Семинары на отлично!
Право древнего вавилона КРАТКО
Были созданы в 1773-74 году до н.э. – это первый свод законов древнего мира, который нам известен( Законы Хаммурапи ).
Право собственности – частная собственность достигла полного развития; Земельныя собственность была царская, храмовая, общинная и частная. Царская земля могла раздаваться в пользу издольщиков. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих. Мелкие – обрабатывали землю сами. Земли могли продаваться, сдаваться в аренду и передаваться по наследству. Особый правовой режим был в отношении имущества воинов – назывался «имущество илку». Воинский надел нельзя было продавать, передавать, он полностью исключался из торгового оборота, а любая сделка с ним считалась недействительной.
Семейное право – брак действителен только при наличии письменного договора между будущим мужем и отцом невесты. Жених обязан был внести задаток и терял его в случае отказа. Если отказывала невеста, то задаток возвращался в двойном размере. Глава семьи был муж. За неверность жену могли казнить. Если жена бесплодная, муж имел возможность иметь побочную жену. Жена имела право на развод. Сохраняла право на приданное. Имела право на наследование вместе с детьми. Сильная власть отца над детьми. Отец мог продать детей, отдать в качестве заложников за долги. За оскорбление родителя отрезать язык. Признавался институт усыновления детей. В тоже время отец не имел право лишить наследства сына, не совершившего преступления. Преимущественным способом наследования – было наследование по закону: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабынь и наложниц.
Древний Вавилон — кратко о происхождении, положении и достижениях
Один из самых известных и богатых городов Ближнего Востока — это Древний Вавилон. Кратко его можно описать как центр всей месопотамской цивилизации. Для своего времени это было удивительно развитое и могущественное поселение, подчинившее близлежащие территории и превратившееся в государство. Своей славой, величием и достоянием оно затмило города Двуречья.
Возникновение города
Примерно в 2000 году до н. э. кочевники-амореи захватили древний город, который называли Кадингирра. На его месте они основали опорный пункт, который превратили в Вавилонию. Образование нового города стало началом аморейского периода в истории.
Расцвет Древнего Вавилона тесно связан с периодом, когда стал царить Хаммурапи. Он получил власть в XVII столетии до н. э. Глава города-государства сумел завоевать ближние территории и расширить свои владения. Царь был хорошим воином, и обучал ратному делу своих подчиненных. И благодаря этому границы государства постоянно расширялись, а нападающие племена терпели неудачу.
Именно он и стал полноправным властителем империи, которая имела политическое, экономическое и культурное влияние на остальной мир. В древности Хаммурапи звали законодателем, так как он первым в Вавилоне установил права своих подчиненных и разделил рабов и свободного класса.
Он создал свод законов, которым подчинялись все. Превзойти его по содержанию смогли только римские властители.
А после смерти Хаммурапи Вавилон был захвачен. На него напали касситы, которые изменили и практически уничтожили культуру древнего государства.
Законы Хаммурапи
Хаммурапи первым в государстве придумал законы, которые позволили ему регулировать многие области жизни своих подданных. Они действовали по принципу талиона — воздаяние каждому по его поступкам. Законы были для всех общими. При этом вавилонский царь не устанавливал определенную религию и не писал о морали.
Но он создал законы, охватывающие практически все сферы человеческой жизни:
Все законы были высечены на стеле в форме конуса. Ее венчал барельеф с изображением богов Вавилонского пантеона. Тот, кто олицетворял Солнце, назывался Шамаш. А вторая фигура — это был сам Хаммурапи, избранник богов.
Стела была утеряна до 1901 года, но затем ее нашли французские археологи под предводительством Жака де Моргана, изучающего культуру Египта. Часть текста не сохранилась, но остальное удалось перевести благодаря другим источникам — записям на глиняных табличках.
Свод законов царя состоит из вступления, основной части и заключения. Всего в нем содержится 282 параграфа. А эпилог и пролог — эпические гимны, воспевающие славу Хаммурапи, кто и был создателем единых законов в Вавилоне.
Наиболее важными параграфами считались те, что посвящены преступлениям и семейным отношениям. Наиболее интересные законы Древнего Вавилона:
Во избежание разных казусов глава государства постановил так, что и раб, и свободный гражданин должны отвечать за свои преступления одинаково. Царь считал, что праведников ждет божественное благословение. А нарушителей порядка — вечные муки после смерти. Это напоминает христианские догмы.
Хозяйство государства
Экономика города основывалась на торговле и сельском хозяйстве. Из-за бедных природных условий Древнего Вавилона важные строительные материалы были очень дорогими. Металл, камень и древесина высоко ценились.
Почвы государства орошали две реки — Евфрат и Тигр, поэтому они были пригодными для земледелия. Быки топтали грунт, чтобы он был мягким, а в плуг впрягали волов или рабов. После рыхления почвы начинался посев. В основном сажали ячмень, который поливали всего три раза перед уборкой.
На территории Вавилона находилось множество лугов, которые использовались под пастбища. Большие стада крупного рогатого скота были только у богатых людей. А пасли их рабы или наемные рабочие. Свободные граждане за повреждение рогов, глаз или клейма должны были заплатить хозяину животного.
Ремесла и торговля
На основе сельского хозяйства удалось возникнуть торговым отношениям. Этому благоприятствовало и удачное географическое положение. Из Вавилона вывозили множество товаров:
А импорт состоял из металлов, кирпичей и строительного камня, дерева, рабов, драгоценностей. Торговые отношения Вавилон строил с Ассирией, финикийцами, Эламом. Из-за частых войн цены на товары для внутренней торговли постоянно повышались. Импортная продукция также стоила дорого.
В государстве было развито сельское хозяйство, а ремесла не ценились. По традиции ими занимались бывшие пленные или рабы, а они не вызывали уважения. В царстве были только мелкие ремесленные предприятия, они сосредотачивались в небольших поселениях.
Наиболее распространенные занятия приведены в таблице:
Ремесло | Центр сосредоточения |
Гончарство | Вавилон |
Ткачество | Сиппар |
Изготовление изделий из стекла | Месопотамия |
Развивалась и медицина, но она была связана с религией. Все лекари жили в храмах и входили в состав определенных групп жрецов. Больным приходилось самостоятельно добираться к ним. Существовало два типа врачей — заклинающие и практикующие. Первые для лечения использовали исключительно заговоры и молитвы, вторые почитали народную медицину.
Финансовая система
Экономика царства стремительно развивалась. Правитель создал свою налоговую систему. Каждый гражданин должен был выплачивать пошлину с того имущества, которым он обладал, — финиковые сады, рыбацкие водоемы, кунжутные поля. В казну поступала часть урожая. Налог можно было выплатить серебром или рабами.
Первые банки начали появляться еще в VI веке до н. э. Финансовые схемы проводили храмы и частные лица. Заведовали деньгами также крупные деловые дома, которые уже использовали векселя и документы по залогам.
Состоятельные заемщики платили проценты и свой долг серебром. Менее обеспеченным приходилось продавать участки и рабов. Если вернуть кредит не получалось, то залоговое имущество оставалось во владении банка.
Разные социальные слои населения пользовались своими преимуществами, так как финансовая система стояла на основе сельского хозяйства, земледелия, рабовладельчества и ремесленничества.
Но хозяева деловых домов не были профессиональными банкирами. Тогда просто не существовало такого определения. А само банковское дело еще не стало отдельной профессией. Хотя развитие кредитных операций в Вавилонии шло гораздо быстрее, чем в Египте и финикийских городах. При этом характеристика общественных отношений не имеет каких-либо особенностей — хозяйство велось, как и в других государствах Древнего мира.
Общественный строй
Вавилон — это рабовладельческое государство, поэтому общество здесь делилось на классы. Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы. Они могли переходить от одного хозяина к другому. Хотя и они делились на несколько сословий в зависимости от принадлежности:
Царскими могли назвать рабов, которые служили во дворце. У них было право заключать браки со свободными женщинами. А их дети уже не были рабами. Храмовые принадлежали общинам. Частные имели хозяина, распоряжавшегося ними, как вещью.
Существовали свои классы и у свободных граждан — полноправные и неполноправные. У первых была своя земля, они платили налоги государству. Вторые владели рабами, но не участками, это более бедные люди.
Информация о рабовладельческом государстве Вавилон будет полезна при изучении Древнего мира. Это был один из первых городов, где появился собственный свод законов, сформировался общественный строй.
Государство и право Древнего Вавилона
Государственный строй Древнего Вавилона
Во главе государства стоял монарх (царь), который носил титул «деспот». В его руках была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная и религиозная власть. Он осуществлял управление через сложный бюрократический аппарат.
Существовало три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ.
В Вавилоне был развит бюрократический аппарат. Насчитывался большой штат сановников, чиновников. К высшим должностным лицам государства относились такие, как визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. На местах существовали органы местной власти, например: руководство большими городами осуществляли наместники царя; правители местностей; органы общинного самоуправления, в чьих руках сосредотачивалась административная, финансовая и судебная власть на уровне общины.
Высшей судебной инстанцией был монарх, который мог взять на рассмотрение особо важные дела. Судебная власть не была отделена от административной. Системы органов судебной власти не существовало. На местах судебные функции осуществляли назначенные царем наместники и правители местности.
Правовой статус основных групп населения
Наиболее четкие социальные границы в Древнем Вавилоне проводились в праве между свободными и рабами.
В праве нововавилонского царства нашли отражение специфические формы рабской зависимости, связанные с прогрессом товарно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, продавать и покупать рабов и нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истца, ответчика, свидетеля. Однако, несмотря на это, раб оставался зависимым от своего господина: он был обязан ему выплачивать своеобразный ежемесячный оброк.
Право древнейших государств Месопотамии. Источники права
Как и во всех древнейших государствах, длительное время основным источником права в Двуречье был правовой обычай.
Одной из особенностей развития права в Двуречье стало раннее возникновение письменных законодательных актов, принятых по воле правителя.
Появление царских узаконений было вызвано особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли.
Тем самым говорилось о божественном характере происхождения права. В настоящее время этот выдающийся памятник права хранится в Лувре в Париже.
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, наследованию имущества и пр.
Характерной чертой указанных правовых документов была их незавершенность. Положения Законов царя Хаммурапи, например, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Пробелы в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др., являются лишним свидетельством того, что, наряду с законом, особое место среди источников права отводилось в это время общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Таким образом, право носило обычный характер.
На право Месопотамии так же, как на право других древневосточных государств, оказывала большое влияние религия.
Для Законов царя Хаммурапи была характерна казуистичность норм права, их формализм, тесная связь права с ритуалом, с символической процедурой. Формальный и символический характер имела, например, клятва, которая играла огромную роль в правосудии. С помощью клятвы, например, по Законам царя
Хаммурапи можно было снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, разрешить споры по займам и пр.
В Законах Хаммураппи отсутствовала система изложения правовых норм: нормы материального права здесь чередовались с нормами процессуальными. Однако внутренняя логика изложения правового материала, безусловно, присутствовала. В Законах царя Хаммурапи нормы права были сгруппированы по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществлялся путем ассоциаций.
Вещное право. В Вавилонском государстве институт частной собственности на землю формировался длительное время. Изначально землепользование регулировалось правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредотачивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого населения, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам, жрецам и др.
Договорное право. Отдельные виды гражданско-правовых договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться очень рано.
Все сделки в Двуречье делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятв, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления.
Уголовное право. Нормы уголовного права свидетельствовали о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуде, коллективной общинной ответственности, объективном вменении. Законодатель не сформулировал общие принципы уголовного права, формы вины; обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание; соучастие; покушение и пр. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в Законах царя Хаммурапи; например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением, соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление, и пр.
Наказания характеризовались жестокостью. Применялась смертная казнь (как в случае совершения умышленного преступления, так и неосторожного) в форме сожжения, утопления, сажания на кол и др. Законодатель закрепил членовредительские наказания, например, отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равны по социальному положению, и др. Эти наказания соседствовали с другими: обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками и др.
Эти преступления посягали на нормы морали, нравственности, сложившихся в обществе традиций.
Брачно-семейное право. Брачно-семейные отношения носили патриархальный характер.
С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью бесправной, хотя в общественном сознании и здесь ее роль сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.
Не препятствовали заключению брака ранний возраст невесты, отсутствие согласия женщины, рабское положение мужа.
Брак не считался священным. Его можно было расторгнуть.
Средствами доказательства служили свидетельские показания, клятва, ордалии и др.
Стадия предварительного расследования отсутствовала. Судья исследовал обстоятельства дела, выносил решение и не мог изменить его. Если же решение изменялось, то он платил штраф и лишался своего места. В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. И истец, и ответчик сами предоставляли суду доказательства. Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить.
В российской науке, описывая историю государства и права восточных стран, например, таких как Китай, Индия, Япония, Вьетнам, ученые придерживаются формационного подхода. Однако ученые Вьетнама, которыми написаны данные главы учебника, предложили рассмотреть историю государства и права этих стран с точки зрения цивилизационного подхода. Учитывая близость духовно-нравственных начал в процессе формирования права и государства, роль ритуала и религии, достижения экономического развития в последние десятилетия, усиление политического влияния этих стран на международной арене, поиск и успешную реализацию оптимальной модели государства, представляется полезным и интересным изложить историю государства и права этих стран с позиции современных ученых Вьетнама.
Государство и право Древнего Вавилона
Месопотамская цивилизация (с греч. – «Двуречье») находилась в долине двух рек: Тигр и Евфрат. Население – племена шумер. Их происхождение неизвестно. Затем на территорию вторглись племена аккадцев (3 тыс. до н.э.) Они создали город-государство Древний Вавилон.
У аккадцев активно выражена имущественно-социальная дифференциация, разложение родоплеменного строя.
Во главе государства был правитель лугаль или энси, который избирался народным собранием или советом старейшин.
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон становится столицей государства, образованного ассирийцами. В этот период он достигает наивысшего расцвета, при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Это государство существовало до конца XVI в., после было завоевано племенами касситов.
В 539 г. до н.э. было захвачено персами.
Население делилось на свободных и рабов.
Свободные: авилумы (благородные) и мушкенумы (обычные).
Рабовладение носило как правило домашний характер. Поэтому рабы имели ряд прав: могли вступать в брак со свободными женщинами, дети от этого брака были свободными; могли приобретать имущество и землю, которые наследовали жена и хозяин в равных долях.
Вдова-рабыня с детьми становилась свободной после смерти ее свободного мужа.
Если дети от рабыни признаны свободным мужем, они наследуют наравне с другими детьми от свободных женщин.
Центральное управление: царь
Центр управления: царский дворец
Чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, были высшими должностными лицами в государстве, они также следили за строительством и выполняли другие функции.
Нубанда – главный помощник царя. У него в подчинении был большой штат подчиненных чиновников.
Государство разделено на области, во главе которых были царские наместники. Они поддерживали в порядке регуляционные сооружения, строили новые сооружения, осуществляли полицейские функции, собирали налоги, собирали ополчение в случае войны. Для контроля за наместниками царь направлял гонцов, наделенных большими полномочиями, в т.ч. отстранить наместников.
Низшая административная единица – община. Назначаемый царем глава общинного совета – рабианум.
Судебная власть не отделена от административной, т.е. судебные функции выполняли царь и царские чиновники, в областях – наместники, в общинах – рабианумы.
В больших городах назначались царские судьи.
Существовали храмовые суды. Они привлекались для «божьего суда», дачи клятв, также если участниками спора были жрецы.
Первоначально вооруженными силами являлись народные ополчения из крестьян; затем появилась постоянная армия (при правлении царя Саргона), это были воины-профессионалы на содержании у царя. Воины получали за службу землю с домом, скотом и рабами. Это имущество изымалось из гражданского оборота, но могло наследоваться детьми, если сын становился воином армии; в остальных случаях лишь часть имущества оставалась семье.
Право Древнего Вавилона:
Главным источником права были законы царя Хаммурапи. Они высечены на базальтовой стеле, поэтому дошли до наших дней.
Они были переведены французским ученым востоковедом-ассириологом Шейлем. Всего 282 статьи:
1-5 статьи – процессуальный характер
6-126 статьи – имущественные отношения
127-195 статьи – семейное и наследственное право
196-214 статьи – защита личности
215-282 статьи – остальное
Доминировала государственная собственность на землю, была также храмовая, частная и общинная собственность.
Законы Хаммурапи четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора, права наемных рабочих. Соответственно разграничивает меры ответственности за невозврат, причинение вреда имуществу и др.
Договор займа: ограничивался процент займа (33,5 % max)
При продаже важных вещей составлялся документ в виде глиняной таблетки.
Много статей посвящены аренде имущества и земли.
Брачное и наследственное право:
Семья – главная ячейка общества. Власть главы семьи – власть распорядителя рабочей силы.
При заключении брака жених выплачивал компенсацию (выкуп) тестю, дочь была с приданым, которое становилось собственностью мужа.
Обязательно составлялся письменный договор. Если его не было, женщина не являлась женой.
По сравнению с Египтом, положение женщины было принижено.
Имущество по наследству передавалось сыновьям, дочери получали приданое.
– Государственные (смертная казнь)
– Религиозные (смертная казнь)
– Против чести и достоинства
Распространение получил принцип талиона.
Казни отличались жестокостью.
Если авилум причинил вред мушкенуму, наказание легче.
За клевету смертная казнь.
Законы Хаммурапи как и другие источники права Древнего Мира и Средневековья носили казуистичный характер, т.е. отсутствовали общие понятия, термины, категории. Ярко выражен социально-классовый характер (наказание зависит от социального положения).
Гражданский и уголовный процессы не различались.
Доказательства: клятвы, письменные документы, свидетельские показания, «божий суд» (ордалии).
Строгая ответственность за лжеобвинения на суде.
На глиняных табличках составлялись протоколы.
Решение судьи не могло быть отменено и пересмотрено.