ТЕМА 32. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И КУЛЬТУРА
32.1. Регулирующая роль законодательства в сфере культуры
Предварительным условием надежных выводов и рекомендаций науки является общетеоретическая разработка вопроса о возможностях закона и пределах его регулирующей функции. Сегодня уже недостаточно ограничиваться констатацией возрас-
тающей роли правового регулирования, необходим предметный анализ вопроса применительно к разным областям и характеру общественных отношений. Особый акцент должен быть сделан на границах законодательного регулирования, так как развитие общественных отношений юридическими средствами возможно лишь в одном случае: если эти отношения подвластны правовому воздействию.
При этом нельзя отбрасывать уже достигнутое нашими исследованиями:
а) юридический закон – сильное, но не всесильное средство;
б) кроме права существуют иные социальные регуляторы поведения людей;
в) пока имеются противоречия, обусловленные принципами социального развития, пока остается государство, законодательство не потеряет своего значения в установлении порядка, обеспечении стабильности и согласованного развития общественных отношений, в предупреждении социальных отклонений и борьбе с наиболее вредными из них.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование экономических отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые. Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность (в ошибку), а именно – недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно – через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и т.д. Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из вида «производительную» роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду
с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на асоциальные ценности.
Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе – государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.
Взаимодействие законодательства и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуры. В этом отношении заслуживает пристального анализа пример России. В общем, следует, видимо, согласиться с академиком Д. С. Лихачевым, который решительно возражает против тезиса об отсталости тысячелетней культуры России. И в таком случае тот правовой нигилизм, который свойственен как рядовому, так и чиновному российскому люду, одновременное стремление к свободе и власти будут объясняться особенностями поляризованного русского характера, евразийским началом вселенских стремлений восточнославянских народов.
32.2. Роль закона в формировании правовой культуры
Правовая культура – это одновременно:
– определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
– состояние процессов правотворчества и реализации права;
– специфические способы правовой деятельности;
– результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Правы те ученые, которые уподобляют «изобретение» законов появлению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов – важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой куль-
туры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры – интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) – подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого. Разумеется, оценки будут относительны. Для одного общества определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:
– формирование чувства права и законности;
– освоение достижений логико-правового мышления;
– повышение уровня законопроектных работ;
– увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
– совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;
– разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
– изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.
Было бы утопичным сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум:
1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;
2) создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;
3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;
4) профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;
5) активизировать правомерное поведение.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.
Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным,
если они стремятся к собственной выгоде и если при этом игнорируются право и правопорядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.
Однако среди всех названных факторов особое место принадлежит законодательству. Его роль, как убеждаемся, в позитивном воздействии на умы, волю и поступки людей, и прежде всего юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Но не только. В неменьшей степени закон путем установления мер юридической ответственности способствует повышению уровня культуры, профилактируя отступление от нее со стороны тех, кто способен на совершение правонарушения.
Государство право и культура
Термин «культура» (от лат. возделывание, взращивание, воспитание, образование, развитие) достаточно многозначен. Не существует единого понимания.
Социальная культура (всего общества) – это качественное состояние общества в целом, уровень его развития. Связь государства с социальной культурой выражается прежде всего, в том, что государство и право входят в состав социальной (духовной) культуры, следовательно, ГиП есть явления культуры. ГиП являются показателями культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется ещё и во взаимном влиянии. ГиП испытывает на себе влияние культуры. ГиП оказывает влияние на культуру с помощью позитивного права.
Индивидуальная культура (одного человека) – это качественное состояние и уровень общественного, нравственного развития отдельного человека. ГиП не являются элементами индивидуальной культуры. ГиП оказывая влияние на культуру в целом, оказывает влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже, как в положительном, так и в отрицательном плане. Обратное влияние может быть, в случае, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответсвующюю реакцию со стороны государства, в том числе с помощью права, программ, связанных с повышением культурного уровня населения.
В связи с взаимодействием ГиП с культурой в обществе складываются такие её разновидности, как политическая и правовая культура.
Политическая культура качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется определённым уровнем политического развития общества и личности.
Правовая культура качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется определённым уровнем политического развития общества и личности.
Структура социальной политической культуры – взятые во взаимосвязи все политические явления общества (государство, полит. партии, общественные объединения и т.д.)
Структура индивидуальной политической культуры:
1. политические знания индивида (информационный элемент);
2. индивидуальное политическое сознание (ценностный элемент);
3. участие индивида в политической жизни общества (поведенческий эл.).
Структура социальной правовой культуры: право, законодательство, общественное правосознание, законность, правопорядок и т.д.
Структура индивидуальной правовой культуры:
1. правовые знания индивида (информационный элемент);
2. индивидуальное правосознание (ценностный элемент);
3. правовое поведение индивида (поведенческий элемент).
Правовое воспитание – это деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на повышение правовой культуры граждан. (правовой всеобуч, пропаганда права СМИ, издание литературы, устная правовая пропаганда, профессиональное правовое образование)
Право и культура
Право тесно связано не только с экономической и политической сферами общества, но и с его культурным слоем. Термин «культура» (от лат. сultura – возделывание, взращивание, воспитание, образование, развитие) довольно разнообразен по содержанию. В самом широком смысле под культурой понимается определенное качественное состояние общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Как обобщенная характеристика цивилизованности общества культура затрагивает все сферы его жизни. Поэтому различают художественную, физическую, экономическую, политическую культуру.
Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Как никакой другой социальный феномен она способна быть мерой гуманизации общества. Именно в отношении человека к культурным ценностям проявляется свобода и самоутверждение личности.
Естественно, культура, отношения культуры не могли не затронуть и сферу права, правового регулирования. Причем право и культура не только связаны, но и взаимозависимы. Маркс специально подчеркивал, что право не только не может быт выше чем экономический строй, но и обусловленное им культурное развитие общества.
Прежде всего, эта взаимосвязь обусловлена тем, что право входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее элементом. Вследствие этого право (как и государство) выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры, представляя определенную культурную ценность.
В советском правоведении право не всегда признавалось в качестве элементов культуры и тем более не трактовалось как культурная ценность. Право представлялось как орудие классового господства, средство подавления классовых противников, одних классов другими. С исчезновением классов право, как и государство, должны отмереть, исчезнуть. Естественно, исчезающее со временем явление не могло рассматриваться как социально ценное, как культурная ценность.
Однако уже в середине 1960-х годов право стало рассматриваться не только как известная социальная ценность, но и как элемент культуры, как культурная ценность. В результате в научный лексикон и политическую практику вошел термин «правовая культура» как важный элемент социальной культуры.
Наконец, высший уровень культурности проявился в содержании права, когда в основу его регулирования был поставлен человек, отдельная личность, а основой содержания стали права человека. Наконец, изменялись и методы обеспечения. Из правовых постепенно устранялись такие антигуманные санкции, как четвертование, посажение на кол и т.д. Наконец, международным сообществом поставлена цель устранения из прав таких мер наказания как смертная казнь. Взаимосвязь права и культуры отражается и в категориальном аппарате юриспруденции. Так, широкое распространение и достаточно глубокое развитие получила категория «правовая культура». Отдельные авторы в качестве одного из принципов законности рассматривают принцип «единства законности и культурности». В качестве комплексных отраслей (институтов) права иногда анализируются «гуманитарное право», «культурное право» и т.д.
С другой стороны, право само активно влияет на развитие культуры. Позитивное право регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества. Опыт отечественного регулирования показывает, что в случае, когда основное влияние оказывается обращенным на правовое регулирование экономических отношений, оставляя в стороне регламентацию социально-культурных отношений, то резко падает уровень культуры населения, возрастает преступность.
Ни одна сфера законодательства не связана так тесно с нравственными основами человеческой деятельности, как законодательство о культуре. Его предмет затрагивает такие духовные феномены как мировоззренческие взгляды, моральные и эстетические черты личности, ее образовательный уровень. Массив нормативных правовых актов о культуре – это правовая нормативная основа нравственно- ценностной ориентации личности, важное средство воздействия на морально-эстетические представления человека, позволяющие целенаправленно формировать модель цивилизованного культурного уровня населения.
Важнейшие гарантии, обеспечивающие использование гражданами своих прав и свобод, в том числе и в сфере культуры, содержатся в Конституции Российской Федерации. Согласно ст.44 Конституции, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Законом, имеющим наиболее общий характер в системе нормативных правовых актов в области культуры, является Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Основными задачами законодательства о культуре являются:
— обеспечение и защита конституционного права граждан России на культурную деятельность;
— создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов иных этнических общностей Российской Федерации;
— определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
В максимальной степени взаимоотношения права и культуры проявляются в формировании высокой правовой культуры.
Литература по теме
Соотношение государства, права и культуры.
Соотношение государства, право и культуры является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Правовая культура – определяет:
• определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
• состояние процессов правотворчества и реализации права;
• специфические способы правовой деятельности;
• результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми.
Выделяют следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества. отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека; отличают следующие черты: 1) знание, а вместе с этим и понимание права; 2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека; 3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей; 4) правовая психология; 5) правовая идеология.
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д. отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Как никакой другой социальный феномен она способна быть мерой гуманизации общества. Именно в отношении человека к культурным ценностям проявляется свобода и самоутверждение личности. Право и культура не только связаны, они взаимозависимы. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что право входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее элементом. Вследствие этого право (как и государство) выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры, представляя определенную культурную ценность.
Взаимосвязь права и культуры проявляется с двух сторон. Во-первых: характер права, законодательства во многом определяется уровнем культурного развития общества. Исторический анализ права показывает, что развитие от варварского права к праву цивилизованных государств происходило параллельно и в значительной мере благодаря культурному развитию общества.
Во-вторых: право само активно влияет на развитие культуры.
Важнейшие гарантии, обеспечивающие использование гражданами своих прав и свобод, в том числе и в сфере культуры, содержатся в Конституции Российской Федерации. Согласно ст.44 Конституции, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Законом, имеющим наиболее общий характер в системе нормативных правовых актов в области культуры, является Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»