thesaurus в римском праве это

В) Способы приобретения собственности по jus gentium

Traditio

Traditio, или передача вещи, была важнейшим и единственным деривантным (производным) способом приобретения по предписаниям jus gentium. В римском праве traditio служила способом приобретения квиритской собственности на res nес mancipi и бонитарной собственности на res manci pi.

Не всякая traditio, или передача вещи, представляла собой способ приобретения собственности. В римском праве существовало много случаев передачи, при которых устанавливалась не собственность, а только лишь естественное (detentio) или правовое владение (possessio civilis). Лишь передача, при которой были выполнены специальные условия, действовала как приобретение собственности.

В traditio должны были существовать два субъекта: отчуждающий вещь (tradens) и приобретатель вещи (accipiens). В связи с тем, что traditio была способом приобретения собственности по предписаниям jus gentium, право- и дееспособными субъектами при этом выступали не только римские граждане, но и другие свободные жители римского государства, правомочные заключать имущественные сделки по jus gentium.

Если traditio выступала как способ приобретения собственности, субъектам требовалось прийти к согласию о том, что собственность переносится одним лицом (tradens, или отчуждающий) на другое (акципиенса, или приобретателя), (animus dominii transferendi), а приобретатель принимает эту вещь в собственность (animus dominii adqirendi). (235) Если tradens и accipiens не приходили к взаимному соглашению, traditio не имела транслятивного характера.

Согласие траденса и акципиенса должно было быть основано на неком правовом основании, обязывающим траденса перенести право собственности на акципиенса и уполномачивающим акципи-енса требовать у траденса в собственность его вещь. Причины, на основании которых отчуждающие должны были передать вещи в собственность приобретателей, а приобретатели требовать передачи предмета, были различными: договор купли-продажи (рriо emptore), договор приданого (pro dota), договор дарения (pro donate), наследства (pro hedere), легат (pro legato) и т. д. Все эти причины назывались titulus или causa traditiones (justa causa traditiones). Когда традиция совершалась без какой-либо транслятивной причины (без какой-либо причины, обязывающей траденса вещи передать ее в собственность акципиенсу), традиция воспринималась или как traditio, по которой устанавливается владение, или как traditio sine causa. В таком случае траданс имел право требовать возвращения своей вещи. (236) Предметом транслятивной традиции в старом праве были лишь res пес mancipi. Co времени, когда преторы создали правила защиты лиц, принявших некую вещь из группы res mancipi путем traditio, предметом традиции стали все вещи in commercio, если были материальными. (237) С тех пор, традиция служила способом приобретения квиритской собственности на res пес mancipi, разумеется, если субъектами традиции были перегрины, она приводила лишь к dominium no jus gentium. Для традиции, проводящейся дееспособными субъектами, на основании правомерной причины (causa justa) соглашающихся отчуждать и принимать в собственность вещь, чтобы действительно привести к приобретению собственности, кроме требования материальности вещи, было необходимо, чтобы отчуждаемый предмет находился в собственности отчуждающего, или траденса. Никто не мог передать право собственности на предмет, не являющийся его собственностью: nemo plus juris ad alium transferre potest, quam ipse habet. (238)

Наконец, для правомерной традиции, как способа приобретения собственности требовалось совершить акт передачи. В древнеримском праве акт передачи выступал в форме сделки с res пес mancipi (побочными движимыми вещами): вещь должна быть передана «corpore et tactu». Акципиент получал собственность, когда сдвигал предмет с места (loco moveri). (239) Между тем, когда в последние века республики и земля передавалась путем традиции, больше не требовалось перемещать вещь. Для традиции земли требовалось «omnes glebas circumambulare» — обход всех частей земли. (240) Позднее не требовалось и этого. Достаточно было ступить на землю, чтобы подтвердить, что весь участок переходит к акципиенту, или с какого-нибудь более высокого места обозреть весь участок земли. Когда возобладало мнение, что физический контакт не является необходимым элементом традиции, возникли особые виды традиции, применяющиеся как для движимого, так и для недвижимого имущества: traditio brevi manu, traditio longa manu, constitutum possessorium.

Traditio brevi manu применялась в случае, когда прежний держатель вещи, на основании некой транслятивной причины, получал право и далее сохранять вещь в своей собственности. В этом случае не было необходимости совершать традицию. Сам факт владения предметом, следующий из транслятивного титула, заменял акт передачи.

Traditio longa manu, или символическая передача, существовала, когда отчуждающий вещи вместо предмета, который требовалось передать, передавал приобретателю некий символ предмета или каким-нибудь символическим действием демонстрировал, что отрекается от своего права собственности и переносит его на приобретателя. Это случалось, когда собственник вместо введения покупателя во владение предметом, передавал ему ключи как символ власти над купленным домом, или когда с возвышения обозначал границы имения с целью показать приобретателю, что все это находится в его власти. (241).

Constitutum possessorium представлял собой обратный случай traditio brevi manu. Только прежний собственник утрачивал собственность, но, по соглашению с приобретателем, и далее продолжал владеть вещью. Constitutum possessorium обладал действием двойной традиции: традиция транслятивной природы, по которой прежний собственник передавал вещь приобретателю, и другая традиция — без транслятивного действия, по которой приобретатель вещи передавал вещь прежнему собственнику, но на основании некоего акта, не обладающего транслятивным действием (аренда, пользование и т. д.)

Традиция, при которой были выполнены все предписанные условия, действовала как способ приобретения собственности. Когда при Юстиниане были отменены отличия между res mancipi и res пес mancipi, традиция служила единственным деривантным способом приобретения частной собственности, называемой plenum jus или plena in re potestas.

Occupatio

Наиболее древним и наиболее важным оригинальным способом приобретения собственности, была оккупация (242), или присвоение предметов, не имевших хозяина, а также предметов, чьи хозяева не обладали защитой своей собственности по уложениям римского права. Вещи, не имеющие хозяина, назывались res nullius. К ним принадлежали «Ferae bestiae et volucres et pisces, id est omnia animalia, quae in terrra mari coelo nascuntur» (243) — «дикие животные, и птицы, и рыбы, все, что живет, все, что находится на земле, море и небе». К этим вещам относились и животные, когда-то одомашненные, но опять одичавшие; жемчуг и драгоценные камни, найденные в море или на берегу; возникшие острова, как и все res derelictae, или вещи, которые хозяева отвергли с намерением никогда больше не включать их в свое имущество (еа mente, ut id rerum suarum esse nollet) (244) Вещами, чьи хозяева не обладали правовой защитой своей собственности, были вещи врагов (res ex hostibus captae). (245) Таким образом, предметом оккупации могли быть res nullus, res derelictae и вещи врагов, как и сами враги.

Оккупация какого-либо из указанных предметов, подлежащих оккупации (res apta), должна была совершаться animo et corporare, т. е. должна была совершаться лицом, способным к оккупации, желающим присвоить себе эту вещь (animus sibi habendi) и физически овладевшим вещью (corpus). В момент, когда все эти условия были выполнены, устанавливалось право собственности оккупанта. Quad enim nullus est, id rations naturali occupanti conceditur. (246) Оккупированные вещи оставались в собственности оккупанта, пока вновь не получали естественную свободу, или пока хозяин не отчуждал и не отвергал их.

Thesaurus

В римском праве существовали особые правила приобретения собственности на сокрытую ценность (thesaurus). Сокровищем считались все ценные предметы, сокрытые с давних пор лицом, чья идентичность не могла быть установлена: vetus quaedam deposito pecuniae cujus non extat memoria, ut jam dominum non habeat. (247) После определенных исканий (248), решения римского права о приобретении собственности на сокровища стали гласить: thesaurus полностью принадлежит тому, кто нашел его на своей земле, как и тому, кто случайно обнаружил его на так называемой loca sacra и religiosa; thesaurus делился на равные части между собственником земли и случайно нашедшим его на чужой земле или на земле фиска. Нашедший thesaurus, намеренно производивший розыски на чужой земле с целью отыскания клада, не имел права участвовать в разделе найденного сокровища. (249)

§ 147. Принадлежность. (Accessio)

Для того, чтобы избежать ущерба из-за раздела жестко соединенных вещей (res quae ex contingenibus constant), если они состояли из частей, перед соединением в новую вещь принадлежащих различным собственникам, были созданы правила принадлежности, или акцессии. Основной мыслью римского права, выраженной в правилах об акцессии, было: accessorium sequitur principale или accessio cedat principali. (250) По правилу accessio sequitur principale собственность на вещь, состоящую из жестко соединенных частей, перед соединением принадлежавших различным собственникам, переходила к собственнику главной вещи (principale) и прекращалась для собственников принадлежностей, или акцессориумов. Что было главным, а что побочным, определялось от случая к случаю, исходя из отношений «quid cui servit», соответственно ведя счет от самого незначительного предмета, переходящего в собственность лица, являющегося собственником более важной вещи.

Случаи accessio, или принадлежности, делились на три основные группы: 1) случаи соединения недвижимой вещи с частями другой недвижимой вещи; 2) случаи соединения недвижимой вещи с движимой по своей природе вещью и 3) случаи соединения двух движимых вещей.

1) Случаи соединения недвижимых вещей были: alluvio, avulsio, insula in flumine nata и alvens derelictus.

Aluvio, или речной нанос происходил вследствие постепенного и постоянного увеличения одного участка земли за счет частиц, уносимых с чужого участка, при этом таким образом, что «не было возможности подсчитать, насколько участок увеличился в данный момент». Собственность на речной нанос переходила к собственнику участка, к чьим границам река нанесла частицы.

Avulsio, или унос земли, происходил, когда неожиданно отрывались и переносились целые части земли. Отделенные части доставались собственнику земли, к чьим границам были донесены, но только когда растения оторвавшейся части пустят корни в земле нового хозяина.

Insula in flumine nata, или остров, возникший на стрежне реки, доставался хозяевам соседских участков по двум сторонам реки, а если он находился не на самом стрежне, — хозяевам участков, находящихся ближе к нему.

Alveus derelictus, или покинутое речное русло доставалось хозяевам соседних участков и делились соразмерно величине их участков.

2) Двумя основными случаями соединения движимой и недвижимой вещи были inaedificatio и implantatio.

По правилу superficies solo cedit, созданного в период полностью отделенной и развитой частной собственности на землю, любая inaedificatio, или любое строение, воздвигнутое на одном участке земли, принадлежало собственнику участка. Это решение имело силу и в том случае, когда собственник участка возвел строение на своей земле, но из чужого материала, или когда другие лица возвели строение на чужой земле из своего материала.

Правило supreficies solo cedit действовало и для так называемой имплантации (satio et plantatio), или любого засевания и посадок, совершенных на чужой земле. Уже в момент засевания брошенное семя становилось составной частью земли, тогда как саженцы становились составной частью только когда пускали корни и жестко связывались с подлогой. В случае, когда имплантации на чужом участке совершались добросовестными лицами (bona fide), собственники земли могли быть обязаны возместить стоимость вложенного труда, как и стоимость семян и саженцев.

3) Случаи соединения двух движимых вещей были scriptura, picture, tinctura, textura и ferruminatio.

Словом scriptura обозначался случай, когда чужой пергамент или другой пишущий материал был употреблен для составления текста. Спор о собственности в этом случае решался в пользу хозяина материала для письма, даже когда буквы были золотыми. В случае pictura, или написания картины на чужом холсте, мнения римских юристов разделились: одни считали, что собственность принадлежит собственнику холста, другие, что эту собственность следует предоставить художнику. Это последние мнение разделял Юстиниан: ridiculum est enim picturam Appelis vel Pharhasii in accessionem vilissimae tabulae cedere — нелепо ведь картину Апеллиса или Фарразия считать принадлежностью ничтожной доски. (251)

В случаях покраски ткани чужой краской (tinctura), вплетения чужих нитей в собственное полотно (textura) и приваривания чужого материала к своей вещи (ferrumenatio) римское право выказывало определенные колебания до времени Юстиниана. Юстиниан постановил в указанных случаях главной вещью считать ткань или полотно, т. е. ту часть вещи, которая представляла сущность всего предмета (торс статуи, русло брода и т. д.)

§ 148. Переделка. (Specificatio)

Specificatio, или переделка чужой вещи представляла собой особый и очень важный случай accessio. При переделке происходило приспосабливание чужого предмета к деловым качествам переделывающего. Вопрос, должна ли переделанная вещь принадлежать переделавшему ее или собственнику предмета, решался различно. Сабинианцы считали, что новая вещь должна принадлежать собственнику предмета, в то время как прокулеанцы считали, что новая вещь должна принадлежать тому, кто ее переделал. Юстиниан занял компромиссную позицию: если переделанная вещь могла быть возвращена в прежнее состояние, то она доставалась собственнику материала (предмета переделки); если этого нельзя было сделать, то новая вещь доставалась тому, кто ее переделал, но при условии, что он приступил к переделке bona fide.

Смешивание вещей

Смешивание твердых (comixtio) или жидких вещей (confusio) могло наступить по воле хозяина или случайно. Если смешивание вещей было совершено по воле хозяина, в момент соединения до этого раздельных количеств вещей, на новую их массу устанавливались отношения совместной собственности pro partibus indivisis. Между тем, отношения совместной собственности не устанавливались, если смешивание произошло случайно — fortuitu, как и тогда, когда смешивание совершалось по воле хозяина части материала. В таких случаях сразу устанавливалось право требовать возвращения части материала от держателя. Для этого служила «in rem actio pro modo materiae».

Приобретение плодов

Правила приобретения плодов в известном смысле были коррелятивны правилам accessio, если при акцессии решался вопрос, кому достанется собственность на новую вещь, возникшую при соединении главной вещи и принадлежностей, то при определении правовой участи плодов требовалось решить, кому должна достаться побочная вещь (fructus) в момент отделения от главной вещи (res fructifera). Вопрос был простым, когда плодоприносящая вещь находилась во владении собственника. В этом случае плоды, отделенные от плодоприносящей вещи самим отделением доставались собственнику плодоприносящей вещи (fructus separati). (252) Иными были правила в случае, когда собственник каким-либо актом право собирания плодов перенес на другое лицо, как и том случае, когда против своей воли был лишен владения вещью, а значит и возможностью пользоваться ее плодами. Известны были случаи передачи права пользования плодами (что было возможно при частичном праве собственности), как например: долгосрочные договоры аренды, usus и usufructus, договоры найма и т. д. Случаи, когда собственник был лишен возможности пользоваться плодами, причем против собственной воли, делились на случаи владения bona fide и mala fide, т. е. случаи добросовестного и недобросовестного владения.

Долгосрочные арендаторы земли (jus in agro vectigali, emphyteusis) получали собственность на плоды уже в момент сепарации или отделения от плодоприносящей вещи.

Носители сервитутных прав и краткосрочные наниматели получали собственность на плоды только в момент перцепции, или собирания (установление физической власти над плодами). Если между моментом сепарации и моментом перцепции проходило известное время, в этот период плоды принадлежали собственнику вещи.

Добросовестные держатели (possessores bona fide) получали собственность на плоды в момент сепарации, как награду «pro cultura et cura». Это их право было ограничено в постклассическое время таким образом, что они должны были возвратить собственнику все плоды, которые еще не переработали (fructus extantes). Таким образом, добросовестные держатели не получали собственность на плоды в момент сепарации, но только в момент их использования или обработки (fructus consumpti). Недобросовестные держатели (possessores mala fide) не имели права приобретать плоды: они получали в собственность не сами собранные плоды (fructus percepti), но только те, которые были ими утрачены (fructus percepiendi).

Источник

Текст книги «Римское частное право: учебное пособие»

rimskoe chastnoe pravo uchebnoe posobie 53579

Автор книги: Марина Баринова

Жанр: Юриспруденция и право, Наука и Образование

Текущая страница: 9 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

§ 4. Приобретение и прекращение права собственности

Способы приобретения права собственности

В римских источниках различаются цивильные (по ius civile) и естественные (по ius gentium) способы приобретения права собственности. Гай по этому поводу пишет: «Одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например, предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие – по гражданскому праву; манципация, переуступка перед магистратом, давность – все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан» (Гай, 2.65).

Важнейшее современное деление способов приобретения на первоначальные и производные не было известно ни римлянам, ни в Средние века. Оно утвердилось лишь в трудах пандектистов. Современные ученые считают, что сопряжение двух систематик может углубить понимание римской собственности (В.П. Дождев).

Первоначальные (оригинальные) – это такие, при которых право собственности на вещь возникает впервые или независимо от предшествовавшего собственника. В качестве примера можно привести возникновение права собственности на вновь возникшую вещь; на вещи, никому не принадлежавшие (ничьи); на вещи, имевшие когда-то собственника, но утратившего это право либо отказавшегося по своей воле (выброшенные собственником), либо по предписаниям закона (вещь, перешедшая к новому собственнику по давности владения) – цивильный способ.

Производные способы (дереватные) – те, при которых право нового собственника возникает по воле предшествующего собственника. При этом действует правило, выработанное еще римлянами: «Никто не может перенести на другого больше прав, чем имеет сам». К ним относятся сделки ius civile: манципация, уступка вещи перед магистратом. К сделкам ius gentium относится простая передача на правомерном основании – традиция. В постклассическом праве манципация постепенно отмирает. С упразднением особого режима resman cipi манципацию полностью вытесняет традиция. Первоначальные способы приобретения права собственности Захват (occupatio) ничейной вещи (res nullius) делает ее собственником захватчика (Гай, 2.66).

Окукупации могут подлежать следующие вещи: вещи, еще не имевшие собственника: дикие животные, птицы, рыбы, продукты моря, образовавшиеся в море острова, речной лед и т. п. (Институции Юстиниана, 2.1.12–16; 18; 22);

вещи, от которых собственник отказался, т. е. бросил с намерением прекратить свое право собственности (res derelictae) (Г. 2.1.47–48). В силу специального постановления римских императоров можно было стать собственником подлежащего земельному налогу участка, который его собственник оставил без обработки.

Присвоение находки не делает нашедшего собственником, так как он должен был принять меры к розыску собственника вещи;

вещи врагов считаются безхозными. Земля врагов делается ager publicus (J, 2.1.17);

особый режим у клада (thesaurus). Клад – это ценности, скрытые в земле или другом месте, собственник которых за давностью лет не мог быть установлен.

По древнему праву клад считался за accessio к земельному участку и принадлежал собственнику последнего. Лицо, нашедшее клад, ничего не получало.

Со II в. н. э. (и эти правила получили закрепление в Институциях Юстиниана) клад принадлежит собственнику земли, если им самим в ней найден. Нашедший клад в чужой земле, если нашел его случайно, получает половину клада, вторую – собственник земли. Если нашедший умышленно искал клад в чужой земле, он ничего не получает, все достается собственнику земли. Если клад найден в месте сакральном или религиозном, он принадлежит нашедшему.

Спецификация — такая переработка материала, в результате которой возникает новая вещь.

Источники относят к спецификации сооружение корабля или мебели из досок, изготовление вазы из массы металла и др. (J, 2.1.25). Если спецификации подвергся чужой материал, то кому принадлежит право собственности на созданную вещь? На этот вопрос римские юристы отвечали по-разному. Сабинианцы главное значение придавали материи, а не форме, и поэтому собственником новой вещи считали собственника материала. Прокулянцы признавали ее собственником изготовителя.

В Юстиниановом праве было принято среднее решение: новая вещь принадлежит хозяину материала, если материал может быть возвращен в прежнее состояние (например, все металлические изделия); спецификатору, если этого сделать нельзя (I, 2.1.25). По праву Юстиниана спецификатор становился собственником и в том случае, если он к чужому материалу прибавил свой собственный.

Присоединение (accessio) и смешение (commixtio) вещей

Римские источники имеют богатую казуистику по этим вопросам.

Если какая-либо вещь присоединялась к другой, превратившись в ее составную часть, она переставала считаться самостоятельным объектом и поступала в собственность того, кому принадлежала основная вещь. Чужое бревно, использованное собственником строения в строительстве своего дома, переходило в его собственность. Собственник бревна уже не вправе был виндицировать бревно, пока оно составляло часть дома. Присоединение имеет место в случаях посевов, насаждений, возведения строений на чужой земле – все это приращения земли и по римскому праву принадлежит собственнику земли.

Специальные случаи приращения составляли случаи намыва земель к речным берегам (alluvio). Смешение вещей приводило к возникновению права общей собственности лиц на смешанные вещи. При этом невозможно определить, какая вещь поглотила другую, например сплав из двух металлических предметов.

Приведем примеры из Институций Юстиниана: «…Буквы, хотя бы они были золотые, уступают в качестве придаточной вещи пергаменту, так же как земле уступает все то, что на ней строится или засевается. Поэтому, если на твоих бумажных или пергаментных листах Тиций напишет стихотворение, историю, речь, то собственником, по-видимому, будет не Тиций, а ты». Но совсем противоположное решение в другом, на первый взгляд, аналогичном примере: «Если кто нарисует на чужой доске, то, как думают некоторые, доска, в качестве вещи придаточной, уступает рисунку; другим кажется, что рисунок, какой бы он ни был, уступает доске. Нам, однако, кажется более правильным, чтобы доска уступала рисунку…»

А вот какой довод в защиту этой позиции приводится в Институциях: «…было бы смешно, если бы рисунок Апеллеса или Парразия служил придатком к простой доске».

Все приведенные способы приобретения права собственности римляне считают приобретением по естественному праву, которое регулируется ius gentium.

Приобретение права собственности по давности владения (usucapio)

Этот способ относится к цивильным и означает признание права собственности за лицом, которое фактически владело вещью в течение установленного законом срока и при наличии определенных условий.

По Законам XII Таблиц приобретательная давность (usucapio) для движимых вещей составляла 1 год, для недвижимых – 2 года. Не подлежали приобретению по давности ворованные вещи, а позднее – захваченные насильственно, места погребения и манципируемые вещи самостоятельной женщины, отчужденные ею без согласия опекуна. Приобретательная давность применялась только к италийским землям и между римскими гражданами.

В провинциях в отношении провинциальных земель был введен институт погасительной исковой давности – praescriptio longi temporis. Прескрипцией называлось предписание в начале формулы иска, которым судье предлагалось освободить ответчика, провладевшего недвижимостью десять лет, если прежний собственник жил с ним в одной провинции, и двадцать лет, если они жили в разных провинциях. Такое владение впоследствии приобрело значение особого основания для иска давностного владельца, а не только возражения против прежнего собственника. Давностный владелец приобретал право провинциальной собственности. Преторский эдикт распространил этот способ приобретения права собственности на все вещи, находившиеся в давностном владении Перегринов.

В праве Юстиниана эти институты получили дальнейшее развитие. Срок владения для приобретения по давности движимых вещей был установлен в 3 года, для недвижимых – 10 лет среди присутствующих, 20 лет среди отсутствующих.

Юстиниан ввел еще один срок – чрезвычайной давности – в 30 лет. По истечении этого срока добросовестный владелец не обязан был доказывать законности титула приобретения вещи. Из этого срока были изъяты вещи, насильственно захваченные; не допускавшие установления частной собственности; находившиеся в общественном пользовании. В отношении имущества церквей, монастырей и богаделен предусматривался столетний срок давности, позже сокращенный до 40-летнего.

Условия приобретения права собственности по давности владения в праве Юстиниана были сведены к следующим:

Вещь должна быть способна к приобретению по давности, подходящая вещь – res habilis. Не способны к приобретению по давности ворованные вещи, межа между земельными участками шириной в пять шагов и др.

Законное основание владения – titulus. Римские юристы относили к законным основаниям приобретения следующие: в качестве покупателя; как подаренным; как отказанным по завещанию; как приданным; как данным в исполнение обязательства; как выданным в возмещение ущерба; как брошенным; в качестве наследника.

Добросовестность приобретателя – bona fldes.

Непрерывность владения – passessio.

Истечение установленного законом срока – tempus. В случае смерти приобретателя срок давности засчитывался в пользу его наследника. Приращение срока имело место и в других случаях.

Реквизиты usucapio средневековые юристы свели в следующую строку: res habilis, titulus, fides, possessio, tempus.

Производные способы приобретения права собственности

В классическом праве для перехода права собственности от одного лица к другому применялись три способа. Два из них – манципация и мнимый процесс – регулировались цивильным правом. Традиция (простая передача) – правом народов.

Mancipatio — была древним цивильным способом, представлявшим передачу вещи путем обмена ее на цену перед пятью свидетелями и при содействии весовщика. Это была и купля, и передача одновременно. Этот способ был обязателен для перехода права собственности на манципируемые вещи и применялся только между римскими гражданами.

Обряд манципации описан в Институциях Гая (книга 1, 119–122): «Манципация состоит… в мнимой (воображаемой) продаже… Пригласив не менее пяти совершеннолетних граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов»; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли».

Jn iure cessio — мнимый судебный процесс, приводивший к передаче права собственности.

Этот способ применялся в отношении всех вещей как манципируемых, так и неманципируемых. Его можно было совершать также в провинциях перед наместником.

Гай так описывает эту форму передачи собственности:

«…перед (судящим магистратом римского народа, например, перед претором или наместником провинции тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит: «Я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Затем, когда он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету). Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему (приобретающему)».

В праве Юстиниана сохранилась только традиция.

Traditio (передача) – важнейший и наиболее распространенный способ приобретения права собственности. Однако переход права собственности простой передачей вещи имеет место только в том случае, когда налицо намерение сторон передать-получить вещь в собственность.

Прекращение права собственности

Права собственности утрачивается, если:

вещь уничтожается физически;

она изымается из гражданского оборота;

собственник передает вещь другому лицу по договору;

он отказывается от вещи (выбрасывает ее);

собственник лишается права помимо своей воли (конфискация, приобретение собственности другим лицом по usucapio).

§ 5. Защита права собственности

Право собственности защищалось с помощью двух основных исков: виндикационного и негаторного.

Виндикационный иск (rei vindicatio) – это иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об отобрании вещи.

Истец по виндикационному иску – это собственник вещи, который утратил владение ею.

Ответчик – это владелец вещи. Он мог быть добросовестным и недобросовестным, от чего зависел объем ответственности владельца в отношении гибели вещи, плодов, извлеченных от вещи, возмещения владельцу его расходов на вещь.

Ответчиком мог быть и мнимый владелец (fictus possessor), лицо, не владеющее вещью, так как ввиду предстоящего иска умышленно сбыло с рук находившуюся у него вещь.

Предмет иска – вещь со всеми ее плодами и приращениями.

Виндикационный иск был вещным, петиторным иском, в котором собственник должен был доказать свое право на вещь и факт владения вещью ответчиком.

Доказательство права было достаточно трудным, так как в случае договорного способа приобретения права собственности истцом следовало доказывать право и всех предшественников. Истцу приходилось воспроизводить всю историю переходов права собственности от начала завладения. Средневековые юристы называли доказательство в виндикационном иске дьявольским (оно ограничивалось лишь сроками приобретательной давности).

Для установления истцом тождества его вещи отыскиваемой имелся иск с требованием предъявить спорную вещь для осмотра истцом. Этот иск заявлялся до предъявления виндикации, являлся личным иском против того, у кого находился спорный предмет. Этим иском пользуется собственник для определения, является ли сторона, с которой он начнет петиторное производство, владеющей. Римляне называли этот иск actio ad exhibendum – иском о предъявлении.

Цель виндикационного иска — возврат собственнику вещи со всеми плодами и приращениями, с обязанностью возмещения ущерба от гибели, повреждения и ухудшения вещи, а также предоставление обеспечения на случай возможного ущерба – cautio.

Добросовестный владелец отвечал за состояние вещи, ее гибель и повреждение только с момента предъявления к нему иска. Недобросовестный владелец отвечал за вещь за все время своего владения, а с момента предъявления к нему иска – независимо от своей вины.

Добросовестный владелец возвращал собственнику только те плоды, которые имелись у него в наличии (fructus extantes), а с момента предъявления к нему иска – все плоды. Недобросовестный владелец обязан был вернуть все плоды за время своего недобросовестного владения: потребленные и сохранившиеся и даже те, которые он не получил, но должен был бы получить при надлежащей заботливости, а за время после предъявления иска – даже стоимость тех плодов, которые он сам не мог бы получить, если только для собственника получение этих плодов было бы возможно.

Добросовестному владельцу собственник возвращал понесенные им издержки на вещь – необходимые (для сохранения вещи) и полезные (увеличившие хозяйственную ценность вещи). Издержки для роскоши добросовестный владелец мог оставить у себя, если их отделение было возможно без вреда для вещи.

Недобросовестный владелец мог требовать возмещения лишь расходов, необходимых для сохранения вещи. Вор не получал возмещение никаких расходов на вещь.

Ответчик мог задержать выдачу вещи, пока собственник не возместит ему причитающиеся издержки. Это право удержания осуществлялось в форме эксцепции против виндикационного иска.

Негаторный иск (actio negatoria) – это иск собственника вещи, не утратившего владения, об устранении каких-то помех и стеснений его права, чинимых третьими лицами. Истец должен был доказать свое право и нарушение его ответчиком. Истец вправе был требовать гарантии от нарушений своего права в будущем. Связанные с нарушением выгоды ответчика и убытки собственника подлежали возмещению истцу. Интенция в формуле негаторного иска выражена в отношении ответчика отрицательно: «Если окажется, что Нумерию Негидию не принадлежит право прохода, прогона».

Прохибиторный иск, иск о воспрещении (actio prohibitoria), существовал параллельно негаторному. В нем интенция выражена положительно в пользу истца: «Если окажется, что Авлу Аперию принадлежит право воспрещения Нумерию Негидию пользоваться и извлекать плоды».

Собственник-истец требовал свободы своей собственности и доказывал только свое право воспрещения вмешательства ответчика. Ответчик мог выставлять возражения и доказывать свои полномочия.

Тема 9 Права на чужие вещи

§ 1. Виды прав на чужие вещи

От законных ограничений права собственности, устанавливаемых для упорядочения сосуществования самих собственников в целях охраны общественных интересов, следует отличать права на чужие вещи, которыми устанавливаются пользование или другие правомочия лиц в отношении чужих вещей, находящихся в чужой собственности. Эти права возникают либо путем соглашений собственником вещи, либо в силу других юридических фактов в связи с выполнением семейных либо общественных обязанностей, либо для обеспечения получения кредита и т. п. Для улучшения хозяйственного использования вещи существуют, например, сервитуты. Отец имеет узуфрукт на военный пекулий сына, имущество опекуна находится в залоге у подопечного и др.

Права на чужие вещи (iura in re aliena) имеют своим объектом чужую вещь, поэтому они являются вещными правами. Им, как и всем вещным правам, присущ абсолютный характер, т. е. они защищаются против всех, в том числе и собственника. Вместе с тем, если собственник осуществляет над вещью полное господство как над своей, право на чужую вещь представляет его субъекту ограниченное использование вещи в строго очерченных рамках. Однако право на чужую вещь может заключаться в использовании почти всех правомочий собственника, оставляя ему голое право. Так, эмфитевзис как право наследуемой долгосрочной аренды земли предоставляет эмфитевте очень широкие полномочия в отношении чужой земли, тогда как сервитут позволяет сервитуарию лишь пользоваться чужой землей в каком-то одном направлении, например проходить, проезжать по чужому участку.

Римскому праву были известны четыре категории прав на чужие вещи: сервитуты; эмфитевзис; суперфиций; залог.

§ 2. Сервитуты

Сервитуты – это право лица пользоваться чужой вещью в том или ином отношении. В римских источниках имеется целый ряд высказываний, разъясняющих сущность сервитута.

«Природа сервитута не в том, чтобы кто-либо произвел какое-либо действие, например, уничтожил строения и предоставил более приятный вид на окружающую участок соседа местность, или чтобы он нарисовал себя картину, но в том, чтобы лицо допускало что-либо (терпело какое-либо действие соседа) или не делало чего-либо» (Д. 8.1.15.1).

Таким образом, со стороны собственника служащей вещи требуется только терпеть (pati) и не делать (non facere). Он не обязан что-либо делать в пользу сервитуария. Единственное исключение из этого правила составлял городской сервитут – несение тяжести надстройки, при котором на собственнике обремененного участка лежала обязанность производить ремонт и восстановление опоры.

Во всех сервитутах производство ремонта возлагается на того, кто утверждает, что ему принадлежит сервитут. Например, дорога, по которой проезжает сосед, имеющий сервитут дороги, из-за ливня пришла в негодность. Ремонт дороги, если он и дальше хочет ею пользоваться, лежит на соседе. И только в вышеназванном сервитуте такая обязанность лежит на собственнике строения. Однако римляне считали, что, поскольку сервитут обязывает вещь, а не человека, собственник вправе бросить свою вещь (Д. 8.5.6.2).

Сервитуты имеют постоянный характер. Нельзя установить сервитут на время. Вещный сервитут обременяет вещь, и смена собственника служащей вещи не прекращает сервитут, так же, как и смена собственника господствующей вещи. Личный сервитут устанавливается на срок жизни управомоченного лица.

Постоянство сервитута делает невозможным, например, установление сервитута проведения воды из пруда или бассейна. Сервитут стока воды также должен иметь постоянный характер (Д. 8.2.28). Вместе с тем сервитут, не утрачивая своего постоянства, может быть установлен так, что вода будет предоставляться лишь ежегодно летом или постоянно, но через день в течение одного месяца (сервитут проведения воды).

Сервитуты – единые и неделимые права. Никто не вправе отягощать свои сервитуты правами в интересах третьих лиц. Собственник вещи не может обладать сервитутным правом на свою же вещь. Сервитуты должны использоваться с соблюдением интересов собственника вещи (по-граждански, обходительно, как следует поступать в общине) (Д. 8.1.9).

«Поэтому не следует ходить и ездить через сам дом или через середину виноградника, так как проход или проезд с одинаковым удобством может производиться через другую часть имения с меньшим вредом для имения, которое обременено сервитутом». Сервитуты были безвозмездными правами.

Сервитуты как права относились к бестелесным вещам (res incorporates). При этом сельские сервитуты относились к манципируемым вещам (res mancipi). Только при Юстиниане была проведена систематизация сервитутов. Различались реальные или вещественные (земельные) сервитуты и личные, персональные (Д. 8.1.1).

Вещественные сервитуты назывались еще земельными (предиальными), так как относились к земле.

Земельные сервитуты, в свою очередь, делились на сельские (относящиеся к незастроенным участкам) и городские (к застроенным).

Древнее право знало только земельные сервитуты, при которых подчинение одного земельного участка (служащего) другому в пользу его собственника было формой восполнения хозяйственной полезности господствующего участка. Гораздо позднее возникли личные сервитута, на которые этот термин был перенесен только в позднеклассическое время.

Таким образом, в римском праве имели место следующие виды сервитутов: земельные и личные. К земельным относились сельские и городские земельные сервитуты. Личные сервитуты включали в себя: узуфрукт, usus, habitatio, пожизненное право на пользование чужими рабами или животными (operae servorum vel animalium).

Приобретение, утрата и защита сервитутов

Приобретение сервитутов могло иметь место:

По воле собственника служащей вещи: или а) односторонним актом воли, например завещанием, отказом по завещанию или б) договором.

По цивильному праву любой сервитут можно было установить перед судящим магистратом (in iure cessio), а сельские еще и посредством манципации. Эдикты провинциальных правителей установили неформальные способы приобретения сервитутов – пакты и стипуляции.

Судебным решением. При разделе общей земельной собственности судья мог установить сервитут в пользу одного из участков для уравнивания их хозяйственной ценности.

В силу закона. Так, отец имел узуфрукт на имущество подвластного сына.

По давности владения (хотя римляне рассматривали его как квазивладение).

В начале республики допускалось приобретение сельских сервитутов по давности. К ним применялся срок в 2 года. Однако впоследствии этот способ был отменен (Закон Скрибония).

В императорский период была установлна преторская давность для приобретения сервитутов в 10 и 20 лет, подобно праву собственности.

В праве Юстиниана остались лишь такие способы, как пакты и стипуляции, завещание, а также давность владения.

Прекращение сервитутов осуществлялось следующим образом:

путем отказа управомоченного лица в процессуальных формах уступки своего права собственнику (in iure cessio). Если же отказ

происходил постороннему лицу, то акт считался недействительным (Гай, 2.30);

когда собственник служащего участка становился одновременно собственником господствующего;

путем погасительной давности. Личные сервитуты погашались в силу неиспользования в течение двух лет при недвижимых и одного года при движимых вещах. Сельские земельные сервитуты погашались при их неиспользовании в течение двух лет. Городские сервитуты для своего погашения требовали, чтобы собственник служащего участка создал такое его состояние, которое противоречило сервитуту и продолжалось два года.

Управомоченный на сервитутное право имел в свою защиту особые иски и интердикты. Наиболее ранним иском был иск vindicatio servitutis. Исковое требование состояло в том, чтобы признать за истцом право на сервитут и устранить препятствия в его пользовании. Истец должен был доказать наличие у него сервитутного права. По преторскому праву это был иск по аналогии с виндикационным. Позднее этот иск стал называться actio confessoria. В праве Юстиниана этот иск давался против всякого, кто препятствовал осуществлению права, а не только против собственника служащей вещи. Цель иска сближала его с негаторным иском собственника. Претор установил также ряд специальных интердиктов для защиты земельных сервитутов – как сельских, так и городских. Носители личных сервитутов могли употреблять и другие владельческие интердикты по аналогии (interdicta utilia).

Сельские земельные (предиальные) сервитуты. Многие из них были известны еще по Законам XII Таблиц. Участок, в пользу которого устанавливался сервитут, назывался господствующим. Участок, который служил господствующему, – служебным. Сервитут – это служба одного имения другому, рабство (servitus), право господствующего участка (ius fundi, Д. 8.1.20), свойство участка (condicio fundi, Д. 8.3.23.8), необходимое для его хозяйственной полноценности, – так описывают сервитуты римские юристы. Один из критериев сервитута– его полезность участку, а не собственнику (Д. 8.3.5.1; 8.3.6 рг). Например, право выгонять свой скот на соседний участок (пастбище соседа) может быть установлено только в пользу имения, специализирующегося на скотоводстве (Д. 8.3.4). Участки должны быть соседними, однако не обязательно имеющими общую границу. Сервитут должен обеспечивать своими естественными ресурсами постоянное служение нуждам господствующего участка, а не возникать случайно и по произволу (Д. 8.2.28). Сервитут продолжает существовать, какие бы перемены ни происходили на стороне собственников обоих участков вследствие договоров отчуждения или наследования. Сервитут остается неделимым. Если, например, господствующий участок перешел к нескольким наследникам, они не вправе разделить сервитут. Все сельские сервитуты можно разделить на дорожные, водные и разные другие сервитуты. К дорожным относились древнейшие: iter – право проходить пешком через служебный участок; actus – право проезжать на лошади; via – право проезжать на телеге. К водным сервитутам относились право проведения воды через служебный участок (aqua ductus); право черпания воды (aquae haustus); право поить скот на служебном участке. К третьей группе относятся: право пасти скот на чужом пастбище (так называемые пастбищные сервитуты), право добывания песка с чужого участка, право варить известь на чужом участке и др.

Городские земельные сервитуты. Эти сервитуты устанавливались на застроенные участки, где бы они ни находились, сельской или городской местности. Они делились в основном на четыре вида: право на опору, право на пространство, право на вид, право на сток.

Право на опору давало собственнику господствующего участка право использовать чужую стену для опоры строения на своем участке (право опирать свои балки на чужую стену и право опирать собственное строение на дом соседа). Это единственный сервитут, который обязывал собственника служащего участка к положительным действиям – ремонтировать свое строение.

Право пространства давало собственнику господствующего участка право выводить части своего строения в воздушное пространство соседа.

Право на вид ограничивало собственника служебного участка в ведении строительных работ, которые портят вид или ухудшают освещение зданий, воздвигнутых на господствующем участке (право света, право вида).

Право на сток давало собственнику господствующего участка право на отвод через служебный участок дождевой воды, право спуска воды и других жидкостей, скапливающихся на господствующем участке (право дождевой воды, право проведения нечистот).

Вместе с тем собственник вещи был практически лишен полномочий в отношении своей вещи: не мог устанавливать сервитут даже с согласия узуфруктария (Д. 7.1.15.7), изъять вещь из оборота, сделать ее религиозной, отпустить раба на волю. Юристы считали, что у собственника остается «голое» право.

Узуфруктуарий обязан был пользоваться вещью как добрый хозяин (Д.7.1.13 рг).

Usus – этот личный сервитут предоставлял только право пользования вещью. Плоды могли быть использованы только для личного потребления. Пользователь мог допустить к пользованию вещью своих близких. Если завещано пользование стадом, то, по словам Лабеона, лицо может пользоваться только навозом, не шерстью, ягнятами или молоком. Однако Ульпиан считал, что сверх того оно может умеренно пользоваться молоком. Если завещано пользование упряжкой быков, то лицо будет иметь полное пользование и для пахания, и для прочего, к чему пригодны быки (Д. 7.8). Пользователь не мог ни передавать свое право другому, ни делить его. Usus мог принадлежать нескольким лицам, но был неделим.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • there are сокращенная форма
  • there are вопросительная форма