leges в римском праве это

Римское право. Шпаргалка

cover

В предлагаемом издании представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по римскому праву. Ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса. Представленные материалы помогут подготовиться и успешно сдать экзамен по римскому праву.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право — совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) — основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты — аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц — свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана — Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

Источник

Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

Источник

Закон в римском праве

Законы (leges).
Римское понимание закона стало основой правопонимания всей континентальной правовой семьи. Lex (закон), по мнению римлян, представлял собой прямое и непосредственное выражение коллективной воли всего римского народа (populus Romanus quiritium)[1]. Установление закона гражданами (cives) для самих себя делает закон основой частного права (ius civile). Гражданским это право называется потому, что законы – основной его источник – принимаются гражданами для граждан. Подтверждением служит определение закона, приводимое Гаем:

«Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил» (Gai 1.3)[2]

Длительная эволюция римских правовых институтов в течение времени затрагивала и законодательство, в частности, изменялись сами органы законодательной власти. На смену комициям приходит в нормотворчестве римский Сенат, а затем и император. Меняется дефиниция закона:

«Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица»(I. 1.2.4)

Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.
Впервые законы упоминаются в римской истории в царский период. Несмотря на то, что царь являлся главой государства, наделённым империем, обсуждение и принятие законов не было исключительно царской прерогативой. Так, Помпоний пишет:

«…сам (Ромул) внёс (на обсуждение) народу некоторые куриатные законы; вносили их и последующие цари: все эти законы были собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда правил Тарквиний Гордый Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внёс в неё что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные (ранее) без порядка, собрал в одно целое» (D.1.2.2.2).

Аналогичным образом говорит об этом и Дионисий Галикарнасский:

«Простонародью Ромул даровал три таких права: выбирать должностных лиц, утверждать законы и выносить решение о войне, когда прикажет царь. И даже в этих делах власть народа не была безусловной, если его решение не покажется верным сенату. А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат». (Римские древности. 2.14.3)

Уже на заре истории римский народ коллегиально решал важнейшие государственные вопросы, в том числе и обсуждая и принимая законы. Lex в первый период римской истории представлял собой решение куриатных комиций, а участвовать в обсуждении законов дозволялось, следовательно, одним лишь патрициям; плебс такой возможности был лишён, что в дальнейшем (и приведёт к появлению отдельных сходок плебеев и утверждению ими собственных постановлений (с принятием lex Hortensia в 287 до н.э. de iure приравненных к законам). Сам царь в некоторой степени связывался принятым народом законом и вынужден был соблюдать его, что логично следует из патрицианского строя римского государства. Именно патриции, коренные жители Города, являлись политической элитой, организованной в крупные самодостаточные роды, обладающие серьёзным политическим влиянием.
Проходит время, и царский период сменяется республиканским, что влечёт за собой перемены в правовом строе государства. Нелегитимность власти Тарквиния Гордого и последующее его изгнание приводит к отмене всех царских законов. Помпоний пишет:

«По изгнании царей все эти законы в силу закона трибунов потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределённым правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение продолжалось около 20 лет».(D.1.2.2.3)

Mores maiorum, широко известные римлянам, охраняют государство от беззакония. Но неписаный характер их предписаний и необходимость понтификального истолкования постепенно приедается римлянам: накаляется борьба между патрициями, в лице понтификов формирующими право Рима, и плебеями, лишёнными возможности влиять на содержание правовых норм. Борьба подогревалась народными трибунами, и римский народ в 451 г. до н.э. постановил взамен консулов избрать десять мужей (буквально на латинском – decem viri; в литературе известны под именем коллегии децемвиров). Коллегия приступила к созданию законов и первоначально составила десять таблиц, принятых в голосовании по центуриям. Затем, в связи с мнением народа о неполноте законов, к десяти таблицам в 450 г. до н.э. были добавлены ещё две. В итоге все двенадцать таблиц составили Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Текст закона был выставлен на досках[3] перед рострами, дабы любой желающий мог с ним ознакомиться. Тем самым монополия патрициев на право была существенно поколеблена, поскольку любой желающий мог ознакомиться с текстом законов. Впрочем, и здесь плебсу не удалось полностью отстоять свою независимость: на основе Законов были составлены legis actiones (иски из закона), знание которых доступно было лишь понтификам (вплоть до их публикации Гнеем Флавием). Значение Законов было столь велико, что образованные римские граждане заучивали их наизусть, дабы не отговариваться незнанием закона[4].
В республиканский период, как видно из вышесказанного, законы принимались в центуриатных комициях, а не в комициях по куриям. Следовательно, стало учитываться (пусть и за вычетом недостатков цензовой системы формирования воинских собраний) мнение всего народа, обоих его сословий. О значении этого периода пишет Л.Л. Кофанов:

«Переход от монархии к республике ознаменовал собой победу идеи народовластия не только в политическом устройстве, но и в характере развития права. В период ранней Республики утверждается главный принцип законности и правомерности – «по праву квиритов» (ex iure Quiritium)»[5].

В результате принятия Законов XII таблиц формируется понимание закона как решения всего римского народа. Плебс и патриции, объединённые в борьбе с властью децемвиров, впервые в римской истории в борьбе за свою политическую свободу предстают как единое целое, как один народ – римский народ Квиритов. Объединение римского народа в единую нацию на базе рабовладельческого сословия делает и римское право строго национальным, гражданским.
Следующим известным актом в истории римского права справедливо считают закон Лициния-Секстия (lex Liciniae-Sextiae) 367 г. до н.э., по сути подтвердивший изменение политического равновесия в римском обществе и подчеркнувший слияние патрициев и плебеев в единый народ. Этот закон обязывает избирать одного консула из числа плебеев. Патриции, цепляясь за власть, вводят и магистратуру городского претора, избираемого из патрициев и ведавшего судебными делами в Городе.
Республиканская процедура принятия закона в центуриатных комициях сохраняется более полутысячелетия: в последний раз её использует император Нерва в I в.
Процедура принятия закона имеет три ярко выраженные стадии.
Первая стадия заключалась в испрошении у народа проекта закона (rogatio legis) высшим должностным лицом, облеченным империем (из ординарных маггистратов – консулами или претором, из экстраординарных – диктатором). Магистрат обращался к народу со словами: «velitis jubeatis Quirites ut…» – «Квириты, постановите и одобрите, чтобы…», а затем зачитывает текст закона.
Инициатор принятия закона готовил его текст и предварительно, до народного собрания, опубликовывал его: текст законопроекта выставлялся на всеобщее обозрение на форуме (сама процедура получила название promulgatio). Промульгирование дозволялось не позднее trinum nundinum (трёх недель [6]) до народного собрания, на рассмотрение которому планировалось вынести законопроект. Римский народ знакомился с текстом закона как он был выставлен.
Вторая стадия состояла в голосовании по законопроекту. Римские граждане могли голосовать в любой из комиций, и решение каждой из них юридически считалось законом. Голосование происходило не индивидуально, а коллективно, т.е. учитывался не голос каждого отдельного участника, а структурной единицы комиции в целом (так, при голосовании по куриям каждая из курий обладала одним голосом, при голосовании по центуриям – каждая из центурий имела один голос, при голосовании по трибам – каждая триба). Положим, при принятии закона в собрании по центуриям члены каждой центурии голосовали внутри центурии, а затем по совокупности голосов определялось мнение всей центурии. Выражать своё мнение каждый из граждан мог лишь строго формально и лаконично: при согласии с законом – в форме «uti rogas» («как ты просишь»), при несогласии – в форме «antiquo legem» («стою на старом законе»). Рогация магистрата принималась или отвергалась, как сказано ранее, целиком, без изменений.
Если закон был принят собранием, наступала третья стадия принятия закона, для чего он передавался в Сенат. Но перед этим закон должен был отлежаться не менее месяца (vocatio legis), и лишь по истечении срока подавался на рассмотрение Сенату.
Третья стадия заключалась в рассмотрении принятого закона Сенатом. Отцы-сенаторы обсуждали закон и либо соглашались признать его, либо полностью отвергали. Согласие Сената придавало закону полную силу, несогласие – лишало даже принятый в собрании закон силы (что на практике практически не происходило, так как Сенат, в силу desuetudo, лишился этого права). Это правило, возникшее в древнейший период римской истории, описывает Тит Ливий:

«[Отцы-сенаторы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят отцы. И до сего дня, если решается вопрос о законах или должностных лицах, сенаторы пользуются тем же правом, хотя уже лишенным действенности: прежде чем народ приступает к голосованию, при еще неясном его исходе, отцы заранее дают свое утверждение»[7].

Ему вторит и Дионисий:

«А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат. Но в наше время обычай изменился, так как сенат не утверждает то, что постановил народ, но сам народ имеет власть над решениями сената». (Римские древности. 2.14.3)

Испрошенный, принятый народом и одобренный Сенатом закон приобретал силу и de facto становился известен всему населению Рима; начало действия закона – день принятия его в комиции. Принятый закон выставлялся на досках на форуме, а копия его сдавалась в архив.
Каждый из прошедших эту процедуру законов имел определённую, всегда одинаковую, структуру[8].
Первая часть закона называлась praescriptio (от лат. prae – «перед, до» + scribo – «пишу») – вводная часть, содержащая указание на магистрат, а также обстоятельства, в которых закон принимается. Например, единственный полностью дошедший до наших дней закон – lex Quinctia de aqaeductibus (закон Квинкция об акведуках 9 г. до н.э., принятый в собрании по трибам) начинается словами:

Вторая часть закона именовалась rogatio («просьба, законопроект») и содержала текст закона. Приведённый выше закон Квинкция содержал рогацию следующего характера:

Quicumque post hanc legem rogatam rivos specus fornices fistulas tubulos castella lacus aquarum publicarum, quae ad urbem ducuntur sciens dolo malo foraverit ruperit foranda rumpendave curaverit peiorave fecerit, quo minus eae aquae earumve quae queat in urbem Romam ire cadere fluere pervenire duci quove minus in urbe Roma et qua aedificia urbi continentia sunt erunt, in is hortis praediis locis, quorum hortorum praediorum locorum dominis possessoribus U. F. aqua data vel adtributa est vel erit, saliat distribuatur dividatur in castella lacus (in) mittatur
« кто бы то ни был после вступления настоящего закона в силу каналы, подземный водопроводы, своды, трубы большие и малые, резервуары, чаны общественного водоснабжения, которые проведены в город, сознательно со злым умыслом продырявит, повредит или содействует их продырявливанию или поверждению, в результате чего вода так или иначе перестанет в город Рим, или в результате чего вода собственникам или владельцам садов, домов или зданий в городе Риме, а равно в их цистерны, резервуары …»[10]

Третья часть закона называлась sanctio (вероятно, от слова sanctus – «святой, освящённый»[11]). Санкция устанавливала меру ответственности за нарушение предписаний закона. И если древние законы (в царский период) отличались суровостью наказаний, то в праве республики санкции начинают смягчаться и становиться более разнообразными. Так, в качестве наказания могла предусматриваться не только смертная казнь, но и изгнание, обращение в рабство на рудниках или галерах, денежный штраф, обязание совершить определённые действия (обыкновенно в пользу потерпевего) и т.п. Приводимый в качестве примера закон содержит такую санкцию за нарушение названной выше нормы:

is populo Romano [HS.] centum milia dare damnas esto ; et qui d(olo) m(alo) quid eorum ita fecerit, id omne sarcire reficere restituere aedificare ponere excidere demolire damnas esto sine dolo malo.
« такой да уплатит сто тысяч сестерциев римскому народу; кроме того, кто совершит со злым умыслом, да будет присуждён также надлежащим образом»[12].

Однако не каждый закон, принятый в Древнем Риме, снабжался санкцией. Отсюда, в зависимости от наличия санкции, а также от её характера, все законы принято разделять на несколько видов[13].
Первый вид законов – это законы, вовсе лишённые санкции, т.е. не содержащие указания на меру ответственности за их нарушение. Такой закон назывался lex imperfectae («несовершенный закон»). По словам Г.Ф. Дормидонтова, несовершенный закон – это такой закон,

«…который запрещает известное действие, но не объявляет ничтожным то действие, которое совершено вопреки запрещению. Так в древнем Риме закон Цинция о дарениях запрещал подарки свыше известной суммы, но не объявлял недействительными сделки, совершенные вопреки этому закону. Законодатель полагал как бы, что одного его веления достаточно, чтобы остановить неправильное, вредное по его мнению, направление принятое дарственными сделками. Нередко в форме leges imperfectae в законы вносятся обыкновенные правила нравственности, например: супруги обязаны взаимно любить друг друга. При таком предписании и не мыслима какая-либо санкция»[14].

Названный вид законов имел целью указать на недопустимость определённого поведения с точки зрения иной, нежели право, нормативной системы. Вероятно, почтение к обычаям предков (mores) и сложившимся на их основе системы норм морали было чрезвычайно сильным и отсылка к их авторитету могла удержать римлянина, особенно знатного, от недостойного поведения[15].
Ко второму виду относились законы, называемые leges minus quam perfectae («законы менее чем совершенные»). Их санкция не уничтожала юридические действия, совершённые вопреки закону, но устанавливала штраф за их совершение. Объяснение их сущности даёт Н.М. Коркунов:

«…иногда обстоятельства могут сложиться таким образом, что признание правонарушительного действия ничтожным повлекло бы невыгодные последствия для третьих, ни в чём не повинных, лиц»[16].

Например, законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона. Само соглашение между ним и должником, тем не менее, оставалось в силе. И действительно, уничтожение соглашения вследствие виновных действий ростовщика поставило бы должника в невыгодное положение: ему немедленно пришлось бы вернуть всю сумму долга вместе с законными процентами, что могло поколебать его благосостояние, если займ оказывался крупным. Поэтому, в интересах должника, здесь применяется санкция менее чем совершенного вида.
Третий вид законов – это leges perfectae («совершенные законы»). Санкция такого закона запрещала определённые действия, а если они, вопреки закону, всё же совершались, то таковые действия признавались юридически ничтожными и не влекли никаких правовых последствий. Такой закон, однако, просто уничтожал неправомерное действие, но не налагал на лицо, совершившее это действие, никакой ответственности.
Так, согласно Гаю,

«…отказ, сделанный прежде назначения наследника, был недействителен, конечно, потому, что завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания» (Gai. 2.229).

Если некто откажет имущество до слов о назначении наследника, то этот отказ будет признан как будто вовсе не существующим, а правоотношение из такого действия не возникнет; налицо явная ничтожность ipso iure действия, противного праву. Однако же совершение такого действия не влечёт наказания. Подобные нормы характерны и для современного гражданского права в части объявления ничтожности сделок[17].
Наконец, средневековые юристы, анализируя дошедший до них нормативный материал, выделили и четвёртый вид законов[18] – leges plus quam perfectae («законы более чем совершенные»). Особенность санкции таких законов заключалась в том, что юридическое действие, совершённое вопреки предписанию закона, признавалось ничтожным и сверх того на нарушителя налагалось наказание. Примером является lex Furia testamentaria (закон Фурия о завещаниях; около 190 г. до н.э.). Этот закон запрещал завещательные отказы на сумму свыше 1000 ассов. Подобный отказ признавался юридически ничтожным, а нарушитель – отказополучатель – подвергался штрафу в четырёхкратном размере от суммы полученного.

Источник

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta — влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta — без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания — plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum — указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права — jus vetus.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

8. Понятие и виды источников римского права

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

УК РФ – единственный источник уголовного права России

УК РФ – единственный источник уголовного права России На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс

§ 5.2. Понятие и виды законов

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

4. Понятие и виды источников римского права

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

14.3 Законы как источник права. Виды законов

14.3 Законы как источник права. Виды законов Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.Закон

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • legenda intelligent development инн
  • legend приложение для интро