Государство и право Византии
После гибели Западной Римской империи (476 г.) Восточная Римская империя существовала ещё около тысячи лет (до середины XV в.), но вошла в историю под новым названием — Византийская империя (по названию греческого города — Византия, переименованного в 330 г. римским императором Константином Великим в Константинополь). Константин пытался сделать этот город чисто латинским, новым Римом, столицей всей Римской империи, но после смерти императора Феодосия (395) его государство было разделено на Западную Римскую империю, где правил император Гонорий (395 — 423), и Восточную Римскую империю, императором которой стал Аркадий (395 — 408), первый византийский император. Сложный характер формирования Византийской империи (её создали римляне, но большинство населения составляли греки) наложил заметный отпечаток на византийское государство и право: с одной стороны, история византийского государства и права — продолжение истории римского государства и права, с другой стороны, государство и право Византии — средневековое греческое государство и право (не случайно греки в средние века называли себя «ромеями» — римлянами).
История византийского государства делится на три периода:
1. Рабовладельческое государство (IV — VII вв.).
2. Раннефеодальное государство (VII — XII вв.).
3. Кризис византийского государства (XIII — XV вв.).
Социальный строй Византии в IV – VII вв. несколько отличался от социального строя Западной Римской империи, где большинство населения составляли рабы и колоны, а элиту — рабовладельцы. В Византии в IV — VI вв. сохранялось крестьянство, близкое по своему положению к смердам Киевской Руси (византийские крестьяне того времени были лично свободны и имели право частной собственности на свою землю, но платили государству поземельную подать и несли в его пользу натуральные повинности), что открывало возможность мирной (без гибели государства, как в Западной Европе) трансформации рабовладельческого строя в феодальный. Однако тенденция к такому варианту развития победила не сразу, и в VI в. византийская рабовладельческая элита пыталась уничтожить ростки феодализма и реставрировать Римскую империю в границах IV в. Император Юстиниан (527 — 565) жестоко подавил восстания рабов и городской бедноты в Византии и расширил её границы (его войска завоевали всю Северную Африку, Италию, часть Испании, Сицилию, Корсику и Балеарские острова), восстанавливая повсюду рабовладельческие латифундии.
После славянского вторжения VI — VII вв. социальный строй Византии изменился: латифундии были разгромлены, многие рабовладельцы погибли, и большинство населения стали составлять свободные крестьяне (до вторжения — государственные крестьяне).
В результате развитие феодализма в этой стране пошло по традиционному пути — закрепощение крестьянства, формирование условной земельной собственности и т. д. При этом византийский феодализм имел некоторые особенности: он формировался медленнее западного и российского (до XV в. сохранялось рабство), а главную роль в византийской элите играли столичная знать и высшая бюрократия (в других феодальных государствах — провинциальная знать).
Особенности социального строя Византии наложили отпечаток на её государственный строй. Главная его особенность в IV—VII вв. — огромная роль сената (он избирал императора, принимал законы и решал все дела империи). Власть императора была ограничена «общими законами» империи, особой системой престолонаследия (император избирался сенатом, армией и «народом Константинополя», которые собирались на столичном ипподроме). Важную роль в государстве играли димы (городские партии), которые имели свои вооруженные отряды и могли влиять на императора.
После временного ослабления византийского государства в VI — VII вв., связанного со славянским вторжением, началось его укрепление на новой, феодальной основе: усиливается власть императора, опиравшегося на мощный бюрократический аппарат, и падает роль сената (в IX в. он лишился права на избрание императора и законодательную деятельность). В X в. начался переход от раннефеодальной монархии к сеньориальной (складывается система иммунитета, заключаются договоры императора с крупными феодалами), но этот процесс имел в Византии свои особенности (здесь не было феодальной раздробленности) и был прерван кризисом византийского государства.
Последний был прямым результатом эпохи крестовых походов, когда в XII в. начались затяжные войны Византии с крестоносцами, которые привели к её разгрому во время IV крестового похода 1204 г. Крестоносцы захватили часть территории Византии, в том числе Константинополь, создав на завоёванных землях своё государство — Латинскую империю. Однако греки сумели сохранить часть византийской территории, создав здесь свои государства (Никейскую и Трапензундскую империи в Малой Азии, Эпирский деспотат на территории современной Албании и др.). В 1261 г. армия Никейской империи освободила Константинополь, но полностью восстановить Византийскую империю не удалось, т. к. крестоносцы сохранили часть своих владений (Афинское герцогство и т. д.), а другие греческие государства не признали власть никейского императора. Слабостью Византии воспользовался новый внешний враг — турки. В XIV в. они захватили большую часть Малой Азии и Фракию, а византийский император стал вассалом турецкого султана (платил ему дань и участвовал в его походах). В 1453 г. турки взяли Константинополь, а в 1461 г. — последний византийский город Трапезунд. Византийская империя пала.
История византийского права делится на два периода:
1. Римско-византийское право (IV — VII вв.).
2. Поздневизантийское право (VIII — XV вв.).
В IV — VII веках в Византии продолжалось развитие римского права: главным источником византийского права оставались сочинения великих римских юристов III в. до н. э. — III в. н. э., шла кодификация римского права, главные памятники которой (Кодекс Феодосия 438 г. и свод законов Юстиниана 529 — 534 гг.) написаны на латинском языке. Особое место в истории византийского права занял свод законов Юстиниана, состоявший из трёх частей — Дигесты (сборник цитат из 2 тысяч сочинений великих римских юристов VI в.), Институции (учебник для студентов византийских юридических вузов) и Кодекс Юстиниана (собрание законов самого Юстиниана). Главное внимание в последнем было уделено нормам гражданского права. Так, в нём впервые в истории права появились классическая схема структуры гражданского права («лица, вещи, сделки»), позже использовавшаяся в классических образцах гражданских кодексов разных государств мира (Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и др.). Поэтому
Г. В. Гегель в начале XIX в. говорил о византийских юристах следующее: «Гражданское законодательство достигло у них того совершенства, до которого его довели великие римские юристы, так что собрание законов, изданное по приказанию императора Юстиниана, и теперь ещё вызывает восхищение мира». В то же время уже в своде законов Юстиниана впервые проявился синтетический (греко-римский) характер византийского права: с одной стороны, этот свод был попыткой восстановления классического римского права, с другой, — шло его упрощение под влиянием позднеэллинистического права, а четвёртая часть этого памятника права, Новеллы (новые византийские законы 535 — 565 гг.) написаны на греческом языке. Позже на греческом языке составлялись «парафразы» (пересказы), упрощенные комментарии к Своду законов Юстиниана.
В VIII — XV вв. появляется ряд новых источников византийского права — Эклога (726 г.) (сокращенное и упрощенное изложение Свода законов Юстиниана), Прохирон 879 г. (переработанный и переведенный на греческий язык тот же памятник права), Василики 888 — 889 гг., «Шестикнижие» Арменопула 1345 г. и др. В них византийское право из античного окончательно превращается в средневековое. В гражданском праве меньше внимания уделяется договорам найма и займа (в связи со свертыванием товарно-денежных отношений), и появляется институт феодальной земельной собственности. В семейном праве появляется обручение и затрудняется развод, в наследственном — ограничиваются права наследодателя (треть наследства автоматически переходит к его детям). В уголовном праве наказания становятся более жестокими (всё чаще применяются ослепление, кастрация, отрезание носа, вырывание языка и т. п.) и зависят от социального статуса преступника (за связь с чужой рабыней «простого человека» секли плетьми и заставляли платить штраф, аристократ отделывался одним штрафом). В процессуальном праве состязательный процесс сменяется инквизиционным.
История государства и права Византии
Возникновение и падение Византийской империи (IV—XV вв.)
Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).
В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.
В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.
В период зарождения феодального государства (IV—VII вв.) в Византии в отличие от Рима было уничтожено крупное землевладение рабовладельческого типа, поэтому рабский труд, не исчезнув совсем, перестал играть решающую роль в производстве.
В начале VIII в. изза экспансии Арабского халифата Византия потеряла большие территории. Земельный фонд государства стал пополняться за счет секуляризации монастырских владений, чьи земли передавались общинам и феодалам за службу. Это привело к образованию крупных феодальных хозяйств и закрепощению крестьян в XI—XII вв. К X в. богатейшие феодалы приобрели определенную самостоятельность и независимость, что на фоне «иконоборческих войн» вызвало новый виток внутренних распрей, ослабление страны и территориальные утраты. Хотя угрозу со стороны Османской империи удалось временно снять в результате крестовых походов западноевропейского рыцарства в 1096—1270 гг. Однако сами крестоносцы, потеснив турок, остались недовольны действиями Византии, и во время четвертого кресто-вого похода в 1202—1204 гг. Константинополь ими был полностью разграблен. На землях Византии они образовали Латинскую империю, в 1261 г. распавшуюся на самостоятельные Никейское, Трапезундское и Эпирское царства.
Восстановление империи началось с возвышения Никейского царства. Однако достичь былого могущества так и не удалось. Этому мешали постоянные схватки за трон, временами перераставшие в настоящие гражданские войны, полное и хроническое расстройство финансовой системы, резкое сокращение и деморализация армии, расширение национально-освободительной борьбы покоренных народов (славян, албанцев, армян, персов, болгар, сербов и др.).
В 1453 г. войска турецкого султана штурмом взяли Константинополь, который был переименован в Стамбул.
Особенности общественного строя Византийской империи
Все население Византии разделялось на следующие сословия:
Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.
К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:
не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).
К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.
Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.
В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:
Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.
Государственный строй Византийской империи
Всю полноту светской и церковной власти олицетворял император Ромейского государства, личность которого считалась священной. Он назначал высших сановников, издавал законы, созывал церковные соборы, назначал высших церковных сановников. Однако вследствие отсутствия четко установленного порядка престоло-наследия (избирался знатью, войском и наместниками провинций, короновался патриархом) высший статус не защищал императора от покушений (из 107 императоров только 42 умерли своей смертью или погибли в сражении). Поэтому сложилась практика, при которой, опасаясь переворотов, император еще при жизни назначал «соправителя».
Синклит (сенат) как совещательный орган при императоре участвовал во всех его делах, но решающей роли не играл, а с X в. некоторые его существенные полномочия отошли к императору (обсуждение законопроектов, назначение чиновников, финансовый контроль).
Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти, а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:
В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.
Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).
Судебную систему образовали: императорский суд; госсовет; суд константинопольского эпарха; квестор; стратиги в фемах и провинциях; суды канцелярий; многочисленные церковные инстанции (суды константинопольского и антиохийского патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов), рассматривавшие дела о преступлениях духовенства, преступления против религии, брака, нравственности, нарушения жителей церковных и монастырских земель; вотчинные суды.
Система местного управления была достаточно сложной. Обе префектуры (Восточная и Иллирийская), делились на семь диоцезов, диоцеза включала 50 провинций, состоящих из общин. Далекие владения с VI в. возглавлялись наместниками — экзархатами (в Италии — Равенский, в Африке — Карфагенский), обладавшими военной и гражданской властью.
С VII в. в условиях многих военных угроз отдаленные и пограничные провинции стали управляться военачальниками — стратигами. Была образована фемная система управления, т.е. создавались фемы — военно-административные округа (в X в. насчитывался 31 военный округ). Фема делилась на турмы, а те — на более мелкие военные подразделения во главе с комитами и трибунами.
Особенности права Византийской империи
Становление византийской правовой системы
После падения Западной части Римской империи и прекращения многовековой истории Рима ее Восточная часть превратилась в самостоятельное государство, которое еще на протяжении почти тысячелетия продолжало хранить и развивать традиции своей исторической колыбели. И если со стороны публично-правового порядка Византия наследовала лишь некоторые управленческие институты, то с точки зрения права именно она путем кропотливой и глобальной систематизации вековых накоплений и наслоений римской правовой практики, приведшей к созданию фундаментального Corpus juris civilis, завершила длительный процесс формирования римского права.
Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.
Основные источники византийского права
После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему. Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов, пошлин, управления, действовавшие на территории префектур.
В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права. Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.
Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями, а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.
Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).
Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.
Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.
Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.
Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.
Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.
Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права. Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных судах до начала XX в.
Особенности преступления, наказания и судебного процесса
В византийском праве уголовно-правовые институты были зафиксированы в основном в таком важнейшем акте, как Прохирон.
Преступления классифицировались по следующей схеме:
Судебный процесс по Прохирону был инквизиционного типа. Доминировала система формальных доказательств. Например, свидетелями не могли быть несовершеннолетние, женщины, слуги, члены семьи, товарищи за товарищей, бедные, слуги за слуг, сыновья за отцов, глухие, немые, изобличенные в подлоге, еретики и т.д. Возможна была апелляция. В целом процесс был либеллярный: все его стадии оформлялись письменно: письменное прошение истца и возражение ответчика, протоколы, письменный приговор.
Византия
Образование Византийской империи и периодизация ее истории
При Юстиниане к Византии была успешно присоединена значительная часть провинций прежней Западной Римской империи (Северная Африка, Италия, юго-восточная Испания). Однако реставраторская политика Византии, стремившейся восстановить систему римского государственного управления и сохранить рабовладельческие отношения, задерживала процессы феодализации и вызывала недовольство покоренного населения. Поэтому территориальные приобретения Юстиниана оказались непрочными. Кроме того, неудачными оказались войны на северных границах, что создало угрозу славянского вторжения.
К началу VIII в. территория Византийской империи сократилась в 4 раза по сравнению с периодом правления Юстиниана. Однако в этом были и свои преимущества. По этническому составу она стала более однородным государством. В ней остались преимущественно области, где преобладало греческое население и доминировала греческая речь. И хотя подданные Византии по- прежнему назывались ромеями (римлянами), латинский язык практически перестал употребляться. С этого времени Восточную Римскую империю можно по праву называть Византией, по старинному имени исконно греческой колонии на Босфоре.
К концу XI в. в Византии завершилось оформление основ феодальных отношений и институтов феодального общества. Главным собственником земли являлось государство, установившее тяжелый налоговый гнет в отношении податного населения, что приводило к частым социальным потрясениям. Пресечение Македонской династии активизировало практику раздачи больших населенных участков земли в награду за службу и тем самым способствовало децентрализации страны. Ситуация усугубилась церковными разногласиями с Римом.
До середины XI в. церковь в Византии формально считалась частью вселенской христианской церкви. Однако фактическое разделение вселенской христианской церкви на Западную (Римскую) и Восточную (Константинопольскую) произошло уже во время варварских вторжений в Западную Римскую империю. С этого времени соперничество между ними за сферы влияния практически не прекращалось. Во второй половине IX в. проповеди византийских миссионеров Кирилла и Мефодия способствовали распространению греко-православного вероисповедания в Великой Моравии; христианство по восточному образцу приняла Болгария; нарастало церковное влияние Византии и в Сербии; в 988 г. крещение от Византии приняла Киевская Русь. Воспользовавшись ослаблением Византийского государства, в середине XI в. Рим подчинил своему церковному влиянию Южную Италию, а в 1054 г. потребовал восстановить права папства в Болгарии и признать его верховенство над греческой церковью. Константинопольский патриархат ответил отказом, за что патриарх был предан Римом анафеме. Константинополь ответил тем же в адрес папы. Так произошел официальный раскол христианской церкви на католическую (латинскую) и православную (греческую)
Никейская империя стала центром сопротивления завоевателям. В 1261 г. отрядам никейского императора Михаила VIII Палеолога удалось отвоевать Константинополь и восстановить империю. Однако теперь Византия представляла собой лишь небольшое раздробленное государство, оказавшееся, кроме того, в крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановке. Не исчезла угроза с запада, на севере империю теснили болгары и сербы, а с востока надвигалась опасность турецкого нашествия.
Общественный строй
Общественный строй Византийской империи характеризуется постепенным развитием феодализма. Уже с IV в. в империи зрел кризис рабовладельческого способа производства, который постепенно проявлялся все явственнее.
В первые века существования Византийской империи рабский труд применялся в хозяйствах различных категорий земельной собственности, но уже не играл определяющей роли. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве было предоставление им участка земли. Такая форма землепользования в римском праве получила название пекулий.
Вторжение славянских племен наряду с народными движениями начала VII в. сыграли значительную роль в установлении феодальных порядков. Крупные землевладения рабовладельческого типа неуклонно сокращались. Сохранившиеся же перестраивались на новой феодальной основе. Применение рабского труда уменьшалось, увеличивалось значение эксплуатации различных категорий свободного сельского населения. Огромное значение приобрела крестьянская община.
В VIII-Хвв. сельские поселения Византии представляли собой соседскую общину, главным эксплуататором которой через налоговый гнет выступало государство. Общине в целом принадлежали пустоши, леса, луга, окружавшие деревню. Каждый крестьянин имел право свободного пользования общинными землями. Остальная земля была разделена между крестьянами. Каждый участок в хозяйственном отношении был вполне обособлен и находился в индивидуальном владении. Он мог быть обменен и продан. Однако право крестьянина распоряжаться своим наделом было ограничено наличием большой семьи (сингении), интересами которой он не мог пренебречь, и развитым «правом на чужую землю».
Византийцы жили огромными семьями, где несколько поколений вели общее хозяйство. Кроме того, долгое время сохранялся архаичный принцип раздела наследуемого имущества поровну между сыновьями.
Проявлением «права на чужую собственность» являлся протимисис, т.е. право преимущественной покупки соседней земли. Крестьянин не мог продать землю постороннему человеку по своему желанию, пока не будет реализовано право протимисис, субъектами которого в первую очередь являлись члены его семьи, затем соседи, и, наконец, все односельчане. Только в случае их отказа крестьянин мог продать землю по своему усмотрению.
Хотя государство в Византии являлось главным феодалом, с начала IX в. идет активное развитие и феодальной вотчины. Распространяется практика захвата крестьянских земель динатами- богатыми и влиятельными лицами, порой превращавшими свободных общинников в своих париков. Государство пыталось предотвратить потерю своих налогоплательщиков. В начале XI в. императоры Македонской династии, выражавшие интересы чиновной знати, издали ряд законов, направленных на сохранение старых общинных порядков. Однако данные законы мало соблюдались и процессы феодализации активно продолжались.
В X-XI вв. появляются новые пути развития феодальной вотчины. С пресечением Македонской династии слабеющая императорская власть, пытаясь завоевать симпатии знати, распространяет практику раздачи императорами земель с государственными париками видным сановникам за службу. Чаще всего практиковалась раздача солемниев- пожалований с правом получателя такого пожалования взыскивались в свою пользу полностью или часть государственных налогов, собираемых с этой территории. В XII в. широкое развитие получило пожалование (в основном, за военную службу) в виде пронии, то есть пожалования с передачей получателю права не только сбора налогов в свою пользу, но и управления пожалованной территорией.
Таким образом, в X-XII вв. в Византийской империи оформились две основные формы эксплуатации крестьянства: выплата централизованной ренты (государственных налогов) и вотчинные повинности. В связи с этим сложились и два феодальных сословия: чиновная знать, существовавшая за счет доли централизованной ренты, и провинциальные феодалы, жившие за счет эксплуатации зависимого крестьянства. В XIII-XIV вв. наблюдалось дальнейшее развитие феодальной собственности, которое проявлялось не только в количественном росте поместий, но и в увеличении их прав на землю и личность крестьянина. Укрепление феодальной вотчины составило экономическую основу процесса децентрализации.
Государственный строй
По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией. Главой государства и церкви был император (по-гречески «василевс»). Императорская власть по происхождению считалась божественной, а сам император-священной особой. В его руках находилась законодательная, исполнительная и высшая судебная власть. Он издавал законы, являлся их верховным толкователем, имел право облагать налогом имущество подданных и даже конфисковать частные владения; номинально считался верховным главнокомандующим, назначал и смещал командный состав армии и высших государственных чиновников; руководил внешней политикой и являлся высшим судьей.
Теоретически императору принадлежала «власть над всем», он был окружен почти божественным поклонением, но практически он далеко не являлся единственным вершителем судеб страны. Его власть существенно ограничивалась, во-первых, институтом соправителей.
В Византии отсутствовала четкая система престолонаследия. Главой государства мог стать как сын предыдущего императора, так и любой узурпатор, овладевший престолом. Отсутствие твердого порядка престолонаследия порождало развитие института соправителей. Император еще при жизни вынужден был назначать себе соправителя из числа своих сыновей или ближайших родственников, что способствовало оформлению династических отношений, но ограничивало императорскую власть. Наследственный принцип престолонаследия стал закрепляться с IX в. в период правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Однако и их царствование прерывалось правлением узурпаторов. С конца XI в. принцип легитимности при передаче престола упрочился. Более ста лет в империи непрерывно правила династия Комнинов (1081-1185 гг.). С развитием династических отношений и упорядочением системы престолонаследия изменился обряд вступления на престол. Если раньше нового императора провозглашал народ, выкрикивая его имя на ипподроме, то теперь императора венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии в Константинополе.
В-третьих, в первые века существования Византии власть императора ограничивалась наличием государственных учреждений, унаследованных ею еще из республиканского периода римской истории, таких, как синклит (сенат), консисторий (государственный совет) и димы (организации свободных граждан византийских городов).
Сложное внешнеполитическое положение империи делало византийскую армию важнейшей политической силой в государстве. Армия далеко не формально участвовала в провозглашении императора. По сути, она играла решающую роль при его выдвижении на престол. В связи с этим византийские императоры стремились привлечь ее на свою сторону, раздавая многочисленные привилегии стратиотской верхушке, тогда как основная часть рядовых стратиотов из-за тяжелого налогового бремени неуклонно разорялась. Обогатившиеся стратеги, которые постепенно превращались в провинциальную феодальную знать, становились все более независимы от императорской власти. Византийская армия, всегда являвшаяся важнейшей политической силой в государстве, постепенно превращалась в источник опасности для центральной власти. С XI в. византийское правительство начало широко практиковать применение отрядов иностранных наемников, что в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки привело к падению военной мощи.
С укреплением феодальной собственности и ослаблением армии в Византийском государстве зрела идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями императора. Явления политической раздробленности, обострившиеся в самый критический период византийской истории, привели к гибели государства.
Источники права Византийской империи
Византийская империя оставила миру богатейшее правовое наследие. Воспринятое от Рима византийское право явилось продолжателем римской юридической традиции. Важнейшей кодификацией права, осуществленной в Византии, явилась кодификация Юстиниана, которая сохраняла свое значение во все века существования империи и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем.
Работа по пересмотру богатейшего наследия римской юриспруденции продолжалась с 528 по 534 гг. Деятельностью кодификационной комиссии, состоявшей из видных юристов во главе с Трибонианом, руководил лично император Юстиниан. Основной целью кодификации стала систематизация римского классического права и приспособление его к новым условиям развития государства. Результатом колоссальной работы стало появление Свода гражданского права (Corpus luris Civiles).
Свод включал несколько частей. Институциями; объединявшими 4 книги и излагавшими основы римского права, был назван учебник для византийских студентов, изучавших юриспруденцию. Дигестами или Пандектами; включавшими 50 книг, была названа важнейшая часть Свода, содержавшая отрывки из произведений известных римских юристов, сгруппированные по систематическому принципу. Собрание действующих постановлений римских императоров (конституций), начиная со времени Адриана, получило название Кодекса и объединяло 12 книг. Последующие эдикты Юстиниана, вышедшие после появления Кодекса (29 декабря 534 г.), стали называться новеллами (новыми законами). Их рассматривают как заключительную часть кодификации, хотя при жизни императора они не были сосредоточены в едином официальном сборнике.
Основными правовыми памятниками данного периода являются: Эклога, Земледельческий; Воинский и Морской законы, Василик и и Прохирон.
Первым официальным юридическим сборником, изданным после Свода Юстиниана, стала Эклога (от греч.- выбор). Ее появление датируется 726 г. и связано с именами императоров Исав- рийской династии Льва III и Константина V. Она представляла собой выборку законов из Кодификации Юстиниана, изложенных более сжато и с рядом дополнений, отражавших изменения в общественном строе Византии.
Эклога делилась на 18 титулов, объединявших нормы семейного, наследственного, гражданского, уголовного и процессуального права.
В сфере гражданского права данный источник регламентировал договоры дарения, купли-продажи, займа, вклада, найма, уточнял формы заключаемых договоров.
В сфере имущественных отношений признавалось равенство супругов. Развод допускался по инициативе обеих сторон, но законные основания к нему существенно сокращались. Уважительными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле других, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импотенция.
Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отражение и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола. С целью защиты интересов законных наследников сохранялось и правило обязательной доли. В соответствии с ним каждый из наследников получал свою долю независимо от завещания. Уточнялся юридический порядок призвания наследников по закону. При этом, в случае смерти одного из супругов (при наличии у них детей) владельцем всего имущества становился переживший супруг, который должен был нести «все заботы по управлению делами».
XVII титул касался уголовного права. Здесь определялся перечень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. К преступлениям против церкви и государства относились восстание против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. При этом к законодательству Юстиниана здесь было сделано дополнение о каре за организацию и участие в восстании против императора и государства и о роли императора как верховного судьи в таком деле.
Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасилование, прелюбодеяние и др. Среди имущественных преступлений особое место отводилось хищениям и подделке монет.
Наказания отличались крайней суровостью. Помимо смертной казни, фигурировало членовредительство (обрезание носа, отсечение руки, оскопление и пр.), телесные наказания. Наблюдалась даже тенденция замены штрафов, непосильных для ответчика, телесными наказаниями. Увеличилось число преступлений, караемых членовредительством. Ранее применявшийся преимущественно по отношению к рабам данный вид наказания был распространен и на другие категории населения.
Наиболее значительно Эклога изменила процессуальное право. Провозглашался принцип равенства всех подданных империи перед судом. Вводилась бесплатность суда. Всем судебным чиновникам предполагалось выплачивать жалование за счет государственной казны. Кроме того, Эклога продолжила тенденцию предыдущего законодательства на выработку форм либеллярного процесса, т.е. с письменным оформлением всех этапов судебного разбирательства, а также детализировала процедуру апелляции.
В середине VIII в. к Эклоге, отразившей далеко не все изменения, произошедшие в византийской империи со времен правления Юстиниана (аграризация экономики, усиление роли общины и распространение общинных порядков, формирование фемного строя и др.), были сделаны существенные дополнения. В приложение к Эклоге вошли Земледельческий, Воинский и Морской законы. Общей характерной чертой данных правовых памятников является тенденция к упрощению постклассического римского права и попытка кодификации сложившихся к этому времени норм обычного права.