История государства и права зарубежных стран. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Государство и право зарубежных стран». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае
1. История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период — Шан (Инь) — с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период — Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий — царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
2. Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. Особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим.
3. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.
Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770–403 гг. до н. э.), период Чжаньго — «воюющих царств» (403–221 гг. до н. э.).
Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.
4. Экономическая жизнь страны в период Восточного Чжоу отмечается развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества, упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Укрепляется частная собственность на землю.
С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, государство распалось на множество самостоятельных единиц. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э.
5. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (хуанди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
6. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская. Императорская династия Хань подразделяется на следующие периоды:
✓ западная (или ранняя);
✓ правление Ван Манна;
✓ восточная (или поздняя).
Период правления Ван Манна характеризуется отменой частной собственности и частного рабовладения, восстановлением общинного землевладения.
Тема 6. Государства и право Древнего Китая
1. Периодизация истории государства и права Древнего Китая.
2. Государственный и общественный строй Древнего Китая.
3. Основные аспекты развития древнекитайского права.
Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.
Высшую ступень социальной иерархии занималцарь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.
Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе«колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля. «Общественное» поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины, а затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.
В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и, в конечном счете, распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу.
Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209г. до н.э. циньской монархии.
Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал, стал основателем новой династии Хань.
Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.
Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.
Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.
Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.
Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.
Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.
Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов.Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом.Легистынапротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.
Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.
Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.
Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того, были известны договора дарения, аренды земли, личного найма и др.
Длясемейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.
Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений:
1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).
Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.
Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но, начиная, с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.
Правовая система Древнего Китая
История Китая берет свое начало в периоде неолита, который был семь тысяч лет назад. Третья часть истории Китая сейчас именуется эпохой древнекитайской цивилизации, это одна из самых древних цивилизаций из существующих. Данная эпоха датируется III–II веком до нашей эры, в те времена жители Китая селились в долинах реки Хуанхэ по нижнему и среднему течению.
Название реки Хуанхэ переводится, как «желтая», ее назвали так из-за цвета воды.
На этом месте появились первые не укрепленные поселения. Кроме возделывания земель жители Древнего Китая занимались охотой и рыбалкой, собирали ягоды и травы. Численность населения была мала, несмотря на богатый природными ресурсами край. Население не увеличивалось из-за междоусобиц с соседними поселениями.
История гласит, что изначально на берегу реки Хуанхэ появилось племя Ся, оно смогло подчинить себе близлежащие племена. Последний правитель племени Ся оказался очень жестоким, благодаря чему вожди подчиненных племен были настроены враждебно. Вождь племени Тан поднял восстание против деспота. Ему удалось свергнуть его с трона и объединить Древний Китай. Новая династия Шан началась с Чэн-Тана. Позднее ее переименовали в династию Инь. Племя переселилось в лощину Хуанхэ.
Политическая древнекитайская история начинается с образования новой страны Шань-Инь.
Геополитические и социально-экономические аспекты сыграли важную роль в возникновении Древнего Китая. Первое, что нужно было сделать – это организовать систему полива, объединить работу множества людей. Не имея государства, сложно освоить незнакомые почвы, которые находятся далеко от воды, построить каналы, поливать почву, уберечь от разрушительного исхода природных стихий, половодья.
Второе – это необходимость примирения людей с разными интересами. Важно было управлять государством и поддерживать порядок среди неравного населения. В Иньских племенах произошло разложение родоплеменных отношений. Общество разделилось на управляющую верхушку и обычных работников: земледельцев, скотоводов, ремесленников.
Третье – это защита государством населенных племенами земель.
Периоды развития
История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.
Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.
Первый период
Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II–I тыс. до нашей эры)
Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.
Второй период
Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI–III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель – Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.
Период с II–I тыс. до нашей эры – 770 г. до нашей эры). К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.
Третий период
В третьем периоде появляется империя Цинь(221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.
Четвертый период
В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры- 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.
Право Древнего Китая
Право Древнего Китая отличалось развитием от государства. Оно развивалось в 3 этапа. Данные периоды связаны механизмами социального урегулирования и его отношения с остальными соц нормами. Конфуцианство и легизм описывает различное отношение к праву. Эти идеи общества Древнего Китая сформировали правосознание в разных этапах политической истории.
Первый этап
Первый этап – это права государств Шан и Чжоу (VI–V вв до нашей эры). На этом этапе выступают законы права, обычаи, ритуалы и эстетичные правила. В VI веке до нашей эры появилось ортодоксальное конфуцианство. Оно стало сознательной концепцией политической и правовой древнекитайской социальной системы. Появился механизм социального регулирования. Людские счастье и гармония становятся главным условием порядка, такие учения проповедовал Конфуций (ок. 551-479 г. до нашей эры). Это приносило гражданам гармонию с природой, легкие отношения друг с другом. Все эти принципы строились на правилах морали и этики. Появились такие понятия как человеколюбие, единство и умеренность.
Конфуций считал, что для того,чтобы поддерживать порядок нужен не закон, а следование традициям и обычаям, моральным порядкам. Выполнение этих норм вело к тому, что человек шел на уступки, примирение. Из учений Конфуция следует, что если соблюдать требования и следовать ритуалам, то проще предопределить роль права и закона (фа).
Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.
Второй этап
Второй этап – государство и право Древнего Китая периода Чжаньго и Цинь(V–III вв до нашей эры). В V–III вв до нашей эры возросла роль права. Объяснение теории о том, что необходимо управлять народом, через законы и жестокие порицания, принадлежит законоведам (Шан Ян, Хань Фэй-цзы). Чжаньго переводится как «воюющее царство».
Легенда гласит, циньский император Шихуанди в 213 году до нашей эры казнил более четырех сотен приверженцев Конфуция и сжег множество книг.
Третий этап
В третьем этапе в империи Хань (III в. до нашей эры. – III в. нашей эры) право было основано на комбинировании легизма и учений Конфуция, при этом учения Конфуция преобладали.
Идеей государства Хань становится ортодоксальное конфуцианство. Оно использовалось для упрочнения жесткой власти императора, которое было обосновано поддержкой политической дисциплины. Главным положением ортодоксального конфуцианства становится учение Конфуция. Это отражается на том, что людское неравенство вполне справедливо и оно зависит от сословия, ранга, пола и возраста, а также положения в семье. Устойчивостью этого неравенства служила полной регламентацией действий горожан в обществе и семье, это был официальный ритуал, который поддерживался с помощью жестких мер. Учение Конфуция поддерживало закон о строгих наказаниях и предлагало взаимодействовать морали и праву, строгости и снисхождению. Нравственность давала модель поведения в человеческой среде, а право поддерживало его выполнение с помощью наказания. Если нарушались нормы морального поведения, то нарушителей ждало жестокое наказание. Порядок поддерживался благодаря закону фа.
Формулы для регулировки механизма соц регулирования:
Специфика древнекитайской политики
Политика и право на Древнем Востоке отличалось от политического права Древнего Китая.
В железном веке произошло резкое похолодание и это только усугубило древнекитайский прагматический деспотизм. После того, как произошло резкое похолодание, леса начали пустеть. Животные и растения начали исчезать. Жители вынуждены были плотно заняться возделыванием земли, выращивать зерно и рис. Именно он стал главной культурой страны. Чтобы пережить кризис в первом тысячелетии нашей эры, нужно было создать централизованное стабильное государство. Эпоха Ранней Хань (206 г. до нашей эры. – 23 г. нашей эры.) устойчиво и стабильно развивалась в течении двух тысяч лет.
Данная эпоха стояла на «3х китах»:
Отсюда следует, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае была стабильность. Главной ценностью для китайцев были соблюдения законов, порядка, традиций и почтение к предкам. В течении длительного времени, до двадцатого века, Китай оставался неизменным. В связи с этим китайцы жили на много лучше, чем европейское общество, вплоть до восемнадцатого века. Китайцы освоили поливные работы и поэтому за год собирали по два и даже три урожая риса и овощей с одного поля.
Государство и право Древнего Китая
Древнее китайское государство
Процесс формирования древнекитайского государства
Эти характеристики природных условий оказали сильное влияние на экономическую жизнь и древнее китайское общество.
Во-первых, с большими равнинами, образованными вдоль рек, мягкая, плодородная почва и тропический климат способствовали раннему появлению сельского хозяйства на этой земле.
Во-вторых, стихийные бедствия и особенности сельскохозяйственного производства сделали водную и гидравлическую очистку основной потребностью в общественной жизни. Жизнь в речных бассейнах заставляет китайцев сталкиваться с ужасными наводнениями. Однако, когда наводнения отступали, оставался плодородный аллювиальный слой, благоприятный для развития сельского хозяйства.
В-третьих, в этом регионе часто происходили племенные войны. В прибрежной полосе с благоприятным климатом, плодородной почвой условия жизни были очень комфортны. Напротив, окружающие районы были жаркие, сухие, бесплодные, поэтому все этнические группы стремились жить на одних и тех же равнинах вдоль рек. Чтобы получить земельные и водные ресурсы, этнические группы должны были воевать друг с другом.
Особенности природных условий привели к необходимости борьбы с наводнениями и войнами. В борьбе с наводнениями нужно, чтобы люди работали вместе, причем нужен человек для руководства и организация строительства дамбы. Война нуждается в том, чтобы армией и государством руководил талантливый военачальник. Поэтому появление лидера создало условия для появления организации социального управления. Первоначально эта организация была создана для выполнения совместной работы для общества, включая лидера и систему вспомогательных учреждений. Однако постепенно сформировалось государство, которое осуществляло управление и реализовывало основные функций по организации социальной жизни.
Династия Ха
Китай является одним из первых мест в мире, где жили люди.
Около 60 000 лет назад на территории Китая были этнические группы, называемые китайской обезьяной (или гиббоном Пекина). Впервые ископаемая кость гиббона была обнаружена на мысе Чжоукоу (пригород Пекина). На огромной территории Китая проживало много этнических групп. По берегам Хуанхэ расселялись племена Ха, Туонг и Чу, которые впоследствии стали потомками этноса Хань. На западе и юго-западе существовали племена хан-тибетских и монхмерских семей. Северо-запад, север и северо-восток являлись местами проживания этнических групп семьи Тонгут. Эти этнические группы были предшественниками этнических меньшинств в Китае (Маньчжурия, Монголия, Уйгур, Тибет, Ди, Чоанг, Мео и др.), которые позже стали основателями великой китайской семьи.
К этому периоду на территории бассейна рек Хуанхэ и Чыонг-Гианга развитие производства вызвало жесткое социальное расслоение общества, тем самым сложилась основа для формирования классового общества. Древние Китайцы верили, что с самого начала небо и земля были как яичный белок и яичный желток, и из них родился г-н Пан Ко, который и сотворил солнце из белых веществ, а землю из темных веществ. Каждый день Пан Ко вырастал на один посох. Так небо было выше посоха, а земля была утолщена посохом. Пан Ко прожил 18 000 лет, а когда он умер, небо и земля были уже очень далеки друг от друга.
В источниках, описывавших Великую войну, часто упоминались так называемые «Четыре гиганта» (4 горы), которые были, вероятно, лидерами племён, объединенных в племенной союз Яо.
Эпоха Ха Ву являлась периодом военной демократии. Но после того как Ха Ву умер, племенные аристократы Ха поддержали его сына Кхай. Он сменил своего отца в качестве главы племенного союза. При поддержке близких дворян Кхай стал царем. Он обладал неограниченной властью, установил господство над всем народом, аристократия также должна поклоняться ему и относиться с почтением. Это событие ознаменовало рождение первой абсолютной монархии в Китае в конце III тыс. до н.э.
К концу династии Ха в период правителя Киет была установлена тирания, в обществе царило угнетение и жесткая эксплуатация населения. Вследствие этого в стране нередко вспыхивали восстания. В итоге династия Ха была свергнута и к власти пришла новая династия Туонг.
Династия Туонг
Предметы были красивы и украшены очень сложными узорами.
Также были распространены другие изделия кустарного промысла, такие как камень, нефрит, кость, керамика и т.д.
Археологические документы указывают на то, что в этот период была ярко выражена классовая дифференциация общества.
Латунь, слоновая кость и нефритовые предметы были захоронены вместе с умершими. Помимо захоронения посуды, были обнаружены массовые захоронения рабов. Рабы служили в богатых семьях, водили колесницы, содержали лошадей и т.д. Основная роль в государстве отводилась сельскому хозяйству.
Династия Чжоу
В конце XII в. племя Чу свергло династию Туонг и основало династию Тай Чу. Период правления Тай Чу характеризовался как период Республики (14 лет существования), далее следовал период Донг Чу (Сюань Чу с 770 по 475 г. до н.э., Тьен Куок (враждующие государства) с 447 по 221 г. до н.э.).
Западный Чу
Императору подчинялась система мандаринов, больших и маленьких, от центральных до местных. Этот класс не имел права владеть землей, но на самом деле они имели территории в своем подчинении для сбора налогов. На местах этот класс также обладал рабами и контролировал земледельцев, за что вознаграждался императором. Китайская аристократия жила в роскоши.
Источником рабства в основном являлся военный плен, а также преступники и крестьяне, попавшие в кабалу за банкротство. В династии Туонга количество рабов было очень велико. Во время войны с восточными племенами десятки тысяч рабов были захвачены в плен войсками короля Чу. Чем дольше шла война в Западно-Чуйском периоде, тем больше было захваченных людей, ставших рабами.
Большое количество рабов использовалось для того, чтобы служить рабовладельцам: работа по дому, вождение транспортных средств. Некоторые использовались для разведения животных, для работы в государственных ремесленных мастерских и торговле.
Жизнь рабов была чрезвычайно трудна. Их клеймили, как товары и животных, которых можно было продавать. Их также приносили в божественные жертвы и даже хоронили живыми вместе с умершим хозяином. Стоимость раба в Китае была невелика. Так, например, лошадь и рулон шелка можно было поменять на пять рабов. А в период Суан-Тху отношение к рабам изменилось. Хотя рабы все еще безжалостно эксплуатировались, но их социальное положение было улучшено. Убийство безвинных рабов было ограничено, оно осуждалось.
Жизнь крестьян и рабов в древнем Китае была очень тяжелой. Они подвергались жестокой эксплуатации со стороны мандаринов и феодалов. Кроме этого постоянные войны делали жизнь людей еще более тяжелой.
Король распространил свою власть на территории пяти государств: Конг, Хау, Бо, Су, Нам. Все эти малые страны назывались вассальными государствами и находились в зависимости от династии Чжоу. Обязанность вассалов состояла в том, чтобы каждые два года отдавать дань Небесным Сыновьям. Вассалы должны были разрешать вопросы только внутреннего правления, конфликты между землями решались Сыном Бога. Когда главы вассальных государств умирали, вопрос перехода наследования престола детям решался только Сыном Бога, т. е. императором. Если такие обязательства соблюдались должным образом, то наследники понижались в звании вплоть до его лишения, конфисковывались земли или распускалась армия.
Напротив, долг императора перед своими подданными состоял в том, чтобы защищать своих подданных и помогать им. Тем, кто был захвачен в плен или пострадал от неурожая, императоры должны были оказать помощь.
Указанная система имела много положительных моментов:
Во-первых, это помогало Чу управлять огромной территорией (в десять раз превосходившей территорию Чжоу) без особых военных усилий.
Во-вторых, режим «поручения управления» помогал династии Чжоу создать упорядоченную организацию общества: у всех есть права и обязанности.
В-третьих, данный режим позволял сохранить каждой независимой стране в данном союзе национальный дух и дух взаимной привязанности.
В-четвертых, объединение земель помогло династии Чжоу распространять культуру по всей стране, создав благородную среду для монахов (например, Конфуций, Мань Ту и др.), распространявших свои идеи в вассальных государствах.
Тем не менее данный чиновничий режим имел ряд недостатков, которые в последующем привели к падению династии Чжоу.
Среди них можно выделить тот факт, что земельный и чиновничий режим Чжоу был основан на передаче земель, вследствии чего семья Чу передала много земли государственным чиновникам, выведя эту землю из прямого подчинения. Вассалов становилось все меньше.
По данным ученых, площадь земли стран-вассалов была в пять раз больше земли императора. Крупные вассалы угнетали мелких, а король не мог оказать должной помощи. Крупные вассалы разрешали свои проблемы, расширяя зоны влияния, не заботясь о центральном правительстве.
Тяжелым бременем для короля становилось оказание помощи при возникновении военных конфликтов и частых неурожаях.
Чжоу в период правления Ле Вана начал ослабевать. Итак, благородный Тьё Конг сказал Ле Вуонгу: «Еще более опасно закрывать рты людей, чем перекрывать воду. Если воду перекрывать, она обязательно взорвется, и это нанесет большой вред людям. Поэтому тот, кто работает на воду, должен пускать ее течь, а люди, которые работают на людей, должны позволить им говорить».
Последним императором периода Западного Чжоу был У Вуонг. Он проводил время в играх, не заботясь о делах страны. Правительство становилось все более коррумпированным. Воспользовавшись политической нестабильностью, армия Хуен Нхунг захватила Кин Кинх (столицу Западного Чжоу). Так закончился период Западного Чжоу.
Восточный Чжоу
Поскольку Кин Кинх был разорен Хуен Нхунгом, Чу Бинь Вуонгу пришлось перенести столицу на восток в Лак Ап.
Дон Чу существовал 514 лет, это период правления 25 королей (из которых 14 были в период Суан Тху и 11 королей в период Тьен Куок (враждующих государств).
С тех пор как в Лак Ап перенесли столицу, власть Чжоу все больше ослаблялась. Несмотря на то что Чу являлся королем всей страны, практически он уже не контролировал вассальные государства. Вассальные государства больше не подчинялись
Верховному Императору, т.е Божьему сыну, они вели вассальные войны за титул Божьего сына и за контроль за другими странами.
В этих условиях были проведены национальные реформы, основным содержанием которых являлось укрепление порядка и безопасности в стране, развитие сельскохозяйственного производства, модернизация вооруженных сил, введение свободной купли-продажи земли, выпуск новых денег и т.д.
Период Сражающихся царств начался в 376 г. до н.э. Вассальные государства сражались друг с другом. Самыми могущественными среди них были 7 стран: Йен, Ци, Хан, Вэй, Чжао, Суй и Тан (история называла этот период Семь Героев). Эти семь стран организовали альянсы для борьбы друг с другом. Существовало две крупнейшие коалиции: Вертикальный союз То Тан (страны вдоль маршрута от Йены до Со как союз против Цинь) и «горизонтальный союз» Труонг Нги (Цинь в союзе с некоторыми странами и Восточным Таном).
Преимущество союза Тан было связано с географическим расположением. Он граничил с незаинтересованными в войне соседями на Востоке. Союз Цинь мог атаковать восточные страны, но эти страны не осмеливались атаковать Цинь. Государство
Цинь характеризовалось строгой административной организацией, проводящей радикальные и эффективные реформы.
Организация государственного аппарата
Динасия Ха
В этот период, согласно археологическим данным, экономика активно развивалась. Несмотря на то что средства производства все еще были сделаны из камня, дерева и кости, благодаря плодородной почве бассейна реки Хоанг Ха и построенным ирригационным объектам сельское хозяйство достигло значительного развития по сравнению с прошлым периодом. Из-за роста экономического развития ускорилась имущественная и социальная дифференциация. Со времен династии Ха сила и авторитет аристократии возросли, она завладела многими землями общины.
В конце династии Ся с усилением власти богатых людей в племени авторитет племенного вождя значительно повысился.
Племенной союз постепенно ослабевал.
Можно выделить следующие этапы абсолютной монархии в Древнем Китае:
Во времена династии Х? государство только зародилось, поэтому государственная организация была проста, существовали остатки первобытного общества. Чтобы защитить интересы рабовладельцев, был создан государственный аппарат, в том числе мандарины, армия, тюрьмы, была разработана система наказания.
Государственный аппарат был простым. Было только несколько мандаринов, которые занимали руководящие должности в экономическом секторе, например, управление животноводством, управление транспортными средствами, управление делами в королевском дворе. На эти должности назначались только феодалы.
В административной организации Ха Хай установился наследственный режим. Административное деление основывалось на разделении на малые государства и (или) государства кланов, сформированных на основе оригинального племенного сообщества, такого как клан Хуу Ту, клан Хуу конг и др. Разделение на административные единицы в период династии Ха еще не было завершено, не существовало местной административной системы и местного управления
Династия Туонг
Ко времени династии Туонг государство было построено на развитии и преобразовании рода, сохранились остатки кланового режима.
Главой государства был император. Он сосредоточил в своих руках экономическую и политическую власть, разрешал все внутренние и внешние вопросы. Воля короля была обязательна для всех. Ему принадлежала вся земля.
В подчинении императору находилась система мандаринов, которая помогала управлять страной, ведала административными, военными делами, землей, ремеслом, торговлей, дхармой, жертвоприношениями. Звание мандарина передавалось по наследству.
Очень важным чиновником во времена Туонга являлся Ву Су. Чиновники такого ранга имели право принимать реальные решения по политическим вопросам.
Экономика этого периода была еще неразвитой, поклонение и война в политике были двумя наиболее важными национальными делами: «большие дела нации, это религия и война».
Религиозная деятельность в жизни Туонг Шан являлась хлопотной и торжественной, а мандарин, осуществлявший ее, являлся высшим чиновником при короле.
Управление страной во времена династии Туонг было основано на наблюдении за ритуальным гаданием. Решение короля Туонг и аристократического собрания было вторично. Гадание касалось всех сфер деятельности императора Туонга: организация войн, охота, земледелие, торговля и т.д.
Премьер-министр был главой ста отделений, которые начали создаваться при династии Туонг Шан. Это была первая династия Китая, о которой сохранились официальные исторические материалы.
Династия Чжоу (Nhà Chu)
В период Западного Чу, кроме Божьего Сына, существовал главный административный помощник, позже он был назван канцлером. В период Западного Чу он ведал вопросами экономики.
Государственный аппарат в это период был развит. Несмотря на то что система государственных органов была бюрократична, она справлялась с решением государственных задач. Основные должности находились в руках трёх преемников. Император создал трехстороннюю систему для управления двора: тайский монах, тайский наместник и тайский бао.
В период Западного Чу, благодаря политике вознаграждения, был сформирован местный уровень управления в вассальных государствах. Аппарат вассальных государств проводил в жизнь решения центрального правительства.
Восточная династия Чжоу (770-256 гг. до н.э.)
По сравнению с периодом западно-чуйского государства в период восточно-чуйского общества аппарат государственного управления не изменился.
Чтобы защитить интересы императора и аристократии, были созданы аппарат управления и органы насилия, в том числе мандарины, содержалась армия и тюрьмы. За время существования рабства государственные институты и государственный аппарат, претерпевая изменения, совершенствовались.
Право Древнего Китая
Законы периодов Ха и Туонг
Китай является одной из стран мира, которая обладает самой древней и непрерывной правовой системой в мире. Как и в других регионах в древние времена, когда письменность не была изобретена, закон обязательно исходил из общественных обычаев и передавался следующему поколению из уст в уста и иногда отличался в зависимости от географического района.
В китайском обществе, в соответствии с обычаями и традициями, был культ семьи, господствовало уважительное отношение к старшим. Древнее китайское законодательство гласило: любой человек, виновный в том, что он ругает пожилых, может быть подвергнут смертной казни. Древние законы даже побуждали членов семьи скрывать преступления, совершенные членами семьи.
Юридических данных о династии Ся в древней библиографии немного, но она показывает, что в то время действительно существовал закон. Закон династии Шан разрабатывался на основании закона Ся. Конфуций однажды сказал: «Законы династии Шан в основном похожие законы Ся».
В период династии Цинь Хан более детально разрабатывалась система наказаний. Например, различали отрезание правой или левой ноги, устанавливалась кастрация для мужчин, стерилизация для женщин, существовали различные виды смертной казни.
Систему преступлений и наказаний, а вместе с тем и судебную систему правящие династии изо всех сил пытались наделить «божественной волей», независимо от того, является ли это смертная казнь или заключение в тюрьму, все объяснялось как «небесное наказание» и «божественная воля».
Таким образом, во времена Ха и Туонга до сих пор не найдено записи отдельного письменного закона. Первоначальный закон был выражен в форме общинных обычаев, моральных, нравственных, религиозных установок. После появления письменности закон косвенно и редко отражался в древнекитайских документах и записях.
Законы династии Чжоу
Западная династия Чжоу
Особенность законодательства периода Тай Чу заключается в том, что закон использовался вместе с религиозными ритуалами.
Это было связано с традициями отправления правосудия в первобытном обществе. Обычаи и традиции, сложившиеся в обществе, позднее превратилась в стандарт поведения, регулирующего человеческие отношения.
В начале правления династии Западного Чу ритуал (церемония) имел большую значимость. Считается, что ритуал имел большое влияние на «сохранение общинного правления, приводил людей в порядок, приносил пользу продолжению будущего», а также позволял правильно проводить церемонии. Его основная характеристика сводилась к следующему высказыванию: «Церемония не сводится к простым людям, уголовное наказание не следует доводить до больших господ». Ритуал использовался как инструмент для поддержания господства правящей династии.
В период Западного Чжоу экономические отношения между слабыми районами по-прежнему были фрагментированы, а политическое доминирование по-прежнему отрывочно, поэтому для поддержания социальной стабильности, экономического развития и укрепления государства ритуалы были очень эффективным инструментом. Но к концу периода Западного Чжоу, характеризовавшегося ростом общественного производства, уничтожением рабства, ритуал стал препятствием для дальнейшего развития общества.
Правители династии Чжоу, анализируя неудачи династии Шан, связанные с использованием только суровых наказаний для управления подданными, наряду с уголовным законом установили ритуалы. Ритуалы использовались для того, чтобы различить уважение и унижение, установить порядок в обществе, определить правила поведения при приеме пищи, проведении встреч, похорон, свадеб и т.д. Со временем на западе Чу эти ритуалы стали государственными нормами.
Система церемоний состояла из 5 ритуалов (называемых Пятидесятницами):
Изначально люди проводили церемонию добровольно. Со временем церемония стала кодексом поведения людей в обществе. И если кто-либо не соблюдал ее, то не мог стать личностью, достойной уважения. В период Чжоу добровольное выполнение ритуалов перешло в разряд обязанности граждан соблюдать закон. Уголовное право стало наказывать тех, кто не следовал за церемонией. Постепенно церемония стала важным элементом в законе Чжоу. Правила древних китайских ритуалов не только являлись правилами общественной жизни, но и включались в национальный политический режим.
Уголовные наказания применялись в том случае, когда ритуалы запрещали поведение. Наказание Чу состояло из 5 степеней, известных как пять Наказаний.
Ношение картин, также называемых kình (выгравированные буквы на лбу: часто применялось к людям с неэтичным поведением).
Отрезание носа: обычно применялось к людям, которые совершили такие действия, как неподчинение приказам короля, ненадлежащее изменение костюмов, воровство, причинение другим телесных повреждениий.
Сжимание ноги: часто применялось к виновным в кражах со складов со взломом дверей (с проникновением в помещение).
Кастрация для мужчин или стерилизация для женщин: часто применялась к мужчинам и женщинам, которые находились в недозволенных отношениях.
Смертная казнь: обычно применялась к людям, которые совершили акты капитуляции или предательства, разбой, изнасилование.
Пять форм наказаний регулировались 3000 статьями.
Считается, что самый ранний китайский закон, упомянутый в древности, возник в династии Чжоу1 (1027-221 гг. до н.э.).
С 600 г. до н.э. некоторые районы Китая собирали правила и вырезали их на бронзовых котлах. В частности, примерно в то же время штат Чжэн узаконил уголовное законодательство с помощью фигурных бамбуковых полосок около 20 дюймов в длину.
Этот факт был обнародован только в 1994 г. Это законодательство датируется приблизительно 400 г. до н.э.
В иных источниках указано, что в 536 г. до н.э. в Чжэн (Cheng) вышла книга о наказании (Синь Шу), которая была опубликована на медных досках. Книга содержала 22 вида наказаний и соответствующие им состаы преступлений. К наказаниям относились: каторжные работы, нанесение татуировок, отрезание носа, кастрация, ампутация и смертная казнь. Смертная казнь, как правило, существовала в форме обезглавливание вблизи людных рынков. Наказания осуществлялись публично с целью устрашения населения.
Однако история Китая отражает то, что письменный закон являлся новшеством. Как писал историк Бодде: «. письменный закон все еще является новшеством (в Китае), и есть много сомнений».
Китайское право переплетало духовные элементы с элементами традиционного права в ранней форме теократического права. Казнь могла происходить только в периоды упадка и смерти в природе: осень и зима. Другие элементы древнего китайского права также упоминали одну из известных концепций «глаз-глаз и зуб-зуб» (принцип талиона).
Китайцы считали, что наказание должно быть сбалансировано с преступлением, чтобы восстановить естественный баланс.
Почти сразу после того как китайцы разработали свою письменность, многие императоры решили оставить свой след, реформируя существующие законы в соответствии со своими потребностями и публикуя собственное правовое наследие в форме кодексов, часто с прикрепленным к ним своим имением.
В период Воющих государств, чтобы заручиться поддержкой новых землевладельцев, страны приняли ряд законов, например:
Его содержание состояло из 6 глав.
В древнем китайском обществе появились и развились многие направления политико-правовой мысли, прежде всего теория конфуцианства и верховенство права. Кроме того, существуют также доктрины моизма, даосизма.
В период Воюющих государств появлялось много политических идей, вызванных постоянными военными конфликтами. В период войн жизнь людей стала тяжелее, что вызывало социальную напряженность в обществе. Такая ситуация требовала от мыслителей объяснения состояния нестабильности в стране и выработки решений по ее стабилизации. Сотни мыслителей выдвигали свои учения, чтобы объяснить, найти социальные причины беспорядков и предложить пути их преодоления. В целом, они стояли на позициях своего класса и критиковали старый социальный порядок, предлагали идеальную модель государства, спорили и критиковали друг друга. В это время было создано множество теорий, принципиально различных по своему содержанию.
Конфуцианство возникло из учения Конфуция (551-479 гг. до н.э.), китайского ученого, политика и философа, жившего в период Воюющих государств. Основное содержание конфуцианского права включает четыре книги (четыре буквы) и пять сутр (Пятикнижие). Тексты, как говорят, следуют традиции самого Конфуция, хотя их авторство не подтверждено.
Конфуцианская философия вращается вокруг двух понятий: аристократия и создание упорядоченного общества. Согласно философии, разработанной Конфуцием и его последователями, закон играет незначительную роль в формировании человеческого поведения. Вместо правовой системы ранние конфуцианские ученые выделяли понятия морали и этикета.
Термин «этикет» описывал социальные отношения и объединял ритуалы для их регулирования. Основными социальными отношениями являлись отношения между императором и его сыновьями, между отцом и сыном, между мужем и женой, между братьями и между друзьями.
Понятие Ли («этикета») представляло собой нормы поведения, базировавшиеся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Ли должно было доминировать в отношениях между правителями и управляемыми, братьями и сестрами и юниорами, мужчинами и женщинами, а также людьми, которых связывали кровь и знакомство.
Конфуцианство придавало большое значение языку. Конфуций считал, что для того, чтобы общество функционировало в гармонии, все общественные отношения должны быть правильно названы. Это означало, что общество нуждалось в признании социальных уровней и ритуалов, чтобы каждый человек постоянно воспринимался через язык и этикет, знал свое социальное положение и как надо было вести себя.
Конфуцианские ученые считали, что люди по своей природе хороши, а природа дает им четыре основных достоинства: человечность, праведность, дисциплину и мудрость.
Согласно конфуцианской мысли, мужчины вели себя неправильно и вели себя плохо из-за негативного воздействия окружающей среды и отсутствия надлежащего образования. Тех, кто поступал неправильно, можно было научить стыдиться своих неправильных действий с помощью образования и моральных убеждений.
Если люди воспитывались в системе, в которой социальные роли и ранги четко определены с помощью языка и этикета, они естественным образом усваивали правильные социальные отношения. В этом случае и человек, и общество развивались в гармонии. С этой точки зрения люди не существовали как свободные личности, они являлись лишь малой частью сложной сети социальных отношений, в которых каждый человек должен был выполнять свои обязанности как субъект императора, как отец и мать, как муж и жена и т. д.
Конфуцианство считало, что если бы люди действовали согласно морали и обладали всеми четырьмя основными добродетелями, общество было бы процветающим и гармоничным.
Таким образом, с точки зрения Конфуция, мораль и этика регулируют общество. Он думал, что социальное расстройство было вызвано людьми, которые ведут себя не в соответствии с их статусом. Чтобы стабилизировать общество, каждый человек должен жить соответственно своему социальному положению.
Он выступал за построение упорядоченного общества. В основе такого общества должен лежать порядок, установленный в соответствии с заранее определенными вещами. Такой порядок не основан на социальном соглашении. Именно принятие «морали» в качестве стандарта, определяющего поведение, привело Конфуция к отрицанию значения закона. Это понизило ценность конфуцианской доктрины в ранний период, когда общество все еще было слишком хаотичным, неуправляемым. Невозможно использовать добродетель, чтобы учить других. Это ограничение конфуцианства проложило путь к развитию других теорий, например, легизма (правление по закону).
Важность закона и его равного применения иллюстрировалась в работах Хан Фи (Han Feizi) (около 280-233 до н.э.), одного из самых известных последователей Дхармы в Китае. Одной из главных забот Хан Фи было найти пути предотвращения восстаний и государственных измен; отыскать такой способ управления народом, чтобы все подданные подчинялись правителю. Он писал: «Если вы не защитите дом, если вы не закроете ворота быстро, тигр спрячется там. Если вы не будете осторожны в своих начинаниях, если вы не скрываете своих намерений, тогда появятся предатели. Они убили своего хозяина и присвоили его место, их называли тиграми. Они сидели на правящей стороне и, чтобы служить злым пастырям, следили за его секретом: их называли предателями. Разруште их банды, арестуйте их сторонников, закройте ворота, лишите всякой надежды на поддержку, и у нации не будет тигров. Став великим, обязательно наказывайте тех, кто действует преднамеренно, и у государства не будет предателей».
Хан Фи (Han Feizi) также предполагал, что если закон принят, то он должен соблюдаться всеми людьми. Наказание должно быть справедливым, чтобы высшее должностное лицо не смогло избежать его за свои виновные действия; а при вознаграждении самый низкий земледелец не должен игнорироваться. Поэтому, чтобы исправить ошибку начальника, наказать подчиненных, навести порядок, выявить ошибки, преодолеть преступления и унифицировать стандарты людей, ничего нет лучшего, чем закон.
Чтобы напугать чиновников, разбудить людей, предотвратить ложь и обман, ничто не может сравниться с наказанием. Если наказание суровое, мужчины не осмеливаются использовать высокие должности, чтобы оскорблять скромных людей; если закон будет четко определен, начальник будет уважаться и его права не будут нарушены. Если их уважают и их права неприкосновенны, тогда правитель будет сильным и сохранит то, что необходимо.
Поэтому предыдущие короли придерживались высоких правил и передавали их потомству.
По словам известного политика династии Цинь генерала Ли (Li Si) (280-208 гг. до н.э., был одноклассником Хань Фэя), который обеспечил повсеместное применение Тянского закона в Китае: «Только умный правитель может налагать суровые наказания за нетяжкие проступки. Если незначительные нарушения несут серьезные наказания, можно представить, какие еще более суровые наказания будут применяться к виновным за серьезное нарушение. Поэтому люди не посмеют нарушать закон».
Сторонники школы правления по закону ставили государство в центр правопорядка. Он же писал: «Порядок и власть (нации) проистекают из подчинения закону. Беспорядок и слабость (нации) возникают из-за его игнорирования». «Строгие законы и суровые наказания являются лучшим и наиболее эффективным способом управления». Он собрал идеи более ранних сторонников и написал книгу под названием Хан Пхи Ту (Hàn Phi T). Хан Фи (Han Fei) предложил политическую систему, где Закон, Власть, Искусство составляют основное содержание.
Согласно подходам этой школы, закон должен быть строг, ясен, широко распространен и понят всеми людьми. Люди должны знать свои обязанности: что дозволяется и что нельзя делать; они должны строго соблюдать закон.
Искусство использования людей: это метод управления людьми. Можно выделить 3 способа, составляющих содержание данного метода: 1) назначение (основано на таланте, не считая потомков); 2) экзаменование (исходя из эффективности работы); 3) награды и штрафы (по результатам экзамена наградить или применить большие штрафы).
Применяя путь Дхармы, династия Цинь укрепила страну, превратившись в богатого вассала периода Враждующих государств, а затем воссоединила Китай. Но эта школа слишком возвеличила закон, отрицая мораль, чувства и отменяя образовательную культуру вопреки развитию цивилизации. Сторонникам этой школы не удалось предотвратить социальные конфликты.
Это стало одной из важнейших причин быстрого краха династии Цинь.
В целом древнее китайское право прошло много периодов развития, связанного с династиями, рожденными в эти периоды.
Хотя письменные законы были найдены во времена династии Чжоу, юридические школы, которые возникли в период Воюющих государств, оказали большое влияние не только на законы древнего периода, но и на право феодальных династий на более позднем этапе. Конечной целью Дхармаистов было создание процветающего и могущественного государства под руководством способного и авторитарного монарха. С другой стороны, конфуцианство желало создать мирное, гармоничное общество через ритуалы и мораль. Однако, несмотря на все различия, Дхарма и Конфуцианство имеют общую характеристику: оба согласны с концепцией абсолютной монархии. В этом отношении обе эти философии не предлагают альтернативу традиционной форме китайского государства и никогда не ставили под сомнение легитимность династий. Это причина того, что и Дхарма, и конфуцианская идеология использовались в качестве доминирующих идеологий феодальных династий на более позднем этапе.