Государство и личность. Права и свободы человека и гражданина
Российская Конституция устанавливает следующие права и свободы человека и гражданина:
Основы уголовного права.
Уголовное право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения уголовно наказуемых деяний.
Государство устанавливает в обществе определенные заперты, нарушение которых рассматривается как преступление и наказывается по всей строгости закона. Такой защите подлежат:
v права и свободы человека
v общественный порядок и безопасность
v окружающая среда
v конституционный строй
Преступление – это виновное совершенное общественно опасное деяние или бездействие, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
4 группы преступления:
v небольшой тяжести (наказание не превышает 2 лет лишения свободы)
v средней тяжести (не более 5 лет лишения свободы)
v тяжкие преступления (не более 10 лет лишения свободы)
v особо тяжкие (наказание свыше 10 лет)
Состав преступления – это минимальные набор необходимых признаков того или иного конкретного преступления.
Соучастники преступления: организатор преступления, подстрекатель, исполнитель, пособник
Обстоятельства, смягчающие наказания: совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств, беременность, наличие малолетних детей у виновного, противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явка с повинной.
Обстоятельства, отягчающие наказание: неоднократность преступления, наступление тяжких последствий, совершение преступления в составе группы лиц, совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти, вражды; совершение преступления с особой жестокостью, совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти
Основы гражданского права.
Гражданское право представляет собой совокупность норм, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Названные отношения представляют собой предмет гражданско-правового регулирования.
Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения и личные неимущественные отношения, связанные с имущественными.
Сфера применения гражданского права:
Подотрасли гражданского права:
Важнейшим гражданским законом является ГК РФ. Он состоит из трех частей.
В 1ой части содержатся положения, касающиеся гражданских прав и их защиты, статуса физических и юридических лиц, регулирование сделок, вопросов права собственности, разного рода гражданско-правовых обязательств.
Во 2ой части содержатся положения, касающиеся отдельных видов обязательств (договоров)
В 3ьей части содержатся положения, касающиеся наследственного права и международного частного права.
Религиозно-правовые семьи.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак. Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии
Среди признаков данных правовых семей можно выделить следующие:
Основы семейного права.
Семейное право – это отрасль права, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения.
Семья – это группа людей, связанная родственными отношениями и обладающая взаимными правами и обязанностям, определенными законом.
Задачи семейного права:
ü закрепить принципы отношений между членами семьи
ü установить случаи, когда одни члены семьи обязаны оказать материальную поддержку другим членам семьи
ü определить порядок урегулирования семейных споров
Вступление в брак
Государством признается только брак, зарегистрированный органами ЗАГС
Условия для вступления в брак
Обстоятельства, препятствующие заключению брака:
ü развод (в органах ЗАГС или суде по заявлению одного или обоих супругов)
Права и обязанности супругов
v равное право на выбор рода занятий, профессии, места жительства
v равное право на участие в воспитании и образовании детей, а также решение других вопросов семейной жизни
v право на выбор фамилии
При вступлении в брак или во время его супруги вправе заключить брачный договор (это документ, определяющий имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения, он заключается в письменной виде и удостоверяется нотариусом, в любое время может быть измене или расторгнут, но только при взаимном согласии сторон)
Алименты – это обязанность родителей, проживающих отдельно от ребенка, содержать своих детей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.
Приемная семья – это семья, которой ребенок передан на воспитание на основании договора. Это осуществляется за деньги.
Человек и государство
Некоторые методологические проблемы
Проблемы соотношения и взаимодействия прав человека и гражданина с государством, с его законодательными и иными правовыми актами, с деятельностью органов государственной власти и должностных лиц относятся к числу наиболее актуальных и острых.
В основании методологии изучения взаимоотношения человека и государства можно выделить несколько фундаментальных, логически обоснованных подходов.
Можно выделить несколько групп понятий и категорий, обозначаемых терминами, в состав которых входит слово «свобода». С известной степенью условности можно выделить такие группы: а) философские категории и понятия, б) социально-ориентированные понятия и в) личностно-ориентированные (психологические) понятия.
Четвертое. С категорией свободы объективно связано понятие «ответственность». Дело в том, что проявление свободного волеизъявления, будь то со стороны индивида или со стороны государства (либо другого субъекта социального нормотворчества) не может не сопровождаться учетом существующих нормативных ограничений. Причем этот учет может иметь, как правило, двоякий характер: содержательный (сущностный, смысловой) и формальный.
Итак, сказанное выше позволяет выделить следующие основные подходы в изучении взаимоотношения (противоречия) государства и человека с позиций связанных с трактовкой понимания и признания ими свободы по отношению к себе и партнеру:
1. Индивидуальная свобода определяется государственной волей, то есть государственная воля (свобода первична по отношению к индивидуально-человеческой. Такой подход уместно назвать этатистским.
2. Государственная воля является аккумулятором свободных индивидуальных волеизъявлений и тем самым государственная воля (свобода) вторична по отношению к индивидуальной свободе. Такой подход называется либеральным.
3. Государственная воля и индивидуальное волеизъявление стремятся к оптимизации своих целей и интересов, их балансу. О первичности и вторичности по отношению к ним приходится говорить с определенной степенью условности, точнее, учитывая отдельные ситуации. Такой подход можно назвать оптимизирующим или принципом (доктриной) оптимума.
От государства к человеку (этатистская доктрина)
Основные положения этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного (а тем самым общественного) перед личным, индивидуальным началом, связаны главным образом с марксистским учением о государстве (Термин «этатизм» впервые употребил буржуазный либерал, президент Швейцарской конфедерации Нюма Дроз в 1896 году в своем сочинении «Демократия и социализм государства». Еще до появления марксизма целый ряд мыслителей выступали в качестве сторонников государственной точки зрения, признававшим приоритет государственных интересов (и тем самым свободы государства) по отношению к свободе отдельной личности. Это и Никколо Макиавелли, и Томас Гоббс, и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Другое дело, что в марксизме эта точка зрения нашла свое наиболее концентрированное и яркое выражение). Ее положения могут быть сведены к следующему:
От человека к государству (либеральная доктрина)
Основные положения рассматриваемой доктрины сводятся к следующему:
Права человека представляют собой систему благ и условий, без которых становится просто невозможным нормальная жизнедеятельность человека, его индивидуальное развитие, его свободный выбор и самоопределение.
Во-вторых, одним из важнейших, основных прав человека, является право частной собственности, которая является основой и залогом всех других свобод.
И, в-третьих, стремление к личной автономии, свободе самоопределения в сфере гражданского общества обусловило выдвижение проблемы цели государства и границ его деятельности. Государство объявляется теперь инструментом обеспечения «общего блага», защитником прав и свобод человека от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны, в том числе и со стороны самого государства. В то же время остро ставится вопрос об ограничении власти государства, способного превысить свои полномочия при обеспечении защиты прав и свобод, а тем самым вмешиваться по своему усмотрению в эту область.
Последнее обстоятельство обусловливает необходимость обращения к последнему методологическому подходу, рассматриваемому в данной главе.
Человек для государства и государство для человека (доктрина оптимума)
Суть доктрины оптимума состоит в необходимости достижения оптимального сочетания государственного и индивидуального начал общественного бытия в целях обеспечения целостности социума и его нормального цивилизационного развития. Задача достижения оптимума состоит в недопустимости (избежании) крайностей: с одной стороны, недопустимы чрезмерная индивидуализация человеческих отношений и игнорирование интересов общественного, в том числе и прежде всего государственного характера; с другой стороны столь же недопустимо признание всеподавляющей и всепоглощающей роли и значения государства и государственного во всех сферах жизнедеятельности людей.
Основные принципы оптимизации взаимоотношений государства и человека в современных условиях могут быть сведены к следующему.
1. Поскольку в основе правопонимания в целом и прав человека в частности лежат идеи и принципы свободы и равенства, то последние должны толковаться в качестве атрибутов (неизменных, постоянно присущих признаков) как отдельного человеческого индивида, так и государства.
2. Государство, будучи важнейшим социальным институтом, созданным, в конечном счете, по социально-политической воле самих людей, не может не иметь свободы действия как условия обеспечения безопасности социума в целом и отдельного его члена в частности. Поэтому посягательство (в любой форме) со стороны индивида на интересы (свободу) государства должно рассматриваться как посягательство на интересы других индивидов, также находящихся под защитой государства. Точно так же и посягательство государства в лице чиновничества, правоохранительных органов, вооруженных сил на свободу волеизъявления отдельного индивида, если это волеизъявление не преследует целей нарушения целостности социума, не может быть оправдано, недопустимо.
4. В правосознании отдельной личности и государственном правосознании с необходимостью должно быть «зафиксировано» единство и органическая неразрывность свободы и равенства человека и государства. В своих взаимоотношениях с точки зрения естественного права человек и государство должны выступать как равноправные субъекты. Иное дело, что на практике такое равноправие чрезвычайно трудно достижимо уже по одной той причине, что возможности для обеспечения и защиты своих интересов у государства и отдельного индивида разные, а часто просто несопоставимые. Но вот именно в этом смысле и необходимо обеспечение такого государственного сознания, чтобы понимание своей, изначально присущей государству силы, не встало в позу противостояния социальной слабости отдельно взятой личности. Государство как бы должно придти к пониманию, что именно защита такого слабого человека и есть свидетельство его подлинной социальной силы его престижа и авторитета. С другой стороны, индивид не может рассматривать государство как объект, в отношении которого можно, «спекулируя» своей слабостью, совершать различного рода противоправные действия, пытаясь унизить, ослабить государство. В обоих случаях (государство унижает личность, личность унижает государство) нарушается равенство, партнерские отношения разрушаются, а тем самым это приводит к игнорированию свободы обеих сторон. Следствием всего этого является нарушение баланса между интересами государства и индивида. И баланс этот, как показывает вся история, нарушается отнюдь не в пользу личности по той самой причине, о которой уже было сказано: государство, по определению, имеет большую социальную силу. Поэтому в решении этой проблемы основным вектором обоюдного стремления к согласию (и к сотрудничеству) является вектор государственного желания обеспечить такое согласие, такой баланс. Проще говоря, импульс должен идти от сильного к слабому. Но слабость отдельного человека вовсе не означает его безвольность, его неспособность к каким-то стимулирующим в отношении государства действиям, поступкам. Напротив, активность человека просто необходима. Именно такая активность и подает сигналы государству для совершения каких-либо конкретных акций для обеспечения баланса прав и свобод. (Уместно заметить, что такое представление об обеспечении баланса между государством и человеком соответствует идеям синергетики (от греч. synergia – сотрудничество, содружество) – новому направлению в методологии исследования сложных социальных систем (а таковой и является система «государство – человек»). Именно в рамках синергетических идей, корни которых уходят в далекое прошлое истории науки и вообще логики человеческой культуры, становится, в частности, понятным, почему «сильный побеждается слабым», «быстрое отстает от медленного», «громкое заглушается тихим» и т.д.)
Личность, государство и право
Личность, человек, индивид
Проблема личности занимает одно из ведущих мест в обществоведении: философии, социологии, психологии, юриспруденции и других отраслях общественной науки. В каждой из перечисленных сфер человеческих знаний существует общее понятие личности. Вместе с тем в различных науках это понятие используется применительно к их предмету и задачам. В правоведении важна характеристика личности с точки зрения ее правоспособности, дееспособности, способности нести юридическую ответственность. В философии понятие «личность» раскрывается путем сопоставления с понятиями «человек», «индивид». Такой философский подход позволяет полнее получить представление о том, что такое «личность».
Слово «человек» в Толковом словаре русского языка объясняется так: «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда». Как видно из определения, приведенное понятие включает два начала: природное и социальное.
Действительно, человек воспринимался и воспринимается прежде всего в качестве живого существа природы. Ф. Энгельс писал: «Уже сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному».
Очевидно, человек — существо не только природное, но и социальное. Его специфические качества (мышление, речь, способность создавать орудия труда и др.) могли сформироваться и развиться только в обществе.
Понятие «личность» в литературе рассматривается применительно к определенному этапу развития человеческого общества.
Это правильно, поскольку человека на низшем этапе его развития в качестве личности рассматривать нельзя. Личность формируется на таком этапе развития общества, когда человек получает относительную независимость от природы, некоторую свободу действий. Можно сказать так: «Личность — это человек, как носитель социальных свойств, находящийся в системе социальных связей». Для понимания этого важны следующие слова К. Маркса: «Для характеристики сущности личности имеют значение не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»
Личность формируется под влиянием двух факторов: 1) индивидуальных, врожденных черт и свойств; 2) социальной среды, которая способна воздействовать на человека.
В научной литературе признается, что личность — это всегда человек. Но есть утверждения о том, что человек не всегда является личностью. Заметим, такой вывод сформировался за пределами юриспруденции, в частности, в психологии. Согласно такому подходу личностью не родятся, ею становятся в процессе приобретения и использования в деятельности социального опыта. Известно, что в далекой древности душу появившегося на свет ребенка уподобляли чистому листу бумаги. Мыслилось так, что этот лист постепенно заполняется знаками по мере восприятия подростком окружающего мира.
Наш современник А.Н. Леонтьев, известный психолог, отмечал: «Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития».
Близка к приведенной следующая позиция американского ученого Ш. Джордана: «Человеческая личность зависит и продиктована разумными намерениями. Неразумное человеческое существо, например, младенец, может сформироваться как личность только посредством взаимоотношения с разумными личностями». Действительно, младенец с первых минут жизни включен в совокупность человеческих отношений, поэтому потенциально он уже личность, хотя реально еще нет.
Нормальный мозг с точки зрения медицины — это одна из материальных предпосылок становления личности. Мозг — один из органов, с помощью которых реализуется личность. Он выполняет функцию управления «ансамблем» отношений человека с другими людьми. Можно сказать так: «Каждая личность — это неповторимый мир, в значительной степени предопределяемый системой общественных отношений». Имеется в виду то, что в одних исторических социальных условиях формируется один тип личности, в других — иной.
Бесспорно, общественные отношения оказывают решающее влияние на личность. Но и личность не простая проекция соответствующих социальных условий, не результат их автоматического воздействия, а активное начало.
Каковаструктура личности? Какие главные компоненты входят в эту структуру? Убедительной представляется позиция авторов, считающих, что структура личности включает такие компоненты, как сознание, воля, способность к деятельности. Эти элементы находятся в диалектическом единстве, определяют социальную природу личности.
Человеческое сознание — цементирующий элемент, означающий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках. Если разрушено самосознание личности, то не имеет смысла говорить и о самой личности. Надо прислушаться к выводу известного русского философа и государствоведа И.А. Ильина (1882—1954 гг.): «Личность — это обусловленное включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общежитии».
Воля как компонент структуры личности — это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
Деятельность — необходимый компонент структуры личности, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, специальных средств, направленный на достижение поставленной цели, определенного результата.
Уместно отметить, что относительно понятия личности в литературе встречаются крайние суждения. Одно из них: личностями являются, только выдающиеся люди, обладающие исключительными способностями, яркой индивидуальностью. Это самостоятельность мысли, определенность оценок и выводов, взглядов, оригинальность чувств, сила воли. Думается, по отношению к личности здесь предъявляются завышенные требования. Специалисты по философии и правоведению иногда дают описательное (нормативное) определение личности. При таком подходе понятие «личность» рассматривается только в связи с положительными социальными ценностями, в частности, с ее ответственностью перед обществом. Выходит, если человек не обладает высокой сознательностью, то он не может рассматриваться в качестве личности. С этим трудно согласиться. В юридической теории и практике понятие «личность» распространяется не только на законопослушных граждан, но и на лиц, совершающих противоправные деяния.
Это имеет практическое значение в деле использования воспитательных средств в отношении лиц, отбывающих наказание. К тому же, в одном отношении, в решении одних вопросов личность может играть положительную роль, а в другом отношении — отрицательную. На это обратил внимание Р. Гамзатов, размышляя о судьбах людей. По его мнению, генерал Скобелев — для Болгарии освободитель, для Средней Азии — захватчик. Генерал Ермолов для одних — герой Отечественной войны 1812 г., а для Чечни и Дагестана — человек, который сказал: « Я не успокоюсь, пока последнее чучело горца не увижу в Ставропольском музее».
Есть смысл уточнить и то, что вкладывается в понятие «индивид», «индивидуум». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Индивидуум (индивид) (от лат. тагуМшдт — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность». Отсюда понятие «индивидуальность» — неповторимое своеобразие отдельного существа, человека, личности. Можно сказать, понятие «индивид» — существенная характеристика личности, связано с ее относительной самостоятельностью от общественных отношений. Понятие «индивид» необходимо для выяснения в личности общего и особенного, общего и частного.
Д. Карнеги пишет: «На свете нет человека, подобного Вам. Сотни миллионов людей имеют два глаза, нос и т.д., но никто из ¦ них не выглядит так же, как Вы. Никто из них не имеет в точности таких черт лица, такого склада ума, как Вы. Не многие из них будут говорить и выражать свои мысли в точности, как Вы. Другими словами, у Вас индивидуальность — это драгоценное достояние. Развивайте его. И далее. Личность — это нечто расплывчатое и неуловимое, не поддающееся анализу, как запах фиалки. В ней сочетается все, что есть в человеке: физическое, духовное, умственное, психологическое. Личность столь же сложна, как и эйнштейновская теория относительности, и ее понимание столь же мало».
Личность, государство и право
Категория «личность» имеет для правоведения исходно-ключевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. Сущность личности укоренена в ее теле, т.е. внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного начала. Думать иначе — значит абсолютизировать сознание человека в качестве единственного носителя личностного начала.
Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди-«винтики», а личности, субъекты, реализующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими.
Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возможности их реализации — одно из необходимых условий формирования демократического типа личности.
Очевидно, задача заключается в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы личности. В этой связи представляются актуальными следующие слова: «Еще громадное количество несомненных интересов, чрезвычайно важных для индивидуума, ждет своего формально-правового признания».
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюционный период в России государство трактовалось, как особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса.
Такое понимание государства было своеобразным фундаментом для формирования административно-командной системы — системы управления обществом. В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граждан в процессы своего функционирования. В названных структурных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей — граждан страны. Для административно-командной системы была полностью приемлемой «усредненная» личность, т.е. не отличающаяся инициативностью и вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отрицательного отношения к творческим людям. Разумеется, причина такого внешнего пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам лежит не только в авторитарных методах социального управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей, в их нежелании брать на себя личную ответственность из-за страха перед возможными осложнениями.
Осуществляемое в настоящее время обновление общественных отношений в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство нередко признается как форма и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и нормативно закрепить всеобщую волю, выражая ее в форме законов — обязательных правил поведения.
В настоящее время перед Российским государством объективно стоит задача не только закреплять в законах формальные правила поведения индивидов и организаций (нормы), но и обеспечить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержание посредством законности и правопорядка необходимого всем гражданам уровня свободы и безопасности.
Отказ от монопольного положения государственной собственности, признание равноправия различных форм собственности — эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы людей, их социальной активности. Словом, происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях требуется внесение новых моментов в концепцию личности. Думается, это, во-первых, отказ от бывшей патерналистской модели отношений — государства и личности, согласно которой власть «отечески» заботится о благе каждого, что в действительности неизбежно оказывается государственным деспотизмом; и, во-вторых, смещение акцентов с адаптации человека к существующим социальным механизмам и регуляторам на создание необходимых условий для проявления индивидуальности личности, повышения ее активности в сфере труда, политических и правовых отношений.
Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.
Во-первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преимущественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.
Во-вторых, государство — это территориальное устройство общества. Соответственно этому действуют законодательные, исполнительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.
В-третьих, государство отличается от других организаций (политических, религиозных и др.) тем, что издает законы и подзаконные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демократия, экономические возможности граждан и организаций, свобода личности. На основании нового российского законодательстве в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных социальных групп, личности, общества, установить взаимную с личностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установленных государством законодательных ограничениях своей активности по отношению к личности, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (ст. 136, 137, 138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и др.). В свою очередь, свобода, личности, согласно действующему законодательству, регламентирована правом, интересами и правами других лиц.
В-четвертых, характерным признаком государства являются налоги, которые всегда были главным источником пополнения казны. Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», — закрепляется в Конституции России 1993 г. (ст. 57).
В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддерживались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.
В-пятых, одним из важнейших признаков государства является суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. деятельность по рассмотрению и разрешению различных социально-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить достоинство личности.
В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений человека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.
Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.
Право, следовательно, необходимая предпосылка осуществления свободы личности в условиях правопорядка в обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закрытые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядового гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они отражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы. Раскрывать содержание названных выше понятий нет необходимости, поскольку этому уделено специальное внимание в главе, посвященной правоотношениям.
Следовательно, права человека — права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка возникновения прав человека — объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования (право на жизнь, право на пищу, на свободу передвижения, право на создание семьи и др.). Такие права имеют отношение к человеку как существу биологическому, отражают постоянство основополагающих качеств человеческого рода. Такие права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя.
Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина? В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина — это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами гражданина.
Надо учитывать и то, что на территории любого государства находятся не только граждане этого государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Соответственно, права человека распространяются как на граждан данной страны, так и на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и правах гражданина.
Отмечу, что на международной арене все более непосредственно начинает выступать индивид. Нередко международные документы прямо адресуются отдельному человеку, закрепляя его неотъемлемые права и свободы. Индивид в ряде случаев может непосредственно защищать свои права перед международными органами. Это показатель международной правосубъектности человека.
Гражданство. Права человека и гражданина
Гражданство. Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово «гражданин» понимается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления, В государствах-монархиях используется слово «подданный». Сейчас эти понятия фактически равнозначны.
С понятием «гражданин» органически связано понятие «гражданство». Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Законами о гражданстве. Закон о гражданстве в России принят в 1991 г. и дополнен в 1993 г. и в 1995 г.2
Итак, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. На основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его црав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.
Права человека и гражданина. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).
Права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Такие права признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя. Такие права (права человека) должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией страны и иным национальным законодательством. Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Таким образом, взаимосвязь государств мира приводит к сужению сферы, в рамках которой конкретное государство может действовать по своему усмотрению, независимо от мирового общественного мнения. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.
Права человека — сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.
В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рассматриваемой проблеме можно свести к двум основным направлениям. Одно из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Соответственно, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости. Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен мировосприятию, основанному на признании официально властного авторитета государства, оказывающего основное влияние на фундаментальные основы человеческого бытия.
В нашей стране в дореформенный период преобладал второй подход к правам человека, а сама идея прав человека рассматривалась в качестве предпосылки противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права человека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о правах и свободах человека, привел к осмыслению того, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения политической власти, а существенная составляющая часть складывающихся в обществе отношений и права.
Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи возникает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.
В последней из названных статей отмечается, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность каждому от рождения).
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, КоАП. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, бсновываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения — на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.
Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.
1. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: а) по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства; б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
Названные особенности личных прав и свобод индивидов подтверждаются содержанием ст. 20—30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем анализ названных статей приводит к выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма реализации. Назовем в этой связи ст. 27 Конституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи. Переходное законодательство, таким образом, содержит много привлекательных положений, но правовая практика нивелирует их, превращает в фикцию. К сожалению, нет механизма, способного обеспечить реализацию конституционных принципов о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредственном действии (ст. 18) и др.
Особенности политических прав и свобод в том, что они связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические — «гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33 Конституции Российской Федерации.
Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Думается, это не так. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации рассматриваемого права — это: участие граждан в референдуме — всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д.
Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в этой связи такие факторы, кай низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их неверие в новые ценности.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 — право на жилище, ст. 33 — защита материнства и детства, ст. 43 — право на образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями.
В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д.
Сказанное подтверждает необходимость всестороннего учета социальных факторов в процессе разработки и принятия законодательных и иных.нормативно-правовых актов. Декларирование прав, которые могут быть реализованы гражданами только в условиях экономически состоявшегося общества, приводит к тому, что человек перестает ценить, уважать право, законы. И это объяснимо, поскольку он не видит в праве своего надежного гаранта. В этой связи и складывается атмосфера правового нигилизма.