capitis deminutio minima римское право

История римского права

Часть II. История гражданского права

Глава VI. История гражданского общества

§ 50. Ca­pi­tis de­mi­nu­tio

Общее раз­ви­тие поня­тия ca­pi­tis de­mi­nu­tio

Юриди­че­ское поло­же­ние чело­ве­ка, как субъ­ек­та прав и чле­на граж­дан­ско­го обще­ства, вслед­ст­вие извест­ных обсто­я­тельств может быть или вовсе уни­что­же­но, или же в такой или иной сте­пе­ни ослаб­ле­но, ума­ле­но. Такое ума­ле­ние граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти на язы­ке рим­ских клас­си­че­ских юри­стов назы­ва­ет­ся ca­pi­tis de­mi­nu­tio.

Так как пол­нота граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти обу­слов­ли­ва­ет­ся тро­я­ким состо­я­ни­ем лица — sta­tus li­ber­ta­tis, sta­tus ci­vi­ta­tis и sta­tus fa­mi­liae, то сооб­раз­но с этим и ума­ле­ние ca­put может заклю­чать­ся или в поте­ре sta­tus li­ber­ta­tis (но вме­сте с ним неиз­беж­но теря­ет­ся и sta­tus ci­vi­ta­tis, и sta­tus fa­mi­liae), или в поте­ре sta­tus ci­vi­ta­tis (при­чем одно­вре­мен­но теря­ет­ся и sta­tus fa­mi­liae), или, нако­нец, в поте­ре толь­ко sta­tus fa­mi­liae. Ввиду это­го клас­си­че­ские юри­сты раз­ли­ча­ют и три сте­пе­ни ca­pi­tis de­mi­nu­tio — ma­xi­ma, me­dia, mi­ni­ma (fr. 11 D. 4. 5).

Ca­pi­tis de­mi­nu­tio ma­xi­ma, me­dia и mi­ni­ma

Рас­смот­рим слу­чаи ca­pi­tis de­mi­nu­tio и ее послед­ст­вия несколь­ко бли­же.

232 1. Что каса­ет­ся, преж­де все­го, ca­pi­tis de­mi­nu­tio ma­xi­ma, то она насту­па­ет вся­кий раз, когда чело­век лиша­ет­ся сво­ей сво­бо­ды. Важ­ней­шие слу­чаи это­го рода сле­дую­щие: а) Рим­ля­нин попа­да­ет в с. 301 плен к вра­гу. По искон­но­му рим­ско­му воз­зре­нию, граж­да­нин, сде­лав­ший­ся где-либо рабом, пере­ста­вал суще­ст­во­вать в каче­стве субъ­ек­та и утра­чи­вал все пра­ва; но пра­ви­ло это име­ло коррек­тив в виде т. н. jus postli­mi­nii. Если плен­ни­ку уда­ва­лось каким-нибудь обра­зом вер­нуть­ся в пре­де­лы (li­mi­na) сво­его оте­че­ства, его лич­ность опять ожи­ва­ла — так, как если бы он вовсе не был в пле­ну; « qui ab hos­ti­bus cap­ti, si re­ver­si fue­rint, om­nia pris­ti­na jura re­ci­piunt » 8 (Gai. 1. 129), « quia postli­mi­nium fin­git eum, qui cap­tus est, sem­per in ci­vi­ta­te fuis­se » 9 (§ 5 Inst. 1. 12). Если же он не воз­вра­щал­ся и уми­рал в пле­ну, то, по стро­го­му смыс­лу пра­ва, после него не мог­ло быть насле­до­ва­ния — ни по зако­ну, ни по заве­ща­нию (насле­до­ва­ние после раба невоз­мож­но); одна­ко это поло­же­ние было изме­не­но неиз­вест­ным нам бли­же зако­ном Кор­не­лия, кото­рый уста­но­вил т. н. fic­tio le­gis Cor­ne­liae. В силу этой фик­ции пред­по­ла­га­лось, что пле­нен­ный умер сво­бод­ным в самый момент сво­его пле­не­ния ( « qua­si tunc de­ces­sis­se vi­de­tur, cum cap­tus est » 10 — fr. 18 D. 49. 15), вслед­ст­вие чего, если он оста­вил тогда заве­ща­ние, оно сохра­ня­лось в силе, если нет — при­зы­ва­лись наслед­ни­ки по зако­ну (Pau­li Sent. 3. 4. 8). b) В ряде слу­ча­ев воз­мож­на была про­да­жа граж­да­ни­на в раб­ство trans Ti­be­rim, т. е. чуже­стран­цам, при­чем для про­дан­но­го таким обра­зом jus postli­mi­nii не при­ме­ня­лось: так, маги­ст­рат про­да­вал в раб­ство того, кто укло­нял­ся от цен­за (in­cen­sus), креди­тор про­да­вал после ma­nus injec­tio сво­его несо­сто­я­тель­но­го долж­ни­ка, обо­кра­ден­ный — вора, захва­чен­но­го на месте пре­ступ­ле­ния; нако­нец, домо­вла­ды­ка мог про­дать сво­его под­власт­но­го так­же trans Ti­be­rim в пол­ное раб­ство. Но все эти слу­чаи уже в пери­од рес­пуб­ли­ки отпа­ли; в позд­ней­шее вре­мя их место заня­ли дру­гие, когда в силу тех или дру­гих при­чин граж­да­нин делал­ся рабом внут­ри государ­ства: кто-либо дал про­дать себя, как раба, pre­tii par­ti­ci­pan­di gra­tia; жен­щи­на всту­пи­ла в связь с рабом (edic­tum Clau­dia­num); ser­vi poe­nae и т. д. (см. § 47).

с. 302 Общим юриди­че­ским резуль­та­том ca­pi­tis de­mi­nu­tio ma­xi­ma явля­ет­ся пол­ная поте­ря прав, как лич­ных (pat­ria po­tes­tas и т. д.), так и иму­ще­ст­вен­ных. Что каса­ет­ся, в част­но­сти, послед­них, то иму­ще­ство ca­pi­te mi­nu­tus пере­хо­дит или к государ­ству (напри­мер, в слу­чае про­да­жи in­cen­sus 11 ), или к извест­ным част­ным лицам — к креди­то­ру, про­даю­ще­му долж­ни­ка, к хозя­и­ну раба, с кото­рым жен­щи­на всту­пи­ла в связь, и т. д. Но дол­ги лица, под­верг­ше­го­ся ca­pi­tis de­mi­nu­tio, прин­ци­пи­аль­но пога­ша­лись за исчез­но­ве­ни­ем их субъ­ек­та — лица обя­зан­но­го. Так как, одна­ко, это было неспра­вед­ли­во по отно­ше­нию к его креди­то­рам, то пре­тор стал давать послед­ним ac­tio uti­lis 12 про­тив тех, к кому иму­ще­ство пере­хо­дит, и, если они не поже­ла­ют упла­тить дол­ги, вво­дил креди­то­ров во вла­де­ние 233 иму­ще­ст­вом ca­pi­te mi­nu­tus и пре­до­став­лял им про­дать его для сво­его удо­вле­тво­ре­ния (fr. 7. 2 D. 4. 5).

2. Ca­pi­tis de­mi­nu­tio me­dia насту­па­ет тогда, когда лицо, сохра­няя сво­бо­ду, утра­чи­ва­ет пра­ва рим­ско­го граж­дан­ства; это быва­ет, глав­ным обра­зом, в слу­ча­ях aquae et ig­nis in­ter­dic­tio, а в импе­ра­тор­ское вре­мя в слу­чае ссыл­ки — de­por­ta­tio (§ 2 In. 1. 16). В силу пра­ви­ла « ci­vi­lis ra­tio ci­vi­lia qui­dem jura cor­rum­pe­re po­test, na­tu­ra­lia ve­ro non po­test » 13 (Gai. 1. 158) лицо, под­верг­ше­е­ся ca­pi­tis de­mi­nu­tio me­dia, теря­ет свои цивиль­ные пра­ва, но сохра­ня­ет отно­ше­ния juris gen­tium: так, напри­мер, теря­ет­ся ag­na­tio, но сохра­ня­ет­ся cog­na­tio. Иму­ще­ство так­же или теря­ет­ся (при уда­ле­нии в изгна­ние: « amis­sis bo­nis et ci­vi­ta­te re­lic­ta nu­dus exu­lat » 14 — fr. 7. 3 D. 4. 5), или кон­фис­ку­ет­ся (при de­por­ta­tio). Дол­ги и здесь jure ci­vi­li 15 пога­ша­ют­ся, но инте­ре­сы креди­то­ров охра­ня­ют­ся так же, как и в слу­ча­ях ca­pi­tis de­mi­nu­tio ma­xi­ma (fr. 2 pr. D. 4. 5).

3. Нако­нец, ca­pi­tis de­mi­nu­tio mi­ni­ma про­ис­хо­дит тогда, когда меня­ет­ся семей­ное поло­же­ние лица, а это воз­мож­но в сле­дую­щих видах: а) per­so­na sui juris пре­вра­ща­ет­ся в per­so­na alie­ni juris: лицо семей­но-само­сто­я­тель­ное усы­нов­ля­ет­ся кем-либо (ar­ro­ga­tio); с. 303 жен­щи­на, не под­чи­нен­ная ничьей вла­сти, выхо­дит замуж (con­ven­tio in ma­num); b) per­so­na alie­ni juris пере­хо­дит из-под вла­сти одно­го pa­ter­fa­mi­lias под власть дру­го­го: сын отда­ет­ся кому-нибудь в усы­нов­ле­ние (adop­tio) и т. д.; c) нако­нец, сюда же отно­сит­ся клас­си­че­ски­ми юри­ста­ми и тот слу­чай, когда per­so­na alie­ni juris посред­ст­вом искус­ст­вен­но­го акта man­ci­pa­tio дела­ет­ся per­so­na sui juris — напри­мер, сын осво­бож­да­ет­ся сво­им отцом из-под его вла­сти (eman­ci­pa­tio). По суще­ству, в этом послед­нем слу­чае про­ис­хо­дит не ума­ле­ние sta­tus, а напро­тив — его уси­ле­ние: сын дела­ет­ся пол­но­прав­ным субъ­ек­том; если же клас­си­че­ские юри­сты и в этом слу­чае усмат­ри­ва­ли ca­pi­tis de­mi­nu­tio, то лишь по тра­ди­ции — пото­му, что для дости­же­ния тако­го резуль­та­та сын дол­жен был под­верг­нуть­ся трое­крат­ной (для фор­мы) про­да­же in man­ci­pium, т. е. хоть на мгно­ве­ние дол­жен был стать in ser­vi­lem con­di­cio­nem 16 (Gai. 1. 162). То же сооб­ра­же­ние име­ет зна­че­ние и для слу­чая b. Резуль­та­том ca­pi­tis de­mi­nu­tio mi­ni­ma явля­ет­ся пол­ный раз­рыв преж­них семей­ных (агна­ти­че­ских) свя­зей со все­ми выте­каю­щи­ми из них пра­ва­ми (насле­до­ва­ния и т. д.). Если лицо, доныне семей­но само­сто­я­тель­ное, пре­вра­ти­лось в per­so­na alie­ni juris, то все его иму­ще­ство пере­хо­дит к его ново­му домо­вла­ды­ке, но дол­ги и здесь jure ci­vi­li пога­ша­ют­ся; пре­тор, одна­ко, дает креди­то­рам res­ti­tu­tio in in­teg­rum, т. е. пре­до­став­ля­ет им иски про­тив само­го ca­pi­te mi­nu­tus с фик­ци­ей « ac si ca­pi­te de­mi­nu­tus non es­set » 17 ; вслед­ст­вие этих исков новый домо­вла­ды­ка дол­жен будет либо упла­тить, либо выдать иму­ще­ство ca­pi­te mi­nu­tus для удо­вле­тво­ре­ния (Gai. 3. 84, fr. 2. 1 D. 4. 5).

Граж­дан­ское бес­че­стье, его исто­ри­че­ские виды

Поми­мо трех основ­ных sta­tus, пол­нота граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти пред­по­ла­га­ет еще состо­я­ние граж­дан­ской чести — sta­tus in­lae­sae dig­ni­ta­tis (fr. 5. 1 D. 50. 13). Лица, в силу тех 234 или дру­гих при­чин опо­ро­чен­ные, под­вер­га­ют­ся граж­дан­ско­му бес­че­стью (exis­ti­ma­tio mi­nui­tur) и огра­ни­чи­ва­ют­ся в неко­то­рых пра­вах. В исто­рии рим­ско­го пра­ва граж­дан­ское бес­че­стье встре­ча­ет­ся в несколь­ких видах.

Древ­ней­ший вид — in­tes­ta­bi­li­tas. Зако­ны XII таб­лиц поста­нов­ля­ли: « Qui se sie­rit tes­ta­rier lib­ri­pensve fue­rit, ni tes­ti­mo­nium fa­tia­tur, impro­bus in­tes­ta­bi­lis­que es­to » : кто будет свиде­те­лем (или lib­ri­pens’ом) при заклю­че­нии сдел­ки и потом отка­жет в сво­ем с. 304 свиде­тель­стве (в слу­чае спо­ра), да будет impro­bus in­tes­ta­bi­lis­que. Послед­нее обо­зна­ча­ло, что такой чело­век впредь не толь­ко не может быть свиде­те­лем у дру­гих, но и сам не может нико­го при­гла­шать к себе в свиде­те­ли. А так как почти все сдел­ки древ­не­го пра­ва совер­ша­ют­ся при уча­стии свиде­те­лей, то ука­зан­ное огра­ни­че­ние по суще­ству созда­ва­ло пол­ную юриди­че­скую недее­спо­соб­ность. С посте­пен­ным исчез­но­ве­ни­ем ста­рых фор­маль­ных сде­лок этот вид граж­дан­ско­го бес­че­стья утра­тил свое зна­че­ние.

Рим­ские маги­ст­ра­ты в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции так­же при раз­ных обсто­я­тель­ствах обра­ща­ли вни­ма­ние на граж­дан­скую бес­по­роч­ность лица, не допус­кая к тем или дру­гим функ­ци­ям людей с сомни­тель­ной в том или ином отно­ше­нии репу­та­ци­ей. Так создал­ся инсти­тут ig­no­mi­nia или in­fa­mia. Цен­зо­ры, кон­тро­ле­ры нра­вов по пре­иму­ще­ству (re­gi­men mo­rum), по сво­е­му усмот­ре­нию мог­ли то или дру­гое лицо вычерк­нуть из спис­ка сена­то­ров, из всад­ни­че­ских цен­ту­рий и т. д. Кон­су­лы, руко­во­дя выбо­ра­ми в маги­ст­ра­ты, мог­ли отка­зать лицу, по их мне­нию, себя опо­ро­чив­ше­му, в выстав­ле­нии его кан­дида­ту­ры. Пре­то­ры так­же мог­ли не допус­кать к выступ­ле­нию перед ними на суде.

В то вре­мя как кон­троль цен­зо­ров и кон­су­лов с паде­ни­ем рес­пуб­ли­ки исчез, пре­тор­ская in­fa­mia сде­ла­лась проч­ным инсти­ту­том граж­дан­ско­го пра­ва. Она насту­па­ет в одних слу­ча­ях непо­сред­ст­вен­но в силу тех или дру­гих обсто­я­тельств (бес­слав­ное уда­ле­ние в отстав­ку из леги­о­нов, заклю­че­ние двой­но­го обру­че­ния и т. д. — т. н. in­fa­mia im­me­dia­ta), а в дру­гих слу­ча­ях явля­ет­ся резуль­та­том обви­не­ния лица в извест­ных про­цес­сах (в judi­cia pub­li­ca, по ac­tio fur­ti, vi bo­no­rum rap­to­rum, inju­ria­rum, do­li, pro so­cio, tu­te­lae, man­da­ti, de­po­si­ti 18 ; все эти иски назы­ва­ют­ся поэто­му иска­ми инфа­ми­ру­ю­щи­ми — ac­tio­nes fa­mo­sae, а самая in­fa­mia здесь есть т. н. in­fa­mia me­dia­ta). Лицо, под­верг­нув­ше­е­ся in­fa­mia, лиша­ет­ся пра­ва быть избран­ным в обще­ст­вен­ные долж­но­сти (напри­мер, в деку­ри­о­ны), быть опе­ку­ном, высту­пать на суде в каче­стве пред­ста­ви­те­ля за дру­гих (pro­cu­ra­tor) и т. д.

Нако­нец, вне пре­де­лов in­fa­mia, регу­ли­ро­ван­ной пре­тор­ским эдик­том, неко­то­рые про­фес­сии (ремес­ло акте­ра, про­сти­тут­ки и с. 305 неко­то­рые дру­гие) накла­ды­ва­ли на лиц, к ним при­над­ле­жав­ших, так­же пят­но извест­но­го обще­ст­вен­но­го пре­зре­ния — т. н. tur­pi­tu­do, что так­же отзы­ва­лось на их юриди­че­ском поло­же­нии (см., напри­мер, § 81).

Источник

О значении имени человека в условиях глобализации

О ЗНАЧЕНИИ ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ТРИ СТЕПЕНИ «CAPITIS DEMINUTIO»

Вне её принадлежности, невозможно было стать гражданином – «civitatis» и как следствие, быть наделённым соответствующей правоспособностью, то есть – обладать субъективными правами и обязанностями.

Такое умаление гражданской правоспособности в гражданском римском праве называется состояние «capitis deminutio», которое означает некую совокупность прав и охватывает собой всё, что делает человека гражданином, и непосредственно зависит от гражданской правоспособности лица. По общему правилу, это состояние рассматривается в трёх отношениях: свободы права, гражданства и семьи.

В соответствии с отечественным гражданским законодательством, основанном на нормах римского гражданского права вследствие его рецепции (заимствования), граждане РФ являются субъектами гражданских правоотношений и наделяются правоспособностью (обладание субъективными правами и обязанностями, возникающее в момент рождения и прекращающееся в момент смерти) и дееспособностью (способность приобретать права, а также создавать и исполнять обязанности), объём использования которых в отношениях с иными субъектами права определяется волей субъекта ими наделённого.

Согласно ст. 19 ГК РФ «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». То есть, имя гражданина является основным средством его индивидуализации при обладании субъективными правами и обязанностями, а также при обретении других прав, создании и исполнении обязанности в гражданском обороте.

В ходе рецепции римского права состояние «capitis deminutio» не утратило своего значения для большинства мировых правовых систем, в том числе и для правовой системы России, и нашло отражение в гражданском праве РФ.

С учётом рецепции, при применении к «имени» гражданина положения «capitis deminutio» его правоспособность и дееспособность могут изменяться.

Если применять состояние «Сapitis Diminutio Minima», то имя и фамилия в юридических документах, подтверждающих статус лица, пишутся заглавными первыми буквами (Иван Иванов) и эта норма применяется тогда, когда например, изменяется семейное положение человека, что представляет собой некое ограничение в дееспособности или минимальную, неощутимую потерю прав и возникновение новых обязанностей.

При состоянии «Capitis Diminutio Media» фамилия лица пишется заглавными буквами (Пётр ПЕТРОВ), что означает потерю права на гражданство, но не на свободу, вследствие которой, лицо может быть подвергнуто наказанию в пределах норм права, не связанному с лишением свободы.

Когда применяется «Capitis Diminutio Maxima», имя и фамилия лица пишутся заглавными буквами (ВАСИЛИЙ ВАСЕЧКИН), что свидетельствует об изменении статуса указанного лица от свободного к невольному, а именно – о полной потери субъективных прав по умолчанию.

Если мировое законодательство в своём базисе содержит нормы римского гражданского права, а согласно Конституции РФ международное законодательство имеет приоритет над национальным законодательством, то эти нормы должны распространятся на все виды гражданских правоотношений. Вопрос в другом: когда и как они будут применены?

Поэтому, недаром старцы Церкви Православной: Пелагея Рязанская, Гурий (Чезлов), Василий (Новиков), Кирилл (Павлов), ведомые Духом Святым и руководствуясь Откровениями Иоана Богослова предупреждали своих чад о недопустимости принятия новых документов с антихристианской символикой.

Ведь антихрист не придёт на пустое место, он придёт на царство, приготовленное ему для его воцарения, чтобы царствовать, что сейчас и происходит.

ХОТИТЕ ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ – НЕТ! НЕВЕРУЮЩЕГО – СОБЫТИЯ ВОЗВЕСТЯТ!

Источник

§ 50. Capitis deminutio

§ 50. Capitis deminutio

Юридическое положение человека, как субъекта права и члена гражданского общества, вследствие известных обстоятельств может быть или вовсе уничтожено, или же в такой или иной степени ослаблено, умалено. Такое умаление гражданской правоспособности на языке римских классических юристов называется capitis deminutio.

Так как полнота гражданской правоспособности обусловливается трояким состоянием лица — status libertatis, status civitatis и status familiae, то сообразно с этим и умаление caput может заключаться или в потере status libertatis (но вместе с ним неизбежно теряется и status civitatis, и status familiae), или в потере status civitatis (причем одновременно теряется и status familiae), или, наконец, в потере только status familiae. Ввиду этого классические юристы различают и три степени capitis deminutio — maxima, media, minima (fr. II D. 4. 5).

Не подлежит, однако, сомнению, что такой вид теория capitis deminutio приобрела лишь в учениях классических юристов; в более раннее время существо capitis deminutio было, вероятно, несколько иное, хотя эволюция этого института во многих отношениях очень спорна.

С течением времени появились случаи, когда юридическая личность человека не вовсе уничтожалась, а лишь подвергалась известному умалению, деградации. Так, когда чужестранцы как таковые перестали считаться за hostes, утрата права римского гражданства — вследствие добровольного переселения или же вследствие изгнания — не влечет более за собой полной юридической смерти лица: утрачивая свою прежнюю цивильную правоспособность, такое лицо сохраняет правоспособность ex jure gentium (по праву народов), как перегрин. Далее, в случае продажи отцом своего сына кому — либо в кабалу, in mancipium, в пределах римской территории, проданный делался в древности, по — видимому, рабом (слово mancipium и позже употребляется для обозначения рабов), но с течением времени его положение улучшается: он уже не раб, а liber in mancipio (свободный в кабале), его правоспособность может возродиться (с истечением срока кабалы, с отработкой долга); но он находится servorum loсo («на положении рабов», Gai. 1. 138) и служит, подобно подвластным, орудием приобретения для его господина. Сохраняя свою libertas и civitas, подобный манципированный переходит под власть другого домовладыки, лишь подвергаясь некоторой деградации в своем status familiae.

Случаи подобного рода, постепенно умножаясь, заставили римскую юриспруденцию различать разные степени юридической деградации и привели в конце концов к формулированию изложенной выше теории capitis deminutio с ее тремя видами — maxima, media и minima. Но исторический корень этого института (гражданская смерть) проглядывает еще даже в учениях классических юристов: так, например, по заявлению Гая (Gai. 3. 153), civili ratione capitis deminutio morti coaequatur («по представлениям цивильного права умаление правоспособности равняется смерти»), причем из этого тезиса тут же делается и определенный практический вывод (разрушение societas — договор товарищества).

Рассмотрим случаи capitis deminutio и ее последствия несколько ближе.

1. Что касается, прежде всего, capitis deminutio maxima, то она наступает всякий раз, когда человек лишается своей свободы. Важнейшие случаи этого рода следующие: а) Римлянин попадает в плен к врагу. По исконному римскому воззрению, гражданин, сделавшийся где — либо рабом, переставал существовать в качестве субъекта и утрачивал все права; но правило это имело корректив в виде так называемого jus postliminii. Если пленнику удавалось каким — нибудь образом вернуться в пределы (limina) своего отечества, его личность опять оживала — так, как если бы он вовсе не был в плену; «qui ab hostibus capti, si reversi fuerint, omnia pristina jura recipiunt» («захваченные врагами в плен в случае возвращения получают назад все прежние права», Gai. 1. 129), «quia postliminium fingit eum, qui captus est, semper in civitate fuisse» («так как возвращение делает того, кто был взят в плен, постоянным жителем государства», § 5 Inst. 1. 12). Если же он не возвращался и умирал в плену, то, по строгому смыслу права, после него не могло быть наследования — ни по закону, ни по завещанию (наследование после раба невозможно); однако это положение было изменено неизвестным нам ближе законом Корнелия, который установил так называемую fictio legis Corneliae. В силу этой фикции предполагалось, что плененный умер свободным в самый момент своего пленения («quasi tunc decessisse videtur, cum captus est» — «представляется, будто он умер тогда, когда был взят в плен»), вследствие чего, если он оставил тогда завещание, оно сохранялось в силе, если нет — призывались наследники по закону (Pauli Sent. 3. 4. 8). b) В ряде случаев возможна была продажа гражданина в рабство trans Tiberim, то есть чужестранцам, причем для проданного таким образом jus postliminii не применялось: так, магистрат продавал в рабство того, кто уклонялся от ценза (incensus), кредитор продавал после manus injectio своего несостоятельного должника, обокраденный — вора, захваченного на месте преступления; наконец, домовладыка мог продать своего подвластного также trans Tiberim в полное рабство. Но все эти случаи уже в период республики отпали; в позднейшее время их место заняли другие, когда в силу тех или других причин гражданин делался рабом внутри государства: кто — либо дал продать себя, как раба, pretii participandi gratia; женщина вступила в связь с рабом (edictum Claudianum); servi poenae и т. д. (см. § 47).

Общим юридическим результатом capitis deminutio maxima является полная потеря прав, как личных (patria potestas и т. д.), так и имущественных. Что касается, в частности, последних, то имущество capite minutus переходит или к государству (например, в случае продажи incensus уклонившийся от ценза (переписи) с целью избежать призыва на военную службу, что каралось продажей в рабство за границу), или к известным частным лицам — к кредитору, продающему должника, к хозяину раба, с которым женщина вступила в связь, и т. д. Но долги лица, подвергшегося capitas deminutio, принципиально погашались за исчезновением их субъекта — лица обязанного. Так как, однако, это было несправедливо по отношению к его кредиторам, то претор стал давать последним actio utilis (иск по аналогии) против тех, к кому имущество переходит, и, если они не пожелают уплатить долги, вводил кредиторов во владение имуществом capite minutus и предоставлял им продать его для своего удовлетворения (fr. 2. D. 4. 5).

2. Capitis deminutio media наступает тогда, когда лицо, сохраняя свободу, утрачивает права римского гражданства; это бывает, главным образом, в случае aquae et ignis interdictio, а в императорское время в случае ссылки — deportatio (§ 2 In. 1. 16). В силу правила «civilis ratio civilia quodem jura corrumpere potest, naturalia vero non potest» («правило цивильного права может разрушить цивильные же права, но не естественные», Gai. 1. 158) лицо, подвергшееся capitis deminutio media, теряет свои цивильные права, но сохраняет отношения juris gentium: так, например, теряется agnatio, но сохраняется cognatio. Имущество также или теряется (при удалении в изгнание: «amissis bonis et civitate relicta nudus exulat» («потеряв имущество и оставив государство, становится изгнанником», fr. 7. 3. F. 4. 5), или конфискуется (при deportatio). Долги и здесь jure civili («по цивильному праву») погашаются, но интересы кредиторов охраняются так же, как и в случаях capitis deminutio maxima (fr. 2 pr. D. 4. 5).

3. Наконец, capitis deminutio minima происходит тогда, когда меняется семейное положение лица, а это возможно в следующих видах: а) persona sui juris превращается в persona alieni juris: лицо семейно самостоятельное усыновляется кем — либо (arrogatio); женщина, не подчиненная ничьей власти, выходит замуж (conventio in manum); b) persona alieni juris переходит из — под власти одного paterfamilias под власть другого: сын отдается кому — нибудь в усыновление (adoptio) и т. д.; c) наконец, сюда же относится классическими юристами и тот случай, когда persona alieni juris посредством искусственного акта mancipatio делается persona sui juris — например, сын освобождается своим отцом из — под его власти (emancipatio). По существу, в этом последнем случае происходит не умаление status, а напротив — его усиление: сын делается полноправным субъектом; если же классические юристы и в этом случае усматривали capitis deminutio, то лишь по традиции — потому, что для достижения такого результата сын должен был подвергнуться троекратной (для формы) продаже in mancipium, то есть хоть на мгновение должен был стать in servilem condicionem («в положение раба», Gai. 1. 162). То же соображение имеет значение и для случая b. Результатом capitis deminutio minima является полный разрыв прежних семейных (агнатических) связей со всеми вытекающими из них правами (наследования и т. д.). Если лицо, доныне семейно самостоятельное, превратилось в persona alieni juris, то все его имущество переходит к его новому домовладыке, но долги и здесь jure civili погашаются; претор, однако, дает кредиторам restitutio in integrum, то есть предоставляет им иски против самого capite minutus с фикцией «ac si capite deminutus non esset» (как если не был подвергнут capitis deminutio); вследствие этих исков новый домовладыка должен будет либо уплатить, либо выдать имущество capite minutus для удовлетворения (Gai. 3. 84, fr. 2. 1. D. 4. 5).

Помимо трех основных status, полнота гражданской правоспособности предполагает еще состояние гражданской чести — status inlaesae dignitatis (fr. 5. 1. D. 50. 13). Лица, в силу тех или других причин опороченные, подвергаются гражданскому бесчестью (existimatio minuitur) и ограничиваются в некоторых правах. В истории римского права гражданское бесчестье встречается в нескольких видах.

Древнейший вид — intestabilitas. Законы XII таблиц постановляли: «Qui se sierit testarier libripensve fuerit, ni testimonium fatiatur, improbus intestabilisque esto»: кто будет свидетелем (или libripens’ом) при заключении сделки и потом откажет в своем свидетельстве (в случае спора), да будет improbus intestabilisque. Последнее обозначало, что такой человек впредь не только не может быть свидетелем у других, но и сам не может никого приглашать к себе в свидетели. А так как почти все сделки древнего права совершаются при участии свидетелей, то указанное ограничение по существу создавало полную юридическую недееспособность. С постепенным исчезновением старых формальных сделок этот вид гражданского бесчестья утратил свое значение.

Римские магистраты в пределах своей компетенции также при разных обстоятельствах обращали внимание на гражданскую беспорочность лица, не допуская к тем или другим функциям людей с сомнительной в том или ином отношении репутацией. Так создался институт ignominia или infamia. Цензоры, контролеры нравов по преимуществу (regimen morum), по своему усмотрению могли то или другое лицо вычеркнуть из списка сенаторов, из всаднических центурий и т. д. Консулы, руководя выборами в магистраты, могли отказать лицу, по их мнению, себя опорочившему, в выставлении его кандидатуры. Преторы также могли не допускать к выступлению перед ними на суде.

В то время как контроль цензоров и консулов с падением республики исчез, преторская infamia сделалась прочным институтом гражданского права. Она наступает в одних случаях непосредственно в силу тех или других обстоятельств (бесславное удаление в отставку из легионов, заключение двойного обручения и т. д. — так наз. infamia immediata), а в других случаях является результатом обвинения лица в известных процессах (в judicia publica, по actio furti, vi bonorum raptorum, injuriarum, doli, pro socio, tutelae, mandati, depositi (о искам в отношении кражи, грабежа, нанесения личной обиды, злоумышленного обмана при сделках, нарушения договоров товарищества, поручения, хранения, недобросовестного поведения в качестве опекуна); все эти иски называются поэтому исками инфамирующими — actiones famosae, а самая infamia здесь есть так называемая infamia mediata). Лицо, подвергнувшееся infamia, лишается права быть избранным в общественные должности (например, в декурионы), быть опекуном, выступать на суде в качестве представителя за других (procurator) и т. д.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • capitis deminutio maxima в римском праве это
  • capital legal services инн