азербайджанцы и татары отношения

«Много мишар оказались в Баку из-за того, что бежали от раскулачивания»

Наши люди в ООН: интервью с делегатом ВКТ, азербайджанской татаркой

Накануне в Казани начал работу VI съезд Всемирного конгресса татар. Одним из ярких делегатов курултая стала Динара Хайруллина — представительница Азербайджана, специалист по социальным вопросам Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Гостья из Закавказья встретилась с корреспондентом «Реального времени» и поведала о мишарском духе татарской диаспоры Баку, о проблемах беженцев в мире и «нескольких стульях» Азербайджана.

Мишарский акцент Баку

— Динара, расскажите, много ли татар проживают в Азербайджане?

— По переписи 1989 года было около 33 тысяч человек, сейчас их намного меньше. В Азербайджане достаточно давно не проводится перепись: считается, что это им не надо. Поэтому точной информации на данный момент нет. По моим ощущениям, их осталось тысяч пять.

— Ассимилировались или разъехались?

— Уехали. Об ассимиляции речи не идет. Из моего окружения уезжали в основном в Россию — в Москву, Татарстан, Поволжье. В Азербайджане есть такая особенность, что достаточно много мишарских татар — выходцев из регионов Поволжья: Пензенская, Саратовская, Астраханская, Ульяновская, Оренбургская области. Из самого Татарстана их можно по пальцам пересчитать, включая моего отца и его предков.

— Представлены ли они в органах власти, бизнесе или иных сферах общества республики?

— Депутатов-татар точно нет в парламенте страны. Высокопоставленных чиновников я тоже не могу вспомнить. Чем занимаются? Каких-то специальных сфер нет. Например, я работаю в ООН. Сафия Низаметдинова (собеседница указала на находящуюся рядом девушку — делегата из Азербайджана) — в IT-сфере. Мой отец — журналист, мама всю жизнь проработала на заводе. Думаю, разные сферы охвачены. Учитывая, что татарский и азербайджанский языки очень близки, у нас — одна религия, культуры чем-то похожи, татары хорошо интегрируются в современное азербайджанское общество. Русскому населению азербайджанский труднее дается, чем нам. В принципе, успешных татар больше, чем у представителей других нацменьшинств Азербайджана.

3fad5a3bbcc7dd40

«Учитывая, что татарский и азербайджанский языки очень близки, у нас — одна религия, культуры чем-то похожи, татары хорошо интегрируются в современное азербайджанское общество». Фото day.az

— Если об ассимиляции речи не идет, имеют ли место татаро-азербайджанские браки?

— Смешанные браки есть. Но в таких семьях татарское начало присутствует, там сохраняются традиции, очень часто и язык. Среди моих знакомых есть такие примеры: рожденным дают два имени — одно татарское, второе азербайджанское. Очень часто язык в таких семьях знают, поскольку эби-бабайлар (бабушки-дедушки, — прим. ред.) влияют. Если воспитываются бабушкой, то язык сохраняется. Опять-таки я говорю лишь о своем окружении.

— Вы говорите об одной религии. Тем не менее азербайджанцы традиционно исповедуют шиитское направление ислама, татары — суннитское, ханафитский мазхаб. Нет ли перехода татар из суннизма в шиизм?

— Такого совершенно нет. Вообще, Азербайджан — очень толерантная страна и, по большей части, реально светская. Если честно, какой-то особой религиозности в республике нет. Основная масса азербайджанцев придерживается умеренного ислама, поэтому на религиозной почве проблем нет. Но есть и какая-то часть азербайджанцев-суннитов, они в основном живут в северных районах на границе с Россией.

«У вас большое внимание уделяется именно Украине и Сирии»

— Вы работаете в Организации Объединенных Наций. Расскажите, в какой именно структуре?

— Да, я работаю в Управлении Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ). Оно является одним из 32 агентств, входящих в семью ООН. Эта организация занимается людьми, которые ищут политическое убежище (беженцы), и вынужденными переселенцами. Должна сказать, что есть разница между беженцами и вынужденными переселенцами: беженцы пересекают государственные границы, а переселенцы нет — эти люди из одного региона страны, вынужденные ввиду военных действий или катаклизмов переехать в другой регион страны. В Азербайджане очень много вынужденных переселенцев, приехавших из-за Карабахского конфликта, из приграничных с Арменией районов они переехали в другие части страны. И мы ими занимаемся.

Но я непосредственно занимаюсь беженцами из других стран — иностранцами: афганцы, иракцы, сирийцы. Кроме того, у нас очень много беженцев из Чечни — в основном со Второй чеченской войны. В начале 2000-х годов они переехали.

c69cd6246cb4eb77

«Я непосредственно занимаюсь беженцами из других стран — иностранцами: афганцы, иракцы, сирийцы. Кроме того, у нас очень много беженцев из Чечни». Фото gdb.rferl.org

— И с чеченцами не возникает конфликтов?

— Они очень хорошо интегрировались, многие знают язык. Они хорошо живут, дети ходят в местные школы, великолепно знают язык, работают. Мы им помогаем с образованием, медициной, поддерживаем всякими грантами, мероприятиями. Я занимаюсь именно вот этой частью.

— Ваша штаб-квартира находится в Женеве?

— Регионально мы непосредственно относимся к Будапешту. А штаб-квартира — в Женеве.

— Часто ли ездите в Будапешт и Женеву?

— Я ездила в Будапешт по работе один раз. В Женеве тоже была, но не по работе.

— Ответьте мне касательно сирийских и иракских беженцев в Европе. Что с ними будут делать: натурализовывать в странах их пребывания, интегрировать или после окончания войны отправят на родину?

— У нас в УВКБ ООН есть такое понятие, как долгосрочные решения. Есть несколько их видов. Первый, как вы сказали, интеграция в ту страну, в которую они приехали и получили статус беженца. Другой вариант — переселение в третью страну. Многие, естественно, хотят переселиться куда-нибудь в Европу, Канаду, Америку. Мы все решаем в зависимости от конкретного кейса: человека и его семьи. Есть люди, которые приезжают с детьми с очень серьезными заболеваниями. В условиях Азербайджана не всегда получается предоставлять необходимую медицинскую помощь. Таких людей мы по возможности стараемся переселять куда-то в Европу — туда, где им могут оказать должное медобслуживание. Если есть молодые семьи со специалистами, которые нужны Азербайджану, их мы пытаемся интегрировать, мы тесно работаем с миграционной службой Азербайджана, выбиваем им вид на жительство, право на работу. Если честно, все это очень сложно происходит. Мы за каждого человека, за каждую семью боремся. Это занимает месяцы. Тем не менее удается. Что касается возвращения к себе на родину, на данный момент мы никого не возвращаем, потому что там небезопасно. Но в дальнейшем это рассматриваем как вариант. Иншаллах (дай Бог), если это закончится там — если хотя бы не разрешится конфликт, а хотя бы интенсивность военных действий снизится, мы рассматриваем такой вариант. Есть много людей, кто хочет вернуться к себе.

— На постсоветском пространстве появилась еще одна горячая точка Донбасс. Проблемами беженцев оттуда занимаетесь?

— У нас есть беженцы с Украины — из Донецка, Луганска, Мариуполя. Их не очень много, человек 10. Если с семьями, то всего будет человек 30. Мы им тоже даем статус беженца, помогаем. Но им легче: они знают русский язык, а зная русский, в Азербайджане легче устроиться. Но пока у нас никто не возвращался, мы их никуда не переселяли, и желания вернуться на Украину у них пока не было.

5d563dc49007d574

«В Йемене ужасная гуманитарная катастрофа. По нашим данным, там каждые 20 минут погибает один ребенок от голода. Такие цифры в XXI веке осознавать ужасно. Но УВКБ ООН там работает, помогает по мере возможности вместе с партнерами, неправительственными организациями». Фото ntdtv.ru

— Они не хотят стать гражданами Азербайджана?

— Пока на гражданство не подавал никто из тех, с кем мы работали.

— Где еще в мире происходят гуманитарные катастрофы, но средства массовой информации их слабо освещают?

— Огромная гуманитарная катастрофа существует в Йемене — там страшный голод. Это почему-то замалчивается. Речь только идет о Сирии, особенно по российскому телевидению. Вы сами понимаете, Россия непосредственно участвует в этом конфликте, поэтому у вас большое внимание уделяется именно Украине и Сирии. А в Йемене ужасная гуманитарная катастрофа. По нашим данным, там каждые 20 минут погибает один ребенок от голода. Такие цифры в XXI веке осознавать ужасно. Но УВКБ ООН там работает, помогает по мере возможности вместе с партнерами, неправительственными организациями. Мы всегда призываем поддерживать. Я хочу сказать, что можно зайти на сайт УВКБ ООН (на английском языке) и пожертвовать деньги. Можно оплатить какой-то продуктовый пакет, сухой паек, одежду. Все это достаточно прозрачно, все можно отследить. Наш бюджет сформирован за счет таких пожертвований и отчислений государства.

«Наступит время, когда придется выбрать какую-то сторону»

— Вы все-таки гражданка Азербайджана и при этом находитесь над политикой своего государства как татарка и сотрудник ООН. Нам в России непонятно, чьим другом является Азербайджан — России, Ирана или Турции?

— Как решается вопрос Нагорного Карабаха? Чей он в итоге?

— Естественно, азербайджанский. Мы выступаем исключительно за территориальную целостность Азербайджана. Это ООН и вся мировая общественность признает, и Россия. Но мы надеемся, что этот вопрос разрешится мирным путем, без военного конфликта (Алла бирса). Татары, которые проживают в Азербайджане, выступают за то, что Карабах — это неотъемлемая часть Азербайджана.

dd21034c1506ba56

— Когда-нибудь наступит там мир, и азербайджанцы вернутся в Карабах?

— Очень надеемся, что наступит.

— Горизонты уже видны?

— Мне кажется, нет. Надеемся, что азербайджанцы в один прекрасный день смогут вернуться в свои родные земли.

В Азербайджан — за нефтью и от репрессий

— Вы немного начали рассказывать о себе. Динара, правда ли, что вы учились в США? И почему там не остались?

— В США я училась в школе по программе обмена. Последний, 11-й, класс я окончила в Атланте, штат Джорджия. Эта программа не предусматривала возможности остаться. Мне тогда было всего лишь 16 лет. Но потом я вернулась в Азербайджан, отучилась в Бакинском государственном университете на факультете международного права и международных отношений. Я по образованию юрист-международник. ООН — именно то место, где я должна работать. Я занимаюсь тем, что я изучала, и это меня очень радует. А потом я училась в магистратуре в Великобритании, оканчивала учебу по специальности «Международное право»: это именно права человека и международное гуманитарное право. Это в городе Оксфорд, университет «Оксфорд Брукс». Там я училась год, потом проходила стажировку, полгода жила в Лондоне. У меня была возможность остаться, но жизненные обстоятельства так сложились, что пришлось вернуться. И сейчас пока в Баку. Что будет дальше — не знаю.

— Касательно вашего отца. Он журналист и при этом еще художник, так?

— Он фотохудожник. Мой отец, Фарит Хайруллин — заслуженный деятель искусств Азербайджана. Кстати, несколько лет назад у него проходила персональная выставка в галерее «Хазинэ» Казанского кремля. Он из Азербайджана в Татарстан приезжал. Сам он — выпускник Казанского государственного университета, факультета журналистики. Родом из Апастовского района. Он настоящий татарский человек. Я благодарна отцу, потому что он во мне воспитал гордость за свой народ. Также он еще делегат первого съезда Всемирного конгресса татар 1992 года.

Папа в свое время работал в аппарате президента Азербайджана, до сих пор там числится. А сейчас он больше свободный художник, работает на себя: у него своя студия, устраивает выставки.

f0cab14473df49a6

«Мой отец Фарит Хайруллин — заслуженный деятель искусств Азербайджана. Кстати, несколько лет назад у него проходила персональная выставка в галерее «Хазинэ» Казанского кремля. Он из Азербайджана в Татарстан приезжал». Фото art16.ru

— А почему он сюда не приехал?

— Он был делегатом первого съезда. Он очень патриотично настроенный человек в отношении татар. Повторюсь, это он привил мне дух татарскости, гордость за свои корни, историю. Он часто приезжает сюда в Татарстан. Сейчас делегатов набирали с условием, чтоб больше молодых поехало.

— А ваша мама откуда?

— Из Пензенской области, Неверкинский район. Там есть поселок Кузнецкий, а рядом — татарское село Мазарлы (сейчас называется Октябрьское), там жили служилые татары из Адмиралтейства в Петербурге. Им в начале XIX века в Пензенской области выделили земли. Это очень крупное татарское село, там несколько мечетей, живут мишари.

— Как ваши предки оказались в Баку?

— С папиной стороны туда переехали бабушка с дедушкой. Бабушка у меня из Буинского района Татарстана, дедушка из Апастовского. Они познакомились в Апастово, там родились папа и дядя. Потом они переехали в Баку, потому что дедушка работал в нефтяной сфере в Альметьевске. Сначала его перевели на шестые нефтяные промыслы в Грозном, потом — в Азербайджан. Все это было после войны.

А мамину сторону раскулачивали. Сначала они долгое время жили в Подольске, в Подмосковье. Потом одного родственника назначили в Баку партийным руководителем, и они просто переехали. Фактически две деревни Пензенской области — Мазарлы и Демино (полутатарское, полурусское) — переехали в Баку. В этих поселениях было много баев, их начали раскулачивать. Сначала одна семья переехала в Баку, потом остальных родственников туда перетянули. И именно мишар оказалось в Баку много как раз из-за того, что бежали от раскулачивания.

— В семье проводите национальные обряды, отмечаете праздники?

— Жыеннар проводим. Недавно, 2 июля в Азербайджане мы организовали Сабантуй при поддержке постпредства Татарстана в Азербайджане. И гаиты на Курбан-байрам, Ураза-байрам отмечаем. И радостные, и грустные мероприятия проводим по-татарски. Например, годовщину смерти дяди проводили с приглашением муллы-татарина. Руслан хазрат одно время работал в Донецке, потом после начала конфликта вернулся обратно. У нас есть свои имам-хатыбы. Мы проводим благотворительные ифтары: для нуждающихся, пожилых, молодежи. Никахи совершаются, делаются исем-кушу (имянаречение, — прим. ред.), хотя у нас на мишарском употребляют «ат-кушу».

55c9fd9a2eb899bc

«Кто-то входит в какие-то организации, но мы с Сафией нет. Лучше просто делать что-то для своего народа, диаспоры, нежели для галочки от какой-то организации». Фото Тимура Рахматуллина

— На съезде конгресса вы впервые?

— Я была делегатом четвертого съезда 2007 года. Мне тогда было всего 19 лет. Потом я была делегатом от Азербайджана двух молодежных форумов 2008 и 2012 годов. Также у меня в Казани живут родственники, поэтому я сюда часто езжу просто так.

— Кем вы являетесь в татарской диаспоре?

— Просто неравнодушным татарским человеком. Часто бываю на разных форумах, много общаюсь и главной проблемой татар вижу разъединение. Это известная фраза: «Где три татарина, там четыре организации». Поэтому ни в какую организацию не вхожу. Просто проводим разные мероприятия. В прошлом году, например, проводили квест по местам, в которые проживали татары в Азербайджане. Все мы знаем Муслима Магомаева — известный бакинец. Его дедушка — Муслим Магомаев-старший, его имя носит Бакинская филармония, а его жена (бабушка певца) — казанская татарка. Он всегда ими очень гордился. Все это организовываем сами, есть костяк молодежного движения. Кто-то входит в какие-то организации, но мы с Сафией нет. Лучше просто делать что-то для своего народа, диаспоры, нежели для галочки от какой-то организации.

— Узнал, что вы еще и писатель…

— Не сказала бы так. Просто у меня есть одна опубликованная книга «Белая лестница». Это художественное произведение на русском, но тематика татарская: там вскользь рассказывается про Сююмбике… Но это не историческое произведение. Уже пять лет прошло с момента публикации. Сейчас, когда более свежим взглядом смотрю на нее, хочется переписать. Кажется, что тогда был более наивный взгляд. В 2012 году во время форума молодежи была презентация моей книги, ее раздавали делегатам. Спасибо за это Табрису Яруллину, он молодец. У меня есть задумки, пытаюсь что-то писать. Сейчас меньше свободного времени. Алла бирса, что-нибудь получится.

— Очень надеемся, что увидим новые ваши произведения.

Источник

Азербайджанский и татарский народы связывают глубокие исторические традиции взаимопомощи и сотрудничества

В Национальном архиве Республики Татарстан сохранились документы, наглядно подтверждающие, что азербайджанский и татарский народы связывают не только общность языка и религии, но и глубокие исторические традиции взаимопомощи и сотрудничества.

В них есть, например, сведения о том, что азербайджанцами, жившими в Казани на рубеже XIX и ХХ столетий, было создано свое национальное общество. Помимо прочего, оно пропагандировало и распространяло сатирический журнал “Молла Насреддин”, редактировавшийся выдающимся азербайджанским писателем-сатириком Джалилем Мамед-Гулу заде. Это острое на язык издание, которое охотно читали в Османской империи, Средней Азии, Уфимской губернии, судя по всему, пришлось по вкусу и казанским татарам.

Вряд ли можно пренебречь и свидетельством о том, что великого татарского поэта Габдуллу Тукая лечил азербайджанский врач, причем, ни кто иной, как будущий выдающийся политический деятель, писатель, драматург Нариман Нариманов. Никогда не сотрется из летописи дружбы наших народов и тот примечательный факт, что первая труппа татарского национального театра была сформирована именно в Баку. И по сей день в нефтеносных районах Азербайджана проживает немало татар, предки которых приехали сюда более ста лет назад на заработки.

Связь Азербайджана с Татарстаном никогда не прерывалась и в период общей советской истории. Ныне действующая в республике организация азербайджанцев была создана в 1988 году, то есть практически уже на самом закате “эры СССР”, группой студентов, аспирантов и других представителей азербайджанской диаспоры, проживавших в городе Казани. По воле своих учредителей она была названа “Огуз” в честь одной из ветвей тюркских племен, давшей начало азербайджанскому, турецкому, туркменскому и крымско-татарскому народам.

Первые председатели общества Эльдар Мамедов и Мирзалы Алиев основное внимание уделяли проведению мероприятий для молодёжи, укреплению связей с исторической родиной, пропаганде и привитию национальных традиций. Активисты «Огуза» совместно с молодыми татарскими энтузиастами в 1988 году возродили в Казани жизнерадостный восточный праздник Новруз-байрам (Новый год), который с тех пор проводится по всей республике.

Начиная с 1990 года, азербайджанская диаспора Казани стала регулярно отмечать национально-государственные и религиозные праздники: День независимости Азербайджана, Курбан-байрам, знаменательные даты в жизни азербайджанского и татарского народов. А в 1991 году азербайджанское общество совместно с Союзом писателей Татарстана одно из первых в бывшем СССР провело торжественные мероприятия, посвященные 850-летию великого азербайджанского философа и поэта шейха Низами Гянджеви, в которых приняли участие официальные лица и артисты из Азербайджана.

В ноябре 1992 года уже при новом председателе азербайджанского общества Ибрагиме Ибрагимове была осуществлена официальная регистрация Азербайджанского общества “Огуз”. Отдавая себе полный отчет в необходимости укрепления межнационального мира и согласия на территории республики, оно выступило одним из инициаторов создания Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан (АНКО РТ). В 1994 году общество “Огуз” прошло перерегистрацию и стало именоваться Обществом дружбы “Татарстан — Азербайджан”. В октябре 1998 года его члены приняли решение учредить Национально-культурную автономию азербайджанцев города Казани.

Особое место в работе активистов азербайджанской общины приобрела правозащитная деятельность. Учитывая, что выходцы из республик бывшего СССР, проживающие и работающие в Татарстане, часто сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях с правоохранительными органами, руководители азербайджанского и армянского обществ предложили в 1998 году создать консультативный совет из представителей Министерства внутренних дел и Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан.

Важнейшим событием в жизни всех азербайджанских общественных организаций России стало проведение в 1999 году в Москве объединительного собрания, на котором было принято решение об учреждении Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России. Ее вице-президентом был избран Ибрагим Ибрагимов. В конце того же года азербайджанцы, проживающие в других городах и районах Республики Татарстан приняли решение учредить республиканскую национально-культурную автономию “Азербайджан”, председателем которой избрали Эльчина Алиева.

Затем в г. Бугульме под председательством Азера Рафиева возникла городская автономия азербайджанцев “Диляр”. Позднее были созданы автономии и представительства АНКА РТ «Азербайджан» в крупных городах Татарстана – Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Чистополе. Ценя авторитет представителей азербайджанской диаспоры республики, их постоянно приглашают на мероприятия, проводимые по линии Азербайджана, России и стран СНГ. Одним из таких незабываемых событий, на которое был приглашен Эльчин Алиев, стал прошедший в 2001 году в Баку Всемирный конгресс азербайджанцев.

Приумножая традиции дружбы и взаимопонимания, заложенные азербайджанцами и представителями народов многонациональной Казанской губернии более века назад, Азербайджанская национально-культурная автономия Республики Татарстан “Азербайджан” особое внимание уделяет пропаганде богатого наследия лучших представителей своего народа и всесторонней благотворительной деятельности. В 2000 году ее активистами совместно с учеными Казанского государственного университета была проведена международная конференция, посвященная прославленному ориенталисту профессору Александру Казем-Беку, чья судьба самым тесным образом была связана с Казанью и ее выдающимися гражданами (в частности, со знаменитым немецким исследователем Карлом Фуксом).

Несколько лет (с 2002 по 2006) возглавлял общину Алмурсал Мурсал оглы Манафов. Организованные в тот период концерты (например, ко Дню солидарности азербайджанцев всего мира 28 декабря 2002 г.) и музыкальные вечера (вечер мугама – народного песенно-музыкального творчества — 27 февраля 2003 г.), чемпионаты по мини-футболу, благотворительные акции стали незабываемыми событиями для жизни всей азербайджанской общины Татарстана. В августе 2002 года совместно с АНКОРТ диаспора провела благотворительную акцию сбора и перечисления финансовых средств на строительство одного из будущих символов Казани –мечети Кул Шариф.

В 2006 году после скоропостижной кончины Алмурсала Манафова на пост исполняющего обязанности председателя избрали Гасымова Зияфата Ибиш оглы, а 10 июля 2007 года он был утвержден в этой должности.

В настоящее время азербайджанская автономия проводит работу по установлению более тесных контактов с исторической родиной, с азербайджанскими диаспорами других регионов России и стран мира. Большое внимание уделяется вопросам образования, сохранения языка и традиционной культуры. С конца 1990-х годов и по сегодняшний день в Центре образования «Многонациональная воскресная школа» г. Казани функционирует азербайджанское отделение, учащиеся которого успешно участвуют во многих городских мероприятиях.

Ежегодно силами автономии и при поддержке Ассамблеи народов Татарстана, в которую АНКА РТ вошла в начале 2008 года, проводятся национально-государственные и религиозные праздники: День независимости Азербайджана (28 мая), «Орудж байрам», «Курбан байрам», «Новруз байрам», День траура (20 января). Также община принимает участие в проведении татарского национального праздника «Сабантуй», в праздновании Дня Республики, Дня Победы, Дня родного языка, Дня народного единства и многих других.

Автономия выпускает собственную газету «Азербайджан», освещающую жизнь диаспоры в Татарстане, рассказывающую о выдающихся представителях народа, его истории, об азербайджанской культуре и кухне, о современной жизни Азербайджана. После того, как газету возглавил Васиф Абдуллаев, она стала издаваться каждый месяц. Тираж её достиг 1000 экземпляров. Распространяют газету бесплатно.

Традиции работы были продолжены и при нынешнем председателе — Ахадзаде Субхане Камран оглы, однако организация мероприятий вышла на новый, более качественный уровень. Активно развивается диалог с общественными и государственными организациями Республики Татарстан, а также международное сотрудничество.

Но жизнь азербайджанцев в Татарстане не ограничивается лишь воспитанием детей в любви к своему языку и культуре и сохранении традиций нашего народа. Мы занимаемся активной пропагандой нашей культуры и среди населения РТ. Мы стали активными участниками множества мероприятий как городских, так и республиканских масштабов. Большим нашим достижением стало участие в организации Республиканского праздника тюркских народов «Навруз», который прошел в центре Казани 22 марта 2014 года. Пожалуй, впервые за многие годы этот праздник вышел на такой высокий уровень. Более 15 тысяч жителей и гостей Казани смогли увидеть наши национальные номера, попробовать блюда азербайджанской кухни, которые мы раздавали бесплатно всем желающим. Для приготовления шашлыка было приобретено 400 кг мяса, также был приготовлен плов на 200 порций. Следующим большим мероприятием стал фестиваль «День детства в Кремле», приуроченный Дню защиты детей 1 июня. РОО «Азербайджанская НКА РТ «Азербайджан» выступила соорганизатором данного мероприятия совместно с государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль», Ассамблеей и Домом Дружбы народов Татарстана. Кроме национальных номеров, дети Казани за активное участие в конкурсах и играх получили 500 сладких подарков, а в целом, мероприятие смогло посетить более 5 тысяч детей и взрослых. Примечательно, что наша площадка располагалась прямо в сердце Казанского Кремля, у подножия символа Казани – башни Сююмбике.

30 августа наша национально-культурная автономия приняла участие в празднованиях Дня Республики и Дня города Казани. Наряду с другими национальными общинами, азербайджанская НКА оформила шатер в национальном стиле, перед которым была организована концертная программа и выставка национальных сувениров и предметов декоративно-прикладного искусства. По признанию журналистов, представителей власти города и просто жителей, наша идея и ее воплощение стала, пожалуй, одной из самых интересных во всем городе! Это, несмотря на то, что по всей Казани в рамках праздника работало 7 различных площадок! Временами количество зрителей у нашего шатра превышало количество зрителей у главной сцены города!

Кроме участия в проведении крупных городских и республиканских праздников, мы также ведем научно-просветительскую работу. Так, в 2013 году была открыта мемориальная доска азербайджанскому писателю, крупному общественному и политическому деятелю Нариману Кербалаи Наджаф оглы Нариманову на улице, названной его именем. На ноябрь этого года запланировано открытие мемориальной доски Мирза Казым-Беку, еще одному сыну азербайджанского народа. Мирза Казым-Бек — ученый-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, называется одним из организаторов российского востоковедения. По мнению известного русского востоковеда и ираниста В. В. Григорьева, Казем-Бек был одним из тех, кто поставил изучение Востока в России на научные, академические рельсы, вывел российскую науку о Востоке на уровень, не уступающий европейскому, а подчас и превосходящий достигнутое востоковедами Западной Европы. Он двадцать три года работал в Казанском Университете, и, несомненно, заслужил право быть увековеченным на мемориальной доске Казанского Федерального Университета рядом с такими известными людьми, как писатель и философ Лев Толстой, математик Николай Лобачевский, химик Александр Бутлеров и другие.

Наша национально-культурная автономия чтит и памятные даты, навсегда оставшиеся в памяти и сердцах нашего народа. Ежегодно мы празднуем День независимости Азербайджана, проводим кинопоказы азербайджанских фильмов в рамках «Дней азербайджанского кино в Татарстане», выставки азербайджанских художников в филиале Эрмитажа в Казани. Одно из главных мероприятий, которое мы проводим ежегодно — День Памяти жертв Ходжалинского геноцида. Так в феврале этого года в кинотеатре «Мир» был показан фильм «Ходжа», посвященный памяти тех страшных для нашего народа дней, чтобы в наших сердцах никогда не угасла память о жертвах тех событий и продолжал гореть огонь в наших сердцах!

Не забываем мы и о благотворительности. Чтя старшее поколение, мы уже несколько лет подряд проводим праздничный обед для ветеранов войны и тыла, приуроченный ко Дню Победы – 9 мая. Концертную программу и праздничный банкет в этом году смогли посетить 400 ветеранов! Кроме того, мы поддерживаем и помогаем сиротам из детского дома Вахитовского района города Казани, постоянно привозя им подарки, показывая выступления артистов и просто уделяя им немного внимания и тепла. В 2013 году в рамках программы «Зеленый город» активистами нашей автономии на общественных началах было посажено более 400 деревьев. В 2013 году мы также приняли участие в акции по сдаче донорской крови в рамках Дня Ашура, более ста человек поддержали нашу инициативу и было сдано 15 литров донорской крови, в которой порой так нуждаются больные и пострадавшие люди.

Все эти мероприятия были бы невозможны без поддержки со стороны властей Республики Татарстан. Наши начинания поддерживаются на самом высоком уровне и всегда находят понимание. Не случайно Председателем Совета Ассамблеи народов Татарстана является одним из первых лиц в Республике – это Председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин. Для нашей работы созданы все условия, работает Дом Дружбы народов Татарстана, в котором мы можем проводить и проводим большое количество наших мероприятий.

Развитие международного сотрудничества – одна из наиболее приоритетных задач азербайджанской НКА РТ в ближайшей перспективе.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • азербайджанцы и лезгины отношения
  • азербайджанский стакан для чая в форме тюльпана коди кросс