гамма на баяне правой рукой

О гаммах и упражнениях для развития техники баяниста

Играть гаммы и упражнения для начинающих баянистов достаточно затруднительно в том отношении, что игровой аппарат ребенка еще не сформирован в достаточной мере. Однако не будем отрицать, что именно упражнения (в том числе и гаммы) и дают ученику комплекс навыков ориентирования на клавиатуре, развивают координацию, необходимую для игры на баяне, укрепляют пальцы и другие игровые мышцы. Упражнения – одно из основных средств технического совершенства музыканта. Поэтому умалять их роль, а тем более, пренебрегать ими – большая ошибка.

foto1794Улучшение беглости пальцев не должно быть самоцелью, а лишь средством (инструментом) наибольшей выразительности игры. Хорошая беглость, послушность пальцев поможет начинающим баянистам почувствовать вкус красивой, виртуозной игры. Это, разумеется, наступит не на второй, не на третий день занятий. Но однажды это придет. У ребенка будет восторг от ощущения полной свободы при игре. А это мощный стимул для дальнейшего совершенства своей игры, для более глубокого изучения инструмента и его возможностей. А возможностей у баяна – о-го-го.

Упражнение или гамма должна стать началом каждого занятия. Игра гамм на баяне – тема довольно деликатная. Преподавателю надо четко объяснить ученикам, для чего нужно играть гаммы. А самое главное – не отбить гаммами у детей желание учиться играть на инструменте. Мой совет: не перегружайте гаммами учебную программу своих учеников, чередуйте проигрывание гамм с другими разнохарактерными упражнениями. Их великое множество. И беглость пальцев они развивают ничуть не хуже гамм.

Развивая технику баяниста, нельзя забывать о том, что одновременно должна осуществляться работа по всем направлениям музыкального воспитания учеников. Особый акцент должен быть сделан на развитии метроритмического и интонационного слуха. Это тот фундамент, на котором строится весь процесс игры на баяне и других инструментах. Не надо забывать о том, что на начальной стадии обучения метроритмика и интонационный слух, мягко говоря, хромает у большинства учащихся. Без их развития не будет движения вперед.

Известно, что музыкальную мысль до слушателя доносит интонация. Чем точнее, выразительней интонация, тем более глубоко раскрывается композиторский замысел. Над выразительностью интонирования следует работать и в упражнениях, и в гаммах, и, тем более, в разучиваемых произведениях.

foto1765В последующих статьях мы еще неоднократно будем говорить об игре гамм, арпеджио, этюдов. Сегодня же еще раз хотелось подчеркнуть, что все эти специальные упражнения не должны носить чисто технический, механический характер. Играть на баяне их нужно также выразительно, вдохновенно, как и любое музыкальное произведение.

Источник

Гамма на баяне правой рукой

Автор: Спивачук Виктор Иванович

Организация: ДМШ N 3

Населенный пункт: Иркутская область, г.Иркутск

Гаммы на баяне с удовольствием.

Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme — по-французски, Tonleiter — по-немецки) — звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гамма, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского.

Считается, что технические упражнения и гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.

Как правило, на уроках сольфеджио все построения происходят на фортепианной клавиатуре, а кварто-квинтовый круг просто предлагают заучить. Баян же очень удачно устроен: на правой клавиатуре очень удобно строить интервалы и аккорды, а левая клавиатура построена по принципу кварто-квинтового круга. И, если ученик более-менее прилично знает расположение басов на левой клавиатуре, то и заучивать ничего не придется.

Начнем с количества знаков:

Находим ноту до. От нее мы будем играть гамму до мажор – в ней нет ни одного знака. Вверх от нее будут располагаться диезные тональности, вниз бемольные.

Поднимаемся на одну клавишу вверх – нота соль, от нее играем соль мажор с одним диезом фа.

Следующая нота ре, от нее играем ре мажор с двумя диезами фа и до.

Так мы поднимаемся до ноты до диез, от которой играем гамму до диез мажор с семью диезами.

Аналогично спускаемся вниз от ноты до. От ноты фа играем гамму фа мажор с одним бемолем си, далее от ноты си бемоль играем гамму си бемоль мажор с двумя бемолями си и ми. И так мы доходим до ноты фа бемоль, от которой мы можем сыграть фа бемоль мажор с семью бемолями (но скорее всего такие гаммы как до бемоль мажор и фа бемоль мажор мы заменим на энгармонически равные си и ми мажор).

Мы узнали как определить сколько знаков будет в той или иной гамме. Теперь давайте познакомимся, в какой последовательности добавляются знаки. А последовательность все та же – по кварто-квинтовому кругу.

Первый бемольси, поэтому последовательность та же, что и диезов только в обратном порядке, т.е. вниз от баса си по белым клавишам: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Всю эту информацию можно рассказать ученику за несколько минут, и потом в течение нескольких уроков закрепить.

Количество знаков в минорных гаммах определяется точно так же, только отсчет нужно вести от баса ля, т.к. в ля миноре нет ни одного знака.

Ну что ж с теорией мы разобрались, можно теперь перейти к исполнению. Я предлагаю вам методику выучивания гамм, которая появилась в результате многолетнего опыта моей работы. Достаточно будет уделять гаммам не более 5 минут каждый день и результат не заставит себя долго ждать. А игра гамм превратится ну если даже не в удовольствие, то, во всяком случае, перестанет быть долгим, тяжелым и неинтересным трудом.

Начнем традиционно с до мажора.

Теперь рассматриваем движение этих пальцев во время исполнения гаммы:

— второй палец с ноты соль на основном ряду двигается вверх на ноту ре и обратно, и напротив на вспомогательный ряд на ноту си и обратно;

— третий палец с ноты до на основном ряду двигается напротив на ноту ми на вспомогательном ряду и обратно;

— четвертый палец с ноты фа на основном ряду двигается напротив на ноту ля на вспомогательном ряду и обратно.

После того, как мы добьемся уверенного исполнения мажорной гаммы от ноты до вверх и вниз, можно пробовать исполнять мажорную гамму от других нот, т.к. все мажорные гаммы на левой клавиатуре исполняются по одинаковой схеме.

Переходим к исполнению гамм на правой клавиатуре.

Начнем с первого ряда с ноты до. От ноты до по белым клавишам до следующей ноты до, каждый палец по своему ряду. Добиваемся уверенного исполнения и передвигаемся на другие клавиши первого ряда: играем мажорную гамму от ля, ми бемоль, фа диез. Так как схема та же самая, то это не составит большого труда (только вначале попросите ученика не заглядывать на клавиатуру, а то вид других клавиш его будет сбивать). Параллельно учимся играть мажорную гамму двумя руками сначала от ноты до, затем от других нот первого ряда.

На втором и третьем рядах так же выучиваем сначала гаммы с наименьшим количеством знаков, а затем двигаемся на другие ноты этого же ряда. Потом так же начинаем играть двумя руками.

С мажорными гаммами мы разобрались. Давайте теперь поговорим о минорных.

Принцип выучивания минорных гамм такой же, как и мажорных: достаточно выучить уверенно по одной гамме с каждого ряда и затем просто переносить исполнение выученной схемы на другие клавиши этого ряда, т.е. всего нужно выучить три гаммы вместо двенадцати.

На первый взгляд кажется, что исполнение минорных гамм левой рукой сложнее и схема заметно отличается от мажорных гамм. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

Следующий вид – гармонический. От мелодического он отличается одним звуком: вместо ноты ля на вспомогательном ряду нужно сыграть пятым пальцем ля бемоль на основном ряду. Опять вспоминаем наше упражнение, его нужно сыграть два раза подряд – сначала от ноты до (до, ре, ми бемоль) и второй раз от ноты фа (фа, соль, ля бемоль), и добавить си на вспомогательном ряду вторым пальцем, получился гармонический вид.

(Я умышленно не называю повышенные ступени ля бекар и си бекар, чтобы было больше ассоциаций с до мажором)

После того, как мы научились уверенно играть гармонический вид в восходящем и нисходящем движении, можно переходить к исполнению натурального вида. Здесь нужно изменить еще одну ноту – вместо си нужно играть си бемоль четвертым пальцем на основном ряду. Лучше начинать игру с восходящего движения, т.к. до ноты ля бемоль мы уже знаем как играть (в гармоническом виде) и после этого остается добавить еще си бемоль и тоника. Добившись уверенного исполнения в восходящем движении, отрабатываем нисходящее.

А теперь возвращаемся к мелодическому виду и играем весь вид целиком – вверх (с повышенными ступенями) и вниз натуральный.

Ну вот как видите не все так страшно. Всего нам пришлось уверенно выучить одну мажорную и одну минорную (три вида) левой рукой, а правой три мажорных и три минорных. И, когда вы начнете работать над гаммами (обычно это происходит во втором классе), то за первое полугодие сможете выучить двумя руками все мажорные гаммы, а за второе полугодие все минорные.

Все, что здесь говорилось о выучивании гамм, относится и к выучиванию арпеджио и аккордов. В дальнейшем, чтобы разнообразить работу над гаммами, можно добавить штриховое, динамическое и ритмическое разнообразие.

Пробуйте, у вас все получится, желаю успехов.

Источник

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ГАММЫ, АРПЕДЖИО, УПРАЖНЕНИЯ

Надо сказать, что работа над развитием технических навыков учащихся не всегда еще соответствует новым требованиям, связанным с подготовкой баянистов-исполнителей высшей квалификации. К сожалению, общепринятые нормы требований по техническому развитию почти целиком базируются на определении количества, а не качества. Отсутствие ясно сформулированных целей, недооценка значения работы над гаммами, упражнениями — еще чрезвычайно распространены. Значение же такой работы огромно и состоит прежде всего в развитии, укреплении и поддержании в необходимой форме мышечного аппарата исполнителя.

Игнорирующим повседневную кропотливую работу по упражнению мышц следует помнить, что их техническое развитие будет замедлено, рука будет слабой. Из-за вялости мышц в дальнейшем исполнительская деятельность может быть чрезвычайно затруднена. Отсутствие тренировки мышц хотя бы один день уже заметно сказывается на состоянии исполнительского аппарата, а после трех- пятидневного перерыва пальцы будут двигаться с трудом. Работать над гаммами, упражнениями может менее интенсивно только тот, кто по роду своей деятельности каждый день в течение нескольких часов занят непосредственно исполнительством (оркестранты, аккомпаниаторы и т. п.).
Отсутствие должной тренировки мышечного аппарата значительно снижает эффективность и повседневной учебной работы. Из-за неправильно понятой экономии времени большинство учащихся начинает свою домашнюю работу непосредственно с пьес. Но «сэкономив» минуты, они теряют часы, так как вялые мышцы делают пальцы малоподвижными. Начиная занятие, такие ученики обычно с удивлением отмечают, что хорошо проработанная вчера пьеса сегодня «не выходит». Работу над ней приходится начинать сначала. Ежедневно разыгрываясь на пьесах, ученик, естественно, постепенно теряет к ним интерес. Они «забалтываются» и в результате оставляются, не доведенные до конца.

То же можно сказать и об уроке. Эффективной работа может быть только в том случае, если ученик разыгрался непосредственно перед уроком. Если же он этого не сделал, педагог должен начать урок с технических упражнений. Для этого целесообразно иметь специально составленный небольшой комплекс, включающий наиболее полезные на данном этапе обучения виды гамм, арпеджио и упражнений.
Нельзя согласиться с теми, кто считает, что техническое развитие может быть успешным в результате работы только над пьесами. В этом случае развитие выносливости, укрепление мышц не будет достаточным, так как в большинстве музыкальных произведений фактура постоянно меняется, что исключает более или менее продолжительное применение одного и того же исполнительского приема. Чисто же моторных пьес, как известно, вообще мало, и в репертуаре учащихся они занимают незначительное место.
Здесь нужно сказать, что многие оригинальные этюды для баяна, появившиеся в последнее время, не подчинены настойчивому решению каких-либо определенных технических задач. В этом отношении этюды Черни нужно считать пока непревзойденными и для баяна. Они представляют собою почти единственный материал и для развития левой руки баяниста.

Таким образом, общее значение работы над гаммами, упражнениями сводится к развитию двигательного аппарата. Однако это развитие должно производиться одновременно с приспособлением к особенностям звукоизвлечения на данном инструменте. Сложившаяся практика работы баянистов над гаммами, арпеджио заимствована у пианистов и не отражает в достаточной мере специфику инструмента. Различное же устройство клавиатур фортепиано и баяна обуславливает и различные методы их освоения.
Разница состоит в том, что у пианистов сочетание белых и черных клавиш создает особые аппликатурные закономерности для каждой тональности, несмотря на то, что порядок чередования пальцев часто сохраняется. Так, при одинаковой аппликатуре в гамме Соль мажор 1-й (большой) палец под-кладывается на IV ступень после белой, а в Ре мажор после черной клавиши, что совсем не одно и то же. Эта особенность вызывает необходимость обязательного прохождения всех гамм и приспособления игровых движений к особенностям их аппликатуры. Поэтому изучение гамм для пианистов — дело нелегкое, требующее значительных усилий в течение длительного времени.
Другое дело баян. Трехрядное строение его правой клавиатуры дает возможность исполнения всех гамм того или иного вида только тремя аппликатурными последовательностями. Все гаммы распадаются на три группы: в первой тоника расположена на первом ряду клавиатуры, во второй — на втором, в третьей — на третьем, причем расположение тонов (ступеней) гаммы на клавиатуре внутри каждой такой группы совершенно одинаково. Если учащийся хорошо усвоил аппликатурные закономерности, например гаммы До мажор, он в одинаковой мере уже знает и закономерности аппликатуры мажорных гамм Ля, Фа-диез, Ми-бемоль.

Аналогичным образом исполняются гаммы и в двух других группах. Устройство же левой клавиатуры баяна в этом отношении вообще уникально: все гаммы, арпеджио (одного вида, конечно) исполняются одной и той же аппликатурой.
Таким образом, приспособление исполнительского аппарата баяниста к гаммам исчерпывается прохождением трех мажорных (До, Соль, Фа) и параллельных им минорных (мелодических и гармонических) гамм. Работа над остальными гаммами уже не дает в этом отношении ничего нового и обычно подчиняется развитию теоретической ориентации в них и воспитанию слуховых ощущений окраски их звучания.
Наличие аппликатурных штампов создает баянистам известные затруднения. При исполнении гамм они невольно руководствуются не количеством знаков в данной тональности, а аппликатурным эталоном, применяемым в соответствующей группе. Естественно, что, исполняя гамму Фа-диез мажор и думая в это время о До мажоре, никаких навыков ориентации в Фа-диез мажоре и развития слуховых ощущений окраски тональности достигнуть невозможно. Достижение этих целей станет возможным лишь тогда, когда исполнение гаммы будет совершенно оторвано от аппликатурного штампа.
Весьма полезным будет исполнение гаммы, арпеджио перед началом работы над каждой пьесой, этюдом в их тональностях, при внимательном, осознанном произнесении каждого звука. Сначала можно сыграть гамму в одну октаву медленно, называя ее ступени, а затем перейти к более быстрому темпу. Если к этому добавить хотя бы кратчайший гармонический анализ произведения в меру теоретической подготовки учащегося, то последнему будет дана та настройка, которая значительно облегчит работу над произведением и явится вкладом в развитие его теоретической ориентировки в данной тональности и слуховых ощущений ее окраски.
Таковы основные общие задачи, которым должна быть
подчинена работа над гаммами.

Гаммы, арпеджио, упражнения следует использовать и как средство приобретения исполнительских навыков, свойственных тому или иному этапу обучения. К ним можно отнести:
а) освоение клавиатур. Приспособление движения рук для звукоизвлечения в разных регистрах (в середине, вверху, внизу клавиатур). Вырабатывая эти навыки в правой руке,
следует постепенно подойти к постоянному исполнению гамм в 4 и 3 октавы;
б) ведение меха. Тренируясь в этом направлении, нужно исполнять гаммы целыми нотами, половинными, четвертями и восьмыми на определенное его движение;
в) овладение основными штрихами (легато, стаккато и т. п.). При этом следует добиваться одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой краткости и четкости их
в стаккато. Одинаковыми должны быть также протяженность и характер соединения звуков, исполняемых правой и левой рукой одновременно;
г) овладение рациональными движениями пальцев. Оно достигается обеспечением полной свободы, а следовательно, и полного покоя незанятых пальцев и наименьшего, ритмич-
ного движения пальцев, занятых звукоизвлечением. Следует еще раз подчеркнуть особую важность этого пункта, так как излишние движения в той или иной мере характерны для подавляющего большинства учащихся;
д) овладение основными динамическими оттенками. Это
позволяет не только добиться звучания той или иной силы,
но и познакомиться с динамическими возможностями инструмента. Динамику следует понимать не как какой-либо эталон, а в сравнении, как степень контрастности, возможной на данном инструменте. Для этого гаммы играют различными комбинациями основных динамических оттенков (рр, р, f, ff)
без крешендо или диминуэндо по 8 нот восьмыми или по 6 триолями соответственно в 4 и 3 октавы (можно рр, р, mf, f или f, mf, р, рр и т. п.).
После этого следует перейти к отработке крешендо и диминуэндо от рр к ff, от р к f и т. д.;
е) развитие координации рук в связи с исполнением полиритмии. Исполняются гаммы в 3 октавы: в правой — триоли из восьмых, в левой — восьмые, и наоборот. Так же квартоли
и т. д.;
ж) развитие беглости. Достигается исполнением гамм
в неизменном темпе четвертями, восьмыми, триолями из восьмых, шестнадцатыми, секстолями из них, тридцать вторыми— двумя руками. А также в правой шестьдесят четвертыми, в левой — шестнадцатыми в 4 октавы.
Задачи развития ощущения метрической пульсации требуют исполнения всех видов гамм только в определенном размере с обязательным правильным соотношением сильных и
слабых долей.
Эффективное развитие исполнительских навыков невозможно без применения разумной аппликатуры гамм. Следует сказать, что применение аппликатуры левой руки в мажорных гаммах (2—1—2в — 3—1—Зв — 1в — 2), рекомендованной Аз. Ивановым, вообще нецелесообразно, а иногда и вредно. Применение ее допустимо лишь при коротком мизинце или очень короткой руке. Целесообразность аппликатуры при игре гамм определяется не наибольшей доступностью, а наибольшей полезностью. Применение указанной аппликатуры в пьесе вполне возможно, так как там задача сводится к тому, чтобы сыграть данный оборот или пассаж в нужном темпе. Задачей же гаммы является развитие двигательного аппарата, стремление «подтянуть» наиболее слабые звенья к сильным. Приведенная выше аппликатура не отвечает таким требованиям, так как она игнорирует 4-й палец. Кроме того, ее применение часто приводит к тому, что мизинец подгибается и отводится почти за пределы клавиатуры, нарушая естественность постановки всей левой руки.
Более целесообразной будет такая аппликатура: 3—1 — Зв — 4 — 2 — 4в — 2в — 3. Этот вариант обеспечивает занятость всех пальцев, логическое их чередование (через клавишу, значит и через палец) и обеспечивает правильную постановку руки.
В минорных гаммах удобнее такая аппликатура: в гармонических: 4в — 2в — 3— 1— Зв — 4— 1в — 4в, в мелодических: 4в—2в—3— 1 —Зв—2в— 1 в—4в.
В нисходящем движении аппликатура мелодической гаммы полностью соответствует мажорной (параллельной), благодаря чему избегается противоестественное движение 3-го пальца от 2-го в сторону мизинца через клавишу (если играть ля 2-м, а соль— 3-м пальцами) е1
Важно остановиться на аппликатуре хроматической гаммы:

s govorushko2 15

Преимущество аппликатуры а, по сравнению с бытующими в практике, состоит в отсутствии скрытого скачка перед исполнением двух полутонов, расположенных на вспомогательном ряду клавиатуры. Обычно последовательность соль— соль-диез —ля исполняется так: 3—1в—Зв, в результате чего 3-й палец вынужден делать скачок с ноты соль на основном к ля на вспомогательном ряду через один промежуточный звук, что мы и называем скрытым скачком. В приведенной здесь аппликатуре такой скачок отсутствует.
Еще более удобна аппликатура варианта б. Вместо двух малых секунд, исполняемых обычно на вспомогательном ряду и требующих большого растяжения 1-го — 3-го пальцев, в этом варианте только одна. Такая аппликатура позволяет добиться весьма быстрого темпа при исполнении этой гаммы.
Для развития исполнительских навыков немаловажное значение имеет аппликатура гамм двойными нотами (правая рука).
Терции:

s govorushko2 16

Предложенная аппликатура терций является примерной и может быть изменена в зависимости от особенностей строения исполнительского аппарата учащегося. Не следует лишь злоупотреблять сочетанием большого — 4-го пальцев, так как из-за малой мензуры инструмента оно может вызвать болевые ощущения в большом пальце и последующее напряжение кисти.
При исполнении терций без большого пальца следует добиваться единого качества связности тонов терций с соседними звуками на правой, а также и на левой клавиатурах. Часто же учащиеся прикрывают неудовлетворительное соединение тонов правой руки связным исполнением одноголосия левой.
Сексты:

s govorushko2 17

Напомним, что особенность аппликатуры секст состоит в том, чтобы избежать перенесения пальца через ряд клавиатуры при исполнении соседних тонов (даже при отсутствии возможности ведения верхнего голоса разными пальцами).
Применение одного и того же пальца на-соседних ступенях допускается лишь при условии, что другой голос ведется в это время разными пальцами. Исполнение» соседних ступеней одинаковыми пальцами в обоих голосах одновременно крайне нежелательно.
Работа над гаммами ограничивает развитие навыков сферой поступенного одно-, двух- и, реже, трехголосного движения. Поэтому арпеджированные, аккордовые, скачкообразные движения должны составлять сущность упражнений, а также этюдов.
В работе над арпеджированным движением наиболее важно достижение непрерывного, одинакового легато. Для этого четные ритмические фигуры рекомендуется исполнять как нечетные и наоборот.

s govorushko2 18

Характер упражнений и этюдов должен согласовываться с определенными исполнительскими задачами, подчиняться им. В качестве примера приводим здесь упражнения на развитие координации мышечных движений:

s govorushko2 19

s govorushko2 20

В упражнениях с широким растяжением пальцев учитываются особенности строения мышц, поэтому исполнение их возможно только в указанном виде.
Приведем ряд других упражнений для работы над приобретением некоторых из названных выше исполнительских навыков.
1. Освоение длительностей (смена движения меха на тактовой черте):

s govorushko2 21

Приведенный комплекс изучается сначала правой рукой (по частям или целиком), затем левой, а к концу первого года обучения обеими руками вместе. Основной прием здесь — легато, однако на четвертях и восьмых уже возможно и стаккато.
При завершении работы необходимо добиться:
а) приемлемой смены меха;
б) сохранения единого темпа;
в) одинаково связного соединения всех тонов в легато,
ровного и острого исполнения стаккато;
г) отсутствия напряженности в кисти и излишних движений в пальцах;
д) соблюдения метра.
Комплекс можно исполнять в тональностях До, Соль, Фа мажор.

2. Ознакомление с основными штрихами и ритмическими рисунками:

s govorushko2 22

Этот комплекс или его часть может исполняться на втором году обучения. В подобном виде может успешно применяться и позже в минорных гаммах, гаммах двойными нотами, а также 2-м, 3-м, 4-м пальцами. Наиболее важным здесь является снятие лиг, которое должно быть определенным и в то же время мягким. При исполнении звука, на котором заканчивается лига, палец не «срывается» с клавиши, а снимается с той же скоростью, с какой опускался на нее. К этому комплексу полностью относятся также все требования, перечисленные только что в связи с первым комплексом.
. Исполняется комплекс двумя руками. Качество связности и отрывистости в левой руке должно быть таким же, как в правой.
3. Развитие беглости:

s govorushko2 23

s govorushko2 24

Основная задача в третьем комплексе — сохранение единого темпа. Смена направления меха в триольном ритме — через шесть или двенадцать ступеней, а во всех остальных — через восемь — шестнадцать.
Необходимо предупредить появление излишних движений пальцев, для чего каждый такт играть как бы одним движением кисти, без замаха на каждую клавишу. Весьма полезным будет исполнение данного комплекса 2-м, 3-м и 4-м пальцами, а также в гармоническом миноре.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • гамма кто это в отношениях
  • гамма колор рус инн