Справедливость
Общественный договор
Что справедливее — республика или монархия? Разбираемся в теориях государственного устройства.
Начинаем говорить о справедливом государстве. Рассмотрим разные виды контрактуализма — теории общественного договора.
??♂️ Томас Гоббс (1588–1679), английский философ, теоретик общества и государства был первым, кто достаточно полно развил концепцию общественного договора.
? Люди заключили общественный договор из страха. В 1651 году Гоббс публикует труд «Левиафан», в котором пишет, что вначале естественным состоянием жизни людей была война всех против всех. Из страха и стремления к безопасности все люди договорились обменять часть своей свободы на гарантию безопасности и порядка. Так учреждается государство. Государство оказывается суверенным, то есть ему дается право вводить законы и управлять, чтобы гарантировать порядок и безопасность. Если суверен не выполняет свою часть договора, например, король не может обеспечить порядок и безопасность, народ получает моральное и юридическое право его свергнуть.
? Исторический контекст. Гоббс жил в эпоху английской революции, в ходе гражданских войн король Карл I Стюарт потерпел поражение, был пойман, племен и по решению парламента обезглавлен в 1649 году. Это был первый пример в европейской истории, когда действующего короля свергли и обезглавили. Парламент объявил генералом революционной армии Оливера Кромвеля, а позднее дал ему полномочия лорда-протектора, то есть формально, он стал сувереном.
? Правильная форма государства — это абсолютная монархия. Концепция общественного договора Томаса Гоббса сильно привязана к историческим реалиям. Она объясняет, что, если нет безопасности, короля можно свергнуть. Гоббс считает, что самая правильная форма государства — это абсолютная монархия.
Обложка книги Томаса Гоббса «Левиафан».
Гигантская фигура составлена из тысяч людей, в руках она держит символы светской и духовной власти — меч и епископский жезл.
Рассмотрим еще одну теорию общественного договора, предложенную Джоном Локком.
??♂️ Джон Локк (1632–1704), английский философ и политический мыслитель, описал свою теорию общественного договора в труде «Два трактата о государственном правлении».
? Люди заключили общественный договор из желания общего блага. Если у Томаса Гоббса никаких естественных прав до заключения договора у индивидов не было, то у Локка даже до образования государства индивиды могли договариваться о чем-то друг с другом и обладали естественными правами, а именно правом на жизнь, собственность и стремление к счастью. Локк представлял гражданское общество как систему личных взаимоотношений между индивидами, которая существовала еще до появления государства. Согласно Локку, люди заключали общественный договор не из страха, а из желания общего блага.
? Правильная форма государства — либеральная монархия. Власть монарха в концепции Локка более хрупкая, чем в концепции Гоббса. Согласно Локку, в пользу государства отчуждаются лишь отдельные права, то есть полномочия государя здесь гораздо меньше. У Локка — либеральная монархия, ограниченная парламентом и конституцией, а чтобы свергнуть монарха достаточно, чтобы он, например, посягал на жизнь и собственность граждан.
Еще один вариант общественного договора предложил Жан-Жак Руссо.
??♂️ Жан-Жак Руссо (1712–1778) — французский просветитель, философ и писатель, композитор. Свою концепцию общественного договора он описал в трактате «Об общественном договоре». В отличие от Локка, Руссо считает, что в естественном состоянии у людей не было собственности.
? Государство испортило благородного дикаря. Локк полагал, что в естественном состоянии до появления государства люди были благородными дикарями, детьми природы. Они органично чувствовали свою связь с природой и друг с другом, поступали исходя из альтруизма и были способны на благородные жесты. Концепция благородного дикаря Жан-Жака Руссо сильно идеализирует реальных туземцев, с которыми европейцы сталкивались. Но он делал это для того, чтобы обосновать, что еще до государства у людей были благородные моральные качества. А с появлением государства появилась частная собственность и государство встало на защиту частной собственности, появилась классовое расслоение. Так государство испортило людей, отношения между людьми в государстве перестали быть такими же органичными и простыми, какими они были в природе.
?? Справедливое государство — суверенная либеральная республика. Согласно Руссо, справедливое государство должно максимально выражать волю и власть народа в целом. С точки зрения Жан-Жака Руссо, самое справедливое государство — суверенная либеральная республика. Именно эти идеи Руссо подготовили почву для Великой французской революции, которая происходит в 1792 году под лозунгами «Свобода, равенство, братство». «Свобода, равенство, братство» — именно так Руссо представлял человечество в естественном состоянии. Такой порядок был искажен из-за несправедливо учрежденных государств, основанных на насилии и частной собственности. Революция, свергающая эти неправильные, монархические государства, должна была вернуть людей к более естественному состоянию.
Теория общественного договора. Основные положения договорной теории в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка,Ж.-Ж.Руссо.
Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».
Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы».
Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.
Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».
Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.
Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Теория общественного договора Дж.Локка
Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.
Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.
Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо
Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.
Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.
Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.
Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.
Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.
Что значит общественный договор. Простыми словами
Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.
Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.
Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк
«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса
У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.
Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста
Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.
Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.
Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images
Теория общественного договора
Выступая против широко распространенной в средние века идеи божественного происхождения власти королей, «являющихся представителями и подобием бога на земле», Гольбах пишет, что в практическом плане эта идея служила оправданием всемогущества, бесконтрольности властей, произвола монархов и их ближайшего окружения. Идея божественного происхождения власти монарха, констатирует Гольбах, привела во многих странах к тому, что «государь стал единственным источником милостей». Он «развращал общество и разделял его, чтобы властвовать». Далее Гольбах замечает, что «воля монарха заняла место разума». Прихоть монарха стала законом.
Таким образом, Гольбах сделал вывод, что государи, «обоготворенные религией и развращенные попами», в свою очередь, развращали души своих поданных, выносили «среди них борьбу интересов», уничтожали существовавшие между ними отношения, «делали людей врагами друг с другом и убивали в них нравственность».
Аналогичных взглядов на природу власти, государства и права придерживались и другие сторонники и последователи договорной теории происхождения данных институтов.
Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».
Государство рассматривается Руссо как «условная личность», жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.
Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо, согласно Общественному договору, «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.
Власть, возникающая из любви поданных, несомненно, наибольшая, но она непрочна и условна. Поэтому «никогда не удовлетворяются ею государи». Личный интерес любых повелителей состоит прежде всего в том, «чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться». Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что поданные всегда будут оставаться совершенно покорными, что государь был бы заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, «дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для соседей». Но так как интерес народа имеет «лишь второстепенное и подчиненное значение» и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что «государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое для них непосредственно выгодно».
Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный, отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих руках как можно больше государственной власти. Последнее же приводит не только к тому, что «расстояние между государем и народом становится слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи», но и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом, заключает он, восстание, которое «приводит к убийству или свержение с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный», как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. «Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.
Общественный договор
Из Википедии — свободной энциклопедии
Обще́ственный догово́р (социа́льный контра́кт) — понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. Общественный договор и означает тем самым соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.
В соответствии с главным принципом теорий общественного договора, легитимный государственный орган формируется на основе принудительного согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — исследование условий человеческого существования, отсутствующих в так называемом «естественном состоянии», когда люди самостоятельно следуют личной выгоде. Исходя из этого исходного положения, сторонники теории общественного договора по-разному объясняют, почему разумный человек, следуя своему личному интересу, должен добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в «естественном» состоянии.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются наиболее известными представителями теории общественного договора. Они сделали очень разные выводы из исходного положения теории общественного договора. Гоббс защищал абсолютную монархию, Локк защищал либеральную монархию, Руссо защищал либеральный республиканизм.
Их работа обеспечивала теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации независимости США как принцип соблюдения демократии, а позже был интерпретирован применительно к современным условиям такими теоретиками, как Джон Роулз.