государство и право в условиях тоталитаризма

Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

106013762

Что такое тоталитаризм

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.

Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

Милитаризация общественной жизни.

Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.

565583295Памятник Туркменбаши Сапармурату Ниязову в Ашхабаде. Фото: Илья Варламов / Varlamov.ru

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

155750736Участники демонстрации на Красной площади в честь Дню пионеров. 1969 год. Фото: РИА Новости / Б. Елин

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

290877618Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Источник

Теория тоталитарного государства

(доклад к семинару по истории политических и правовых учений)

1. Особенности устройства тоталитарного государства
2. Особенности устройства политических институтов в тоталитарном государстве
3. Роль вождя в тоталитарном государстве
4. Роль идеологии в тоталитарном государстве
5. Авторитарный тип личности

В тоталитарном государстве отрицается самоценность индивида. Человек подчиняется абсолютному, тотальному целому – нации, государству, партии. Общая польза ставится выше личной пользы. Личность растворяется в толпе. Толпа же всегда повинуется слепым эмоциям, отвергая доводы разума. Опытный демагог, умеющий разбудить такие эмоции, может манипулировать толпой по своему усмотрению. Если же он способен сплотить вокруг себя группу людей, готовых добровольно подчиняться строгой дисциплине и силой навязывать ее остальным, можно говорить уже и о возможности установления тоталитарного режима.
Руководство таким государством обязательно осуществляется исключительно вождем. В глазах «элиты» и народа это естественное следствие построения любой социально-политической общности, наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений. Вождистская система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника-начальника, который самолично и правильно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более «низы», не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (то есть «фюреров», вождей различных рангов).
На вершине всей иерархической пирамиды – одна фигура, вождь. Вождь уникален, он лучший из лучших, самый одаренный и мудрый. В нем воплощается судьба народа. В его руках сходятся нити организации иерархического государства и единства жизни нации. Вождь неприкасаем, он стоит выше всякой критики. То, что он говорит, всегда истинно, ему неведомы ошибки, заблуждения, он всегда прав. Фактически вождь обожествляется.
Вождь персонифицирует волю народа, поэтому его авторитет непререкаем, а власть безгранична. Вождь – харизматический лидер. Беспрекословное выполнение его приказов или приказов подчиненной ему касты вождей меньшего калибра есть осуществление чаяний народа. Между вождем и народом нет и не может быть посредников, они едины.
В условиях тоталитаризма, как указывалось выше, вождь совмещает в себе статус главы партии, главы исполнительной власти и главы государства, олицетворяя собой сращение партии и государства. Чтобы показать свою близость к народу, он часто появляется на публике в окружении детей, передовых работников и т.д. Зачастую вождь присваивает себе и прерогативы верховного судьи, становясь единоличным творцом права.
Эрих Фромм, анализируя вождизм, отмечает, что «нацистскими вождями движет стремление к власти над массами. Иногда она облекается в менее агрессивную форму («массы хотят, чтобы ими управляли»), иногда нужно польстить массам, спрятать свое презрение к ним. В первую очередь наслаждаются властью «вожди», но и массы не лишены садистского удовлетворения. Расовые и политические меньшинства в Германии, а затем и другие народы объявляются слабыми или загнивающими. Это те объекты садизма, которые «скармливаются» массам». В равной мере это высказывание можно отнести и к другим разновидностям тоталитарного устройства.

Характер – это совокупность доминантных побуждений, мотивирующих поведение человека (З. Фрейд).
Один из последователей фрейдизма, Эрих Фромм, анализируя различные черты человеческой психики, отмечал, что почти в каждом человеке можно обнаружить садо-мазохистские черты. У некоторых эти черты преобладают, у других – не характерны. В основном, они проявляются у людей, не способных вынести изоляцию и слабость собственной личности. Такие люди бегут от свободы, отказываясь от независимости своей личности, сливая свое «я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести недостающую им силу. Отчетливые формы такого стремления можно найти в стремлениях к подчинению и господству (то есть в мазохистских и садистских тенденциях). Фромм утверждал, что для огромной части низов среднего класса в Германии и других европейских странах садомазохистский характер является типичным, именно в этих характерах нашла живейший отклик идеология нацизма. Но так как термин «садомазохистский» ассоциируется с извращениями и неврозами, Фромм предлагает называть его «авторитарным» характером, особенно когда речь идет о нормальных людях.
Подобный склад характера определяет «человеческую базу» тоталитаризма. Такие люди восхищаются властью и хотят подчиняться, но в то же время они хотят сами быть властью, чтобы другие подчинялись им. Власть не обязательно должна воплощаться в каком-либо лице, институте (внешняя власть). Власть может быть и внутренней: долг, совесть, суперэго. Теперь вместо явной власти правит анонимная: здравый смысл, наука, психическое здоровье, нормальность, общественное мнение.
Наиболее специфической чертой авторитарного характера является отношение к власти и силе. Для такого характера существуют два пола: сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает любовь и готовность подчиниться. Бессильные люди и организации автоматически вызывают презрение. При одном лишь виде слабого человека он испытывает желание напасть, подавить, унизить и ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее его жертва.
В авторитарном характере есть тенденция сопротивляться власти и отвергать любое влияние «сверху». Если эта тенденция возобладает, человек будет постоянно бунтовать даже против той власти, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессий. Иногда отношение к власти раздваивается: борьба против одной системы власти и подчинение другой системе, которая за счет своей большей мощи или больших обещаний может удовлетворить их мазохистские влечения. Наконец, существует тип, в котором мятежные тенденции подавлены совершенно и проявляются только при ослаблении сознательного контроля (либо могут быть узнаны впоследствии по той ненависти, которая поднимается против этой власти в случае ее ослабления или крушения). Авторитарный характер – не революционер, а бунтовщик против власти. Это бравада, попытка утвердить себя, преодолеть чувство бессилия, но мечта подчиниться при этом сохраняется.
Авторитарный характер любит условия, ограничивающие свободу человека. Он с удовольствием подчиняется судьбе. Не только силы, непосредственно определяющие жизнь человека, но и силы, от которых зависит жизнь вообще, воспринимаются как неумолимая судьба. Судьба может рационализироваться: это «предназначение человека», «долг», «воля Господня», но для авторитарной личности это всегда высшая внешняя власть, которой она может только подчиняться. Такой человек склоняется перед прошлым: что было – будет вечно; хотеть чего-то, чего не было раньше – безумие или преступление. Чудо творчества не вмещается в понятия такого человека.
Общая черта всего авторитарного мышления – в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний. Единственно возможное счастье – в подчинении этим силам.
Авторитарная личность может обладать и активностью, и смелостью, и верой, но эти качества имеют для нее совсем не тот смысл, какой имеют для человека, не стремящегося к подчинению. Активность у авторитарной личности основана на глубоком чувстве бессилия, которое она пытается преодолеть. Это действие во имя чего-то большего, чем собственное «я» (во имя Бога, прошлого, долга, природы, но никогда во имя будущего, во имя жизни как таковой или чего-то еще, что не имеет силы). Авторитарная личность обретает силу к действию, лишь опираясь на высшую силу. Она должна быть несокрушима и неизменна. Если власть, в которую он верит, проявляет признак слабости, его любовь и уважение превращаются в презрение и ненависть.
Мужество авторитарной личности в том, чтобы выдержать все, что бы ни послала ей судьба или живой ее представитель – вождь. Страдать безропотно – в этом высшая добродетель и заслуга такого человека, а не в том, чтобы попытаться прекратить страдания или хотя бы уменьшить их. Не изменять судьбу, а подчиняться ей.
Он верит власти, пока она сильна и может повелевать.
В авторитарной философии нет понятия равенства. Человек с авторитарным характером может иногда воспользоваться словом «равенство» в обычном разговоре или ради своей выгоды, но это слово не имеет для него реального смысла, так как он не в состоянии осмыслить это понятие. Мир для него состоит из людей, имеющих или не имеющих власть и силу, то есть из высших и низших. Садомазохистские стремления приводят к тому, что он способен только к господству или к подчинению; он не может испытывать солидарности. Любые различия (пол, раса) для него являются признаками превосходства или неполноценности.
Приведенное описание авторитарного характера относится к наиболее резко выраженным формам. Но садомазохистские побуждения существуют у всех. Полное их отсутствие – редкое исключение. Менее выраженная форма распространена очень широко. Это люди, вся жизнь которых связана с некой внешней силой, которые ожидают, что некто защитит их и позаботится о них, будет всегда рядом с ними. Причины привязанности к такому «волшебному помощнику» – неспособность выдержать одиночество и полностью реализовать свои индивидуальные возможности. Человек надеется получить все, чего он хочет от жизни, из рук этого «помощника», а не собственными усилиями. И вопрос уже не о том, как жить самому, а о том, как манипулировать «им», чтобы его не потерять, как побудить его делать то, что вам нужно, и даже как переложить на него ответственность за ваши поступки.
Применительно к тоталитаризму можно утверждать, что вся эта система построена на основе принципов такого типа личности, по образу и подобию такой личности, если хотите. Так, личность Гитлера, его учение и вся нацистская система являются крайними проявлениями авторитарного характера, поэтому Гитлер особенно привлекал часть населения, которая более или менее обладала подобным складом характера.
Но авторитарные системы не могут ликвидировать основные условия, порождающие стремление к свободе, не могут они искоренить и само это стремление.

— История политических и правовых учений / ред. Нерсесянца. – М., 1998;
— История политических и правовых учений / ред. Нерсесянца. – М., 1983;
— Эрих Фромм. Гитлер. Клинический случай некрофилии. – М., 1992;
— Эрих Фромм. Бегство от свободы. – М., 1990;
— Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994;
— Ф. Хайек. Дорога к рабству. – М., 1992;
— А.А. Галкин. Германский фашизм. – М., 1989;
— Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 1989;
— Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. – М., 1996;
— Политология: Основы политической науки. Учебное пособие / под ред. В.П. Пугачева. – М.,1993.

Источник

Правовое государство и тоталитарное (этатическое) государство

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

— преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

— выработка высокой политико-правовой грамотности;

— появление действенной способности противостоять произволу;

— разграничение партийных и государственных функций;

— торжество политико-правового плюрализма;

— выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Тоталитари́зм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитарное общество – это этатическое общество. Термин “этатизм”

означает “государство”. Этатическое общество – это такое общество, в

котором все стороны общественной жизни пронизаны жестким контролем со

стороны государства. Тоталитарные системы доводят практику этатизма до

высшей степени интенсивности, уничтожая все островки частной,

независимой от государства деятельности. В тоталитарном обществе и

социальная, и политическая, и экономическая жизнь каждого человека

возможна только в условиях государственного контроля.

Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:

-идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

-единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

-монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

-милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

25.Принципы правового государства и их воплощение в Конституции РК. Проблемы построения правового государства и гражданского общества в РК.

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:

а) приоритета права;

б) правовой защищенности человека и гражданина;

в) разделения властей;

г) верховенства закона;

д) единства права и закона;

е) взаимной ответственности государства и личности;

ж) наличии гражданского общества;

и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;

д) независимости судов;

е) существование антимонополистических структур.

В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:

а) принцип “разрешено только то, что прямо указано в законе” – для государственных органов и должностных лиц;

б) принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом” – для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.

Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.

Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ

(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК).

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны. Принципы правовой государственности РК закреплены нормами действующей Конституции, в частности ст.1, 3, 4, 5, 6 и др. Гражданское общество в РК находится в стадии становления, принципы гражданского общества это, в первую очередь, принципы свободы и равенства. Они нашли свое закрепление в Конституции РК и действующем законодательстве, особенно в гражданском. Основные положения теории разделения властей следующие: разделение властей закрепляется Конституцией, ст.3, согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставляемыми Конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом пожизненного пребывания в должности.

Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс.

К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционного народовластия, как ограничение властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское общество.

Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское обще­ство, которое служит противовесом государству. К сожалению, в Казахстане граж­данское общество до сих пор не стало альтернативой государству.

Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах.

Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.

В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • государство и право в условиях глобализации марченко
  • государство и право в странах древнего востока