрещён. Но на протяжении долгих веков это не останавливало практикующих экзорцистов от того, чтобы использовать эту книгу как руководство к действию.

В 1523 году Альберто Кастеллани написал книгу для экзорцистов Liber sacerdotalis, которую одобрил Папа римский как одно из руководств для борьбы с нечистой силой.

В XV веке самый знамений экзорцист той эпохи, Иероним Менго, написал Flagellum daemonum, Fustis daemonum, Eversio daemonum и другие труды, которые изучал каждый уважающий себя экзорцист. Он призывал церковь готовить специалистов по изгнанию дьявола, которые занимались бы только экзорцизмом.

В конце концов в 1614 году Святой Престол выпустил первое официальное руководство для экзорцистов — Rituale Romanum, «Римский ритуал», что было призвано раз и навсегда внести порядок в обряды изгнания дьявола.

По Rituale Romanum, перед изгнанием дьявола экзорцист сперва исповедовался и одевался в стихарь и лиловую накидку, очищал разум и прогонял страх. Затем ему надлежало понять, действительно ли человек одержим, ведь, как говорил епископ Альфонс Лигуори, «в большинстве случаев одержимость — лишь игра воображения, выдумка или слабость».

Признаками одержимости считали безумное поведение, внезапно объявившиеся сверхъественные способности, разговоры на языках, ранее неизвестных человеку, упоминание фактов, которые одержимый просто не мог знать заранее. Одними из признаков одержимости называли и чрезмерную мастурбацию, и сексуальное влечение к людям своего пола.

Если всё-таки человек был одержим, священник приступал к церемонии. Молитвами, латынью, что сильно мучила бесов, и простыми разговорами экзорцисту следовало узнать количество вторгнувшихся демонов — как-то раз священник Гаспар Нейбек насчитал у одной одержимой целых 12 652 чёрта. И у каждого из них экзорцист узнавал имя и причину, по которой он вторгся в тело жертвы.

Во время ритуала жертву демонов держали физически сильные мужчины. Чтобы избежать скандалов, при обрядах присутствовал глава семейства. Также экзорцист не мог давать одержимому лекарств, а потому рядом постоянно стоял лекарь.

Всё это напоминало ментально и физически сложный поединок, где каждый неверный шаг приводил к провалу. Поэтому священнику следовало постоянно сохранять концентрацию и не отвлекаться на посторонние разговоры с одержимым.

Что касается переоценки экзорцистом своих сил, то Григорий Великий в своих «Диалогах» рассказывает следующее: одна женщина, по настоянию своего мужа, должна была согласиться на половое соитие с ним во время заутрени при освящении церкви святого Севастьяна. Сознавая греховность участвования, вслед за тем, в церковной процессии, она всё же к ней примкнула. Тогда в неё вошёл злой дух, и она начала бесноваться на улице. Увидев это, священник, желая ей помочь, взял с престола покрывало и осенил её им. Тотчас же демон вошёл и в него, и он тоже стал бесноваться, доказав этим, что и он согрешил. Таково сообщение Григория.

Что остроты при экзорцизмах недопустимы, об этом сообщает Нидер следующее. В Кёльнской епархии священствовал один монах, бывший острым на язык и отличавшийся даром изгнания бесов. При одном таком изгнании сильно теснимый бес просил монаха указать ему, куда он может скрыться, когда он покинет тело больного. На это монах ответил: «Иди в моё отхожее место». Когда же он ночью захотел опростать свой желудок, бес столь сильно начал мучить его возле отхожего места, что он с трудом спас свою жизнь.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • акт эвакуации детей доу
  • акт шурфового обследования подземного газопровода пример заполнения