Государство и право Золотой Орды.
До конца XII в. монгольские племена вели натуральное хозяйство и кочевой образ жизни.
На рубеже XII–XIII вв. ожесточенная борьба между различными монгольскими племенами завершилась образованием единого Монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией, в основе могущества которой была сила знаменитой монгольской конницы. Темучин (ок. 1155–1227), был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана. Он повел захватническую политику, покорив Китай Ср. Азию и Закавказье.
Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.
Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Для нее были характерны следующие особенности:
• кочевой и полукочевой характер общества; • большая роль племенных вождей; • иерархия кочевого землевладения.
Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий
монголо-татарскую кочевую аристократию.
Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи — первого хана
Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы — беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов — людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу составляли нукеры — они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.
После принятия ислама, в качестве государственной религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.
Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников- скотоводов, земледельцев и жителей городов.
Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д., и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи)
Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе которых поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем — съездом монгольской аристократии.
Центральными органами отраслевого управления в золотоордынском государстве были диваны. Их работу координировал визирь — номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление осуществляли баскаки и даруги.
Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.
Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.
Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.
Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.
Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.
Общая характеристика аппарата управления и права Великого княжества
Литовского.
Централизация Великого княжества Литовского не имела такого последовательного характера, как
это было в ведущих странах Западной Европы, в своем развитии шедших от сословно- представительных монархий к абсолютизму
С самого начала формирования Литовско-Русского княжества великий князь связывал свою власть многочисленными хартиями и привилеями, которые выдавались как отдельным областям государства, так и шляхетско-магнатскому сословию Этими документами феодалам гарантировались личная и имущественная свобода и неприкосновенность, многочисленные вольности и освобождения от исполнения определенных повинностей, а также другие сословные преимущества и политические права.
Великий князь литовский к концу XV в. уже не был самодержавным властителем, а существенно ограничивался панами-радой, которая согласно привилеям 1492 и 1506 гг. разделяла с ним право осуществления дипломатических отношений, издания законов и назначения правительственных чиновников
К этому следует добавить, что великий князь всходил на монарший престол на смешанных принципах наследования и избрания, хотя последнее, конечно, осуществлялось исключительно из представителей княжеской династии
Великокняжеская власть на протяжении периода существования Литовско- Русского государства прошла определенную эволюцию
Привилеи 1413, 1434 и 1437 гг. установили рамки для великокняжеской власти относительно личного имущества и государственных повинностей, а также предела власти над князьями, панами, боярами, духовенством и мещанами Однако со временем развитие событий привело к формальному ограничению великокняжеской власти новым органом — панами-радой. Политическое укрепление этого института состоялось одновременно с образованием общего литовско-русского сейма Привилеи великих князей Александра (1492 г. ) и Сигизмунда I (1506 г.) закрепили за панами-радой роль главного политического института страны, разделившего с великим князем его власть в важнейших государственных делах. Все законы и распоряжения общегосударственного характера должны были издаваться лишь после обсуждения с панами-радой, с ее ведома, при участии и согласии Однако впоследствии всесилие панов-рады постепенно нейтрализовывалось более актив-ным участием шляхты в общественной жизни государства, что способствовало усилению политического значения общего сейма
Таким образом, сформировавшись как совещательный орган при великом князе, паны-рада становится влиятельным фактором государственной политики
В ее состав входили также русские князья, магнаты и бояре, которых полностью уравняли в правах с литовской знатью
По мере превращения Литовско-Русского княжества в централизованное государство паны-рада пополнялась правительственными чиновниками: в ее состав входили канцлер, подканцлер, маршалок, гетман и др В состав паны-рады вошли также и наместники великого князя
Главным толчком к формированию литовско-русского сейма была внешняя опасность, связанная с активизацией наступательных действий Крымского ханства против Литвы, что заставило государство сосредоточить все силы на обороне
В целом сейм имел некоторые признаки учреждения парламентского типа, но, в отличие от западноевропейских сословно-представительных органов, здесь была представлена лишь шляхта Сеймы рассматривали вопросы избрания великого князя, военных повинностей, налогов, военных союзов и государственных уний, законодательной деятельности
Великий князь и сейм были до некоторой степени равносильны: в Литовско- Русском государстве еще не был создан правовой механизм, который бы определил прерогативы той или другой стороны Как правило, согласие достигалось путем компромисса
Такая форма сословного представительства существенно отличалась от западноевропейских сословных институтов: все рычаги государственного управления находились в руках магнатов и шляхты, отстранивших горожан и другие сословия от власти Следствием этого стало то, что центральному сейму не всегда удавалось подчинить себе местные сеймики, которые нередко действовали вопреки общегосударственным интересам
Такой характер сословного представительства в Литовско-Русском государстве значительно усилил влияние шляхетского элемента в обществе, что положило конец попыткам королей сосредоточить в своих руках общегосударственную власть Великий князь, создав ряд новых государственных органов, взял в свои руки лишь важнейшие правительственные дела и таким образом разделил управление не только с литовскими власть имущими, но и с местными земскими князьями и боярами. Последние и после ликвидации системы уделов продолжали играть решающую политическую роль на местах, составляли советы при литовских наместниках, собирались на сеймики для решения дел местного законодательства и судопроизводства. Центральная администрация Литовско-Русского государства состояла из назначенных лично великим князем, а затем по согласованию с панами-радой и сеймом правительственных чиновников.
Другими правительственными чиновниками были придворные великого князя: чашник, кухмистер, ловчий, стольник, кравчий и др Кроме выполнения своих непосредственных функций, они нередко выступали в роли посланцев князя или его представителей в разных регионах государства или за его пределами
Немало положений в грамотах исходило от местного населения и потом получало санкцию литовского правительства. Уставные грамоты содержали значительное количество норм уголовного, гражданского, процессуального и финансового права, которые устанавливались местными феодалами, а литовский князь лишь санкционировал их Содержание многих уставных грамот отражало свойственное средневековому обществу представление о великокняжеской власти как гаранте справедливости и соблюдения давних традиций
Местная администрация появилась после ликвидации института удельных князей, которых сначала заменили волостные наместники и старосты В крупных городах правили воеводы (в отличие от таких же древнерусских должностей, это были не военные, а гражданские административные лица) Наместниками в малых городах были властители
Сельский староста имел помощников — тиунов и возных, которые организовывали судебные процессы под председательством старосты и исполняли судебные решения
В начале XVI в. великокняжеское правительство осуществило реформу, которой в юго-западных русских землях было внедрено такое же, как в Литве, административно-территориальное деление Основной территориальной единицей стало воеводство, разделявшееся на уезды и волости С этого времени главной фигурой в системе местного управления стал воевода, назначаемый великим князем практически на неограниченный срок Воевода возглавлял местную администрацию, следил за своевременным взысканием государственных и великокняжеских налогов, ведал вопросами организации военного ополчения и решал судебные дела.
Центральный уезд воеводства (на территории которого располагался соответствующий административный центр) иногда назывался каштелянией и возглавлялся каштеляном, выступавшим как помощник воеводы
Частновладельческими и церковными городами управляли их владельцы — магнаты или церковь: они назначали администрацию, в состав которой входили старосты, войты, каштеляны В некоторых частновладельческих городах населению позволялось избирать ратуши, которые были органами самоуправления
Городская рада избирала или назначала лаву — судебный орган, возглавляемый войтом Суд лавников рассматривал уголовные дела (гражданские относились к компетенции городской рады), а также претензии мещан к феодалам.
Государственность Золотой Орды
Организация государственной власти Золотой Орды
Социальная организация древних монголов.
К первой четверти XIII в. на огромных просторах Евразии от Тихого океана до Волги складывается кочевая империя Чингисхана. Империя эта расширяется до Карпат к середине этого же столетия.
Империя явно не однородная. Изначально монголы представляли собой случайный союз нескольких племен. Различали кочевых (kier-un-irgen) и лесных (hoyin irgen) монголов. Общим мнением ученых (академик Б.Я. Владимирцов, Л.Н. Гумилев, Г.Ф. Федоров-Давыдов и др.) подтверждается наличие крупных родоплеменных пережитков у монголов не только во времена Чингисхана, но и во времена значительно более поздние. Примеров этому можно привести множество.
Вместе с тем Чингисхан одним из первых нарушил традицию, установив завещательный порядок передачи трона. Рашид-ад-Дин сообщает: «Затем он сделал Угедей-каана наследником и, покончив с завещанием и наставлениями, повелел: «Идите во главе государства и улуса, являющихся владениями дома, и я ухожу за именем и славой. Отныне вы не должны переиначивать повеление (йасак). Чагатая здесь нет: не дай бог, чтобы после моей смерти он переиначил мои слова, учинил раздор в государстве. Теперь вам следует идти» (Рашид-ад-Дин. 1952. 1.2 : 232).
Именно такую социальную структуру застал Чингисхан, когда на курилтае 1206 г. он был объявлен верховным кааном.
Организация империи Чингисхана.
Ядро улуса, образованное таким образом, не было инертным; оно взаимодействовало с окружающим миром. Так что, например, лет сто спустя после выдела улуса Джучи (Дешт-и-Кипчак) один арабский современник отметил: «В древности его государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они сделались точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого, что монголы поселились на земле их [кипчаков]» (Тизенгаузен. 1884. С. 253).
Помимо этого уже в начальный период своей деятельности верховного каана Чингисхан приступил к образованию центрального аппарата власти, чего до него никто не делал. Результатом его деятельности на этом поприще стал механизм, сильно напоминающий аппарат власти варварских королевств в раннесредневековой Западной Европе.
Надо заметить, что с разрастанием империи у монголов появляются новые должности, в частности упомянутые выше «дарухачи» и «баскак». Функции первого, по авторитетному свидетельству отца Палладия, заключались в следующем: «Кроме общего надзора за ходом дел по праву хранителя печати, дарухачи в провинциях имел еще другие обязанности или права. А именно: перепись жителей; набор войска из туземцев; собирание податей; устройство почтовых сообщений и доставление ко двору дани» [цит. по: Федоров-Давыдов. 1973. С. 30].
Сама армия Золотой Орды, по отзывам современников, состояла помимо самих татар из черкесов, руссов и ясов (осетин-алан). Рашидад-Дин добавляет сюда еще кипчаков, маджаров (мадьяр) и пр.
Более того, если продолжить эту тему, связь русских с татарами в военном вопросе была поставлена в жесткие рамки. Среди прочих поборов, бравшихся с русского населения, было так называемое число.
Сохранилось упоминание об участии нижегородских и суздальских князей в битве Тохтамыша с Тимуром (Тамерланом).
Только гораздо позже, как видим, приходит осознание более правильной, т.е. равномерной, эксплуатации через установление фискальной системы: «Вначале монголы старались только о приобретениях и покоренных жителей тотчас раздавали генералам и офицерам. Самая малая деревушка принадлежала какому-нибудь владельцу и по управлению не имела связи с другими. Ныне хан указал учинить перепись народонаселению и возложил исполнение сего на вельможу Хадаху; и народ впервые причислен к областям и уездам. В сие время все чины просили, чтобы каждого совершеннолетнего мужчину считать за дом; но Елюй-Чуцай воспротивился сему. Тогда единогласно сказали ему: «В нашей державе, равно и в западных царствах, везде один совершеннолетний считается за дом. Как можно, оставя уложение великой державы, принять систему царства погибающего?» Елюй-Чуцай сказал на сие: «От древних лет, как существует Китай, никогда одну мужскую душу не считали за дом. Но если в самой сути принять сие, то успеем собрать подати за первый год, а потом все разбегутся». Монгольский государь принял мнение Елюй-Чуцая» (Иакинф. 1829. С. 264).
Возникает острое противостояние между двумя внуками (от разных сыновей) Чингисхана: Гуюка и Бату (Батыя). Временно победу одерживает Гуюк, но царствует недолго.
Но в дальнейшем междоусобие только продолжилось.
В 1269 г. на реке Талас состоялся курилтай, на котором был установлен мир между улусами Угедея, Джучи и Чагатая и скреплен союз против Хулагидов Ирана, с которыми к тому времени начала враждовать Золотая Орда. На этом же курилтае был принят договор, объявлявший улусы старших сыновей Чингисхана самостоятельными государствами, что закрепило раздел империи. Тогда же на 60-е и 70-е гг. XIII в. приходится ряд восстаний покоренных народов, прежде всего Руси, против имперских чиновников, откупщиков и их злоупотреблений. В результате русским князьям поручается собирать и отвозить дань в Золотую Орду. Русь начинает свое административное обособление, но пока еще в рамках Дешт-и-Кипчак, более известного как государство Золотой Орды.
Организация государственности Золотой Орды.
Сама Орда явилась совершенно новым государственно-правовым образованием монголо-татар.
Золотоордынская политика на Руси.
Кризис этой политики приходится на 1327 г., когда восстание в Твери приводит к уничтожению Владимирского княжения:
«И по Туралоковой рати поидоша князи в Орду и Озбяк поделил княжение им: князю Иван Даниловичу Новгород и Кострому, половина княжения, а суздальскому князю Александру Васильевичу дал Володимер и Поволжье» (ПСРЛ. Т. III. С. 469).
Но с этого же момента начинается возвышение Москвы, князьям которой со временем переходит ярлык на Великое Владимирское княжение и как следствие этого старшинство над всеми русскими князьями.
Общий итог монголо-татарского ига не может быть оценен однозначно. С одной стороны, мы видим безусловное насильственное отторжение России от европейской цивилизации. Правда, в рамках этой цивилизации у русских и у других народов России вряд ли судьба могла сложиться иначе, чем у других славянских народов Европы. Православная Русь, что доказано еще Н.М. Карамзиным, была бы стерта с лица земли. С другой стороны, мы видим безусловное угнетение, длящееся веками, консервирование экономической и технической отсталости. Но в то же время мы понимаем, что именно самобытность цивилизационного типа России (ни Запад, ни Восток) позволила ей проторить путь к Великому океану, позволила ей стать когда-то 1/6 частью земной тверди!
Право Золотой Орды
Итак, до 1205 г. Яса (правильнее «Джасак», что означает «запрет») передавалась изустно. С введением письменности у монголов (тангутской), чему монголы обязаны опять-таки Чингисхану, формируется так называемая «Яса ве Тура и Чингизхани» («Книга запретов и законов Чингисхана»). Уже Рашид-ад-Дин отмечал, что любое повеление монгольского хана считалось «джасак», т.е. нормативным постановлением. Вместе с тем он отличал собственно «джасак» от «джаса» в персидском произношении.
В последнем случае «джаса» означал «приказ», более формально «джаса» (йаса) есть «неизменность следования обычаям (джусин) и традициям предков» (Рашид-ад-Дин. 1952. 2 : 259). Таким образом, можно сказать, что Яса есть сборник обычаев предков, следовать которым предписал сам Чингисхан под угрозой наказания.
Ясы в вольном переводе, может быть разбито на несколько отделов. Так, Яса содержала довольно большую группу постановлений, навеянных «атеизмом» монголов (их шаманизмом). Яса запрещала мочиться в воду или костер, предписывала правила забоя скота (запрещала, например, это делать так, как делали мусульмане), запрещала черпать воду руками (для этого полагалась особая посуда), запрещала стирать белье в течение всей жизни. За все эти нарушения полагалась смертная казнь.
Впрочем, как замечают позднейшие свидетели (Плано Карпини, В. де Рубрук), побывавшие у монголов во второй половине XIII в., достаточно было условиться с шаманом, заплатив ему мзду, чтобы тот провел очистительную церемонию, и смертная казнь уже не применялась.
«Чингисхан предписал своим преемникам лично делать смотр войска и вооружению перед выступлением на битву, представлять им все, с чем воин совершает поход, и если у кого-нибудь из воинов не доставало нужной ему вещи, они должны были наказывать его» (Там же. С. 17).
Характерно, что Яса разрешала женщинам участвовать в походе наравне с мужчинами. Это особенно поражало мусульман:
Содержала Яса постановления, которые сегодня могут быть определены как постановления, касающиеся государственного права. Так, Яса предписывала порядок административного деления страны на десятки, сотни, тысячи, тумены, улусы и крылья; говорила об устройстве почты, содержала постановления, касающиеся порядка прохождения государственной службы чиновниками. Например:
«Он запретил эмирам обращаться к кому-нибудь, кроме государя, и кто обратился к кому-нибудь, кроме государя, того предавать смерти; кто без позволения переменит свой пост, того предать смерти» (Гурлянд. 1904. С. 18).
В последующем военное и государственное право монголо-татар развивалось в таких источниках права, как билики Чингисхана. Слово «билик» означает «знание». Это «знание» (своеобразный логос) давалось подданным в виде изречений хана. Изречения записывались и обнародовались. Академик В.В. Бартольд утверждал, что этот обычай монголы позаимствовали у покоренных китайцев. Билик должен был быть облечен в особую форму, как правило, в виде рифмованной притчи. Наиболее полное представление о биликах дает Рашид-ад-Дин. Билики почитались наравне с Ясой. Как и она, они были предметом преподавания. На этом в одном из своих биликов настаивал сам Чингисхан: «Только те эмиры туманов, тысяч и сотен, которые в начале и конце года приходят и внимают биликам Чингисхана и возвращаются назад, могут стоять во главе войска. Те же, которые сидят в своей юрте и не внимают биликам, уподобляются камню, упавшему в глубокую воду, либо стреле, выпущенной в заросли тростника, и тот и другая бесследно исчезают» (Рашид-ад-Дин. 1952. 2 : 260).
Именно в форме билика Чингисхан запретил пьянство и разрешил только трехкратное употребление вина в течение месяца. Биликом определялось взаимоотношение между членами рода Борджигидов (Чингисидов): «Если кто-нибудь из нашего уруга единожды нарушит Ясу, которая утверждена, пусть его наставят словом. Если он два раза ее нарушит, пусть его накажут согласно билику, а на третий раз пусть его сошлют в дальнюю местность. После того, как он сходит туда и вернется обратно, он образумится. Если бы он не исправился, то да определят ему оковы и темницу.
В России судьба Ясы была несколько иной, чем в других странах, покоренных монголо-татарами. В других странах Яса растворилась в правовой системе покоренных. Свидетельством чему являются сообщения современников. Так, Макризи сообщает: «В царствование султана Бибарса иноземцы умножились в Египте и Сирии до того, что стали там гражданами: хутбэ в этих двух провинциях и в двух священных городах произносилась с именем Беркэ-хана. Египет и Сирия наполнились тогда монголами и обычаи последних распространились всюду.
Ужас имени Чингисхана и его преемников был до того силен, что уважение к самим монголам и страх к ним вошли в плоть и кровь жителей Египта. Но так как монголы были воспитаны на исламе, то они соединили религиозные уставы с народными обычаями, таким образом, они предоставили казикузату все относящееся до религии: молитвы, пост, законную милостыню и странствование по святым местам; все дела, относящиеся к вакфам и сиротам, судейские решения касательно споров между супругами.
Все же, что относится к ним лично, было разрешаемо по уставам Чингисхана и решаемо по определению Ясы, для чего и был поставлен особый чиновник» (Гурлянд. 1904. С. 25).
Изначально ярлык означал царский (ханский) указ, в форме которого выражалась общая норма.
Европейская наука (в лице, например, Я.И. Гурлянда) классифицировала ярлыки иначе: 1) указ в собственном смысле, представляющий собой узаконение в дополнение к основным положениям Ясы; 2) временные или постоянные распоряжения; 3) договорные грамоты; 4) тарханные (иммунные) грамоты; 5) льготные грамоты русскому духовенству и, наконец, 5) служилые грамоты на занятие русским князем престола в своем уделе-улусе. К последнему виду относятся знаменитые ярлыки на Великое Владимирское княжение.
Ярлыки на княжение до нас не дошли, очевидно, после 1480 г. они подверглись тотальному уничтожению, чтобы не напоминали лишний раз о национальном унижении в годы ига. Не такова оказалась судьба ярлыков, выданных ханами Русской церкви. Как доказал М.Д. Приселков, Церковь сохраняла эти ярлыки, с тем чтобы использовать их в качестве аргумента в споре сначала с великокняжеской, а потом и с царской властью, не раз покушавшейся на имущество первой.
Оказывалось, что «окаянные» цари золотоордынские к православию относились лучше, чем московские цари! Действительно, Церкви было что сохранять.
Охрана Церкви ушла настолько далеко, что ханы вступались за нее в спорах со светской властью.
Но, повторим еще раз, татары покровительствовали Русской церкви, как и любой другой религии своих подданных, в силу «удивительной и беспрецедентной веротерпимости», предписанной им Ясой Чингисхана, а не потому, что Церковь была «пособником оккупантов».