Акт это в литературе
Полезное
Смотреть что такое «Акт» в других словарях:
акт — акт, а … Русский орфографический словарь
актёр — актёр, а … Русский орфографический словарь
актёр — актёр … Словарь употребления буквы Ё
акт — акт/ … Морфемно-орфографический словарь
актёр — актёр/ … Морфемно-орфографический словарь
Акт — документ, составленный организациями (лицами) и подтверждающий события (факты). Источник: МДС 12 37.2007: Рекомендации по ведению документооборота в строительной организации Акт документ, который составляется в результате проверки. В нем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
актёр — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? актёра, кому? актёру, (вижу) кого? актёра, кем? актёром, о ком? об актёре; мн. кто? актёры, (нет) кого? актёров, кому? актёрам, (вижу) кого? актёров, кем? актёрами, о ком? об актёрах; сущ., ж … Толковый словарь Дмитриева
АКТ — (фр. acte, от лат. actum деяние, дело). 1) поступок, дело. 2) бумага, содержащая какое нибудь правительственное распоряжение или утверждение частной сделки. 3) действие в драматической пьесе. 4) торжественное собрание в учебном или ученом… … Словарь иностранных слов русского языка
АКТЁР — в кино, участник процесса создания фильма, чья творческо профессиональная деятельность направлена на воплощение персонажей на основе сценарной драматургии и в соответствии с режиссёрской концепцией фильма. Игра актера ёмкий эмоционально… … Кино: Энциклопедический словарь
актёр — актёр, актёры, актёра, актёров, актёру, актёрам, актёра, актёров, актёром, актёрами, актёре, актёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Акт — (от латинского «actum est» «сделано, совершено» термин, применяемый во многих сферах деятельности: Акт (документация) документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе Правовой акт Акт… … Википедия
Акт это в литературе
АКТ (от латинского actus – действие), часть драматургического произведения или театрального (драматического, оперного, балетного) спектакля. В современном российском театре часто заменяется русским синонимом – «действие». Представляет собой законченную смысловую часть произведения, в прозаических текстах аналогом акта является глава; в кинематографе – серия. В драматургии акт может подразделяться на более мелкие составляющие – явления, эпизоды, сцены, картины.
Деление спектакля на акты впервые появилось в театральном искусстве Древнего Рима (в древнегреческом театре действие шло непрерывно, перемежаясь выступлениями хора). Первоначально актов в спектакле было пять. Пятиактное деление перешло в европейский театр эпохи Возрождения и классицизма. Исключение составляет испанский театр, где, как правило, была принято деление пьесы и спектакля на три акта.
В современном театре акты разделены перерывами (антрактами); до 19 в. между актами исполнялись интермедии, не связанные с основным действием пьесы, комические сценки, музыкальные произведения и т.п.
Деление пьесы или спектакля на акты обусловлено целым рядом причин, как формальных, так и сущностных. С одной стороны, пауза после каждого акта дает возможность актерам и зрителям отдохнуть; сменить декорации, костюмы, гримы и т.п. С другой стороны, деление на акты связано с законами композиции драматургического или сценического произведения.
Каждый акт содержит начало, развитие и завершение одного из звеньев события пьесы или спектакля. Первый акт представляет экспозицию (предыстория сюжета) и завязку действия (возникновение конфликта во взаимоотношениях действующих лиц). Серединные акты (второй, третий, четвертый) представляют собой перипетии сюжета (те или иные изменения сложившейся ситуации, ее развитие, включение в конфликт новых действующих лиц, смену условий, переход инициативы от одних действующих лиц к другим, возникновение препятствий и преодоление их и т.п.). Последний акт содержит кульминацию (т.е., момент, когда ситуация и конфликт достигают своей высшей точки) и развязку (завершение конфликта).
Развитие режиссерского театра обусловило разницу между делением на акты в драматургическом произведении и его сценической версии. Это связано в первую очередь с режиссерской трактовкой драматургии, расстановкой собственных смысловых акцентов, что естественно приводит к композиционным изменениям (в том числе – к сокращению текста, введению или к купюрам прологов и эпилогов, объединению сюжетных линий или нескольких персонажей в одном и т.д.). Таким образом, в сценическом произведении может меняться каждый из смысловых компонентов действия, а, следовательно – возникать и иное композиционное разделение на акты.
В современном театральном спектакле, как правило, содержится не более трех актов (чаще – двух); иногда спектакли идут без антракта, объединяя в единое целое все акты драматургического произведения.
Акт это в литературе
Акт это действие, законченная смысловая часть произведения в драматургии и сценическом искусстве (пьесы, драмы и др.), которой свойственна непрерывность действия. В прозе акту соответствует глава, в кинематографии – серия; в драматургии акт может состоять из более мелких частей – сцены, эпизоды и т.п.
Разделение пьесы на акты означает, что между ее частями подразумевается перерыв, который может быть длительным, когда между действиями антракт, или очень кратким. Поактное представление берет свое начало в древнеримском театральном искусстве. Древнегреческий спектакль шел непрерывно, перемежаясь хоровыми выступлениями, что прослеживается в представлениях древнегреческого комедиографа Менандра, которые сопровождались своего рода интермедиями.
Древнеримская театральная традиция пятиактного построения спектакля была продолжена европейским театром Ренессанса и классицизма. Драматургия театров народной драмы и эпохи Средневековья, в отчасти и драма эпохи Возрождения, не предусматривали разделение спектакля на акты. К примеру, распределение шекспировских пьес на акты было произведено не самим автором, а его издателями в ХVIII веке, что было обусловлено устройством сцены английской эпохи Елисаветинского театра.
Акт в восточной драме
В восточной классической драме акт представляет собой составной элемент сценической постановки, персонажи которой неоднократно покидают сцену, а после перерыва их действие возобновляется; пьеса состояла из 1-10 актов и больше. В европейской театральной практике ХІХ века вместе с пятиактным построением драмы распространяются четырех- и трехактное, истоки которого лежат в истории испанского театра ХVI-XVII веках, где было принято разделение пьес и спектаклей на три акта.
Произведения малой драматургии имели одноактную форму. К примеру, короткая пьеса А. С. Пушкина «Маленькие трагедии», 1830 г., пьеса М. Метерлинка «Слепые» 1890 г., водевили А. П. Чехова. Во второй половине ХХ века изменилась композиция представлений, приобретая двухчастную структуру, впоследствии чего акты сменились описанием эпизодов (в произведениях Б. Брехта), что до этого прослеживалось в драмах У. Шекспира или в пьесе А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1831 г.)
Традиционной композицией драматургических произведений для трагедии установлено 5 актов, для драмы – 4, для комедии – 3.
Слово акт произошло от латинского actus, что означает действие.
Акт это в литературе
Полезное
Смотреть что такое «Акт» в других словарях:
акт — акт, а … Русский орфографический словарь
актёр — актёр, а … Русский орфографический словарь
актёр — актёр … Словарь употребления буквы Ё
акт — акт/ … Морфемно-орфографический словарь
актёр — актёр/ … Морфемно-орфографический словарь
Акт — документ, составленный организациями (лицами) и подтверждающий события (факты). Источник: МДС 12 37.2007: Рекомендации по ведению документооборота в строительной организации Акт документ, который составляется в результате проверки. В нем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
актёр — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? актёра, кому? актёру, (вижу) кого? актёра, кем? актёром, о ком? об актёре; мн. кто? актёры, (нет) кого? актёров, кому? актёрам, (вижу) кого? актёров, кем? актёрами, о ком? об актёрах; сущ., ж … Толковый словарь Дмитриева
АКТ — (фр. acte, от лат. actum деяние, дело). 1) поступок, дело. 2) бумага, содержащая какое нибудь правительственное распоряжение или утверждение частной сделки. 3) действие в драматической пьесе. 4) торжественное собрание в учебном или ученом… … Словарь иностранных слов русского языка
АКТЁР — в кино, участник процесса создания фильма, чья творческо профессиональная деятельность направлена на воплощение персонажей на основе сценарной драматургии и в соответствии с режиссёрской концепцией фильма. Игра актера ёмкий эмоционально… … Кино: Энциклопедический словарь
актёр — актёр, актёры, актёра, актёров, актёру, актёрам, актёра, актёров, актёром, актёрами, актёре, актёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Акт — (от латинского «actum est» «сделано, совершено» термин, применяемый во многих сферах деятельности: Акт (документация) документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе Правовой акт Акт… … Википедия
Явление
Явление, сцена это часть акта (действия) в драматическом произведении, которая характеризуется неизменным количеством действующих лиц. Явление иногда определяется как основная единица сюжета рассказов, романов и других жанров художественной литературы.
Понятие явления в литературе исходит от театра, где под ним понимается краткая часть спектакля, которая разворачивается в одном месте действия с одними и теми же действующими лицами. Явлению свойственна структура законченного произведения, с завязкой, развитием действия и концовкой.
Слово «явление» для обозначения отдельной части пьесы распространено в русской драматургии как синоним слова «сцена» в зарубежных пьесах; термин «действие» заменяет слово «акт».
Происхождение
Явление представляет собой часть акта, или действия (лат. actus – действие) – раздела драматического произведения. Деление драматического произведения на акты введено в древнегреческом, а затем в римском театре, в котором спектакль состоял из 5-ти действий.
В античном театре пьеса исполнялась несколькими актёрами, которые играли все роли. Деление актов на сцены позволяло актёрам сменить костюмы и подготовиться к следующей роли во время промежуточных сцен. Структура явлений в театральном спектакле также использовалась для изменения места действия путём изменения фона. После окончания явления ненадолго закрывался занавес, во время чего менялись декорации и реквизиты на сцене, чтобы показать другое местоположение. По этой причине сцены в драматическом тексте часто вводятся с указанием места, например, сцена 1, загородный дом; сцена 2, сад.
Явление в структуре драматического произведения
Явление содержит небольшой отдельный фрагмент общего повествования драматического произведения. В явлении участвуют одни и те же действующие лица и действие происходит в одном месте и времени. В акт входит несколько сцен. В одноактных пьесах сцены составляют сюжет из 3-х частей с началом, развитием, концом действия.
Драматурги и театральные режиссёры произвольно распределяют акты на сцены (явления), причем акты одной пьесы могут иметь разное количество сцен. В трагедии в пяти актах «Ромео и Джульетта» (1597) великого английского драматурга У. Шекспира акты включают разное количество сцен: акт I – 5 сцен, акт II – 6 сцен, акт III – 5 сцен, акт IV – 5 сцен, акт V – 3 сцены. В драме знаменитого русского драматурга А. Н. Островского в пяти действиях «Гроза» (1860) в первом действии 9 явлений, во втором – 10, в третьем – 5, в четвертом – 6, в пятом – 7.
Действие и явление
Явление начинается с появления действующих лиц и заканчивается их уходом. Оно представляет собой короткий диалог или событие, происходящее в одном месте. Например, в 6-й сцене второго акта трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» описано тайное венчание Ромео и Джульетты.
Структура драматического произведения устроена таким образом, что поток повествования перемещается от сцены к сцене. Действие и явление (акт и сцена) как структурные элементы драматического произведения имеют следующие различия:
Действие и явление – части пьесы или театрального спектакля. Главное различие между ними заключается в их продолжительности: действие – длительная часть пьесы; явление – краткое событие или диалог. Продолжительность явлений зависит от их количества в действии: чем больше сцен, тем короче каждая из них. Акт в театральном представлении обычно длится от 30 до 90 минут.
Действие считается основным инструментом разделения драматического произведения, формирования его структуры. Оно разделяется на несколько явлений, а явление не разделяется на составные части, но может переходить только к другому явлению, где продолжается действие и общий поток повествования.
Акт и сцена обозначаются в тексте драматического произведения заглавными буквами, но для нумерации актов используются римские цифры (АКТ I), для сцен – арабские (СЦЕНА 1).
Акт установлен античными драматургами как главный элемент пьесы. Разделение драматического произведения на сцены, или явления, не обязательно.
Значение явления в драматическом произведении
В драматургии разделение произведения на акты и сцены играют композиционную роль, поскольку упорядочивание, последовательность повествования улучшает передачу актёрами его смысла и понимание читателями. С XVIII в. в пьесах чётко фиксировались явления, которые обозначались порядковым номером и перечислением действующих лиц.
В театре XVIII-XIX вв. спектакли разбивались на сцены главным образом по техническим соображениям: количество явлений определялось конструкцией сцены. Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой разбил драму в 6-ти действиях и 12-ти картинах «Живой труп» (1911) на большое количество явлений, поскольку создавал пьесу для театра с новейшим устройством сцены. Современная драматургия редко придерживается принципа деления действий на явления.
Слово явление произошло от латинского scaena, scena, что в переводе означает сцена.