Почему Грецию называют «колыбелью европейской цивилизации»?
Античная Греция подарила миру множество абсолютно новых идей и изобретений. Тут появились:
и, наконец, демократический строй. Практически всё, что сегодня имеет западная цивилизация, начиная от научных достижений и заканчивая политическими концепциями, уходит своими корнями в древнегреческую культуру.
В Европе не раз предпринимались попытки порвать связь с античным прошлым и создать нечто коренным образом, отличающееся от древнегреческих идеалов. Например, в эпоху Средневековья на смену жизнеутверждающему мировоззрению древних греков пришёл культ аскезы и умерщвления плоти. Античное наследие было объявлено богомерзким и языческим. Множество чудесных памятников этой эпохи было уничтожено. Однако даже средневековые монахи не смогли полностью отказаться от греческой культуры. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский и многие другие средневековые теологи писали свои труды, опираясь на философские концепции и понятия, разработанные ещё Платоном и Аристотелем. Сегодня греческая культура по достоинству признана одной из самых ярких и влиятельных в истории человечества.
Причины культурного подъёма в Древней Греции
Складывание на Балканском полуострове столь богатой культуры было связано с множеством факторов. Во-первых, Греция имела очень удобное географическое положение. Свободный выход к морю позволил грекам путешествовать по всему Средиземноморью и Азии. Морские путешествия без навигационных приборов, карт, астрономических расчётов и хорошо спроектированных кораблей были сложны и опасны. Поэтому греки достаточно рано стали заниматься развитием инженерных наук, математики и астрономии. Этот народ много занимался торговлей, накапливая огромные богатства, принимал у себя иностранных купцов и заимствовал лучшее из культуры и науки соседних стран. Благоприятный климат, великолепные горные пейзажи и буйная растительность пробудили в греках особое понимание природы и стремление к гармонии с Космосом.
Во-вторых, греки жили в регионе с большими залежами металлов, в том числе, драгоценных. Обработка металла способствовала подъёму всех прочих хозяйственных направлений (например, сельского хозяйства), а также позволила грекам стать могущественной с военной точки зрения нацией. Но применение металлов не ограничивалось лишь войной и экономикой, древние греки стали создавать великолепные ювелирные украшения, статуэтки и посуду.
В-третьих, в Греции после разложения родоплеменного строя возник особый вид общественной организации – полис. Для греков полис воспроизводил Космос в миниатюре. Внутри полисов царила демократия. Собрания свободных граждан определяли политические цели всего общества, вершили суд, решали земельные вопросы. Каждый житель полиса чувствовал себя ответственным за свою родину. Ценность человека также измерялась пользой, которую он приносит полису. Поэтому в менталитете древних греков всегда присутствовала доля соревновательности. Они стремились проявить себя на поле боя, на олимпийской арене или в науке.
Несмотря на крушение античного мира, культурное наследие древних греков до сих пор живо и продолжает активно развиваться.
Античность колыбель европейской цивилизации
Единой представительницей женского пола в лирике Греции была знаменитейшая Сапфо (первая половина VI ст. к н. э.). Сапфо – уроженка и жительница острова Лесбос, где она руководила поэтической школой. Писала эпиталамы (брачные, свадебные песни в честь молодого супружества), гимны, элегии и другие виды поэтических произведений.
Тематику поэзий Сапфо “навевало”, наверное, пребывание поэтессы большей частью в женском обществе, в котором проводили время девушки из знатных семей. Поэтическую славу получила поэзиями о любви и красоте, туз
Каллиопа – муза эпической поэзии и науки, изображалась в виде девушки с табличкой и этилом в руках – обостренной грифельной палочкой для написания букв. Клио – муза истории, и, “которая прославляет”; изображалась со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках. Мельпомена – муза трагедии; она изображалась с повязкой на голове и в венке у листву винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной
Полигимния – сначала муза танца, потом. ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала “запомнить схваченное”. Имя Полигимнии указывает на то, что поэты своими гимнами получили бессмертную славу. Изображала в виде завернутой в покрывало девушки в задумчивой позе, с замечтавшимся лицом и со свитком в руке.
Талия – покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком из плюща на голове. Терпсихора – считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице.
На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой – плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут бога – плющ.
Сапфо написала девять сборников поэзий, из которых к нам дошло лишь несколько. От Сапфо всемирная литература унаследовала так называемую сапфирную строфу.
Говорят те – пехота наилучшая в мире, Те – конницы, другие – военные судна, Я же говорю: лучше всего есть в мире, Что полюбил ты. Убедить в этом очень легко могут Все, кто хочет, так как между женщин Наилучшая Волшебная Елена своего оставила Знаменитого мужа, Поплыла по седому морю в Трою.
Related posts:
АНТИЧНОСТЬ КАК КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природные ландшафты. Многое превращается безжалостным временем в прах. Единственное, что времени не подвластно, — это великое искусство.
И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивилизация, искусство и литература.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя — эллинами.У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность.«Античный» в переводе с латинского означает: древний,старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы просто не задумываемся над тем, как многое из созданного древними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция— это колыбель европейской культуры.
В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, буквально на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт общественно-политической лексики. Понятия и термины: экономика, политика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектурадворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктивные решения — колонны, капители, арки, своды, барельефы, лепные украшения,исполненные симметрии и гармонии, — плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.
Древние греки были основоположниками в разных областях знаний.Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астрономии, философии и филологии, педагогики и эстетики, истории и красноречия. Концептуальные выводы Платонаи Аристотеляо сущности и законах искусства сохраняюти сегодня свою неотторжимую ценность.Ежегодно миллионы туристов приезжают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенони Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса.Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь,возвышающийся над Афинами.
Человечество познало разные формы и типы правления: монархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результаты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирования и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утверждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего лучше ее человечество до сих пор не придумало.
Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.
1. Мировое значение литературы Древней Греции
Основные жанрысовременной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян.На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.
Непреходящи общечеловеческие ценности,заключенные в литературных образах, в художественных творениях античности. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повозках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактивных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама человеческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от недугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и изменяет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эгоизм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечатлены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов — Гомераи Эсхила, Софоклаи Еврипида, Аристофанаи Менандра, Анакреонтаи Сапфо.
Исегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы,трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи;непреклонного Прометеяи испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа,упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи,брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.
Сюжетыи образыантичной мифологии и литературы отличаются гармоничнойзавершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом.Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракли Орфей, Пигмалион, Дедали Икар, Антейи Тантал. Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до появления первых греческих государств, процветали мощные монархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахейских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Сирией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифическая письменность. Троянская война, запечатленная в гомеровской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII—XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» — было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке набирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской державой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в мироощущении древних эллинов. Греческие государства имелимногообразные связис древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной.После походов Александра Македонскогогреки проникли в Сирию, Палестину, Египет.Культурные связи Греции и Востока — многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Критевнешне напоминаетвеличественные сооружения восточных монархов.В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии — великая поэма «Ригведа»; в Китае — книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, проводили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В документах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и данайцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес(624—546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египтабыл завезен папирус(травовидное растение, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который использовался в качестве писчего материала. В Берлинском музее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I—II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинссделал сенсационное открытие. Среди археологических документов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил отрывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, который, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя,возможно, называлась у местных жителей Вилусой,а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы — коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали письменностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет величия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на происхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказанииоб аргонавтах,посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые отношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позднее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востокомстали и трудыгреческих историков Ксенофонта и Геродота.Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис»(или «Поход Кира»). Это — одноиз первых мемуарных произведений в европейской литературе. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия»(или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.
Геродот,«отец истории», неутомимый путешественник, маршруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Италии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о других рассказывал счужих слов. В его главном труде «История»— описания многих земель от Египтаи Аравии до Индиии Эфиопии,характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис.Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, сокровища египетского царя Рампсенита,пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд — своеобразная энциклопедия знанийо прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.
Античное наследие в Европе
РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В146 г. д. н.э. Грецияперестала существовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи.Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богатству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и греческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художественного опыта древних эллинов — наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.
С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного,прежде всего греческого, наследиязаметно снижается.Господствующая католическая церковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жизни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию,который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап — эпоха Возрождения, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессивный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Родиной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гуманистические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схоластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художественного внимания был поставлен индивид, его природа, свободная и естественная во всех ее проявлениях.
Важнейшей особенностью Возрождениясделался всеобщий интерес к античности. Вэто время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты находили в античности живой и свободный идеал прекрасного. Воснове его — верность природе. Втворениях Гомераи Эсхила, Софоклаи Еврипидагуманисты приобщались к масштабным, рельефным человеческим характерам. Титаны Возрождения Дантеи Петрарка, Шекспири Раблечерпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.
КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вниманием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII—XVIIIвв. Самоназвание этого литературного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».
Наиболее полно эти положения были обобщены и сформулированы французским писателем Никола Буалов его знаменитом, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674).Его положения воплощались в художественной практике великих мастеров. В своем трактате Буало воздавал хвалу древним:
Дата добавления: 2016-08-06 ; просмотров: 4015 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Античность кратко: колыбель европейской цивилизации
Античность – это эпоха цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В те времена были заложены основы будущей европейской цивилизации. Развились ремесла и техника, науки и искусство.
Архимед были заложены основы физики, Гиппократом – медицины. Пифагором – основы математики, а Евклидом, в частности, – геометрии. Развилось искусство риторики (Демосфен, Цицерон).
Были заложены основы также гуманитарных наук – социологии, политологии, философии (Платон, Аристотель). Работы античных географов дали последующим поколениям
В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина. Этими достижениями и сегодня пользуется западный, и не только западный, мир. В эпоху же античности эти правила применялись по отношению к гражданам греческого полиса, а позже – Римской республики.
Тогда же появился институт выборов политиков в органы власти.
Античное искусство базировалось в первую очередь на мифологии. Древние греки и древние римляне были политеистами, т. е. верили в большое количество
Все боги античности были максимально приближены к людям: они обладали человеческими обликами и чувствами, в том числе и пороками.
Мифы, то есть приключения людей, полубогов и богов стали темой античной скульптуры, античной архитектуры, а также античной литературы (Гомер, Софокл, Аристофан). В эпоху античности развилось театральное искусство, для которого драматурги писали пьесы, трагедии и комедии.
Высшими ценностями античной культуры были земная красота и гармония: природы, искусства, человеческого тела. Недаром в античном обществе большое внимание уделялось физической культуре, спортивным тренировкам. Искусство и литература античности пытались в первую очередь воспроизвести эту красоту и гармонию.
Античность воспела культ нравственности, благородства, правильного поведения, которые ведут человека к гармонии физического и духовного совершенства.
Related posts:
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Греция – колыбель Европейской цивилизации
культура античности
Описание слайда:
Словарик.
Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме.
Описание слайда:
Как часто я тоскующей душою
Безумно рвусь в твой чудный древний мир,
Святая Греция!
М. Михайлов
Описание слайда:
Художественное творчество Античности было тем источником, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. В своём развитие античное искусство прошло несколько периодов.
Описание слайда:
Традиционно выделяют следующие этапы:
Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)
Архаика (VII-VI вв. до н.э.)
Классика (V-IV вв. до н.э.)
Эллинизм (IV-I вв. до н.э )
Описание слайда:
Основные события в культуре Античности
Описание слайда:
Художественной культуре Античности предшествовал крито-микенский или эгейский период ( III-II тыс. до н.э.). С него мы и начнём наше знакомство с Античностью.
Описание слайда:
Эгейское искусство
Культуре Античности предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах побережье Эгейского моря. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы, но и создала непревзойдённые образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке.
Описание слайда:
Словарик.
Фре́ска (от итал. fresco — свежий. Аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Описание слайда:
Описание слайда:
Лабиринт построил великий мастер Дедал. Он же сконструировал крылья из перьев, скреплённых воском. Но его сын Икар слишком высоко поднялся в небо, солнечный жар растопил воск, и Икар упал в море.
Описание слайда:
П. Брейгель (старший) «Пейзаж с падением Икара» 1558г.
Описание слайда:
Кносский дворец является замечательным памятником эгейской архитектуры. Лестницы, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом придают особый колорит дворцовому комплексу.
Описание слайда:
Особенно эффектно смотрятся деревянные колонны, окрашенные в тёпло-красные или чёрные тона.
Описание слайда:
В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна потребностям человека.
Описание слайда:
Нижние этажи дворца до сих пор не исследованы.
Описание слайда:
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопонес. Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб. Над воротами расположена треугольная плита весом в 20т с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих древо жизни.
Описание слайда:
Стены городов складывались из таких же каменных глыб, щели между ними заполнялись глиной и мелкими камнями. Такую кладку называли циклопической, поскольку греки считали, что её создали легендарные одноглазые великаны – циклопы.
Описание слайда:
Фрески Кносского дворца
Описание слайда:
Искусство живописи эгейского искусства дошло до нас во фресковых росписях Кносского дворца, на которых изображены торжественные церемонии, игры и развлечения, театральные представления, кулачные бои и ритуальные танцы со священным быком, полёт бабочки, игра дельфинов на воде, раскрывающийся бутон цветка… Всё это пытался запечатлеть древний художник.
Описание слайда:
Используя всего 5 красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную) художники создали богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, прозрачной голубизной неба и тёплыми водами Эгейского моря.
Описание слайда:
Идеалом красоты считались хрупкие фигурки с тонкими талиями. На фреске, изображающей женскую фигуру с её оживлённым личиком, капризно вздёрнутым носиком, игривым завитком локона действительно есть что-то от модницы. Фреску назвали «Парижанка». Огромный глаз, обведённый чёрным контуром, изображён точно также, как в египетских фресках.
Описание слайда:
Не менее знаменита фреска «Игра с быком». Почти не касаясь земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив вперёд руки, готовится к грандиозному сальто. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.
Описание слайда:
Вазопись стиля Камарес
Здесь же на Крите, в одной из пещер у селения Камарес, были обнаружены замечательные произведения керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, живописностью рисунка.
Описание слайда:
Вазопись стиля Камарес
В росписи весело играют и переливаются два цвета – охры и граната. Декоративен узор орнамента – растительные мотивы с закруглёнными контурами лепестков с пробегающим ритмом линий.
Описание слайда:
Вазопись стиля Камарес
Здесь преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звёзд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей.
Описание слайда:
Вазопись стиля Камарес
Знаменитая ваза «Осьминог» – уникальное произведение. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза то расширяется, то сужается. В отличие от древнеегипетских изображений, где на первый план выдвигались точность и тщательность прорисовки деталей, характер росписи ваз стиля Камарес обобщён и условен.
Описание слайда:
Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в мировую культуру.
Описание слайда:
Критское царство погибло в XV веке, начиная с XVII века искусство Микен приходит в упадок.
Описание слайда:
Начиная с XVIII век, дорийцы, захватившие эти земли и помня о героическом прошлом Микен, положили начало гомеровскому периоду в искусстве Античности.
Описание слайда:
Греческие боги имеют человеческий облик, они, как и люди, страдают от горя и радуются жизни, влюбляются и люто ненавидят. И живут они не в заоблачных мирах, а на реально существующем Олимпе, и их можно увидеть. В честь олимпийских богов возводятся храмы и колоссальные статуи, разыгрываются театральные представления и слагаются гимны, создаётся подлинная «Библия греческого народа» – «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Описание слайда:
«Не было моря, земли и над всем распростёртого неба –
Лик был природы един на всей широте мирозданья,-
Хаосом звали его…»
Описание слайда:
Гора Олимп – пантеон богов.
Описание слайда:
Зевс. Мраморный бюст, 4 в. до н.э.
Описание слайда:
Спящие Зевс и Ганимед. Прометей, крадущий огонь.
Описание слайда:
Описание слайда:
Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом моря. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке.
Несмотря на то что он отождествляется с морским царством, само имя Посейдон означает «супруг Да» (posis Das). Да – одно из имен Земли. Посейдона связывают с землетрясениями и называют Сотрясателем Земли. Его животные-символы – бык и конь.
Наиболее характерная черта Посейдона – бурный темперамент. Он раздражителен, жесток, мстителен и опасен, – этому богу сопутствуют бури, смерчи и штормы. Но может он и успокоить море, – любой шторм немедленно прекращается, когда Посейдон мчится над волнами на своей золотой колеснице, запряженной белыми златогривыми лошадьми, в окружении резвящихся морских чудовищ.
Описание слайда:
Описание слайда:
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна
Описание слайда:
Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук.
У каждой музы был свой символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Архитектура
Древней Греции
Описание слайда:
В греческой архитектуре возникло три ордерных системы.
Архитектурный ордер – это определённое соотношение элементов стоечно-балочной конструкции (колонна и перекрытие), их структура и художественная обработка.
Самым первым стал дорический ордер. Он отличается простой капителью, мощными колоннами, разделёнными вертикальными желобками – канелюрами.
Описание слайда:
I Дорический ордер
1. Акротерий
2. Сима (откос)
3. Водослив (львиная голова)
4. Корона
5. Мутул
6. Виа
7. Триглиф
8. Метопа
9. фриз
10. Регута
11. Архитрав
12. Абака
13. Капитель
14. Ствол
18. Стилобат
Описание слайда:
Храм Посейдона (или Геры) в Пестуме
Описание слайда:
Чуть позже возник ионический ордер. Он более лёгкий, изящный. Фриз (9) тянется непрерывной линией. Колонна, в отличие от дорического, имеет базу (15)
Описание слайда:
Театр и буливтерий в Приене
Описание слайда:
Позже всех появился коринфский ордер. Он также имеет базу (15), но его отличает богатая капитель (13), похожая на проросшую корзину.
Описание слайда:
Описание слайда:
Архитектурный язык, выработанный древними греками, оказался универсальным. Мировая архитектура пользуется этим языком до сих пор.
Величественные здания театров, музеев, современные общественные здания используют древнегреческий архитектурный ордер.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Театр оперы в Вене
Описание слайда:
Оперный театр в Одессе
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Высшее достижение древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя – общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V в. до н. э.
Описание слайда:
Описание слайда:
Центральный вход в Акрополь – Пропилеи.
Мне будет вечно дорог день, когда вступил я в Пропилеи,
Под вашу мраморную сень, что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон, я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый, прозрачный, тёплый и живой,
Как тело юной Афродиты, рождённой пеною морской.
Описание слайда:
С юга пропилеи уравновешивал лёгкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы.
Описание слайда:
Пройдя ворота Пропилей, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). Статую богини создал гениальный Фидий. Она была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила «маяком».
Описание слайда:
Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя – Парфенон, посвящённый богине Афине – покровительнице города. Он находится на самом высоком холме, поэтому виден из любой точки Акрополя и города.
Описание слайда:
В святилище Парфенона, по преданию, находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и тонких золотых пластинок.
Описание слайда:
Особенно замечательны фризы Парфенона (т.е. средняя часть). Они покрыты рельефами на мифологические темы, славящие греческий народ и его историю. Среди богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты.
Описание слайда:
Панафинейская процессия. Фрагмент восточного фриза Парфенона. Мрамор.
Описание слайда:
Парфенон (современный вид)
Описание слайда:
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон. Он был создан позднее Парфенона и воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, проходил спор за обладание Аттикой.
Описание слайда:
Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, торжественно поддерживающих карниз, заменяя колонны. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежды драпируют стройные тела.
Описание слайда:
Описание слайда:
На южном склоне Акрополя располагается Театр Диониса, где разыгрывались сцены из жизни богов и людей. Поэт М. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чувства от увиденного:
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усечённый холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камней
В сетке лёгких серых теней
Искры мраморных аллей…
Ночь взглянула мне в лицо.
Чёрны ветви кипариса,
А у ног. Свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
Описание слайда:
В поисках человека
Всем известна легенда о бродяге Диогене, который с фонарём в руках искал Человека.
«Совершенствуй своё тело и веди себя достойно» – так говорили греки и строго следовали этому правилу.
Интерес к человеку нашёл особенно яркое воплощение в скульптурных произведениях греческих мастеров – Мирона и Поликлета, Леохара и Скопаса. Излюбленный образ античного скульптора – стройный юноша атлетического телосложения.
Воплощением идеала в греческом искусстве стало замечательное произведение скульптора Поликлета «Дорифор» (V в. до н. э.)
Это греческий образец совершенного человека, в ктором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое копьё, спокойно и уверенно стоит на земле.
Описание слайда:
Обратимся ещё к одному шедевру древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу» Мирона. Энергичным поворотом левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. Запечатлённое мгновение атлета делает это произведение вечным и непревзойдённым памятником искусства.
Описание слайда:
Почему Грецию называют «колыбелью европейской цивилизации»?
Какое отражение в искусстве нашли мифологические представления древних греков?
Почему греческое искусство проникнуто любовью к человеку?
Что составляет основу древнегреческого понимания красоты?
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В данной презентации представлены основные этапы развития античной художественной культуры, древнегреческая архитектура, ордер и его виды, памятники древнегреческого зодчества, вазопись. Это позволило сформировать у учащихся представление о художественной картине Античности, роли и месте в мировой художественной культуре. Художественное наследие Античности является тем источником, из которого черпао вдохновение все позднейшее искусство. В презентации представлены замечательные памятники эгейской архитектуры, фрески Кносского дворца, вазопись стиля Камарес, греческая ордерная система, оставившая человечеству богатейшее культурное наследие.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Разработка нестандартного урока на тему: «Образы Великой Отечественной войны в искусстве» 7 класс
Конспект интегрированной НОД (подготовительная группа)
«Киіз үй» атты ашық сабағы
Презентация по изо «Сюжетные ковры»
Презентация по ИЗО на тему «Времена года». Внеурочная деятельность.
Конспект урока по изобразительному искусству «Сатирические образы человека» (6 класс)
Урок-игра в 7 классе на тему «ИЗО-загадки»
Конспект урока в 6 классе на тему «Композиция»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5323575 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.