гражданская форма брака появилась в какой стране

Гражданский брак

Содержание

История употребления термина, понятия

В первые постреволюционные годы в России противопоставление «гражданский брак—церковный брак» имело особо важное значение, связанное с тем, что в России вплоть до декабря 1917 года процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, в первые постреволюционные годы осуществив принцип отделения церкви от государства, присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного, религиозного. И поэтому в раннесоветских декретах, а также в КЗАГС (Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР) 1918 года, присутствовал термин, понятие «гражданский брак». Но впоследствии, в КоБС РСФСР этот термин, понятие уже отсутствовало за ненадобностью, так как в это время уже все браки оформлялись исключительно в органах государственной власти без участия церкви. Нет его, естественно, и в ныне действующем Законодательстве Российской Федерации.

История развития института гражданского брака как альтернативы браку церковному

В мире

Исторически институт гражданского брака сформировался как альтернатива браку церковному в различных странах по-разному: [2]

В России

До 1918 года в России не было института гражданского брака за исключением случаев, предусмотренных для лиц отдельных вероисповеданий до Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, [3] как то: старообрядцы, сектанты. Законом от 19 апреля 1874 года браки старообрядцев, записанные в метрические книги, приобретали в гражданском отношении силу и последствия законного брака и рассматривались некоторыми канонистами Российской Церкви как браки гражданские. [4] Тем, кто не хотел (или не мог) заключать брак в рамках религиозного института из религиозных, антирелигиозных или иных соображений, приходилось жить без юридического оформления супружеских отношений; живущие в таком сожительстве для его обозначения стали использовать как эвфемизм термин «гражданский брак».

Вскоре после прихода к власти большевиков, 18 декабря (ст. стиля) 1917 года был принят декрет СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», [5] [6] который гласил, в частности: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки»; церковный брак объявлялся «частным делом брачующихся» [5] и лишался юридической силы. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 20 января (2 февраля) 1918 окончательно лишал заключаемые заново церковные браки правового значения (за браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении).

То есть, вплоть до декабря 1917 года в России процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, осуществив принцип отделения церкви от государства, присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного, религиозного.

Таким образом, с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. гражданский брак стал единственно признаваемой в нашей стране формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – КЗАГС (Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР) 1918 г. определял: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком».

Первым советским гражданским браком считается брак между Александрой Коллонтай и Павлом Дыбенко, продолжавшийся с середины марта 1918 года по 1923 год.

В России в настоящее время гражданский брак (в изначальном значении термина) является единственным из заключаемых заново браков, признаваемым государством, и фиксируется в органах ЗАГС независимо от места жительства любого из будущих супругов. Поэтому большинство российских конфессий для заключения брака по религиозным обрядам требуют обязательной регистрации брака в ЗАГСе.

История использования термина, понятия в законодательстве России

Употребление понятия «гражданский брак» в бытовом общении, в быту

В бытовом общении в настоящее время под гражданским браком зачастую имеется в виду сожительство, фактический брак без регистрации в органах ЗАГС, то есть в бытовом общении при этом зачастую руководствуются не определением этого понятия из БСЭ (брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви), а традицией определения этого термина, сложившейся в общественном сознании, то есть налицо противоречие между словарным определением понятия из БСЭ и фактической практикой употребления понятия.
Очевидно, что в словарном определении гражданского брака из БСЭ делается акцент, упор на его противопоставлении браку церковному (в первые постреволюционные годы в России это противопоставление имело особый важный смысл, так как до 1918 года в России отсутствовал институт гражданского, нецерковного брака), а в бытовом понятии гражданского брака делается акцент, упор на его противопоставлении браку, зарегистрированному в органах ЗАГС.

Источник

Гражданский брак: история развития

Пожалуй, все уже успели выучить, что гражданский брак — это брак, официально зарегистрированный и признанный государством. А тот «гражданский брак», о котором судачат подружки на девичниках, на самом деле обзывается грубоватым протокольным словом «сожительство».

Поговорим о настоящем гражданском браке, который когда-то противопоставлялся церковному или дублировал его, а сейчас в обязательном порядке существует во всех цивилизованных и светских странах мира.

Как все начиналось

Первый гражданский брак был заключён в Нидерландах в 1580 году. Маленькое королевство в центре Европы, славное морскими экспедициями и торговлей со всем миром, уже тогда отличалось терпимостью — там жили протестанты, католики, евреи-беженцы из Испании, а в портах постепенно оседали уроженцы Азии, Африки и Нового света. Государство взяло на себя функции регистрации браков и рождения детей, а представители разных конфессий могли вступать в брак, не споря из-за того, в какую церковь им идти венчаться.

В Англии

В XVII веке в эпоху пуританства гражданские браки стали заключаться и в Англии — пришедший к власти Оливер Кромвель посчитал, что церковники жируют, наживаясь на проведении венчальных обрядов, и запретил им регистрировать браки. Потом в стране произошла реставрация монархии, и вплоть до XX века законы о церковном и гражданском браке менялись то в пользу первого, то в пользу второго.

Возникала жуткая путаница, дело доходило до абсурда — английских католиков заставляли венчаться в англиканских церквях. Те нашли выход — в соседней Шотландии брак признавался действительным, если найдётся хоть один свидетель, который мог бы подтвердить, что жених и невеста вступают в брачный союз по доброй воле. В шотландской деревушке на границе с Англией жил кузнец, который промышлял тем, что выслушивал амурные откровения молодых английских католиков и за звонкую монету давал бумажку, удостоверяющую законность их брака.

Во Франции

Институт гражданского брака появился вместе с революцией 1789 года. Этому несказанно обрадовались французские протестанты-гугеноты, чьи браки долгие годы не признавались католической церковью, а значит, и государством.

Но в благом начинании таился подвох. Матримониальное делопроизводство отдали на откуп юристам и адвокатам, и бюрократическая машина заработала во всю мощь — решившим пожениться нужно было собрать неимоверное количество всевозможных справок и свидетельских показаний, составить подробнейший брачный договор, заручиться подписью нескольких чиновников — таким образом, процедура регистрации проходила в несколько этапов и могла длиться целый год.

На Руси

В допетровскую эпоху церковнослужители если и фиксировали, кто из прихожан на ком женился, а кто у кого родился, то исключительно по личной инициативе. В 1724 году Пётр I издал указ, согласно которому каждый приходской поп был обязан заполнять стандартную метрическую книгу. Но учёт вёлся лишь в отношении адептов официальной православной церкви, браки старообрядцев-раскольников стали признаваться государством лишь в конце XIX века. Невенчанные в церкви не могли считаться мужем и женой.

Браки сектантов, католиков, протестантов и не христиан — иудеев, мусульман, буддистов, язычников — на Руси не регистрировались и не признавались, время от времени лишь проводилась перепись иноверцев и нацменьшинств.

Межконфессиональные браки также не признавались — чтобы жениться на русской девушке, да и вообще сделать карьеру, иностранцу приходилось принимать православие.

Брак по-пролетарски

Революция 1917 года отделила церковь от государства и упразднила церковный брак. Отныне государство признавало лишь браки, зарегистрированные уполномоченными чиновниками, занимавшимися оформлением паспортов и удостоверений. Так появились отделы ЗАГС (записей актов гражданского состояния) или просто «загсы». Первыми гражданами молодой советской республики, заключившими брак в загсе, были народные комиссары Александра Коллонтай и Павел Дыбенко.

В тогдашних загсах не проводилось никаких торжественных обрядов — люди приходили, заявляли о своём желании зарегистрировать брак, записывались (сейчас говорят не «записываться», а «расписываться») и быстро уходили.

Вступить в брак, равно как и развестись, стало так же легко, как постричься в парикмахерской. О непрочности и недолговечности спонтанных браков писал Михаил Зощенко, а позже Леонид Гайдай экранизировал его сатирический рассказ «Свадебное происшествие», включив в киноальманах «Не может быть».

Брак — дело серьезное!

В 1930-1950-х годах отделы ЗАГС были подчинены НКВД, а сотрудники, регистрировавшие браки, носили милицейские погоны — пожалуй, суровый вид регистраторов внушал молодожёнам, что брак — это правильно и надолго, а развод — это плохо.

Дворцы бракосочетаний

Свадьбы, ленточки и ритуалы

Активно развивалась свадебная инфраструктура, открывались магазины для новобрачных, шофёры принялись украшать машины ленточками и куклами. Свадьбы стали сопровождаться потешными обрядами и ритуалами, частично взятыми из собственного фольклора, частично заимствованными из культур других народов СССР.

Так на украинских свадьбах появился кавказский тамада, а обычай вешать замок на мост и выбрасывать ключ в воду пришёл к нам из Прибалтики. Из уст в уста передавались сочинённые остряками свадебные тосты, присказки, анекдоты и песни.

Сейчас «маятник качнулся в обратную сторону», юноши и девушки всё чаще желают обвенчаться в церкви. Но загса им избежать всё равно не удастся — по закону священники не имеют права венчать без предъявления свидетельства о заключении брака.

Уникальные загсы

Загс в китайском городе Шэньчжэнь являет собой стеклянный цилиндр, стоящий посреди пруда. К нему ведут мостки, а его интерьеры закручиваются в спираль. Видимо, такая конфигурация несёт в себе тайный философский смысл.

Самый большой в мире загс построен в Ашхабаде, столице Туркмении. Монументальное здание венчает огромный стеклянный шар, окружённый восьмиконечными звёздами. На 11 этажах здания находятся 6 залов регистрации брака, 7 банкетных залов, магазины по продаже свадебных нарядов, цветов и прочей атрибутики, салон красоты, фотостудия, пункт проката ювелирных украшений, много-много изолированных комнаток для женщин и фешенебельная гостиница.

А ещё во многих странах можно зарегистрировать брак вне госучреждений. Новобрачные вместе с представителем власти поднимаются в небо на воздушном шаре или вертолёте, спускаются с аквалангами в морские пучины, или просто заказывают процедуру регистрации на дом или в ресторан.

Но главное, конечно, не место, в котором заключён брак, а чтобы люди, решившие узаконить отношения, жили в мире и согласии. Штамп в паспорте или короны над головой, речь сотрудницы загса или проповедь батюшки с милым уху жениха наказом «Да убоится жена мужа своего» — всё это прекрасные стимулы, но идти по дороге счастья, крепко взявшись за руки, предстоит только двум влюблённым сердцам.

Источник

Гражданская форма брака появилась в какой стране

default

default

История гражданского брака в России

Первым советским гражданским браком, считается брак между Александрой Коллонтай и Павлом Дыбенко, продолжавшийся с середины марта 1918 года по 1923 год.

До 1918 в России не было института гражданского брака за исключением случаев, предусмотренных для лиц отдельных вероисповеданий до Манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905, как-то: старообрядцы, сектанты. Поэтому тем, кто не хотел (или не мог) заключать брак в рамках религиозного института из религиозных, антирелигиозных или иных соображений, приходилось жить без юридического оформления супружеских отношений.

Чтобы не говорить о себе сомнительных слов «сожительство» (и, тем более, «блуд»), каковыми их клеймили Церковь и иные религиозные институты, живущие в таком сожительстве стали называть его на европейский манер — «гражданским браком», используя термин как эвфемизм. То есть по сути ничего не менялось, просто называться это стало по-другому.

Большевики, отделив церковь от государства, узаконили гражданский брак и напротив, лишили правового значения церковный. В России гражданский брак занял место церковного обряда после появления декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года. Ранее соответствующие функции выполняла только церковь.

В СССР в 1926—1944 г.г. совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГСе приравнивалась к браку, официально зарегистрированному государством, поэтому не было практического смысла их различать. Отголоски этой нормы есть в различных современных российских законах (семейном, гражданском кодексах и т. д.). В частности, отцовство в отношении ребёнка, рождённого вне зарегистрированного государством брака, признаётся без судебного решения только в случае согласия отца. В противном случае отцовство может быть установлено только по суду.

В России в настоящее время гражданский брак является единственным из заключаемых заново браков, признаваемым государством, и фиксируется в органах ЗАГС независимо от места жительства любого из будущих супругов. Поэтому большинство российских конфессий для заключения брака по религиозным обрядам требуют обязательной регистрации брака в ЗАГСе.

Тем не менее, современный Семейный кодекс РФ (и его предшественник — КоБС РСФСР) не содержит термина «гражданский брак». В СК РФ только сказано: «признаётся только брак, зарегистрированный в органах Записи актов гражданского состояния». Таким образом, в настоящее время в России «гражданский брак» — понятие семьеведческое, а не юридическое.

Современное употребление понятия гражданский брак

В современном разговорном русском языке «гражданским браком» в большинстве случаев называют супружеские отношения без государственной регистрации брака («сожительство»).

В официальных государственных документах с конца 1990-х вошёл в употребление термин «фактический брак», заменивший прежде принятое «сожительство».

Источник

ЭСБЕ/Гражданский брак

20pxСловник: Гравилат — Давенант. Источник: т. IXa (1893): Гравилат — Давенант, с. 504—507 ( скан · индекс ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Впервые гражданский брак появился в Нидерландах в XVI столетии. Реформатское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. Г. брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. Г. брак распространен на все Нидерланды. Большинство населения разных вероисповеданий продолжало, однако, предпочитать церковный брак по правилам своей веры. Свой факультативный характер Г. брак сохранял до учреждения в 1795 г. Батавской республики, когда был введен обязательный Г. брак, усвоенный потом и действующим уложением 1833 г.

В Англии гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле, в 1653 г.; он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Г. брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов Г. брак как детище революции пал сам собою, без особого законодательного акта. Тем не менее церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Благодаря отвращению общественного мнения к публичности при установлении брака получили огромное распространение тайные браки, для заключения которых выросла целая организация в лице священников, сидевших в лондонской долговой тюрьме Fleet. Только в 1753 г. актом Гардвика объявлена была обязательность церковного брака. Закон этот вызвал негодование в демократических слоях английского общества, которые видели в одном из основных его пунктов — в требовании родительского согласия — меру против неравных в сословном отношении браков. Особенно печальны были последствия этого «патрицианского» закона для диссидентов и католиков, которые также поставлены были в необходимость обращаться к англиканскому духовенству; венчаться по своим обрядам разрешено было только квакерам и евреям. Соседство с Шотландией, где в самой широкой мере господствовал принцип законности брака, установленного путем бесформенного соглашения, дало англичанам возможность уклоняться от действия несимпатичного закона 1753 г. Так как по английскому праву законность брака обсуждалась по месту его совершения, то англичане массами начали устремляться на шотландскую границу, в деревню Gretna Green, где сперва местный кузнец, а потом его наследники, выслушивали обмен выражений согласия и выдавали желающим свидетельства о вступлении в законный брак. Лишь в 1856 г. в Англии объявлены были законными только такие шотландские браки, заключению которых предшествовало проживание в Шотландии в течение трех недель. После нескольких частных попыток ослабить вредные результаты закона 1753 г., в особенности после совершившейся эмансипации католиков, законодательство пришло в 1836 г. к созданию факультативного Г. брака. Законами 1836 г. была упорядочена регистрация, и заключение браков было объявлено законным как в церквах и молитвенных домах, так и в канцелярии окружного инспектора регистраров, при открытых дверях, между 8 и 12 часами утра; обряд состоит в обмене выражений согласия.

В Шотландии исключительно путем обычая выработалась форма Г. брака пред мировым судьею: супруги являлись к судье, говорили ему, что их обвенчал священник, которого они не могут назвать, вносили небольшой штраф за вступление в брак без церковного оглашения и получали от судьи свидетельство о браке. Кроме того, в Шотландии остался в силе бесформенный способ установления брака; благодаря нравам он редко приводит к обольщениям и другим гибельным последствиям. В Ирландии в 1844 г. также введен факультативный Г. брак.

Во Франции королевская власть вскоре после Тридентского собора, в постановлениях которого она видела покушение на свою независимость, взяла в свои руки законодательную регламентацию брачного права. Ордонансом 1579 г. впервые установлена была обязательность церковного венчания и вместе с тем создана регистрация браков в каждом приходе. Священник сделался, таким образом, светской властью. При действии Нантского эдикта такая же роль лежала на протестантском духовенстве; с отменою же этого эдикта протестанты поставлены были в необходимость обращаться для венчания к католическому духовенству. В течение столетия, начиная с 1685 г., протестанты лишены были, таким образом, возможности создавать законные союзы, и только накануне революции, в 1787 г., установлена была регистрация протестантских браков через судебных чиновников, т. е. создан для них факультативный Г. брак. Конституция 1791 г. провозгласила брак простым Г. договором и установила обязанность законодательной власти создать специальные светские органы для регистрации браков. Не дожидаясь учреждения таких органов, многие, руководясь воззрением, что брак есть обыкновенный договор, стали обращаться для заключения браков к нотариусам и судебным приставам. Временно это привело к страшной путанице в регистрации; но закон 20 сентября 1792 г., создавший специальный орган для регистрации актов гражданского состояния в лице муниципалитетов, открыл возможность узаконить и браки, возникшие за этот промежуток времени. В силу закона 20 сент. обязанность регистрации была возложена на избранных членов коммунальных советов, а за отсутствием их — на мэров. Браку должно было предшествовать, по крайней мере за неделю, оглашение. В публичном зале общинного дома стороны в сопровождении свидетелей выслушивают от чиновника содержание документов, относящихся к заключению брака, после чего каждая из сторон громко произносит формулу: je déclare prendre (имя) en mariage, и вслед за этим чиновник объявляет их соединенными в браке. В 1800 г. органами регистрации сделаны были меры, и, наконец, в 1803 г., с обнародованием главы Code Civil об актах гражданского состояния, издан был действующий закон о Г. браке. Все отличие от закона 1792 г. состоит в том, что оглашение должно быть сделано дважды, хотя в исключительных случаях можно ограничиться одним; брак должен быть совершен в течение года со времени оглашения. Брак регистрируется в двух книгах, из которых одна хранится в общинном архиве, другая в архиве суда.

В Германии церковный брак установился не вследствие требований протестантской церкви, которая отвергала в браке характер таинства, а вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника как на своего представителя. В XVI веке церковный брак считался подтверждением брака, ужe установленного путем обручения; в XVII веке начинает пробиваться воззрение, что брак устанавливается самым актом церковного венчания, в XVIII веке появляется церковный брак в собственном смысле, и только в конце XVIII и начале XIX в. церковный брак получает во всей Германии значение обязательного учреждения. Французское владычество в прирейнских землях сопровождалось установлением обязательного Г. брака; в период до 1848 г. здесь обнаружилось законодательное течение против Г. брака, но в конце концов учреждение уцелело. В 1848 г. отделение церкви от государства, провозглашенное на франкфуртском национальном собрании, логически требовало установления обязательного Г. брака — и действительно, один из основных законов, вотированных собранием, гласил, что «гражданская сила брака зависит только от совершения гражданского акта; церковное венчание может следовать только за совершением гражданского акта; различие вероисповеданий не служит препятствием для Г. брака; книги гражданского состояния ведутся гражданскими чиновниками». Хотя этот закон и не получил действительной силы, тем не менее под его влиянием в некоторых частях Германии был введен Г. брак, то как обязательное учреждение (Франкфурт на Майне), то как факультативное (Ольденбург). В течение следующих двадцати пяти лет область действия Г. брака постепенно распространялась; наконец, закон 6 февраля 1875 г. «о засвидетельствовании гражданского состояния и о заключении брака» ввел с 1 января 1876 г. обязательный Г. брак во всей Германии. Чиновники, которым поручена регистрация, принадлежат к составу органов местного самоуправления и содержатся на общинные средства.

Католическая реакция упорно боролась против обязательного Г. брака в Бельгии в промежуток между 1814 и 1830 гг.; но учреждение это было окончательно утверждено законом 5 февраля 1831 г. В Италии Г. брак был введен вместе с французским кодексом в 1806 г., но отменен почти повсеместно после возвращения в 1814 году старых династий. Образование Итальянского королевства, сопровождавшееся изданием нового уложения в 1866 г., имело последствием восстановление обязательного Г. брака. В классической стране канонического права, в Испании, Г. брак был введен республикою как обязательное учреждение в 1870 г., но с правом предварительно венчаться в церкви; уже в 1875 г. Г. брак сделан был только факультативным, а затем и вовсе отменен. В Португалии кодекс 1868 г. установил две равноправные формы брака — Г. брак и церковный, причем первый допущен только для не-католиков. В Румынии кодекс 1864 г. заимствовал из франц. кодекса Г. брак, но оставил наравне обязательною с ним и церковную форму. В различных кантонах Швейцарии действовали различные системы до федерального закона 24 декабря 1874 г., которым с 1 января 1876 г. введен во всей стране обязательный Г. брак. В Австрии, где кодекс 1811 г. регулировал церковный брак как государственное учреждение, клерикальная реакция 1856 г. сумела поворотить законодательство к постановлениям Тридентского собора; но в 1868 г. введен был гражданский брак «по нужде» для лиц, которым было отказано в церковном венчании по причинам, неизвестным гражданскому кодексу, а затем в 1870 г. — обязательный Г. брак перед общинными властями для диссидентов, т. е. для лиц, не принадлежащих ни к одному из признаваемых государством культов; это дало возможность обходить закон, воспрещающий смешанные браки между христианами и нехристианами, так как последние стали объявлять себя не принадлежащими ни к какой вере (confessionslos). Проект введения обязательного гражданского брака (1874) не имел успеха. — Такой же Г. брак для лиц, стоящих вне господствующей церкви и других признанных культов, введен в 1873 году в Швеции. В Норвегии еще в 1845 г. лица нелютеранского исповедания получили возможность заключать браки у нотариусов. В С.-А. С. Шт. продолжает действовать старое английское и шотландское право, признающее установление брака путем бесформенного соглашения, даже без свидетелей; этому приписываются частые случаи двоеженства и других злоупотреблений, хотя, с другой стороны, эта система делает почти невозможным конкубинат. Но затем Штаты знают и церковный брак, и формальный Г. брак перед мировыми судьями, перед членами высшего суда, перед магистратом. В некоторых штатах, где с самого начала обитало смешанное население, не принадлежавшее поголовно к англиканской церкви, или где сразу оказался недостаток в священниках (Кентукки, Массачусетс), сперва был введен обязательный Г. брак и уже позднее явился факультативный церковный брак.

В России законом 19 апр. 1874 года введена светская регистрация раскольничьих браков. Браки раскольников приобретают силу и последствия законного брака через записание в метрические книги, ведение которых возложено на органы полиции, а именно, с 1889 г. в столицах — на участковых приставов, в городах и уездах — на исправников, в больших городах — на полицеймейстеров (ст. 1093 и прил. IX т. Св. Зак. по прод. 1890 г.). Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить об этом местное полицейское управление или волостное управление, которое обязано составить особое объявление и выставить его на семь дней на видном месте, после чего, если ниоткуда не последовало заявлений о препятствиях к записи (препятствия же эти те же, что и для православных), выдается свидетельство о том, что объявление было сделано. С этим свидетельством оба супруга в сопровождении поручителей должны явиться в полицейское управление, где от них отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам или обрядам другой церкви, после чего брак записывается в книгу. Отказ в записи может быть обжалован по принадлежности губернскому правлению или градоначальнику, а затем первому департаменту правительствующего сената. В случае отмены определения полиции брак считается законным не со дня записи, а со времени первоначального заявления. Несоблюдение при записи установленых правил не делает брак недействительным (ст. 78 1 ч. Х т. Св. Зак.). — Закон 1874 г. касается только раскольников, но оставляет по-прежнему нерегулированными браки многих миллионов русских сектантов. Впрочем, и раскольники почти не прибегают к полицейской регистрации своих браков.

Литер.: E. Friedberg, «D. Recht der Eheschliessung in s. geschichtl. Entwickl.», 1864); его же, «Verlobung und Trauung» (1876); его же, «Die Geschichte der Civilehe»; Sincholle, «Le mariage civil et le mariage religieux» (1876); Glasson, «Le mariage civil et le divorce» (1880); H. C. Суворов, «О Гражданском браке» (1887).

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • гражданская форма брака в англии была признана
  • гражданская процессуальная форма характеризуется нормативностью универсальностью