sui heredes в римском праве это

История римского права

Часть II. История гражданского права

Глава X. История наследования

§ 80. Насле­до­ва­ние ab in­tes­ta­to

Порядок насле­до­ва­ния ab in­tes­ta­to по зако­нам XII таб­лиц

Если умер­ший не оста­вил заве­ща­ния или остав­лен­ное заве­ща­ние не возы­ме­ло дей­ст­вия (напри­мер, назна­чен­ный в заве­ща­нии наслед­ник умер рань­ше заве­ща­те­ля или не поже­лал при­нять наслед­ство), то насту­па­ет насле­до­ва­ние по зако­ну. Порядок при­зва­ния к закон­но­му насле­до­ва­нию под­вер­гал­ся, одна­ко, в рим­ской исто­рии изме­не­ни­ям в свя­зи с общим посте­пен­ным пере­стро­е­ни­ем семьи и род­ства: общей тен­ден­ци­ей этой эво­лю­ции явля­ет­ся заме­на ста­ро­го агна­ти­че­ско­го прин­ци­па прин­ци­пом когна­ти­че­ским.

b) Если нет sui he­re­des, то при­зы­ва­ет­ся ag­na­tus pro­xi­mus или ag­na­ti pro­xi­mi, если есть несколь­ко агна­тов, сто­я­щих к умер­ше­му в оди­на­ко­во близ­кой сте­пе­ни род­ства. Таким обра­зом, при отсут­ст­вии соб­ст­вен­ной семьи у умер­ше­го, при­зы­ва­ют­ся его бра­тья 393 и сест­ры, а так­же мать, если она состо­я­ла с отцом покой­но­го в бра­ке cum ma­nu, — т. е. лица, нахо­дя­щи­е­ся во сте­пе­ни с. 505 агна­ти­че­ско­го боко­во­го род­ства с покой­ным. Если нет род­ст­вен­ни­ков сте­пе­ни, при­зы­ва­ет­ся третья сте­пень и т. д. — с тем, одна­ко, огра­ни­че­ни­ем, что жен­щи­ны далее so­ror con­san­gui­nea (далее сест­ры) уже исклю­ча­ют­ся от насле­до­ва­ния Vo­co­nia­na ra­tio­ne, т. е. по духу lex Vo­co­nia, о кото­рой было упо­мя­ну­то выше. Все наслед­ни­ки оди­на­ко­вой сте­пе­ни делят меж­ду собой наслед­ство in ca­pi­ta (пого­лов­но): jus rep­rae­sen­ta­tio­nis здесь уже нет, так как дети наслед­ни­ка будут уже при­над­ле­жать к даль­ней­шей сте­пе­ни, кото­рая устра­ня­ет­ся бли­жай­шею.

c) Если нет ника­ких агна­тов, то наслед­ство пере­хо­дит к gen­ti­les: пер­во­на­чаль­но, веро­ят­но, иму­ще­ство шло в род (gens), как тако­вой, при­чем от рода зави­се­ло рас­по­рядить­ся им, как угод­но; поз­же наслед­ство, по-види­мо­му, разде­ля­лось меж­ду отдель­ны­ми gen­ti­les. Но уже к кон­цу рес­пуб­ли­ки, вме­сте с окон­ча­тель­ным паде­ни­ем пат­ри­ци­ан­ской родо­вой орга­ни­за­ции, этот класс наслед­ни­ков исчез (Gai. III. 17: « to­tum gen­ti­li­cium jus in de­sue­tu­di­nem abiis­se » 5 ).

Bo­no­rum pos­ses­sio ab in­tes­ta­to по пре­тор­ско­му эдик­ту

Тако­ва была про­стая и цель­ная систе­ма цивиль­но­го насле­до­ва­ния, вполне соглас­ная с пат­ри­ар­халь­ным агна­ти­че­ским укла­дом всей тогдаш­ней жиз­ни. Но во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки этот пат­ри­ар­халь­ный уклад был уже рас­ша­тан: в систе­му ста­рых начал ста­ли про­ни­кать новые, и все вме­сте ста­ло пред­став­лять доволь­но слож­ное соче­та­ние раз­но­род­но­го. Таким соче­та­ни­ем раз­но­род­но­го пред­став­ля­ет­ся и пре­тор­ская систе­ма bo­no­rum pos­ses­sio in­tes­ta­ti в ее окон­ча­тель­ном виде, т. е. в том, в каком она выра­зи­лась в edic­tum per­pe­tuum Адри­а­на. Пре­тор­ский эдикт уста­нав­ли­ва­ет четы­ре клас­са лиц, при­зы­вае­мых к полу­че­нию bo­no­rum pos­ses­sio ad с. 506 in­tes­ta­to:

c) В третьем клас­се — « un­de cog­na­ti » — при­зы­ва­ют­ся кров­ные род­ст­вен­ни­ки умер­ше­го по поряд­ку сте­пе­ней вплоть до сте­пе­ни вклю­чи­тель­но (из толь­ко sob­ri­no и sob­ri­na na­ti, т. е. дети трою­род­ных бра­тьев и сестер). Вслед­ст­вие кров­но­го род­ства sui при­зы­ва­ют­ся здесь в тре­тий раз, eman­ci­pa­ti во вто­рой раз, in adop­tio­nem da­ti даже du­ran­te adop­tio­ne; далее, — все боко­вые когна­ты без вся­ко­го огра­ни­че­ния для жен­щин, при­чем бли­жай­шая сте­пень устра­ня­ет даль­ней­шую, а род­ст­вен­ни­ки одной сте­пе­ни делят наслед­ство in ca­pi­ta. В этом клас­се насле­ду­ют так­же дети, как закон­ные, так и неза­кон­ные после мате­ри и мать после детей.

d) Нако­нец, чет­вер­тый класс — « un­de vir aut uxor » : если нет нико­го из род­ст­вен­ни­ков преды­ду­щих клас­сов, то к насле­до­ва­нию при­зы­ва­ет­ся пере­жив­ший супруг — муж в слу­чае смер­ти жены, жена в слу­чае смер­ти мужа.

395 Таким обра­зом, пре­тор­ский эдикт, хотя и дает еще в общем пред­по­чте­ние агнат­ско­му род­ству, тем не менее впер­вые при­зы­ва­ет к насле­до­ва­нию и когна­тов, как тако­вых. Кро­ме того, в отли­чие от le­gi­ti­ma he­ri­di­tas, пре­тор­ский эдикт уста­но­вил suc­ces­sio gra­duum et or­di­num (edic­tum suc­ces­so­rium), т. е. после­до­ва­тель­ное наступ­ле­ние сле­дую­щих сте­пе­ней и сле­дую­щих клас­сов. В этих двух чер­тах и состо­ит, глав­ным обра­зом, про­гресс пре­тор­ско­го наслед­ст­вен­но­го пра­ва по срав­не­нию с цивиль­ным.

Зако­но­да­тель­ство импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни

В пери­од импе­рии даль­ней­шее уси­ле­ние когна­ти­че­ско­го род­ства застав­ля­ет зако­но­да­тель­ство идти далее по пути, наме­чен­но­му пре­тор­ским эдик­том. Целый ряд отдель­ных зако­нов осу­ществля­ет эту тен­ден­цию, уси­ли­вая наслед­ст­вен­ные пра­ва тех или дру­гих когна­тов на счет агна­тов. Пер­вый шаг в этом направ­ле­нии был сде­лан se­na­tus­con­sul­tum Ter­tul­lia­num (при Адри­ане), в силу кото­ро­го жен­щине, име­ю­щей jus li­be­ro­rum, было пре­до­став­ле­но цивиль­ное наслед­ст­вен­ное пра­во после ее детей. Вслед­ст­вие это­го мать при­зы­ва­ет­ся теперь не в клас­се un­de cog­na­ti, т. е. не после всех агна­ти­че­ских род­ст­вен­ни­ков, а в клас­се un­de le­gi­ti­mi: ее исклю­ча­ют от насле­до­ва­ния толь­ко соб­ст­вен­ные дети умер­ше­го, его отец и бра­тья; с сест­рой покой­но­го мать делить наслед­ство попо­лам. Прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние se­na­tus­con­sul­tum Ter­tul­lia­num состо­ит в том, что им впер­вые была при­зна­на воз­мож­ность цивиль­но­го насле­до­ва­ния на осно­ва­нии про­стой cog­na­tio. — Сле­дую­щий затем шаг пред­став­ля­ет с. 508 se­na­tus­con­sul­tum Or­phi­tia­num 178 г. при Мар­ке Авре­лии и Ком­мо­де, кото­рым было пре­до­став­ле­но такое же наслед­ст­вен­ное пра­во в клас­се le­gi­ti­mi детям после мате­ри. — Закон Вален­ти­ни­а­на, Фео­до­сия и Арка­дия рас­ши­ря­ет пра­ва детей на насле­до­ва­ние после род­ст­вен­ни­ков с мате­рин­ской сто­ро­ны. Само­му Юсти­ни­а­ну при­над­ле­жит несколь­ко ука­зов в том же духе (уни­что­же­ние для насле­до­ва­ния мате­ри необ­хо­ди­мо­сти jus li­be­ro­rum; уни­что­же­ние огра­ни­че­ния жен­щин Vo­co­nia­na ra­tio­ne и неко­то­рые дру­гие). В кон­це кон­цов, бла­го­да­ря этим мно­го­чис­лен­ным, но частич­ным поправ­кам прин­цип агна­ти­че­ско­го род­ства был зна­чи­тель­но ото­дви­нут, но вся систе­ма насле­до­ва­ния по зако­ну при­об­ре­ла чрез­вы­чай­но слож­ный и запу­тан­ный вид. Рефор­мы Юсти­ни­а­на (новел­лы 118 и 127) Упро­стить эту систе­му, постро­ив все насле­до­ва­ние исклю­чи­тель­но на кров­ном, когна­ти­че­ском род­стве, и соста­ви­ло зада­чу юсти­ни­а­нов­ских новелл — новел­лы 118 (543 г.), незна­чи­тель­но допол­нен­ной затем новел­лой 127 (548 г.).

Основ­ным прин­ци­пом юсти­ни­а­нов­ской систе­мы явля­ет­ся насле­до­ва­ние когна­тов без раз­ли­чия пола по поряд­ку их бли­зо­сти к умер­ше­му и с соблюде­ни­ем suc­ces­sio gra­duum et or­di­num. Порядок при­зва­ния опре­де­ля­ет­ся сле­дую­щи­ми четырь­мя клас­са­ми.

1. Пер­вый класс состав­ля­ют дес­цен­ден­ты, т. е. нис­хо­дя­щие умер­ше­го — сыно­вья и доче­ри, вну­ки от рань­ше умер­ших сыно­вей и доче­рей и т. д. Раздел наслед­ства про­ис­хо­дит in 396 stir­pes: дети рань­ше умер­ше­го отца полу­ча­ют все вме­сте ту часть, кото­рую полу­чил бы их роди­тель.

2. Если нет дес­цен­ден­тов, то при­зы­ва­ет­ся вто­рой класс, состо­я­щий из бли­жай­ших по сте­пе­ни асцен­ден­тов, т. е. вос­хо­дя­щих род­ных покой­но­го (отец, мать, дед, баб­ка и т. д.; если есть отец и дед, то при­зы­ва­ет­ся толь­ко отец), а так­же пол­но­род­ных (т. е. про­ис­хо­дя­щих от тех же отца и мате­ри) бра­тьев и сестер его и детей от рань­ше умер­ших пол­но­род­ных бра­тьев и сестер (при­зва­ние пле­мян­ни­ков вме­сте с дядья­ми и есть ново­введе­ние новел­лы ). Раздел in ca­pi­ta, при­чем толь­ко дети рань­ше умер­ше­го бра­та полу­ча­ют все вме­сте часть, сле­до­вав­шую их отцу. Если насле­ду­ют толь­ко одни асцен­ден­ты (без бра­тьев и т. д.), то наслед­ство делит­ся in li­neas, т. е. одна поло­ви­на идет асцен­ден­там с отцов­ской сто­ро­ны, дру­гая — асцен­ден­там с мате­рин­ской сто­ро­ны.

3. Тре­тий класс, при­зы­вае­мый при отсут­ст­вии пер­вых двух, состав­ля­ют непол­но­род­ные (т. е. про­ис­хо­дя­щие от одно­го отца, но от раз­ных мате­рей — con­san­gui­nei, или от одной мате­ри, но от с. 509 раз­ных отцов — ute­ri­ni) бра­тья и сест­ры покой­но­го и их дети, при­чем послед­ние полу­ча­ют так­же все вме­сте часть, сле­до­вав­шую их pa­rens prae­de­functus.

4. Если и этих нет, то при­зы­ва­ют­ся осталь­ные боко­вые род­ст­вен­ни­ки по поряд­ку бли­зо­сти сте­пе­ней без вся­ко­го огра­ни­че­ния — ad in­fi­ni­tum, лишь бы толь­ко мож­но было дока­зать род­ство. Бли­жай­шая сте­пень, конеч­но, отстра­ня­ет даль­ней­шую; рав­но близ­кие делят меж­ду собой in ca­pi­ta.

Мыс­ли­мо, нако­нец, что нико­го из пере­чис­лен­ных лиц (ни род­ст­вен­ни­ков, ни супру­га) нет; тогда иму­ще­ство явля­ет­ся вымо­роч­ным — bo­num va­cans. В ста­рое вре­мя оно дела­лось бес­хо­зяй­ным; вся­кий мог овла­деть им и путем usu­ca­pio pro he­re­de при­об­ре­сти его на пра­ве наслед­ни­ка в соб­ст­вен­ность. Lex Julia et Pa­pia Pop­paea устра­ни­ла эту бес­хо­зяй­ность, объ­явив, что bo­na va­can­tia при­над­ле­жит фис­ку (Gai. II. 159). Впо­след­ст­вии в неко­то­рых слу­ча­ях пра­во на bo­na va­can­tia было 397 пре­до­став­ле­но дру­гим учреж­де­ни­ям — напри­мер, церк­вям на вымо­ро­чен­ное иму­ще­ство состо­яв­ших при них лиц и т. п.

Источник

§ 80. Наследование ab intestato

§ 80. Наследование ab intestato

Если умерший не оставил завещания или оставленное завещание не возымело действия (например, назначенный в завещании наследник умер раньше завещателя или не пожелал принять наследство), то наступает наследование по закону. Порядок призвания к законному наследованию подвергался, однако, в римской истории изменениям в связи с общим постепенным перестроением семьи и родства: общей тенденцией этой эволюции является замена старого агнатического принципа принципом когнатическим.

Система наследования ab intestato старого цивильного права определялись положением законов XII таблиц: «Si intestato moritur, cui suus heres nec escit, adgnatus proximus familiam habeto. Si adgnatus nec escit, gentiles familiam habento» («если умирает без завещания тот, кто не имеет своего наследника, пусть наследство возьмет ближайший агнат. Если нет агната, пусть наследство возьмут члены рода»). Согласно этому положению, призвание к наследованию слагается из следующих трех классов:

а) Прежде всего к наследованию призываются sui heredes, то есть лица находившиеся в семье и под непосредственной властью умершего и вследствие его смерти сделавшиеся personae sui juris, то есть filii familias и filiae familias, дети от раньше умерших сыновей или дочерей, жена при браке cum manu, усыновленные. Наследство делится при этом in stirpes (поколенно): внуки от раньше умершего сына получают ее вместе, сколько бы их ни было, ту часть, которую получил бы их отец, если бы был жив (так называемое jus repraesentationis). Наследование sui heredes, с точки зрения старого права, есть даже не наследование, а просто вступление в самостоятельное управление тем имуществом, которое еще при жизни peterfamilias принадлежало им на правах семейной общей собственности. Этим объясняется и то обстоятельство, что приведенное положение законов XII таблиц говорит о sui heredes только косвенно («sui suus heres nec escit» — у кого нет своего наследника). Мысль об участии их в семейной собственности еще при жизни отца жива даже в эпоху классических юристов: Гай (II. 157) говорит, что sui heredes «vivo quoque parente quodammodo domini existimantur» («свои наследники при жизни родителя все же считаются некоторым образом собственниками имущества»). Еще определеннее выражается Павел: «In suis heredibus evidentius apparet continuationem dominii eo rem perducere ut nulla videatur hereditas fuisse, quasi olim hi domini essent, qui etiam vivo patre quodammodo domini existimantur… Itaque post mortem patris non hereditatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur» («в отношении своих наследников в высшей степени очевидно, что преемственность собственности до того доводит дело, что не видно никакого наследования, будто прежде те были собственниками, кто даже при жизни отца некоторым образом представлялись собственниками… Поэтому кажется, что после смерти отца они не наследство получают, но в большей степени получают свободу распоряжения имуществом», fr. 11. D. 28. 2).

b) Если нет sui heredes, то призывается agnatus proximus или agnati proximi, если есть несколько агнатов, стоящих к умершему в одинаково близкой степени родства. Таким образом, при отсутствии собственной семьи у умершего, призываются его братья и сестры, а также мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu, — то есть лица, находящиеся во 2–й степени агнатического бокового родства с покойным. Если нет родственников 2–й степени, призывается третья степень и т. д. — с тем, однако, ограничением, что женщины далее soror consanguinea (далее сестры) уже исключаются от наследования Voconiana ratione, то есть по духу lex Voconia, о которой было упомянуто выше. Все наследники одинаковой степени делят между собой наследство in capita (поголовно): jus repraesentationis здесь уже нет, так как дети наследника будут уже принадлежать к дальнейшей степени, которая устранаяется ближайшею.

с) Если нет никаких агнатов, то наследство переходить к gentiles: первоначально, вероятно, имущество шло в род (gens), как таковой, причем от рода зависело распорядиться им, как угодно; позже наследство, по — видимому, разделялось между отдельными gentiles. Но уже к концу республики, вместе с окончательным падением патрицианской родовой организации, этот класс наследников исчез (Gai. III. 17: «totum gentilicium jus in desuetudinem abiisse» — «все гентильное право ушло в небытие»).

При этом, как было уже упомянуто, наследование по jus civile имеет ту особенность, что призываются к наследованию только те лица, которые оказываются ближайшими к умершему в момент его смерти. Если эти лица не принимают наследства или умирают до его принятия, то наследство не переходит к следующему по порядку, а считается выморочным, а потому в древнейшее время безхозяйным. Это выражается правилом: «in legitimis hereditatibus successio non est».

Такова была простая и цельная система цивильного наследования, вполне согласная с патриархальным агнатическим укладом всей тогдашней жизни. Но во второй половине республики этот патриархальный уклад был уже расшатан: в систему старых начал стали проникать новые, и все вместе стало представлять довольно сложное сочетание разнородного. Таким сочетанием разнородного представляется и преторская система bonorum possessio intestati в ее окончательном виде, то есть в том, в каком она выразилась в edictum perpetuum Адриана. Преторский эдикт устанавливает четыре класса лиц, призываемых к получению bonorum possessio ad intestato:

а) Класс «unde liberi». Сюда причисляются, во — первых, все цивильные sui, а во — вторых — emancipati, то есть эманципированые дети покойного, а также in adoptionem dati, отданные им в усыновление, если ко времени смерти наследования они уже отпущены усыновителем из своей patria potestas. Таким образом, здесь в наследование вводятся уже рядом с агнатами и когнаты, хотя и не все (in adoptionem dati, остающиеся в семье усыновителя, не призываются). Деление наследства и здесь происходит in stirpes. Призвание эманципированных рядом с детьми, оставившимися под властью, создавало некоторые особые затруднения. Так, во — первых, это призвание могло в значительной степени оказаться несправедливым по отношению к неэманципированным братьям и сестрам призываемого: в то время как они все время работали на отца и добытое их трудном находится в общей наследственной массе, эманципированный брат обыкновенно уже при самой emancipatio получал известный выдел, а во всяком случае затем работал на себя. Простое уравнение всех могло бы привести к несправедливому ухудшению положения детей, оставшихся под властью. Ввиду этого претор поставил, что он даст bonorum possessio эманципированному лишь под условием, если он предварительно внесет в счет наследственной массы все свое имущество (collatio bonorum emancipati). — Второе затруднение возникало в том случае, если при emancipatio сына его дети остались под властью paterfamilias — деда. Пока их эманципированный отец не призывался к наследованию, они после смерти деда получали часть, которую получил бы их отец: но раз он теперь призывается к наследованию несмотря на emancipatio, дети снова устраняются им от наследования. Между тем их труд есть также в общей наследственной массе. Ввиду этого Юлиан при пересмотре преторского эдикта включил туда статью — nova clausula Juliani или edictum de conjungendis cum emancipato liberis, — в силу которой filius emancipatus должен разделить получаемую им долю пополам со своими детьми.

b) Второй класс — «unde legitimi». Если нет упомянутых в первом классе лиц или если никто из них не испросил себе bonorum possessio в течение законного срока, то bonorum possessio дается legitimi heredes, то есть лицам, призывающимся к наследованию по цивильному порядку — именно sui и agnati (gentiles, как сказано, уже отпали). Следовательно, sui (но уже без эманцированных) призываются во второй раз: быть может, теперь ввиду отпадения emancipati они согласятся вступить в наследство. Если же нет или их вовсе не существует, то bonorum possessio датеся ближайшим по степени агнатам.

с) В третьем классе — «unde cognati» — призываются кровные родственники умершего по порядку степеней вплоть до 6–й степени включительно (из 7–й только sobrino и sobrina nati, то есть дети троюродных братьев и сестер). Вследствие кровного родства sui призываются здесь в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже durante adoptione; далее, — все боковые когнаты без всякого ограничения для женщин, причем ближайшая степень устраняет дальнейшую, а родственники одной степени делят наследство in capita. В этом классе наследуют также дети, как законные, так и незаконные после матери и мать после детей.

d) Наконец, четвертый класс — «unde vir aut uxor»: если нет никого из родственников предыдущих классов, то к наследованию призывается переживший супруг — муж в случае смерти жены, жена в случае смерти мужа.

Таким образом, преторский эдикт, хотя и дает еще в общем предпочтение агнатскому родству, тем не менее впервые призывает к наследованию и когнатов, как таковых. Кроме того, в отличие от legitima heriditas, преторский эдикт установил successio graduum et ordinum (edictum successorium), то есть последовательное наступление следующих степеней и следующих классов. В этих двух чертах и состоит, главным образом, прогресс преторского наследственного права по сравнению с цивильным.

В период империи дальнейшее усиление когнатического родства заставляет законодательство идти далее по пути, намеченному преторским эдиктом. Целый ряд отдельных законов осуществляет эту тенденцию, усиливая наследственные права тех или других когнатов на счет агнатов. Первый шаг в этом направлении был сделан senatusconsultum Tertullianum (при Адриане), в силу которого женщине, имеющей jus liberorum, было предоставлено цивильное наследственное право после ее детей. Вследствие этого мать призывается теперь не в классе unde cognati, то есть не после всех агнатических родственников, а в классе unde legitime: ее исключают от наследования только собственные дети умершего, его отец и братья; с сестрой покойного мать делить наследство пополам. Принципиальное значение senatusconsultum Tertullianum состоит в том, что им впервые была признана возможность цивильного наследования на основании простой cognatio. — Следующий затем шаг представляет senatusconsultum Orphitianum 178 г. при Марке Аврелии и Коммоде, которым было предоставлено такое же наследственное право в классе legitimi детям после матери. — Закон Валентиниана, Феодосия и Аркадия расширяет права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Самому Юстиниану принадлежит несколько указов в том же духе (уничтожение для наследования матери необходимости jus liberorum; уничтожение ограничения женщин Voconiana ratione и некоторые другие). В конце концов, благодаря этим многочисленным, но частичным поправкам принцип агнатического родства был значительно отодвинут, но вся система наследования по закону приобрела чрезвычайно сложный и запутанный вид. Упростить эту систему, построив все наследование исключительно на кровном, когнатическом родстве, и составило задачу юстиниановских новелл — новеллы 118 (543 г.), незначительно дополненной затем новеллой 127 (548 г.).

Основным принципом юстиановской системы является наследование когнатов без различия пола по порядку их близости к умершему и с соблюдением successio graduum et ordinum. Порядок призвания определяется следующим четырьмя классами.

1. Первый класс составляют десценденты, то есть нисходящие умершего — сыновья и дочери, внуки от раньше умерших сыновей и дочерей и т. д. Раздел наследства происходит in stirpes: дети раньше умершего отца получают все вместе ту часть, которую получил бы их родитель.

2. Если нет десцендентов, то призывается второй класс, состоящий из ближайших по степени асцендентов, то есть восходящих родных покойного (отец, мать, дед, бабка и т. д.; если есть отец и дед, то призывается только отец), а также полнородных (то есть происходящих от тех же отца и матери) братьев и сестер его и детей от раньше умерших полнородных братьев и сестер (призвание племянников вместе с дядьями и есть ноововведение новеллы 127–й). Раздел in capita, причем только дети раньше умершего брата получают все вместе часть, следовавшую их отцу, Если наследуют только одни асценденты (без братьев и т. д.), то наследство делится in lineas, то есть одна половина идет исцендентам с отцовской стороны, другая — асцендентам с материнской стороны.

3. Третий класс, призываемый при отсутствии первых двух, составляют неполнородные (то есть происходящие от одного отца, но от разных матерей — consanguinei, или от одной матери, но от разных отцов — uterini) братья и сестры покойного и их дети, причем последние получают также все вместе часть, следовавшую их parens praedefunctus.

4. Если и этих нет, то призываются остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения — ad infinitum, лишь бы только можно было доказать родство. Ближайшая степень, конечно, отсраняет дальнейшую; равно близкие делят между собой in capita.

О наследовании пережившего супруга новеллы ничего не говорят; думают, поэтому, что остается в действии правило преторского эдикта, в силу которого переживший супруг призывается к наследованию в последнем классе «unde vir aut uxor». При новой Юстиниановской системе это обозначает, что муж после жены или жена после мужа наследуют только в том случае, если нет никаких, даже самых отдаленных, родственников. Впрочем, вне этого общего порядка, Юстиниан установил особенное право наследования для бедной вдовы — uxor indotata: если вдова ничего своего не имеет (ни dos, ни parapherna), то она конкурирует со всеми наследниками, причем получает часть, равную с ними, однако не более 1/4 наследства или не больше 100 фунтов золотом, если она конкурирует с собственными детьми от брака с покойным, то получает следующую ей часть только в ususfructus.

Мыслимо, наконец, что никого из перечисленных лиц (ни родственников, ни супруга) нет; тогда имущество является выморочным — bonum vacans. В старое время оно делалось бесхозяйным; всякий мог овладеть им и путем usucapio pro herede приобрести его на праве наследника в собственность. Lex Julia et Papia Poppaea устранила эту бесхозяйственность, объявив, что bona vacantia принадлежит фиску (Gai. II. 159). Впоследствии в некоторых случаях право на bona vacantia было предоставлено другим учреждениям — например, церквям на вымороченное имущество состоявших при них лиц и т. п.

Читайте также

86. Наследование по закону

86. Наследование по закону Наследование по закону наступает, если умерший не оставил после себя завещания или в случае утраты силы завещания.В эпоху Законов XII Таблиц существовали три очереди наследников:1) лица, находившиеся в момент смерти наследодателя

52. Наследование по закону

52. Наследование по закону Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не отменено или не изменено завещанием. Исключение из этого правила установлено лишь для наследников по закону, которые имеют право на обязательную долю в наследстве независимо от

53. Наследование по завещанию

53. Наследование по завещанию Завещание – это распоряжение наследодателя (завещателя) относительно принадлежащего ему имущества на случай своей смерти, изложенное в установленной законом форме.В части наследования по завещанию определено следующее:1) свобода

46. Наследование по закону

46. Наследование по закону Законы XII таблиц устанавливали три очереди наследования.Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего).

47. Наследование по завещанию

47. Наследование по завещанию Завещанием (testamentum) в римском праве называлось распоряжение физического лица на случай своей смерти, в обязательном порядке содержащее назначение наследника. Завещание могло содержать легаты, назначение опекуна малолетним наследникам

53. Наследование по завещанию

53. Наследование по завещанию По римскому праву завещание — это распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, содержавшее назначение наследника, без указания которого завещание признавалось не имеющим юридической силы. Также в завещании могли заключаться и иные

54. Наследование по закону

54. Наследование по закону Наследование по закону — наследование, которое происходило в установленном законом порядке.Основной признак наследования по закону — наличие родства между наследником и наследодателем.Законы XII таблиц различали следующие три очереди

8.2. Наследование по завещанию

8.2. Наследование по завещанию Понятие наследования по завещанию. Завещание — одностороннее формальное гражданско-правовое распоряжение лица на случай его смерти, содержащее назначение наследника. Завещание — это односторонняя сделка, в которой выражалась воля

8.3. Наследование по закону

8.3. Наследование по закону Наследование по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недей стви тельности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его

Наследование по завещанию

Наследование по завещанию Наследование по завещанию регулируется гл. 62 (ст. 1118–1140) ГК РФ.Завещание может быть совершено лично гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество

Наследование по закону

Наследование по закону Наследование по закону регулируется гл. 63 (ст. 1141–1151) ГК РФ.Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности: наследники первой очереди – дети, супруг и родители наследодателя (внуки наследодателя и их потомки наследуют по

§ 2. Наследование по завещанию

§ 2. Наследование по завещанию 1. Общие правила наследования по завещаниюКак уже отмечалось, одним из основных отличительных ныне действующих положений о наследовании является приоритет такого основания наследования, как наследование по завещанию.Будет уместно

§ 3. Наследование по закону

§ 3. Наследование по закону 1. Основные положения наследования по законуНаследование по закону происходит, когда нет завещания или когда завещана только часть имущества. Следует иметь в виду, что наследниками по закону могут быть граждане, находящиеся в живых к моменту

49. Наследование предприятия

49. Наследование предприятия В данном виде наследования свое особое положение занимает объект наследования – предприятие как комплекс имущества. Согласно нормам ГК РФ предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской

§ 81. Необходимое наследование

§ 81. Необходимое наследование Признание свободы завещательных распоряжений ставит на очередь вопрос о том, может ли эта свобода быть безграничной. Дело в том, что часто после завещателя остаются лица, которые были особенно близки к нему (например, дети, родители), которые,

§ 43*. Наследование. Страхование

§ 43*. Наследование. Страхование Всем известно, что в могилу с собой много не унесешь. Отчасти следуя этому разумному соображению, многие люди на склоне лет берут на себя труд позаботиться о судьбе принадлежащего им имущества, подумать, к кому оно должно перейти. В этом

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • sui generis в международном праве
  • suggest приложение для андроид