История римского права
Часть II. История гражданского права
Глава VI. История гражданского общества
§ 49. Status familiae
Общий характер древнеримской familia
Основой всего древнеримского строя была, как уже известно, семья — familia; она являлась базисом государственной и 228 общественной жизни. Вне принадлежности к той или другой семье, а через нее к тому или другому роду (gens), нельзя было в древнейшее время быть и гражданином — civis. С этой точки зрения, familia так же, как и civitas и libertas, составляет естественное предположение гражданской правоспособности: все три status выходят в конце концов из одного и того же источника.
с. 296 Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является, paterfamilias.
Наружу личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало-помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.
Personae sui и alieni juris
с. 297 К первым относятся только patresfamilias, т. е. лица семейно-самостоятельные. Нет необходимости, чтобы 229 paterfamilias был действительно отцом, имел семью и детей; нужно только, чтобы лицо не было подчинено чьей бы то ни было власти в семейном порядке. Только лица семейно-самостоятельные суть субъекты прав для себя и за свой счет — personae sui juris; только они могут иметь свое имущество и приобретать права для себя.
В дальнейшем положение personae alieni juris аналогично положению рабов. Обязательства их по сделкам так же точно, как и обязательства рабов, первоначально вовсе ничтожные, с течением времени стали рассматриваться, как obligationes naturales. Домовладыка же за них принципиально не отвечает. Исключение составляют и здесь только: a) случай причинения подвластным вреда, где имеет место noxae datio (домовладыка обязан или возместить вред, или выдать виновного для отработки его) и b) случаи actiones adjecticiae qualitatis, которые все в равной мере применимы и к подвластным.
В более позднем праве, однако, положение свободных подвластных начинает уже значительно отличаться от положения рабов. В частности, за ними постепенно признается способность приобретать известные виды имуществ для себя, не только фактически, но с. 298 и юридически. Вследствие этого, оставаясь в принципе personae alieni juris, они в то же время для известных отношений уже приобретают характер personae sui juris. Но об этом подробнее ниже.
Agnatio и cognatio
Характер семьи определял собою и характер древнеримского родства. Единство семьи создавалось не единством кровной связи, а единством власти. Все то, что вступало под эту власть, делалось членом семьи и родственником; все, что выходило из-под этой власти, становилось юридически чужим. Если, например, усыновленные чужие делались своими (sui), то собственный сын домовладыки, эманципированный им, или дочь, вышедшая замуж в другую семью, порывали все юридические связи со своей прежней семьей и утрачивали все права по ней — например, права наследования. Такое родство юридическое, родство по власти, носит техническое название agnatio и 230 противополагается родству естественному, родству по крови, которое называется cognatio. Уже приведенные примеры показывают, насколько первое может не совпадать со вторым.
После смерти paterfamilias его familia разделяется на несколько новых familiae: все лица, бывшие непосредственно подчиненными его власти, делаются теперь сами patresfamilias и personae sui juris. Но юридическая связь между ними не порывается: бывшая над ними общая власть продолжает объединять их; они остаются по отношению друг к другу агнатами. Агнатическая связь будет продолжаться и далее — после их смерти — между их потомками — до тех пор, пока вообще будет сохраняться память об общем происхождении.
§ 49. Status familiae
§ 49. Status familiae
Основой всего древнеримского строя была, как уже известно, семья — familia; она являлась базисом государственной и общественной жизни. Вне принадлежности к той или другой семье, а через нее к тому или другому роду (gens), нельзя было в древнейшее время быть и гражданином — civis. С этой точки зрения, familia так же, как и civitas и libertas, составляет естественное предположение гражданской правоспособности: все три status выходят в конце концов из одного и того же источника.
Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является paterfamilias.
По отношению ко всему, что входит в состав familia, paterfamilias есть господин — herus; власть его абсолютна и юридически совершенно одинакова: и лица, и вещи находятся перед ним в одинаковом положении. Эта абсолютная власть носила в древнейшее время название manus. С течением времени юридическое положение различных элементов семьи дифференцировалось, и тогда власть paterfamilias над каждым из этих элементов приобрела свое особое обозначение, но первоначальное единство власти сказывается еще в некоторых выражениях, сохранившихся и в позднейшее время. Старое общее название manus стало специальным названием власти мужа над женой; власть paterfamilias над детьми обозначается термином уже patria potestas, но освобождение из этой власти обозначается термином emancipatio, в корне которого стоит еще старое manus (e — man — cipatio). Власть господина над рабами характеризуется как dominica potestas, но прежнее название звучит еще в выражении manu — missio. Наконец, термины res mancipi и nec mancipi, mancipatio свидетельствуют о том, что и власть над вещами (собственность, dominium) в древнейшее время также обозначалась общим словом manus.
Вовне личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало — помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.
Ввиду такого строения семьи, смотря по положению в ней, все лица с точки зрения гражданской правоспособности распадаются на две категории: personae sui juris («лица своего права») и personae alieni juris («лица чужого права»).
К первым относятся только paterfamilias, то есть лица семейно — самостоятельные. Нет необходимости, чтобы paterfamilias был действительно отцом, имел семью и детей; нужно только, чтобы лицо не было подчинено чьей бы то ни было власти в семейном порядке. Только лица семейно — самостоятельные суть субъекты права для себя и за свой счет — personae sui juris; только они могут иметь свое имущество и приобретать права для себя.
Все остальные лица, то есть дети (filii и filiae familias) и дальнейшее потомство, а также в древности жена, которая (при браке cum manu брак с властью мужа) считалась filiae loco (на положении дочери), суть personae alieni juris. Они все — таки personae, а не «. », как рабы; но они personae alieni juris, то есть субъекты не для себя и не за свой счет, а за счет своего домовладыки. Отсюда вытекают следующие общие положения: с одной стороны, они способны ко всякого рода приобретениям, как цивильным, так и натуральным (juris gentium) — и притом ex sua persona («сами по себе»), а не ex persona domini («от имени господина»), как рабы; но, с другой стороны, все, что они приобретают, делается eo ipso собственностью их paterfamilias. Если даже paterfamilias что — либо оставляет им в их исключительное пользование, это будет peculium, которое юридически, как и peculium рабов, будет считаться собственностью домовладыки.
В дальнейшем положение personae alieni juris аналогично положению рабов. Обязательства их по сделкам так же точно, как и обязательства рабов, первоначально вовсе ничтожные, с течением времени стали рассматриваться, как obligationes naturales. Домовладыка же за них принципиально не отвечает. Исключение составляют и здесь только: a) случай причинения подвластным вреда, где имеет место noxae datio (домовладыка обязан или возместить вред, или выдать виновного для отработки его) и b) случаи actiones adjecticiae qualitatis, которые все в равной мере применимы и к подвластным.
В более позднем праве, однако, положение свободных подвластных начинает уже значительно отличаться от положения рабов. В частности, за ними постепенно признается способность приобретать известные виды имуществ для себя, не только фактически, но и юридически. Вследствие этого, оставаясь в принципе personae alieni juris, они в то же время для известных отношений уже приобретают характер personae sui juris. Но об этом подробнее ниже.
Характер семьи определял собою и характер древнеримского родства. Единство семьи создавалось не единством кровной связи, а единством власти. Все то, что вступало под эту власть, делалось членом семьи и родственником; все, что выходило из — под этой власти, становилось юридически чужим. Если, например, усыновленные чужие делались своими (sui), то собственный сын домовладыки, эманципированный им, или дочь, вышедшая замуж в другую семью, порывали все юридические связи со своей прежней семьей и утрачивали все права по ней — например, права наследования.
Такое родство юридическое, родство по власти, носит техническое название agnatio и противополагается родству естественному, родству по крови, которое называется cognatio. Уже приведенные примеры показывают, насколько первое может не совпадать со вторым.
После смерти paterfamilias его familia разделяется на несколько новых familiae: все лица, бывшие непосредственно подчиненными его власти, делаются теперь сами patresfamilias и personae sui juris. Но юридическая связь между ними не порывается: бывшая над ними общая связь продолжает объединять их; они остаются по отношению друг к другу агнатами. Агнатическая связь будет продолжаться и далее — после их смерти — между их потомками — до тех пор, пока вообще будет сохраняться память об общем происхождении.
Родство имеет вообще большое значение в области гражданского права; на нем покоится, в частности, все наследование. Древнеримское цивильное право признавало в этом отношении только родство агнатическое; когнаты (кровные родственники), напротив, совершенно игнорировались. Только преторский эдикт придал некоторое юридическое значение и родству по крови. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на основе родства кровного, когнатического.
Читайте также
§ 47. Status libertatis
§ 47. Status libertatis На всем протяжении истории верховным, основным условием гражданской правоспособности в римском праве было обладание свободой. Раб, servus, есть не субъект прав, а объект их, не persona, а вещь, res. С течением времени фактическое положение рабов могло изменяться,
§ 48. Status civitatis
§ 48. Status civitatis Как уже упоминалось раньше, основным принципом древнего римского, как и всякого вообще древнего, права было правило, что только римский гражданин, только civis Romanus может быть поэтому членом гражданского общества и субъектом прав. Всякий негражданин, всякий
§ 51. Status controversia
§ 51. Status controversia То или другое состояния лица, status, может стать предметом спора. Поскольку этот спор имеет значение для публичных прав, он будет разрешаться соответствующей властью в порядке административного производства: если, например, кто — либо пожелает выставить
Покровский И.А. История римского права
§ 48. Status civitatis
Как уже упоминалось раньше, основным принципом древнего римского, как и всякого вообще древнего, права было правило, что только римский гражданин, только civis Romanus может быть поэтому членом гражданского общества и субъектом прав. Всякий негражданин, всякий иностранец, принципиально рассматривался как hostis, как враг, стоящий вне правового общения, могущий быть захваченным в плен и, таким образом, быть превращенным в раба. Известную защиту он мог приобрести себе только обходным путем в виде клиентела. Это исключение иностранцев от правового общения касалось не только прав политических, но и прав гражданских: правовою защитой пользовался человек только потому, что он гражданин. Вот почему status civitatis являлось в глазах римских юристов непременным условием гражданской правоспособности.
Закон Каракаллы, превратив всех жителей Римской империи в cives, этим самым уничтожил latini coloniarii, но не уничтожил latini Juniani, которые продолжали существовать вплоть до Юстиниана.
§ 49. Status familiae
Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является paterfamilias.
Вовне личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало-помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.
Ввиду такого строения семьи, смотря по положению в ней, все лица с точки зрения гражданской правоспособности распадаются на две категории: personae sui juris и personae alieni juris[565].
В дальнейшем положение personae alieni juris аналогично положению рабов. Обязательства их по сделкам так же точно, как и обязательства рабов, первоначально вовсе ничтожные, с течением времени стали рассматриваться как obligationes naturales. Домовладыка же за них принципиально не отвечает. Исключение составляют и здесь только: a) случай причинения подвластным вреда, где имеет место noxae datio (домовладыка обязан или возместить вред, или выдать виновного для отработки его), и b) случаи actiones adjecticiae qualitatis, которые все в равной мере применимы и к подвластным.
В более позднем праве, однако, положение свободных подвластных начинает уже значительно отличаться от положения рабов. В частности, за ними постепенно признается способность приобретать известные виды имуществ для себя, не только фактически, но и юридически. Вследствие этого, оставаясь в принципе personae alieni juris, они в то же время для известных отношений уже приобретают характер personae sui juris. Но об этом подробнее ниже.
Родство имеет вообще большое значение в области гражданского права; на нем покоится, в частности, все наследование. Древнеримское цивильное право признавало в этом отношении только родство агнатическое; когнаты[570], напротив, совершенно игнорировались. Только преторский эдикт придал некоторое юридическое значение и родству по крови. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на основе родства кровного, когнатического.
§ 50. Capitis deminutio
Юридическое положение человека как субъекта права и члена гражданского общества вследствие известных обстоятельств может быть или вовсе уничтожено, или же в такой или иной степени ослаблено, умалено. Такое умаление гражданской правоспособности на языке римских классических юристов называется capitis deminutio.
Не подлежит, однако, сомнению, что такой вид теория capitis deminutio приобрела лишь в учениях классических юристов; в более раннее время существо capitis deminutio было, вероятно, несколько иное, хотя эволюция этого института во многих отношениях очень спорна[571].
Рассмотрим случаи capitis deminutio и ее последствия несколько ближе.
[561] Ingenuitas – равные прирожденному гражданину. (Прим. ред.)
[562] О Jus Latii см.: Kniep F. Gai Institutiones. I. S. 162 и сл.
[564] Ihering R. v. Entwicklungsgeschichte des römischen Rechts. 1894. S. 92 и сл.
[565] Personae sui juris – «лица своего права»; personae alieni juris – «лица чужого права». (Пер. ред.)
[566] Cum manu – брак с властью мужа; filiae loco – на положении дочери. (Прим. ред.)
[567] aprÒswpoi – «безличные, не имеющие лица» (греч.). (Прим. ред.)
[568] Ex sua persona – «сами по себе». (Пер. ред.)
[569] Ex persona domini – «от имени господина». (Пер. ред.)
[571] См.: Krüger M. Geschichte der capitis deminutio. I. 1887; Eisele F. Zur Natur und Geschichte der capitis deminutio. 1896; Desserteaux F. Etudes sur la formation historique de la capitis deminutio. 1909.
[572] Trans Tiberim – за Тибр, то есть за границу. (Прим. ред.)
[573] Ex jure gentium – по праву народов. (Прим. ред.)
[574] Liber in mancipio – свободный в кабале. (Прим. ред.)
[575] Servorum loco – «на положении рабов». (Пер. ред.)
[576] Civili ratione capitis deminutio morti coaequatur – «по представлениям цивильного права умаление правоспособности равняется смерти». (Пер. ред.)
[577] Societas – договор товарищества. (Прим. ред.)
[578] Qui ab hostibus capti, si reversi fuerint, omnia pristina jura recipiunt – «захваченные врагами в плен в случае возвращения получают назад все прежние права». (Пер. ред.)
[579] Quia postliminium fingit eum, qui captus est, semper in civitate fuisse – «так как возвращение делает того, кто был взят в плен, постоянным жителем государства». (Пер. ред.)
[580] Quasi tunc decessisse videtur, cum captus est – «представляется, будто он умер тогда, когда был взят в плен». (Пер. ред.)
[581] Incensus – уклонившийся от ценза (переписи) с целью избежать призыва на военную службу, что каралось продажей в рабство за границу. (Прим. ред.)
[582] Actio utilis – иск по аналогии. (Прим. ред.)
[583] Civilis ratio civilia quodem jura corrumpere potest, naturalia vero non potest – «правило цивильного права может разрушить цивильные же права, но не естественные». (Пер. ред.)
[584] Amissis bonis et civitate relicta nudus exulat – «потеряв имущество и оставив государство, становится изгнанником». (Пер. ред.)
[585] Jure civili – «по цивильному праву». (Пер. ред.)
Лекции, шпаргалки, учебники, практикумы.
Решения задач по гражданскому, уголовному,
семейному, трудовому и другим отраслям права.
Римское частное право. Курс лекций.
21. Учение о трех статусах в римском праве (status libertatis, status civitatis, status familiae).
Для физического лица по римскому праву было установлен 3 статуса:
1. Статус свободы (status libertatis): лица, обладающие им, считались свободными, остальные – рабами.
2. Статус гражданства (status civitatis): лица, обладающие им, считались римскими гражданами, остальные – негражданами.
3. Семейный статус (status familiae): лица, обладающие им, считались домовладыками, остальные – подвластными. Полностью правоспособным физическое лицо по римскому праву признавалось, если обладало всеми тремя статусами. Отсутствие более высокого статуса автоматически означало и отсутствие более низких (так, раб был, соответственно, негражданином и подвластным). О лицах, не имеющих статуса свободы, т.е. рабах см. вопросы №№24, 25.
Только лица, обладающие статусом гражданства, т.е. римские граждане, подпадали под действие норм цивильного права. Неграждане делились на латинов (жители италийских городов, получили права римского гражданства после союзнической войны в Iв. до н.э.) и перегринов (иностранцев, получили права римского гражданства по эдикту императора Каракаллы в 212г.). Латины и перегрины обладали гражданской правоспособностью в рамках преторского права и права народов. Гражданство приобреталось в силу рождения (от римского брака), в силу освобождения из рабства (если господином был гражданин: действовало правило, по которому вольноотпущенник получал тот статус, которым обладал его господин), в силу усыновления римским гражданином чужеземца, в силу предоставления лицу гражданства римским государством. Гражданство утрачивалось в силу добровольного отказа при переезде из Рима (а также при высылке), при превращении лица в раба. Что касается семейного статуса, на начальном этапе развития римского права основное внимание уделялось не кровному (когнатскому), а агнатскому родству. Все агнатские родственники были объединены властью одного домовладыки.
Семья (familia) в римском праве
Предлагаем вам нашу новую статью, в которой мы расскажем, что понималось под семьей в римском праве, как исторически кардинально менялось содержание данного термина. Каково было политическое, религиозное и экономическое значение факта принадлежности к определенной семье. Также мы рассмотрим вопрос власти paterfamilias в римской семье, порядок её установления и различия в содержании (по отношению к детям, женам, рабам).
Понятие семьи в римском праве
Изначально семья рассматривалась не как совокупность лиц, а как имущественный комплекс, созданный домовладыкой (в источниках использовался термин familia pecuniaque — семья и скот).
Иными словами, семья — институт для ведения хозяйства, за экономическую деятельность которого несет ответственность домовладыка pater familias.
Цель существования семьи: создание экономических условий для хозяйствования (для продолжения рода существовал институт брака).
Семья общего права
В IV веке до н.э. возникает семья общего права (familia communi iure) как предпосылка для малой семьи своего права. К данной семье принадлежали все, подчиненные власти домовладыки (те, кто родился внутри данной группы или был включен в нее посредством юридических или религиозных процедур).
Основа семьи — гражданское родство (агнатическое родство, т.е. родство не по крови, а в силу закона, брака или власти), которое доминирует над кровными узами, или естественным родством (cognatio). Отец семейства тот, кто обладает dominium в доме, даже если у него нет сына, так как термин обозначает не только характеристику личности, но и право властвования над другими лицами.
Семья своего права
Постепенно формируется семья своего права (familia proprio iure), включающая три поколения лиц под властью домовладыки на основе родства или определенных процедур (сохранение процедур включения в семью понадобилось для решения имущественных задач).
Естественная, когнатическая семья получала все большее значение по сравнению с семьей агнатической в ходе исторической эволюции экономики: постепенное освобождение от отцовской власти и появление движения эмансипации происходит в результате развития торговли, которая предполагала активное самостоятельное участие подвластных членов семьи в делах отца. Отсюда же активная эмансипация женщин, сыновей, рабов.
В III веке н.э. римский юрист Ульпиан в своём определении семьи совмещает две концепции семьи общего и своего права: «Семья — небольшая группа лиц, подчинённых единой власти домовладыки по естественным или юридическим причинам».
Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права.
Статус семьи в римском праве
Особенности семьи в период классического римского права
Отношения власти в семье
Отношения в семье строились на основе неограниченной власти домовладыки над подвластными в формах:
a. Отцовской власти (partria potestas);
b. Супружеской власти над женой (manus);
c. Господской власти над рабами (dominica potestas).
Домовладыке подчинены лица чужого права: жена на положении дочери; дочери; сыновья и их жены (= внучки) и рабы, клиенты; усыновленные; вольноотпущенные.
Отцовская власть (partria potestas)
Права из отцовской власти:
Прекращение отцовской власти
Супружеская власть
У paterfamilias супружеская власть над женой — если брак с властью мужа или жена переходила под власть его домовладыки (институт manus, исчез при Юстиниане); жена на положении дочери.
Юридические последствия установления супружеской власти: имущество жены переходит мужу/главе семьи в виде преданного.
Переход под супружескую власть (как институт исчезает при Юстиниане)
Имущественное положение детей и рабов
Изначально у подвластных лиц нет своего имущества: юридически все принадлежит домовладыке, а подвластные могут только улучшать его положение.
Со временем растет торговый оборот, а подвластные не могли иметь права и нести обязанности → появилась необходимость в юридических средствах для признания коммерческой правоспособности подвластных.
В период республики Преторы поддерживали институт пекулия — автономное от имущество, которым подвластный (сын, реже дочь, или раб) распоряжался по своему усмотрению (пользование и управление имуществом для его приумножения).
Собственником пекулия являлся домовладыка (мог забрать пекулий). Paterfamilias отвечал по долгам подвластных в пределах размера пекулия. При этом подвластное лицо, становясь лицом своего права, сохраняли ранее переданный им пекулий за собой.