акта диурна попули романи

Acta Diurna

Acta diurna populi Romani («ежедневные дела римского народа») — публикация официальных сообщений, практиковавшаяся в Древнем Риме со времён Цезаря и послужившая прототипом современных периодических изданий. Таблички с начертанными на них сообщениями ежедневно выставлялись в людных местах — таких, как Римский форум.

Основание такого ежедневного издания, по указанию Светония, принадлежит Юлию Цезарю, в год его первого консульства, то есть 59 до н.э. Издание для публики сенатских актов, или ведомостей, куда входили делавшиеся сенату предложения, происходившие по ним прения, донесения полководцев и наместников, послания правителей иностранных государств, решения и ответы сената, было прекращено ещё при Августе, но обнародование хроники ежедневной римской жизни продолжалось и позже и прекратилось, быть может, только с перенесением столицы в Константинополь. Последнее дошедшее до нас указание на это издание относится ко времени императора Проба, то есть к последней четверти III века.

Из сохранившихся довольно многочисленных указаний на Acta Diurna римского народа следует, что в них помещались:

Полной свободой этот орган древнеримской жизни не мог пользоваться в период империи. Находясь под непосредственным влиянием правительства, он нередко служил его политическим целям, но вместе с тем содержал в себе массу известий и потому читался с жадностью не только в Риме, но и в провинциях. Из Тацита известно, что обвинитель знаменитого своей оппозицией Нерону сенатора и философа Пета Тразеи, между прочим, говорил: «Ежедневная римская газета читается по провинциям и по войскам с большим рвением, чтобы знать, чего Тразея не сделал».

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Acta Diurna» в других словарях:

Acta Diurna — (lat: Daily Acts sometimes translated as Daily Public Records ) were daily Roman official notices, seen as the first gazette. They were carved on stone or metal and presented in message boards in public places like the Forum of Rome. They were… … Wikipedia

Acta diurna — Les Acta Diurna ou Acta (diurna) populi (Romani), Acta publica, urbana, urbis, diurna populi, ce qu on peut traduire par faits du jour, désignaient à Rome un recueil officiel qui contenait le récapitulatif des évènements quotidiens :… … Wikipédia en Français

Acta Diurna — es un término en latín que podría traducirse como archivo diario propio de la Antigua Roma, eran las minutas cotidianas de los negocios públicos y de eventos sociales y políticos. En el año 59 a. C., Julio César ordenó que las obras… … Wikipedia Español

Acta diúrna — (lat.), im alten Rom die von Cäsar (59 v. Chr.) eingeführten amtlichen Veröffentlichungen der »Tagesereignisse« (auch a. d. urbis oder populi, und acta publica genannt), die sich mit der Zeit nach Art unsrer Zeitungen gestalteten … Meyers Großes Konversations-Lexikon

acta diurna — index journal Burton s Legal Thesaurus. William C. Burton. 2006 … Law dictionary

Acta Diurna — Les Acta Diurna ou Acta (diurna) populi (Romani), Acta publica, urbana, urbis, diurna populi, ce qu on peut traduire par faits du jour, désignaient à Rome un recueil officiel qui contenait le récapitulatif des évènements quotidiens :… … Wikipédia en Français

Acta diurna — Unter dem Namen Acta diurna (Plural von actum diurnum) (lat. Tagesberichte) führte der römische Konsul Gaius Julius Caesar ein tägliches Nachrichtenbulletin ein, gleichsam eine Vorform der Zeitung, die von 59 v. Chr. bis mindestens 235 n. Chr.… … Deutsch Wikipedia

Acta diurna — Ạcta diụrna [lateinisch »Tagesberichte«], römischer Staatsanzeiger, erschien von etwa 60 v. Chr. bis mindestens 235 n. Chr., wahrscheinlich nicht täglich; handschriftlich vervielfältigter Maueranschlag mit Nachrichten über das Kaiserhaus, den … Universal-Lexikon

ACTA DIURNA — a kind of gazette recording in a summary way daily events, established at Rome in 131 B.C., and rendered official by Cæsar in 50 B.C … The Nuttall Encyclopaedia

acta diurna — /askta dayarna/ In the Roman law, daily acts or chronicles; the public registers or journals of the daily proceedings of the senate, assemblies of the people, courts of justice, etc. Supposed to have resembled a modern newspaper … Black’s law dictionary

Источник

Реферат: Acta Diurna

Acta diurna populi Romani («ежедневные дела римского народа») — публикация официальных сообщений, практиковавшаяся в Древнем Риме со времён Цезаря и послужившая прототипом современных периодических изданий. Таблички с начертанными на них сообщениями ежедневно выставлялись в людных местах — таких, как Римский форум.

Основание такого ежедневного издания, по указанию Светония, принадлежит Юлию Цезарю, в год его первого консульства, то есть 59 до н.э. Издание для публики сенатских актов, или ведомостей, куда входили делавшиеся сенату предложения, происходившие по ним прения, донесения полководцев и наместников, послания правителей иностранных государств, решения и ответы сената, было прекращено ещё при Августе, но обнародование хроники ежедневной римской жизни продолжалось и позже и прекратилось, быть может, только с перенесением столицы в Константинополь. Последнее дошедшее до нас указание на это издание относится ко времени императора Проба, то есть к последней четверти III века.

Из сохранившихся довольно многочисленных указаний на Acta Diurna римского народа следует, что в них помещались:

· государственные дела: императорские повеления, сенатские постановления и прения (насколько обнародование их было допускаемо), распоряжения разных властей;

· судебные процессы и вообще хроника городской римской жизни, а также интересные случаи всякого рода: постройка, переделка или разрушение публичных зданий, события в жизни знатных домов, пожары, необычайные явления природы и даже городские слухи.

Полной свободой этот орган древнеримской жизни не мог пользоваться в период империи. Находясь под непосредственным влиянием правительства, он нередко служил его политическим целям, но вместе с тем содержал в себе массу известий и потому читался с жадностью не только в Риме, но и в провинциях. Из Тацита известно, что обвинитель знаменитого своей оппозицией Нерону сенатора и философа Пета Тразеи, между прочим, говорил: «Ежедневная римская газета читается по провинциям и по войскам с большим рвением, чтобы знать, чего Тразея не сделал».

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник

ACTA DIURNA POPULI ROMANI

Перед вами записки легата преторианцев Гая Анонимуса о жизни Рима, Империи, сопредельных держав и варварских народов.

На Форуме только два правила: здесь нельзя оскорблять почтенных граждан и употреблять варварские ругательства. Предложенные свитки не публикуем.

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

Salve, добрые квириты.

Легат же, как и было сказано ниже, отдыхает на Капри на пенсии, но он еще немножко жив. )

CG99jOK9D

8KHuw3n6tWK8q vuLY3wzQ56qp82cAwOfoSIQQgcMPA2RV08vyjecoq5lEZvAN 1enm6fN1L0a2XjknY1qwM fhC

zBlGO8MG HF6zSjVgbzVwsAwaZ

Xg7Tr6FGgUz2k yJzWVO4wBH PXRhVICCYReRgnAKQGkP4tAW bqPiTjX5 tozEYX1L7Z4Hw

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

Я мог бы начать свою речь примерно так: «О милые, любезные граждане Рима! Дорогие мои жители священного города. »

Тьфу, простите меня все боги оптом! Я сделаю иначе! Буду говорить как римлянин. Как гражданин. Только ради вас я вышел на Форум, решив вернуться из забвения, которое провожу на диких островах выращивая отличную капусту! Но выбирая между капустой и гражданами Империи, я выбрал вас. Мне дороже вы, а не капуста!
Показать полностью.

Квириты, чтоб вашу священную корову! Чтоб безжалостный Аид поглотил вас всех, строго во избежание подобных безобразий в будущем! Вы что, любезные друзья, все ополоумели?! Не видели, что происходило последние полтора года?

С появления чудовища Ковидлы, бродящего по улицам Рима и прочих городов Империи, прошло изрядно времени. Среди своих друзей я, Гай Аноним, в течении семнадцати месяцев потерял двадцать шесть человек, ушедших в царство Аида. ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ жизней, забранных Ковидлой. Скоро будет полстолетия как я появился на свет, но ни единый год не приносил таких ужасающих потерь.

Волею Цезаря Августа, Народа и Сената Рима был создано противоядие, способное противостоять всепожирающему зверю. Римское государство готово выдать его каждому за счет казны – прыснуть в зловещую морду Ковидлы и монстр испарится! Но нет, граждане Рима в большинстве решили – «Какая глупость, кто я такой, чтобы на меня охотилось неведомое страшилище, я ведь не принцепс, не сенатор и не магистрат, меня оно точно обойдет стороной». Увы, граждане, это не так – жуткая Ковидла подстерегает КАЖДОГО. Жалкого раба из Азии. Крестьянина. Городского ремесленника. Обитателя любого из Римских кварталов, будь они хоть распутной гетерой, девственной весталкой, суровым легионером, распущенным юношей с Палатина, уважаемым патрицием, сенатором, иноземным купцом – да впрочем кем угодно.

Смерть несомая чудовищем может найти всякого. И многих уже нашла.

Братья! Римляне! Есть противоядие. Сходите в ближайший магистрат и примите препарат – Гай Аноним никогда не советовал вам ничего дурного, и этот совет будет лучшим из всех, какие я вам давал.

Жизнь – одна. Жизнь – бесценна. Нет жизни – нет Рима. Нет Рима – нет вас всех.

Ваш покорный и добрый друг Гай Аноним получил свою дозу волшебного декокта, чихнул на свою кошку приобретенную в самой Александрии Египетской, и нежданно-негаданно кошка стала разговаривать со мной о трудах Платона, Сократа и Аристотеля.
——————————————————

А теперь серьёзно: прививайтесь. Быстро. Все происходящее – не шутки.

Слишком много смертей. Не будьте идиотами. Хватит жертвоприношений Аиду – мы выбираем жизнь.

u5I1ZohttG2yoWMSG5fEvQ7taD KtRSfnTi9UjkVM cH G kUkx5xC

2USUlPKjhuuAG7qkaGIdiggxP1Cw dLIPkszWUiKJST5O60ub 48ZsD3TYFE8lPFcTx0peV eWfoc2Xsv2AUXjwn

Вот странно, felis catus хоть и куплена в Александрии, а с виду почти не отличается от моей Мурции, найденной в подвалах Остии. Разве что Мурция сейчас поувесистее.

И таки да, антипрививочник хуже грека!

0fyfG Bsr8FNwFt0Izi64ww6gsFFUJdZky6pFAs1oXBQc3MjLIbNLDAy97ZA1ONQHluOtEDJ

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

Сонный и грустный 2020 год закончился, начался бодрый 2021-й.

Карфаген-2 и Атаульф в магазинах в конце марта-апреле, как справится типография.

09pAsT97I3WvG1nPvbM6H1WT56rfCINBTyAIQN3hrrDgDDcCk1vsaIJheLJELM8qpkwKU18oWyBkSl8FaZeqWQVN

nlmry9tSApayH3m 1J nyGk3XCpYHnVMCLJmyZecPMEDdds0gTrwzEiQ zt14GDEQy9B cB fUZyEfFgdk6vriTz

cT

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

LcQgZq7EBXh3ucOUye2bOGCHEHDiQTWA3YiIuesOGh2

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

Любезные квириты и достойные матроны, невинные девицы и целеустремленные юноши!

2773 год по Основанию Рима заканчивается. На самом деле заканчивается он 4 мая, но это сущие мелочи. Я многое мог бы сказать о том, что произошло в нынешнем, еще не завершенном году, но остановлюсь на главнейшем.
Показать полностью.

Впервые в новейшей истории и на памяти живущих поколений произошло историческое событие, которое все мы с вами могли наблюдать живьём, в прямом эфире, без изъятий. Практически одномоментно рухнули авиаперевозки, туристическая отрасль, рынок услуг. Закрылись рубежи практически всех держав, в прежние времена, считавшиеся или несуществующими, или весьма условными. Случилось и много другого, не менее неприятного.

Привычный и казавшийся неизменным мир перевернулся с ног на голову за считанные месяцы. Мы были тому непосредственными свидетелями, пускай сперва и не осознавали, что на наших глазах происходит радикальный переворот в мироустройстве. Думаю, нам будет о чем рассказать внукам.

Но впереди новое, нежданное и непредсказуемое будущее. Будущее, которое не предвидели никакие сивиллы и оракулы. Будущее, которое мы будем создавать своими собственными руками! Создавать в новых рамках, с новыми параметрами, уложениями и новыми порядками. Рим всегда был сообществом граждан, быстро приспосабливающихся к необычным условиям и находящих нужные решения даже в самой исключительной ситуации. Потому Империя и жива.

Думайте, работайте, трудитесь, мыслите, стремитесь к лучшему, не унывайте. Будьте добры к ближнему и ближний будет добр к вам. Ты не подставишь плечо другому – он тебя не поддержит. Мы – одно целое, одно общество граждан, одна Империя.

И будьте здоровы в грядущем году. Во имя Сената и Народа Рима! Всегда ваш – Гай Аноним.

e dcd20187

VGJbhQTXKStXdx3U3PRc pNK5zBckq

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

(проснувшись и открыв один глаз)

Надо будет выступить на Форуме. Но я стар, я очень стар. Эй, рабыни, принесите воду для умывания.

02blWLbnowtvYi3 XvZDPZ9z9HLMdeg2pnc9ZQJGPm4aRaAD1FY2SOBWiygNpzPwHyT0TTXEXoKFJOJqRQsoNS t

3N

q8B9 QZX8RUeB41Vd8jk6B bd61qgyVG8iDKIl0Fq2pYdUAF1qe8NiwSX4XlWroC9QgAW0c9

ACTA DIURNA POPULI ROMANI запись закреплена

У нас в Риме, извольте видеть, произошла невероятная коллизия.

Много лет подряд, ради грамотности как благородных квиритов так и не граждан, проводится всеобщий dictant, когда под управлением достойных людей собирают сонм ученых рабов и те читают гражданам всеразличные свитки, дабы последние их записывали на пергамент без ошибок, с соблюдением всех правил грамматики.
Показать полностью.

Эта традиция соблюдалась безукоризненно до текущего года. В ранние времена dictant был основан на классиках – Софокле, Плинии, Аристотеле и даже комедианте Плавте, что не вызывало у римлян ни малейшего возражения. Сию блестящую идею по возрождению и укреплению латинского языка поддерживали в иных державах, включая даже Парфию и провинцию Иудея! На то выделялись деньги из казны через муниципию Римдоброздравие – строго для того, чтобы приобщить, напомнить, внушить, и дать понять – что латынь это вам не варварский диалект, а именно латынь!

И вот прямо сейчас по Форуму разносится невиданный скандал! Dictant собрался сочинить некий плебей Глуховскер, обладающий подданством царя Иудеи, но почему-то зарабатывающий своими сочинениями золотые сестерции в Риме!

Граждане неоднократно видели этого сомнительного персонажа на Форуме, голосящего, что кровавый Рим беззаконно и зловредно захватил провинцию Таврика. Что безупречные умбрийское повстанцы безусловно и незамедлительно сокрушат «этот ваш Рим», что демократия былой Республики будет восстановлена на парфянские деньги, что римляне – это убогий навоз, тлен под козьими копытами, что ужасная тирания Цезаря Августа должна пасть под всесокрушительными ударами доблестного умбрийского войска, et cetera nec plus ultra.

Встал вполне разумный вопрос: может ли представлять Римскую империю, проповедовать её идеи и учить кого-то латинскому языку такой персонаж? Особенно учитывая иудейское подданство? Примаций, префект Римдоброздравия, немедленно ответил – нет! У нас, конечно, демократия, унаследованная от Республики, но имейте уже совесть! Глуховскер хочет получить золото из казны Рима, при этом отрицая сами принципы его существования? Нет, благодарим – свободен.

Что тут началось! В иудейском квартале Вечного Города сгорели все табуреты поголовно – до единого. Да как вы можете! Какое вероломство! Не дать денег на римофобию! Ужас!

Но я, как легат вышедший на заслуженную пенсию, могу лишь с иронией отметить – когда дают много сестерциев на патриотизм – получается одна римофобия, когда на римофобию, получается сплошной антисемитизм. Что теперь и вышло – причем Рим тут не виноват, а виноват заказчик.

А так – это первый в истории случай, когда казна императора впервые демонстративно отказалась дать золото на злобствование против Рима конкретному клеветнику. Ave, Caesar August!

Источник

Пражурналистские формы информации. Acta Senatus и Acta diurnal populi romani Ю.Цезаря, «Дибао» (Китай) и др

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Пражурналистских явлений было немало. Они постепенно развивались. Информационное общение возникло вместе с развитием трудовой деятельности и языка и было связано с трудом и необходимостью планировать общую трудовую деятельность.

Покровителем «службы новостей» в греко-римской мифологии считался Меркурий-Гермес. Он сам занимал в штатном расписании Олимпа должность вестника, не расставаясь с крылатыми сандалиями. Вот, оказывается, откуда тянутся истоки журналистской профессии.

640 1

Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно «классической» схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения.

Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. «Наука о произнесении публичной речи» приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех той или иной политики.

Оратор должен иметь: широкое образование, эрудиция, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Остроумие диалектика, мысли философа, слова чуть ли не поэта, память законоведа, голос трагика, игра лучше лицедеев. Он считал, что важнее воодушевить аудиторию, чем убедить. Сочетание рационального и эмоционального начала речи позволяет воздействовать на чувства, знать интересы аудитории, найти подходящую аргументацию для аудитории.

Риторские школы античности были своего рода высшими учебными заведениями наряду с медицинскими и философскими. В них были:

1. начальный курс упражнений (сочинение басни, рассказа, опровержение и утверждение, похвалы и порицания и т.д.);

2. основной курс (декламации, речи на вымышленную тему и пр.).

Все это позволило говорить о красноречии как о ремесле, а не божественном даре, как считалось ранее.

Античными ораторами были формулированы правила обращения с материалом, построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности, действенные способы логической аргументации; стилистические приемы, произошло совершенствование языка.

Информация появляется вместе с человеком и распространяется различными способами на самых ранних стадиях формирования общества (рисунки, устная речь, песни, звуковые сигналы и т.д.).

Можно ли назвать эти способы передачи информации журналистикой? Наверное, это было бы неверно, хотя некоторые исследователи начинают историю журналистики буквально с родового строя, с момента, когда человек научился говорить.

Коммуникация как обмен информацией в процессе культурного, экономического и социального развития цивилизаций (на различных стадиях и в разнообразных проявлениях) – неотъемлемая часть существования человечества. Цивилизации вербальные и цивилизации письменные в равной мере нуждались в коммуникации, а потому история человеческой цивилизации и культуры одновременно есть история развития коммуникаций. Среди теорий развития коммуникации в истории цивилизации определенный интерес представляет концепция американского теоретика Гарольда Инниса. Иннис выявляет связь между материалом и видом письменности в ранних цивилизациях и формами правления. С его точки зрения, значительные потрясения в истории египетской цивилизации, приведшие к переходу от абсолютной монархии к более демократической форме правления, нашли выход в переходе от камня как материала для письма и символа престижа, отраженного в пирамидах, к папирусу. Египетская цивилизация периода появления папируса в качестве материала для письма – это уже цивилизация с развитой книжной культурой, когда письменность и чтение стали достоянием не только одних жрецов и служителей храмов. Культ письменного слова в Египте был достаточно высок. В одном из египетских текстов можно встретить заповедь: «Поставить свое сердце за книги и возлюбить их, как матерь свою, ибо нет ничего превыше книг».

Журналистика в чистом виде на этом этапе развития еще не сформировалась. Однако изучение появления и изменения коммуникационных технологий и зарождения различных жанров публицистики представляет для исследователей значительный интерес.

Когда греческая цивилизация периода архаики создала собственный алфавит на основе финикийского, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Для большинства ранних художественных текстов характерна синкретичность (слитность, нерасчлененность) жанровой основы, которая вела к смешению (или принципиальному неразличению) художественных элементов и собственно «документа». Например, ряд исследователей сходятся во мнении, что в гомеровском эпосе существуют фрагменты, которые можно интерпретировать как документальный репортаж из глубины веков. Геродот дал блестящие образцы зарисовок быта и нравов жителей Ближнего Востока. Фукидид посвятил восемь томов описанию военных действий между Афинами и Спартой и приводил в них подлинные тексты договоров, свидетельства участников боев. Плутарх нам оставил жанр «политического» и «исторического» портрета.

Хотя письменность получила широкое распространение в Греции периода архаики и классики, в целом полисная культура тяготела к устному слову. Агональный (соревновательный) характер полисной жизни отразился в ораторском искусстве, где формировались основные образцы публицистики.

Е.П. Прохоров в одном из учебников по журналистике пишет: «Уже в рамках родового строя сложились способы речевого воздействия на основе обмена сведениями».

Следующей формой информационного обмена стали выступления ораторов и проповедников. На рубеже 5-4 вв. до н.э. ораторское искусство достигло наивысшего расцвета. Следует отметить развитие судебного красноречия, приведшее к появлению «логографов» – специалистов по составлению судебных речей для состязающихся сторон. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий, речи которого стали образцом судебного красноречия. Важное место в составлении публицистической ораторской речи занимает школа Исократа. Творческое наследие Исократа в значительной степени приближено к европейской публицистике нового времени, так как в его риторской школе акцент делался не на импровизацию, а на тщательную обработку письменного текста выступления. Исократ не выступал публично по причине слабого голоса и неумения говорить перед многочисленной аудиторией. Он обратил внимание на различие между устным и письменным словом, где, как писал Аристотель, «один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для речи в суде. Надо владеть обоими».

Исократ, вошедший в историю античной риторики как мастер политической речи, разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. Исократ считал, что ораторская речь должна состоять из:

1) введения, в котором необходимо завоевать расположение публики и завладеть её вниманием;

2) изложения основной темы выступления с выделением преимуществ своей позиции;

3) опровержение аргументов противоположной стороны;

4) заключения, подводящего итог сказанному.

Последним выдающимся мастером политической речи эпохи независимой Греции был Демосфен. Большую часть его ораторского наследия составляют судебные речи, однако славу Демосфену принесли политические выступления – знаменитые «филиппики», направленные против македонского царя Филиппа-2 в защиту свободы и независимости Афин.

Книжная культура эпохи эллинизма нашла своё воплощение в создании библиотек. Библиотеки правителей Египта, Ассирии, Вавилона были недоступны широкому кругу. В Греции 5 в. частная библиотека – явление необычное, вызывающее недоумение современников. Аристофан иронизировал по поводу библиотеки Еврипида, утверждая, что Еврипид отцеживал в свои трагедии сок, выжатый из книг. По свидетельству античных авторов, самая крупная частная библиотека принадлежала Аристотелю.

Библиотеки правителей эллинистических государств (например, Александрийская) становились центрами развития культуры. Рядом с Александрийской библиотекой появился Мусейон – первый университет античного мира. В библиотеке и Мусейоне были залы для лекций, для работы и комнаты для обитателей пансиона. В Египте эпохи Птолемеев ученые и поэты находились на содержании у государства, что влекло в Александрию античных интеллектуалов. В библиотеке они работали, отдыхали, читали лекции. Хранителями Александрийской библиотеки были выдающиеся поэты и ученые: Аполлоний Родосский, Эратосфен, Каллимах, Зенодот. По их просьбе закупались книги, под их руководством велась огромная работа по переписыванию и систематизации рукописей. В начале 2 в. до н.э. появился новый, более прочный материал для письма – пергамент. Это привело к созданию нового типа книги (кодекса).

Привлечение рабов в качестве скрибов (переписчиков) удешевило производство книг в эпоху эллинизма. К 47 г. до н.э. Александрийская библиотека насчитывала 700000 томов. Накопление большого количества книг сделало необходимым составление комментариев к старым текстам, систематизацию и описание всего массива хранящихся в библиотеке рукописей, переводов иноязычных произведений. Появились новые виды литературного труда – критика и текстология, позволившая выявлять поддельные рукописи и устанавливать точный текст произведений, также переводческая деятельность (перевод на греческий «Септуагинты»), составление словарей, научных комментариев. Так, Каллимах первым составил «Каталог писателей, просиявших во всех областях образованности, и трудов, которые они сочинили» из 20 томов. Труд Каллимаха стал первой энциклопедией греческой литературы, в которую вошли биографии, комментарии, филологический анализ произведений. Из новых форм эллинистической литературы стоит выделить жанр эпиграммы (не имевшей сатирической направленности, как в римской литературной традиции), а также небольшое произведение Теофраста под названием «Характеры» (323 – 319 гг. до н.э.). Теофраст, которого Шарль Сент-Бёв назвал «ботаником умов», первым обратился к исследованию и описанию социальных и психологических типов современников. Книга Теофраста повлияла на появление в 17 в. жанра «характеров», который можно рассматривать как самостоятельный жанр или как разновидность эссе.

Римская цивилизация с её стремлением к установлению порядка и закона на территории империи внесла свой вклад в развитие коммуникационных технологий античности. Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. Если на ранней стадии римской цивилизации занятие интеллектуальным трудом считалось презренным для свободного римлянина, то к концу 2 в. до н.э. положение дел кардинально изменилось. «За счет рабов и отпущенников, которым господа считали нужным дать образование, росла интеллигенция. Многие представители «рабской интеллигенции» писали сочинения по истории, языкознанию, литературоведению. Но теперь и знатные, высокопоставленные люди не считали зазорным заниматься умственным трудом. Греческий язык становился не только литературным, но и разговорным. Греческие и латинские книги находили широкий сбыт».

В Риме появилось множество мастерских, где рабы изготовляли книги. «Книжная торговля стала почетным и прибыльным занятием, а книжная лавка – местом сборища просвещенных людей». В большинстве богатых домов обязательно имелись две библиотеки: одна – с произведениями на греческом, другая – на латыни.

С 1 в. до н.э. в Риме – подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. В диалоге «Об ораторе» Цицерон утверждал, что «для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение…и, в-третьих, наука». Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи. О значимости ораторского искусства говорит принятие (при участии Цицерона) цензорского эдикта, направленного на исправление качества преподавания в риторских школах.

Безусловно, ораторское искусство, формы общения и воздействия на окружающих имели огромное значение для развития журналистики, как, впрочем, и для развития всех форм человеческой деятельности. Это – истоки культуры и науки вообще. Это – истоки письменности, литературы, народного творчества, истории и других областей знания. Они с одинаковым основанием могут быть названы и «пралитературными» и «праисторическими» явлениями.

На более поздних этапах развития общества предпринимались попытки распространять информацию и развлекать публику посредством письменности. В Древнем Риме в эпоху Юлия Цезаря по его личному распоряжению регулярно обнародовались протоколы заседаний сената. Эти протоколы легли в основу своеобразного периодического издания «Acta senatus». Выражаясь современным языком, это были отчеты о заседаниях римского парламента. Некоторое время спустя Цезарь издал указ об издании более «массовой», как сказали бы сегодня, «Ежедневной ведомости» («Acta diurna», которая тиражировалась в скрипториях множеством опытных скрибов под руководством опытного наставника и, наряду с информацией официального плана, знакомила читателей столицы и провинций со всеми выдающимися событиями дня римского общества: с общественными проблемами, литературными произведениями, с анекдотами, с сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами гладиаторских боёв.

Ни один из номеров газеты до нас не дошел, но о том, что она существовала, мы можем судить по произведениям римских писателей, в которых она упоминается очень часто, а выписки из нее свидетельствуют о богатстве содержания.

Цезарь проявил себя не только в государственных и военных делах. «В красноречии он стяжал не меньшую, если не большую славу. Все лучшие знатоки без спору признавали его одним из лучших судебных ораторов Рима». Блестящим образцом военной мемуаристики стали его «Записки о Галльской войне». В них Цезарь (от третьего лица) описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие. Хотя в книге Цезаря имеются фактические неточности и полемическая заострённость, такой тонкий знаток стиля, как Цицерон, утверждал, что мемуары Цезаря «заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. Он хотел только подготовить все, что нужно для тех, кто пожелает писать историю, но угодил, пожалуй, лишь глупцам, которым захочется разукрасить его рассказ своими завитушками, разумные же люди после него уже не смеют взяться за перо».

В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры (Гораций, Марциал, Ювенал, Персий) и публицистической эпистолографии. В императорском Риме понятие свободы слова было весьма ограниченным. Тацит отмечал, что «если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы – такое же порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других». Поэтому оживление публицистической деятельности преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть.

В эпистолографическом наследии Рима следует выделить «Нравственные письма к Луцилию» Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, обличенные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки (также как и произведения Теофраста) связаны с формированием жанра эссе в 16 – 17 вв. Так, Френсис Бэкон, основоположник английского эссе, прямо называет письма Сенеки в качестве образца, на который он ориентировался при создании своих «Эссе».

«Acta senatus» была запрещена императором Тиберием в тот период Римской империи, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, нередко затрагивавшие особу императора или членов его семьи.

Распространение такого рода информации не входило в интересы тиранов.

«Acta diurna» просуществовала вплоть до вторжения германских племен на территорию Римской империи, т.е. до полного упадка римской культуры, до тех пор, пока в Европе не наступил период переселения народов и активного распространения христианской религии, на многие века ставшей единственным содержанием духовной жизни европейцев. К этому времени уже практически оформились как самостоятельные сферы творчества и социальной деятельности человека: литература, музыка, живопись, история, философия и другие науки. Являются ли римские «Acta», просуществовавшие с 59 г. до н.э. до 222 г. н.э., свидетельством выделения журналистики как оригинальной сферы деятельности человека? Вряд ли так можно сказать. Несмотря на то, что они обладали такими свойствами как периодичность и тираж, их следует отнести больше к средствам ведения политики и администрирования.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • акта биомедика сайнтифик журнал
  • акт является приложением к договору

  • Название: Acta Diurna
    Раздел: Рефераты по истории
    Тип: реферат Добавлен 05:40:54 16 февраля 2011 Похожие работы
    Просмотров: 18 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать