Общественный и государственный строй Спарты
Общественный строй Спарты
Полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта.
Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя:
Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.
В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.
Особенности общественного строя Спарты
Социальные группы:
Государственный строй Спарты
Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к «ликургову строю», сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.
Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.
Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.
В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.
Кризис политической системы Спарты
Предпринимавшиеся в III в. до н.э. по требованию разорившихся спартиатов попытки восстановить старые порядки путем передела земли, уничтожения долгов, восстановления военного могущества предоставлением прав гражданства неполноправным жителям Спарты потерпели крах. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки общинного строя.
Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.
Государство и право Древней Спарты
Государственный строй Древней Спарты
Контролирующим органом государственной власти был эфорат. Эфоров было 5 человек, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Они осуществляли строгий надзор за нравами и дисциплиной, контролировали деятельность должностных лиц, в том числе и базилевсов. Один раз в 5 лет эфоры в лунную ночь следили за звёздным небом. Если звёзды скрывались за облаками или происходили другие аномальные явления, эфоры расценивали это как указание богов на злоупотребление базилевсами своими полномочиями. На этом основании они отстранялись от должности царя.
Народное собрание решающей роли в жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще 1 раза в месяц. Участвовали в нем только мужчины, достигшие 30 лет. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, решение вопросов о войне и мире, союзе с другими государствами, принятие или отклонение подготовленных Геруссией законопроектов. Спартиаты практически были лишены права законодательной инициативы.
Их участие в народном собрании сводилось лишь к участию в голосовании, которое определялось по силе крика участников собрания, голосующих «за» или «против». Такая система голосования создавала возможности для манипуляции мнением голосующих.
Таким образом, государственная система в Спарте имела ярко выраженный аристократический характер. Решающую роль играли органы власти, формирующиеся из представителей рабовладельческой аристократии и выражавшие ее интересы.
Общественный строй Древней Спарты
Развитие права в Древней Спарты
Письменное право в Спарте отсутствовало. Это его специфическая особенность. Законы и нормы права было запрещено записывать. Они заучивались с детства наизусть и передавались из поколения в поколение. Этим преследовалась цель сохранения незыблемости спартанских принципов организации общества и государства.
Создателем правовой и государственной системы Спарты считается полулегендарный правитель Ликург. Он создал основополагающие принципы государственной организации. Эти законы назывались ретры.
Вещное право. Институт частной собственности в Спарте не был развит. Земля и рабы считались собственностью государства.
Договорное право. Договорные отношения в Спарте не получили широкого развития. Это было обусловлено тем, что в государстве господствовало натуральное хозяйство. Илоты обеспечивали спартиатов необходимыми продуктами и предметами ремесленного производства. Чтобы препятствовать развитию торговли, государство ввело в оборот весьма своеобразные деньги.
Они представляли собой длинные железные прутья, которые надлежало хранить в отдельном помещении в доме. Считалось, что такая форма денег препятствует накопительству, которое было в Спарте запрещено, и взяточничеству.
Брачно-семейное право. Институт семьи сохранил пережитки родового строя (допускался групповой брак, заключение брака посредством похищения невесты и т.п.). Брак считался обязанностью граждан, так как целью брака являлось рождение детей (что было непосредственно связано с военной политикой государства). Холостяки в Спарте ограничивались в правах. Напротив, продолжение рода в семье считалось почетным. Отцов, имевших сыновей, поощряли.
Развод разрешался в случаях прелюбодеяния или бесплодия жены.
Отец невесты и жених заключали брачный договор. Приданое после развода отдавалось жене.
Государственный строй Спарты
Государственный строй Спарты
1. Общие особенности. Народное собрание (апелла)
В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.
Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.
Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан — спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.
Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.
Читайте также
Государственный строй
Государственный строй Дела общины (хозяйственные, административные, судебные определенных категорий) решались на сельском сходе. Административным лицом был староста.Несколько общин объединялись в округа, называвшиеся сотнями. Дела сотни решались на народном собрании
Государственный строй
Государственный строй Рабовладельческое государство Шан (Инь) за достаточно долгий период своего существования пережило значительные изменения. На самом раннем этапе оно сохраняло пережитки родоплеменной военной демократии, о чем свидетельствует существование в то
Государственный строй
Государственный строй При первых правителях чжоуское государство представляло собой небольшое племенное образование с примитивной организацией. Постепенно с расширением границ государства совершенствовалась система его управления. При правители Гугуне Дань-фу
Социально-экономический строй древней Спарты
Социально-экономический строй древней Спарты Мессения, обширная область в юго-западной части Пелопоннеса, отошла под власть Спарты. Мессенские войны существенно изменили характер полисного строя этого дорийского государства Пелопоннеса. Упоминавшийся аграрный кризис
Политический строй Спарты
Политический строй Спарты Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую регламентацию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских
3. Государственный строй
3. Государственный строй 3.1. Общая характеристика. Россия оставалась абсолютистской монархией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время были Александр II (1855–1881) и его сын Александр III (1881–1894). 3.2. Центральными органами управления, подчиненными царю,
2.7. Государственный строй
2.7. Государственный строй Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира
3.4. Государственный строй
3.4. Государственный строй Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он мог
4.5. Государственный строй
4.5. Государственный строй Присоединение украинских и белорусских земель к Литве существенно повлияло на структуру ее государственной власти, которая во многих отношениях копировала систему государственных органов Киевской Руси.Во главе Литовско-Русского государства
5.4. Государственный строй
5.4. Государственный строй В соответствии с Люблинской унией 1569 г. Великое княжество Литовское и Польша объединились в единое государство — Речь Посполитую. Государственный строй Польши был распространен на украинские земли — Волынь, Подолье, Киевщину.«Артикулы»
6.4. Государственный строй
6.4. Государственный строй Освободительная война 1648—1654 гг. свидетельствовала о пробуждении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государственность охватывает, как правило, всю или часть
7.3. Государственный строй
7.3. Государственный строй В то время когда заключался украинско-московский договор 1654 г., Украина была независимой и имела все признаки, присущие государству: территорию, которая была государственно организованной; население, признававшее только власть гетмана;
8.3. Государственный строй
8.3. Государственный строй Имперская политика определяла систему государственного управления и изменения, которые происходили в ней в течение XIX — начала XX в. Так, тенденция усиления полицейско-бюрократической системы привела к ликвидации даже упоминаний об автономии
9.2. Государственный строй
9.2. Государственный строй С первых дней национально-демократической революции в Украине проходил процесс формирования республиканской формы правления. Наблюдается историческая связь, определенная преемственность органов государственной власти с теми, которые
10.2. Государственный строй
10.2. Государственный строй Форму правления, которая была введена во время П. Скоропадского, можно считать переходной к президентской республике. Вызывают возражения выводы тех авторов, которые считают, что произошел полный возврат к монархии. В заявлении Рады Министров
11.2. Государственный строй
11.2. Государственный строй После падения гетманского правительства законодательную и исполнительную власть олицетворяла в себе Директория Украинской Народной Республики.Название “Директория” было позаимствовано из времен Великой французской революции. Но дальше
Общественный и государственный строй Древней Спарты
В эллинский период истории греческого мира главными центрами стали Афины и Спарта. Эти два греческих государства отличались друг от друга и от всей колониально-островной Греции. История классической Греции представлена в основном развитием Спарты и Афин.
Природные условия Спарты
Долина Эврота представлена на рисунке
Ее территория была благоприятна для посевов, почва была плодородна. Так же на территории были леса с растущими в них виноградниками и фруктовыми деревьями. Но Лаконская долина была мала по своим размерам и не имела удобных гаваней.
Возникновение Спарты
Согласно преданиям в Спарте проживал басилей Менелай, брат Агамемнона, муж Елены. Так же сохранился рассказ о походе потомков Геракла (гераклидов) в Пелопоннес и о завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, как земель, которое принадлежали когда-то Гераклу. Так, согласно этой легенде, утвердились доряне в Пелопоннесе.
Легенда описывает Ликурга как дядю и воспитателя молодого спартанского царя. По предсказанию дельфийского оракула, Ликург как исполнитель воли Бога обнародовал ретру.
Ликургова ретра была выражена архаическим лапидарным языком и составила базис Спартанского государства. Так же Ликургу приписывают проведение земельной реформы, которая положила конец земельному неравенству и привилегии аристократии.
В VII в. произошла Вторая мессенская война, которая была вызвана тяжелым положением покоренного населения илотов. В этой войне Спарта снова одержала победу.
В период мессенских войн в Спарте сложился новый государственный строй, которому спартанцы обязаны своей победой. Этот строй продержался в Спарте в течение трехсот лет (VII—IV вв.).
Особенности строя Древней Спарты
Спартанская конституция представляла собой родовые пережитки, смешанные с сильной государственностью. Для граждан Спарты Конституция была демократией, для зависимого населения—олигархией.
Строй Древней Спарты представлял собой деление на три дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат относился к какой-то филе. Со временем родовой строй стал вытесняться государственным, а родовые деления превратились в территориальные. Спарта подразделялась на 5 об (деревень).
Совет старейшин (герусия) был высшим политическим органом в Спарте.
Герусия состояла из 30 человек, 2 из которых были царями, а остальные – геронтами, которых избирало народное собрание из самых влиятельных родов. Народное собрание (апелла) собиралось раз в месяц по вопросам войны и мира. Оно выбирало членов герусии и эфоров.
Институт эфоров (наблюдателей) восходит к «долпкурговской» Спарте. Изначально эфорат представлял собой демократическое учреждение. В него входило 5 человек, которые выбирались народным собранием. Позднее в V—IV вв. они стали олигархическим органом, который защищал интересы знати и высшего сословия.
Спартанские эфоры имели множество функций:
В руках спартанских эфоров заключалась вся высшая политика Спарты.
Весь строй Спарты имел военный характер. Быт в мирное время почти не отличался от военного, т.к. основную часть времени спартанские войны проводили в укрепленном лагере.
Воины Спарты делились на эномотии — лагеря, где занимались военными упражнениями и гимнастикой. На ночь воины возвращались домой к семье.
Гимнастические упражнения, изображённые на вазе из ноли, представлены на рисунке.
На общие товарищеские обеды (сисситии) спартанцы приносили из дома приготовленные продукты, дома обедали только женщины и дети. Весь режим дня спартанцев был построен в интересах общины. Для затруднения обмена в Спарте использовались громоздкие железные деньги.
Спартанское воспитание
Жизнь спартанцев не принадлежала самому себе.Чтобы воспитывать ребенка, отцу нужно было получить разрешение геронта, который после специального освидетельствования решал, оставлять ли младенца в живых. Слабых младенцев отправляли в «апофеты«, на кладбище в расщелине Тайгета. Жизнь сохраняли только крепким и сильным младенцем, из которых хотели вырастить солдат.
За основу воспитания был взят принцип «побеждать в сражении и повиноваться«. Молодые спартанцы круглый год не носили обуви и одевались в грубую неудобную одежду. Основную часть своего времени они проводили в школах, где проводили уроки по физической культуре, занимались спортом и обучались грамоте. Мальчикам нужно было говорить просто и кратко. Афинский писатель Ксенофонт сравнивал голос спартанских юношей с каменными статуями и указывал, что парни были скромнее девушек. Спартанские ученики ели и спали вместе. Спали на жестких тростниковых подстилках, которые готовили без ножа.
Чтобы проверить физическую выносливость молодежи, под религиозным предлогом устаивались бичевания в храме Артемиды. 3а экзекуцией наблюдала жрица, которая держала статуэтку бога, которую она наклоняла или поднимала, указывая таким образом необходимость усиления или ослабления ударов.
Для того, чтобы приучить молодых людей к выносливости, им назначали трудные работы, которые они должны были беспрекословно выполнять.За их поведением следили власти и частные лица под угрозой штрафа и бесчестия за нерадивость.
Важно обратить внимание, что Спарта была военным лагерем среди порабощенного и готового подняться на восстание населения окружающих областей, именно поэтому военному воспитанию уделялось большое внимание.
Войско имело своих сильных пехотинцев.
Гоплиты- тяжеловооруженные пехотинцы, составляющие основную военную силу Спарты.
На войну спартанские войска отправлялись с маршем под звуки флейт и хоровых песен. В песнях вспоминали павших в бою спартанцев, порицали «жалких и нечестных трусов». Спартанские песни были распространены во всей Греции.
Образцом таких песен являются элегии и походные марши (эмбатерии) поэта Тиртея (VII в.).
Вооружены все спартанские войны были одинаково. Это подчеркивало их равенство перед общиной. Вооружение е включало в себя копье, щит и шлем. Одеты они были в багровые плащи.
Воспитанию женщин в Спарте также уделялось особое внимание. До замужества женщины тоже занимались так же упорно, как и мужчины – учувствовали в кулачных боях, бегали, бросали диски и т.д. Все это проводилось для укрепления их тела и духа. Считалось, что только здоровые женщины могут родить здоровых детей.
На рисунке представлена девушка, состязающаяся в беге.
Когда женщина выходила замуж, то основная ее цель была родить здорового ребенка и заниматься его воспитанием.
В Спарте основной формой брака было моногамная семья. Однако по замечаниям Энгельса, в Спарте сохранялось немало пережитков старинного группового брака.
Спартанская община
Спартанская община создавалась на протяжении всей борьбы с соседними землями среди порабощенного и союзного населения.
Илоты выплачивали апофору – натуральный оброк. Так же они выполняли различные повинности своих хозяевов.
В оброк были включены ячмень, полба, свинина, вино и масло. Так же илоты обязаны были проходить воинскую службу.
С войска илотов начиналось сражение, их отправляли прямо в тыл противника. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким. Они могли заставить илотов напиваться допьяна, и после этого показывать молодежи, до чего может довести пьянство.
Антагонизм между зависимым населением и господами в Спарте был наиболее сильным, чем во всем греческом обществе.
Для того, чтобы не допустить восстание, спартанцы устраивали криптии.
Криптии – карательные экспедиции на илотов, во время которых уничтожались наиболее сильные из них.
В истории известно немало восстаний илотов, которые происходили в основном во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями. Например, известно большое восстание илотов во время Второй месеенской войны.
Несмотря на сильный строй, который создали спартанцы, их порядок разрушался, как извне, так и изнутри.
Спартанская гегемония длилась до Саламинской битвы.
Саламинская битва – известная первая крупная морская битва, которая выдвинула на первый план Афины и передвинула экономический центр Греции с материка на море.
Так начался кризис Спарты, который привел к разложению всех учреждений древнеспартанского строя.
Историки отмечают, что спартанские порядки были распространены в городах о. Крита. Согласно сведениям, Ликург многое заимствовал у критян. Так у критян тоже существовали покупные рабы и несвободные землевладельцы (клароты), похожие на илотов, однако они имели больше прав. В Фессалии наблюдались похожие спартанские и критские порядки. Там зависимые люди назывались пенесты, они платили оброк фессалийцам.
Спарта, Крит и Фесеалия представляют примеры греческих государств, в образовании которых огромную роль играло завоевание чужих земель.
Государственный и общественный строй Спарты
Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии (Лаконики).
Главнейшими источниками по истории спартанского общественного и государственного строя являются произведения Фукидида, Аристотеля и Плутарха, а также стихи спартанского поэта Тиртея. Кроме того, с каждым годом все большее значение приобретают археологические материалы.
Возникновение спартанского государства
Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны возвращения Гераклидов, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.
Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)
В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами.
Состав спартанского населения
Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных крепостных. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».
Племена, жившие в горных местностях Спартанского государства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.
Так произошли основные сословия спартанского общества: спартиаты (спартанцы), периэки и илоты.
Земледелие в Спарте
Спартанское ремесло
Торговля в Спарте
Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось, и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.
Быт и воспитание спартанцев
В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.
Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.
Руины театра в древней Спарте
Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».
В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.
Спартанский шлем
Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.
Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.
Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.
Спартанцы и илоты
Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.
Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.
На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.
Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.
Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.
Устройство спартанского государства
Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.
Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.
В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.
Лаконией управляла пара государей одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.
Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта надзиратели – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.
Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.
Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.
Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.
Пелопоннесский союз
Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.
Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.
Идеализация общественного строя Спарты
Аристократический государственный строй Спарты, основанный на угнетении илотов, идеализировался некоторыми учёными – особенно представителями консервативной немецкой историографии. А фашистские историки ставили в пример спартанский общественный и государственный строй как идеальный для покоренных народов.
По отношению к спартанскому обществу и государству того или иного историка можно судить о том, насколько он либерален или консервативен.
Спартанский строй был самым консервативным среди древнегреческих государств. И Спарта, имевшая гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала, вместе с этим союзом, все антидемократические течения Древней Греции.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов