государство и право древней индии кратко

Государство и право Древней Индии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственное устройство Древней Индии

В древний период Индия являлась относительно централизованным унитарным государством на территории Индостана и части современного Афганистана. Но составные части страны имели значительную автономию, с которой монарх обязан был считаться, что подтверждают тексты «Архашастры» и Законов Ману.

По правовому статусу и полномочиям монарх в Индии отличался от египетских фараонов и вавилонских царей:

Осуществление царской власти происходило при помощи центральных и местных органов государственного аппарата, который был менее многочисленный и бюрократизированный, чем в Древнем Египте.

Все чиновники разделялись на высших и низших, которые принадлежали к определенным категориям и сферам управления.

Административно-территориальное деление Древней Индии на провинции, города и деревни учитывалось при создании аппарата управления. Каждая административно-территориальная единица управлялась специально назначенным чиновником. В провинции управлял близкий родственник царя, через нижестоящих должностных лиц осуществляющий хозяйственный, полицейский и судебный контроль В городских кварталах эти функции выполнял мукхья, относящийся к низшим городским чиновникам. В сельской местности главой являлся деревенский староста.

Законы Ману

Особое место среди источников права Древней Индии занимают законы Ману, возникшие в II в. до н.э. – II в. н.э. Это сборник предписаний в области нравственных и правовых отношений, обязательных для соблюдения населением Древней Индии.

Готовые работы на аналогичную тему

Источники Законов Ману:

Исследователи считают, что составителями документа являлась группа брахманом, работавшая над Законами на протяжении продолжительного времени.

Текст разделен на 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустиший. Такая форма имела ряд недостатков. Большой объем затруднял применение правового акта в повседневной жизни. Название глав не указывало на общественные отношения, регулируемые их нормами. Нумерация статей начиналась в каждой главе с начала, что также усложняло их использование и делало возможными ошибки и злоупотребления в суде.

Гражданское право по Законам Ману

Гражданско-правовые нормы находятся в разных главах (I, VIII, IX, X, XI). Так, глава I, содержит несколько статей, относительно основного института гражданского права – собственности. Статья 100 гласит: «Все, что существует в мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно он имеет право на все это».

Обязательственному праву, как подотрасли гражданского права, также в законах Ману уделено большое внимание. Законодателем выделены два вида обязательств: из причинения вреда и из договора.

Большое количество статей и развитое отражение гражданско-правовых отношений свидетельствуют о высокой степени развития гражданского права в Древней Индии

Брачно-семейное и уголовное право

В статьях Законов Ману, в первую очередь в III и IX главах, особое внимание уделено семейным отношениям. Они строились на принципе верховенства власти мужа и отца.

Законы Ману выделяют следующие виды преступлений:

По степени общественной опасности уголовные правонарушения делились на две группы: тяжкие преступления (совершенные с применением насилия) и все другие (без применения насилия). Тяжкими являлись убийство, грабеж, изнасилование и др.

Любой человек, даже царь, мог быть субъектом преступления, но наказание напрямую зависело от варны, к которой относился виновный.

Хорошо отразилось в Законах Ману понятие рецидива. За повторное совершение правонарушений ответственность повышалась.

Значительное развитие уголовного права подтверждается наличием норм, о «соучастии», «обстоятельствах, смягчающих вину», «обстоятельствах, отягчающих вину» и «обстоятельствах, освобождающих от вины».

Процессуальное право

Глава VIII содержит исключительно нормы, касающиеся состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств.

Процессуальное право Древней Индии закрепляло неукоснительный принцип коллегиальности. При судебном рассмотрении дел должен был соблюдаться установленный законом ритуал.

Важной особенностью была состязательность судебного процесса.

Судебный процесс начинал истец, который подавал заявление и сам представлял доказательства. Затем заслушивали ответчика, после чего судьями тщательно исследовались доказательства сторон. Если же ответчиком полностью признавались претензии, то судьи сразу могли приступить к вынесению решения по делу.

Доказательствами являлись показания свидетелей, клятва, ордалии и вещественные доказательства.

Показания трех свидетелей, обличающие ответчика, были достаточны для подтверждения вины, однако требования к лицам, кто мог стать свидетелем, были достаточно жесткие.

При рассмотрении некоторых дел важнейшими доказательствами считались вещественные. Например, при иске о границах участков, судьям достаточно было межевых знаков.

При отсутствии иных доказательств по решению судей могли быть применены клятва или ордалии (божий суд).

Источник

Государство и право Древней Индии

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Первые государственные образования возникли в северной части полуострова Индостан, в долинах рек Инд и Ганг, во 2 тыс. до н.э.

В середине 2 тыс. до н.э. на территорию вторглись племена ариев. Они разрушили древнюю цивилизацию, часть населения изгнали.

В процессе разложения родоплеменных отношений и имущественно-социальной дифференциации возникла государственность.

1. Рабовладельческое государство (2 тыс. до н.э. – IV в. до н.э.)

2. Централизованное государство Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.)

3. Период упадка, раздробленность, формирование феодальных отношений (II в. до н.э. – IV в. н.э.)

Все население жестко разделено на социальные слои – варны:

Первые две варны управляли государством и назывались благородными, двурожденными, т.к. при жизни перейти из одной варны в другую было невозможно, но после смерти душа могла вселиться во второй жизни в тело брахмана или кшатрии, при условии, что человек в перовй жизни соблюдал законы, был предан правителям и т.д.

Представителем оппозиционной идеологии стал принц Сиддхартха Гаутама – Будда («Просветленный»). Он говорил, что если человек получит знание, он сможет управлять страной, даже если он из низшего сословия.

Знаниям учили в буддийских общинах. Первые носители этих идей преследовались, но потом власти стали приспосабливаться к этой неконтролируемой ситуации.

После принятия царем Ашокой буддизма оппозиционная идеология становится государственной.

Затем идеи брахманизма и буддизма слились, образовав религию индуизма. В чистом виде буддизм распространился в других странах.

Центральное управление: во главе магаражда.

Наибольшего развития государство достигло в период правления Чандрагупты Маурья. Он возглавил сопротивление захвату Александра Македонского и объединил народ.

При магарадже была система чиновничьего аппарата.

Паришад – коллективный орган, состоявший из брахманов и аристократов, совет при магарадже.

Пурохита – главный жрец и советник

Охармадьякша – верховный царский судья

Чиновники делились на 3 ведомства: военное, финансовое и общественно-строительных работ.

Государство делилось на провинции, во главе которых стояли выборные или назначаемые правители.

Армией руководил военный совет, который делился на коллегии, ведавшие:

Сформировалась сильная налоговая система, государственная монополия, чтобы содержать армию.

Главный источник права – Законы Ману; полное название: Манава-дхарма-шастра

Доминировала государственная собственность в лице главы государства — раджи.

По структуре: 12 глав и 2685 статей в виде двустиший (шлок)

I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

II — правила жизни в период обучения;

III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;

V — некоторые религиозные нормы;

VI — правила жизни отшельника;

VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Носили ярко выраженный социальный характер (представители разных варн за одно и то же преступление получали разное наказание). Для брахманов самым суровым наказанием было выселение.

Казуистичность: законодатели описывали конкретные деяния, старались их все предвидеть, а не описывали инцидент общими словами («повредил ногу, руку и др.», но не «нанес телесные повреждения»). Нет общих понятий.

Формализм: строго описан порядок судебного процесса

Символизм: использование символов — цветов, растений и др., символизирующих деяния.

В законах Ману были приведены 7 законных способов приобретения имущества: наследование, получение в дар или находка, покупка (для всех), завоевание (кшатрии), ростовщичество (ремесленники), исполнение работ (ремесленники), получение приношений (для брахманов).

640 1

Договор купли-продажи, займа, найма, дарения, поклажи (перевозки), товарищество (2 и более субъекта вкладываются для достижения цели — современные ЗАО, ОАО). Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком или лицом, не уполномоченным заключать этот договор (рабы, шудры). Также должен заключаться добровольно с согласия двух сторон. Отсюда вытекает, что договор, заключенный с помощью обмана или насилия является недействительным.

Семейно-брачные отношения и наследственное право:

Встречается много противоречий. Доминирующим является патриархальный уклад. Семейное имущество в руках главы семьи — старшего мужчины, имел право наказывать членов семьи и слуг. Положение женщин принижено, они полностью во власти мужчин — отца, мужа или сына. Женщина приспособлена только для рождения детей, не самостоятельна.

Смешанные браки запрещались (кроме брахманов).

Наследовать могли двумя способами: наследство делилось поровну между сыновьями, либо наследовал старший сын. Дочери не наследовали, лишь получали приданое.

Преступления и наказания.

Уголовно-правовые нормы отдельно от других норм не выделялись.

– государственные (мятежи, заговоры и др.)

– против отдельных лиц (убийства, оскорбления и др.)

– против семейных устоев (разговор с чужой женой отдельно от всех и др.)

Наказания по принципу талиона.

Наказание зависело от варн. За оскорбление «дважды рожденного» вайшья платил штраф, шудрам отрезали язык. Однако за кражу брахманов могли наказать сильнее, чем шудр, сложность состояла в том, чтобы факт кражи доказать.

Документом, закрепившим тот факт, что при жизни можно перейти из одной варны в другой, стала Артхашастра.

Она была подготовлена в период правления Маурьев (IV в. до н.э.), после восстания Чандрагупты Маурья. Его внук Ашока принял буддизм, после чего официальной религией Империи Маурьев стал индуизм, сочетание брахманизма и буддизма.

В Артхашастре в основном представлены указания об административном управлении, что же касается имущественного и уголовного права, пользовались законами Ману.

Четкого разделения между гражданским и уголовным процессом не было (как и в других государствах). Дела возбуждались пострадавшими либо их родственниками. Рассмотрение дела носило состязательный характер: стороны должны были убедить суд в своей правоте и представить соответствующие доказательства. При вынесении решений суд придерживался социально-классовой принадлежности сторон. Свидетелями не могли быть дети, женщины, рабы, ненадежные личности. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, против «дважды рожденных» только «дважды рожденные». Если доказательств нет — божий суд (клятва, испытание огнем или водой, если человек выживал — невиновен), также решение могли вынести исходя из варны обвиняемого.

Источник

Государство и право Древней Индии

Древнее индийское государство

Процесс формирования государства. Природные условия

Жители Индии в этот период принадлежали к различным этническим группам: коренные жители Дравиды, представители культуры Хараппа и Мохенджо-Даро и мигранты из других мест, таких как Арья и Тамин.

Изначально на территории Индии не было единого государства, а существовало множество государств, образовавшихся в древние времена. Первые государственные образования были сформированы в Индийском бассейне на северо-западе Индии приблизительно в период с начала III тысячелетия до первой половины II тысячелетия до н.э. В дельте Ганга, северо-восточной Индии, государства появились позже, чем в регионе Индиана, примерно с середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. В Южной Индии жившие здесь таминцы основали собственные государства.

Формирование государств в Индийском бассейне (приблизительно с начала III тысячелетия до н.э. до первой половины II тысячелетия до н.э.).

В найденных археологами документах можно встретить такие слова, как правитель (sasa), правитель (pata), правитель правителей (sasa-pata). Это доказывает, что у коренных народов начался распад первобытно-общинного строя; наметился переход к обществу с более развитой экономикой; произошла дифференциация населения, выделились богатые и бедные, что привело к появлению классов. Государство появилось на основе формирования классового общества.

Цивилизация Индийской реки, просуществовав некоторое время, пала, за ней последовала цивилизация Ганга на северо-востоке. Причина этого упадка до сих пор остается загадкой. Некоторые ученые считают, что разрушение цивилизации могло быть связано со стихийными бедствиями или войнами.

Процесс формирования государства в бассейне Ганга (с середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.).

Если цивилизация Индийской реки стала известна благодаря свидетельствам, найденным в ходе археологических раскопок, то цивилизация Ганга известна была давно, так как получила отражение в литературных произведениях. Об этом свидетельствовали Веды, т. е. религия Брахманов. Поэтому цивилизация Ганга также известна как период Вед. Первый том под названием Риг Веда отражал социальную ситуацию в этом регионе во второй половине II тысячелетия до н.э. Следующие три тома назывались «Поздняя Веда», они отражают жизнь общества в первой половине I тысячелетия до н.э.

Представителями цивилизации Ганга являлись Арии, это люди, пришедшие извне, которые переселились в Индию. Во время Риг Веды жители использовали бронзу. В этот период род начал распадаться и образовалось много сельских коммун. В обществе стали появляться рабы. В Риг Веде было упоминание о государствах (растрах), королях (рагиях), которые по сути являлись вождями племени. Племенная военная демократия была сформирована.

Ко времени Хау Веды появление железных изделий сделало сельское хозяйство, ремесло и торговлю более развитыми. Вожди племен все больше концентрировали власть в своих руках и становились самыми могущественными людьми. Власть монарха переходила по наследству. Был создан бюрократический аппарат, состоявший из совета старейшин, должностных лиц, например, военачальник, должностные лица, отвечавшие за казначейство, продовольственное снабжение и т.д., и религиозных деятелей.

С формированием социального неравенства сложилось разделение общества на четыре варны:

В Индии сложилась особая социальная система, поэтому не принято использовать понятие «классы». Говорят о кастах и варнах. Кастовая система в Индии предполагала разделение по профессиям. Слово «варна» означает цвет, сущность и предполагает разделение не только по профессиональному признаку, но и по происхождению. В этом заключается разница между званиями по профессии, социальному статусу, правовому положению. Варн было четыре, а каст значительно больше. Смешение варн не допускалось. Представители разных каст не могли вступать в брак.

Кроме четырех вар были рабы. Они происходили из многих источников, таких как воинский плен, задолженность, дети, рожденные рабыней и так далее. Рабы в основном работали в семье и чаще всего считались членами семьи. У некоторых рабов были свои семьи и собственность. Рабство не играло важной роли в экономической, политической и социальной жизни в древней Индии.

Государство Кошала было расположено в середине бассейна реки Ганг. Изначально Магада поддерживала хорошие отношения с Кошалой, чтобы вести завоевательные походы на Западе.

Результатом такого союза явилось значительное увеличение територии Магада. Магада просуществовало более 200 лет (около 550-321 гг. до н.э.). Именно в этом государстве родился и проживал Будда (около 560-480 гг. до н.э.). В этот период происходило зарождение и распространение буддизма.

После того как Македония вывела свою армию из Индии, в бассейне индийской реки возникло освободительное движение.

Лидером движения был Чандрагупта Маурья. Он служил (генерал) семье Нанда в королевстве Магадха. После захвата северозапада он направился на восток, сверг правящую династию Нанды и сам стал королем (421-397 гг. до н.э.). Вся северная Индия являлась территорией королевства Маурьев. Это было время расцвета древней Индии. После смерти Чандрагупта его сын Биндусара унаследовал трон и продолжил завоевывать новые земли.

Дальнейшее процветание Маурьев (272-232 гг. до н.э.) приходится на правление Ашока, сына Биндусары.

Ашока был заинтересован в развитии торговли между Индией и Западной Азией, Юго-Восточной Азией и Китаем. Он направлял послов для установления дипломатических отношений со многими странами, такими как Сирия, Египет и Македония. В этот период буддизм стал государственной религией. Государство было заинтересовано в очистке воды, орошении, строительстве каналов, создании водохранилищ и плотин. Помимо сельского хозяйства, ремесел получила развитие внутренняя и внешняя торговля.

После смерти царя Ашоки династия Маурьев постепенно распалась. Индия была разделена на множество государств. Рабовладельческий строй в Индии пришел в упадок к концу III в. н.э.

Организация государственного аппарата

С середины II тысячелетия до н.э. до IV в. н.э. древнее индийское государство существовало в форме абсолютной монархии. Государственное управление было организовано на двух уровнях: центральном и местном.

Царская власть проявлялась в первую очередь в абсолютном экономическом господстве. В сельскохозяйственной экономике в древней Индии наиболее важным средством производства являлась земля. Раджа считался верховным владельцем всей земли.

Он выделял землю крестьянам, которые обрабатывали её и платили налоги. Крестьяне-общинники тоже должны были платить налоги радже. Царь имел право пожаловать землю духовенству, своим родственникам и др. Он мог забрать землю обратно в любое время, так как являлся единственным собственником земли.

Раджа был самым богатым человеком, потому что собственность государства являлась его собственностью. «Сокровищница» нации была собственностью раджи. Он имел полный контроль надо всем имуществом страны.

Экономическое доминирование позволило создать условия для экономической зависимости всех социальных групп и стало основой для концентрации политической власти в руках раджи.

С точки зрения политической власти он считался высшим держателем государственной власти. Обладая верховной властью в законодательной, исполнительной, судебной сфере, являлся верховным главнокомандующим армии.

Об исполнительной власти: царь имел право решать все вопросы страны, такие как, например, война и мир. Он принимал решение об организации государственного аппарата и системы чиновников. Раджа имел право назначать, увольнять, поощрять, наказывать и мобилизовывать любых чиновников в своем государственном аппарате.

О Судебной власти: раджа обладал высшей юрисдикцией. Он имел право выносить решение по любому делу, в отношении любого лица. Его решение было окончательным вердиктом.

Кроме того, царь был верховным командующим. Им были определены все воинские звания.

Таким образом, раджа обладал высшей законодательной, исполнительной, судебной и военной властью.

Царю принадлежала божественная власть, сам он стал божественным. Согласно законам Ману, «в то время не было царя, люди жили со страхом и не защищено, поэтому Бог создал царя, чтобы защитить людей», «царь подобен солнцу», «говоря об авторитете, царь подобен как бог, предположим, когда царь был ребенком, это была просто поверхностная форма, но на самом деле царь был богом».

Для осуществления управления страной была создана единая правительственная бюрократия, охватившая все уровни от центрального до местного.

Высшие органы власти: высший чиновник, названный Первосвященником (Пурохито, жрец, брахман), был самым доверенным лицом царя, выполнял судебные функции, действовал в качестве премьер-министра, осуществлял управление страной от его имени.

Государственный аппарат делится на 3 органа:

Совет Министров: возглавлялся первосвященником, за которым следовали чиновник по казначейству и чиновник по налогам, а затем другие должностные лица. Каждый назначенный министр отвечал за ряд областей, таких как сбор налогов, бюджет, сельское хозяйство, торговля, лесное хозяйство, судостроительное и т.д.

Совещательный совет: включал влиятельных аристократов.

Ведомство по надзору: в условиях строжайшей тайны осуществляло надзор за деятельностью государственных должностных лиц.

Вся территория страны была разделена на столицу как особый район и 4 провинции. Каждую провинцию возглавлял ведущий принц, выполнявший функции наместника царя. В столичном районе действовал административный совет состоявший из 30 чинов, 6 департаментов (каждый из которых включал 5 членов), отвечавших за 6 областей: ремесло, иностранные дела, гражданское состояние, торговля, налоги и надзор за поставкой продукции.

Низовыми административными единицами были деревни и общины. Общины считались самодостаточной экономической единицей, обладали политической автономией по отношению к государству и имели замкнутый характер в отношениях с внешним миром. В Совет общины входили люди, избираемые членами общины, которые руководили общественными работами и контролировали их, а также обеспечивали порядок и безопасность в деревне, собирали налоги, проводили мобилизацию. Глава общины представлял ее интересы в отношениях с вышестоящей властью.

Сельская общинная власть в древней Индии была типичной для долгосрочного устойчивого существования рабовладельческого строя. Поэтому сельская община стала опорой абсолютизма, помогала укрепить власть раджи и центрального правительства.

В дополнение к ранее названным ведомствам в Древней Индии, от центрального до местного уровня, осуществляло деятельность ведомство по управлению водными и ирригационными, земельными работами, ремонту дамб, распределению источников воды и ирригации.

Древнее индийское государство придавало большое значение организации вооруженных сил для защиты интересов правящего класса. Армия Индии в этот период была хорошо организована. В подчинении царя были армии провинций, армии вассальных государств и зависимых племен. Кроме армии существовал флот.

Древнее индийское право

Общественные отношения в Древней Индии регулировались обычаями, религиозными нормами, моральными, нравственными установками, обычаями общины, законодательными актами. Таким образом, законы государства действовали параллельно с другими социальными нормами, более того, находились под сильным влиянием этих норм. Благодаря длительному устойчивому существованию сельской общины в Индии нормы, сложившиеся в коммуне, играли важную роль в регулировании общественных отношений.

Кодекс Ману

В древней Индии существовало множество разных государств со своей системой законов. Кодекс Ману считается наиболее полным набором всех древних правил. Этот кодекс относится примерно ко II в. до н.э. Окончательно был оформлен в I в. до н.э., включив многочисленные изменения и дополнения, внесённые Брахманами.

Содержание Кодекса Ману выходило за рамки общего права.

В дополнение к правовым нормам, регулировавшим общественные отношения, в Кодексе Ману были отражены и другие вопросы, например, политика, религия, представления о мире и Вселенной, о поведении людей, о силах богов и т.д. Положения Кодекса Ману были разработаны для регулирования наиболее важных областей жизни. Из-за участия Брахманов в разработке Кодекса в содержании законов прослеживается ярко выраженный религиозный характер. В положениях закона трудно различить религиозные нормы, правовые или этические нормы. Закон также выражает классовую природу и классовую структуру древнеиндийского общества.

Основное содержание Кодекса Ману

Кодекс Ману содержал правила владения, брака и семьи, наследования, преступления и наказания. В каждой статье закона прослеживается различие между социальными группами.

Право собственности, регулируемое законом, в основном касалось земли как наиболее важного средства производства в сельскохозяйственной экономике Индии. Закон признавал три формы собственности на землю: владение царя, владение сельской общиной и частная собственность. Раджа владел всей землей в стране, а сельская община владела только землей общины.

Статья 264 предусматривала, что земля и пруды у члена общины не могли быть без причины изъяты с применением угрозы или силы. Произвольное изменение границ участков, поделенных на коммуну, строго запрещалось. Царь являлся собственником всех земельных участков. Следовательно, все действия, произвольно меняющие границы, наказуемы, а если не были четко определены границы, то «царь должен был изъять их себе» (ст. 265). Статья 9 гласит: если деревни будут оспаривать землю, земля будет забрана царем.

Частная собственность на землю и право на торговлю подлежали государственному надзору. Статья 9 гласит: если продавец недвижимости получит денег больше, чем ее цена, государство отбирает лишнее. Если стороны в земельном споре давали ложные показания, то государство возвращало эту землю. На самом деле количество земель, находившихся в частной собственности в этот период, было невелико.

В отношении другого имущества государство признавало право собственности только при наличии конкретных доказательств, указывавших на его происхождение, таких как покупка, продажа, наследование и вознаграждение. Статья 147 предусматривала, что если владелец предоставит другому лицу доступ к его или ее вещам в течение 10 лет подряд, не возвращая его, он или она не будут иметь права вернуть себе предмет.

Кодекс Ману содержал прогрессивные положения о договорах. Закон содержал положения о договорах займа и залога; устанавливал максимальную процентную ставку, подлежавшую выплате в месяц. Эта процентная ставка зависела от положения лица в обществе. Законом допускалось использование тела самого должника в качестве средства обеспечения исполнения договоров.

Относительно действительности договора: договор признавался недействительным, когда был подписан с безумцем, пожилым, пьяным, несовершеннолетним или под давлением, обманом (ст. 163, 165, 168).

По договорам купли-продажи, если устанавливалось, что проданные товары имели внутренние дефекты, то покупатель имел право расторгнуть договор в установленный срок. В соответствии со ст. 15 срок расторжения договора составлял полтора месяца, если это «четвероногий товар» (крупный рогатый скот), и один год, если это «двуногий товар», т. е. раб.

Методы обеспечения исполнения договора: закон допускал использование должников в качестве гарантий обеспечения договоров. Статья 177 предусматривала: если должник не может заплатить, то он будет превращен в раба для погашения долга. Если заемщик умирал, то родственник этого лица обязан был погасить долг. Но если он не может оплатить долг, то будет превращен в раба.

Положение о браке и семье

Закон предусматривал четыре формы брака: брак по решению родителей, похищение невесты, покупка жены и добровольный брак. В частности, наиболее уважаемыми правовыми и социальными формами брака являлись браки, заключаемые родителями. Напротив, добровольный брак был особенно презираем и осуждался.

Брак должен был заключаться с учетом варн. Смешение варн не допускалось, однако мужчина имел право жениться на женщине более низкого положения, низшей варны. «В первом браке человеку (к первым трем классам в варновой системе) рекомендуется вступать в брак с человеком того же уровня, но те, кто поступает в брак со своей любовью, могут вступать в брак с человеком низшей варны). В этом случае мужчина будет понижен до уровня жены. А после смерти, например, брахман, женившийся на шудрянке, низвергается в ад.

В семейных отношениях Кодекс Ману четко утверждал идеи патриархата, отстаивал абсолютную роль и власть мужчины в семье. Женщина всегда находилась под защитой мужчины и не могла быть независимой.

Положение о наследовании

Закон признавал форму наследования по завещанию и по закону. Все дети имели право наследовать имущество отца. При этом мальчики наследовали в равных долях. Наследники имели право не делить наследство, если они не желали этого. В этом случае старший управлял общим наследством (ст. 105, гл. 9).

Девочки также получали наследство. Если дочь не выходила замуж, то она получала долю, равную с сыном (ст. 192, гл. 9). Если дочь выходила замуж, то она получала наследство в меньшем размере и в форме приданого (ст. 118, гл. 9).

Положение о преступлении и наказании

Уголовные нормы, разработанные Кодексом Ману, явно закрепляли классовые характеристики, сословные привилегии.

Сословные привилегии четко выражались в принципе терпимости к высшим сословиям, попирающим интересы низшей касты, к наиболее суровому наказанию людей низшего сословия.

Например, если было совершено преступление в отношении представителя варны вайшия шудрой, то шудре следовало отрезать язык или залить кипящее масло ему в рот.

Закон определял виды преступлений с очень жестокими наказаниями. Статья 125, гл. 8 предписывала за предательство, военные преступления, такие как дезертирство, применять смертную казнь.

В случае кражи имущества царя или храма наказание исполнялось без суда (ст. 280, гл. 9). В законе содержались обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Таким образом, положения о преступлениях и наказаниях в Законе Ману очень четко показывают суровость и неравенство с точки зрения социального подхода системы наказаний. Наказания могли носить не только светский, но и религиозный характер.

Положения о судебном призводстве

В ходе судебного разбирательства для обеспечения его подлинной истинности Законы Ману придавали большое значение доказательствам, включая показания свидетелей, вещественные доказательства. Однако ценность доказательств зависела от социального положения и пола свидетеля. Статья 68 Кодекса гласит: свидетель должен быть того же ранга и пола, что и обвиняемый.

Если голоса свидетелей равны, судья отдает приоритет хорошим доказательствам. Когда существует противоречие между доказательствами, доказательства высшей варны считаются истинными доказательствами.

Таким образом, Законы Ману в Древней Индии являются важнейшим юридическим документом, который использовался для регулирования многих социальных отношений. Закон действительно являлся инструментом для полной защиты интересов государства, раджи, представителей высших варн. Он характеризовался суровыми наказаниями. В то же время в Законе содержались прогрессивные нормы гражданского права.

Факторы, повлиявшие на древние индийские законы

В древние времена для регулирования общественных отношений Индия использовала варновые правила, обычаи, религиозную доктрину помимо государственных законов. Поэтому законы древней Индии институционализировали многие социальные нормы. Они создавались под влиянием факторов, которые вытекали из экономических, политических и идеологических характеристик.

Экономические: древняя Индия имела самодостаточную сельскохозяйственную экономику. Ремесла и торговля были слабо развиты, поэтому важное место отводилось уголовному закону, незначительное внимание уделялось гражданско-правовым нормам. Четких границ между отраслями права не существовало.

Сельскохозяйственная экономика возвышает роль мужчины в семье и обществе, поэтому в правовых нормах закреплялось четкое гендерное неравенство между мужчинами и женщинами, между мужем и женой, между девочками и мальчиками. Правовое положение мужчины всегда было выше, чем женщины. Женщина должна быть безусловно покорной и подчиненной.

Политические: древний индийский закон является средством классового господства. В нем публично признавалось социальное неравенство. Интересы и положение аристократического рабовладельческого класса были хорошо защищены и это укрепляло их абсолютное господство. В гражданских отношениях интересы брахманов и кшатриев всегда защищались. В уголовных отношениях регулирование преступлений и суровых наказаний для вайшьев и шудр, особенно преступлений против государства и царя, являлось гарантией общественного порядка. В семейных отношениях неравенство между мужем и женой, между детьми обусловлено влиянием патриархального правления.

Идеологические: древний индийский закон находился под сильным влиянием религиозных верований. В Древней Индии рождались и развивались различные религии, такие как, например, буддизм, индуизм. Они оказали влияние на законодательство. Так как духовенство относилось к высшей варне Брахманов, то их положение всегда защищалось нормами гражданского, уголовного и процессуального права.

На законодательство Индии оказали влияние обычаи, нормы морали, нравственности, сформировавшиеся в общинах.

Основной целью наказания являлось устрашение, поэтому публично применялись суровые наказания.

Итак, во главе государства стоял царь (раджа). Царю предписывалось почитать брахманов, поступать по их совету. Царь являлся главой административного аппарата. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного управления.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • государство и право древней индии законы ману
  • государство и право древней греции кратко