5 интересных фактов о фильме «Отпуск за свой счёт»
Роль Кати Котовой сценарист писал для актрисы Евгении Симоновой, но у режиссёра было своё видение героини, и он утвердил Любовь Руденко. Она уже работала с партнёром по фильму Игорем Костолевским в одном театре, поэтому их дуэт на пробах сложился очень гармонично. Но когда Руденко уже учила роль и готовилась вылетать на съёмки в Венгрию — ей отказали. Оказалось, что «сверху» отдали распоряжение снять в главной роли приглянувшуюся кому-то в фильме «Тростинка на ветру» Ольгу Мелихову. Сама девушка об этом не знала и не понимала, почему к ней так враждебно относятся коллеги. Карьера актрисы не сложилась — в 1988 году она сыграла Зину в «Собачьем сердце» и ушла из профессии.
Из Будапешта вся съёмочная группа везла подарки близким. Популярность актёров играла им на руку. Так, например, таможенники закрыли глаза на негабаритный груз в виде 5-метрового ковра только потому, что его везла Людмила Гурченко.
«Отпуск за свой счёт», к/с «Мосфильм», 1981, реж. В. Титов, Я. Буйтош
На съёмках фильма Игорь Костолевский познакомился со своей будущей женой Еленой Романовой — по иронии судьбы она играла невесту его героя. А вот ещё одна пара из фильма — Миклош Калочаи и Виктория Байза — на момент съёмок уже были женаты. Виктория сыграла Магду в эпизоде, а у Калочаи была первая большая работа в кино. Однако, в родной Венгрии об этой роли почти никто не узнал — фильм показали всего один раз.
В фильме снимался Михаил Боярский — он играл знаменитого артиста, друга главного героя, но накануне премьеры был опубликован фельетон о легкомысленных и жаждущих наживы актёрах, которые помимо съёмок дают музыкальные концерты. В их числе был Михаил Боярский, и глава Гостелерадио приказал актёра из фильма вырезать. Сцены с его участием сохранились только в венгерской версии.
«Отпуск за свой счёт», к/с «Мосфильм», 1981, реж. В. Титов, Я. Буйтош
В изначальной версии фильма главная героиня остановила свой выбор на Ласло. Однако, чиновники Госкино сочли, что советская девушка не должна предпочесть венгра советскому молодому человеку, и потребовали переозвучить концовку.
«Отпуск за свой счёт», к/с «Мосфильм», 1981, реж. В. Титов, Я. Буйтош
За кадром фильма «Отпуск за свой счет»
Со времени съемок этого фильма прошло уже почти 40 лет, а он до сих пор не теряет популярности у зрителей. Легкая лирическая комедия совместного производства СССР и Венгрии, где в центре сюжета была история очаровательной провинциалки, отправившейся на поиски своей любви, в начале 1980-х гг. никого не оставила равнодушным. Вот только зрители не подозревали, что настоящие страсти разгорелись за кадром фильма: актрисе, утвержденной на главную роль, съемочная группа устроила бойкот, сцены с Михаилом Боярским пришлось вырезать, а экранный роман Игоря Костолевского перерос в 20-летний брак…
На главную роль – непосредственной провинциалки Кати Котовой, которая должна была превратиться в финале из невзрачной простушки в эффектную красавицу – утвердили 20-летнюю актрису Ольгу Мелихову. И это стало причиной громкого скандала на съемках и конфликта режиссера и сценариста. Драматург и сценарист Валентин Азерников писал эту роль для другой актрисы – Евгении Симоновой. На его взгляд, ее перевоплощение из простушки в красавицу выглядело бы на экранах вполне убедительно, а вот утвержденная актриса, по его мнению, так и не справилась с этой задачей. «Надо было взять актрису красивую и сделать её некрасивой в первой серии. Плохо причесать, плохо одеть. А потом в конце она выходит и все: «Ах!» А здесь «ах!» не получилось», – говорил сценарист.
Любовь Руденко в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
Режиссер Виктор Титов видел в главной роли другую актрису – 22-летнюю красавицу Любовь Руденко. Для выпускницы ГИТИСа эта работа должна была стать первой главной ролью в кино, и она возлагала на нее большие надежды. Решение о ее утверждении уже подписал директор «Мосфильма», и вдруг ее сняли с роли. Звонком «сверху» режиссера настоятельно попросили без проб и репетиций взять на главную роль Ольгу Мелихову. Любови Руденко достался в итоге лишь небольшой эпизод, правда, ей посчастливилось сыграть в одной сцене вместе со звездами – Людмилой Гурченко и Александром Ширвиндтом. Впоследствии у нее было множество ярких ролей в кино, но на долгие годы актриса затаила обиду на свою соперницу.
Ольга Мелихова в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
Людмила Гурченко в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
Вот только сама Ольга Мелихова ни о чем не подозревала. До этого юная актриса успела сняться всего в одном фильме – «Тростинка на ветру», и кому-то из партийного руководства она очень приглянулась в этой роли. Ольга даже не знала о том, что стала чьей-то протеже, и не понимала, как попала на съемки. Конечно, актриса была очень удивлена и расстроена тем, что практически вся съемочная группа устроила ей бойкот. К счастью, Людмила Гурченко взяла дебютантку под свою опеку, и во многом благодаря ее советам и заступничеству Ольге Мелиховой удалось справиться с напряжением и блестяще исполнить свою роль.
Игорь Костолевский в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
А вот главная мужская роль досталась одному из самых популярных советских актеров, которого называли главным сердцеедом в мире кино, – Игорю Костолевскому. В начале 1980-х гг. он пребывал в зените славы – всесоюзную популярность ему принесли фильмы «Звезда пленительного счастья», «И это все о нем», «Безымянная звезда», «Гараж» и «Тегеран-43». После всех этих ролей за ним закрепилось амплуа романтического героя, без труда покоряющего женские сердца. Это действительно удавалось ему с легкостью и в кадре, и за кадром – по нему тогда вздыхали и актрисы, и зрительницы.
Елена Романова (слева) и Игорь Костолевский в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
На тот момент Костолевский не был женат. Но на съемках фильмах встретил девушку, которая заставила его распрощаться со статусом холостяка. Актриса Елена Романова, сыгравшая в фильме невесту его героя, вскоре и в реальной жизни стала невестой, а затем и женой актера. Их роман развивался на глазах у всей съемочной группы. Позже актриса вспоминала: «Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы не разлучались. Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно на него не похож. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на десять лет. Он сделал мне предложение. Я возвращалась домой со съемок и размышляла, как же сказать маме, что хочу выйти замуж за актера Костолевского?».
Игорь Костолевский и Елена Романова
Для 23-летней выпускницы Щукинского училища это была одна из первых ролей в кино, которая стала судьбоносной и в ее профессиональной, и в личной жизни. На тот момент у нее был жених-иностранец, но ради Костолевского она разорвала с ним отношения, а позже вслед за мужем ушла из Театра сатиры в Театр В. Маяковского. Игорь Костолевский и Елена Романова прожили вместе почти 20 лет, у них родился сын Алексей. Никто не верил в то, что этот брак продлится так долго, но актер оказался образцовым мужем и отцом.
Актриса Елена Романова
Так продолжалось до тех пор, пока он не встретил французскую актрису Консуэло де Авиланд. Ради нее он оставил семью. Для Елены это стало страшным ударом, с которым она так и не смогла смириться. Сын тоже не мог простить отца и даже перестал с ним общаться. Только спустя годы им удалось наладить общение. Актерская карьера Елены Романовой не сложилась – сын болел, и она была вынуждена отказываться от предложений режиссеров. Уже более 15 лет актриса не снимается в кино. Сегодня она говорит: «Пусть наш брак разорван, и у Игоря сейчас новая семья, но точно знаю, что мы были счастливы в браке. После развода были претензии и обоснованные обиды, но мы смогли всё это пережить без особых потерь».
Игорь Костолевский и Консуэло де Авиланд
В фильме «Отпуск за свой счет» снимался и еще один любимец советских зрителей – Михаил Боярский. Правда, на экранах его тогда так и не увидели. Он сыграл друга главного героя, знаменитого артиста, но все сцены с ним сохранились только в венгерской версии фильма. Дело в том, что как раз накануне премьеры фильма в газете «Правда» был опубликован фельетон, где автор высмеивал и порицал жаждущих наживы актеров, которые помимо съемок давали музыкальные концерты. В этом тогда видели алчность и легкомысленность. В числе этих актеров оказался и Михаил Боярский, и по приказу главы Гостелерадио из советской версии фильма вырезали все сцены с участием актера.
«Отпуск за свой счет»
Помните такой фильм? Пересмотрела на днях. Вторую серию. Ту, что про Будапешт.
Простая советская девушка Катя из Верхнеярска влюбляется в красавца Костолевского и идет за ним по планете, сметая на пути все преграды – в Москву, так в Москву, в Будапешт, так в Будапешт.
Это 1981 год. В Венгрии – «гуляш-социализм», в СССР – тоже социализм… Что воевали по разные стороны фронта, уже забыли. Теперь – сплошное социалистическое сотрудничество, и маленькая Венгрия с удовольствием поставляет для бесконечных дорог Советского Союза свои «Икарусы».
Юра (Игорь Костолевский) и Ласло (Миклош Калочаи) эти «Икарусы» как раз и испытывают (Костолевский хмурит брови очень убедительно, постукивая какой-то железякой по чему-то там в недрах автобуса).
Любовная-то история банальная. Но ведь в кино – Будапешт!
Складывается это киношный Будапешт из отдельных штрихов, и они довольно выразительные. Показан только советский Будапешт, и я даже не о панорамах новостроек, которые у любого советского зрителя должны были вызвать ощущение «своего», «обычного» – таких новостроек, прямоугольных коробок, от Северодвинска до Комсомольска, не пересчитать. А о том, какие как продемонстрированы главные достопримечательности.
Показана статуя «Освобождение», тогда еще с бронзовым советским солдатом, вот он внизу, у постамента («это ж мы их освободили»).
Показано здание Парламента – с высоты птичьего полета, сверху. Зритель смотрит на его купол и видит главное – коммунистическую пятиконечную звезду на шпиле. Это венгерский оператор за десять лет до того снимал Парламент так, что звезда-то вроде есть, но легко представить, что ее нет, а тут – все всерьез: соцлагерь так соцлагерь.
Был у меня диалог с туристами:
— А что, разве Венгрия на входила тогда в состав СССР?
И не успела я удивиться, как вопрос был уточнен и продолжен:
— Ну, как одна из шестнадцати республик?
Будапешт, как я тут твержу на каждой странице, вообще-то интересен прежде всего невероятной концентрацией «прекрасной эпохи», не следов ее, а именно сплошной городской среды, где убери с улиц современные автомобили – и впору встречать императора Франца Иосифа. Лучше, конечно, Елизавету. Но фильм ни об императоре, ни об императрице не знает. Нет ни Королевского дворца, ни Оперы, ни базилики святого Иштвана.
Церковь Матьяша, правда есть, со свежей разноцветной черепицей – из-за Хилтона выглядывает. Но героев она ни в малейшей степени не интересует. У них у самих такого – сколько хочешь.
Любопытно, ставили там, на Рыбацком бастионе, столики в 1980-е?
Рыбацкий бастион хорош тем, что оттуда открывается великолепный вид на Пешт и на Дунай. Затем и строили. Но в фильме эти виды ни командированного Юру, ни местного Ласло, ни девушку из Верхнеярска не привлекают. И оператора совершенно не интересуют. Зрителю же – и знать не надо.
Вот и я не знала, когда фильм этот в 1980-х смотрела. (А вам зачем?).
Героиня (Ольга Мелихова) – девушка, конечно, своебразная. Да что там – просто влюбленная. Она вообще ничего вокруг себя не видит, кроме «Юры».
Но я не о ней.
Фильм показывает Будапешт с точки зрения туриста. Отчасти это оправдано: Катя приезжает в Венгрию в составе тургруппы.
Пожалуй, это такой специальный туристический взгляд – правильный, советский. Знакомство с Будапештом в рамках такой поездки от знакомства с ним же посредством передачи «Клуб кинопутешественников» отличается только наличием дискотеки.
С Сенкевичем-то, Юрием Александровичем, не потанцуешь, а тут – пожалуйста.
В остальном – это именно взгляд через «посредника». Через экран телевизора, через окно автобуса, через объяснения экскурсовода.
Панорама горы Геллерт со статуей – то, чего турист в живой прогулке не увидит, он не птица. В настоящей прогулке он лез бы туда пешком, по тропинке, останавливался бы передохнуть, проклинал бы себя за эту затею – сверху посмотреть на город. Или искал бы подходящий маршрут общественного транспорта – ага, по-венгерски. А так ему быстро и бесхлопотно показали красивый вид на город.
Чего, в самом деле, ехать куда-то, идти. На экране и так все видно.
Туристам в автобусе гид рассказывает про Будапешт. Что рассказывает – не знаю (а было бы интересно сопоставить). Но единственная реплика, долетающая до зрителя фильма – о том, что слово «Пешт» имеет славянские корни («наши люди!»).
Это даже не колониальный взгляд.
Это какая-то нерассуждающая уверенность, что на свете есть «мы» – правильные и самые-самые, а все остальные – или враги, или такие «младшие братья», недоросли, с которыми можно разговаривать свысока, осчастливливая самим фактом того, что – разговаривают.
Враги в фильме не мельтешат, чай, не 1950-е. Но подразумеваются. Как напряглась сопровождающая группы, когда безбашенная Катя собиралось, мило кокетничая, принять в подарок от западной фирмы несуществующий в Советском Союзе прибор! От западной фирмы! Они тут, враги, они только и ждут, чтобы нанести удар… Впрочем, беспокоится она, конечно, за себя, а не за судьбу социалистической экономики – и как только прибор оказывается в руках Юры, о «неправильности» такого подарка все забывают: взял? Ну, пусть сам и расхлебывает.
Друзья… Официально венгры – друзья. Только сделан фильм так, чтобы ничегошеньки венгерского на экран не попало. Разве что язык. Язык тут такой, что не заметить невозможно. Но своего мнения, своей истории, своей позиции этим «друзьям» не полагается. Венгры в фильме – такие же советские люди, только говорят не по-нашему. Не умеют. Да и кто их слушать станет?
Может, поэтому третий главный герой, Ласло, с которым у Кати в итоге и получится любовь, весь фильм помалкивает? А то ведь, не дай бог, ляпнет что-нибудь – тут и историю российско-венгерских отношений задевать рискованно, и об ассортименте магазинов лучше промолчать (Джинсы – быть!).
Вообще-то есть в этом фильме что-то антисоветское. Приехавшие в Будапешт туристы из СССР – честное слово, просто карикатура, пародия на нормальных людей. Взрослые дяди и тети по поведению – несовершеннолетние. Вывезли их на экскурсию, рассказали что-то, что сочли нужным, дали чуть-чуть попрыгать на дискотеке, под присмотром руководства.
В автобусе они поют хором песенку про крокодила Гену. Хором смеются. С удовольствием слушают тетю-экскурсовода.
Вопросов не задают.
А уж как послушны… Не знаю, что там рассказывает гид советским туристам про монумент на площади Героев. Авторы сочли, что зрителям этого знать не обязательно (А вам зачем, товарищ?). Уж точно не о том, почему в композиции, посвященной празднованию Тысячелетия Венгрии в 1896 году, среди фигур правителей страны демонстративно отсутствуют все императоры-Габсбурги (Опять интересуетесь? Странные у вас интересы… не наши).
Зато звучит в этом эпизоде незабываемый голос Гурченко: «Кучнее, товарищи, кучнее! Внимание на экскурсовода, товарищи!»
И они сбиваются в кучку кучнее, как велели, и коллективно слушают экскурсовода.
«Отпуск за свой счет»
Со времени съемок этого фильма прошло уже почти 40 лет, а он до сих пор не теряет популярности у зрителей. Легкая лирическая комедия совместного производства СССР и Венгрии, где в центре сюжета была история очаровательной провинциалки, отправившейся на поиски своей любви, в начале 1980-х гг. никого не оставила равнодушным. Вот только зрители не подозревали, что настоящие страсти разгорелись за кадром фильма: актрисе, утвержденной на главную роль, съемочная группа устроила бойкот, сцены с Михаилом Боярским пришлось вырезать, а экранный роман Игоря Костолевского перерос в 20-летний брак…
На главную роль – непосредственной провинциалки Кати Котовой, которая должна была превратиться в финале из невзрачной простушки в эффектную красавицу – утвердили 20-летнюю актрису Ольгу Мелихову. И это стало причиной громкого скандала на съемках и конфликта режиссера и сценариста. Драматург и сценарист Валентин Азерников писал эту роль для другой актрисы – Евгении Симоновой. На его взгляд, ее перевоплощение из простушки в красавицу выглядело бы на экранах вполне убедительно, а вот утвержденная актриса, по его мнению, так и не справилась с этой задачей. «Надо было взять актрису красивую и сделать её некрасивой в первой серии. Плохо причесать, плохо одеть. А потом в конце она выходит и все: «Ах!» А здесь «ах!» не получилось», – говорил сценарист.
Любовь Руденко в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
Режиссер Виктор Титов видел в главной роли другую актрису – 22-летнюю красавицу Любовь Руденко. Для выпускницы ГИТИСа эта работа должна была стать первой главной ролью в кино, и она возлагала на нее большие надежды. Решение о ее утверждении уже подписал директор «Мосфильма», и вдруг ее сняли с роли. Звонком «сверху» режиссера настоятельно попросили без проб и репетиций взять на главную роль Ольгу Мелихову. Любови Руденко достался в итоге лишь небольшой эпизод, правда, ей посчастливилось сыграть в одной сцене вместе со звездами – Людмилой Гурченко и Александром Ширвиндтом. Впоследствии у нее было множество ярких ролей в кино, но на долгие годы актриса затаила обиду на свою соперницу.
Ольга Мелихова в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
Людмила Гурченко в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
Вот только сама Ольга Мелихова ни о чем не подозревала. До этого юная актриса успела сняться всего в одном фильме – «Тростинка на ветру», и кому-то из партийного руководства она очень приглянулась в этой роли. Ольга даже не знала о том, что стала чьей-то протеже, и не понимала, как попала на съемки. Конечно, актриса была очень удивлена и расстроена тем, что практически вся съемочная группа устроила ей бойкот. К счастью, Людмила Гурченко взяла дебютантку под свою опеку, и во многом благодаря ее советам и заступничеству Ольге Мелиховой удалось справиться с напряжением и блестяще исполнить свою роль.
Игорь Костолевский в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
А вот главная мужская роль досталась одному из самых популярных советских актеров, которого называли главным сердцеедом в мире кино, – Игорю Костолевскому. В начале 1980-х гг. он пребывал в зените славы – всесоюзную популярность ему принесли фильмы «Звезда пленительного счастья», «И это все о нем», «Безымянная звезда», «Гараж» и «Тегеран-43». После всех этих ролей за ним закрепилось амплуа романтического героя, без труда покоряющего женские сердца. Это действительно удавалось ему с легкостью и в кадре, и за кадром – по нему тогда вздыхали и актрисы, и зрительницы.
Елена Романова (слева) и Игорь Костолевский в фильме *Отпуск за свой счет*, 1981
На тот момент Костолевский не был женат. Но на съемках фильмах встретил девушку, которая заставила его распрощаться со статусом холостяка. Актриса Елена Романова, сыгравшая в фильме невесту его героя, вскоре и в реальной жизни стала невестой, а затем и женой актера. Их роман развивался на глазах у всей съемочной группы. Позже актриса вспоминала: «Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы не разлучались. Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно на него не похож. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на десять лет. Он сделал мне предложение. Я возвращалась домой со съемок и размышляла, как же сказать маме, что хочу выйти замуж за актера Костолевского?».
Игорь Костолевский и Елена Романова
Для 23-летней выпускницы Щукинского училища это была одна из первых ролей в кино, которая стала судьбоносной и в ее профессиональной, и в личной жизни. На тот момент у нее был жених-иностранец, но ради Костолевского она разорвала с ним отношения, а позже вслед за мужем ушла из Театра сатиры в Театр В. Маяковского. Игорь Костолевский и Елена Романова прожили вместе почти 20 лет, у них родился сын Алексей. Никто не верил в то, что этот брак продлится так долго, но актер оказался образцовым мужем и отцом.
Актриса Елена Романова
Так продолжалось до тех пор, пока он не встретил французскую актрису Консуэло де Авиланд. Ради нее он оставил семью. Для Елены это стало страшным ударом, с которым она так и не смогла смириться. Сын тоже не мог простить отца и даже перестал с ним общаться. Только спустя годы им удалось наладить общение. Актерская карьера Елены Романовой не сложилась – сын болел, и она была вынуждена отказываться от предложений режиссеров. Уже более 15 лет актриса не снимается в кино. Сегодня она говорит: «Пусть наш брак разорван, и у Игоря сейчас новая семья, но точно знаю, что мы были счастливы в браке. После развода были претензии и обоснованные обиды, но мы смогли всё это пережить без особых потерь».
Игорь Костолевский и Консуэло де Авиланд
В фильме «Отпуск за свой счет» снимался и еще один любимец советских зрителей – Михаил Боярский. Правда, на экранах его тогда так и не увидели. Он сыграл друга главного героя, знаменитого артиста, но все сцены с ним сохранились только в венгерской версии фильма. Дело в том, что как раз накануне премьеры фильма в газете «Правда» был опубликован фельетон, где автор высмеивал и порицал жаждущих наживы актеров, которые помимо съемок давали музыкальные концерты. В этом тогда видели алчность и легкомысленность. В числе этих актеров оказался и Михаил Боярский, и по приказу главы Гостелерадио из советской версии фильма вырезали все сцены с участием актера.