res mobiles в римском праве

Вещи движимые и недвижимые (res immobiles, res mobiles).

Деление вещей на движимые и недвижимые в римском праве не имело особого значения.И те и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам.

Критерием деления вещей на движимые и недвижимые выступала способность вещей к перемещению с сохранением их целостности, т. е. без изменения их формы, их экономического назначения и без вреда или значительного уменьшения их ценности. Вещи, неспособные к такому перемещению, есть недвижимые (res immobiles).

Недвижимостью считались земельные участки и недра земли, а также все то, что связано с землей собственника. Сюда относились постройки, посевы, насаждения (сделанное над поверхностью следует за поверхностью).

К движимому имуществу относятся вещи, перемещение которых возможно без повреждения.

Под res mobiles понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок.

Практическое значение деления вещей на движимые и недвижимые сказывалось на примерении отдельных институтов, например, в институтах давности, в наследовании, опеке, сервитутах и в других случаях.

Дата добавления: 2015-05-13 ; просмотров: 1865 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

§ 116. Движимые и недвижимые вещи

Движимыми (res mobiles) были вещи, которые могли изменять положение в пространстве без уменьшения своей ценности и повреждения собственной сущности. Между движимыми вещами различались те, что не двигались сами, но могли быть приведены в движение со стороны других (res mobilis в более узком смысле) и вещи, которые двигались сами (res se moventes).

Недвижимыми (res immobiles) были вещи, которые не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности. Важнейшей недвижимой вещью была земля и все то, что было тесно соединено с землей. В этом значении недвижимостью считались строения (inaedificatio), все, что было посеяно (insemenatio) и посажено на земле (implantatio). Inaedificatio, insemenatio и implantatio имели собирательное имя superficies (земная поверхность). Это разделение имело значение при появлении правила: Superficies solo cedit, по которому все, что находилось на земле, принадлежало собственнику земли, без связи с тем, кому принадлежали перечисленные составные части или акцессориумы (принадлежности).

Кроме упомянутых классификаций, правовое значение имели и разделения: на praedia rustica и praedia urbana (особенно в области так называемых служб); на praedia italica и praedia provincialia (особенно в области собственности и в области налогообложения); на ager gentilicius (compascuus), на ager publicus (ager arcifinalis) и на ager privatus (viritanus). Ager gentilicius представлял собой коллективную собственность римских родов; ager publicus представлял собой собственность римского государства; ager privatus находился в частной собственности римских граждан и происходил из heredium, из захваченного ager publicus, из купленных земельных участков (ager quaestorius), как и из участков, выделенных в частную собственность граждан (ager divisus et adsignatus).

Правовые последствия разделения вещей на движимые и недвижимые были многочисленны, как в вещном и обязательственном праве — в области собственности, прав на чужие вещи, в установлении обязательств, так и в ответственности за их исполнение.

Источник

Классификация вещей и ее значение для торгового оборота

Понятие вещей

Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле.

Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире, так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.

К вещам относились:

1. вещи Божественного права (священные, святые и религиозные):

2. вещи человеческого права:

Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

Классификация вещей

В римском праве существовало широкое деление вещей на категории:

Изъятые и не изъятые из оборота вещи

Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) — это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).

Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) — это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.

Манципируемые и неманципируемые вещи

Манципируемые вещи (res mancipi) — это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты. Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.

Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) — все остальные вещи.

Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи — traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации — mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.

Простые и сложные вещи

Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.

Сложные вещи делились на два вида:

Вещи движимые и недвижимые

Движимые вещи (res mobiles) — вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

Недвижимые веши (res immobiles) — вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.

Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.

Интересно то, что к недвижимости в Древнем Риме относили также созданное чужим трудом на земле собственника. Такие изменения считались составными частями земли и следовали юридическому статусу основной вещи (участка) («superficies solo cedit» — «сделанное над поверхностью следует за поверхностью»).

Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых — два года.
В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.

Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками

Родовые вещи (res genus) — вещи, имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом, т. е. если было невозможно понять, родовая это вещь или индивидуально определяемая, применялось правило: если вещи подсчитываются как определенное количество (например, продаются на вес, объем), то вещь принадлежит к категории родовых. Эта вещь всегда может быть заменена в случае утраты на такую же или несколько таких же вещей: «genus perire non censetur» — «вещи, определяемые родовыми признаками, не погибают».

Индивидуально-определенные вещи (res species) противопоставляются родовым. Это вещь, уникальная по своей природе, ее нельзя заменить. Индивидуально-определенная вещь могла быть выделена из ряда подобных (конкретная ваза). При гибели индивидуально-определенных вещей договор прекращался, так как должник уже не мог предоставить эту вещь.

Родовые и индивидуально-определенные вещи также иногда называют заменимыми и незаменимыми. Это разделение вещей имеет большое значение для обязательственного права.

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их использовании по прямому назначению. В эту категорию входят продукты и деньги (расплачиваясь ими, собственник их лишается).

Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления или же уничтожались постепенно, не теряя способности выполнять свое назначение (драгоценный камень).

Вещи главные и побочные

Главные вещи — это вещи, имеющие в зависимости и в юридическом подчинении другие вещи.
Побочными (придаточными) признавались самостоятельные вещи, но зависимые от главной и подчиненные юридическому положению последней. Виды побочных вещей: части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи, не отделенные от целого, не имели самостоятельного существования, поэтому не могли быть объектом права. Однако если часть отделить от целого, то эта часть является объектом права (например, кровельный материал). В связи с изложенным римляне рассматривали два по следствия присоединения части вещи к целому. Во-первых, если присоединение вело к изменению сущности присоединенной вещи или нераздельности новой вещи, то право собственности на присоединенную вещь для собственника прекращалось (разведенное вино). Во-вторых, если присоединенная и главная вещи не меняли своей сущности, а совокупная вещь оставалась раздельной, то вещь, присоединенная к главной, могла быть выделена и восстановлена в прежнем юридическом качестве.

Принадлежность — побочная вещь, связанная с главной экономически. Принадлежность могла существовать самостоятельно и быть объектом самостоятельного права (ключ и замок, рама и картина). Вместе с тем лишь при совместном использовании принадлежности и главной вещи достигался конечный результат. Как правило, юридические отношения, устанавливаемые в отношении главной вещи, распространялись и на принадлежность.

Плоды — это, во-первых, вещи, получаемые от плодоносящих вещей (шерсть, молоко, фрукты и т. д.), названных естественными плодами. Во-вторых, к плодам относился доход, приносимый плодоносящей вещью: деньги от продажи фруктов, проценты с капитала, наемная плата и др.

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Виды прав на вещи

Вещное право по своему содержанию и объему полномочий, которое оно предоставляло управомоченному лицу, делилось на:

Источник

Виды вещей

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

* Слайд 9

Предметы имущественного права могли быть самыми разнооб­разными. Это могли быть части природы, поскольку они имеют свой­ства, необходимые для удовлетворения хотя бы какой-нибудь че­ловеческой потребности; это могли быть люди, когда непосредст­венно на них основывается какое-то имущественное право; это мо­жет быть какая-то человеческая деятельность, а также и отдель­ные права. Определение вещи, имеющее силу во всем имуществен­ном праве, охватывало все упомянутые предметы. Согласно с этим, вещами, или res, в имущественном праве, на основании взглядов, выявляемых в источниках по римскому праву, были части приро­ды. доступные и полезные человеку, люди, человеческая деятель­ность, а также отдельные права, если они являлись предметом иму­щественных отношений.

По свойствам, имеющим особую важность в эко­номическом и правовом обороте, вещи делились на несколько групп.

А. Вещи в гражданском обороте. Сюда входили:

Манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi). В старом и классическом праве вещи делились на res mancipi и res nec mancipi. Res mancipi были теми, чей правовой оборот мог проявляться в специальных и освященных формах, доступных лишь римским гражданам. Res nec mancipi были все другие вещи хозяйственного оборота. Оборот res nec mancipi разворачивался в формах, которые были менее освященными, общими для римских граждан и других свободных жителей государства.

К первым относились наиболее ценные для индивидуального хозяйства вещи — рабы (в древнейшее время — жена, дети), упряжные и вьючные животные, италийская земля, которые отчуждались с соблюдением торжественного акта — манципации в присут­ствии не менее 5 свидетелей. Все другие неманципируемые вещи отчуждались по традиции — простой передачи. Цель манципации — проследить за оборотом вещей, являвшихся хозяйственной основой римской семьи и в силу этого — особой заинтересованности в них общины и государства. Поэтому устанавливалась публичностьсделок с такими вещами.

Движимые и недвижимые вещи. Движимыми (res mobiles) были вещи, которые могли изменять положение в пространстве без уменьшения своей ценности и по­вреждения собственной сущности. Между движимыми вещами раз­личались те, что не двигались сами, но могли быть приведены в движение со стороны других и вещи, которые двигались сами. Среди вещей, ко­торые двигались сами, самыми важными являлись скот и рабы.

Недвижимыми (res immobiles) были вещи, которые не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности. Важнейшей недвижимой вещью была земля и все то, что было тесно соединено с землей. В этом значении недвижимостью считались строения, все, что было посеяно и посажено на земле – все это, вместе взятое, имело собирательное имя superficies (земная поверх­ность). Это разделение имело значение при появлении правила: все, что находилось на земле, принадлежало собственнику земли, без связи с тем, кому принад­лежали перечисленные составные части.

Заменимые и незаменимые вещи. Деление вещей на заменимые и незаменимые имело большое значение, так как от этого свойства вещей зависела ответствен­ность за случайно утраченную вещь, как и природа отдельных пра­вовых отношений. Когда речь шла о заменимых вещах, применя­лось правило, которое означало, что должник оставался обязанным возвратить долг, пока существовала хотя бы одна вещь этого рода. Когда речь шла о незаменимых вещах, употреблялось другое правило, означающее, что должник был освобожден от каких-либо обязательств, если утрата вещи произошла без его вины. В связи с большим значением деления вещей на заменимые и неза­менимые в римском праве этому вопросу было уделено серьезное внимание.

По нормам римского права заменимыми вещами (res fungibiles) считались вещи, которые стороны сами определили таковыми. Это же имело силу и для незаменимых вещей (res non fungibiles). Согласно этому положению, свойство заменимости и незаменимости отдельных ве­щей зависело прежде всего от воли сторон. Между тем, в том слу­чае, когда стороны не определились по этому вопросу, свойство заменимости или незаменимости устанавливалось при помощи оп­ределенных правовых предпосылок.

640 1

Одна из них была следующая: заменимы­ми считать вещи, определенные как родовые (in genere), а незаменимыми — вещи, определенные как индивидуальные (in specie). Вещами, определенными in genere, счита­лись те, которые в обычном экономическом обороте не были опре­делены в такой мере, чтобы можно было индивидуализировать их в массе однородных предметов, а определенными (in specie) — те, ко­торые обычно индивидуализировались по особым характеристикам до такой степени, что точно было известно, о каком предмете идет речь.

Расходуемые и нерасходуемые. Следующая правовая предпосылка по определению свойства заменимости и незаменимости, была необходима в связи с тем, что экономический оборот отдельных масс добра на римском рынке лавировал между оборотом количества и оборотом индивидуализи­рованных предметов. Для того, чтобы было ясно, в каких случаях о каких вещах идет речь, вещи делились на res consumptibiles, или расходуемые, и на res non consumptibiles, или нерасходуемые вещи, считающиеся незаменимыми (например, украшения). Расходуемыми были вещи, которые материально уничтожаются при их однократном использовании – продукты, деньги. Пос­ледние считались расходуемыми не только потому, что ими можно воспользоваться лишь путем их расходования, но и потому, что при расчетах они смешиваются с другими деньгами и утрачиваются для собственника. Нерасходуемыми вещи не уничтожаются от употребления (например, об­ручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (например, платье, обувь). Классифицируемые вещи в обо­роте подчиняются различным юридическим правилам. Так, предметом договора займа могут быть лишь по­требляемые вещи, а предметом договора найма — не­потребляемые.

Главные вещи и принадлежности. При решении вопроса собственности на составную вещь, если вещь была создана жестким соединением частей, принадлежащих различным собственникам, для применения правила «принадлежность следует судьбе главной вещи» часто было необходимо определить, какая вещь главная, а какую следует считать принадлежностью (res accessorium). Общее правило существовало лишь по отношению к земле и земельным superficies. В других слу­чаях, как главная вещь (res principale) определялась та часть вещи, которая содержала в себе признаки целой вещи, а как принадлеж­ности, или акцессориумы, — те составные части главной вещи, ко­торые помогали ей осуществлять свои экономические функции. В связи с тем, что в отдельных случаях и с помощью указанного кри­терия было трудно определить, где главная вещь. а где принад­лежность. римские юристы предложили и вспомогательный критерий: quid cui servit — что чему служит. Между тем, этот критерий применялся только тогда, когда принадлежность нельзя было отделить от главной вещи без большого вреда.

Плодоприносящие вещи и плоды. Плодоприносящей вещью считался каждый предмет, который по природе или по правовым предписаниям (в экономическом обо­роте) был способен создавать новые экономические ценности. Но­вые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодо­приносящей вещи под действием естественных законов и в резуль­тате человеческого труда или законов экономического обращения, назывались плодами (res fructus).

Плоды, происходящие от плодоносящих вещей, назывались res fructiferae. Те из них, которые появлялись под действием законом природы и в результате человеческого тру­да, назывались fructus naturalis, или естественные плоды. Естест­венные плоды, как правило, принадлежали собственнику вещи. Однако, в связи с тем, что по поводу одной вещи, находящейся в собственности определенного лица, могли возникать различные правовые трансакции, благодаря которым и некоторые несобствен­ники могли участвовать в собирании природных плодов, было необ­ходимо зафиксировать различные моменты этого присвоения.

Уже в древний период развития римского права было ясно, что могут существовать определенные плоды, которые возникают не под действием законов природы и с использованием человече­ского труда, а лишь в результате участия людей в экономическом и правовом обращении. Эти плоды, возникающие от разных других факторов, которыми являются разнооб­разные имущественные трансакции. Плоды, собираемые как воз­мещение при подобных работах, были известны как fructus civiles, или гражданские плоды. В группу гражданских плодов входили проценты, рента о сдачи земли в аренду и т. д.

Б. Вещи, изъятые из гражданского оборота. Римские граждане не имели права присваивать все те вещи, которые по своим естественным свойствам были способны удовле­творять их потребности. Многие такие вещи были предназначены для удовлетворения потребностей римского государства и римско­го культа. Кроме того, существовали и вещи, которые не могли быть предметом частного присвоения, потому что были предназначены для общего употребления гражданами. На основании этого в рим­ском праве появилось деление на вещи, подлежащие частному при­своению, и вещи, такому присвоению не подлежащие.

Res publicae были вещи, необходимые и для функционирования государства и для развития общественной жизни граждан: общест­венные peки, общественные дороги, пристани, общественная почта, общественные площади, общественные парки, общественные бани, стадионы и т. д. Все эти вещи были собственностью римского госу­дарства.

Res communes omnium (вещи, общие для всех людей) были вещи, которые по сво­ей сути или по количеству существования в природе были непри­годны для присвоения. Содержание этой группы вещей изменялось в ходе истории. В классическом и постклассическом праве вещами, общими для всех, были: воздух, вода, которая течет, море и морской берег до гра­ницы наивысшего зимнего прилива.

Все другие вещи, согласно римским предписаниям, были вещами, подлежащими частному присвоению (res privatae). Вещи, имеющие хозяина в данный момент и, как правило, находящиеся в его владении, назывались res in bonis. Вещи, которые могли быть предметом присвоения, но еще не являлись ничьей соб­ственностью (дикие животные, птицы, рыбы, драгоценные камни) или имели когда-то хозяина, память о котором давно исчезла. Эти вещи назывались ничьи, или res nullus.

Источник

§ 50. виды вещей

§ 50. виды вещей

151. Вещи движимые и недвижимые. Деление вещей на движимые и недвижимые в римском праве не имело особого значения. И те и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам. Тем не менее это естественное деление играло некоторую характерную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fiindi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью,поверхности земли – res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit – сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Невозможной представлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось, как часть поверхности.

Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций (пп. 231, 232). Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения (п. 203) требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вещей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana – городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica – сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища ц склады. Различались также земли италийские и провинциальные.

152. Res mancipi et res nee mancipi. Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.

Omnes res aut mancipi sunt aut nee mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tarn rustica, qualis est fundus, quam urbana, qualis domus; item iura praediorum rusticorum, velut via, iter, actus, aquaeductus; item servi et quadru-pedes quae dorso collove doman-tur, velut boves, muli, equi, asini, ceterae res nee mancipi sunt (Ulp. Reg. 19. 1).

Все вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются неманципиальными.

Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные) сервитуты, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев.

Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые пещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т. д.

Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно простой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов – mancipation и in iure cessio (nn. 196-197).

153. Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неде

лимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не из

меняют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть

представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa

Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere (D. 13.6. 5. 15). При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию (п. 188).

Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).

154. Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым относились вещи, которые, согласно их прямому назначению, при первом

же пользовании материально уничтожались – res quae ipso usu

consumuntur, tolluntur. Сюда относились продовольствие и деньги,

последние в том смысле, что при каждом расчете они терялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались такие, которые не

изнашивались от употребления (драгоценный камень), или если и

уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение – res quae usu minuuntur.

Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми вещами, возврат их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.

155. Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et species). Знакомство с греческими приемами общей систематики привело еще «старых» римских юристов периода республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественнонаучное и логическое деление вещей дополнялось требованием исследовать в каждом

отдельном правоотношении намерения сторон – рассматривали ли они

вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т. е. обладаюшую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность определялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выражений – res, quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt – вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, мерой, весом.

Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.

Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотношения, как родовая, то она считалась юридически не подверженной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило – genera non pereunt (род не погибает). В случае же гибели индивидуально определенной вещи, лицо, обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей заменимых (res fungibiles), т. е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.

156. Вещи простые и сложные. Следуя стоической философии, Пом-поний различал три вида вещей:

Tria autem genera sunt cor-porum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon voca-tur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerenti-bus constat, quod synemmenon vo-catur, ut aedificium, navis, ar-marium, tertium quod ex distanti-bus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini subiecta, veluti populus, legio, grex (D. 41. 3. 30. pr.).

Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.

Простые вещи – corpus, quod uno spiritu continetur – образуй

щие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся

составные части (раб, бревно, камень и т. п.).

Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разно

родных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящие

общее наименование – universitates rerum cohaerentium, например

здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне

целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже

принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в записимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.

Наконец, третью группу составляли совокупности раздельны?!

вещей – universitates rerum distantium, материально не связанных, ее

единенных только одним общим назначением и именем, например!

стадо, легион. Это – временные хозяйственные или организационные

объединения вещей или лиц.

В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь от-J дельные вещи; входившие в целое. Однако, уступая требованиям обе рота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияни^ целостного представления; например, собственник стада мог истребс вать все стадо, доказав право собственности на большую часть отдель ных животных, ответчику же предоставлялось доказывать, что осталь-1 ные не принадлежали истцу; при узуфрукте и залоге стада управо-1 моченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо! пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждений негодного материала.

157. Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными (accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положении последней. Основными видами побочных вещей считались: части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сделки, последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь случаях своего отделения от целого. Таким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиняло их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если соединение сопровождалось изменением сущности включенной вещи или нераздельностью полученного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например, растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении вещи,присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юридическое положение присоединенной вещи.

Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого бревна в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собственник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).

Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи; однако лишь при совместном использовании той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Плоды. Плодами естественными считались прежде всего органические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, молоко).

Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относило продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.

Плоды делились на: a) fructus pendentes – плоды, еще соединенные с производящей их вещью; б) fructus separati – плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в) fructus percept! – плоды, не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в спою очередь подразделялись на fructus exstantes – плоды, наличные в натуре и fructus consumpti – плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различали еще категорию плодов – fructus percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.

Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи (п. 199). При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска наличные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И.Петражицким, доказавшим, что ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им плодов, римское право стремилось обеспечить устойчивость хозяйственных отношений, охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью, от обременительной обязанности возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадлежат тому, кто их потребил.

Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем, так и получаемый на основании особых правоотношений по поводу плодоприносящей вещи, например, проценты, получаемые с капитала.

158. Имущество. Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.

Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц термином familia pecuniaque – первоначально совокупность рабов и скота (pecus-pecunia). Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивильном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки – patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими культовыми обязанностями к наследникам.

В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское добро» (bona paterna avitaque – в формуле объявления лица расточителем). Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу, независимо от того, само лицо приобрело это имущество, или имущество досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро – bona – гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что имуществом каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за вычетом долгов. Как некоторое обособленное имущество рассматривалось имущество, выделенное домовладыкой в пользу раба или подвластного для самостоятельного хозяйствования и управления (так называемый пекулий, см. п. 117).

159. Вещи в обороте и вне оборота – res in commercio et res extra commercium. Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по оценке – aestimationem recipiunt.

Внеоборотными вещами – res extra commercium – считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium поп est (D. 18. 1. 16. pr.). Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.

Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды – in patrimonio populi vel fisci – в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.

Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или об-Щины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и Целей – res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные Дороги и реки.

Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т. е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.

Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.

Наконец, вне оборота были res divini iuris – вещи божеского права которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae) – храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба – res religiosae (Гай. 2. 4). Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей – res sacrae – для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • res mancipi в римском праве это
  • res immobiles в римском праве