Государство и право средневековой Японии.
В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла основные стадии:
• VII-XII вв. — раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;
• XIII-XVII вв. — развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сегуна — «великого воеводы, покорявшего варваров»;
• XVIII-XIX вв. — в Новое время феодальные отношения сёгуната переживают кризис, это начало их распада.
Легальное утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» (646г). Согласно реформам почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население — подданными императора, его вассалами, которые делились на две социальные группы: свободные — от крестьянина до аристократа и подлые — рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики.
Возглавлял Государственный совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления осуществляли два высших министра: левый (старший), и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на старших и младших советников.
Государственному совету подчинялось восемь министерств (Министерство императорского двора, общих дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом.
Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.
Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий «свет-государь».
С установлением первого сёгуната Минамото (1192-1333 гг.) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение статуса императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате какой-либо заметной политической роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.
Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно – к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603г.), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сегуна, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.
По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу. внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.
Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления — взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.
Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда феодалы условно подразделяются на две основные группы: гокенин — непосредственные вассалы правителя-сегуна; хигокенин — иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.
Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.
Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава, в 1615г. издается Закон 18 статей, которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.
Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать зависимых крестьян — рисовая рента доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы — они фактически были рабами.
Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя религия японцев — синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. При этом день поминовения усопших отмечали песнями и танцами: буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира «вечного блаженства».
Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к проповедникам иной веры, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев в страну разрешался только для торговли и через один порт — Нагасаки.
Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего это мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.
Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.
В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.
Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рицу-рё. Характерно, что карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные — термином «рё».
Тайхо-рё представляет собой сборник тридцати законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований.
Ёро рицу-рё регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная ответственность наряду с персональной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотрено смягчение наказаний.
В период третьего сёгуната Токугавы оживилось законотворчество, самым крупным достижением которого стал Закон 18 статей Иэясу Токугавы, регламентировавший статус императора и даймё, а также правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си: крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё.
Кодекс 100 статей, принятый в 1742 г., имел главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.
История государства и права Японии в Средние века
Особенности становления японского государства
В силу своего островного положения Япония на протяжении многих веков была изолирована от внешнего мира. Ее связи ограничивались более развитыми Китаем и Кореей. В различные времена Япония называлась Ямато, Поднебесным Царством, Великой Страной Множества Островов и т.п.
Характерной чертой развития японского общества являлась извечная борьба различных кланов между собой, а также за ограничение власти императора. В конце VI в. лидирующие позиции занял клан Сога, руководству которого удалось свести императорскую власть к функции верховного жреца синтоизма. Были проведены реформы в духе китайской централизации, усилен чиновничий аппарат, усовершенствована налоговая система. В 603—604 гг. для чиновничества была введена по китайскому образцу «Табель 12 рангов», что ставило препятствия другим кланам во влиянии на государственную политику. Фактическому главе государства принцу Сетоку Тайси приписывается создание «Закона из 17 статей». Однако со временем внутриполитическое положение все больше дестабилизировалось: власть центра сужалась, в стране зрели заговоры, в результате которых клан Сога был свергнут.
Новый правитель из клана Фудзивара многое перенял от ушедшего в прошлое китайского влияния. Поэтому не случайно реформы были похожи на существующий порядок в империи Тан. Император принял титул «тэнно» («сын Неба»). Из китайской практики были заимствованы система государственного устройства и особенности аппарата управления.
Все земли были выкуплены государством и распределены поровну между ставшими государственными крестьянами и выплачивающими налог с земли, с промыслов и выполнявших трудовые повинности. Был составлен земельный реестр и проведены перепись лиц, получивших земельные наделы, и общая перепись населения (в 760 г.), что способствовало упорядочению системы налогообложения.
По примеру Китая был создан Государственный совет из глав правящих кланов и высших чиновников. Исполнительная власть вручалась Государственному секретариату, состоящему из ведомств: управлений, наказаний, сокровищ, центральных дел, чинов, двора, по военным делам, ведомство народных дел, а также по делам синтоистского культа и расследованию преступлений.
При императоре вводились должности советника и политических советников (монахи). Чиновники стали делиться на 48 рангов. Ежегодно проводилась аттестация чиновников, за которых нес персональную ответственность их начальник. В высший разряд зачислялись те, кто помимо отличной служебной характеристики обладал рядом этических добродетелей. Большие неприятности ждали нерадивых, нечестных, алчных и льстецов. Их зачисляли в низший разряд, но только по результатам дополнительного испытания.
Страна была разделена на провинции, уезды и деревни. Во главе провинции стоял губернатор, уезд возглавлялся начальником.
Формирование феодальноленной системы. Сёгунат
Для VII—VIII вв. были характерны попытки императоров усилить центральную власть при увеличении могущества земельных феодалов, которые брали под свое покровительство (коммендацию) разорившихся крестьян, мелких провинциальных чиновников. Со временем назначение уездных должностных лиц стало прерогативой губернатора и крупных местных феодалов. На местный уровень перешли налоги, распределение земли, организация воинской службы, прежде всего для собственной безопасности. Возникло особое сословие самураев, свою жизнь посвящавших единственно служению господину (Кодекс бусидо, «Путь воина»). Впоследствии самураи стали надежной опорой сёгуната.
Бурный рост городов, ремесел и торговли в XI—XII вв. привел к возникновению цеховой системы, пронизывающей только деловые отношения, но и общественную и личную жизнь своих членов.
Могущество клана Фудзивара было беспредельным (он находился у власти более 300 лет). Из этого рода императоры брали жен, только его представители получали титулы принцев-регентов при императоре и первого министра. Они контролировали весь государственный аппарат. Власть секкэнов еще больше усиливалась за счет возникшей традиции, согласно которой императоры в молодом возрасте отрекались от престола в пользу своих сыновей, младших братьев либо племянников, удалялись в монастырь, а на трон всходил малолетний император во всем послушный всесильному регенту. К началу XI в. такой порядок утвердился окончательно. Хотя власть императора была номинальной, все государственные акты шли от его имени, поэтому борьба между кланами шла за влияние на престол. Она сопровождалась многочисленными заговорами, безуспешными попытками некоторых императоров сломать систему зависимости от семейных кланов («правление императоров-иноков», 1086—1156 гг.).
К концу XII в. глава рода Минамото получил титул сёгуна («великий полководец, покоряющий варваров»). Вся власть в стране сосредоточилась в его полевой ставке (бакуфу), а полномочия государственной администрации сузились до масштабов дворца и императорского религиозного ритуала. Этот порядок правления получил название сёгуната. Власть сёгуна опиралась на сословие самураев, ставших вассалами сёгуна.
Бакуфу превратилось в центральный орган управления, без согласия которого не мог взойти на престол даже законный наследник. Сёгуны создали свою администрацию, где основными представителями на местах были сюго (исполняли полицейские полномочия) и дзито (в их ведении были налоги и вотчинные дела). В целях поддержания стабильности и порядка был учрежден специальный совет для надзора за местной знатью.
Особенности японского государства при сёгунате Токугава
После него в 1598 г. власть захватил Токугава Иэясу, входивший в Совет регентов при малолетнем наследнике Хидэёси. Он стал родоначальником третьего сёгуната — Токугавы, правившего страной в течение двух с половиной веков.
В результате реформ сословная система совершенно преобразилась: на ее вершине находились самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и торговцы. Вне этой системы стояли представители пятого сословия, которые занимались грязной и непрестижной работой. Сословная структура была замкнутой, переход из одной группы в другую запрещался. Аристократия стояла особняком: придворные чины, владетельные князья и родовое дворянство.
При Токугаве была создана эффективная система управления, возглавляемая правительством из пяти министров с ежемесячными замещениями в установленном порядке. Непосредственное управление государством находилось в руках 60 начальников специальных ведомств бакуфу. Надзор за даймё в их владениях с 1632 г. производили специальные полицейские инспекторы.
Сёгунат стал наследственной формой правления, а император, за которым остались только некоторые религиозные функции, должен был предоставлять своего наследника сёгуну как заложника. Специальными правилами 1615 г. роль императора сводилась к изучению древней истории, стихосложения, церемоний и традиций.
Такая система просуществовала почти 250 лет. Однако с появлением капиталистических способов производства в конце XVIII — первой половине XIX в., с расширением внешних связей политика самоизоляции, проводимая сёгунатом, ставила Японию, население которой уже превышало 25 млн человек, во все более кризисную ситуацию.
Особенности права средневековой Японии
Своеобразие формирования японской правовой системы заключается в том, что здесь не сложилось законов с записями обычного права, а были созданы своеобразные административные кодексы, регулирующие систему государственного управления, состоящие из моральных предписаний. В этом явно сказалось влияние китайской философии и государственного устройства Китая.
Именно это стало основой для немногих дошедших до нас нормативных актов общегосударственного масштаба. Одним из первых писаных законов стала Конституция Сетоку («Закон из 17 статей») VI в. Созданная для обеспечения государственного единства страны, она в форме моральных поучений закрепляла важнейшие общественные ценности для всех сословий:
Как и в других государствах, в Японии древние правовые обычаи были связаны с наказанием за отступление от социальных требований и нанесенную личную обиду. Эти принципы были положены в основу вступившего в действие в 757 г. кодекса Тайхо рё, действующего до X в. (он также известен как ¨ро Рицу рё — Уголовный и административный кодекс периода ¨ро, 757 г.; при этом термин «рё» означал нормы конституционного и административного характера, а термин «рицу» — карательные и судебные установления). Закон состоял из 953 статей и был разделен на 30 книг. В нем закреплялись нормы государственной службы, брачно-семейных и наследованных отношений, процессуального права, организации вооруженных сил и т.д.
В уголовном законе (Тайхо Рицу) в соответствие с конфуцианскими традициями тесно переплетались нормы права и морали. К «небесным грехам» относились:
Обычное убийство, разного рода хищения, в том числе разбой и грабеж, считались менее тяжкими грехами (преступлениями).
Существовало пять видов наказаний: смертная казнь, ссылка, каторга, битье палками, сечение плетьми. Строго регламентировалось тюремное заключение, порядок содержания под стражей. На каторге применялись кандалы и шейные колодки.
Разглашение государственной тайны наказывалось каторгой, либо, в случае ее незначительности шестьюдесятью палочными ударами. 20 розог получал чиновник за каждый день неявки на работу без уважительной причины, 50 розог — за ошибки в документах на высшее имя.
Строгое наказание полагалось за чтение запрещенной литературы (по астрономии, китайскому военному искусству, придворного семидневного календаря, некоторых гадательных книг). Состоятельные люди могли откупиться от любого наказания вплоть до смертной казни.
Суд и процесс носили ярко выраженный административный характер. Большинство дел рассматривалось административными органами. Вся реальная судебная власть находилась в руках министерства наказаний (юстиции). В его составе действовали три палаты: центральное управление, управление штрафов и управление тюрем. Им были подчинены нижестоящие административные учреждения, в которых рассматривалась основная масса дел гражданского, уголовного и административного порядка.
Формально кодексы Тайхо и ¨ро существовали вплоть до буржуазной революции середины XIX в. хотя фактически уже с XIII в. действовали другие своды законов и многочисленные императорские указы текущего характера.
Средневековое государство и право в Китае и Японии
Средневековое государство и право Китая
Феодальные отношения в Китае стали развиваться еще в древнее время. В Средние века Китайское государство достигло своего экономического могущества в период правления императоров династии Тан (618-907 гг.).
В этот период была проведена очередная крупная земельная реформа (ранее реформа имела место в III в. н.э. и заключалась в объявлении всей земли государственной и предоставлении крестьянам двух наделов, один из которых они обрабатывали в пользу государства), позволившая взимать с пользователей земли немалые налоги. Кроме того, за счет использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в Китае строились дороги, каналы, дворцы, храмы. Активно развивались торговля и ремесленничество. Однако все это делалось под достаточно жестким контролем государства.
Император сосредотачивал в своих руках всю полноту власти. Императорская власть переходила по наследству старшему сыну, другие сыновья получали земельные уделы, которые становились их собственностью. В своих землях удельные князья не обладали, однако, государственными полномочиями.
Подобная структура органов государственного управления действовала в Китае столетиями.
Большую роль в государственном управлении играл императорский двор с большим количеством жен, слуг, евнухов, что вообще характерно для дворцов восточных средневековых государств. На определенном этапе (с XV по XVII в.) заметную роль в императорском дворце играли евнухи, которых императоры ставили на высокие государственные должности с целью избежать опасности захвата власти высшими чиновниками.
На местах действовали также независимые от местных властей представители императорского цензората, которые должны были наблюдать за местными службами, принимать жалобы от населения; они обладали полномочиями приостанавливать решения местных властей. Вместе с тем на всем протяжении существования средневекового Китая в нем сохранилась система общинного самоуправления. Жители общин были связаны круговой порукой, что выражалось в системе так называемых десятидворок, созданной для удобства сбора налогов, выполнения различных государственных повинностей.
Верховным судьей в Китае был император. На низшем уровне судебные функции исполнял выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось на уездном уроне, где судебные функции исполнял уездный начальник. Дела по тяжким преступлениям рассматривались в провинциях. В эпоху династии Мин действовали такие судебные органы, как Ведомство наказаний (синбу), Храм большой истины (далис), Центральный ревизионно-следственный суд. Там решались дела особой важности.
В XVII в. в Китае происходили сильные крестьянские волнения, результатом чего стало сначала падении династии Мин и последующее установление в стране Маньчжурской династии (она была устранена лишь в 1911 г.).
В целом средневековый Китай отличался относительно спокойным течением политической жизни, медленным развитием экономических отношений и там в более поздний срок, чем в Европе, сформировалось буржуазное государство (это произошло в первой половине ХХ в.).
Китайское право в целом отличается своей стабильностью.
На протяжении многовековой феодальной истории оно не претерпевало принципиальных изменений. Еще одна особенность китайского права состоит в том, что его содержание в значительной мере предопределялось учением великого китайского философа Конфуция.
Этот свод регулировал преимущественно уголовно-правовые аспекты общественных отношений. Характерная черта состоит в том, что уголовные наказания следовали за совершение не только преступлений, но и нарушения правил морали, причем выражались они иногда в весьма неопределенной форме. Так, битье палками предусматривалось «за то, что не следует делать». Данное обстоятельство препятствовало четкому разграничению форм вины, хотя свод содержит упоминания о небрежности, забывчивости, ошибке, неведении, что применялось в качестве основания для помилования.
Исходя из моральных принципов, в частности, «сыновнего благочестия», признавался преступным донос на своего ближайшего родственника (эта норма действовала несколько столетий, вплоть до ХХ в.), и наоборот, признавалось непреступным укрывательство членов семьи, совершивших преступление.
Классификация преступления в китайском средневековом праве исходила из концепции «10 зол», разработанной в глубокой древности и прошедшей через века. Однако содержание этих «зол» было настолько расплывчатым, что практически любое деяние можно было так или иначе приписать к одному из этих зол.
Первое зло означало «заговор о мятеже против государя», куда могли относить сговор о любом причинении вреда государю.
Второе зло заключалось в попытке разрушения или разрушении храма и могил предков императора или императорской резиденции.
Третье зло означало измену императору в виде перехода на сторону врагов, бегство из страны или побег из осажденного города.
Виновные, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни путем обезглавливания, женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы вместе со слугами) обращались в рабство.
Четвертое зло охватывало «неподчинение, непокорство», включавшее в себя преступления против своих близких родственников.
Активно и весьма утонченно применялись также телесные наказания. Имела место ссылка, в том числе связанная с каторжными работами.
Средневековое государство и право Японии
Начало формирования в Японии феодальных отношений относится примерно к III в. н.э. А уже в V в. вождь Ямато возглавил изначальное японское государство, представлявшее собой тогда объединение нескольких наиболее сильных японских племен.
В VII в. произошли реформы очередного японского правителя Тайка, результатом которых стало образование раннефеодального государства с наследственным монархом. Идеологической основой реформ стало буддийское и конфуцианское учение о едином государстве, во главе которого должен быть «монарх-мудрец», «потомок бога», обладающий неограниченной властью.
Такому подходу способствовала также древняя японская религия синто («путь духов»), по одной из версий заимствованная из Древнего Китая.
От Китая была воспринята и государственно-правовая система, которая, однако, в последующем развивалась уже по своему пути.
Во главе государства стоял император, власть которого переходила по наследству.
Текущую деятельность по управлению государством осуществлял, как и в Китае, Государственный совет (дадзе-кан).
Наряду с этим существовал так называемый духовный Государственный совет (дзинги-кан), или «Совет по делам духов неба и земли», который осуществлял надзор за синтоистскими храмами и вообще за религиозной деятельностью в стране.
Вместе с тем четких разграничений полномочий между ведомствами не существовало.
Действовала также палата цензоров, полномочия которых были меньшими, чем в Китае.
Буддийское духовенство на первых этапах японского средневекового государства не вмешивалось в жизнь государства и находилось под его надзором. Однако к Х в. буддийские иерархи уже играли заметную роль в расстановке политических сил в стране. В это время сложилось такое положение, когда фактическое управление государством осуществлял могущественный клан Фудзивара. Это происходило следующим образом. Император по достижении совершеннолетия постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник, которым и манипулировали представители клана Фудзивара.
Предназначаемый первоначально на короткое время сегунат, однако, не только не сошел с политической арены, а, напротив, стал укреплять свое влияние, и действовал до XIX в. Наибольшее влияние сегун имел в XVII в., когда под его контроль были поставлены даже религиозные функции императора, а сегун единолично назначал придворных чиновников.
Вместе с тем на местах удельные князья (дайме) сохраняли достаточно широкий круг полномочий, в том числе это касается исполнения судебных функций. При этом дайме находились под контролем сегуна, который мог в любое время вмешаться в их деятельность.
В своей деятельности сегун опирался на широко разветвленный военно-полицейский аппарат.
В средневековой Японии наиболее заметное место в развитии права занимает свод законов Тайхо Еро ре, составленный VIII в. и действовавший вплоть до установления в стране буржуазных отношений. Многие положения этого свода были заимствованы из китайского права и приспособлены к жизни японского народа.
Этот свод содержит нормы различных отраслей права.
Закон 29 называется «О тюрьмах». Здесь заслуживает внимания то обстоятельство, что уже тогда в японском праве определялись условия содержания в тюрьмах, которые впоследствии были перенесены на условия тюремного заключения как наказания.
Лиц, могущих внести откуп, полагалось держать в железных наручниках. Длина шейно-ручных и ножных колодок была установленной. Заключенных полагалось снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. Запрещалось вносить в тюрьму письменные принадлежности, посещать ее посторонним. В случае болезни заключенного тюремщик докладывал об этом начальству, особый чиновник проверял состояние заключенного, выносил решение о вызове врача и выдаче лекарств, о снятии оков и о допущении члена семьи для ухода. При смерти, несчастном случае назначалось расследование.
Японскому праву того времени было известно наказание в виде ссылки, которое определенным образом также ограничивало свободу, хотя в нынешнем понимании ссылка не была лишением свободы. В частности, прибывший на место ссыльный обязан был выполнять принудительные работы и получал казенное пропитание. Здоровые ссыльные носили кандалы, работающие ссыльные отдыхали раз в десять дней. Приговоренных к каторге направляли на принудительные работы, обычно в месте осуждения. Каторжанки выполняли работы по пошиву одежды и обсушиванию риса.
Нужно признать, что тюремное право раннего Средневековья Японии (и Китая) не стало, к сожалению, предметом специального исследования ученых-пенитенциаристов, а ведь там многое из того, что впоследствии вошло в европейское право, уже существовало.
В 1742 г. в Японии был принят свод «Ста законов», который воспринял многие положения права раннего Средневековья.
Таким образом, отличительными чертами средневекового государства в Китае являются: всесилие бюрократического аппарата, представлявшего господствующий класс; регулирование экономической деятельности государством; тотальный полицейский контроль над личностью. Это позволяет определить китайское государство как тоталитарно-полицейское.
Своеобразной чертой китайского государства было отсутствие государственной религии и сословия духовенства, религиозный плюрализм, вытекавший из отношения к религии как к простому учению, Основной специфической особенностью средневекового государства в Японии было отсутствие всесильной центральной власти, феодальная организация землевладения, четкая сословная структура, определяющие сходство японского и западноевропейского феодализма.