Гражданский брак отношение церкви

Гражданский брак: что говорит Церковь?

Гражданский брак, не венчаны. Муж умер. Мы супруги перед Богом?

Почему Церковь считает, что гражданский брак — это блуд?

Можно ли причащаться тем, кто живет в гражданском браке?

Почему «гражданский брак» — не брак?

Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Для начала нужно разобраться в терминологии. «Гражданский брак» с точки зрения законодательства — это союз мужчины и женщины, оформленный в органах государственной власти без участия Церкви. А в народном сознании понятие «гражданский брак» чаще всего означает сожительство, никакими документами не подтвержденное.

Церковь признает официально заключенный брак, но не одобряет интимные взаимоотношения без регистрации.

Церковным браком называется брак венчанный. Венчание — это Таинство, во время которого муж и жена становятся, как сказано в Евангелии, «одной плотью», то есть едины. Согласно утвержденному Архиерейским Собором РПЦ документу «О канонических аспектах церковного брака» кроме особых случаев заключить брак перед Богом могут только официально расписанные супруги.

Церковь призывает верующих венчаться. При этом с пониманием и уважением относится и к тем семьям, которые пока еще далеки от религиозной жизни, но, как заповедал Христос, также хранят верность друг другу и берегут свой законный брак.

Распространено мнение, что пары, которые без похода в ЗАГС по много лет живут вместе, ведут совместный быт, рожают и воспитывают детей, ничем не отличаются от зарегистрированных. Почему же Церковь называет такие союзы блудом?

С давних времен мужчина и женщина свое обоюдное и осознанное желание идти по жизни рука об руку должны были подтвердить перед обществом. В древности свидетелями становились члены общины. До революции юридической силой обладал брак, заключенный в Церкви при поручителях. В современном мире в этой роли выступает государство. Таким образом будущие супруги перед третьими лицами демонстрируют, что понимают и принимают во всей полноте ответственность за свое решение и свою дальнейшую совместную жизнь.

Если люди не хотят заключать брак официально, нужно задуматься — в чем причина? Не в том ли, что они не готовы брать на себя ответственность? А как, если не блудом, можно назвать интимные отношения между мужчиной и женщиной без каких бы то ни было обязательств? Если люди так долго вместе и не собираются расходиться, то что изменят две подписи? Или люди отказываются ставить их, все же оставляя себе тем самым возможность уйти?

Конечно, ни свидетельство из ЗАГСа, ни венчание не могут быть гарантией счастливой семейной жизни. Создавать атмосферу в доме, укреплять отношения, учиться доверять и заботиться друг о друге муж и жена могут только сами. Подтверждением готовности к этому и становится официальное вступление в брак.

Гражданский брак, не венчаны. Муж умер. Мы супруги перед Богом?

girl 1246525 1920

Почему Церковь считает, что гражданский брак — это блуд?

14213289308 4ac535a31c h e1439795569491

Далекие от веры люди удивляются: разве штамп в паспорте может повлиять на отношения? Но нужно понимать, что Церковь, давая человеку выбор и свободу, не может и не должна отказываться от правил и традиций в угоду каждому недовольному. Читать далее

Можно ли причащаться тем, кто живет в гражданском браке?

Prichastie

Супругам, живущим в зарегистрированном браке, причащаться можно. А вот люди, живущие в сожительстве, к Таинству обычно не допускаются. В исключительных случаях Церковь со снисхождением относится к верующим, желающим приступить к Чаше, но не состоящим в официальном браке. Такие вопросы рассматриваются в индивидуальном порядке на исповеди. Читать далее

Почему «гражданский брак» — не брак?

photo 2020 01 31 16.47.10

Разночтения по поводу выражения «гражданский брак» имеют исторические предпосылки. Но сегодня, в современном мире, верующему человеку нужно понимать разницу, что есть законный брак, а что — просто распущенность.Читать далее

Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?

2385123159 7c437dc649 o e1520255947697

Еще один частый вопрос людей, далеких от Церкви, разве может любовь быть грехом? И если телесная близость сама по себе не греховна, то почему, чтобы вступать в нее, нужна поставленная в ЗАГСе печать? В светском обществе принятые у верующих моральные нормы часто вызывают недоумение. И не всегда христианин сразу находит подходящий ответ. Читать далее

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак

13199836125 419eedd00c b e1513250671556

Вокруг церковных представлений о браке появилось немало мифов. Ждут ли страдания детей невенчанных родителей? Верующим нужно обязательно быть многодетными? Можно ли христианам разводиться? Читать далее

Источник

Почему «гражданский брак» — не брак?

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Гражданский брак ныне довольно часто упоминается разными людьми; иные говорят, что это солнечное проявление свободы, более осторожные — что молодым людям нужно-де проверить свои чувства; несогласные печально констатируют, что как-то это нехорошо (о более эмоциональных выражениях несогласия и недовольства умолчим). Правда, ни те, ни другие не задумываются особенно, о чем же идет речь: сторонники имеют в виду нечто прекрасное, противники — гадость вообще. И еще менее задумываются люди о том, почему они это таким образом называют. Попробуем хоть немного уяснить себе, что же здесь называется браком и что — гражданственностью.

В Российской империи существовал единственный способ зафиксировать брак: религиозный обряд, имевший тот или иной характер в зависимости от религии брачущихся. Гражданской регистрации попросту не существовало.

Но, как всегда и везде, были люди, не желавшие по тем или иным (как правило, неуважительным) причинам связывать себя брачными узами или при всем желании не имеющие такой возможности, — а кроме различия вероисповеданий, при нежелании этим хоть в какой-то мере поступиться, есть еще и церковные правила, запрещающие, в частности, родственные браки (считается и духовное родство) и возбраняющие брак после развода его виновникам. Почему эти люди называли свое сожительство гражданским браком — уже тогда было не очень понятно; что-то тут такое просвечивает вроде того, что гражданам следует быть вне религии, а отсюда можно плавно перейти к тому, что верующие — плохие граждане и, следовательно, гражданских прав иметь не должны. В дальнейшем это понимание закрепилось в акте лишения гражданских прав духовенства, в запрете голосовать на выборах, в невероятном налоге. Бессмыслица «новой жизни» здесь, кстати, проявилась и в том, что уничтожаемое духовенство называли лицами свободной (!) профессии.

…Вообще-то у монархии бывают подданные, и вплоть до недавнего времени принадлежность человека к населению той или иной страны (в том числе и республик) называлась подданством. Оно, конечно, если это понятие представляется унизительным, то можно и гражданином называться; беда в том, что это название, употребляемое всерьез, обязывает.

И в самом деле, что связывается со словом гражданский? Изначально и по существу — ответственная позиция человека в обществе. Некрасов, например, писал:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

А между тем никак не зафиксированное сожительство именно потому не имеет права называться гражданским, что характеризуется прежде всего полной безответственностью, бесправием сторон в результате выхода из сферы закона. Опять-таки восстать против неправедных законов интересно, но можно вспомнить слова Томаса Мора, канцлера Англии при взбалмошном Генрихе VIII и страдальца за Церковь, прозвучавшие в хорошей пьесе: «У нас в Англии слишком много законов, и большинство из них несправедливы, но жить без них нельзя, потому что они ограждают нас от дьявола». Пылкий молодой собеседник восклицает: «А я, чтобы изгнать дьявола, готов сокрушить все законы и гнаться за ним без устали». И слышит ответ: «А если он обернется и начнет преследовать Вас, где Вы укроетесь?»

Злодейства старого мира

Не будем говорить о том, что сожительство, именуемое «гражданским браком», позволяет тому, кто передумал, бросить на произвол судьбы того, кто доверился, — и причем как правило в тяжелое время; здесь всегда найдутся желающие позлорадствовать. Подумаем о детях: ведь незаконнорожденные в Российской империи были лишены прав; более того, в свое время дети крепостных женщин от любого знатного отца записывались в крепостные. Конечно, иные «благородные отцы» отпускали мать на волю, давали детям фамилию (не свою!), снабжали деньгами… Почитайте «Подросток» Достоевского — очень ли это утешало? А когда «просто» принадлежность к разным конфессиям не позволила повенчаться, дворянин Яковлев дал своему сыну от лютеранки фамилию Герцен, что примерно значит «сын сердца». Тот был даже состоятельным человеком, но вот счастливым не был.

Разумеется, можно долго и звучно проклинать законы и общество, но ведь детям-то жить в этом обществе и под этими законами… Кстати сказать, кроме действительно тяжко звучащего слова «незаконнорожденный» для детей «свободных» родителей существует определение внебрачный, что показывает, что при «гражданском браке» о собственно браке речь не идет и что сочетание этих слов применительно к данному явлению вполне бессмысленно.

Только не нужно думать, что простой народ был нравственен, а «не простой» — не слишком. Увы, грехи людские одинаковы при любом социальном положении. Скорее у людей немудреных и отношение к «гражданскому браку» было попроще: грех, бес попутал, стыдобушка… И когда Лесков упоминает о том, что некоторые из «новых людей» со временем венчались, чтоб кухарка уважала, он вовсе не утверждает, что кухарочье сословие отличалось блеском добродетелей и являло собой образ праведности — кухарки не хуже и не лучше других, — но живое понятие о стыде, о том, чего следует стыдиться, а не выставлять напоказ, у них, как правило, присутствовало. И выражения «законный брак», «законные супруги», вполне простонародные по области употребления, свидетельствуют и о том, что в этих кругах бытовали и были известны другие формы сожительства, и о том, что брак был признаком порядочности, повышал социальное положение.

Так, может быть, все-таки умудренно кивнем и скажем, что образованное общество безнравственнее необразованного? Да ничего подобного; ведь и образованные люди вступали в законный брак и в мире и любви проживали в нем всю жизнь, и среди необразованных были такие бесстыдники, что только заохаешь. Дело скорее в том, что как образованное, так и необразованное молчаливое большинство придерживалось нормальных традиционных взглядов на брак, а шумное меньшинство громогласно эти взгляды отрицало. А среди «простого» народа шуму поначалу было поменьше. Касательно шума, поднимаемого передовыми гражданами, Достоевский в «Бесах» в гениальной пародии на агитационный стишок пишет, что прогресс призван-де уничтожить церкви, браки и семейства — мира старого злодейства. Здесь даже и не ужаснешься: смешно и глупо. Однако каков набор!

А «общее мнение» сходилось на том, что жить «просто так» вообще нехорошо, но так уж всегда получается, что с наибольшей свирепостью оно обрушивалось не на мужчин, которым как-никак в большинстве случаев принадлежала инициатива (пресловутую Елену из «Накануне» оставим на совести Тургенева), а на более слабых женщин и на совершенно беззащитных и ни в чем не повинных детей. Я не даю этому оценки, не берусь рассуждать, насколько это нравственно (в другой системе понятий — «убого»), а просто констатирую реальное положение вещей, которое мало меняется в разные века и на разных континентах: хотите бросать вызов обществу — дело ваше, но оно ведь может этот вызов и принять… И в таком случае христианское делание состоит в умягчении нравов, но апеллирует оно не к вседозволенности, а к милости и прощению заблудших.

Акты гражданского состояния

С появлением внерелигиозной фиксации брака отпали (для неверующих) церковные запреты; появились бюро записи актов гражданского состояния (а кто теперь помнит, что именно таково значение слова «загс»!). К гражданским состояниям были отнесены рождения, смерти и браки; примечательно здесь даже не то, что государство приняло на себя выражение функции Бога, Который только и волен в рождениях и кончинах, и снизило их до уровня «гражданского состояния», а признание такого статуса брака, который законодательно включает его в бытийную канву человеческой жизни. Казалось бы, вот он, наконец, вожделенный гражданский брак, тем более что и «записаться» легко, и развестись еще легче. Так что будьте добры, граждане и гражданки, проявляйте свою сознательность. Ан нет, нашлись такие сторонники свободы, которым и загсовская бумажка казалась тягостными узами. Другие же бумажкой не стеснялись и женились/разводились сколько душе угодно. Алиментов научились избегать разными позорными способами, от клеветы перед судом на любимую женщину и отречения от родного дитяти до нахождения мизернейшей официальной зарплаты, чтоб ничего не доставалось бывшему и постылому семейству.

Однако великий и могучий русский язык не дремал, и зарегистрированный брак стал именоваться в свою очередь законным, хотя и был по большей части невенчанным. Это словоупотребление трогательно свидетельствует о стремлении людей в любых условиях упорядочить жизнь. Я не склонна считать, что при советской власти был порядок и процветала нравственность; я выросла в трущобном районе московского центра, в очень благоприличной семье, но чего только не было у нас в школе и в семьях моих соучеников! Дерзну, однако, сказать, что каждый человек изначально и в глубине души склонен к миру и порядку. Но сильны искушения падшего мира, и некоторые люди по причинам, о которых сейчас рассуждать не время, становятся активными проводниками зла. А молчаливое большинство или эти течения игнорирует, или робко вторит и даже научается. О чем ниже.

Между тем, как уже было сказано, именно при советской власти обрело смысл словосочетание гражданский брак, и ничего другого, то есть церковного освящения брачного союза, власть не признавала. Верующие люди тем не менее венчались, и нередко тайно, поскольку священники были обязаны оповещать власти о венчаниях, а это в большинстве случаев было, мягко говоря, неуместно. Насколько я знаю, венчающимся и в голову не приходило, что можно венчаться, но не регистрировать брак. Таким образом в очень узком кругу брак фиксировался по общепринятой в христианской Европе модели: венчание и регистрация. Собственно, такой брак может называться браком перед Богом и людьми в полном смысле.

Эпидемия продолжается

Наконец, настали новые времена, и Церковь обрела присущие ей права. Правда, в отношении фиксации брака имущественно-юридические права требуют официальной регистрации; как уже было сказано, это нормальная европейская модель. Казалось бы, все встало на свои места: веруешь — венчайся и регистрируйся, нет — твое дело, зарегистрируй брак светским образом.

Известно, что стакан с водой можно видеть и полупустым, и полуполным. Несколько лет назад образованная дама в культурном журнале сетовала на то, что плохо у нас приживается психоанализ, и употребила таковые слова: «Тысячелетие Православия не прошло даром. Русские девушки целомудренны и не желают публично выворачивать темные стороны души». Сочувствовать этим дамским скорбям мы не будем, а скажем в свою очередь, что и безбожное семидесятилетие не прошло даром, отразившись пагубным образом на самом понятии семьи. Возможно, нам далеко до предельной (или беспредельной? слишком уж выразительным стал язык) распущенности, но нечто на пути к ней достигнуто (подробности опускаются). Если не говорить о церковном народе, то непонятно, заключаются ли сейчас браки, зафиксированные на юридическом уровне (то есть на самом деле гражданские) без предшествующего «свободного» сожительства, по невнятным причинам и называемого гражданским браком. Самое печальное, что эти слова употребляются по данному поводу и священниками, причем естественно, что употребляются в осудительном смысле, но при этом получается, что батюшки осуждают гражданскую регистрацию (без которой сами же и не венчают). Действительно, бессмыслица, далеко зашедший абсурд!

Не менее печально, что эпидемии псевдогражданского лжебрака подпадают и люди вполне в годах и даже близко к пятидесяти. Им-то что проверять? Самое оригинальное оправдание такого беззаконного состояния, которое я слышала, было: «Он инославный, с ним венчаться нельзя». Спрашиваю: «А что, регистрироваться тоже нельзя?». Дальше по Шекспиру: тишина. Но еще гораздо печальнее то, что вполне порядочные люди старшего поколения оправдывают своих разудалых потомков, смиренно приговаривая, что-де мол нынче по-другому нельзя и что все так делают.

Впрочем, почему бы им этого и не делать? Один современный журналист употребляет в подобных случаях старое присловье: отчего не воровать, когда некому унять? И ведь действительно, и родители боятся слово поперек молвить, и даже священники употребляют стыдливую и неточную замену огненного слова блуд.

Выше я уже говорила, что не верю в то, что порча нравов имеет сиюминутный характер и занесена с гнилого Запада. В конце концов, грехопадение не на Западе произошло. Страшно сказать, но борьба человека с силами тьмы (и в том числе с блудным бесом) стала немодной (в том числе и в России) уже более века назад. Происходит просто какой-то шантаж: молодые боятся быть немодными, которые постарше — тем более, а то как бы кто не догадался, что они люди на возрасте, родители взрослых детей пуще всего страшатся оказаться носителями пережитков и тем самым утратить надежду на взаимопонимание. А светские СМИ тоже соучаствуют: сообщения о «великосветских» свадьбах почти всегда включают информацию о том, на каком месяце беременности пребывает нежная невеста (вариант: какое количество детей счастливой «звездной» пары сопровождает церемонию). А что же общественное мнение? — А оно совершенно задавлено обстоятельствами и никак себя не проявляет; экстремистские гневные всплески не считаются, поскольку нравов отнюдь не исправляют.

Среди в какой-то мере совестливых людей быстро вышло из употребления словечко «бойфренд»; стали уклончиво говорить «жених». И снова бессмыслица: говорит человек, что его дочь отселилась и живет с женихом. На замечание, что с женихом не живут, а венчаются, печально отвечает, что-де, мол, он уговаривал, а «жених» и «невеста» — ни в какую. На попытку уточнить, что тогда не с женихом, а с любовником, ужасается: «Зачем же так грубо?».

Все это в терминах римского права можно назвать конкубинатом (сожительством), а в терминах этнографии — промискуитетом (неупорядоченное половое общение, которое этнографы приписывали архаичным обычаям и которого у соответствующих племен на самом деле нет, хотя не всегда бывает и строгое единобрачие); выше упоминалось, как это называется на языке Церкви. Конечно, сторонники сразу же начнут энергично возражать: при чем тут промискуитет, а может, у них великая любовь, не терпящая бюрократического вмешательства? Может быть, и великая, может быть, и всепобеждающая страсть, но надолго ли? В самом слове проверка есть что-то от эксперимента, а эксперимент считается доказательным только в том случае, если он при множественном повторении дает тот же результат. А вообще-то международным пактом эксперименты на людях запрещены. И без них понятно, что свободной любви навсегда не бывает. Ромео и Джульетта сначала обвенчались, а потом соединились в жизни и в смерти. А самое печальное, что вся эта чехарда великих любвей происходит на глазах у детей, для которых мама и папа — величины не постоянные, символизирующие опору в жизни, а переменные. И находятся взрослые, которые с умудренным видом говорят, что дети мол такие пошли, что им это нипочем, а если они шарахаются, то даже полезно ввести их «в курс дела», чтобы не выделялись в продвинутом обществе. И все это ложь. Допустим, дети проявляют цинизм, — они ли в этом виноваты? А что, если они иного в жизни просто не видели? Это не они родились растленными (каждое человеческое существо есть образ и подобие Божие), это их растлили с младенчества. Мало найдется грехов тяжелее и горше этого.

Зададимся извечным вопросом: что же нам, православным христианам, делать? Прежде всего не доверять лживым словесам и ни на чем не основанным обобщениям и умозаключениям. Никак не оформленное сожительство мужчины и женщины — грех, распущенность, безответственность, а вовсе не «гражданский брак». Очень важно в этом случае, как и во многих других, не бояться называть вещи своими именами (избегая сквернословия). Никаких причин для отмены единобрачия нет и не будет, равно как нет и не будет оснований для того, чтобы объявлять христианскую мораль устаревшей. Метастазам порока нужно противостоять в своей семье, в своем окружении, а для этого потребны теплая вера, ясные христианские убеждения и взывание к помощи Божией, дабы идти тем путем, который предназначил для нас Он, желая приблизить нас к Себе.

Устраивать митинги необязательно. Декларировать свою добродетель — тоже, ибо добродетель вещь целомудренная и не терпит болтовни. Но как Христос непрестанно стучится в наши двери и сердца (ср. Откр 3:20), так и нам следует собственной жизнью свидетельствовать правоту Благой Вести о сущности и предназначении человека.

Источник

Гражданский брак или блудное сожительство?

О.Александр: Когда на сайте поместили сообщение, что будет проведена эта беседа, несколько человек прислали свои вопросы. Вот вопрос, который прозвучал первым:

Как православные могут говорить с неверующими о грехе блуда?

Если отвечать в двух словах, то, прежде всего, надо стараться говорить на общепринятом языке, поскольку для неверующих цитаты из Священного Писания малоавторитетны. Я стараюсь опираться на классику – с Пушкиным или Шекспиром уже труднее полемизировать. Тон должен быть доброжелательным, искренним, открытым, нельзя вещать, как будто ты – истина в последней инстанции. Конечно, нужно уважать своего оппонента.

Почему гражданский брак, т.е. блудное сожительство, является грехом?

Прежде всего, отметим, что в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

У каждой семьи совершенно особая внутренняя атмосфера, и это уже единство. Люди верующие получают благословение Церкви на свою семейную жизнь как некий дополнительный дар, и поэтому семья православная отличается от обыкновенной семьи тем, что ей больше дано. А кому больше дано, с того больше и спрашивается. Еще раз необходимо подчеркнуть, что люди, вступившие в брак по законам общества и зарегистрировавшие свои отношения в Загсе – для Церкви полноценная семья, которая вызывает уважение. Такие супруги могут причащаться в храме. А если они только начинают церковную жизнь, им просто нужно дать время, чтобы они поняли, что для дальнейшего духовного роста им необходимо получить еще и церковное благословение.

Гражданский брак в современном понимании этого слова – именно блудное сожительство. Многие считают, что можно так жить, считают это допустимым и спрашивают, почему это плохо. Священник – это практик, ему очень часто приходится иметь дело с негативными последствиями такого образа жизни. В храм часто приходят люди, которые так или иначе от этого пострадали, или, нетрудно предположить, скоро пострадают, что, к сожалению, очень часто случается. Что можно сказать?

Господь создал женский пол прекрасным, женская красота – это объективная реальность, утверждать противоположное было бы просто ханжеством. Мужчины и женщины друг другу привлекательны, особенно молодые, это тоже факт. Теперь рассмотрим, как к этим фактам должны относиться люди – молодые и немолодые, как девушки должны относиться к своей красоте, как юноши должны относиться к женской красоте, и какие принципы в отношения в связи с этим нужно закладывать.

Женскому полу в большей степени, чем мужскому, свойствена удивительная, благодатная и прекрасная добродетель целомудрия. Это можно попытаться продемонстрировать такой цепочкой рассуждений: представим себе, что все тут сидящие обзавелись семьями, и у них родилась, допустим, девочка, вот прошло 15-17 лет, и вдруг эта дочка-красавица с кем-то спуталась. Поднимите, пожалуйста, руку, кому будет все равно. Никто руку не поднимает. Значит больно будет родителям оступившейся девушки.

Иногда слышишь такой ответ: «Они же друг друга любят!» Замечательно, очень хорошо! Но при чем здесь постельные отношения? Если ты любишь, докажи, что действительно любишь. Что готов не просто пользоваться «любимым» человеком, но и взять на себя ответственность за него.

Многие в таких случаях жалуются, что у них нет денег и нет жилья. Хорошо, получай профессию, научись зарабатывать деньги, приобретай жилище и женись. «Ах, мы не можем дождаться!»

Ну, хорошо, «с милым рай в шалаше» — женись, снимай жилье, претерпевай трудности, как многие наши бабушки и дедушки. Вот, я, например, родился пятым в семье, мы жили в коммунальной квартире в одной комнате, было нелегко, и все выросли и получили образование. Сейчас жизнь вновь становится трудной, страна нищает, но если наши бабушки и дедушки жили в трудных условиях, почему сейчас молодые не могут жить?

Все дело в том, что наше поколение несравненно более расслабленное, привыкшее к удобству и комфорту, чем те люди, которые жили до нас. Им пришлось пережить труднейшие испытания и лишения. Например, когда моя мама была во время войны в Казани, ей выдали кубометр дров на месяц. Она, человек городской, московский, не рассчитала, этот кубометр истопила за две-три недели и осталась без топлива, а зима 1941-года была суровая. Конечно, она попросила о помощи, с ней поделились, и потом она научилась экономно расходовать дрова.

А если вспомнить блокадный Ленинград? Голод, нет ни воды, ни электричества, чтобы согреться, люди жгли мебель, ходили на Неву за водой, хлеб выдавали по карточкам, которые не всегда можно было отоварить, везде выстаивая огромные очереди. И все же люди жили, и очень интенсивной жизнью, и многие из ушедшего поколения вспоминали это время как свои лучшие годы. Может быть, вы видели фотографии – симфонический оркестр зимой в блокаду дает концерт. И зрители, и музыканты в шубах… Люди не сгибались, не ломались при тех нечеловеческих испытаниях, которые им пришлось пережить.

А сейчас все изнежены. Да, мы в таких условиях не жили, но одно дело – не жить в таких условиях, а другое дело – ставить в принцип: трудности переносить не хотим, а удовольствия получать хотим. Если вы друг друга любите, продемонстрируйте, что, создав семью, вы готовы на лишения – это вызовет только глубокое уважение. А если вы такие несчастные, бедные, многого не умеете, многому не научены, но действуете по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно»– это уважения не вызывает. Тогда и возникают трагические ситуации.

Вот, например, приходят ко мне девушка с молодым человеком. Она совсем молоденькая, он на десять лет ее постарше. Сияет вся, влюблена по уши.

– Вот я с ним живу.
– Ты его любишь? Он тебя любит? Отлично, я вас поздравляю, – говорю я.
Что здесь доказывать? Мораль читать какую-то бесполезно.
– А что же не женитесь?
Ей приходится обороняться:
– Ну, понимаете, мы друг друга должны узнать.
– И что же, до сих пор еще не узнали?
– Но ведь жизнь такая сложная…
– Я понимаю, что жизнь сложная.
– Но ведь быт…
– А семья и создается, чтобы этот быт преодолевать.
– Вот, я учиться должна…
– Ну, в данном случае ты или доучишься или не доучишься. Если хочешь семью создавать, надо же чем-то жертвовать. Ну, зови своего молодого человека.
Подходит. Задаю тот же вопрос:
– Вы друг друга любите? Почему не женитесь?
И вот он говорит те же слова, вернее, она тогда говорила его словами, так как очевидно, что девушке эти эксперименты не нужны:
– Вот, трудности… Мы должны друг друга узнать, испытать…
– Замечательно, вот ты какой естествоиспытатель. Если твой эксперимент даст положительный результат – хорошо. А если отрицательный? Смотри, какая она сейчас счастливая, влюбленная, а если ты ее отвергнешь, что будет с ней?
– Ну, уж, батюшка, Вы и скажете! Я ее не брошу, конечно, но раньше, чем через два года, я не женюсь. Должен же я знать, как она суп готовит!

Стало понятно, что дальше продолжать разговор бесполезно. Как и нетрудно было предположить, прожили они года полтора и расстались. Факт остается фактом – на таком фундаменте семью создать нельзя. Такое отношение приводит к нравственной деградации, потому что девушки и молодые люди теряют благодатный дар, который дан каждому человеку от природы – целомудрие, чистоту души.

Я начал с того, что всем нам больно, когда воображаемая не родившаяся дочка собьется с пути. Что же говорить о подлинных драматических ситуациях. Ведь блуд и происходит от слова «блуждать», «заблуждаться», когда люди полагают, что так жить можно, а на самом деле – нельзя. И уже после нескольких таких экспериментов теряется здравое отношение к себе, появляются комплексы неполноценности.

После таких неудач – попробуй докажи девушке, что можно создать большую, крепкую семью. Как убедить, что не надо бояться остаться вдруг одной и воспитывать троих – четверых детей без поддержки мужа и отца. Значит, нет уже той уверенности, что найдется такой человек, на которого можно было бы абсолютно положиться. Поэтому и больших семей нет, семьи маленькие или вообще бездетные. И для мужчин это не менее разрушительно. Один пример я привел – можно другой привести. Ситуация повторяется. Вот молодой человек говорит, что он свою подругу обидел. У них «гражданский брак». Я задаю те же вопросы:

– Любите друг друга? Почему не женитесь? Люди не ожидают такого поворота беседы, уходят в сторону:
– Ну, понимаете, трудно…
– Может, вам жить негде?
– Да нет, у меня квартира есть, но ее нужно ремонтировать.
– Неужели нельзя пожениться и вместе квартиру отремонтировать? Ведь это еще и лучше – вместе обустраивать свое гнездо.
– А как же свадьбу закатить?
– Сделайте все скромно.
– Ну, понимаете…

Нет, понять этого нельзя.

Сейчас в мире и в стране идет полное разложение нравов. Людей, которые могут принимать ответственные, рискованные решения, практически нет. Зато господствует малодушие. И вот этому пример.

grazhd 2

Вот потому и правители у нас такие, и бедствует наша страна, потому что у нас такие мужики, как «дядя Петя». А совсем недавно они были другими. Ломоносов, например, сам из крестьян, простой паренек, но когда его задирали придворные «шестерки» во дворце, говорил им: «Я холопом не буду даже у Господа Бога». Он был глубоко верующим человеком, это, конечно, гипербола. Раб Божий – да, все, что Господу нужно, он отдаст, но унижать себя он не позволит никому. Сам он, конечно, твердо знал, что Господь никого не унижает. Ломоносов здесь выразил очень глубокую мысль. Такими людьми, как Ломоносов, манипулировать нельзя, но на Руси они перевелись.

Еще один пример. Начало XVIII века. Северная война. Русские войска под командованием подполковника князя Михаила Михайловича Голицына, в будущем генерал-фельмаршала, штурмовали шведскую крепость Нотебург. Осада была жестокой и упорной. Три наших штурма были отбиты и войска понесли громадные потери. «Петр Великий прислал нарочного к князю Голицыну с приказанием отступить.

— Скажи Государю, — ответствовал посланному неустрашимый полководец, — что я теперь принадлежу Одному Богу!

Произнеся слова эти, он повел войска на приступ и овладел городом. Награды, полученные Голицыным соответствовали знаменитому его подвигу: Государь пожаловал ему золотую медаль, три тысячи рублей, триста девяносто четыре двора крестьянских в Козельском уезде и почетное звание Полковника Лейб-Гвардии Семеновского полка».

А у нас сейчас, если человек проявляет инициативу, говорят: не высовывайся. Тебе больше всех нужно? Что ты лезешь не в свое дело? Вот какая у нас психология. И самое страшное, что сама среда начнет такого человека душить, и не только начальство, но и окружающие: получил – и правильно, не высовывайся! Какое там говорить, что человек волю Божию чувствует! Вот князь Голицын проявил на деле, что значит «кесарево – кесарю, а Божие – Богу». Кесарево – то, что кесарю полагается, не более того. Есть вещи поважнее кесаря.

У нас за последние годы изменилась психология. В революцию были уничтожены два аристократических класса: собственно аристократия и крестьянство, которые являются аристократами по духу, по культуре, образованию и воспитанию. И осталась только серая масса, которая подчиняется чему и кому угодно. Князь Голицын царю Петру не подчинился, а наша серая масса подчиняется Чубайсу, и при этом себя оправдывает: ну как же, начальник ведь! А начальник – Божий слуга, как же не подчиниться… Господь далеко, а кесарь близко, не послушаешься – получишь! Такая бездуховность приводит народ к нравственному вырождению.

Вспомним незаслуженно малоизвестного поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Он как раз из тех людей, которые голос своей совести ставили на первое место, и совесть его была чиста. Глубоко верующий человек, вельможа, граф, приближенный друг Государя Александра II, он занимал важный пост. У него было имение в Калужской губернии, неподалеку от Оптиной пустыни, и оптинские старцы с удивлением отмечали, что в Оптину он ходил пешком, как простой смиренный богомолец, а не в коляске, как вельможа. У него есть замечательная баллада, которая, как любое литературное произведение, носит отпечаток души своего автора. Это баллада на исторические события, называется она «Песнь о Гаральде и Ярославне». Гаральд – будущий норвежский конунг, король Норвегии, гонимый, так как там тогда шла междоусобная война. Он вынужден был бежать из Норвегии и жил в Киеве. И вот он полюбил Ярославну – дочь Ярослава Мудрого. Начинается песнь так:

1 Гаральд в боевое садится седло, Покинул он Киев державный, Вздыхает дорогою он тяжело: «Звезда ты моя, Ярославна!
2 Надежд навсегда миновала пора, Твой слышал, княжна, приговор я, Узнают же вес моего топора От края до края поморья!»
3 И Русь оставляет Гаральд за собой, Плывет он размыкивать горе Туда, где арабы с норманнами бой Ведут на земле и на море.
3 В Мессине он им показал свой напор, Он рубит их в битве неравной И громко взывает, подъемля топор: «Звезда ты моя, Ярославна!»
5 Дает себя знать он и грекам в бою, И Генуи выходцам вольным, Он на море бьется, ладья о ладью, Но мысль его в Киеве стольном.
6 Летает он по морю сизым орлом, Он чайкою в бурях пирует, Трещат корабли под его топором — По Киеву сердце тоскует.
7 Веселая то для дружины пора, Гаральдовой славе нет равной — Но в мысли спокойные воды Днепра, Но в сердце княжна Ярославна.
8 Нет, видно ему не забыть уж о ней, Не вымучить счастья иного — И круто он бег повернул кораблей И к северу гонит их снова.
9 Он на берег вышел, он сел на коня, Он в зелени едет дубравной — «Полюбишь ли, девица, ныне меня, Звезда ты моя, Ярославна?»
10 И в Киев он стольный въезжает, крестясь; Там, гостя радушно встречая, Выходит из терема ласковый князь, А с ним и княжна молодая.
11 «Здорово, Гаральд! Расскажи, из какой На Русь воротился ты дали? Замешкался долго в земле ты чужой, Давно мы тебя не видали!»
12 «Я, княже, уехал, любви не стяжав, Уехал безвестный и бедный; Но ныне к тебе, государь Ярослав, Вернулся я в славе победной!
13 Я город Мессину в разор разорил, Разграбил поморье Царьграда, Ладьи жемчугом по края нагрузил, А тканей — и мерить не надо!
14 Ко древним Афинам, как ворон, молва Неслась пред ладьями моими, На мраморной лапе пирейского льва Мечом я насек мое имя!
15 Прибрежья, где черный мой стяг прошумел, Сикилия, Понт и Эллада Вовек не забудут Гаральдовых дел, Набегов Гаральда Гардрада!
16 Как вихорь обмел я окрайны морей, Нигде моей славе нет равной — Согласна ли ныне назваться моей, Звезда ты моя, Ярославна?»

Вот когда Гаральд приехал в «славе победной», тогда княжна ему не отказала.

Продемонстрировал, на что он способен. Современная же культура прививает совершенно противоположные идеалы. Недавно мне довелось быть на концерте, посвященном дню милиции. Один певец на смеси французского с нижегородским, исполнял песенку следующего содержания: «Ах, sherie, как горько сидеть у закрытой двери, но я сижу, но я стучусь, но я стучу, но я достучусь». «Сидит бедный и стучит, ну как не пожалеть, если он, несчастный, плачет».

Вот такая психология у нас, и думается, что, мягко говоря, неблагородно на таких принципах начать строить свою жизнь. Это приведет в скором времени к национальной катастрофе. Сейчас уже страна под угрозой исчезновения. Вы помните, в 80-х годах еще при советской власти была серия тяжелых катастроф, — и Чернобыль, и Спитак, корабль «Нахимов» затонул, на Волге теплоход на мост налетел. Тогда уже я совершенно отчетливо понимал, что это какие-то грозные знаки, но так не хотелось верить, что будет что-то плохое. То, что случилось в Юго-Восточной Азии – это ведь явные грозные знаки гнева Божия, обращенные к народам всего мира, ко всему человечеству. В Писании об этом говорится, и вот происходят эти катастрофы, совершенно неожиданные – погибают в мирное время сотни тысяч людей. Если не изменится отношение людей к жизни, к себе, к тому, что благородно, а что неблагородно, что можно, а что нельзя, что является долгом, а что не является, последствия могут быть самыми плачевными.

Зачем надо регистрировать отношения, ведь два человека друг друга любят? Разве штамп в паспорте влияет на чувства?

Пока не поженились, еще неизвестно, насколько друг друга любят. Молодые люди друг другу привлекательны – это некое сильное эмоциональное чувство, но никакого отношения к любви оно не имеет. Докажи, что ты любишь, пусть ты не врагов громить отправишься, а только пойдешь в ЗАГС – это уже поступок. Ты берешь на себя ответственность за близкого тебе человека, и объявляешь об этом перед всеми. Пожалуйста, совет вам и любовь, и дай Бог вам счастья и сил дружно вместе преодолевать неизбежные трудности, потому что жизнь семейная подчас совсем не сахарная, а очень много трудностей бывает.
Часто бывает такая ситуация: Приходят люди и говорят:
– Мы хотим повенчаться.
– А вы расписаны? — спрашиваю, – Сначала распишитесь, если любите друг друга, а потом повенчаетесь.
Вспомним, что и Ромео и Джульетта первым делом повенчались: Брат Лоренцо
Брак надо достодолжно освятить,
Чтобы о том впоследствии не плакать.

Была на моей памяти одна пара – яркий случай – им уже больше тридцати, всякое было в жизни, а теперь зарегистрировались, повенчались, приходят – ну просто глаз не оторвать, редко так бывает, видно, что друг друга нашли – просто потрясающе.
— Счастливы?
— Счастливы!
Да это и так видно, можно не спрашивать.
— Ну а теперь, — говорю, — скажите, пожалуйста, вот у вас прежние увлечения были, это понятно. Но вот теперь, с высоты вашего сегодняшнего опыта, скажите, нужны ли вам эти прежние эксперименты?
— Ой, нет, что Вы, что Вы. Зачем?

Вот если каждая для каждого, то зачем такой опыт нужен, почему все такие нетерпеливые, «и жить торопятся, и чувствовать спешат?» А вот если будешь хранить строгость в этих отношениях, да, это трудно, это подвиг, гораздо легче поддаться на всякие искушения и эксперименты, которые разрушают личность, но если держать строгость, вот тогда-то и увидишь настоящее счастье!

Если каждая для каждого, почему же они не встретились раньше или что было бы, если бы они встретились раньше?

Мы люди верующие, и знаем, что Господь соединяет людей неведомыми нам путями. Может быть, и тот, и другой проходной вариант пропустили бы, и встретились друг с другом раньше, не в тридцать лет, а, скажем, в двадцать пять – целомудренные, полные нерастраченной чистоты души, и были бы более счастливы, возможно. А то, что они друг друга нашли, говорит лишь о том, что Господь милостив, а уж за что Он их милует, Одному Ему ведомо. Да ведь Он и каждого из нас милует. Вот их Он таким явным образом помиловал.

grazhd 4

Как раз напротив, идти путем таких проб и ошибок очень страшно. Вы знаете, наверное, знаменитые слова Есенина: «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств. ». Все растратил человек, было и то, и другое, только куда все ушло? И если уже заговорили о поэтах, то Пушкин устами Бориса Годунова говорил:
«Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его без времени темнеет».

Это на самом деле так, ум действительно темнеет. Это подтверждает и Священное Писание: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится» (Притчи 6.32,33). Ну, а о нецеломудренных женщинах царь Соломон выразился очень резко: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная». (Притчи 11.22). Золото — металл благородный, кольцо — совершенная форма, то есть, золотое кольцо — символ благородного совершенства. Нелепо и противоестественно золотое кольцо на свином рыле, которым она роется в отбросах. Так же противоестественно и неумение или нежелание прекрасной женщины соблюдать свою чистоту.

Батюшка, каковы последствия нецеломудренной жизни, духовные и социальные?

О. Александр: Прежде всего, от беспорядочной жизни очень часто наступает бесплодие. Так что многие семьи сейчас бездетны или малодетны. В нашей стране идет просто опустошительный процесс вырождения. Для того, чтобы население страны было стабильным, т.е. не сокращалось, так называемое простое воспроизводство, нужно, чтобы на десять семей приходилось двадцать два ребенка, т.е. более двух, потому что не все дети доживают до брачного возраста. А сейчас на десять семей приходится двенадцать детей.

Двадцать пять лет пройдет, и науку будет поддерживать некому. Природа пустоты не терпит, значит, здесь будут жить инородцы с другой культурой, другим менталитетом, с другой верой. Если не народ борется со своим собственным нравственным вырождением, он теряет право на милость Божию, перестает быть богоносным народом.

Вот в Библии в книге пророка Иеремии есть такие слова от лица Божия: «Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, — они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» – в Библии много ярких выражений. «Вот Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его – как открытый гроб: все они люди храбрые. И съедят они жатву твою, и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься… И если вы скажете: «За что Господь, Бог наш, делает нам все это?», то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим богам в земле не вашей».

На одном интернет-форуме развернулась дискуссия на тему, нужно ли хранить чистоту до брака? Вот один участник этого форума заявил, что когда деловой мужчина встречает женщину, которая хорошо подходит, подчеркиваю, подходит на должность матери его детей, он женится. Если хорошо подходит на должность, значит, принимает на работу, а если нет, — увольняет, т.е. разводится. Девушка-христианка отвечает: если мужчина видит, что у него есть соперники, т.е. он ухаживает за девушкой, за которой еще кто-то ухаживает, то он понимает, что есть за что побороться. И вот этот участник форума, который говорит о себе, что он атеист, на это отвечает: «серьезные мужчины такой ерундой не занимаются. Серьезные мужчины занимаются профессией, бизнесом, наукой и так далее». А за кем-то ухаживать и кому-то что-то доказывать, — это с его точки зрения несерьезно.

Вот поэтому и необходимо хранить чистоту до брака, чтобы не растратить себя и не попасть в число подопытных кроликов, «подходящих, или не подходящих на должность жены и матери» и с трепетом ожидающих, что найдется какая-нибудь помоложе и посмазливее, которая лучше подходит на эту должность.

А если двое уже решили пожениться, то зачем тогда ждать, ведь они все равно друг друга любят?

О.Александр: Еще раз говорю, — пока не поженились, еще неизвестно. И если у них какие-то трудности, объективные препятствия, например, родители не хотят, вот докажите родителям, что вы чего-то стоите, что ваше чувство – глубокое, серьезное, на всю жизнь. Родители ведь своим детям не враги, и если они увидят, что они глубоко и серьезно друг друга любят, конечно, они не будут препятствовать. В чине Венчания есть такие слова: «Помолимся о воспитавших их родителях, потому что молитвами родителей укрепляются основания домов». Так что это совсем не пустяк – родительское отношение к избраннику или избраннице своего ребенка. Если родители благословляют, значит, основание дома будет прочным, а если родители игнорируются, ни к чему хорошему это не приведет, значит, последует развод, и очень скоро.

Отражается ли беспорядочная жизнь родителей на детях?

О.Александр: Когда я работал в Курчатовском институте, у меня был сослуживец, который рассказывал, что когда они с сыном ездят в профилакторий, а маму оставляют дома, он ребенка предупреждает: «Я тебя возьму, если ты не будешь рассказывать дома, что ты там видел». Так что грех тиражируется и передается по наследству разными путями — и непосредственно, и опосредованно и каким-нибудь другим способом.

Любовь, как и всякая добродетель, носит творческий характер, и если в семье нет такой глубокой творческой атмосферы любви, доброжелательности, стремления друг другу помогать, — ребенок вырастет эгоистом, или, наоборот, закомплексованным, если с детства он лишен родительской любви. Это просто необходимо, это естественная потребность каждого человека, и маленького — в особенности, — испытывать родительскую любовь. А если он ее не испытывает, тогда он ее пытается компенсировать какими-то похождениями на стороне, которые приводят нередко к печальным последствиям.

Как быть, если разлад отражается на детях? Такая семья, как правило, на грани распада, и сохраняется она только ради ребенка. А нужно ли самому ребенку все это, ведь он страдает, болеет?

О.Александр: Конечно, семейный разлад отражается на детях. Но от семейных неурядиц страдают не только дети, и мир семейный необходим не только детям, но и их родителям. Дело в том, что неспособность хранить мир в семье — это некое следствие расцерковления нашей жизни. Любые, самые трудные проблемы преодолеваются, когда люди всерьез приходят в Церковь. В том-то и беда нашего народа, в прошлом народа-богоносца, что такие проблемы действительно становятся тупиковыми и не находят разрешения, потому что в их основе лежат духовные факторы, т.е. какие-то накопившиеся грехи.

Ведь мы говорим все время о неверности, об изменах, а это — смертный грех. Когда же люди это понимают и приходят в Церковь, то семья восстанавливается, и дела налаживаются. И если людям в их жизни встречаются какие-то трудности, Господь поможет их преодолеть, потому что Господу угодно, чтобы семья сохранялась, так как семья имеет высочайшую ценность в очах Божиих. Здесь идет речь о чудесной помощи Божией. То, что Бог соединил, человек да не разлучает. А своими силами люди не справляются но, к сожалению, этого не понимают, и хотя изо всех сил борются, положение дел только ухудшается.

В современных молодежных журналах девушкам внушается, что если они до определенного возраста сохранили чистоту и, например, ни с кем не целовались, то у них многое в жизни потеряно и замуж их никто не возьмет, поэтому, пока не поздно, надо наверстывать упущенное. Таким образом, у целомудренных девушек создается комплекс неполноценности. Как можно прокомментировать такую ситуацию?

О.Александр: Все очень просто: женщина по своей психологии нравственно более устойчива, чем мужчина. Вот мужчин развратили так, что дальше и ехать некуда. Теперь добиваются, чтобы деморализовать прекрасную половину человечества. Все это далеко не ново. Еще Шекспир говорил, что «добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока». Порок остается пороком, и добродетель — добродетелью, и прав тот, кто эту добродетель хранит и у порока прощения не просит.

grazhd 5

Трудно быть в одиночестве, для этого необходимо, конечно, мужество, но если человек приходит в Церковь, тогда он и не один. Здесь он получает и поддержку, и встречает совсем иное отношение, и, главное, подается благодатная помощь Божия, которая дает выстоять в этой очень тяжелой и неравной схватке, поскольку тех, кто следует безнравственным принципам, гораздо больше, чем людей целомудренных и чистых. Но вовсе не обязательно, что правда на стороне этого множества.

Вопрос: что еще можно сказать ребенку, 13-14-летнему, чтобы дать возможность увидеть и поверить, что путь, который им выбран, действительно правильный?

О.Александр: Мне кажется, что нужно опираться на врожденные благородные черты, которые по своей природе вложены в душу каждого человека.

Вообще любой грех, который противоположен этим врожденным добродетелям, сродни наркомании — ведь наркоман прекрасно понимает, что он себя губит, но не может и не хочет остановиться. Не хочет, может быть, потому, что пробовал прекратить, да не получилось. Так и любой грех. Разве необходимо человеку развратничать? Нет никакой необходимости, это типичная наркотическая зависимость, только другого рода. И вот как для того, чтобы отказаться от наркотиков, надо пройти ломку, и очень тяжелую, так и здесь. Перетерпишь эту ломку, значит, порвешь с грехом навсегда, а если себя жалеешь, значит, так дальше и будешь катиться в бездну, не остановишь.

О.Александр: Потерпел бы Ломоносов и такие люди, как он, чтобы в России было такое телевидение? Значит, дело опять-таки не в телевидении, а в нас, которые ничего не делают, чтобы такого телевидения не было, потому что у нас рабская, постыдная, холуйская психология. Можно, например, широко открыть окно и выбросить телевизор, можно написать об этом во все газеты и на телевидение и в Интернете сообщение поместить, многое можно сделать.

Вопрос: А если ребенок, девочка в подростковом возрасте, у которой родители неверующие, ведет такую жизнь? Как говорить ребенку в данном случае, что это плохо? Как с ним общаться? Допустим, рядом с нами 16-летняя девочка, которая ведет беспорядочную жизнь, и которой пока все равно, будет ли у нее бесплодие, болезни, или нет, т.к. она считает, что все это ее не коснется.

О.Александр: Ну, это уже запущенная, трагическая ситуация, и трудно ее, конечно, лечить, особенно сейчас. Раньше на Руси-матушке поступали так: пьющих сыновей, например, отправляли на год на Валаам, — с острова не убежишь, водки там нет, а только вольный воздух и напряженный физический и нравственный труд. И эта зависимость проходит. А как с этой девушкой общаться, ну, конечно, нужно за нее молиться, и с родителями нужно поговорить.

Ситуация очень сложная. Будет хорошо, если найдется какой-то очень одаренный человек или просто кто-то будет рядом, кто своей любовью, глубоко, от души будет этому человеку, такой девушке, сочувствовать, сострадать и приложит время и усилия, особенно духовные, чтобы ее из этой трясины вытащить. Но нужно, чтобы человек был бы внутренне согласен и готов чем-то пожертвовать, своим временем, хотя бы, чтобы помочь в данном случае.

Дело не в том, что мы скажем, а в том, как мы помолимся. Молитва гораздо действеннее, чем наши элементарные правила по принципу «стойте справа, проходите слева». Вот если молишься, если переживаешь, если горячо стремишься человеку помочь, Господь Сам вложит нужные слова, и будут создаваться какие-то ситуации, в которых ты сможешь себя проявить, чтобы человек хотя бы тебе поверил сначала. Но это – результат духовного усилия, которое проявляется в нашей повседневной жизни, а иначе все бесполезно.

Реплика: Есть аудиокассета, которая называется «О женской чистоте, целомудрии и семейной жизни», ее можно приобрести в Сретенском монастыре, и вот именно это надо дать девочке послушать. Там настолько все доходчиво и понятно объясняется, и в частности, говорится, что девочка, ведущая такую беспорядочную жизнь, не сможет в дальнейшем стать матерью.

А если человек искренне покаялся, могут быть в семье дети?

О.Александр: Милость Божия ничем не ограничена, так что чудеса были, есть и будут. И если человек кается и стремится преодолеть свои грехи, то милость Божия, несомненно, будет с ним на всех его путях. Но не нужно забывать, что Господь, прежде всего, промышляет о спасении души человека. Если для спасения его души, более глубокого покаяния, необходимо, чтобы детей не было, значит, их не будет. А если Господь ведает, что человеку это для спасения души полезно, значит, будут детки. Как Господь даст.

Если пара, допустим, хочет зарегистрировать свои отношения, но возникают какие-то серьезные проблемы паспортно — документального характера, когда регистрацию надо отложить на 3 – 4 года. И в таком случае часто задается вопрос: возможно ли сначала повенчаться, а потом зарегистрироваться?

О.Александр: Это вопрос к их духовнику. Если он видит, что люди действительно любят друг друга и все эти трудности не надуманные, то в таком исключительном случае можно повенчать. Но, как правило, Церковь на это не идет, потому что очень много случаев обмана в последнее время происходит: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности.

Каким должно быть поведение молодых людей, решивших до брака примерно год хранить целомудренные отношения?

О.Александр: Прежде всего, молодым людям не следует ставить себя в ситуации, которые провоцируют то, что легко спровоцировать. Нельзя, допустим, оставаться наедине под одной крышей. Можно сходить в театр, в музей. Если это люди верующие, тогда еще и лучше, пусть в храм ходят вместе, их отношениями будет руководить духовник, тут все гораздо проще. Всегда самому себе жизнь устроить сложнее, чем для того, кто уже в Церкви.

Вот литературный пример – повесть Пушкина «Капитанская дочка». Ведь Петр Андреич и Маша Миронова практически друг другу и слова-то не сказали, почти не общались, самую малость какую-то. В ту эпоху девушку из дома одну не выпускали, все было на глазах, тогда за строгостью нравов следили очень пристально и очень сурово, и никаких вольностей быть просто не могло. Но зато у них такие чистые, ясные, незамутненные, благородные души, ведь Гринев за нее много раз жизнью рисковал. Он и Швабрина на дуэль вызвал всего лишь за то, что тот сказал: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь». Кто сейчас из современных молодых людей на такие слова вообще бы внимание обратил? А Гринев вызвал его на поединок.

Машенька Миронова, провинциальная девочка из Оренбургской степи, Белогорской крепости, фактически большой деревни, тихая робкая девушка, просто невообразимо! — отправилась в Петербург, в столицу, к самой Государыне, просить за Гринева. Этот сюжет, конечно, выдуман, но какая в нем правда жизни! И вот эта девушка, благодаря своей чистоте, своей искренности, своей любви, вызвала доверие у императрицы, которую она поначалу не узнала, что императрица поверила ей, а не комиссии по разбору дела об измене, которую она сама назначила.

— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.

— Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.
Дама выслушала ее со вниманием. «Где вы остановились?» — спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру». Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете.
Поверить можно только такой чистой девушке, как Маша Миронова, а с девушкой небезупречного поведения никто бы и разговаривать не стал.

Вопрос: Но ведь бывало, что чистая благородная девушка выходила замуж, и жизнь у нее складывалась очень тяжело – пьянство мужа, побои…

О.Александр: Для этого родители должны быть здравыми и не отдавать свое чадо за кого попало, пусть лучше остается одна. Нужно, чтобы родители тоже были духовными людьми. А в трудных ситуациях, если что-то непонятно сразу в человеке – идти к священнику. Для этого и создана Церковь, чтобы неразрешимые обычными средствами вопросы разрешать в Ней – Церковь имеет колоссальные возможности. И нужно помнить, что от последствий греха страдают слабые и невинные.

Действительно, будет все хорошо складываться, если батюшка благословил, родители благословили?

О.Александр: Жизнь не должна быть гладкой, неизбежны трудности, которые надо преодолевать, но когда человек строит свою жизнь по благословению, как правило, он эти трудности преодолевает с пользой для себя и его жизнь складывается достойно. Если люди действительно друг друга любят, пришли к священнику, если священник чувствует по общению с этими людьми, что они могут составить крепкую семью и дает благословение, то можно твердо надеяться, что все будет хорошо. Дальнейшее – это уже работа самих супругов, от них зависит, хотят ли они возгревать свою любовь или строить стены между собой.

Реплика. Но ведь часто люди и любят друг друга, но не представляют, что есть любовь на самом деле, на уровне духовных чувств даже, не страстей.

О.Александр: В старое доброе время, чтобы вероятность ошибки свести к минимуму, строитель, который спроектировал мост, становился под ним, когда по нему проезжал первый поезд. Или кораблестроитель отправлялся на построенном им корабле в первый рейс. В том и другом случае человек жизнью отвечал за свой труд. А у нас экспериментальный подход: попробовал – не получилось, теперь другой эксперимент поставлю. Нет, ты жизнью отвечаешь за свое решение. Тебя никто не гонит и не заставляет, кроме твоей эмоциональности, не уверен – не женись.

Ведь мы же здравые люди. Родители говорят «подожди» — послушай родителей. Не хочешь родителей слушать – пеняй на себя. Речь идет о том, что если люди живут нравственной жизнью, то им и Господь помогает. А если взрослые руководствуются туманными, неопределенными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и эту неопределенность передают детям в любом виде, то для бедных детей и для самих родителей это хорошо не кончается. Почему-то к жизни своей относятся гораздо легкомысленнее, чем к строительству моста. Здесь ведь тоже очевидно, что от твоих поступков зависит личность твоя, личность и судьба твоей будущей жены, детей, и все же – часто полнейшая безответственность проявляется. Нужно осознать следующее, — или мы прикладываем все усилия и побеждаем грех, или грех без усилий побеждает нас. Нельзя легкомысленно относиться к собственной жизни. А у нас именно это навязывается: ничего, в следующий раз попробую, зато опыта набрался. А зачем он, этот твой опыт, кому он нужен, такой ценой добытый?

Что легко достается, то легко и ценится, а что с трудом достается, то и ценится дорого. Эту мысль хорошо выразил В.Маяковский:
Землю, где воздух,
Как сладкий морс,
Бросишь и мчишь, колеся.
А землю, с которой
Вместе мерз,
Вовек позабыть нельзя.

grazhd 3

Счастье должно быть трудным, тогда оно будет полным, радостным и на всю жизнь.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • Гражданские служащие министерства обороны льготы
  • гражданские процессуальные отношения существуют между сторонами