Государство и право история и современность
Государство и право:
история и современность
(фрагмент нового учебного пособия)
Происхождение
государства и права
Теорий происхождения государства и права много; они нередко противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на сложные вопросы. Впрочем, в области обществознания такая ситуация весьма обычна.
Почти каждая из существующих теорий, объясняющих появление государства и права, помогает осмыслить проблему.
Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны. В самом общем виде эта взаимосвязь заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формирует (принимает) законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.
Основные теории происхождения государства и права:
— теологическая;
— патриархальная;
— договорная;
— теория насилия;
— органическая;
— психологическая;
— расовая;
— материалистическая (марксистская).
Самая ранняя из этих теорий — теологическая. Она обосновывает Божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о возникновении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы и государство, и законы. В средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225—1274).
Патриархальная теория, развивавшаяся еще Аристотелем (384—322 гг. до н.э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава — отец, в государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет Божественное происхождение.
Наиболее известные создатели и приверженцы теории договора — Г.Гроций (1583—1643), Б.Спиноза (1632—1677), Т.Гоббс (1588—1679), Д.Локк (1632—1704), Ж.-Ж.Руссо (1712—1778), в России — А.Н.Радищев (1749—1802). Эта теория трактует государственную власть как следствие объединения людей, заключивших между собой добровольное соглашение (договор). Отвергается идея Божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукты воли и деятельности людей.
В результате заключения договора люди передали властителям часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Вследствие этого государственная власть приобретает законную силу и оказывается принадлежностью всего народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний имеет право ее свергнуть.
Теория насилия, сформулированная в трудах некоторых историков XIX в., существует в различных вариантах. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это — вечный закон природы. Приверженцы этой теории чаще всего абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств.
Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427 — 348 или 347 гг. до н.э.), Аристотеля, Г.Спенсера (1820—1903) и других мыслителей. Структура и функции государства сопоставляются с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г.Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма.
Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабляется весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.
Психологическая теория существует с середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л.Петражицкий (1867—1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим — подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.
Расовая теория исходит из деления людей на “высшую” и “низшую” расы — расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их “статус”, являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж.Гобино (1816—1882) считал, что на протяжении веков представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты.
В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы — К.Маркс (1818—1883), Ф.Энгельс (1820—1895), В.И.Ульянов-Ленин (1870—1924) и другие. В соответствии с их воззрениями, главная причина возникновения государства и права связана с экономическими отношениями. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменного строя к государственному, от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило и его разделение на властителей и зависимых. Общество оказалось расколото на классы, что в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство, с точки зрения марксистов, есть порождение непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и т.д.), необходимость в государстве отпадет.
Попытаемся резюмировать приведенные выше соображения о происхождении государства и права.
Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно столетие. При первобытнообщинном строе производительность труда была низкой, собственность — по преимуществу общественной, а труд — коллективным. Социальные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве.
Они стала возникать по мере усложнения общественных отношений. Возникла необходимость в “третьей силе”, которая была бы способна рассудить участвующие в различных конфликтах стороны. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая.
Население в государстве разделяется не по родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая занимается именно тем, что управляет, используя для подчинения непокорных тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско и т.д. А всё население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т.д. Самые мудрые из правителей формулируют законы, нередко подчеркивая при этом (для придания им большего авторитета) их божественное происхождение.
1. Как соотносятся государство и право?
2. Какие Вам известны теории просхождения государства и права существуют?
3. В чем суть теологической и патриархальной теорий?
4. Каково содержание теории договора?
5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?
6. Как обобщенно можно объяснить основания процесса появления государства и права?
Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж.Жубер, автор афоризмов).
Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла (Т.Джефферсон, политический деятель).
Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность — это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, “пригодились” при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем — это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством.
Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему табу — строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытнообщинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С.С.Алексеев).
Учимся защищать свои права
(информация к размышлению и действию)
Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г.Гейне, поэт).
Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (И.Аллен, писатель).
Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т.Маколей, историк).
Темы для рефератов и обсуждения
1. Что появилось раньше — государство или право?
2. Что обусловило действенность законов со времени их возникновения?
3. Смысл и значение общеупотребительных юридических символов (богиня Фемида, весы, меч и т.д.).
Развитие права в России до XIX века
Практика законодательного регулирования отечественной общественной жизни берет начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных элементов, порой несовместимых), на основе сочетания языческих и христианских воззрений.
Первые памятники отечественной философско-правовой мысли — “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона (середина XI в.), “Повесть временных лет”, “Поучение” князя Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве” (XII в.), “Моление Даниила Заточника” (XII—XIII вв.). В этих произведениях обсуждались (или осмысливались) вопросы о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и подвластных.
Главный древнерусский источник светского права — Русская правда (XI—XIII вв.).
История становления права в России (и в сопредельных с нею странах), как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.
На Востоке, например, принято в очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности самопроявления человека зависели (и во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У народов, оказавшихся под сильным влиянием западной культуры, основанной на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в значительной мере определялось содержанием писаных законов, постепенно всё больше освобождавших человека в его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная позиция в реализации правовых норм и принципов.
Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравствен ным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому “крючкотворству”.
Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).
После ордынского завоевания одной из главных тем размышлений русских писателей стала судьба отечественной государственности (“Слово о погибели Русской земли”, XIII в.; “Задонщина”, XIV—XV вв.; “Сказание о Мамаевом побоище”, XV в.).
В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С.Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).
В 1497 г., в правление Ивана III, был принят первый законодательный кодекс Российского государства — Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран.
Судебник содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление в этом документе обозначено понятием “лихое дело”. Описывались различные имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества, а также преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом.
Судебник ознаменовал появление единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности на всей территории государства.
К началу XVII в., ко времени Смуты, большое значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-предствительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).
В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти — вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности — Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных, поданных выборными земскими людьми, т.е. мнение довольно широких социальных кругов.
Соборное Уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. В них содержатся нормы государственного права, устав судоустройства и судопроизводства, нормы вещного и уголовного пра ва, а также описание статуса различных сословий: крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков.
Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками. Соборное уложение регулировало все стороны общественной, экономической, политической жизни того времени.
Идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, Татищев) крепнет в период правления Петра I. В основу этой идеологии была положена мысль об “общем благе”; средством его достижения объявлялась государственная власть.
Значительные изменения в начале XVIII в. были внесены в систему государственного управления (возникли Сенат, коллегии, канцелярии, губернское управление, городское управление, новые суды и др.).
Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре основных сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята Табель о рангах (1722). Этот правовой акт позволял представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получить за хорошую службу сначала личное, а потом и потомственное дворянство.
В первые десятилетия XVIII в. зависимые крестьяне и холопы окончательно слились в одно крестьянское сословие, обложенное податью. Налог с каждого двора был заменен налогом с каждого лица мужского пола. Десятки тысяч крестьян и мастеровых были насильно согнаны на строительство северной столицы, флота, на уральские рудники и заводы. К середине XVIII в. окончательно оформилось крепостное право. В царствование Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около 1 миллиона государственных (черносошных) крестьян. Положение помещичьих крестьян мало чем отличалось от положения рабов. Многое, впрочем, зависело от нравственных качеств владельцев крепостных крестьян: у одних мужики жили достаточно сносно, другие бесчеловечно издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми.
Со второй половины XVIII в. развитие российской общественно-политической и правовой мысли во многом определялось полемикой приверженцев идей Просвещения и сторонников охранительных концепций. Интересно, что сама Екатерина II пыталась использовать просветительские идеи естественного права и общественного договора для решения охранительных задач, которые в политике просвещенного абсолютизма причудливо сочетались с задачами реформаторскими.
Некоторые просветители довольно радикально понимали суть идеи естественного права. Так, Радищев, утверждая и обосновывая примат прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий, ставил вопрос о коренном преобразовании этих условий.
Другие мыслители (прежде всего юристы конца XVIII — начала XIX в.: Десницкий, Золотницкий, Куницын, Щад, Солнцев, Лодий, Филимонов и другие) пытались приспособить просветительские идеи к реалиям самодержавного правления. Весьма интересный вариант соединения западных демократических институтов (конституции, парламента и т.д.) с практикой российского абсолютизма предложил М.М.Сперанский. Сходная позиция была характерна и для Н.М.Карамзина.
1. Чем определялась история становления права в России?
2. Какую роль в развитии отечественной правовой системы играла религия?
3. Какие Вам известны памятники отечественной государственно-правовой мысли XI—XVIII вв.?
4. Каково содержание Соборного уложения 1649 г.?
5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли
в царствование Петра I?
6. Какие течения общественного мнения в области права главенствовали в XVIII в.?
Система преступлений по Соборному Уложению 1649 года выглядела так:
— преступления против религии и Церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);
— преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, изготовление фальшивых монет, злостная неявка в суд и др.);
— преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);
— должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги и др.);
— преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);
— имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);
— преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).
Право: история и современность
МОУ Алабугинская ООШ
3. Международные правовые документы……………………………………. 17
«…Нравственный принцип требует, чтобы люди свободно совершенствовались; но для этого необходимо существования общества; но общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования и, как таковое, требуется самим нравственным началом, хотя и не есть его прямое выражение.
Положим, высшая нравственность требует, чтобы я был равнодушен к тому, что меня убьют, искалечат или ограбят. Но также высшая нравственность не позволяет мне быть равнодушным к тому, чтобы мои ближние беспрепятственно становились убийцами и убиёнными, грабителями и ограбленными и чтобы общество, без которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалась опасности разрушения. Такое равнодушие было бы явным признаком нравственной смерти.
В последние годы в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.
С одной стороны, в обществе наметилась положительная тенденция: возрастает интерес наших соотечественников к правовой информации, наблюдается рост престижности юридических специальностей, спроса на юридическую литературу. Вместе с тем пока не удалось преодолеть правового нигилизма значительной части членов нашего общества. Нередко граждане весьма произвольно понимают законы, а главное, не умеют использовать их для защиты своих прав и интересов. Это тем более тревожно, если учесть, что юридическая помощь не всегда оказывается доступной людям.
В этой связи очевидно, что, если мы действительно хотим жить в правовом государстве, важно понять уровень правовой культуры в нашем обществе, помочь людям увидеть ценность права, его социальную роль, научить правовыми способами разрешить споры и конфликты.
Актуальность моей работы состоит, что в современном мире каждый человек, все стороны его жизни пронизаны многими тонкими нитями правопорядка, центром которого является сам человек. Проходя по жизни, человек пользуется правами, но и не нарушает права других людей, выполняя тем самым обязанности. Последние десятилетия была престижна работа юриста, адвоката, судьи, многие молодые люди стремились к получению именно юридического образования. Данное образование и сейчас в наш стремительный век глобализации актуально, оно может способствовать социальной стратификации и мобильность человека в стране и даже за её пределами. По моему мнению, современный человек должен быть культурно правовым, а для этого он должен ориентироваться в основах права и его истории.
Цель моей работы: изучить историю и современность права, как основы развития человеческого общества.
1.Изучить истоки права.
2.Изучить права человека, используя правовые документы.
3.Изучить современное право, через правовые международные и российские документы.
4.Проследить эволюцию, прогресс права.
Усложнение общественных отношений обусловило необходимость в «третьей силе», которая была бы способна рассудить участвующие в усложняющихся взаимосвязях стороны. Ею стало государство.
Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. Пока не было государства и законов, человек жил по моральным нравственным нормам. Такие нормы существуют до сих пор: уважение, забота, понимание, своя точка зрения и т. д.
Подобным образом не только царь Хамураппи, но и другие правители древних времён утверждали божественное происхождение своего законодательства. Однако реальный ход исторического развития человеческого общества показывает, что ничего сверхъестественного в происхождении и развитии юридических законов не было.
Французский учёный В. Шейл, который впервые перевёл текст законов Хамураппи, условно разбил их на 282 статьи. На самом верху столба с текстом законов располагалось изображение Бога Шамаша, сидящего в кресле и передающего судейский жезл царю Хамураппи. Ниже имелась надпись: «Я, царь Хамураппи, справедливейший из царей…»
Выдержка из законов царя Хамураппи:
*Если человек скрыл беглого раба и не выдал его, он должен быть казнён.
*Если человек совершил ограбление и был пойман, он должен быть убит.
*Если человек не может выплатить долг, то он должен отдать в рабство на 3-года жену, сына или дочь.
*Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, то его надо отхлестать плетью 60-раз.
Отдельные группы статей посвящены судебному процессу, регулированию имущественных отношений, семейному и наследственному праву, защите личности и т. д.
Нарушителям закона царь Хамураппи провозглашал: «По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость…да не найдут мои предначертания никого, кто бы отклонил их».
Право Древней Греции и особенно Древнего Рима не даром считается классическим. Греки всегда помнили, что главное в мире закон, а в законе нет ничего важнее чувства меры. Философ Гераклит предрекал всем тем, кто отступает от меры, наказание при жизни и после её окончания. «Своеволие следует гасить скорее, чем пожар»,- утверждает он. Римляне же говорили: «закон суров, но это закон». Это значит, что, невзирая ни на что, любой закон, коль он действует в стране надо исполнять.
Огромное влияние на развитие мировой юридической мысли оказало римское право. Немецкий учёный Рудольф Еринг писал, что Древний Рим 3 – раза диктовал миру свою волю, создав единство народов: первый раз через римское право; второй через римскую католическую церковь и третий посредством распространения римского права. Римское частное право считается частным правом в его классическом выражении.
Источники римского права довольно многочисленны: от «12 таблиц» (451-450 год до н.. э.) до свода гражданского права составленного по поручению императора Юстиниана в 6-веке н. э. Много ценного о законах Древнего Рима находится в сочинениях Плутарха, Рита Ливия, Салльостия, Тацита, Цицерона, Ульпиана и других.
Римское частное право было так тщательно разработано, что его восстановили в Италии и других странах Западной Европы сразу же, как только начали развиваться капиталистические буржуазные отношения и ядро этих отношений частная собственность. В Римском праве право собственности уже представлено, как и в современном законодательстве большинства стран в виде владения, пользования и распоряжения вещью. Вещи классифицировались на изъятые из гражданского оборота (море, воздух, проточная вода и прочее) и находящиеся в гражданском обороте. Любопытны признаваемые римским правом виды первоначальных приобретений: захват, завладение, соединение вещей, приобретение плодов.
При феодализме не было единой стройной системы права. Существовало множество варварских «правд»: Салическая, буржуазная, Алеманская, Баварская…
Выдержки из «Русской Правды».
*Если убьют управителя, а крестьяне деревни, на территории которой найдено тело, не найдут не найдут убийцу, то штраф за убийство будут собирать со всей деревни.
*За убийство княжеского старосты 80-гривен.
*За убийство свободного общинника штраф 40-гривен.
*За убийство холопа (раба) штраф 5-гривен.
Не было деления на отрасли права, подобные нынешним. Существовало церковное право, городское право и т. д. Свой суд создавался для каждого сословия, а крестьян судил господин.
Феодальное право испытывало прямое влияние религии. Догматы церкви становились политическими аксиомами, получали в суде силу закона.
Многие законы и целые сборники законов средневековья отличались кровавой жесткостью.
Даже краткий рассказ о средневековом праве был бы не полон без упоминания судов святой инквизиции. Вольтер подсчитал, что в Западной Европе было сожжено около 100 тысяч «ведьм» и «колдунов». Прежде чем сжечь, осужденных проводили по улицам с петлёй на шее. На площади их ждала скамья позора. После траурной мессы читали приговор, осуждённого привязывали к столбу, обложенному дровами. Огонь завершал «дело».
В буржуазную эпоху право постепенно стало приобретать цивилизованный характер, демократизироваться. Происходило разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Суд всё больше освобождался от влияния со стороны властьимущих. Был сформулирован и приобрёл практическое значение принцип презумпции невиновности. В жизнь вошли юридические аксиомы, обеспечивающие справедливость взаимоотношений человека и закона: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и тоже преступление, судить за действия, непредусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и т. д. Самое главное достижение юриспруденции нового времени – реальность открытого, гласного суда для обвиняемого. Цивилизованное производство резко снижает возможность прямого произвола, обеспечивает защиту интересов личности даже в том случае, если откровенно оппозиционна господствующему режиму.
Еще совсем недавно в нашей литературе можно было прочитать, что правовое государство – детище буржуазной демократии, что это фиговый листок на разлагающемся теле капиталистических государств и что к нашему «справедливому строю» фальшивая концепция правового государства никакого отношения не имеет и не может иметь. Всё это говорилось в те не столь отдалённые времена, когда колхозники были прикованы паспортным режимом к своим деревням, аулам и кишлакам, за опоздание на работу отдавали под суд, а решение о жизни или смерти, как правило, совершенно невиновных людей, выносили так называемые «двойки» или «тройки» составляющие карикатуру на судебный орган. Это говорилось и позже, когда вокруг раздавались гимны в честь «социалистической демократии», «широких прав», «законности и правопорядка», а на деле подавлялись свободная мысль и инициатива, процветало воровство и о своих реальных правах многие люди могли лишь догадываться.
Недооценка правового государства основывалась, с одной стороны, на правовом нигилизме, а с другой – на эгоизме бюрократической элиты, прекрасно понимавшей, что даже в своей сугубо буржуазной ипостаси правовое государство содержит на много больше демократизма, чем правовая демагогия застойных времён.
Что – же касается «буржуазного происхождения» правового государства, то по сути своей подобная постановка вопроса ошибочна. Идея «правового государства вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении десятков веков, воплотив всё то лучшее, что могло быть обеспеченно правом. Истоки этой идеи находим в античном мире. Так, ещё в Древней Греции были разработаны представления, входящие в понятие «правовое государство»: о власти закона, как сочетании силы и права, о равенстве людей по естественному праву, о праве как мериле
справедливости, о государстве как «деле народа» и другие.
Охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность человека что–то делать, осуществлять. Права человека – это то, что соответствует его природе и что разрешено законами.
Вместе с тем активно развивалось и совершенствовалось гражданское законодательство, регулировавшее главным образом имущественные отношения. Особенно совершенно в этом отношении было римское право, которое до сих пор составляет основу гражданских кодексов многих государств.
Конечно, в античные времена и в средние века некоторые слои общества (главным образом высшие) пользовались отдельными правами. Но о правах человека в их нынешнем понимании говорить не приходиться. Главным образом потому, что человек в рабовладельческих государствах и абсолютных монархиях не рассматривался как суверенная личность, активный элемент государственной и общественной жизни. Люди были не равны по сословным, имущественным, религиозным, национальным и другим признакам. А юридическое неравенство людей делает невозможным реализацию прав и свобод человека. Следовательно, не нужно специально доказывать, что права и свободы находятся в прямой зависимости от типа государственного устройства: они не возможны в не свободных тоталитарных государствах и являются принадлежностью государств свободных, демократических.
Из каких элементов складываются современные представления о правах человека? Первое, что нужно иметь в виду: права человека реальны только в правовом государстве. Очень важное обстоятельство: права человека не создаются государством, они присущи личности от рождения, являются для неё естественными. Без этих прав и свобод личность не может иметь чести и достоинства, она превращается в рабское, убогое существо, заслуживающее лишь жалости.
Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности. Но, обеспечивая осуществление прав человека, государство, если оно правовое, не должно предписывать, как человеку поступать, что ему делать, к чему стремиться. Достойное поведение, образ жизни человек выбирает себе сам. Если же государство вмешивается в это, то оно нарушает гражданские права.
В России, как и во многих других странах, существуют традиции поверять правовые нормы моральными, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные. Права человека полезно тесно связывать с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей, их реализующих. Осуществление права на свободу демонстраций людьми неорганизованными, озлобленными, мстительными может вылиться в участие в кровавых уличных беспорядках. Свобода слова с лёгкостью перерастает в публичные оскорбления политических противников.
Различия в понимании прав человека, наряду с различиями подходов к разрушению проблем общественного развития, привели к формированию в России западнических и славянофильских идеологий. Западники следуют той философии прав человека, которая господствует в развитых странах, такие как США, Франция, Германия, Англия, Италия и другие. Что касается славянофильского направления, то оно не относит права человека к числу основных жизненных ценностей. Оно утверждает, что основным регулятором поведения человека является его совесть, моральное учение христианства, а не право или закон. Славянофилы признают приоритет интересов государства и общества перед интересом отдельной личности. Кроме того, «почвенники» утверждают, что права и свободы обычно существуют лишь на бумаге и ими могут воспользоваться только избранные – богатые, влиятельные люди, обладающие обширными связями и возможностями. Простым же людям всё равно, есть, например, свобода печати, собраний, демонстраций или её нет.
Возможно, что недооценка многими россиянами прав человека в определённой мере обусловила возможность прихода к власти режима, для которого права и свободы человека, как и многие другие общечеловеческие ценности, были «либеральной болтовней», «буржуазными предрассудками».
Рассмотрим их подробнее.
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространённой является классификация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
№ 1 гражданские (личные) права – это права принадлежащие человеку, как биосоциальному существу. Важнейшее место среди них занимают право на достоинство и право на свободу. Достоинство – это признание ценности, уникальности каждого человека, значительности каждой личности для человеческого сообщества. Достоинства человека – источник его прав и свобод. Свобода – это самостоятельность субъектов, выражающиеся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. К числу гражданских прав так – же относят: право на жизнь, на личную неприкосновенность, на гражданство, равенство перед законом и судом, презумпцию невиновности, свободу выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.
№ 2 политические права – права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся; право избирать и быть избранным; свобода слова, мирных собраний, свобода союзов и ассоциаций, право направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти.
№ 3 экономические права – узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления. К ним относят: право собственности, право наследования, свобода предпринимательской деятельности, право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд.
№ 4 государство и закрепляет и социальные права – на благосостояние и достойный уровень жизни, на социальное обеспечение, на медицинскую помощь, на защиту материнства и детства, на образование, на благоприятную окружающую среду и другие.
№ 5 культурные права – это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность и другие.
«Международные соглашения, регулирующие права человека, подразделяют на три группы.
В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека. Пакты о правах человека и другие акты, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.
Во вторую группу входят международные конвенции о защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Это главным образом отдельные положения Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевских Конференции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 году.
Наконец, в третью группу входят международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека, как в мирное время, так и в период вооружённых конфликтов. К этой группе относятся главным образом Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступлении геноцида и наказания за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.
Принципы и нормы, закреплённые в этих международных соглашениях, должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооружённых конфликтов. Действие многих из них не может быть приостановлено государствами даже во время войны». – современный российский юрист.
Сборник международных документов о правах человека, изданный ООН в 1989 году хронологически начинается с Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926года. В ней около 70 – международных договоров о защите прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется, и сейчас их больше 100. Один из важнейших новых документов – Конвенция о правах ребёнка, принятая ООН в 1989 году. Прекрасно, если люди будут знать все эти документы, но, наверное, трудно добиться этого. Необходимо, чтобы международные акты во всей их совокупности изучали и проводили в жизнь те, кому положено это делать: политические деятели, юристы, управленцы. Всем же остальным достаточно стремиться узнать о них как можно больше. И начинать надо с ядра этих документов – международного Билля о правах человека, состоящего из 4- документов: Всеобщей декларации прав человека, а также принятых на её основе народного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Международного пакта о гражданских и политических правах; Факультативного протокола к последнему пакту. В соответствии с последним документом государства, его подписавшие признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения в этих государствах положений Пакта о гражданских и политических правах.
Содержания пактов составляют в основном расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Есть и некоторые различия. Например, в пакте об экономических, социальных и культурных правах содержится норма, закрепляющая право народов на самоопределение.
Перечисленные выше составные части международного Билля о правах неоднородны. Неоднородны и остальные документы о правах человека. В самом общем виде их можно разделить на 2- большие группы: декларации, конвенции (пакты).
Конвенция (лат. convention – договор, соглашение) – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу. Имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт является одной из форм конвенции, только неоднородного содержания. Широко известны международные конвенции: о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребёнка и другие.
Она объявила всех людей свободными и равными в своём достоинстве и правах. Декларация провозглашает ряд прав человека, которые можно разделить на 2-большие группы: 1) гражданские и политические права; 2) социальные, экономические и культурные права. В 1959году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, будучи чрезвычайно уязвимыми, отличаясь от мира взрослых. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности,- провозглашает, например, она,- нуждается в любви и понимании. Или; « Ребёнок должен при всех обстоятельствах среди тех, кто первый получает защиту». Однако, мы помним, что декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения. Другое дело- конвенция, это договор, который должен исполняться теми, кто подписал, неукоснительно. Кроме того, с 1959 года много воды утекло, появился ряд важнейших международных документов о правах человека, сама концепция прав детей приобрела более широкий характер.
И вот в международный год ребёнка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10-лет. Наконец, 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Конвенция ещё ценна и тем, что она является обязательством на будущее, ибо признана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Но и в ближайшее девятилетие влияние этого документа на мировой порядок может быть большим. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизни детей, рационально мобилизировать для этого необходимые ресурсы.
*признание прав и свобод ребёнка наравне с правами и свободами взрослых.
*признание особой охраны и защиты прав ребёнка со стороны государства.
*провозглашение приоритета прав ребёнка над правами родителей, государства и общества.
*признание ребёнком каждого человека до достижения им 18- летнего возраста.
«Международное гуманитарное право, защищающее человека от последствий войны, касается каждого из нас. Однако оно недостаточно хорошо известно. При каких обстоятельствах можно ссылаться на него и какую защиту оно обеспечивает?
До середины 19-века соглашения о защите жертв войны носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности.
В сущности это были чисто военные соглашения, действительные чаще всего лишь на время конфликта.
Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением движения Красного Креста, резко изменило ситуацию: государства стали связаны универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах. Это было большим шагом вперёд для всего человечества». Ф. Бори – современный деятель Красного Креста.
Целесообразно привести фрагменты из книги Анри Дюна «Воспоминание о битве при Сальферино», которая произошла в 1862 году и всколыхнуло общественное мнение в Швейцарии и других странах. Её автор в 1859 году посетил долину Сальферино в Ломбардии, где произошло сражение между французскими и сардинскими войсками, с одной стороны, и австрийскими – с другой.
А. Дюна пишет: « 25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, которое только может представить человеческое воображение. Всё поле битвы было усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мёртвыми телами…
Несчастные раненые, которых поднимают в течении дня, мёртвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно тяжело раненых, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, бессмысленно смотрят, но это кажущееся притупление не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрагают от нервной дрожи; другие с воспалёнными зияющими ранами точно обезумели от жестоких страданий, они умоляют их прикончить и с искажёнными лицами бьются в предсмертных судорогах…
Сознание своего ничтожества и бессилия… причиняет невыносимые страдания; действительно ужасно не быть в состоянии ни помочь тем, которые тут на глазах, не добраться до тех, которые вас зовут, и много времени пройдёт, когда дойдёшь, куда хочешь, так как на каждом шагу приходится останавливаться и наталкиваться на страдания, требующие неотложной помощи…»
А. Дюна, потрясённый зрелищем умирающих в муках раненых, стал инициатором международного движения в защиту жертв войны. За это общественность многих стран выражала ему признательность.
Целесообразно сообщить, что Анри Дюна стал основателем Красного Креста, лауреатом Нобелевской премии мира.
Правовая система Российской Федерации
История развития института прав человека в России и определенных странах зависела от особенностей национальной культуры и религии народов, её населяющих. Восточные народы, например, в большой степени соизмеряли свои представления о личных свободах с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Значительную роль сыграла мусульманская религия. Возможности самоуправления человека зависели от пола, возраста, общественного положения. Для славянских народов в реализация прав и свобод человека была характерна позиция, основанная на духовно-нравственных поступках православия.
До татаро-монгольского нашествия правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, в принципе соответствовали тем нормам, которые были зафиксированы в различных европейских «правдах»: чем выше стоял человек на общественной лестнице, тем на большую защиту закона он мог рассчитывать. Неравенство углубилось после осуществления реформ Петра 1. десятки тысяч крестьян и мастеров были насильно сосланы на строительство северной столице, флота, на уральские рудники и заводы. Поклонник русской военно-государственной системы Пётр 3 и большая любительница свободолюбивых идей Вольтера, Монтескье и Даламбера Екатерина 2 окончательно оформили крепостное право крестьян, положение которых мало чем отличалось от положения чёрных рабов в США. Слабые попытки дворянских и разночинных революционеров (декабристов) изменить общественный ход общественного развития успеха не имели.
Самое значительное событие 19 века с точки зрения демократизации социальной жизни – это отмена крепостного права в 1861 году. Вместе с последовавшими за нею судебными реформами и перестройкой местной власти она могла бы обеспечить последовательное демократическое развитие страны, реальное освобождение крестьян. Но реформы остановились на полпути, крестьянское малоземелье сохранилось. Реформы не обеспечили политической устойчивости страны. Попытка в начале 20 века исправить это положение запоздала. Революционное движение уже набрало к тому времени разрушительные обороты.
Граждане России были лишены права на добровольный выбор труда. Был введён принудительный перевод из одной организации в другую, ликвидирована многопартийная система, исчезли аппозиционные газеты. И с тех пор политическая жизнь в её общеприятном виде и политические права граждан перестали существовать. Власть оказалась в руках одной партии, а точнее, её аппарата. Коммунистическая партия была обречена на то, что бы быть государственным образованием, подавлявшим все иные формы участия в политической жизни.
Серьёзный и решительный шаг в сторону укрепления прав и свобод человека был сделан после событий августа 1991 и октября 1993 года. КПСС перестала быть ведущей политической силой страны. Начались реальные шали в направлении обретения гражданами экономической и политической самостоятельности, становления рыночной экономики. Произошла перестройка вызывавшей страх и оцепенение службы безопасности.
Конституция РФ 1993 года обладает следующими юридическими свойствами:
*высшая юридическая сила, прямое и непосредственное действие;
*особый порядок принятия и изменения.
Учредительный характер российской Конституции обеспечивает её принятием в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Конституция как акт прямого волеизъявления народа учреждает (устанавливает) основополагающие принципы построения государства и общества, определяет правовую основу взаимоотношений государства – общества – человека. Конституция, принятая всенародным голосованием, не требует дополнительного утверждения каким либо органом или должностным лицом.
Особенности действующей Конституции заложены не только в её содержание, но и в истории её принятия. Действующая Конституция была принята в результате конституционной реформы начала 90-х годов. В это время была изменена общественно-политическая, экономическая и социальная основы общественных отношений. Конституция закрепила эти изменения, возводя их в ранг конституционной нормы. К моменту принятия конституции в стране стала складываться многопартийная система. На основе многопартийности, альтернативных выборов формировались новые органы государственной власти – съезд народных депутатов, президент. Эти органы заложили основу представительной демократии в России, изменили форму правления в России. Государственная власть в стране стала строиться на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Изменился и вид республики – из советской республики Россия пошла по пути президентской республики.
По содержанию действующая Конституция – сравнительно краткий, но ёмкий документ. Она состоит из преамбулы, 9 глав, 137 статей, заключительных и переходных положений. Внутренняя структура конституции подчинена строгой логике. В преамбуле, не имеющей нормативного содержания, провозглашены обстоятельства, условия и цели принятия Конституции. Положения Преамбулы обеспечивает правильное понимание Конституции, уяснения действительного смысла её положений. Первая глава – основы конституционного строя – закладывает правовой фундамент существующего правопорядка. На его основе обеспечивается согласованность интересов человека, общества и государства. Основы конституционного строя иногда называют малой Конституцией. Это фундамент правовой системы страны. В соответствии со ст. 16 Конституции РФ ни одно положение настоящей Конституции не может противоречить основам конституционного строя РФ.
Положение первой главы Конституции последовательно развиты в остальных главах. Вторая глава – Права и свободы человека и гражданина – раскрывает гуманистическую основу конституционного строя, закрепляя личные, политические, социально – экономические, культурные права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности, систему конституционных гарантий прав и свобод.
Третья глава – федеративное устройство – устанавливает специфику организации государственной власти в союзном государстве, каким является Россия. Федеративная природа государства обуславливает двухуровневую систему органов государственной власти, разделенную компетенцией между РФ и ее основными частями – субъектами федерации.
В соответствии с принципом разделения властей и учитывая положение третьей главы последующие главы Конституции учреждают систему органов государственной власти, устанавливают порядок их формирования, их компетенцию. Четвертая глава посвящена Президенту РФ, пятая глава – федеральному собранию – Парламенту России, шестая глава – правительству РФ, седьмая глава – судебной власти России.
Восьмая глава – Местное самоуправление – устанавливает конституционно – правовые основу самоуправляющих коллективно – территориальных образований – городов, поселков и т. д. В соответствии со ст.12 Конституции РФ местное самоуправление в РФ признается и гарантируется. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Девятая глава – Конституционные поправки и пересмотр Конституции – устанавливает порядок изменение действующей Конституции, создавая механизм преемственности конституционного развития страны.
Второй раздел – заключительные и переходные положения – устанавливает порядок вступления в силу Конституции, действие нормативных актов, принятие до ее вступления в силу, порядок функционирования органов государственной власти на переходный период.
В отличие от ранее действовавших конституций, Конституция 1993 года последовательно закрепляя основы гражданского общества, подчиняет государство народному суверенитету. Принцип народного суверенитета закреплен в ст. 3 Конституции, согласно которой единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ признается ее многонациональный народ.
Можно выделить три элемента системы права: отрасль пава, институты права и нормы права. Главное подразделение в системе права – отрасль. Отрасль права – это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, трудовое право и т. д. основанием деления права на отрасли признаются предмет и метод правового регулирования.
Институт права – совокупность норм, регулирующих определенный участок однородных общественных отношений. Например, институты гражданства, наследования, необходимой обороны и т. д.
В системе права можно выделить крупные блоки отраслей – частное право и публичное право. Публичное право регулирует отношения в сфере государственной власти и управления; одним из субъектов публично – правовых отношений, таким образом, всегда выступает государство. Отраслями публичного права являются: конституционное право, административное, уголовное, финансовое право и т. д.
Частное право – это совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы. К отраслям частного права относят: гражданское, трудовое право и т. п.
Основные отрасли российского права.
Конституционное право. Регулирует отношения по поводу общественного и государственного строя, правового положения личности, порядка и деятельности высших органов государственной власти в стране, национально – государственного устройства и т. д.
Административное право. Регулирует имущественные, а также некоторые неимущественные отношения.
Трудовое право. Регулирует условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.
Финансовое право. Его предметом является отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений.
Уголовное право. Регулирует отношения, связанные с совершением преступления и его наказанием.
Земельное право. Предмет регулирования – отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Гражданское процессуальное право. Предметом является деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата.
Уголовно – процессуальное право. Предмет – деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Проведя работу над темой «Право: история и современность» я сделала следующие выводы. Право зарождалось в человеческих обществах, которые были сформированы в государства, оно же регулировало общественные отношения в стране, разделяя население на свободное и зависимое. Но несмотря на дискриминационный характер правовых систем, были заложены основы естественных неотъемлемых прав человека, которые реализуются в современных правовых документах.
Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Положение личности, ее права и свободы являются, как известно, не только неотъемлемым и необходимым условием ее жизни, но и одним из главных ценностных ориентиров развития подлинного демократического общества.
«Глубоко уважаемые члены Нобелевского комитета!
Глубокоуважаемые дамы и господа!
Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В Основном Законе закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
Для реального построения правового государства в Российской Федерации необходимо:
— преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;
— способствовать развитию правовой культуры населения;
— усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
— устранить декларативность ряда прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты.
Решение этих вопросов будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.
Система взаимосвязанных между собою юридических норм (правил), которые надо исполнять, иначе придется нести ответственность.
Созвучно понятию представляет собой
«правда». Возникло договор людей о
на основе представлений, поведения.
как должно быть ↓ ↓ права
справедливо в обязанности
идеалом добра и ограничение ↓ честности. свобода
Право связано с властью государства
Эти правила обязательны
За их нарушение следует правовая ответственность
На пути к Конституции 19 века
«Конституция» Никиты Муравьева, «Русская правда» Павла Пестеля. гг.
Великие реформы Александра 2, отмена крепостного права. 60 – 70 гг. 19 века.
Манифест «об усовершенствовании государственного порядка» Николая 2 17 октября 1905 года.
Конституция России в 19 веке.
Конституция РСФСР 1918 года.
Конституция СССР 1924 года.
Конституция СССР 1936 года («Сталиновская»).
Конституция СССР 1977 года («Брежневская»).
Конституция РФ 1993 года («Демократическая»).
Государство – основной политический институт общества
Порядок Включает организацию
Основная задача государства
Установить правовой Создать мощную
Порядок и законность систему органов
Таким образом, →нарушители караются
Добропорядочные
Граждане под защитой
В результате формируются
Законность Система Правопорядок
Общественное и порядок избирательную
государственное принципы систему
Принадлежит к постоянному населению государства
Свободный защищен имеет права и
человек законами обязанности
*участвовать в управлении
*законы, подзаконные акты
*представление о правде, справедливости
Законы Подзаконные акты
Конституция Указы президента РФ
страны, принимается Постановления
на основе всенародного Правительства РФ
федеральные приказы и
законы, (принимаются инструкции
парламентом, министерств и других который в России называется ведомств
1. Боголюбов, в обществознание. М.: «Просвещение» 2006г.
2. Боголюбов, материалы по курсу « Введение в обществознание»8-9 – М.: «Просвещение» 2002г.
3. Боголюбов, рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 классы часть 2.М.: «Просвещение» 2005г.
4. Горбачев, в вопросах и ответах. Брянск.: «Курсив» 2006г.
5. Конституция РФ. М.: «Юридическая литература» 1993г.
6. Мушинский, гражданина. М.: «Международные отношения» «Центр гуманитарного образования» 2001г.
7. Никитин, человека. М.: «Дрофа» 1998г.
8. Никитин, А. Ф., Суворова, о праве М.: «Просвещение» 1992г.