История государства и права зарубежных стран. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Государство и право зарубежных стран». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Древние государства Месопотамии
1. Двуречье (южная территория между реками Тигр и Евфрат) в IV тыс. до н. э. оказалось очень выгодной для развития земледелия территорией: разлив рек обеспечивал плодородность земель, определял особый порядок проведения ирригационных работ. Поселения земледельцев разрастались, в общинах выстраивались большие храмы, жрецы которых по большей части занимались управлением селения.
2. Такие общинные поселения становились месопотамскими городами, в которых развивалось еще и ремесло. В III тыс. до н. э. их можно было считать городами-протогосударствами, в которых наблюдались социальное расслоение, различие между мелкими и крупными землевладельцами, даже применение рабского труда.
В результате ожесточенной борьбы шумерских городов-государств за верховенство своей власти в XXVIII–XXVII вв. до н. э. происходит интенсивный рост городов Киш, Урук, Лагаш, Ниппур. Их правители получили титул лугалей (господ). В XXIV в. до н. э. Саргон Аккадский стал «царем четырех стран света», объединив северную и южную части Двуречья, возглавив Аккадско-Шумерское государство.
3. XXII–XX вв. до н. э. — правление III династии Ура, оказавшейся у власти в ходе сильнейшей борьбы месопотамских городов за независимость и периодических нашествий горных племен. Государство просуществовало вплоть до 2007 г. до н. э., распавшись в результате внутренних междоусобиц и под давлением эламитов. В период правления династии Ура централизация государства обеспечивалась профессиональной армией, царскими судами, руководствовавшимися Судебником Ур-Намму.
В конце XIX в. до н. э. достигло расцвета Вавилонское государство. Царь Хаммурапи объединил огромные территории от Персидского залива до Сирии. Осуществлялось управление государством на основе разделения власти между царскими наместниками, так как территория была поделена на ряд областей и округов. Административное деление не ослабляло государство, оно укреплялось введением единого культа Мар-дука — «царя над богами».
4. После многочисленных нашествий горных племен Вавилон вновь отстраивался. Так, в VII–VI вв. до н. э. Нововавилонское царство процветает. III в. до н. э. — время распада Вавилонского государства.
Крупное государство Ассирия в XV–XI вв. до н. э. развивалось за счет роста торговых связей, многочисленных караванных путей. Что же касается письменности и правовых норм, то они ассирийцами во многом были заимствованы у Вавилона. Одним из доказательств тому стали законы царства, изданные в XII в. до н. э., аналогичные Законам царя Хаммура пи — XVIII в. до н. э.
5. Структура общества месопотамских государств сложилась следующим образом:
✓ энси («возглавляющий род») — царь, считаясь «богом царей», но не являясь верховным жрецом, мог войти в храм только во время празднования нового года, когда проводился обряд коронации. Вместе с тем он мог лишиться царствования в любой момент, если совершит неугодный богам поступок;
✓ авилумы («важный человек», «свой») — лица, имеющие корни в древнейшей общине, владели общинной землей; жрецы не выделялись как особое сословие, их должности продавались, могли быть получены любым царским чиновником;
✓ мушкенумы («падающие ниц») — имели низкий социальный статус, просили государя принять на службу, не имели привилегий в отношении охраны личности и имущества;
✓ тамкары — ростовщики, торговцы, кредиторы — обладали достаточной свободой в торговой деятельности, выступали как торговые агенты, связывающие Вавилон, Сирию и другие государства, совершали крупные сделки, объединялись в организации, отчисляя, конечно же, часть своих доходов в царскую казну;
✓ редум, баирум — воины, получившие от царя за службу землю, которая была изъята из оборота и кормила их семьи. Все сделки считались ничтожными. Воинская служба была вечной. В число воинов входили лучники, пехота, особое место занимали отряды колесниц;
✓ ремесленники — обладали определенной степенью независимости, создавали союзы по профессии. Законы Хаммурапи особыми правами наделяли отца-усыновителя, чтобы он научил преемника своему ремеслу;
✓ свободные крестьяне — большая часть заработанного земледельцами изымалась как налог чиновниками шак-канаккум;
✓ рабы — древнейшие источники права, в частности, законы Ур-Намму, определяли награду в размере двух серебреников за возвращение беглого раба хозяину.
6. Рабский труд был распространен повсеместно, на нем основывалось практически все производство и земледелие. Следует отметить, что в древних государствах Месопотамии существовали различные способы получения статуса раба. Обнищавшие общинники-земледельцы становились зависимыми в царском хозяйстве.
Отец мог по желанию лишить сына и дочь наследства, а также продать их в рабство. Часто такое происходило, когда человек попадал в долговую кабалу и вынужден был продать сына храму или за границу.
7. С ростом городов-государств усилились царские суды. Царю принадлежало право помилования в случае смертного приговора. Царские наместники арестовывали, разыскивали преступников, вызывали в суд. Помимо судей выделяли полицейских, судебных гонцов, глашатаев.
Судебная власть контролировалась царем. Так, Законом Хаммурапи осуждались действия судьи, поменявшего свое решение, зафиксированное на глиняной табличке с печатью.
Лекция 2. Государство и право Древней Месопотамии
Само название «Месопотамия» по-гречески означает Междуречье. Через территорию Месопотамии действительно протекает почти параллельно две реки: Тигр и Евфрат. Южную часть Месопотамии, где течения рек сближаются (южнее современного Багдада – столицы Ирака), принято называть Двуречьем.
В V-IV тыс. до н.э. там поселяются племена шумеров, которые стояли на стадии зарождения государственности. В начале III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединялись вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную работу. Возникла надобщинная администрация – главный жрец и совет старейшин. Ее возвышению способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали округ из 3-4 поселений – ном.
На территории Двуречья в начале III тыс. до н.э. возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов и рядовых общинников в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, ее господствующего положения в обществе.
Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.
В это время Двуречье еще не было политически объединено и на его территории находилось около 20 небольших городов-государств. Наибольшую роль в истории Шумера сыграли города Ур, Урук, Лагаш, Киш Ларса, Ниппур, Сиппар и др.
В Шумере встречается два различных титула: лугаль и энси. Лугаль – царь какого-нибудь шумерского города-государства ни от кого независимого. Энси (патеси) – правитель города, признававший над собой власть другого политического центра, то есть какого-то лугаля. Должность энси была выборной, что дает основание называть древние города-государства Шумера некоторым исследователям аристократическими республиками. Энси имели культовые и военные функции, постепенно стали разбирать судебные дела, возглавлять работу по ирригации, сооружению храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства.
В середине 3-го тысячелетия до н.э. в Двуречье стали переселяться племена семитов – выходцев из Сирии, образовавших сильное государство Аккад на севере Месопотамии (за южными территориями сохранилось название Шумер).
Месопотамия в эпоху ранней древности, как и Древний Египет, пережила многовековую конкуренцию, борьбу номов, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Только в 24 в. до н.э. удалось создать что-то вроде конфедерации государств Месопотамии. Вслед за этим первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, при нем действовала единая система водоснабжения, номовая знать потеряла былое могущество и влияние.
Образованное в 24 в. до н.э. Саргоном централизованное государство имело признаки ранней монархии с сильной, почти деспотической властью правителя. Однако его империя была непрочной, она вновь распалась на отдельные царства.
Возобновление монархии начинается с возвышения города Ура и его правителя Шульги.
Политическая система династии Ура носила все признаки древневосточной деспотии, основанной на эксплуатации общинников и рабов. Правители имели большие земельные наделы, штаты чиновников, жрецов. Династия Ура существовала около двух веков и распалась на мелкие царства, между которыми шли бесконечные войны за главенство.
Наиболее значительная роль в истории Месопотамии выпала на долю самого молодого из этих городов – Вавилона. Из-за политического и культурного значения Вавилона в течение многих веков греки стали называть все Двуречье Вавилонией. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Месопотамии. Лишь жесткая и ловкая политика 6-го царя аморейской династии Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в 18 в. в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.
Хаммурапи был величайшим правителем древней Месопотамии. Он был прекрасным политиком. Его методами были: ведение дружбы, уговоры, угрозы, увещевания, обещания. Хаммурапи консолидировал страну, уделял большое значение строительству ирригационных и мелиоративных систем, развитию торговли.
При Хаммурапи и его династии в Вавилонском государстве сложилась законченная самостоятельная административная система.
Во главе стоял царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он ограничил независимость жречества, что не удавалось сделать ни одному правителю до него. Жречество всегда было самостоятельно, имело автономную от государства власть, обширные земельные наделы, рабов. Хаммурапи теперь сам назначал и контролировал деятельность служителей культа.
Власть вавилонского царя стала наследственной, хотя особого порядка наследования не было. Возможным было наследование престола женщиной царского или жреческих родов. Царь одновременно был военачальником.
Помощником царя был нубанда – главный чиновник, который имел свой аппарат. Он направлял и контролировал работы всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению храмов, по управлению войском, сбору налогов, организации охраны общественного порядка.
За каждое направление отвечал отдельный чиновник.
Государство и право Древнего Вавилона
Государственный строй Древнего Вавилона
Во главе государства стоял монарх (царь), который носил титул «деспот». В его руках была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная и религиозная власть. Он осуществлял управление через сложный бюрократический аппарат.
Существовало три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ.
В Вавилоне был развит бюрократический аппарат. Насчитывался большой штат сановников, чиновников. К высшим должностным лицам государства относились такие, как визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. На местах существовали органы местной власти, например: руководство большими городами осуществляли наместники царя; правители местностей; органы общинного самоуправления, в чьих руках сосредотачивалась административная, финансовая и судебная власть на уровне общины.
Высшей судебной инстанцией был монарх, который мог взять на рассмотрение особо важные дела. Судебная власть не была отделена от административной. Системы органов судебной власти не существовало. На местах судебные функции осуществляли назначенные царем наместники и правители местности.
Правовой статус основных групп населения
Наиболее четкие социальные границы в Древнем Вавилоне проводились в праве между свободными и рабами.
В праве нововавилонского царства нашли отражение специфические формы рабской зависимости, связанные с прогрессом товарно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, продавать и покупать рабов и нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истца, ответчика, свидетеля. Однако, несмотря на это, раб оставался зависимым от своего господина: он был обязан ему выплачивать своеобразный ежемесячный оброк.
Право древнейших государств Месопотамии. Источники права
Как и во всех древнейших государствах, длительное время основным источником права в Двуречье был правовой обычай.
Одной из особенностей развития права в Двуречье стало раннее возникновение письменных законодательных актов, принятых по воле правителя.
Появление царских узаконений было вызвано особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли.
Тем самым говорилось о божественном характере происхождения права. В настоящее время этот выдающийся памятник права хранится в Лувре в Париже.
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, наследованию имущества и пр.
Характерной чертой указанных правовых документов была их незавершенность. Положения Законов царя Хаммурапи, например, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Пробелы в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др., являются лишним свидетельством того, что, наряду с законом, особое место среди источников права отводилось в это время общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Таким образом, право носило обычный характер.
На право Месопотамии так же, как на право других древневосточных государств, оказывала большое влияние религия.
Для Законов царя Хаммурапи была характерна казуистичность норм права, их формализм, тесная связь права с ритуалом, с символической процедурой. Формальный и символический характер имела, например, клятва, которая играла огромную роль в правосудии. С помощью клятвы, например, по Законам царя
Хаммурапи можно было снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, разрешить споры по займам и пр.
В Законах Хаммураппи отсутствовала система изложения правовых норм: нормы материального права здесь чередовались с нормами процессуальными. Однако внутренняя логика изложения правового материала, безусловно, присутствовала. В Законах царя Хаммурапи нормы права были сгруппированы по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществлялся путем ассоциаций.
Вещное право. В Вавилонском государстве институт частной собственности на землю формировался длительное время. Изначально землепользование регулировалось правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредотачивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого населения, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам, жрецам и др.
Договорное право. Отдельные виды гражданско-правовых договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться очень рано.
Все сделки в Двуречье делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятв, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления.
Уголовное право. Нормы уголовного права свидетельствовали о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуде, коллективной общинной ответственности, объективном вменении. Законодатель не сформулировал общие принципы уголовного права, формы вины; обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание; соучастие; покушение и пр. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в Законах царя Хаммурапи; например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением, соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление, и пр.
Наказания характеризовались жестокостью. Применялась смертная казнь (как в случае совершения умышленного преступления, так и неосторожного) в форме сожжения, утопления, сажания на кол и др. Законодатель закрепил членовредительские наказания, например, отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равны по социальному положению, и др. Эти наказания соседствовали с другими: обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками и др.
Эти преступления посягали на нормы морали, нравственности, сложившихся в обществе традиций.
Брачно-семейное право. Брачно-семейные отношения носили патриархальный характер.
С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью бесправной, хотя в общественном сознании и здесь ее роль сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.
Не препятствовали заключению брака ранний возраст невесты, отсутствие согласия женщины, рабское положение мужа.
Брак не считался священным. Его можно было расторгнуть.
Средствами доказательства служили свидетельские показания, клятва, ордалии и др.
Стадия предварительного расследования отсутствовала. Судья исследовал обстоятельства дела, выносил решение и не мог изменить его. Если же решение изменялось, то он платил штраф и лишался своего места. В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. И истец, и ответчик сами предоставляли суду доказательства. Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить.
В российской науке, описывая историю государства и права восточных стран, например, таких как Китай, Индия, Япония, Вьетнам, ученые придерживаются формационного подхода. Однако ученые Вьетнама, которыми написаны данные главы учебника, предложили рассмотреть историю государства и права этих стран с точки зрения цивилизационного подхода. Учитывая близость духовно-нравственных начал в процессе формирования права и государства, роль ритуала и религии, достижения экономического развития в последние десятилетия, усиление политического влияния этих стран на международной арене, поиск и успешную реализацию оптимальной модели государства, представляется полезным и интересным изложить историю государства и права этих стран с позиции современных ученых Вьетнама.
История государства и права зарубежных стран/Месопотамия
Древняя Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке (основная территория современного Ирака и северо-восточная часть Сирии), в долине рек Тигр и Евфрат. Условные хронологические рамки — c середины 4-го тысячелетия до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 года до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.
Содержание
Периодизация истории Древней Месопотамии [ править ]
Государственный строй Древней Месопотамии [ править ]
Первый этап [ править ]
Города-государства управлялись избираемыми правителями (лугаль), которые могли по совместительству быть верховными жрецами (энси). Общинники составляли войско.
Второй этап [ править ]
Города-государства вели борьбу за контроль над торговыми путями. Власть приобрела наследственный характер, опиралась на знать и армию. Появилось регулярное царское войско и чиновничий аппарат. Развивалось рабство.
Третий этап [ править ]
Сложилась система религиозного культа царей в связи с концепцией о власти императора как даровании богов. Чиновничий аппарат появился в центре и на местах. Государство стало контролировать всю экономику. Некоторые административные единицы получали особый статус. Воины стали служить за право пользоваться служебными наделами, находящимися в собственности царя.
Общественный строй Древней Месопотамии [ править ]
Свободные общинники [ править ]
Имели земельные наделы, общественное самоуправление и суд, контролировали оборот земли и выход из общины. Защищались нормами общинного права и круговой поруки. Выполняли общественные работы и общегосударственные повинности. Из-за имущественного расслоения часть из них становились безземельными арендаторами или переселялись в города.
Рабы [ править ]
Не были полностью недееспособными, так как имели ограниченные права на имущество и могли принимать участие в заключении сделок и семейных правоотношениях. Делились на государственных, храмовых, общественных и частновладельческих. Их труд использовался в ограниченной сфере экономической деятельности, так как для большинства видов деятельности был необходим квалифицированный труд.
Высшие сословия [ править ]
К таковым относились царские наместники, придворные, чиновники, судьи, жрецы и храмовые служащие. Они получали от царя большие земельные держания и относились к классу рабовладельцев. Жрецы подчинялись нормам храмовых религиозных обычаев наравне с нормами права.
Городское население [ править ]
К таковым относились торговцы, ремесленники и наёмные рабочие. Они имели квартальное самоуправление и суд, платили налоги в пользу государства.
Право Древней Месопотамии [ править ]
Источники права [ править ]
К таковым относились обычаи, судебные решения, религиозные нормы и законодательство царей. Наиболее известными законами были Законы Урунимгины (24 в. до н. э.), Законы Шульги (21 в. до н. э.), Законы Хаммурапи (18 в. до н. э.) и Среднеассирийские Законы (15 в. до н. э.).
Царские законы [ править ]
Выставлялись в столице и больших городах на всеобщее обозрение. Все лица, осуществлявшие правосудие, были обязаны знать царское законодательство. Данный вид источников права регулировал только самые важные вопросы, вопросы меньшей важности регулировались местными обычаями.
Судебная система [ править ]
История государства и права. Месопотамия.
1901 год. Ближний восток. Персия. Французская археологическая экспедиция Жака де Моргана в Сузах проводить раскопки на местах предполагаемого расположения древних городов. Бурную радость научного мира вызывают любые находки: монетки, куски глиняных табличек с клинописью, захоронения, фундаменты зданий. Едва ли кто-то из исследователей предполагал, что их находка перевернет с ног на голову предствавление людей о древней цивилизации Междуречья и окажется едва ли не самым ценным памятником права древнего мира. Но обо все по порядку.
Люди заселяли долину Тигра и Евфрата с незапамятных времен. Древнейшие находки датируются примерно 35 тысячами лет до н.э., еще со времен позднего палеолита. Тысячи лет понадобились народам Междуречья, для образования устойчивых межплеменных союзов. Основным толчком к развитию крупных иерархических объединений, возможно, послужила необходимость коллективного земледелия. В условиях пустынной местности, пусть даже вблизи таких богатых рек как Тигр и Евфрат, не редки засухи, разливы рек, нашествие насекомых. Ирригационные работы были возможны только при коллективных усилиях, что и стало основой и предпосылкой для образования крупных экономических центров.
Первые крупные города-государства появились в этом регионе примерно в промежуток 3-4 тысячи лет до н.э. А как водится, пряников сладких всегда не хватает на всех. Ур, Лагаш, Киш, Вавилон и другие города стали активно соперничать, а зачастую и открыто враждовать друг с другом. Происходил посменный расцвет и упадок тех или иных городов и их гегемонии.
Вообще я Вас немного обманул, ибо в данной статье речь пойдет о Вавилоне, как апогее развития шумеро-аккадской цивилизации и его правовой системе. Да, разумеется, у всех городов-государств Двуречья были свои законы, однако именно Вавилону было суждено занять доминирующее положение, подчинить всех остальных, а, следовательно, его правовая система стала унифицирующей для всех народов Месопотамии.
Вавилон возник в третьем тысячелетии до н.э. и первоначально не имел собственной государственности. Но время шло, город рос, а с ним росло политическое, экономическое и военное влияние. В XIX в. до н.э. Вавилон обретает независимость, а уже в XVIII в. до н.э. становится центром обширной империи простирающейся от современного Ирана на востоке, до Сирийской пустыни на западе. Как Вавилон это сделал, политические игры и военные походы, я разбирать не буду, ибо не в этом суть сего повествования. Факт остается фактом, примерно в 1755 г. до н.э. Вавилон, во главе с царем Хаммурапи, одержал триумфальную победу «один против всех» и воссоздал, некогда уничтоженное, централизованное государство «Шумера и Аккада».
Именно с этого момента и начинается славная история вавилонской правовой мысли. Помните о находке французской экспедиции? А нашли они стелу из черного камня (диорита) с нанесенным на нее клинописным текстом. Это и был знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Гипотезы о существовании такого сборника появились еще в середине XIX века, однако только спустя 50 лет было найдено неопровержимое подтверждение.
А теперь обратно в глубокую древность. Как, зачем, почему были созданы, хороши, али нет? Но для начала немного о государственном и социальном устройстве.
Социальное устройство общества Вавилона до сих пор вызывает споры. Выделить можно 2 архигруппы населения: лично свободные (авилум и мушкенум) и не свободные (рабы).
Авилум – свободой человек, полноправный член общества, обладающий имущественными правами, а так же правом владения землей. Данная категория людей была самой многочисленной, к ней относились все свободные граждане. Как правило, именно авилумы являлись чиновниками, судьями, жрецами и т.д. Обладали всей полнотой прав, в законах именуются не иначе как «человек».
Мушкенум — «преклоняющий колено, падающий ниц», свободный, но не полноправный. Имущественные права ограничены, владение землей не возможно. К мушкенумам относились жители покоренных городов и областей, принятые на службу освобожденные военнопленные, поселившиеся иноземцы и т.д.
Вардум – рабы. Тут и объяснять нечего. Не обладающие личной свободой, стоящие в промежутке между вещью и человеком.
Кроме того, важную роль играла не только социальная характеристика человека, но и его деятельность, род занятий.
Главенствующее место в вавилонской иерархии занимал Энси – царь, непосредственно сам Хаммурапи и последующие цари.
Далее следовали придворные служащие, высшие чиновники и верховные жрецы. Вопреки распространенному мнению, в Вавилоне не существовал отдельный класс жрецов. Титул жреца можно было купить или получить от царя. Жрецами неприменно были авилумы.
Следующими в иерархии следовали редум, баирум, декум и лубуттум- профессиональные воины, получавшие землю за и на время службы.
Далее следовал пестрый состав царских чиновников. Стоит отметить, что бюррократический аппарат был необычайно развит для государства того времени. В качестве примера можно привести тамкаров — царских торговых агентов. Тамкар исполнял обязанности по сбору налогов, вел кадастр земель, покупал и продавал государственную собственность, осуществлял межгородскую и межгосударственную торговлю. В общем, был нечто средним между налоговой службой, таможней и банком. Однако большинство тамкаров можно назвать ростовщиками, дающими деньги под залог/процент или землю в аренду.
Так же высокое, почтительное положение в обществе занимали служители культа. Различного рода жрецы и храмовые служащие. Особенно на этом фоне выделяются женские храмовые должности, как например энтум — привилегированный женский жреческий титул.
Последнюю, а так же самую обширную, ступень социальной иерархии занимали купцы, торговцы, ремесленники, строители, трактирщики, врачи и в общем все-все, кто не перечислен выше.
Ну и конечно же, на самом дне социальной ямы находились рабы. Почему же рабы не являются частью данной иерархии? А все просто, раб рассматривался как имущество и по сути не считался человеком. В этой связи вавилонское общество и не относило их даже к самой низкой категории людей.
Теперь немного о территориальном и административном устройстве. В самом начале правления Хаммурапи, его обширная империя де-юре была унитарным государством, однако де-факто города все еще сохраняли высокую степень автономии, подчиняясь административному центру – Вавилону. Это было обусловлено исторической тенденцией развития городов-государств. В этот период можно даже говорить о, в некотором смысле, федеративном устройстве Вавилонии. Такие города как Ниппур и Сиппар по сути оставались самоуправляемыми. Царь не мог призывать на армейскую службу жителей этих городов, а так же лишать их свободы за преступления. На фоне мощнейшего жреческого корпуса и наличия у этих городов собственных богов-покровителей, данные города так и оставались на крайне вольготном положении.
На этот момент форму правления можно охарактеризовать как ограниченную монархию (с большой натяжкой, ибо ограничивалась она исключительно объективными факторами, а не законами), однако чем больше шло времени, тем сильнее население ощущало себя гражданами царства в целом, а не только своего города. В этой связи власть в Вавилоне укреплялась от столетия к столетию, автономия городов становилась все меньше и меньше, а власть царя росла. К периоду позднего царства, Вавилон стал абсолютной монархией, а форма территориального устройства окончательно стала унитарной.
При Хаммурапи территория царства была разделена на административные области и округа, во главе которых стоял назначаемый царем наместник-сановник (губернатор на современный лад). Он осуществлял административные функции от имени царя, руководил региональным строительством, снабжением армий, отвечал за сбор ополчения, а так же ведал вопросами налогообложения и т.д. Руководство общинами осуществляли рабианумы (глава сельской администрации, если хотите). По сути, полномочия были теме же, но на более маленькой территории. Кроме того, в ведение рабианумов входило распоряжение общинной собственностью и судебные функции. В общинах и городах действовали народные собрания, однако функции их по большей части были консультативные, но и на том спасибо.
Непосредственно руководство страной осуществлял царь при помощи своих придворных. При царе состоял целый аппарат высших чиновников, который возглавлял нубанда. Для понимания можно сказать, что это были в некоем роде «министры», а нубанда – «премьер-министр». Так существовали различные «министерские» должности, а данные чиновники именовались управителями (Управитель рек (водное хозяйство, рыболовство, водный транспорт), управитель полей (сельское хозяйство), управитель имущества (казначей) и т.д.)
Судебная власть была представлена трехуровневой системой, где верховным судьей был сам царь, второй ступенью были царские судьи и третьей общинные суды. Как правило, судебный процесс вел один судья, однако есть археологические свидетельства, о том, что рассмотрения дел могло происходить и коллегиально. Царь обладал всей полнотой судебной власти, мог отменять или изменять решения иных судов, миловать приговоренных к смерти. Особенностью вавилонской системы права можно считать нормативное закрепление не только прав и привилегий судей, но и так же их обязанностей и, что более важно, ответственности (§ 5).
Вавилонская политическая система не знала разделения властей, вследствие чего в руках царя была сосредоточена вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти. Единственное ограничение, которое распространялось на царя, запрет самовольно входить то ли в главный храм Вавилона в принципе, то ли в отдельные его помещения. Попасть он туда мог лишь в раз в жизни, во время коронации. Насколько это правило соблюдалось в действительности — большой вопрос.
Сейчас самое интересное – непосредственно законы. Хаммурапи вовсе не стал создателем вавилонского права, он стал скорее собирателем норм обычного права (неписанное право, обычаи) и предшествующих ему сводов законов. Такая потребность возникла в связи с территориальной экспансией и необходимостью унификации законов различных городов-государств. За основу были взяты ранние источники права народов Междуречья, например: Законы (реформы) Уракагины, Законы Ур-Намму, Законы Липит-Иштара, Законы Эшнуны и т.д., а так же нормы обычного права, разумеется.
Текст, нанесенный на стелу, делится на 3 раздела:
1. Введение – в котором повествуется о божественной природе данных законов, о Хаммурапи, как об избраннике и величайшем из великих и прочая прочая.
2. Непосредственно сам текст законов
3. Заключение – снова восхваления великого и могучего царя всея Междуречья, нашего праведного предводителя, защитника и покровителя, политика, лидера и борца и просто молодца Владимира Влади… Хаммурапи.
Для нас самое важное это именно вторая глава. Сам текст законов состоит из 282 параграфов-статей. К сожалению 35 статей были стерты со стелы, однако их содержание было восстановлено последующими археологическими находками.
Как уже было сказано, разделения на отрасли права у вавилонян не было, однако для удобства разбора, приведу краткую характеристику законов, так, как если бы такое разделение существовало. Не будем дробить на большое количество и возьмем лишь основное: гражданское, уголовное и процессуальное право (юристы, не бейте, я знаю, что больше):
1. Гражданское право.
Вавилон был крупным торговым центром, ровно, как и все города-государства Междуречья, поэтому неудивительно, что нормы гражданского права были развиты как на уровне обычного, так и статутного права. Так, исходя из статей законов, можно выделить несколько крупных гражданско-правовых институтов, которые были известны вавилонянам, и более того, формально определены: имущественное право, вещное право, обязательственное право, брачно-семейное, наследственное, договорное право.
В качестве субъектов права, законы Хаммурапи выделяли физических лиц, коими считались только свободные люди (авилум и мушкенум) и юридических лиц. Большим достижением юриспруденции вавилонян, можно считать наличие юридических фикций. Так закон признавал юридические лица субъектами права (общины, храмы, царский двор), ибо прямо называл их собственниками имущества.
Вавилонское право делило имущество по виду (движимое и недвижимое), а так же по форме собственности (частное, общинное, храмовое, дворцовое), что наглядно отражено в § 6 «Если человек украл имущество бога или дворца….».
Договорное право нашло довольно сильную, практическую проработанность. Так в §§ 40, 45, 46, 50, 51, 114, 115, 124, 165, 228, 257 названы следующие виды договоров: купли-продажи, дарения, залога, аренды, хранения, займа, мены. §§ 88-95 можно рассматривать как формы договора натурального кредитования.
Семейно-брачным отношениям уделено повышенное внимание. Едва ли ни четверть статей свода законов посвящена им. Женщина находится в подчиненном положении, однако вовсе не бесправна. Брак заключается на основе договора, и считается не действительным, если такого договора нет (§ 128). Как водится, самым страшным преступлением является прелюбодеяние, так за доказанный факт супружеской неверности, жену и ее любовника связывали и сбрасывали в реку (§ 128). Развод допускался, как по инициативе мужа (в этом случаи жена забирала все свое приданное и подарки), так и по инициативе жены (в случае позорящего поведения мужа). Кроме того оговариваются и наследственные гарантии женщины. Так после смерти мужа она гарантированно получала половину имущества, а остальное делилось между детьми. В случае если муж решил уйти к другой женщине, он должен был оставить половину «дома, поля, сада» нынешней жене. Отдельно стоит отметить, что бесплодие жены не было поводом для расторжение брака. В данном случае закон предусматривал возможность, с разрешения жены, взять наложницу для рождения детей. Если же жена такого разрешения не давала, брак мог быть расторгнут, но с обязательной имущественной компенсацией.
В целом, чтобы не тянуть cat_cat за хвост, можно сказать, что, несмотря на явно дискриминационный характер семейного права, оно было довольно лояльным к женщинам. В частности в виде правовой защиты от изнасилований (§ 130), имущественных и семейных гарантии (§§ 136-140) и т.д.
Исходя их текста закона, можно выделить несколько видов преступлений:
1. Преступления против личности — причинение смерти, вред здоровью, членовредительство, побои, клевета. Тут один интереснейший момент, законами Хаммурапи не предусмотрено умышленное причинение смерти (убийство). То есть закон предусматривает различные формы неосторожного причинения смерти и наказания за них, однако вовсе игнорирует возможность совершения умышленного. В некотором роде, это может объясняться тем, что наказание за умышленное причинение смерти интуитивно понятно всем людям, а законы были призваны установить ответственность за менее очевидные преступления.
2. Преступления против имущества — кража, грабеж, порча имущества, укрывательство рабов.
3. Преступления против семьи — прелюбодеяние, инцест, неуважительное отношение жены к мужу, детей к отцу.
Наверно самым интересным в контексте уголовного права Вавилона, являются не столько объективные стороны казусных преступлений (каким способом был причинен вред), сколько санкции (наказания). Наказания в Вавилоне вообще очень интересная вещь. Большинство преступлений карается либо штрафом, либо смертью. Вот так болтает из одной крайности в другую. Так же в виде наказаний применялась конфискация имущества, изгнание (довольно суровое наказание по меркам древнего общества), членовредительство. Но речь сейчас о более интересном явлении. О да, его превосходительство ТАЛИОН.
Талион – равное за равное. Проще говоря, око за око, зуб за зуб. Да, право Вавилона предусматривало такой вид наказания. Сломал кому-нибудь руку? Ломают тебе. Выбил кому-нибудь глаз? Готовь свой. Вроде все понятно, но самое интересное – зеркальный талион. Что это такое? Легче привести пример.
Для общин существовали так же формы коллективной ответственности. Так если член общины совершил преступление и скрылся, либо община укрыла его, то обязанность возместить вред ложится на общину целиком.
3. Процесс, доказательства и доказывание.
Тут нужно отдельное внимание. Главной формой доказательства являлись свидетельские показания. Так если человек обвиняет другого человека в краже какой-либо вещи, но при этом не может представить свидетелей подтверждающих, что у него действительно эта вещь была, то он лжец, и добро пожаловать на тот свет. Если же он таких свидетелей приводит, а тот, кого он обвиняет, не может предоставить своих свидетелей, которые видели, как он купил эту вещь, то он считается вором и опять же, велкам ту хелл.
Кроме того, достаточными доказательствами невиновности являлись клятва перед богами и ордалии (божественные испытания). Вавилоняне практиковали испытания водой, человек погружался в реку, и если боги «забирали» его, значит, он был виновен, если же нет, значит, боги его очистили и он не виновен (мечта наших чиновников).
К великому сожалению законы Хаммурапи не предусматривали презумпции невиновности. В большинстве случаев человеку все же приходилось доказывать свою невиновность, однако это не отменяло и того, что бремя доказательства все равно ложилось на того, кто предъявлял обвинение, а не тот, кому оно предъявлялось.
Люди разных сословий пользовались разной степенью авторитета в суде. Так показания свободного человека всегда перекрывали показания раба. А наказание за аналогичное преступление было тем суровее, чем ниже положение по социальному статусу.
Судебный процесс в целом был состязательным. Проходил в устной форме, а вот решения суда закреплялось письменно и скреплялось печатью. Кроме того, если судья вынес не правильное решение и в последующем изменил его, то он лишался поста судьи и обязан был заплатить двенадцатикратную стоимость иска (§ 5).
Фу-ух. Поздравляю, мы с Вами прошлись по самой верхушке айсберга Вавилонского права и государства. Небольшие выводы: законы царя Хаммурапи охватывали широкий спектр общественных отношений и были, несомненно, революционными в контексте унификации права нового царства. Для человека XXI века эти законы кажутся дикими или даже смешными, однако стоит учитывать тот исторический период, когда они были созданы. Ведь закон хорош тогда, когда способен эффективно регулировать общественные отношения. Несомненно, с этой задачей Кодекс Хаммурапи справлялся как нельзя хорошо. Неопровержимым свидетельством этого, является тот факт, что с момента создания, эти законы применялись еще более тысячи лет. Они возникли исходя из вызова времени и утратили свою силу лишь с упадком Месопотамской цивилизации и началом восхождения звезды греческой культуры.
С полным текстом законов, можете ознакомиться по ссылке в конце статьи.