аварцы и чеченцы отношения

Аварско-вайнахские отношения

Аварско-вайнахские отношения — многовековое культурное, хозяйственное и политическое соприкосновение географически близких аварского и вайнахских народов (в основном восточных вайнахов — чеченцев). Взаимовлиянию благоприятствует родственность языков (нахско-дагестанская семья) и, сложившееся с определённого периода, единоверие у аварцев и вайнахов (ислам суннитского толка).

Содержание

[править] Первые контакты

Первые контакты возникшие между аварскими и вайнахскими обществами [

1] сейчас проследить невозможно. Вероятно, они возникли несколько столетий назад и имели прочную экономическую основу: издревле в некоторых районах совместно использовались пастбища и покосы, практиковалась взаимовыгодная торговля, существовал ряд совместных поселений, имели место взаимные браки. Существовал и значительный культурный обмен, через территорию проживания аварцев — Дагестан — к вайнахам шла письменность на основе арабской графики, проникали знания из восточных наук, распространялись некоторые ремесла и профессиональные навыки.

[править] Взаимосвязи

По сведениям Беляева, из дневника воспоминаний русского солдата бывшего десять месяцев в плену у чеченцев:

Как сообщает участник русско-персидской войны 1796 г. и историк Семён Броневский: [13]

[править] В составе общих государственных образований

[править] Восстание шейха Мансура

[править] Северо-Кавказский имамат (сер. XIX века)

[править] Современный этап

В настоящее время аварцы составляют крупное национальное меньшинство в Чечне.

Источник

Как Кадыров мирил дагестанцев и чеченцев в Ленинауле

В начале июля 2017 года в селе Ленинаул Казбековского района Дагестана обострились отношения между общинами аварцев и чеченцев-аккинцев. На фоне нарастающей конфронтации местные аккинцы объявили, что 7 июля в ауле пройдет чеченский народный сход. Для урегулирования конфликта в ситуацию вмешались высокопоставленные чиновники из Чечни и Дагестана, в том числе главы регионов Рамзан Кадыров и Рамазан Абдулатипов.

В 1957 году депортированные чеченцы начали возвращаться на Северный Кавказ. Именно тогда между ними и новыми обитателями территории бывшего Ауховского района начали возникать земельные споры.

В апреле 1991 года был принят федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому чеченцам было предоставлено законное право вернуться на свои земли. В июле 1991 года III съезд народных депутатов Дагестана даже принял решение о восстановлении Ауховского района, однако оно оказалось не выполненным из-за несвоевременного и недостаточного финансирования переселения из этих мест лакцев.

Противятся восстановлению района и аварцы. Ведь старые границы Ауховского района, помимо нынешнего Новолакского района, охватывали и часть современного Казбековского района Дагестана. Именно там находятся села Ленинаул, а также Калининаул. Чеченцы требуют сейчас восстановления Ауховского района именно в старых границах, а это вызывает протест со стороны местных аварцев.

A post shared by ?Лучшая группа Хасавюрта? (@hasavyrt_today) on Jul 7, 2017 at 10:37am PDT

view 3Сам Магомед Даудов рассказал подробности о произошедшем в беседе с корреспондентом «Кавказского узла»: «Нам позвонили и сказали, что группа выходцев из нашей республики заблокирована у поста. По поручению Рамзана Кадырова комиссия во главе со мной, министром МВД Чечни Русланом Алхановым, руководителем администрации главы и правительства Чечни Вахидом Осмаевым выехала на границу Чечни и Дагестана».

По его утверждению, после этого он вместе с Карповым «приехал в мечеть, они зашли в мечеть, поговорили со старейшинами, они рассказали о наболевшем».

Событиям 7 июля предшествовала массовая драка, произошедшая в Ленинауле 25 июня. В стычке тогда пострадали 12 человек, в том числе трое полицейских. По данным МВД Дагестана, конфликт произошел на бытовой почве, после драки были задержаны 10 человек, шесть из них получили административный арест за хулиганство. После этого Совет старейшин чеченцев Дагестана потребовал от властей республики разобраться в конфликте, однако, как показали недавние события, это сделать не удалось.

Вечером 7 июля в Ленинаул для урегулирования конфликта прибыл глава Минэнерго Дагестана Сайгитпаша Умаханов. При этом, однако с Даудовым Умаханов в селе не встречался. Как рассказал в интервью «Кавказскому узлу» сам Даудов, он «не знаком с Умахановым, не встречался с ним и не видел его там».

9 июля в Казбековском районе побывал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» один из жителей Ленинаула, Абдулатипов сначала побывал в Новолакском районе, а после обеда приехал в Казбековский.

Примечания:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Аварцы и чеченцы отношения

WH17ZwDl

WH17ZwDl

ТЕПТАР запись закреплена

Ассаламу 1алайкум, Тептархой!

Первая статья данной рубрики была посвящена, как ни странно, ингушскому народу. Теперь же переходим от запада на восток нашей Родины. Первыми и самыми крупными по численности из множества восточных соседей чеченцев являются аварцы. О них и пойдет речь…

Ядром собирания для разрозненных аварских племен послужило общество хунзахцев и Аварское ханство, образовавшееся в XII веке на территории древнего государства Серир.
В 1803 году Аварское ханство вошло в состав Российской Империи. В последующем некоторые аварские вольные общества, недовольные проводимой российской администрацией и ханами политикой, начало борьбу против них.
Связи между аварскими обществами и чеченцами начали закладываться в основном с проникновением на территорию Кавказа ислама и миссионерской деятельностью мусульманских проповедников, а также за счет торговли.
Укрепление данных связей происходило с конца XVIII века и связано с активизацией антиколониальной борьбы народов Северного Кавказа против Российской Империи и, в частности, с деятельностью Шейха Мансура, которому удалось объединить под своим началом практически все кавказские племена. Также немаловажную роль сыграло и то, что именно в этот период ислам стал доминирующей религией среди горских племен.
Следующим шагом по укреплению связей между чеченцами и аварцами послужил период борьбы под предводительством Имама Гази-Мухаммада. С его смертью данное объединение снизошло практически на нет. Однако с началом правления Шамиля и, особенно, после того как Шамиль, потерпев поражение при Ахульго, вместе с семьей и несколькими соратниками укрылся в Чечне, союз между чеченцами и аварцами в борьбе против России стал укрепляться, что в итоге вылилось в то, что в 1840 году Шамиль был объявлен Имамом Чечни и Дагестана. Было создано военно-теократическое государство – Имамат, основу которого как раз-таки составляли именно чеченцы и аварцы.
Именно этот период является наиболее спорным во взаимоотношениях двух народов – в эпоху великих побед порой наносятся и самые сильные обиды… На протяжении четверти века, благодаря неимоверному мужеству и сплоченности горцев, данное государство противостояло одной из сильнейших держав того времени, но борьба была слишком неравна и под натиском в сотни раз превосходящих сил в 1859 году оно пало. Не последнюю роль в этом сыграло и насаждение недоверия между горцами и политика подстрекательства со стороны царской администрации.

В последующем несколько раз предпринимались попытки воссоздать Имамат:
— в 1877-1888 гг под предводительством Алибека-Хаджи Алдамова;
— в 1917-1921 гг под предводительством Нажмуддина Гоцинского;
— в 1919-1920 гг под предводительством Узун-Хаджи Салтинского.
Во всех этих восстаниях чеченцы и аварцы принимали непосредственное участие и вместе бок о бок сражались за свою свободу.

С созданием в начале 1990х годов де-факто независимого государства Чеченская Республика Ичкерия отношения между чеченцами и аварцами приобрели неоднозначный характер: с одной стороны, на территории Чечни находили приют многие лидеры преследуемых аварских организаций, с другой стороны начали выползать наружу многие старые обиды между соседями. Апогеем противостояния послужили события 1998-1999 годов и последовавшая за ними война.

В настоящее время, при поддержке и непосредственном участии официальных властей и видных представителей обоих народов, процесс восстановления добрососедских отношений между двумя народами приобретает позитивный характер и наблюдается значительный прогресс.
Будем надеяться, что чеченский и аварский народы и впредь будут жить в мире и согласии, как и подобает настоящим соседям-кавказцам и мусульманам!

Источник

Войдите в ОК

*_ВЗАИМОТНОШЕНИЯ АВАРЦЕВ И ЧЕЧЕНЦЕВ_*

До начала XIX века вся территория большой Чечни принадлежала Аварским ханам, «но лет около 80, как жившие до того в горах чеченцы размножились, по недостатку земель и междоусобиям, вышли из гор на понизовья Аргуна и Сунжи». При этом чеченцы обязались платить подать аварскому нуцалу. Подробно об этом периоде рассказывает чеченский этнограф Умалат Лаудаев:

Ичкерия не была ещё населена этим племенем, ею владели аварские ханы. Со своими зелеными холмами и тучными лугами она сильно манила к себе полукочевых чеченцев. Предание умалчивает о причинах, побудивших половину фамилий тогдашнего чеченского племени переселиться в Ичкерию. К тому могли побуждать их многие причины: 1) недостаток земли от умножившихся фамилий и народонаселения; 2) несогласия и раздоры за поземельные участки и 3) их могли побудить к тому политические причины. Грузия приобрела власть над этим народом и наложила на страну тяжелые условия; не желавшие выполнять их не могли оставаться в стране и должны были переселиться. Обязавшись платить аварскому хану ясак (подать), они начали свое переселение; но так как для хана составляло материальный интерес селить побольше людей на подать, то он различными льготами содействовал к сильнейшему переселению. Более плодоносная земля Ичкерии и могущество аварских ханов привлекали к себе половину тогдашних фамилий этого племени; бесконечные драки и раздоры, происходившие в приаргунской земле, ещё более усилили переселение. Слабые, надеясь на могущество хана, прибегали под его покров, и переселение произошло так быстро, что вскоре почувствовалось территориальное стеснение и следующие за сим последствия, неминуемые в среде полудикого народа: драки, убийства. По поручению Аварских ханов андийские аварцы, должны были «собирать подать в пользу ханов», в источнике также указывается, «что подать эта была не ясак, а раят (крепостная подать), так как Ичкеринцы были холопами Аварских ханов». К концу правления Умма-хана Аварского, власть над чеченцами начинает угасать. Чеченское общество настолько умножилось, что сумело сложить с себя повинность Аварскому хану. По сообщению Лаудаева в конце XVIII века

«состояние обществ чеченского племени в то время, то есть в конце XVIII столетия, было следующее. Ауховцы, бывшие под властью аварцев, освободились от них… Ичкеринцы, бывшие под властью аварских ханов, отвергают их власть и завладевают землею… В ичкеринцах сохранялись начала общественной жизни, привитые у них аварцами, и они были менее грубы и опасны».

Источник

Сколько мужчин, столько стволов: что делят чеченцы и дагестанцы

96873993 tass 16613830

Автор фото, Abramov Denis/TASS

Спикер парламента Чечни Магомед Даудов лично приехал успокаивать чеченцев и дагестанцев

Мелкий бытовой конфликт между жителями сел на границе Чечни и Дагестана едва не перерос в межнациональное столкновение с участием сотен человек. Для улаживания ситуации в минувшую пятницу в Дагестан в срочном порядке приехал ближайший соратник главы Чечни, спикер чеченского парламента Магомед Даудов.

Этому конфликту более 70 лет, говорят местные жители, и одним только разговорами и обещаниями проблему не решить.

Русская служба Би-би-си разбиралась в истории противостояния.

Что произошло?

Этим делом не закончилось: в социальных сетях стали раздаваться призывы приехать на подмогу чеченцам и отомстить дагестанцам.

Власти Чечни, по-видимому, этот поход не одобрили и одну из групп, собравшуюся перед центральной мечетью Грозного, разогнали.

Несмотря на это, 7 июля несколько десятков чеченцев собрались на территории дагестанского Хасавюрта. На видеосъемках, опубликованных в соцсетях, видна большая толпа, слышно, что раздаются выстрелы в воздух.

Туда же прибыл кортеж с высокопоставленными чеченскими чиновниками, среди которых был министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов и председатель чеченского парламента Магомед Даудов.

По информации некоторых СМИ, кортеж Даудова закидали камнями местные жители, однако подтверждения этому получить не удалось.

Известно, что Даудов пообщался с собравшимися чеченцами и аварцами и призвал их не ссориться, и после этого собравшиеся постепенно разошлись.

В чем корни конфликта?

Конец истории Подкаст

До депортации чеченцев и ингушей 1944 года в этих двух аулах жило много чеченских семей. После депортации их дома и земли заняли дагестанцы. Причем некоторых насильно заставляли покидать свои дома и переселяться на земли, принадлежавшие раньше чеченцам.

Чеченцы начали возвращаться в эти края спустя 13 лет: некоторым семьям было предоставлено жилье в других районах Дагестана. Те, кто имел возможность, купили участки в своем же селе и построили дома заново.

Как рассказал Би-би-си историк Аюб Исмаилов, власти не рассчитывали, что поток людей будет таким большим.

Чеченцы возвращались в свои дома и обнаруживали в них новых хозяев, которых также насильно переселили из других регионов. Руководство кавказских республик решило тогда забрать своих жителей обратно: дагестанцы, грузины, осетины были возвращены в свои регионы.

В сложном положении оказались русские, которые после депортации вайнахов были переселены в чеченские села из средней полосы России. Им попросту некуда было возвращаться. Обеспечить жильем сотни тысяч вернувшихся из ссылки власти тоже не могли.

Людям пришлось решать проблемы самим. У кого были деньги, покупали новые дома, кто-то покупал землю и строил сам. Русские, которые поселились в селах, быстро стали обрастать чеченскими соседями, обиженными на власть за высылку и лишения родного дома.

Часто имели место межнациональные конфликты. Тогда русскоязычные семьи стали продавать дома бывшим владельцам и перебираться в столицу республики Грозный, а также в Шелковской и Наурский районы Чечни. Кризис удалось миновать».

Закон о реабилитации: почему он не работает?

Вопрос о том, кому принадлежит земля, снова стал актуальным в 1991 году, когда был принят закон «О реабилитации репрессированных народов».

Закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, на восстановление национально-государственных образований, если они были ликвидированы, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация также предусматривала возвращение народов, у которых не было «национально-государственных образований», в места «традиционного проживания».

Бывший глава Казбековского района Сира Саипов рассказал Би-би-си, что в начале 1991 года лично встречался с Борисом Ельциным, так как предвидел все последствия недоработки законопроекта.

Мы показали ему законопроект, в котором очень абстрактно описывалась реабилитация репрессированных народов, и не было ни слова о том, куда деваться тем людям, которых переселили в дома репрессированных.

Нас тоже заставили оставить свои дома. Нам тоже это не нравилось, и вот по прошествии почти 50 лет мы видим закон, по которому чеченцы должны вернуться в свои дома, а нам куда деваться?

До того как появился этот закон, мы с чеченцами жили очень дружно. Никогда сосед с соседом не ругался, как братья жили. Эта бумага переполошила всех. С тех самых пор любой конфликт, который вспыхивает между чеченцами и аварцами, проживающими в Казбековском районе, перетекает в спор о том, кому принадлежит земля.

Кто живет в этом районе сейчас?

По мнению этнических чеченцев, они имеют полное право претендовать на землю, которая принадлежала их отцам и дедам. Они ссылаются на закон «О реабилитации репрессированных народов».

Чеченцы регулярно выходят на многотысячные митинги, требуют вернуть им земли, которые они считают своими.

В 1991 году, когда закон был только принят, рассказывают местные жители, серьезных конфликтов удалось избежать, так как власти пообещали, что все чеченские села войдут во вновь образованный Ауховский район.

По словам чеченца Адама Мачаева, жителя Хасавюрта, любые бытовые конфликты перерастают в Ленинауле и Калининауле в межнациональные и все сводится к вопросу о том, кому принадлежит земля.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • аварцы и лезгины отношения
  • аварком рф расторжение договора