Государство и право Древнего Востока
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государства Древнего Востока
Восток в древности был представлен рядом крупных цивилизаций, которые образовывались на рубеже 4—3 тыс. до н.э. Причины появления государственности на Древнем Востоке объясняются с научной точки зрения. Высокая среднегодовая температура + 21 градус, долины рек: Тигра, Евфрата, Нила, Ганга, Инда, Хуанхэ, Янцзы позволили заниматься сельским хозяйством простыми орудиями труда. Реки и их притоки послужили замечательными транспортными магистралями, обеспечивающими передвижение населения и товаров. Все это привело к накоплению избыточного продукта и усложнению общественной формации.
В обществах Древнего Востока, проявились характерные политические и социальные структуры. Для них были свойственны такие черты, как:
На рубеже 1 тысячелетия до н.э. на Древнем Востоке произошел кардинальный перелом и переход от городов государств к удельным государствам. Из разрозненных государств впоследствии образовывались империи. Власть контролировала разбросанное простейшее производство и выступала организатором всех крупных общественных работ (постройка дорог, дамб, культовых сооружений, сложная ирригация и т.д.). Осуществление работы в границах огромной империи требовала максимальной концентрации власти в одних руках, постепенно наделяя правителя почти неограниченными полномочиями деспота.
Когда заходит разговор о «деспотии», под ней подразумевают политический режим с некоторыми характеристиками:
Готовые работы на аналогичную тему
В своем развитии, древние государства Востока следовали общей канве всех развивающихся стран, от племен и племенных групп, через города-государства к удельным царствам, а затем к относительно централизованным империям.
Расширение стран происходило за счет завоевания и ассимиляции территорий менее сильных соседей. Госаппарат в «деспотиях» был весьма многочисленным и бюрократизированным. Являясь орудием угнетения и контроля, они выполняли и положительные функции, являясь центром управления в случае проведения сложных работ, а также регулированием разрозненного простого общинного производства. В некоторых государствах Древнего Востока, власть монарха могли ограничивать.
Для всего общества Древнего Востока были характерны низкие темпы исторического прогресса. Отсутствие врагов после образования империи, консервировало все общественные механизмы. Все кардинальные социальные изменения были связаны с природными катаклизмами. Жизнь обычного человека представляла собой замкнутый круг, напрямую связанный с циклом проведения сельскохозяйственных работ. Основная угроза стабильности древних империй была связана с борьбой за власть.
Древневосточная правовая традиция
На Древнем Востоке любое регулирование общественных отношений исходило не от осознания его необходимости, а представляло собой лишь прописанные нормы религии, нравственности и традиций.
Для права Древнего Востока характерны следующие черты и признаки:
Развитие правовой системы
Первоначальные памятники права закрепляли в основном установившуюся судебную практику, самые распространенные обычаи. По этим памятникам можно увидеть, как старинные обычаи впитывали новое содержание.
Появление профессиональных, сословных, имущественных и других различий привело к извращению в нормах права Древнего Востока идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии.
Построение судебной системы шло двумя путями: формирование простых по устройству, местных, доступных для жителей судов, имеющих упрощенную форму судопроизводства и рассматривающих дела по малой и средней тяжести правонарушениям; создание судов для рассмотрения сложных по тяжким преступлениям дел.
Всякое судопроизводство базировалось на установленном порядке сбора, оценки и закрепления доказательств, поэтому любые изменения в данном порядке вели к изменению в устройстве форм процесса и суда.
Государство и право Древнего Востока
Государство в ряде стран Древнего Востока утвердилось в форме так называемой восточной деспотии, когда вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества.
Исторически было обусловлено и развитие права стран Древнего Востока. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний. Древневосточное право отличается особой жестокостью уголовноправовой сферы, сохранением пережитков первобытно-общинного строя, социальным неравенством и тесной связью права и религии.
Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Особенности возникновения государства и общества на Древнем Востоке
Древний Восток (Древний Вавилон, империя Мауриев в Древней Индии и др.) — обширный регион, где впервые в истории человечества происходит становление общества и государства.
Общими чертами древневосточных государств (при их огромном разнообразии) являются:
1) сравнительно низкий уровень развития производительных сил (благоприятный климат, плодородная почва, реки — Нил, Тигр и т. д. Благодаря этим географическим условиям население собирало несколько урожаев в год, используя примитивную сельскохозяйственную технику);
2) зависимость древневосточных народов от ирригационных систем (каналов, плотин, дамб), рискованный характер земледелия (частые разливы рек, либо засухи). Организация общественных работ по созданию ирригационной системы становится наиважнейшей функцией государства;
3) длительное сохранение сельской общины, доминирование государственной и общинной земельной собственности и слабое развитие частной. Сельская община, возникающая естественным образом (в связи с характером орошаемого земледелия), всячески поддерживается государством:
4) разнородность социальных групп (переходные формы полусвободы-полурабства, различие прав и обязанностей жителей древневосточных государств могут быть проиллюстрированы на следующих схемах варновой (сословной) структуры Древней Индии;
5) патриархальный характер рабства (от лат. «pater» — отец):
6) преобладание в качестве политической надстройки деспотии — монархии восточного типа, при которой вся полнота власти — законодательной, исполнительной, судебной, религиозной (теократия) принадлежит одному человеку (царю, фараону), личность которого обожествляется. Социальная база деспотии — сельская земельная община (еще в ХІХ в. французским ориенталистом Бернье была подмечена тесная связь между общинным характером хозяйства, слабым развитием частной собственности на землю и деспотической формой правления).
Государственный механизм деспотии приспособлен к выполнению трех основных функций (в той или иной степени присущих любому современному государству):
Древний Вавилон был централизованным государством. Во главе государства стоял правитель-царь, ему принадлежали законодательная, исполнительная и судебная власти. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления — оно было сосредоточено в царском дворце, в котором царь вершил государственные дела.
Следствием дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, также занимали и высшие должности в государстве. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления.
Одной из особенностей государственного управления на Древнем Востоке было объединение в одних руках административных и жреческих функций, которое может быть объяснено следующими факторами:
Основные черты древневосточного права (Законы царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. — Древний Вавилон, Законы Ману ок. I в. до н. э. — Древняя Индия)
Право — это зеркало, в котором отражается общество. Изучая те или иные правовые памятники, можно точно определить уровень экономического и социально-политического развития данного государства.
Главными отличительными чертами древневосточного права являются:
1) жестокость уголовного права, проявляющаяся в самой системе преступлений и наказаний. Законы Хаммурапи (Вавилон XVIII в. до н. э.) рисуют следующую картину:
Жестокость уголовного права проявлялась в использовании т. н. «объективного вменения» — наказания без вины (по законам Ману мятежник не только подвергался сам мучительной казни путем сожжения кистей рук и головы — такому же наказанию подвергались все его родственники до седьмого колена). Возможно, что жестокость может быть объяснена высоким уровнем преступности (особенно среди городского населения), а также отношением к личности на Востоке в целом (ценен коллектив, община, а не отдельная, тем более преступная личность).
Основными целями наказания было устрашение потенциальных преступников и демонстрация мощи государства перед подданными (поэтому исполнение наказания проводилось публично), воспрепятствование дальнейшему совершению подобных преступлений этим же человеком (отрубание руки вору), возмещение вреда, если речь шла о штрафе, исправление тех, кого можно было исправить (позорящие наказания, например, нанесение рабского знака). Не имея возможности ликвидировать корни преступности: бедность, безделье, зависть, государство вело борьбу с преступниками (часто путем их физического уничтожения);
2) закрепление в праве пережитков первобытно-общинного строя:
3) сословный характер права, проявляющийся особенно ярко в уголовно-процессуальной сфере. В Законах Хаммурапи указывалось, что если авилум (свободный, полноправный человек) сломает в драке руку другому авилуму, то пусть сделают ему то же самое, а если авилум искалечит вардума (раба), то пусть заплатит его хозяину штраф (ЗХ, ст. 196-197, 213). По Законам Ману самым тяжким наказанием для жреца брахмана (даже за убийство) являлось остри- жение и изгнание, а шудре-слуге, который начинает «учить брахмана его долгу», следовало залить в горло и уши кипящее масло.
4) приниженное, подчиненное положение женщин, объясняемое, по-видимому, небольшим значением женского труда для древневосточных обществ.
Зависимое положение женщин проявлялось в следующем:
5) тесная связь права и религии, особенно ярко проявившаяся в процессуальном праве — доказательствами в суде могли быть клятвы (если человек поклялся именем Бога, что искалечил другого в драке неумышленно, то он мог отделаться штрафом, а не членовре- дительным наказанием); широкое использование в процессе ордалии («Божьего суда») — обвиняемых в колдовстве, либо прелюбодеянии бросали в воду, и если они выплывали (с Божьей помощью), то считались оправданными (ЗХ, ст. 2).
По поводу ордалии очень точно сказано в Законах Ману: «Злодеи думают, что их не видит никто, а их видит Бог». По законам Ману преступнику, уже приговоренному судом к смертной казни, давался последний шанс, последняя надежда на Божью помощь — он мог добровольно стать движущейся мишенью для воина-лучника, и если стрелы не убивали и не ранили его тяжело, он считался помилованным самим Богом;
6) первые слабые, робкие попытки со стороны государства осуществлять правовое регулирование экономики (установление ставок заработной платы для определенных категорий трудящихся, максимального размера ростовщического процента, государственной монополии торговли на ряд товаров и т. д.).
Лекция 2. «Государство и право стран Древнего Востока»
1. Образование государств в странах Древнего Востока.
2. Социальная структура стран Древнего Востока.
3. Государственный строй стран Древнего Востока.
4. Право Древнего Востока.
/. Образование государств в странах Древнего Востока
Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближнего Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства.
Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена между племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на плодородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию между людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения.
Организация строительства и содержания оросительных систем, сбор части общинников на общественные ирригационные работы стали одной из важнейших задач ранних государств, первой формой которых были но-
Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно считать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Индию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные государства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.).
2. Социальная структура стран Древнего Востока
Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость государственной собственности на землю и сохранения общинных отношений взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собственность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государственной и общинной.
Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязанности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений.
При этом надо иметь в виду, что социально-классовый статус человека, часто зависящий от размеров собственности, не совпадал с его юридическим, правовым статусом, который определялся уже не богатством
(которое можно было как приобрести, так и потерять), а только рождением, происхождением. Такой правовой статус нельзя было изменить даже за деньги, он передавался только по наследству и определял место человека в обществе. Неизменность сословного, правового статуса человека закреплялось и в праве, и в религии, и в традиционной морали. Особенно наглядно это было заметно в Законах Ману в Древней Индии, которые объясняли неравенство между людьми волей богов, которые изначально создали людей различными из разных частей тела главного бога Брахмы.
При наличии общих черт в социальной структуре всех стран Древнего Востока все же в отдельных странах были конкретные особенности, которые надо учесть при подготовке ответа на экзамен.
3. Государственный строй стран Древнего Востока
Наиболее типичной формой правления в данном регионе была монархия в виде так называемой «восточной деспотии». Втаких государствах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственником всей земли, контролировал через своих чиновников правильное использование земли частными лицами.
Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая субординация, четкая система рангов.
Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведомства государственного управления, среди которых особо важную роль играли: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором налогов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведомство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспечивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограблению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимавшееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древнего Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабочем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его материалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом
выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей верхушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.
Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и местных органов власти в каждой из стран Древнего Востока.
4. Право Древнего Востока
Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали.
Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фиксировались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юридических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса).
В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквивалентного возмездия (талион),патриархальные устои семьи.
В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и структуры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует.
Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются законы вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIIIв. до н.э.) и законы Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.
Основные этапы развития государства в Древнем Египте. Высшие и местные органы управления. Организация армии. Судебная система.
Правовое положение населения в Вавилонском царстве. Авилумы и мушкенумы. Организация высших и местных органов управления.
Особенности возникновения государства в Древней Индии. Империя Маурьев. Сословно-варновое деление населения. Своеобразие форм государственной власти. Военная и судебная системы.
Образование и развитие государства в Древнем Китае. Особенности общественного и государственного строя централизованного Китая.
Закрепление сословно-варнового строя Древней Индии в законах Ману.
Регулирование имущественных, договорных и семейных отношений. Уголовное право и процесс.
Вопросы для самопроверки
Почему самые первые государства на Земле возникли на Востоке?
Как природно-климатические условия повлияли на организацию общества и государства на Древнем Востоке?
Какие взгляды на происхождение и сущность государства сложились в странах Древнего Востока?
Какие ведомства государственного управления и высшие государственные должности были особо важными в странах Древнего Востока?
Чем отличалась монархии Древнего Востока от монархий других стран мира (например, средневековой Европы)?
Какую ответственность законы Хаммурапи и законы Ману устанавливали за неисполнение обязательств? За причинение вреда?
Какие способы доказывания своей правоты на суде допускались законами Хаммурапи и Ману? Что общего у них было с доказательствами по Русской Правде?
Как в законах Хаммурапи и Ману отражалось сословное и классовое неравенство разных групп населения?
Особенности развития государства и права стран Древнего Востока
Особенности развития государства стран Древнего Востока
Древневосточным обществам была известна также и республика как форма государственного правления (например, олигархические республики в городах-государствах Финикии, Месопотамии);
— древневосточные общества отличались многоукладностью.
Сложно выделить ведущее положение какого-либо уклада. В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство, использовавшее труд рабов и зависимых лиц, существовало наряду с общинно-частным хозяйством, использовавшим труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих налог государству. В Древнем Египте царско-храмовое хозяйство основывалось на рабской эксплуатации. Жречество соперничало со светской властью. В Древней Индии существовало сословное деление на четыре варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры), отличавшееся замкнутостью. Отношения рабовладения тесно переплетались с сословно-варновыми. В Древнем Китае, наряду с эксплуатацией рабов, происходило обложение налогами крестьян-общинников;
— главной отличительной чертой древневосточных обществ была их традиционность. Идейно-религиозные установки, заложившие основы социальной структуры, государственности и права, сохранялись на протяжении существования государств;
— глубокое влияние на характер политической власти, государственные и правовые институты оказывала религия. Определяющее влияние религиозной идеологии в древневосточных обществах обусловливалось слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология отводила особое место правителю, личность которого обожествлялась с целью укрепления авторитета формирующейся государственной власти;
— особая система социальных ценностей;
— чётко оформившаяся социальная структура. Первоначально рабство носило патриархальный характер;
— сельская община, длительное время сохранявшая черты патриархально-родовой организации, определяла характер политической власти, роль и функции древневосточного государства и права. Сельская община замедляла процесс образования классов, влияла на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Со временем стали складываться царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. В них рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц;
— в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда, происходило превращение лиц, выполнявших управленческие функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве и стояло над рядовыми общинниками;
Особенности развития права стран Древнего Востока
Право в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт:
— древнее право являлось обычным правом. Государство санкционировало сложившиеся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаи и традиции, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай. С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются отдельные нормы обычного права, санкционированные государством. До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы), которые были созданы в полисе Эшнуна в конце III тыс. до н.э. и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи, созданные в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне, сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для изучения древневосточного права. К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра), оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I-II вв. до н.э. и II в. н.э.;
— религиозный характер права. Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма имела религиозное обоснование. Наиболее выраженным религиозным характером отличалось право Древней Индии, где по существу религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как «после смерти отправление в ад»;
— правовые нормы были незыблемыми: данные Богами, они не могли изменяться и дополняться людьми на земле;
— право не носило систематизированного характера, отсутствовало деление по отраслям права. В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях материального и процессуального права. На первый взгляд правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики.
Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.
Охарактеризуем гражданское право государств Древнего Востока.
Гражданское право в целом развивалось значительно медленнее, чем уголовное и процессуальное. Все древнейшие своды законов представляли собой типичные судебники, т.е. по существу инструкции судьям, каким образом рассматривать типичные случаи судебной практики.
Вещное право. Институт собственности уже был закреплён в законодательстве древневосточных стран, причём в разных формах. Однако неразвитость гражданского права проявлялась в преобладании не частной формы собственности, а общинной, что являлось одним из проявлений пережитков родоплеменных отношений. Законодательно были закреплены государственная и храмовая формы собственности, защита которых являлась одной из важнейших задач права. Законодатель различает уже такие институты, как собственность и владение, давность владения, способы приобретения собственности.
Таким образом, одним из древнейших принципов договорного права является принцип незыблемости договорных обязательств.
Семейное право носило ярко выраженный патриархальный характер. Это проявлялось в неравенстве прав женщин и мужчин. Женщина выступала не как субъект гражданских правоотношений, а как их объект. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживались такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин и детей в патриархальной семье. Брак совершался в форме сделки купли-продажи между женихом и семьёй невесты, что и становилось основанием для ограничения прав женщины: она не могла совершать самостоятельно какие-либо гражданские сделки. Лишь в древневавилонском обществе положение женщины отличалось сохранением ряда гражданских прав, что было проявлением сохранившихся пережитков матриархата.
Наследственное право характеризовалось сохранением патриархальных черт. Наследование осуществлялось по мужской линии. Женщина, как правило, не могла выступать в качестве самостоятельного наследодателя и наследополучателя.
Еще одной типичной чертой уголовного права был сословный характер системы наказания. Лица, обладавшие разным правовым статусом, несли неодинаковое наказание за совершение одних и тех же преступлений. Так уголовный закон отражал складывающуюся в обществе социальную иерархию.
Суд и процесс характеризовались в государствах Древнего Востока неразвитостью. Прежде всего судебная власть не была отделена от административной. Судебными полномочиями наделялись чиновники, которые вершили правосудие, как правило, единолично. Какая-либо система органов судебной власти отсутствовала.
Ордалия проводилась в виде испытания водой, каленым железом, огнем, клятвой. Рождение данного института было обусловлено верой в абсолютные знания богов обо всём происходящем в мире, поэтому ордалия свидетельствует о преобладании религиозного сознания над правовым. Считалось, что боги невинного защитят и помогут преодолеть испытание, а виновному без поддержки богов испытания выдержать невозможно. Таким образом, боги могли указать судье на преступника.
Возникновение и развитие политико-правовой мысли Древнего Востока
Идеи о способах управления возникают с появлением государства. Политико-правовая мысль народов Древнего Востока складывалась под влиянием множества социально-экономических и духовных факторов: этики, философии, традиций и верований.
Практически во всех государствах Древнего Востока личность царя, императора обожествлялась, власть передавалась по наследству, утверждалась его непогрешимость и возможность использовать любые методы в управлении государством, а законы рассматривались как божественная воля.
Наиболее древним памятником, характеризующим политикоправовую мысль в странах Древнего Востока, является законодательство царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Древний Вавилон). Закон определялся как осуществление воли богов, и не мог быть отменен людьми. Законы Хаммурапи были проникнуты идеей справедливости, под которой понималась охрана существующего строя и государственных институтов, польза для государства и общества.
К IV-III тысячелетиям до н.э. относится возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Египте, утвердившегося как централизованная бюрократическая монархия во главе с фараоном. Рабовладельческая идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися общинниками, нашла выражение в различных источниках, в том числе в литературно-политических трактатах, так называемых поучениях, в форме наставлений отца сыну. В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н.э.) отражены рост внутренних противоречий, усиление и обострение классовой борьбы. В трактате были изложены советы, как управлять в это трудное для властвующих время. Царь предлагал возвышать вельмож, видя в них опору государства, и рекомендовал приближать знатных и богатых, чтобы сплотить все силы против рабов и неимущих свободных. В «Поучении Птахотепа» содержались предписания нравственного порядка, например, предостережение от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимательным к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д.
Одним из выдающихся памятников IV-III вв. до н.э. был светский политический трактат Артхашастра, в котором предпочтение отдавалось практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям. Создателем Артхашастры считается брахман Каутилья, до сих пор почитаемый в Индии как один из выдающихся политических деятелей, с именем которого, в том числе, связывают период наивысшего расцвета и могущества древнеиндийского государства.
Древнекитайская политико-правовая философия представлена идеями Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция, Мо-цзы, легистов и др.
Лао-цзы считается основателем даосизма. Его автору принадлежит «Книга о дао и дэ» («Дао дэ дзин»).
Принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды» позволил причислить Мо-цзы к представителям утопических учений.
Легизм. Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (IV в. до н.э.) и Хань Фэй (III в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
В основу доктрины легизма было положено учение о главенстве юридического закона в жизни государства. Создателем закона мог быть только самодержавный правитель. Законы могли изменяться.