bonorum possessio в римском праве

Bonorum possessio

Смотреть что такое «Bonorum possessio» в других словарях:

Bonorum possessio — Bonorum possessio, im römischen Rechte die Erbfolge nach dem prätorischen Recht, im Gegensatze zur Erbfolge nach jus civile … Meyers Großes Konversations-Lexikon

bonorum possessio — (Civil law.) The possession of goods … Ballentine’s law dictionary

possessio — /pazesh(iy)ow/ Lat. Civil law. That condition of fact under which one can exercise his power over a corporeal thing at his pleasure, to the exclusion of all others. This condition of fact is called detention, and it forms the substance of… … Black’s law dictionary

Bonōrum — (lat.), d.i. der Güter; so B. adnotatio, die Aufzeichnung der Güter eines flüchtig gewordenen, durch Steckbriefe verfolgten Verbrechers, so daß jene bei nicht erfolgter Rückkehr dem Fiscus zufallen; B. cessio, Abtretung des Vermögens,… … Pierer’s Universal-Lexikon

possessio bonorum — (Civil law.) The possession of goods. An official installation into the estate of a decedent in consequence of a petition therefor which the praetor granted. See Mackeldey s Roman Law § 657 … Ballentine’s law dictionary

Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Testament — Testament, 1) (Altes u. Neues T.), s.u. Bibel; 2) (lat. Testamentum, altdeutsch Gemächt), im Allgemeinen jede einseitige letztwillige Disposition; bes. 3) eine letztwillige Disposition,[403] durch welche der Erblasser für seinen Todesfall einen… … Pierer’s Universal-Lexikon

Erbrecht — (Rechtsw.), 1) im objectiven Sinne der Inbegriff der gesetzlichen Vorschriften über die Succession in das Vermögen eines Verstorbenen, über die Erwerbung, den Verlust u. die Vertheilung von Erbschaft (Jus hereditarium); 2) im subjectiven Sinne… … Pierer’s Universal-Lexikon

Источник

Необходимое наследование (bonorum possesio)

«институт наследства прошел в развитии чрез двойственность форм.» [1451]

«предлагал свои новыя правила только желающим руководиться ими, а чтоб увеличить число желающих обещал некоторые льготы просящим у него bonorum possessio. Отказывал не просящим.» [1453]

«Hereditas, в техническом и собственном смысле, обозначало наследство, как универсальное преемство mortis causa, установленное по jus civile, в противоположность универсальному преемству, установленному в преторском праве.» [1454]

«Сделать bonorum possessor’a цивильным наследником, дать ему jus Quiritium, претор также не может может, предоставляя ему иски, как actiones utiles, создать для него положение, аналогичное наследованию – поставить его heredis loco, heredis vicem. Bonorum possessor будет иметь собственность на наследственные вещи, будет кредитором и должником по наследственным обязательствам. (По Савиньи), bonorum possessio появилась когда обнаружились особенно яркие противоречия цивильной системы изменившимся условиям.» [1455]

«Претор сперва преследовал только дать ввод во владение вероятному цивильному наследнику.» [1456]

«Если ближайший наследник не принимал наследства не переходило к дальнейшему по порядку родства.» [1457]

«Республики принадлежат законы, разрешавшие вопросы наследования.» [1459]

«Многие законодательства устанавливают ограничения в интересах особенно близких к завещателю лиц. Право этих лиц на известное непременное участие в наследовании и носит название необходимого наследования.

По «(Боголепову участие народа в comitia calata „чисто пассивное он лишь „выслушивал’ что ему говорилось. Несостоятельность подобного ведет к тому, что Боголепов почти тотчас впадает в сомнения и противоречия. Ср., например, стр. 27, прим. 2, 27, 28, 59, 61, прим. 2, 281 и др.).» [1461]

«Требуют, чтоб paterfamilias, назначая наследником постороннего лишил sui heredes наследства» [1462]

«Institutio heredis и exheredatio должна выражена в повелительной форме. » [1463]

«sui heredes существующие при жизни наследодателя и те, которые родятся после совершения завещания и даже после смерти завещателя – postumi. Рождение такого postumus suus уничтожает завещание наследодателя, так как postumus в завещании не упомянут. Чтобы обеспечить завещание от таких случайностей выработана особая формула для назначения или exheredatio postumi заранее на случай, если появятся.» [1464]

«Преторский эдикт sui заменил понятием liberi: эксгередированы должны быть и emancipati. Для всвех liberi мужского пола нужна exheredatio nominatim. Для женщин достаточна exheredatio inter ceteros. Если в завещании не исполнено одно из этих условий, то претор дает bonorum possessio contra tabulas testamenti. Liberi получают свои законные доли кроме тех, которые эксгередированы. Побочные распоряжения в завещании остаются действительными.» [1465]

Источник

Наследование по закону

Наследование ab intestato по законам XII таблиц

246. Постановление XII таблиц. Система наследования старого цивильного права определялась положением законов XII таблиц: Si intestato moritur, cui suus heres non essit, agnatus proximus familiam habeto. Si agnatus nec essit, gentiles familiam habento.

247. Heredes sui. Это положение устанавливало три разряда наследников. Первый разряд составляли sui heredes, т.е. лица, непосредственно находившиеся in patria potestate наследодателя и ста-новившиеся с его смертью personae sui iuris: жена in manu умершего, его дети, усыновленные и внуки от ранее умерших сыновей. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось per stirpes, поколенно, и внуки наследовали по праву представления (ins repraesentationis), т.е. получали все вместе долю наследства, которую получил бы их отец, если бы пережил наследодателя, а затем делили эту долю поровну между собой.

Наследованию sui heredes придавался некоторый особый характер: они не столько становились обладателями нового для них наследственного имущества, сколько вступали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с paterfamilias на праве семейной собственности (Гай говорил о sui heredas, что они vivo quoque parente quodammodo domini existimantur — 2. 117). Точно так же Павел называл наследование sui heredes не чем иным, как continuatio dominii, ибо они itaque post mortem patris non hereditatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem con-sequuntur(D. 28.2. 11).

248. Agnati proximi. Вторым разрядом наследников были agnati proximi, т.е. ближайшие агнаты умершего, которые призывались к наследованию при отсутствии sui heredes и которые устраняли от наследования агнатов более отдаленных степеней. Так, прежде всего призываются к наследованию, при отсутствии sui heredes, братья.

сестры и мать умершего, состоявшая с его отцом в браке cum manu и тем самым поставленная в положение сестры умершего, loco sororis. Все эти лица являются по отношению к умершему агнатами BTopoii степени. Агнаты дальне11ших степеней устраняются от наследования наличием указанных наследников. При отсутствии агнатов второй степени призываются к наследованию агнаты третьей степени и т.д. Однако женщины далее полнородной сестры к наследованию не призывались voconiana ratione, т.е. по общему смыслу lex Voconia, о которой сказано выше (п. 242). Все призываемые к наследованию агнаты делят между собой наследство поголовно.

249. Gentiles. Третьим разрядом наследников были gentiles, наследование которых отпало к концу республики.

Выше уже было указано, что в цивильном праве действовало правило: in legitimis hereditatibus successio non est. Это означало призвание к наследованию в каждом отдельном случае только лиц, ближайших к умершему в момент смерти.

Если эти лица отказываются от наследства (разумеется, при наличии права на отказ — см. п. 261) или умирают, не успев его принять, наследство признается выморочным, а в те времена бесхозяйным.

Bonorum possessio intestati

Преторская bonorum possessio, отражавшая в ходе своего развития постепенный распад старой земледельческой семьи и вытеснение агнатического родства родством когнатическим, построенным на кровной связи, была закреплена edictum perpetuum (п. 22).

Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

250. Unde liberi. Первый разряд unde liberi — все дети умершего и лица, приравнивавшиеся к детям. В этот разряд входили: sui, emancipati, т.е. эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati, т.е. дети, отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены от patria potestas усыновителя.

Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя наследуют его когнаты. Наследники, более близкие по степени родства, и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления.

Призвание к наследованию эманципированных детей вызвало к жизни ряд специальных положений: эманципированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество (collatio bonorum emancipati), которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устранялась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманципированных детей, обладателей собственного имущества, с неэман-ципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т.е. в состав наследственной массы.

В то же время призвание к наследованию эманципированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципированные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление — nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipato liberis, в силу которого эманципи-рованный сын обязан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми.

251. Unde legitimi. Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадлежавших к первому разряду, а также в случаях, когда никто из этих лиц не испросил bonorum possessio в установленный срок. В этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права допускало successio ordinum. В разряд unde legitimi входили legitimi heredes, т.е. sui и agnati proximi, причем sui призывались таким образом во второй раз, но уже без эманципированных детей, что и могло послужить побудительным мотивом для принятия ими наследства, в которое sui не пожелали вступить в качестве bonorum possessor’oB первого разряда. Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам.

252. Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, обнимал кровных родственников умершего по порядку степеней до шестой степени включительно (из седьмой только sobrino и sobrina nati, т.е.

дети троюродных братьев и сестер). Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati (даже состоя in patria potestate усыновителя); боковые когнаты наследуют без ограничения прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну.

В этом разряде дети, законные и незаконные, наследуют после матери так же, как и мать после детей.

253. Unde vir et uxor. Четвертый разряд, unde vir et uxor; при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший супруг: муж после жены или жена после мужа.

Таким образом, преторская bonorum possessio, отдавая предпочтение агнатическому родству, впервые признавала, однако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et graduum, т.е. из последовательного призвания к наследованию одних степеней и разрядов наследников за другими.

Наследование ab intestato по праву Юстиниана

254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство периода империи продолжало тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование предоставляющееся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Все эти наслоения на старые постановления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запутывали его.

255. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 (543 г.) и несколько изменившей ее новеллой 127 (548 г.) Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве.

По системе Юстиниана к наследованию призываются четыре разряда наследников.

(1) Первый разряд составляют нисходящие умершего: сыновья и дочери, внуки от ранее умерших детей и т.д. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собой.

(2) Второй разряд, призываемый к наследованию при отсутствии первого, состоит из ближайших по степени восходящих родственников умершего (отец, мать, дед, бабка), а также его полнородных братьев и сестер и детей ранее умерших полнородных братьев и сестер.

Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in lineas, одна половина идет восходящим с отцовской стороны, другая — восходящим с материнской стороны.

(3) Третий разряд, призываемый к наследованию при отсутствии двух первых, — это неполнородные братья и сестры, т.е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю.

(4) Если нет никого из перечисленных родных, наследство получают остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения ad infinitum. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita.

О наследовании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторского права. При введенной Юстинианом системе это означало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии, каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родственников. Но для неимущей вдовы (uxor indotata) Юстиниан установил правило: вдова, не имевшая ни dos, ни parapherna, наследовала одновременно с любым из наследников, получая 1/4 наследства и, во всяком случае, не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.

При отсутствии каких бы то ни было наследников имущество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т.п.

Источник

История римского права

Часть II. История гражданского права

Глава X. История наследования

ГЛАВА X

ИСТОРИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ

§ 78. Общий ход раз­ви­тия рим­ско­го наслед­ст­вен­но­го пра­ва

Общее поня­тие насле­до­ва­ния

Со смер­тью лица воз­ни­ка­ет вопрос о судь­бе его иму­ще­ства и вооб­ще его юриди­че­ских отно­ше­ний — тре­бо­ва­ний, дол­гов и т. д. Соглас­но нашим нынеш­ним пред­став­ле­ни­ям, в слу­чае смер­ти иму­ще­ство покой­но­го не рас­па­да­ет­ся на свои состав­ные части, а, сохра­няя свое преж­нее един­ство, пере­хо­дит к извест­ным лицам — наслед­ни­кам, кото­рые и всту­па­ют во все пра­воот­но­ше­ния покой­но­го, дела­ют­ся соб­ст­вен­ни­ка­ми его вещей, креди­то­ра­ми и долж­ни­ка­ми по его обя­за­тель­ствам. Такой пере­ход иму­ще­ства в целом, такое пре­ем­ство во всей сово­куп­но­сти пра­воот­но­ше­ний, мы и назы­ваем насле­до­ва­ни­ем.

Раз­ви­тие насле­до­ва­ния, как уни­вер­саль­но­го пре­ем­ства, в исто­рии рим­ско­го пра­ва

Со смер­тью чело­ве­ка выпа­да­ет субъ­ект прав; вслед­ст­вие это­го, с точ­ки зре­ния при­ми­тив­но­го пра­во­со­зна­ния, вещи, при­над­ле­жав­шие покой­но­му, дела­ют­ся бес­хо­зяй­ны­ми, тре­бо­ва­ния теря­ют сво­его креди­то­ра, дол­ги сво­его долж­ни­ка. Ни о каком насле­до­ва­нии, пре­ем­стве не может быть речи: иму­ще­ство покой­но­го рас­сы­па­лось на свои состав­ные части, из кото­рых одни (тре­бо­ва­ния и дол­ги) погиб­ли, дру­гие — мате­ри­аль­ные вещи, — как нечто нико­му не при­над­ле­жа­щее, могут быть захва­че­ны вся­ким желаю­щим.

Но отсут­ст­вие насле­до­ва­ния и рас­хи­ще­ние вещей умер­ших мыс­ли­мо толь­ко в самом при­ми­тив­ном соци­аль­ном состо­я­нии, когда обще­ство пред­став­ля­ет груп­пу изо­ли­ро­ван­ных инди­видов и не име­ет внут­ри себя ника­ких более тес­ных яче­ек. Поло­же­ние меня­ет­ся, когда воз­ни­ка­ет пат­ри­ар­халь­ная семья и на ее осно­ве с. 486 пат­ри­ар­халь­ный род. Инди­вид окру­жен теперь кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми лиц, с кото­ры­ми он свя­зан един­ст­вом про­ис­хож­де­ния и род­ства и кото­рые бли­же к нему, чем все дру­гие чле­ны обще­ства. Семья пред­став­ля­ет тес­ный союз лиц, свя­зан­ный общ­но­стью жиз­ни, иму­ще­ства и рели­ги­оз­но­го куль­та. Самая при­над­леж­ность иму­ще­ства в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни име­ет харак­тер семей­ной соб­ст­вен­но­сти: мы зна­ем, что в древ­ней­шее вре­мя зем­ля счи­та­ет­ся при­над­ле­жа­щей не столь­ко отдель­но­му pa­ter­fa­mi­lias, сколь­ко семье, как тако­вой. При таких усло­ви­ях есте­ствен­но, что в слу­чае смер­ти домо­вла­ды­ки о бес­хо­зяй­но­сти семей­но­го участ­ка и все­го того, что с ним свя­за­но, не может быть уже речи: он еще при жиз­ни домо­вла­ды­ки при­над­ле­жал всем пред­ста­ви­те­лям семьи. Рели­гия и, в част­но­сти, культ пред­ков при­вно­сят новый мотив: загроб­ное спо­кой­ст­вие умер­ше­го нуж­да­ет­ся в посто­ян­ной забо­те живу­щих, в акку­рат­ном выпол­не­нии sac­ra; кому же бли­же все­го бла­го души покой­но­го, как не его потом­кам, и кто име­ет наи­боль­шее пра­во на его иму­ще­ство, как не те, кото­рые будут нести эту заботу?

Как бы то ни было, но поня­тие насле­до­ва­ния, как уни­вер­саль­но­го пре­ем­ства, опре­де­ля­ет рим­ское наслед­ст­вен­ное пра­во уже со вре­мен ста­ро­го jus ci­vi­le. Рядом с этим уни­вер­саль­ным пре­ем­ст­вом, he­re­di­tas, то же jus ci­vi­le зна­ет и син­гу­ляр­ное пре­ем­ство на слу­чай смер­ти в виде отка­зов (le­ga­ta): насле­до­да­тель может в сво­ем заве­ща­нии воз­ло­жить на наслед­ни­ка обя­зан­ность выдать что-либо тем или дру­гим лицам. Такие отка­зы дают этим лицам толь­ко извест­ные еди­нич­ные пра­ва, не воз­ла­гая на них ни прав ни обя­зан­но­стей наслед­ни­ка.

He­re­di­tas le­gi­ti­ma, he­re­di­tas tes­ta­men­ta­ria и необ­хо­ди­мое насле­до­ва­ние

Но харак­тер­ной чер­той рим­ско­го пра­ва при этом явля­ет­ся пра­ви­ло: « ne­mo pro par­te tes­ta­tus, pro par­te in­tes­ta­tus de­ce­de­re po­test » (fr. 7 D. 50. 17; исклю­че­ние толь­ко для сол­дат — fr. 6 D. 29. 1): насле­до­ва­ние по заве­ща­нию непре­мен­но исклю­ча­ет насле­до­ва­ние по зако­ну; оба поряд­ка вме­сте дей­ст­во­вать не могут ( « earum re­rum na­tu­ra­li­ter in­ter se pug­na est » — fr. 7. cit.). Если бы, напри­мер, заве­ща­тель назна­чил наслед­ни­ка толь­ко на сво­его наслед­ства, дру­гая поло­ви­на пой­дет так­же к нему, а не к наслед­ни­ку по зако­ну. Пра­ви­ло это, веро­ят­но, воз­ник­ло на поч­ве in­terpre­ta­tio поло­же­ний зако­нов XII таб­лиц ( « si in­tes­ta­to mo­ri­tur… » ), но затем настоль­ко проч­но вошло в общее пра­во­со­зна­ние, что ста­ло казать­ся есте­ствен­ным.

с. 489 Хотя таким обра­зом, сво­бо­да заве­ща­ний уста­но­ви­лась в Риме уже очень рано, но ста­рый прин­цип семей­ной соб­ст­вен­но­сти вовсе 381 не исчез без следа. То же самое ста­рое jus ci­vi­le, кото­рое пре­до­став­ля­ет домо­вла­ды­ке пра­во пере­дать свое иму­ще­ство, кому угод­но, нала­га­ет на него в то же вре­мя извест­ные огра­ни­че­ния в поль­зу его под­власт­ных, чле­нов его семьи. С тече­ни­ем вре­ме­ни эти огра­ни­че­ния рас­тут, при­чем невы­пол­не­ние тре­бу­е­мых зако­ном усло­вий может пове­сти к недей­ст­ви­тель­но­сти заве­ща­ния, к насле­до­ва­нию вопре­ки ему, к he­re­di­tas contra ta­bu­las tes­ta­men­ti. В осно­ве всех этих огра­ни­че­ний лежит мысль о пра­ве извест­ных, близ­ких к насле­до­да­те­лю, лиц на неко­то­рое обя­за­тель­ное, необ­хо­ди­мое уча­стие их в наслед­стве. Вслед­ст­вие это­го систе­ма рим­ско­го наслед­ст­вен­но­го пра­ва допол­ня­ет­ся третьим видом насле­до­ва­ния — насле­до­ва­ни­ем необ­хо­ди­мым.

Появ­ле­ние пре­тор­ской систе­мы bo­no­rum pos­ses­sio

Даль­ней­шее раз­ви­тие рим­ско­го насле­до­ва­ния нахо­дит­ся под силь­ным вли­я­ни­ем пре­тор­ско­го пра­ва. Подоб­но тому, как почти во всех обла­стях граж­дан­ско­го пра­ва рядом с цивиль­ны­ми инсти­ту­та­ми пре­тор создал свои осо­бые, пре­тор­ские, инсти­ту­ты, так же точ­но и в обла­сти насле­до­ва­ния систе­ма цивиль­ной he­re­di­tas вос­пол­ня­ет­ся и исправ­ля­ет­ся систе­мой пре­тор­ско­го инсти­ту­та bo­no­rum pos­ses­sio.

Сущ­ность bo­no­rum pos­ses­sio состо­ит в том, что пре­тор дает извест­ным лицам ввод во вла­де­ние наслед­ст­вом, пре­до­став­ляя им для полу­че­ния наслед­ст­вен­но­го иму­ще­ства осо­бый интер­дикт — in­ter­dic­tum quo­rum bo­no­rum (in­ter­dic­tum adi­pis­cen­dae pos­ses­sio­nis). При этом ино­гда этот ввод во вла­де­ние име­ет толь­ко вре­мен­ный, пред­ва­ри­тель­ный харак­тер: явит­ся дру­гое лицо — напр., цивиль­ный наслед­ник, — и вла­де­лец дол­жен будет выдать наслед­ство ему; bo­no­rum pos­ses­sio ока­жет­ся таким обра­зом si­ne re 9 (Ulp. reg. 28. 13). В дру­гих слу­ча­ях bo­no­rum pos­ses­sio явля­ет­ся окон­ча­тель­ным и неотъ­ем­ле­мым вла­де­ни­ем того, кто его испро­сил, при­чем ино­гда таким окон­ча­тель­ным вла­дель­цем будет тот, кто име­ет цивиль­ное пра­во на насле­до­ва­ние (bo­no­rum pos­ses­sio слу­жит тогда juris ci­vi­lis adju­van­di gra­tia), а ино­гда и совер­шен­но дру­гое лицо, кото­ро­му пре­тор дает вла­де­ние, вос­пол­няя или исправ­ляя цивиль­ную систе­му (juris ci­vi­lis supplen­di или cor­ri­gen­di gra­tia).

— вопрос о ее про­ис­хож­де­нии

— ее отно­ше­ние к цивиль­но­му насле­до­ва­нию

— bo­no­rum pos­ses­sio dec­re­ta­lis и edic­ta­lis

На пер­вых порах пре­тор давал bo­no­rum pos­ses­sio по пред­ва­ри­тель­ном лич­ном рас­сле­до­ва­нии обсто­я­тельств дела (cau­sae cog­ni­to) посред­ст­вом сво­его лич­но­го кон­крет­но­го реше­ния (dec­re­tum), вслед­ст­вие чего и самая bo­no­rum pos­ses­sio, таким обра­зом полу­чен­ная, есть bo­no­rum pos­ses­sio dec­re­ta­lis. Мало-пома­лу, одна­ко, в пре­тор­ской прак­ти­ке выра­бота­лись извест­ные опре­де­лен­ные пра­ви­ла отно­си­тель­но того, когда bo­no­rum pos­ses­sio сле­ду­ет давать, и пре­то­ры ста­ли вно­сить эти пра­ви­ла в свой эдикт. Для полу­че­ния bo­no­rum pos­ses­sio теперь было доста­точ­но дока­зать толь­ко налич­ность тех обсто­я­тельств, кото­рые ука­за­ны в эдик­те, и bo­no­rum pos­ses­sio будет дано « соглас­но эдик­ту » — bo­no­rum pos­ses­sio edic­ta­lis. Бла­го­да­ря этим все вре­мя раз­ви­ваю­щим­ся пра­ви­лам пре­тор­ско­го эдик­та, пре­тор­ская систе­ма bo­no­rum pos­ses­sio самым суще­ст­вен­ным 384 обра­зом вли­я­ла на рим­ское наслед­ст­вен­ное пра­во, при­чем сов­мест­ное дей­ст­вие he­re­di­tas и bo­no­rum pos­ses­sio про­дол­жа­ет­ся не толь­ко в тече­ние все­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, но и в позд­ней­шее вре­мя — вплоть до Юсти­ни­а­на.

с. 493 Но не один пре­тор при­ло­жил свой труд к усо­вер­шен­ст­во­ва­нию наслед­ст­вен­но­го поряд­ка. Весь­ма важ­ный прин­цип новей­ше­го необ­хо­ди­мо­го насле­до­ва­ния был уста­нов­лен в кон­це рес­пуб­ли­ки или нача­ле импе­рии в прак­ти­ке цен­тум­ви­раль­но­го суда, кото­ро­му под­ле­жа­ли спо­ры о насле­до­ва­нии.

Зако­но­да­тель­ство импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни

Рав­ным обра­зом, не оста­ва­лось в сто­роне и зако­но­да­тель­ство. Уже пери­о­ду рес­пуб­ли­ки при­над­ле­жат неко­то­рые отдель­ные зако­ны, раз­ре­шав­шие те или дру­гие вопро­сы насле­до­ва­ния (напри­мер, зако­ны об огра­ни­че­нии сво­бо­ды отка­зов). В пери­од прин­ци­па­та на место le­ges высту­па­ют se­na­tus­con­sul­ta, целый ряд кото­рых отно­сит­ся к наслед­ст­вен­но­му пра­ву. С уси­ле­ни­ем импе­ра­тор­ской вла­сти и в нашей обла­сти на пер­вый план высту­па­ют импе­ра­тор­ские ука­зы.

Под вли­я­ни­ем всех этих фак­то­ров рим­ское наслед­ст­вен­ное пра­во мало-пома­лу дале­ко ото­шло от тех осно­ва­ний, на кото­рых стро­и­лась ста­рая цель­ная систе­ма цивиль­но­го пра­ва. В бес­ко­неч­ном коли­че­стве пунк­тов она была изме­не­на как пре­тор­ским эдик­том, так и мно­го­чис­лен­ны­ми отдель­ны­ми зако­на­ми, вслед­ст­вие чего ко вре­ме­ни Юсти­ни­а­на рим­ское наслед­ст­вен­ное пра­во, осо­бен­но насле­до­ва­ние по зако­ну, пред­став­ля­ло собою систе­му чрез­вы­чай­но слож­ную и запу­тан­ную. Во вре­мя работ по состав­ле­нию « Cor­pus Juris Ci­vi­lis » Юсти­ни­ан еще не нашел воз­мож­ным про­из­ве­сти общее пере­стро­е­ние насле­до­ва­ния на новых нача­лах, вслед­ст­вие чего в « Cor­pus » мы нахо­дим еще нагро­мож­де­ние раз­лич­ных исто­ри­че­ских сло­ев. Но он сде­лал это сво­и­ми позд­ней­ши­ми ука­за­ми, новел­ла­ми, из кото­рых основ­ное зна­че­ние име­ют новел­лы 118 (543 г.) и 127 (548 г.), рефор­ми­ру­ю­щие насле­до­ва­ние по зако­ну, и новел­ла 115 (542 г.), регу­ли­ру­ю­щая необ­хо­ди­мое насле­до­ва­ние.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • bona people group приложение
  • bona fides в римском праве