jus gentium в римском праве это

Jus gentium

Jus gentium (право народов, перегринское право) — термин, возникший в Древнем Риме и означающий правовые нормы, заимствованные от покоренных и союзных народов. [1] Данные правовые нормы являлись частью римского законодательства и сложились во время разрешения споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). [2]

Jus gentium появилось во второй половине существования Республики в Древнем Риме, когда он стал центром всемирной торговли. С развитием торговли, в Римскую Республику стали прибывать торговцы из разных стран, которые именовались иностранцами (peregrini). Так как jus civile не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой — иностранец.

Источниками jus gentium являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев.

По сравнению с jus civile право народов высокоразвито, имеет хорошо разработанные юридические конструкции.

В jus gentium появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты).

В jus gentium появляется критерий доброй совести (bonae fidei) и справедливости (aequitas) при решении вопроса о действительности сделки. В отличие от jus civile, где была важна форма сделки, в jus gentium на первое место вышел критерий содержания сделки. Сделка могла быть признана действительной и с нарушением формы.

Jus gentium потеряло свое значение после принятия закона Каракаллы в 212 году. По этому закону все жители Римского государства наделялись гражданством.

В эпоху рецепции римского права в Европе «jus gentium» привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».

Источник

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

§ 20. Jus gen­tium 1

Граж­дан­ский обо­рот меж­ду пере­гри­на­ми и эдикт пре­то­ра пере­гри­нов

К опи­сан­ным пра­во­вым систе­мам — jus ci­vi­le и jus ho­no­ra­rium — в пери­од рес­пуб­ли­ки при­со­еди­ня­ет­ся еще третья систе­ма — jus gen­tium, по сво­ей юриди­че­ской при­ро­де, впро­чем, почти рав­ная jus ho­no­ra­rium, но отлич­ная от него по сфе­ре сво­его дей­ст­вия.

Jus gen­tium, как поло­жи­тель­ное пра­во

Пред­на­зна­чен­ное пер­во­на­чаль­но толь­ко для сно­ше­ний пере­гри­нов, jus gen­tium, отли­чав­ше­е­ся боль­шею сво­бо­дой и гиб­ко­стью, при­об­ре­ло мало-пома­лу боль­шое вли­я­ние и на соб­ст­вен­но рим­ское пра­во. Мно­гие поло­же­ния его пере­шли потом — то путем обы­чая или зако­на, то путем пре­тор­ско­го эдик­та — в обо­рот меж­ду сами­ми рим­ски­ми граж­да­на­ми, вытес­нив инсти­ту­ты спе­ци­фи­че­ски рим­ские. Jus gen­tium было лабо­ра­то­ри­ей, в кото­рой пере­ра­ба­ты­ва­лись раз­но­об­раз­ные нор­мы раз­лич­ных наро­дов антич­но­го мира, стал­ки­вав­ши­е­ся меж­ду собой на меж­ду­на­род­ном рын­ке, в одно интер­на­цио­наль­ное целое, для того, чтобы затем пере­ра­ботать и самое рим­ское пра­во в духе той же интер­на­цио­наль­но­сти.

Когда впо­след­ст­вии (после зако­на Кара­кал­лы 3 ) все жите­ли Рим­ской импе­рии были наде­ле­ны пра­ва­ми граж­дан­ства и с. 134 вслед­ст­вие это­го пере­гри­ны, как тако­вые, исчез­ли, вме­сте с ними исчез­ла и надоб­ность в осо­бой систе­ме jus gen­tium. Но к тому вре­ме­ни ука­зан­ная зада­ча была уже выпол­не­на, ибо уже все мате­ри­аль­ное содер­жа­ние этой систе­мы было пере­не­се­но в чисто рим­ское пра­во.

Jus gen­tium, как абстрак­ция

Но, кро­ме это­го поло­жи­тель­но­го зна­че­ния, jus gen­tium име­ет у рим­ских юри­стов еще иной смысл. Уже самое про­ис­хож­де­ние jus gen­tium долж­но было наво­дить рим­ских юри­стов на мысль, что суще­ст­ву­ет неко­то­рое общее для всех наро­дов пра­во, состо­я­щее из пра­вил, при­зна­вае­мых оди­на­ко­во все­ми, напр., род­ство, почи­та­ние роди­те­лей, реак­ция про­тив при­чи­нен­но­го зла и т. д. Сово­куп­ность этих обще­при­зна­вае­мых норм они так­же назы­ва­ли jus gen­tium, неза­ви­си­мо от их реаль­но­го дей­ст­вия in concre­to.

Jus na­tu­ra­le и aequi­tas

Само собою разу­ме­ет­ся, что jus gen­tium в толь­ко что ука­зан­ном вто­ром зна­че­нии и jus na­tu­ra­le явля­ют­ся не какой-либо 99 новой поло­жи­тель­ной систе­мой норм наравне с jus ci­vi­le, jus ho­no­ra­rium и jus gen­tium в обо­ро­те пере­гри­нов, а лишь пер­вы­ми попыт­ка­ми юриди­че­ской мыс­ли в обла­сти фило­со­фии пра­ва.

Источник

Право народов

Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием спра-|ведливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

Источник

Римское право. Шпаргалка

cover

В предлагаемом издании представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по римскому праву. Ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса. Представленные материалы помогут подготовиться и успешно сдать экзамен по римскому праву.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Право народов (jus gentium) — третий элемент старого римского права.

Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.

Старое римское право называлось цивильными и делилось на две части: публичное и частное. К публичному праву принадлежат нормы, которые рассматривают римское государство как единое целое, а частное право имеет дело стем, что касается пользы.

Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей Высшим разумом. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано устран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях ссоседними и покоренными государствами.

Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.

Находясь в постоянном взаимоотношении, право народов и римское частное право долгое время дополняли друг друга, хотя право народов обладало некоторым преимуществом.

Постоянно развиваясь, право народов оказывало влияние на квиритское право, из-за чего последнее стало утрачивать свои специфические черты.

Созданное преторами перегринов право народов было внутригосударственным правом, а не международным. Оно представляло собой наиболее совершенную и развитую часть римского права.

Начиная со времени формирования права народов были надежно защищены экономические отношения (как только сформированные, так и развитые). В связи с этим цивильное и преторское право были сближены.

Наибольшее влияние право народов оказало на оборот недвижимого имущества и договорное право.

Римские юристы относили к праву народов определение рабства и отпущение рабов на волю, поскольку эти институты не были институтами римского права. Кроме этого, к праву народов были отнесены некоторые гражданские правоотношения, возникновение отношений по поводу купли-продажи, найма или какого-либо обязательства, за исключением отношений, введенных римским правом.

Все народы пользовались и своим собственным правом, и правом, предусмотренным для всего народа. По этому поводу в той или иной ситуации возникали различные противоречия между применяемым правом. Например, письменная форма обязательств применялась первоначально у перегринов, а затем была заимствована римскими гражданами.

Источник

Право народов (jus gentium): понятие и содержание.

Понятие и основные черты римского частного права.

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

Частное право(jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало:имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право.

Цивильное право (jus civile) и преторское право (jus honorarium).

Цивильное (от лат. civitas – «город»), или кви-ритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домо-владыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

Право народов (jus gentium): понятие и содержание.

Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов. Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей высшим разумом. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано у стран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях с соседними и покоренными государствами.

Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.Созданное преторами перегринов право народов было внутригосударственным правом, а не международным. Оно представляло собой наиболее совершенную и развитую часть римского права.

Римские юристы относили к праву народов определение рабства и отпущение рабов на волю, поскольку эти институты не были институтами римского права. Кроме этого, к праву народов были отнесены некоторые гражданские правоотношения, возникновение отношений по поводу купли-продажи, найма или какого-либо обязательства, за исключением отношений, введенных римским правом.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2410 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • jus conubii в римском праве это
  • jus cogens в международном праве это