Тема. Государство и право южных и западных славян (Болгария, Польша, Сербия, Чехия) в Средние века
Оформление государственности и формирование феодальных отношений на территории Польских земель произошло на рубеже IX-X вв.
В X-XI вв. раннефеодальное Польское государство усилилось, превратившись в одно из крупных государств в Восточной Европе. При сыне Мешко I Болеславе I Храбром (992-1025 гг.) после присоединения в 999г. Кракова и Краковской земли процесс объединения польских земель завершился. В 996г. Польша принимает христианство. Вслед за тем в 1000 г. Болеславу удалось добиться согласия императора на утверждение архиепископства Польши. Происходят значительные сдвиги в классовой структуре польского общества, сопровождаемые ростом крупного землевладения. Феодалы в Польше назывались можновладцы – нобили, рыцари и духовенство. Можновладцы и духовенство имели земли в пожизненном владении, а рыцари – на условиях несения военной службы. То есть, светские и духовные феодалы являлись феодальной знатью, рыцари же составляли служилую прослойку феодального класса.
Раннефеодальное государство Чехия берет свое начало от Великоморавского княжества, возникшего в начале IX в. Еще до падения Великой Моравии из ее состава выделяется часть Чешских земель, образовавших в дальнейшем Чешское княжество с центром в г. Праге.
Князь Барживой из рода Пржемысловичей покорил племена проживавшие на территории Чехии. В 895 г. Пржемысловичи перестали подчиняться Великоморавскому государству. Болеслав I (935-967 гг.) подчинил большинство чешских племен, а при его приемнике Болеслава II (967-999) границы государства расширились до рубежей Киевской Руси.
Княжество Пржемысловичей развивалось в обстановке постоянной борьбы с Германской империей. В 1041 г. князь Бржемыслов I (1037-1055г.) был вынужден присягнуть на верность императору Генриху III. С этого времени Чехия хоть и вошла в состав Священной Римской империи германской нации, но фактически сохранила свою внутреннюю независимость.
Процесс феодализации в Чехии начался в IX-X вв. Основным видом собственности стала феодальная земельная собственность в форме крупного землевладения. Класс феодалов был организован в феодальную иерархию. Самым крупным землевладельцем стало католическое духовенство. К светским феодалам принадлежали крупные землевладельцы – паны (произошли от племенных вождей) и хоруговые. Средние и мелкие феодалы назывались владыками и земанами. Эти два слоя феодалов объединялись общим названием – шляхта. Феодалы были жалованы грамотами, закрепляющими иммунитет землевладения.
Во главе Болгарского государства стоял монарх, именовавшийся раньше ханом, по-славянски – князем. Власть передовалась по наследству от отца к сыну или брату. Князь являлся верховным главнокомандующим, высшим законодателем и судьёй, а также верховным жрецом. Для решения наиболее важных вопросов созывались “конвенты” – съезды “всех болгар”, т.е. съезды болгарской знати.
В X в.в. в годы правления Симеона(893 – 927 г.) государство достигло зенита своего политического могущества и максимальной централизации, а сам Семеон впервые в болгарской истории принял титул царя. Войны царя против Византии привели к значительному увеличению территории Болгарии. Её владения простирались от Чёрного моря до Адриотического, северная граница – далеко за Дунаем.
Развитие феодальных отношений способствовало росту центробежных стремлений феодалов Болгарии.
В Сербии среди всех источников права важное значение имел Законник Стефана Душана, принятый в 1349 г. на Соборе сербской феодальной знати в г. Скопле. Основное внимание в нем было уделено уголовному праву и судопроизводству. В 1354 г. к Законнику были приняты добавления. Законник предусматривал религиозные преступления, преступления против государства (разбой и др.). Превалировали в качестве наказания не штрафы, а членовредительские наказания, различные формы смертной казни. В Законнике основными способами доказывания являлись свидетельские показания, соприсяжничество, поединок, ордалий.
После смерти Стефана Душана Сербия попала в зависимость от Турции. В XV в. были ликвидированы остатки сербской независимости. Во время турецкого владычества на территории Сербии в качестве главного источника права был распространен шариат.
Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 523 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 14-1. Государственный строй славянских стран
1. Государственный строй и его законодательное оформление
В древности во главе славянских племен стояли выборные военные предводители — князья. Они стремились к завоеванию новых территорий и присоединению соседних племен. Это вело к формированию государств и системы управления ими. Однако первые государства были нестабильны и часто завоевывались более сильными соседями.
Власть князя опиралась прежде всего на военную силу. Поэтому важную роль в становлении государства играла княжеская дружина. Она не только совершала вооруженные набеги и защищала территорию, но и осуществляла ряд административных функций. Таким образом, дружина представляла собой аппарат управления землями, складывалась княжеско-дружинная система государственного управления. Постепенно при князе формировался совет, в состав которого входили служилая и местная знать, представители духовенства.
В древности значительное влияние на жизнь общества оказывало вече — народное собрание, которое проходило в соответствии с племенными традициями. Позднее вече сохраняло влияние на некоторых территориях и в городах, где его использовали для отстаивания своих интересов зажиточные слои населения — купцы и ремесленники. Особенно значимым вече было в Новгородской земле. Оно решало вопросы организации жизни города и прилегавших к нему территорий.
С течением времени города Древней Руси оказались подчинены князьям, которые обладали военной силой и полностью распоряжались жизнью городов. Исключение составляли только Новгород и Псков, где городское вече приглашало князей и контролировало их деятельность.
Органом местного крестьянского самоуправления общины была вервь. Она перераспределяла земельные наделы крестьян, организовывала сбор податей с членов общины, решала судебные споры.
Постепенно влияние князей усиливалось, и за представителями определенной династии закреплялось право на осуществление верховной власти в государстве. В Киевской Руси к власти пришла династия Рюриковичей, в Польше — Пястов, в Чехии — Пржемысловичей.
Система государственного управления укрепилась с изданием сводов законодательства. Первый сборник законов у славян — «Закон судный людем» — появился в IX в. в Болгарии, он сложился под влиянием византийского права. Древнейший свод традиционного права Древней Руси — «Русская правда» — был создан при киевском князе Ярославе Мудром. Права высших сословий в Чешском королевстве были зафиксированы в «земских досках», которые стали важнейшим источником права в XIII–XVIII вв. В Сербском королевстве социальную дифференциацию общества закрепил «Законник» царя Стефана Душана (1349 г.), в Польском королевстве — «Статут Казимира Великого» (1368 г.).
Государство и право западных и южных славян в период средневековья
Славяне – крупнейшая группа европейских народов, в настоящее время насчитывающая около 300 млн человек. Свыше 100 миллионов из них относится к южным и западным славянам, наиболее крупными народами которых являются болгары, сербы, чехи, словаки и поляки. Влияние славянских народов на ход европейской истории за последние 1,5 тысячелетия значительно выше, чем их удельный вес в населении континента. Процессы и закономерности зарождения южно- и западнославянских государств и права до сих пор недостаточно изучены. Как и у других европейских народов, зарождение государства и классов у славян происходило в ходе разложения родовой общины, имущественной и социальной дифференциации и складывания племенных союзов во главе с военными и племенными вождями и старейшинами. Объективные процессы разделения труда, складывания зачатков племенного руководства привели к выделению аппарата власти и управления обществом. Правящая верхушка формировалась из родоплеменных и военных вождей, жречества и наиболее влиятельных членов общины. В VII–IX вв. у славян Центральной и Юго-Восточной Европы зарождается раннефеодальное государство, имевшее ряд особенностей. К ним можно отнести отсутствие рабовладения как самостоятельного уклада экономики (при наличии рабовладения и работорговли), отсутствие развитых крупных городов, невысокий уровень товарно-денежных отношений и материально-духовной культуры. Процесс зарождения государственности и классов был ускорен военной экспансией Восточно-Римской империи и империи Карла Великого, порой приводившей к временной потере независимости. Отсюда и большое влияние соседей на государственное развитие и право южных и западных славян.
Правовые обычаи и традиции родоплеменного периода с зарождения аппарата государства приобретали вид обычного права, характерного и схожего для всех славянских народов. Средневековье у южных и западных славян отмечено появлением известных памятников права – болгарского Закона судного людем, Польской правды, чешской Рожмберской книги и сербского законника Стефана Душана, закрепивших основы феодализма в славянских странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Вместе с тем славянские народы и государства периода феодализма имели специфические отличия и национальные особенности.
Возникновение феодального государства и права Болгарии
Первые сведения о продвижении славянских народов за Дунай и к Эгейскому морю и заселении Балканского полуострова относятся к началу VI в. н.э. В VI–VII вв. славянские народы вторглись в Восточно-Римскую империю, на территорию Мизии, Македонии, Фракии и Далмации, где и осели. Со временем семь племен образовали одно из древнейших славянских государств. В конце VII в. на Балканы переместилась теснимая хазарами кочевая орда булгар – тюрков-протоболгар, возглавляемых ханом Аспарухом. Ему удалось заключить союз со славянской знатью против Византии. В этом союзе славяне сохранили свой язык, культуру, обычаи и верования, а болгары – политическое влияние, название народа и, позднее, государства. В 679 г. славяне и болгары нанесли поражение соседней Византии, вынудив ее уступить часть страны, расположенную между Балканскими горами и Дунаем и признать славяно-болгарское государство, вошедшее с VII в. в историю как Первое Болгарское царство. В результате ассимиляции кочевников со славянскими племенами со временем образовался современный болгарский народ. В 865 г. произошло крещение болгар по византий скому обряду, что способствовало развитию феодализма. При князе Симеоне (893–927 гг.) Болгария подчинила Македонию, Сербию, вынудила Византию выплачивать дань.
В результате междоусобиц и экономической нестабильности империя Симеона в середине Х в. вступила в период феодальной раздробленности и в XI в. была захвачена Византией. Страна была разделена на области, управляемые византийскими чиновниками-стратегами. Господство Византии длилось с 1018 по 1187 гг. В 1186 г. болгарская государственность была восстановлена в виде Второго Болгарского царства. В XIII в. в Болгарии наступает период расцвета, развиваются ремесла и торговля, растут города, чеканится своя монета. Но уже в конце XIII – начале XIV вв. в результате дворцовых переворотов, сепаратизма и усобиц феодалов страна превратилась в аморфное государственное образование, а в середине XIV в. распалась на ряд княжеств и не смогла оказать сопротивления турецкому нашествию. В 1396 г. турки завоевали всю страну. Развитие Болгарии остановилось. Большинство знати и часть населения было ассимилировано, перешло в ислам и слилось с турками. Непокорные болгарские феодалы изгонялись, а их имения передавались туркам-спахиям. Народ фактически оказался в рабстве – он платил туркам поголовную подать, подать с головы скота, десятину от всех доходов, работал на барщине, был ограничен в правах, в одежде и др. На местах управляли турецкие судьи-кади. Завоеватели тормозили естественное развитие болгарского народа, его национальной культуры и языка. Завоевание на пять веков остановило экономическое, культурное и государственно-политическое развитие болгар.
Общественный строй. Феодальные отношения складываются у болгар с VII в. Основными занятиями населения были земледелие и скотоводство. С IX–X вв. наблюдается развитие ремесел и торговли, рост городов. В X–XII вв. происходит формирование крупного болярского землевладения и оформление личной зависимости сельского населения. В обществе выделились основные группы – феодалы и феодально-зависимые люди. Первым феодалом по богатству и влиянию был монарх. К правящему классу феодалов относились представители аристократии (боляре) – крупные и средние феодалы и верхи церковной иерархии, а также дружинники – мелкие феодалы. По влиянию и богатству боляре делились на великих и малых. Крупнейшим феодалом являлась церковь. Светские феодалы пользовались частичным иммунитетом (административным, фискальным), а церковь – полным (включая судебно-исполнительные функции).
Основную часть населения составляли свободные крестьяне-общинники. Земли первоначально находились как в общинной, так и в частной собственности крестьян. Постепенно крестьяне закрепощались. Крестьянство делилось на группы. Кметы – лично свободные крестьяне-землевладельцы. Их верхушка тяготела к болярам, а обедневшие кметы переходили в ряды баштинников. Баштинники – лично свободные крестьяне, стоявшие ниже кметов и владевшие земельным наделом. Постепенно их землевладение ограничивается. Парики – многочисленная категория лично зависимых крестьян, являлись наследственными держателями земли без права распоряжаться ею и покидать участок, зависели от центральной власти или местных феодалов, несли повинности в их пользу. Ниже париков стояли отроки – лично зависимые потомки рабов, находившихся в бес правном, крепостном положении. Распространено было рабство, оно не определяло характер экономики и к XIV в. практически исчезло.
Росло городское население, в средние века в Болгарии насчитывалось около 70 городов. Города притягивали к себе людей свободой от феодального гнета. В го родах жило болярство, купечество, представители администрации, монахи и ремесленники. Правовое оформление феодальных сословий в Болгарии завершается к XIII–XIV вв.
Государственный строй. Государственный строй Болгарии развивался соответственно периодам ее развития. В первый период складываются феодальные отношения и формируется раннефеодальное государство. Во главе его стоял монарх – верховный вождь, военачальник и жрец. Мощный толчок развитию Болгарии придал хан Крум, проведший в начале IX в. административно-территориальную реформу. Государство делилось на области-комитаты во главе с назначаемыми ханом управителями-комитами. Комитаты состояли из жуп во главе с жупанами, осуществлявшими административно-управленческую и военную власть. Реформа ускорила централизацию государства. В начале IX в. формируется болгарская народность. Монарх становится самодержцем, опирающимся на чиновный аппарат. С 864 г. хан Борис принял титул князя, князь Симеон (893–927 гг.) стал императором. Монарх являлся верховным судьей, военачальником, осуществлял законодательную власть, внешнюю политику, решал вопросы войны и мира, выполнял функции (до принятия христианства) верховного жреца. Его власть была ограничена высшей феодальной знатью – болярами. При монархе действовал Совет, его членами-боилами являлись боляре, члены придворной администрации и патриарх. Во главе совета был кавхан. Вооруженные силы комплектовались из дружин князя, племенных вождей и ополчения свободных граждан.
Во Втором Болгарском царстве царь оставался верховным судьей, главой армии и законодательной власти, ведал внешней политикой. При царе действовал болярский Совет из великих боляр и патриарха. Царь мог созывать Соборы – народные собрания, он опирался на структурированный по византийскому образцу управленческий аппарат в центре и на местах. Высшие должности в государстве занимали боляре. Главными лицами в администрации были первый министр – логофет, министр финансов – протовестиарий и великий воевода, руководивший войсками. Болгария эпохи Второго царства делилась на области во главе с назначаемыми царем дуками и катепаникии или жупы (во главе – катепан или жупан). Местный чиновничий аппарат ведал военными, финансовыми, административными и судебными делами. Взимание с населения многочисленных налогов обусловило наличие огромного фискального аппарата. В сельских общинах управляли избираемые населением старосты. Правителю области подчинялись кефалии – должностные лица, управляющие отдельными городами.
Право. Самым ранним законодательством Болгарии являлись законы хана Крума (802–814 гг.), сыгравшие большую роль в преодолении правового партикуляризма. Сохранился только их отрывок в греческом переводе. Законы Крума регулировали отдель ные стороны бытовых отношений и ряд уголовных преступлений, наиболее опасные из которых – подкуп, клевета, воровство и пьянство. Жестоко каралось посягательство на собственность. С принятием христианства круг источников права расширился. Ими служили заимствования из Византии, переведенные и адаптированные к местным условиям, – это Эклога, византийский сборник уголовного, гражданского и процессуального права начала VIII в., и Земледельческий закон, защищавший земельную собственность. Первый письменный памятник болгарского права – Закон судный людем появился в 865 г. В его основе лежала Эклога. Он сохранился в двух редакциях – из 32 и 77 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского и процессуального права, наставления морально-бытового характера, изложенные в казуальной форме. Обобщенного понятия преступления еще не существовало, но злостного преступника Закон называет «враждебником» (ст. 25). Многие составы преступлений – убийство, разбой, причинение телесных повреждений, нанесение морального ущерба и др. не упоминались. В уголовном праве можно выделить элементы, относящиеся к общим понятиям – умысел и неосторожность, обстоятельства, смягчающие или исключающие вину, рецидив, особый цинизм и святотатство (кража вещей у мертвеца, из алтаря). Виды преступлений – против религии, морали, личности и собственности. Они включали язычество, клевету, похищение, продажу и порабощение свободного человека, кражу, порчу и уничтожение чужого имущества. Целями наказаний являлись: устрашение, возмездие, пополнение казны и общая превенция. Наказания включали смертную казнь («…мечом рассекают…» и «…огнем сжигают…»), меры позорящие («…бьется и остригается … проведут как нечестивца…») и членовредительные («…отрезать нос…»), изгнание из страны, штрафы и конфискацию имущества. Особенностью было сочетание светских и духовных (покаяние, пост) наказаний.
Сведения о суде и судопроизводстве отрывочны. Суд вершили князь и «судьи». Упоминаются истцы, ответчики, доносчики, свидетели-послухи. Запрещалось судьям принимать во внимание свидетельство «по слуху», т.е. понаслышке. В свидетели не допускались лица, изобличенные как лжецы или ведшие «скотскую жизнь», дети против родителей и раб против господина. Свидетельствовать могли рабы и вольноотпущенники. Обвинение, не поддержанное свидетельскими показаниями, рассматривалось как лжедонос и подлежало наказанию по принципу талиона.
Ряд норм уделен брачно-семейному праву. Допускался развод, основаниями к нему служили покушение супруга на жизнь и здоровье другого, тяжелая болезнь – проказа и др. В духе христианства закон трактовал преступления против нравственности – прелюбодеяние, блуд с рабыней, блуд монаха, двоеженство, кровосмесительство и др. Закон судный людем достаточно прост и примитивен, он содержал отрывочные сведения о гражданском праве, не предусматривал понятия собственности, способы ее приобретения и утраты, опеки, поручительства и др.
Среди источников права феодальной Болгарии большое место занимают жалованные грамоты-хрисовулы царей (грамоты, на которых ставилась золотая печать, назывались «хрисовулы», от греч.– «золотая печать»). Они даровали привилегии, земли и крепостных крестьян, содержали сведения о чиновничьем аппарате, налоговой системе, положении населения, денежных и натуральных налогах и повинностях. Наиболее известные – Ватопедская грамота царя Ивана Асена II монастырю Ватопедской пресвятой богородицы в 1230 г., Виргинская грамота царя Константина Асена монастырю Святого Георгия в г. Скопле (около 1300 г.), Рыльская грамота, которую царь Иван Шишман дал монастырю Святого Ивана Рыльского в 1378 г., и др.
Появление и развитие государства и права средневековой Польши
Ветвь западных славян – многочисленные польские племена полян, мазовшан-мазуров, поморян и кашубов населяли обширные территории в бассейне рек Висла, Одер и Варта. Они занимались земледелием, ремеслом, вели торговлю с соседями. Ранняя история западных славян малоизучена. В VIII–IХ вв. у польских племен началось разложение родоплеменных и складывание феодальных отношений. Польское государство сформировалось во второй половине Х в. Князь Мешко I (960–992 гг.) объединил польские племена и крестил их по латинскому обряду в 966 г. Полностью объединил польские земли Болеслав I, присоединивший к ней Белую Хорватию и Силезию и ставший в 1025 г. королем. Польша превратилась в крупное феодальное государство. В XII–XIII вв. происходит оформление основных феодальных сословий – магнатско-шляхетского, духовенства, мещанства и крестьянства. С XII в. ввиду слабости королевской власти происходит ослабление центральной власти, страна вступила в период феодальной раздробленности, продлившийся до начала XIV в. С 30-х гг. XIV в. до середины XV в. в Польше устанавливается сословная монархия, сменившаяся шляхетской Речью Посполитой.
Общественный строй. Польские племена жили общинами-опольями, объединявшимися вокруг града и возглавлявшимися вождями-жупанами. Постепенно происходило имущественное и социальное расслоение. Из жупанов выделялись князья. Свободные крестьяне-кмети попадали в зависимость от феодалов. В XI– XII вв. за счет крестьянских земель расширяется княжеский домен. Вместе с крупной землевладельческой знатью возник слой мелких феодалов, владевших землей условно. Они несли военную службу и ряд повинностей князю – охранную, подводную и др. Пожалования короля знати и дружинникам за службу постепенно превратились из бенефициев (условных) в аллоды (наследственные владения). Аллод стал основной формой феодального землевладения.
К XIII в. оформились феодальные сословия. Господствующее сословие, шляхта, включала высший слой, нобилей-можновладцев, среднее рыцарство, и мелкую шляхту из бывших дружинников. Привилегированное место занимали католическая церковь и духовенство как сословие. К привилегиям шляхты относились: право на наследственное землевладение, на выкуп королем из плена, герб и клич, свобода от налогов и тягот, усиленная охрана законом жизни и имущества. Можновладцы пользовались правом на суд короля, занятие высших должностей в администрации, строительство собственных замков. Феодальная знать занимала в государстве и при дворе должности канцлеров, каштелянов, воевод, судей, чашников, стольников, конюших и др. Высшее духовенство и можновладцы получали от князей иммунитеты. Иммунитет предполагал пользование рыцарским правом – свободой в распоряжении имуществом, свободой от ряда повинностей, правом суда над крестьянами и др. В XIII в. обладатели рыцарским правом считались благородными шляхтичами. Ниже шляхетского рыцарства стояло рыцарство рядовое, еще ниже были рыцари, происходившие из крестьян. Разница в рыцар стве указана в законе Казимира Великого – за убийство шляхтича вира составляла 60 гривен, за рыцаря простого – 30 гривен и за рыцаря низкого происхождения – 15 гривен.
К зависимому населению относились крестьяне. Различались лично свободные кмети – землевладельцы, княжеские крестьяне, зависимые от монарха собственники земли, крестьяне-закупы, попавшие в долговую зависимость, и, в начальный период развития государства – рабы, пленные, злостные должники и преступники. Города заселялись ремесленниками, купцами, дружинниками, духовенством, слугами. В городах власть от имени князя осуществляли наместники и коменданты крепостей – каштеляны. Горожане в XIII–XV вв. в сфере управления, правосудия и налоговых льгот добились Магдебургского права. По нему создавались городские советы из войта или бургомистра и ратманов, ведавшие нотариатом, администрацией, полицией и издававшие распоряжения, суды лавников, рассматривавшие гражданские и уголовные дела. Статус городов делал их жителей лично свободными. Горожане делились на категории: патрициат (богатые купцы), поспольство (ремесленники и торговцы) и плебс (беднота, прислуга и батраки, не имевшие права горожан).
С конца XIII в. происходит укрепление правового статуса шляхты и ее позиций в управлении государством. Появляются сословные органы – шляхетские сеймы и сеймики. Выделяется безземельная шляхта – загродовая и неоседлая – голота.
Государственный строй. В X–XI вв. Польша являлась раннефеодальной монархией. Наследственный или выборный князь управлял государством с помощью дружины и приближенной знати и выступал верховным владельцем всех (кроме принадлежавших знати) земель. Он являлся верховным военачальником, верховным судьей, руководил внешней политикой, назначал управителей провинций и городов и чиновников. При князе действовал СоветРада – феодальная курия из высшей знати, духовенства и урядников – высокопоставленных чиновников, которая ограничивала его власть и помогала управлять страной. Нобили-можновладцы обладали правом отпора монарху в случае невыполнения им своих обязательств и законов. Важнейший институт феодального государства – католическая церковь, крупный и влиятельный землевладелец, в X–XII вв. еще подчиняется князю, но уже с начала XIII в. становится независимой. В польских землях постепенно складывалась система центрального и местного управления. Выс шие чины государства – комесы, главным лицом являлся надворный комес, замещавший короля в управлении государством, суде и командовавший войсками. Королевскими имениями управлял коморник, с XIII в. появляются канцелярия и канцлер, готовивший государственные документы и хранивший государственную печать. Скарбник отвечал за королевскую казну и архив. При дворе существовали должности стольника, конюшего-маршалка, ловчего и др. В провинциях руководили наместники. Крепостями и крупными административными центрами управляли каштеляны, осуществлявшие судебные функции, командование местными войсками, надзор за сбором налогов и выполнением населением повинностей – мостовой, дорожной, замковой и др. Войско включало дружину князя, позднее войско короля, дружины можновладцев и рыцарское ополчение, обязанное выступить на войну «конно и збройно». В период раннефеодального государства складывается сословная судебная система. Суд не отделен от администрации. Высшей инстанцией являлся король, с XIII в. появляется суд церковный, а с XIV в. – инквизиция для борьбы с ересью. На местах судили каштеляны, позднее появились подко-морские и земские шляхетские суды. В городах с Магдебургским правом действовали суды войтов и лавников. В деревнях крестьян судил солтыс-староста.
В конце XIV в. в Польше утвердился принцип выборности короля, ограниченного Радой из высших сановников – канцлера, маршалка, скарбника, каштелянов, архиепископов и епископов. Законодательством и государственным управлением занимались созываемые с XV в. вальные (общегосударственные) сеймы. Они состояли из короля, Рады и посольской избы, включавшей депутатов от шляхты. Горожане в работе сеймов не участвовали. По конституции 1505 г. «Nihil novi» короля Александра, влияние сейма значительно возросло, за коны стали приниматься только с его согласия. Структура сейма оконча тельно сложилась в XVI в. Он состоял из верхней палаты – сената, где заседали архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров (2 великих подскарбия, 2 великих канцлера, 2 подканцлера, 2 надворных маршалка и с XVIII в. – 2 великих гетмана) и нижней палаты – посольской избы из послов сеймиков. С 1573 г. установлены сроки созыва сейма – раз в два года на шесть недель. Король мог созывать чрезвычайные сеймы. В сеймовой практике получило развитие liberum veto, из-за чего работа многих сеймов срывалась. С середины XV в. выросли роль и значение поветовых шляхетских сеймиков. По Нешавскому статуту Казимира 1454 г. сеймики получили политические права – без их согласия король не мог издавать новых законов, устанавливать новые налоги и начинать войну.
Право. Основными источниками польского средневекового права являются «Польская правда», Вислянский и Петрковский статуты и Полный свод статутов Казимира Великого. Эти юридические памятники составляют основу правовой системы феодальной Польши ХIII–ХIV вв. Древнейшим памятником является «Польская правда» (Эльблонгская книга, вт. пол. XIII в.). Она написана на немецком языке, носит отрывочный характер, содержит нормы процессуального, уголовного, гражданского права, регламентирует жизнь феодально-зависимого населения и заканчивается на 29 статье. Появление ее связано с тем, что в XIII в. происходила экспансия Тевтонского ордена на польские земли. Крестоносцы нуждались в сборнике польского права для своих чиновников, осуществлявших суд на польских землях. Упоминаются судебный поединок, клятва-рота, регламентированы процессуальные действия и суммы платежей, коллективная ответственность общины, головщина, ордалии, гонение следа, свод и соприсяжничество. В XIII в. появляются королевские привилеи и статуты, даровавшие светской и духовной знати привилегии и иммунитеты. Различались привилеи генеральные (для всей страны), земские (определенным территориям или сословиям) и индивидуальные, а также эдикты, королевские акты, декреты и ординации.
В период завершения объединения Польши, в XIV–XV вв., появились писаные Статуты Казимира. Изданные отдельно для Великой Польши (Петрковский) и Малой Польши (Вислицкий), они были объединены позже в Полный свод статутов Казимира. Он состоял из 165 статей, представлял собой общепольское законодательство и дополнялся решениями (ухвалами) вальных сеймов. Включал нормы уголовного (около 2/3), процессуального и гражданского права. Преступления делились на публичные – против жизни и здоровья короля, государства, церкви, казны, суда и власти, и частные – против личности, чести, имущества. Наказания характерны множественностью, а также как ин дивидуальной, так и коллективной ответственностью. Особенностью являлось довольно широкое распространение немецкого права, даровавшего жителям отдельных местностей и городов особые привилегии и базировавшегося на Магдебургском праве. Для средневековой Польши характерно существование нескольких систем права – земского, немецкого, городского, канонического.
Гражданское право. Отличием польского средневекового права являлась полная собственность феодала на орудия и средства производства и ограниченная собственность в отношении зависимых крестьян-кметей. Крестьянин имел право покинуть господина только на Рождество Христово, как указано в ст. СХХХIV Полного свода статутов Казимира, «…оставив в порядке дом и хорошо огородив двор». Феодальная собственность на землю имела две формы: полное право собственности вотчинников и ограниченное право собственности владельцев поместий, полученных за службу. У крестьян преобладала общинная собственность. Субъектом права земельной собственности выступал только феодал. Разница между вотчиной и условным владением к XIII в. в основном стерлась. С XIV в. закон предусматривал приобретение земли путем истечения срока давности владения (три года и три месяца). Статуты Казимира Великого указывают на передачу земель в обеспечение займа. В XIII–XIV вв. действовали способы обретения собственности – пожалование королем поместья, в результате юридических сделок и по истечению срока давности. Субъектом права было физическое лицо, чья правоспособность зависела от сословия, возраста и пола. Крестьяне были бесправны. Развивались обязательственные отношения. Источником обязательств, возникших при купле-продаже, найме, займе и ссуде, являлся договор. Он предписывал виновному возместить материальный ущерб. Так, ст. XXVI «Польской правды» обязывала пастуха, причинившему увечье животному, возместить убыток.
Судебный процесс был обвинительный, состязательный, формальный и гласный. Сведения о брачно-семейном праве незначительны и от рывочны. В период сословной монархии в Польше постепенно сложилась своя правовая система, характерная отсутствием кодексов и сильным влиянием немецкого права.
Зарождение и развитие феодального государства и права Сербии
Южнославянские племена сербов, хорватов и словенцев в первом тысячелетии нашей эры расселялись между Адриатическим морем, Истрией, реками Дравой, Дунаем и Моравой. Расселение племен происходило по течению рек. Население, ограниченное течением реки и горами составляло волость или «жупу» во главе с выборным или наследственным жупаном. Свободные люди собирались на вечевые собрания – саборы, которые уравновешивали единоличную власть жупанов. Раннефеодальное государство в Сербии сложилось к IX в. В начале Х в. в результате феодальных усобиц страна попала в зависимость от Византии. Во второй половине IX в. произошло крещение сербов. До середины XII в. Сербия была феодально-раздробленной страной. В конце XII в. великим жупаном Сербии стал Стефан Неманя, основатель династии Неманичей. Стефан изгнал византийцев и воссоздал сербское государство. В 1190 г. Византия признала независимость Сербии. В 1219 г. создана самостоятельная серб ская церковь. Король Стефан Урош I в 1241 г. отбил нашествие монголов. Пика могущества Сербия достигла к середине XIV в. в правление Стефана Уроша IV (1336–1355 гг.), прозванного Душан. Он создал огромную империю из сербских, греческих, албанских и македонских земель и был в 1346 г. коронован «царем и самодержцем Сербии, Албании, Греции, Болгарии, Поморья и западных стран». После смерти Стефана Сербия вступила в полосу народных волнений и феодальных распрей, оказалась на грани полного распада. Ослабленное усобицами государство потерпело поражение в 1389 г. на Косовом поле от турецких войск и попало в вассальную зависимость от Турции. Окончательная потеря независимости Сербией произошла в 1459 г., когда турки взяли столицу страны г. Смедерево и превратили Сербию в турецкий пашалык.
Общественный строй. Феодальные отношения в Сербии развивались замедленно, что было обусловлено наличием общины-задруги, общинного землевладения, постоянными набегами соседей и усобицами. Устойчивая социальная структура с опорой на феодальное землевладение появилась в Сербии с конца XII в. Общество делилось на феодалов и зависимое население. Класс феодалов включал высших – властелей и властеличей и средних и мелких феодалов – прониариев и войников (дружинников). В правовом отношении они различались в основном в вопросах личной чести и достоинства. Властели и властеличи относились между собой как сюзерены и вассалы и обладали общими правами и привилегиями – не платили налоги, имели право владеть землей, крестьянами, занимать государственные должности, подлежали суду равных. Высшее духовенство не подлежало светскому суду, имело иммунитет перед местной администрацией, не несло повинностей. Крупнейшим землевладельцем являлся король. Обладая иммунитетными правами, феодалы пользовались в своих владениях огромной властью. Система землевладения строилась по принципу сюзеренитета-вассалитета. Кроме домениальной, существовали такие формы феодальной собственности, как баштина и прония. Баштина – наследственное безусловное земельное владение. Прония – условное владение, пожалование монарха или крупного феодала своему вассалу за службу. Соответственно феодалы делились на баштинников и прониариев.
Феодально-зависимое население по правовому и имущественному положению было неоднородно. В него входили себры – лично свободные крестьяне-землевладельцы; меропхи – лично обязанные крестьяне, жившие на землях феодалов; отроки – потомки рабов, считавшихся полной собственностью феодала; влахи – потомки туземного населения, не имевшие своего хозяйства, батраки за плату-месячину. В 1354 г. все крестьянство было закрепощено. До начала XV в. сохранялось рабство, его источниками были уголовное наказание, плен и долговая кабала. Замедленный процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства обусловил запаздывание в развитии сербских городов, поэтому городское население длительный период находилось в стадии оформления. Горожане были лично свободными подданными короля, купечество имело ряд привилегий.
Государственный строй. Сербское государство в своем развитии прошло ряд этапов. Зародившиеся в середине IX в. государственные образования во главе с жупанами сохраняли остатки родоплеменного строя. Наряду с жупанами, опиравшимися на дружину и старейшин, сохранялось вече свободных общинников. С развитием феодализма укреплялась власть монарха-князя и его аппарата. С середины XIV в. Сербия – сословная монархия. Во главе стоял великий жупан, с 1220 г. – король (краль), с 1346 г. – царь, являвшийся главнокомандующим, верховным законодателем и судьей. Структура органов управления была проста. При царе действовал синклит, совет из членов царской семьи и высших феодалов. В особых случаях синклит путем привлечения церковной верхушки и представителей средних и мелких феодалов превращался в Сабор, который принимал законы, решал вопросы войны и мира и избирал монарха. Армия состояла из дружин феодалов, земского ополчения и, позднее, наемников. Непосредственно ею руководил «великий воевода», опиравшийся на тысячников и сотников. Царская канцелярия во главе с логофетом ведала иностранными и внутренними делами и состояла из чиновников-дьяков. За казну и сбор налогов отвечал великий казначей, ему подчинялся протовестиарий-коморник, ведавший личной царской казной. У сербского государства отсутствовала столица и королевский двор постоянно находился в переездах, его пристанищами служили частные замки и крупные монастыри. Территория страны делилась на жупы во главе с жупанами, отвечавшими за порядок, безопасность передвижения и торговли, сбор налогов и суд. В раннефеодальный период судебную власть осуществляли задруга, вече и жупан. Позднее сложилась судебная система из нескольких инстанций. Суд не был отделен от администрации. В областях действовали разъездные судьи.
Право. В догосударственный период действовало обычное право. Позднее использовались правовые заимствования из Византии. Это законодательство Юстиниана, нормы Эклоги и Земледельческого закона, свод византийских законов «Номоканон», содержавший нормы церковного и светского права и переведенный на славянский язык Кириллом и Мефодием. Все они послужили важными источниками для сербского законодательства. Большое влияние на сербское право оказал и болгарский Закон Судный людем. В 1349 г. на Саборе высших духовных и светских феодалов в г. Скопье был принят национальный свод законов – «Законник благоверного царя Стефана». Он состоял из 130, а с дополнениями 1354 г. – из 184 статей, где были изложены нормы церковного, государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Целями Законника были закрепление сложившихся феодальных правоотношений, владычества господствующего класса и защита зависимого населения от произвола властелей и властеличей. Источниками послужили обычное сербское право, заимствования из византийского права, административно-судебная практика и королевские грамоты-хрисовулы. Законник имел высшую юридическую силу в государстве. Около трети его содержания составляли нормы уголовного права. Определения понятия преступления в Законнике не указано. Имеется, хотя и приблизительное, понятие преступления – это прегрешение против церкви, умышленное, «…волею или нежеланием» нарушение норм закона и причинение «зла» конкретному лицу или государству, посягательство на права и собственность господствующего сословия, другие правонарушения против порядка управления и нравственности. Развиты общие положения уголовного права – понятия вины, самообороны, пособничества, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Широко представлен принцип круговой поруки (ст. 99, 100, 146), в том числе и кровной – ответственности родственников преступника: «. за всякое преступление отвечает брат за брата и отец за сына, родственник за родственника. » (ст. 51, 70). Нет упоминания о кровной мести, о возрасте наступления уголовной ответственности, о покушении, рецидиве, не указаны обстоятельства, исключающие вменение. Преступление, совершенное женщиной, – блуд – упомянуто в одном случае (ст. 53). Подчеркнут принцип коллективной ответственности, указывалось, что при ограблении в городской черте, награбленное должно быть возмещено местными жителями (ст. 127), село, где обнаружен вор или разбойник, подлежало разграблению, разбойник – повешению вниз головой, а вор – ослеплению (ст. 146).
Преступления против личности – убийство, половые преступления и причинение телесных повреждений, что влекло смертную казнью, членовредительные, телесные наказания и штрафы. В ст. 86 говорилось: «И где откроется убийство, тот, который начал драку, да будет виноват, если и будет убит», т.е. закреплен принцип ответственности за противоправное деяние. Разработаны нормы своеобразного кодекса чести – посягательства на личное достоинство свободных людей – «брань, срам, ругань», за что полагались телесные наказания и значительные (до 100 перперов) штрафы (ст. 49, 54, 85, 95). В сфере нравственности предусмотрены три состава преступления – незаконное сожительство (брак без венчания «…да расторгается»), изнасилование и блуд властелицы с рабом, за что следовали смертная казнь и членовредительные наказания – повешение, отрезание рук и носа. В сфере имущественных преступлений Законник был лаконичен и указывал хищение и повреждение чужого имущества (поджог, потрава, пособничество побегу раба), что каралось возмещением ущерба потерпевшему. Сурово каралось пьянство и сопутствующие ему правонарушения: «…таковому пьянице да будет вырван глаз и отсечена рука» (ст. 168).
Целями наказания являлись устрашение, изоляция преступника, возмещение материального ущерба, возмездие и пополнение казны. Характерно сочетание нескольких способов наказания – клеймение и изгнание из страны, штраф и битье палками и др. В наказаниях законодательство Сербии четко следовало классовому принципу. По ст. 94 властель за убийство крестьянина-себра должен был заплатить 1000 перперов штрафа, а себр за убийство властеля должен был заплатить 300 перперов штрафа и подвергнуться отсечению обеих рук. Наказания предусматривали смертную казнь (простую и квалифицированную), членовредительные и мучительные (отрезание языка, клеймение, «…пожжется по лицу»), лишение свободы, телесные наказания, штрафы и конфискацию имущества. Тяжкие преступления – против веры, изнасилование, блуд властелицы с холопом, убийство свободным феодала карались членовредительными и мучительными наказаниями – клеймением, отрезанием рук, носа, ушей, вырыванием глаза, дополнявшимися штрафом (ст. 10, 52, 54, 94). Лишение свободы упоминалось в одном случае без указания срока – «. кинуть в темницу…» (ст. 168). Было предусмотрено право царя наказывать опасных преступников по своему усмотрению, что видно из неопределенных формулировок: «. да платит» (за измену), «. выдаст совершившего преступление» (за совершенное «зло»), «. наказан как перебежчик», «. да судятся как нарушители моего царского величества» (ст. 51, 70, 143, 149, 180). Наказания отражали специфику зрелого феодализма и влияние Византии.
К XIV в. действовали суды государственные, церковные и вотчинные. Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся царь. Государственные суды действовали в областях и городах. Судьи в областях были разъездными – «Судьи да ходят по землям, где у кого свой округ. » (ст. 181). Горожан судили правители городов кюфалии (ст. 178). Крестьяне, находившиеся в зависимости от церкви, подлежали суду духовенства, ему же подлежали дела, касавшиеся вопросов веры (ст. 4, 12). Зависимое крестьянство судили вотчинники. Действовали и сословные суды – поротников, суды «равных» для селян, для прониариев-придворных и др. (ст. 106). Процесс был состязательным и письменным, возбуждался по инициативе истца или государства. В нем участвовали приставы (ст. 108, 155, 180). Применялись ордалии – испытание кипятком и железом (ст. 106, 152). Законом предусматривался поединок (ст. 132).
Гражданское право. Особенностью феодальных отношений в Сербии при Стефане Душане было многообразие форм собственности – частной, общинной и задруги. В Сербии община существовала долго, о чем говорят ст. 78 и 79 Законника. Переходной формой от общинной к частной собственности являлась задруга, где имуществом большой семьи управлял глава (ст. 69). В частной собственности Законник выделял бащину (баштину) – родовое наследственное владение и купленицу – имение, при обретенное по договору купли-продажи. Законник гарантировал владельцу баштины право свободного распоряжения – продажу или обмен. Регламентировался статус пронии – неотчуждаемого земельного пожалования за службу и на время службы.
Обязательственное право. В XIV–XV вв. в Сербии были развиты обязательственные правоотношения. Право Сербии знало такие виды догово ров, как ссуды, поклажи, поручения, товарищест ва, купли-продажи, займа, найма, подряда, мены и дарения. Предметом договора купли-продажи выступала движимая и недвижимая собственность. На основе договоров распространялись обязательственные отношения – в сфере передачи имущества, выполнения работ, ссу ды денег и товаров и т.д. Обязательным условием для заключения договоров мены, подряда и др. было наличие двух-трех свидетелей. Упоминались нормы залогово го права (ст. 90). Анализ Законника показывает, что суще ствовали разли чия в понятиях физического и юридического лица. Развитие землепользования способствовало распростране нию договора найма-аренды. В целом обязательственное право изложено, помимо Законника Стефана Душана, в Эклоге, Земледельческом законе и других правовых актах феодальной Сербии.
Наследственное право. Законы феодальной Сербии, в частности Законник Стефана Душана, вопросы наследования рассматривали в дополнение к уже сложившимся ранее нормам. В господствующем классе право наследования имели как сыновья, так и дочери. Законник указывает, что пронии не подлежали купле-продаже, дарению и завещанию. После смерти прониария имение поступало в фонд короля. Властелин мог передавать имение в собственность наследникам вплоть до троюродных братьев и сестер. Существовало два вида наследования – по закону и завещанию. Наследования по закону наступало в случае, если наследодатель не оставлял завещания.
Брачно-семейное право. Большей частью Законник дополнял уже сложившуюся систему норм брачно-семейного права, содержавшуюся в Эклоге, Номоканоне и др. правовых актах. Условием законности брака признавался только обряд церковного венчания, закрепленный как обязательный для населения в Законнике (ст. 3). Возраст вступления в брак указан в Эклоге и Номоканоне и составлял для мужчин 18, а для женщин – 16 лет. Согласие родителей было обязательно. В браке с христианкой иноверец должен был перейти в христианство, «…иначе лишится он жены и детей своих… а сам будет изгнан» (ст. 9). В Законе судном людем, Эклоге и др., содержался запрет на брак близких родственников, лиц духовного родства (кум, кума, крестник, крестница). Развод Законником не предусмотрен, но Эклога и Номоканон указывают поводы для него – попытка убийства одного из супругов другого, венерическое заболевание одного из супругов, прелюбодеяние жены (но не мужа), отсутствие супруга в течение трех лет, душевная болезнь, пьянство мужа и др. Законник Стефана Душана дает объемную картину регулируемых правовых отношений феодальной Сербии.
Важными источниками сербского феодального права являлись королевские грамоты-хрисовулы, посвященные правовому регулированию различных сторон жизни общества. Хрисовулы скреплялись золотой печатью и подписью царя и даровались монастырям, общинам, духовной знати и городам. К числу важнейших из них относятся: грамота Стефана Первовенчанного (1215 г.), определявшая налоги купечества, грамота короля Уроша Неманича (1272 г.), регламентировавшая судопроизводство в государстве и др. Хрисовулы являлись ценным источником права и заложили, наряду с другими правовыми установлениями, основу становления феодального права Сербии, прежде всего в виде Законника Стефана Душана. Таким образом, к середине XIV в. в Сербии сложилась достаточно развитая система феодального права, отвечавшая потребностям сословной монархии.
Чешское феодальное государство и право
Сведения о заселения Чехии во второй половине первого тысячелетия нашей эры скудны и сохранились в отдельных источниках – «Баварском географе» хрониста Косьмы Пражского и чешских грамотах, где упоминаются славянские племена лемузов, седличан, чехов, дулебов и др. Славяно-чешские племена вступали во временные племенные объединения. В VII в. несколько десятилетий существовала держава Само, союз чешско-моравских племен. (Само – полулегендарный франкский купец, в 623–658 гг. возглавлял славянское государство на территории нынешней Чехии). Крупным протогосударством в IX в. являлась Великоморавская держава. Она сохранилась в течение всего IX в. и во главе с князьями Моймиром, Ростиславом и Святополком успешно оборонялась от германской агрессии. Вхождение Чехии в Моравский союз ускорило объединение племен. В 895 г. чешские племена выделились из Моравского союза и стали самостоятельными. Во времена Моравского союза произошло крещение объединен ных в нем племен. В Моравию в 863 г. для этого прибыли просветители и проповедники братья Кирилл и Мефодий, славяне по происхождению. Они создали славянскую письменность, язык, книги, и в целом славянскую церковную культуру. При нятие христианства способствовало развитию культуры западных славян. Окончательно крещение чехов произошло по латинскому обряду в 894 г. На рубеже IX–Х вв. происходит разложение родового строя и возникает раннефеодальное чешское государство. В 894–895 гг. появляется Пражское княжество. Формируются структура и административно-территориальное деление государства. Уже Пражский князь Болеслав I был единовластным монархом, чеканившим свою монету. При Болеславе II (967–999 гг.) в 973 г. было создано Пражское епископство, подчинявшееся князю. Венцом правления Болеслава II было завершение в 996 г. объединения страны в единое Чешское государство. Словацкие земли в начале XI в. попали (до 1918 г.) под власть Венгерского государства). С конца ХI до начала XIII вв. на чешских землях длилась феодальная раздробленность. В связи с постоянной военной угрозой и высоким уровнем развития ремесел и торговых связей феодальная раздробленность в чешских землях была непродолжительна. В 1086 г. чешский князь стал королем, а с начала XIII в. восстанавливается государственное единство Чехии. Чешское королевство превращается в одно из самых крупных государств Средней Европы, включив часть германских и силезских земель. Начиная с XIV в. в Чехии складывается сословно-представительная монархия. XIII–XVI вв. – время расцвета и начала упадка сословной монархии в Чехии. В начале XIV в. династия Пржемысловичей прекратилась и на престол вступил немецкий князь Ян Люксембургский, поддержанный магнатами и немецким населением.
В 1419 г. в Чехии вспыхнуло антицерковное и антифеодальное восстание гуситов, вылившееся в гражданскую войну. Ее причинами были обострение межнациональных противоречий, недовольство нарождавшейся буржуазии феодальными порядками и движение Реформации. Гражданская война продолжалась до 1434 г. и закончилась поражением повстанцев. В результате гуситских войн была расчищена почва для капиталистических отношений – проведена секуляризация, ослаблены позиции немецкого патрициата, достигнута свобода вероисповеданий и отменена юрисдикция духовенства. Большее значение в управлении государством приобрело чешское бюргерство. Однако в начале XVI в. к власти пришла феодально-панская олигархия. В 1526 г. на престол был избран австрийский эрцгерцог Фердинанд Габсбургский. Он подписал ряд предварительных условий – признал право сословий на избрание короля, обещал не изгонять с должностей чешских чиновников, соблюдать свободу вероисповеданий и др., однако обещания не выполнил. Чехия стала частью Габсбургской империи.
Со второй половины XVI ст. католическая реакция стремится искоренить протестантизм в Европе. В эту борьбу были втянуты и чехи. С поражением протестантов в середине XVI в. чешские города потеряли свои права и привилегии. В мае 1618 г. антикатолическое восстание в Праге положило начало Тридцатилетней войне. В 1620 г. католики на Белой горе около Праги раз били чехов, что решило судьбу протестантизма и со словной монархии в Чехии. Чехия на 300 лет потеряла национальную неза висимость и лишилась религиозной свободы. В 1624 г. по приказу короля все храмы передавались в руки католического духовен ства; некатолики лишались гражданских прав и не допускались к занятию ремеслами и промыслами, их браки не венчались, умерших не разрешали хоронить на кладбищах; за несоблюдение постов и непосещение церкви были установлены денежные штрафы. В 1627 г. король признал в Чехии только католическое вероисповедание. Из Чехии изгонялись все протестанты, что вызвало эмиграцию свыше 40 тыс. семей. В том же 1627 г. король издал без ведома сейма «Новое земское уложение», по которому законодательная власть принадлежала только королю; сейм значительно урезался в правах; католическое духовенство получило первенство среди прочих сословий; в сейме имели право заседать только депутаты 6 городов; все городское сословие имело только один голос; вместо гласного и устного суда был введен тайный и письмен ный; в суде и законодательстве немецкий язык был уравнен с чешским языком и др. Тридцатилетняя война принесла чехам большие бедствия. Города и села были разрушены, из 2,5 млн жителей в 1618 г. к 1650 г. осталось около 700 тыс. Окончательно объединила Габсбургские земли прагматическая санкция императора Карла VI 1713 г.
Общественный строй. Племена жили родами во главе со старейшинами, которые были судьями и жре цами. Частью рода была община, включавшая нескольких семей. Основ ными занятиями являлись земледелие и скотоводство. Высоко была развита металлургия, рано стала развиваться торговля с другими странами. В Чехии до Х–XI вв. использовались рабы. Рабами были пленные, преступники и должники. С имущественной дифференциацией выделяется родо племенная знать. Старейшина становился князем – главой племени. Появление княжеской власти относится к началу VIII в. Тогда же возникает и слой группировавшихся вокруг нее служилых людей.
Концентрация земельной собственности в руках немногих окончательно разрушило родовой строй. Крестьянство постепенно попадает в зависимость от крупных землевладельцев. К концу XII в. свободное сельское население стало быстро уменьшаться. Из них можно выделить крепостных (полностью зависимых) и безземельных крестьян (челядь). С середины XII в. появились королевские иммунитетные грамоты, по которым население земель, принадлежавших крупным феодалам, выходило изпод юрисдикции государства. Закрепощение основной массы крестьян относится примерно к XI в., однако в дальнейшем, в связи с экономическим развитием хозяйства страны в XIII–XIV вв., происходит ослабление их феодальной зависимости. Из общинников выделился слой зажиточ ных крестьян, называемых «земаны» (т.е. земляне – владельцы земли). Земаны постепенно становились маргинальным слоем между крестьянством и дворянством. Крестьяне – общинники, «дедичи» (т. е. наследники дедов), не имели права отчуждения своих участков, но и землевладелец не мог изгнать их с земли. Землевладелец мог этими землями распоряжаться, но без нарушения прав дедичей-арендаторов. Существовали закупы, безземельные крестьяне и потомки осаженных на землю рабов, а также крестьяне в личной зависимости от феодала – слуги в его доме.
В IX–XI вв., в условиях развития государства и роста экономических связей между областями происходило объединение племенных этнических элементов и формирование единого чешского языка. К XI в. в Чешском государстве оформляется феодальная стратификация. Общество делится на два основных класса – феодалов и феодально-зависимое население. Класс феодалов включал родоплеменную аристократию и феодальных слуг князя. Феодалы составляли благородное сословие шляхты. В XII в. произошло деление шляхты на высшую и низшую. Высшая, владетельные князья и паны хоруговные, не платили налогов, владели городами и селами, где осуществляли управленческую и судебную власть. Низшая, дружинники и слуги князей – владыки (мелкая и средняя шляхта), наделенные за службу землями, являлись вассалами короля и владетельных князей и также пользовались привилегиями. Позднее эти слои шляхты составили основу двух высших феодальных сословий – панства и рыцарства. Крупным и влиятельным феодалом являлась католическая церковь, владевшая огромным, прежде всего земельным, имуществом и собственной юрисдикцией. Население церковных земель освобождалось от ряда податей. Верхушка духовенства являлась, как и панство, влиятельной политической силой в стране.
Особенностью социального устройства Чехии был значительный слой слуг при дворах феодалов (врачи, ремесленники, учителя, музыканты, аптекари, священники), частью лично свободных и выделившихся впоследствии в особую социальную группу. В начале XIII в. усилилась, что также было особенностью, немецкая колонизация. Она отрицательно влияла на социально-экономическое развитие средневековой Чехии – способствовала быстрому росту сел и городов, управлявшихся по немецкому праву. С XIII в. в связи с развитием торговли и ремесел оформляется и растет слой горожан, лично свободный, социально неоднородный и вначале политически бесправный. Горожане по происхождению и богатству делились на патрициат и простых мещан. В XV в. горожане выделяются в отдельное сословие. Находясь вне юрисдикции общего земского права, города и горожане постепенно заняли в государстве особое положение, представляя собой государство в государстве. В начале XV в. оформляются три государственных сословия: паны, владыки и мещане, складывается сословная монархия. Особое положение в государстве занимали евреи, жившие по своим правовым обычаям и нормам. Они вносили в казну особую плату за проживание, за правовую защиту и покровительство короля. Особенностью социального устройства Чехии была мощная немецкая колонизация. Количество живущего по своим законам, имевшего привилегии немецкого населения, особенно в городах, постоянно росло.
Государственный строй. Чешское государство в своем развитии прошло ряд этапов: раннефеодальный (IX–XI вв.), феодальной раздробленности (XI–XIII вв.) и сословно-представительной монархии (ХIV–XVII вв.). На первом этапе главой государства был князь, опиравшийся на дружину, раду из старейшин и вельмож и складывавшийся чиновный аппарат. В княжескую думу входили члены княжеской семьи и должностные лица – каштеляны, высшие придворные чины, епископы и др. При Болеславе I (935– 967 гг.) собирались общенародные сеймы, в которых участвовали все свободные люди. Постепенно в сеймах стали участвовать члены думы, высшая шляхта – паны и низшая шляхта – владыки. Сеймы стали органом феодальной аристократии. В княжение Болеслава II (967–999 гг.) произошло оформление Чешского раннефеодального государства, установилась дворцово-вотчинная система управления. В дворцовый аппарат входили коморники – представители княжеской казны, владаржи – управители княжеских имений, ловчие – ведавшие лесами и др. В краях власть принадлежала жупанам, обладавшим княжескими правами и опиравшимся на комесов, префектов и судей. В городах власть осуществляли каштеляны, ответственные за порядок, сбор налогов и местное войско. Города делились на княжеские (королевские), господские и принадлежавшие церкви (епископские). С конца ХI до начала XIII вв. на чешских землях длился период феодальной раздробленности. Органы центральной власти сохранились, однако, как и право, они застыли в своем развитии. Власть князя сохранялась номинально, за ним остались функции верховного судьи и командующего войсками. Одновременно окрепла власть феодалов в своих уделах. В XIII в. Чехия делилась на небольшие административные округа-каштелянии. Центром каштелянии являлся княжеский город, обычно состоявший из града, окруженного стенами, и посада, где жило торгово-ремесленное население. Во главе каштеляний стояли каштеляны, назначаемые королем, постепенно они переименовались в бургграфов. На рубеже XIV–XV вв. в Чехии устанавливается сословно-представительная монархия. Растет государственный аппарат, его функции: финансы, военные дела, внешняя политика, законодательство и суд. С ХIII в. регулярно созывались сословные съезды (сеймы), вначале игравшие роль совета короля и суда для дворян ства. Органом сословий в управлении страной был земский сейм, в котором высшая шляхта и прелаты заседали поголовно, а мещане и владыки – через представителей. Впервые представители городов участвовали в земских сеймах в 1281 г. Сеймы обладали большими полномочиями – принимали законы, одобряли налоги, ведали вопро сами войны и мира, выбирали короля. Например, в 1306 г., после прекращения мужской линии рода Премысловичей, паны и горожане участвовали в избрании короля Рудольфа. Король имел исключительные права на недра, чеканку монеты, сбор пошлин и др., был обязан подписать капитулярий – обязатель ства перед сословиями. Со времени Белогорской битвы в 1620 г. начался период абсолютной монархии, сопровождавшийся потерей чешскими земскими учреждениями и сеймом реальной власти.
Право. В раннефеодальном чешском государстве основным источником права являлись обычаи. Общим в них были кровная месть, право на самозащиту, ордалии и суд общины и старейшины. Позднее многие нормы права догосударственного и дохристианского периода вошли в состав появившегося комплекса права, став его архаической частью. В период феодальной раздробленности значение приобретает вотчинное и ленное право. Король наделяет правовыми привилегиями церковь, владетельных князей и даже крупные города. Одним из известных ранних памятников феодального права был Статут князя Конрада Оттона (несколько редакций, конец XII в.). В нем на латыни содержались в основном нормы обычного права в сфере судопроизводства, зафиксировано закрепощение крестьян и закреплены привилегии феодалов. Одним из ранних сборников феодального права Чехии является «Право земли чешской» или Рожмберская книга (конец XIII или начало XIV в.) – первый памятник права на чешском языке. Сборник частного права, она содержала в основном процессуальное право и являлась инструкцией судьям. Упоминались без указания меры наказания два вида уголовных преступлений – против личности (убийство, побои, изнасилование) и против собственности (разбой, грабеж, порча и хищение чужой собственности). В целом в средневековом чешском праве уголовные преступления представлены весьма скудно. С XIII в. в Чехии закрепляется земское сословное право чешского дворянства. Оно содержится в так называемых «Земских досках» – записях земских (шляхетских) и сеймовых судов, касающихся имущественных споров. Возникли они следующим образом. Важнейшие судебные дела еще с первой половины XIII в. рассматривал земский сейм. Из сеймового суда постепенно выделился земский суд как постоянная судебная инстанция сейма. Председателем был король, а членами – высшие должностные лица: высший бургграф, высший коморник, высший судья и высший писарь. Помимо них, в заседаниях принимали участие от семи до двенадцати панов. Постановления высшего земского суда являлись высшим источником чешского земского права. В судебные книги – «земские доски» наряду с судебными решениями и постановлениями вносились записи о гражданских сделках и договорах. Ссылка на такую запись имела решающее значение в спорах. Памятники земского права – «Ряд земского права» (вторая половина XIV в.) и «Изложение чешского земского права» (конец XIV – начало XV вв.) – большей частью посвящены судебному процессу и частично уголовному праву (убийство, похищение женщины, оскорбление). Отдельные статьи затрагивали имущественное право (приданое, раздел имущества и др.). Судебный процесс был состязательный, строго формальный, начинался по жалобе истца. Доказательства – свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, судебный поединок и присяга. Помимо этого, в Чехии использовались также Саксонское Зерцало и Швабское зерцало, многие города имели свое право (унифицировано к XIV–XV вв.), распространено было и немецкое право.