выделите исторические формы диалектики

Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Основные исторические формы диалектики:

2. умозрительная диалектика Средних веков. В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру.

3. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях. Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Дж.Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей.

4. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия). Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи.

5. Материалистическая диалектика (марксизм). К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика выступает одновременно как теория и как метод.

Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.

Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям. Метафизика также выступает как теория и как метод.

640 1

Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития. Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.

Основные законы и категории диалектики

Что такое диалектика? Это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.

Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

· основные законы диалектики.

Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

Основные законы диалектики в философии следующие:

1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.

Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел.

Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:

· содержание и форма;

· всеобщее, единичное, особенное;

· действительность и возможность;

· явление и сущность;

· случайность и необходимость;

· следствие и причина.

Отметим, что под категорией понимаются основополагающие понятия, которые используются для решения конкретных проблем.

Источник

Основные исторические формы диалектики

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.03.2016
Размер файла 22,4 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ

Выполнил: ст. Гр.БВТ-11-04

Приняла: доцент Шаракпаева Г.Д

Известно, что в античной философии под диалектикой понималось искусство спора, обнаружения заблуждений, их последовательного преодоления. Например, Сократ, Платон считали, что заблуждения мысли достойны порицания, критики, их надо избегать не менее, чем болезней. Аристотель формулирует закон о недопустимости противоречий. Гегель придерживается другого мнения. По большому счету, полагает Гегель, противоречия неискоренимы, присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой, все более, более содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.

Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук. С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика, природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания.

Основные исторические формы диалектики

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

3. Диалектика революционых демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследования природы, общества. Только с позиции диалектики можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного, относительного, устойчивого, изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким.

Объективная, субъективная диалектика

Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

Методологической основой понимания процесса познания выступает марксистско-ленинская философия, особено материалистическая диалектика, прежде всего диалектика познания. В отличие от объективной диалектики процессов, протекающих независимо от сознания, процесс познания Ф.Энгельс называл субъективной диалектикой. Он писал: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые, обусловливают жизнь природы постояной борьбой, своим конечным переходом друг в друга, соответствено в более высокие формы».

Субъективная диалектика, или диалектика познания, являясь отражением объективной диалектики, диалектики вещей, самой объективной реальности, выступает вместе с тем как диалектика отражения, т.е. представляет собой единство диалектики, логики, теории познания. Она отвечает на вопросы, как отражается объективная диалектика в субъективной, как развивается это отражение, каковы условия его развития, цели. Анализ всех трех вопросов показывает, что до конца последовательное решение проблем диалектики познания может быть дано, во-первых, лишь на основе материалистической теории и, во-вторых, только при соблюдении требований неразрывного единства диалектического, исторического материализма. Это означает, что диалектика субъект-объектных отношений как ключевая проблема диалектики познания должна рассматриваться на уровне отношений общественого бытия, общественого сознания, общественой практики, науки как формы общественого сознания. Из этого вытекает также, то важнейшее следствие, что методология, диалектика познавательных процессов не могут быть идеологически нейтральными или мировоззренчески бессодержательными. Диалектика познания корнями уходит в научное мировоззрение, будучи самым тесным образом связана с проблемами идеологической борьбы.

Диалектика познания не может обойти вопросов, как, при каких условиях мысль переходит в действие, какова связь познавательной, практической деятельности в обществе. Это означает, что, само изложение диалектики познания базируется на принципе историзма, строится на основе единства исторического, логического методов. Диалектика познания выступает при этом как теория развития, примененая к проблеме становления знания, вхождения его в практику. Конкретизация ее решения ведет, с одной стороны, к исследованию диалектики становления конкретных, общественых, естественых, технических наук и, с другой стороны, к исследованию диалектики социальных процессов, составляющих основу и, главное, содержание практики.

Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов, категорий.

Закон—общая, необходимая, внутреняя, существеная, повторяющаяся связь явлений, вещей. Сущность, явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства, связей, зависимостей, ценостей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:

Закон выражает существующие связи, отношения между предметами, их свойствами, вытекающими из их сущности.

Закон выражает не только существующие, но, необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определёных условиях).

Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов).

Закон—устойчивые повторяющиеся связи, отношения предметов.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженую определёную связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают динамические, статистические законы. Динамические—выражают такую форму причиной связи, при которой по начальным даным можно определить последнее состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие, всеобщие. Частные—выражают связи, отношения между конкретными явлениями, свойствами. Общие—проявляются в более широких, но ограниченых сферах, например, в природе—естественые законы. Всеобщие—законы диалектики.

Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественых формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:

Закон перехода количественого изменения в качественое, обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития.

Закон единства, борьбы противоположностей—раскрывает источник развития явлений.

1) Отражает явления, процессы, происходящие независимо от человека, не относящиеся к нему.

2) Законы действуют до того, как их познают.

3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.

Различные трактовки в понимании законов таковы:

Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся сверхъестественой силой.

Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом, вносятся в природу. диалектика философия познание закон

Диалектика проявляется не только с помощью законов, но, с помощью категорий. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие, развитие вещей.

Основные категории диалектики:

Единичное, особеное, общее

Целое, часть, элемент, структура

Понятие сущности, явления

В связи с принципиально новой трактовкой диалектики марксистами возникает вопрос об объективной, субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы, связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы, связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления, всеобщая связь понятий.

10. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Диалектика и метафизика в истории философии. Исторические формы диалектики. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий. Значение диалектики в познании и медицинской практике. Основные особенности античной диалектики.

лекция [34,1 K], добавлен 11.04.2012

Диалектика как теория и метод познания действительности, наука о законах развития природы, общества и мышления. Исторические формы и альтернативы диалектики, ее основные принципы. Методы познания диалектики, анализ частных случаев научных методов.

контрольная работа [58,6 K], добавлен 08.08.2011

контрольная работа [35,8 K], добавлен 26.02.2010

Исторические формы диалектики: античность, немецкая классическая философия и материалистическая диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимный переход количественных изменений в качественные. Сущность закона отрицания отрицания.

реферат [85,0 K], добавлен 24.03.2011

Понятие диалектики, ее исторические формы и альтернативы. Диалектика как система. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. Философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью.

реферат [37,7 K], добавлен 02.05.2007

Источник

Исторические формы диалектики.

В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая (идеалистическая), которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Материалистическая диалектика является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Чтобы познать объективную истину, мысль должна следовать законам, определяемым самим реальным миром.

Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.

В общем смысле метод определяется как система прак­тических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Фило­софский метод является совокупностью только мыслитель­ных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии являются комплексность и релятивность.

Современная диалектика предстает перед нами в следующем виде:

I. Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимной связи (историзма).

2. Принцип объективности.

3. Принцип всесторонности.

4. Принцип конкретности.

5. Принцип развития через противоречия.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.

П. Основные законы диалектики:

1. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Для его понимания необходимо обратиться к одним из ключевых категорий диалектики: качество и количество (см. ниже).

III. Категории (неосновные законы) диалектики:

1. Сущность и явление.

2. Единичное, особенное, всеобщее.

3. Форма и содержание.

4. Причина и следствие.

5. Необходимость и случайность.

6. Возможность и действительность.

Разумеется, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Принципы реализуются в законах и категориях, но и законы, оказывается, входят в содержание категорий, когда предметы и явления рассматриваются не как постоянно существующие, а как возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и преходящие.

Источник

Исторические формы диалектики

Понятие диалектики и ее исторические формы

Термин «диалектика» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Диалектикой он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении.

В современном мире, диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего.

Диалектика – это способ философского мышления, с помощью которого, окружающий человека материальный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамичное целое.

Различают объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика – это процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире.

Субъективная диалектика – это лишь отражение этих процессов в умственной деятельности людей, движение человеческих мыслей и представлений.

Являясь теорией единства и развития, диалектика стремиться мысленно «схватить» всесторонние связи бытия как целого, раскрыть многообразные отношения между вещами и процессами.

К числу наиболее важных вопросов диалектики относятся следующие: «Что такое развитие?» «Почему оно происходит?» «Как оно протекает?» «Куда направлено развитие?»

Исторические формы диалектики

1. Стихийная диалектика Древней Греции.Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где высоко ценилось умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Выдающимся диалектиком является Гераклит. Его диалектика — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.

В эпоху средневековья диалектика получает статус теологической дисциплины и включает в себя логику и силлогистику (учение о силлогистическом умозаключении (силлогизме), исторически первая, сформулированная Аристотелем логическая система дедукции). В Новое время диалектика представлена в работах Декарта, Спинозы, Лейбница.

2. Идеалистическая диалектика НКФ.Особое место в философии занимает идеалистическая диалектика НКФ. В ее рамках Кант исследовал логику познавательного процесса, вскрыв его антиномии (противоречия). Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.

Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Основная заслуга Гегеля состояла в том, что он впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории (европоцентризм), ее логике и внутренних связях. Гегель сформулировал основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития.

3. Материалистическая диалектика XIX века.Маркс и Энгельс освободили идеалистическую диалектику Гегеля от ее мистической формы, сохранив идею развития и превратив ее в инструмент философского исследований мира.В марксизме идея развития была использована при изучении общественных явлений, прежде всего, социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика как теория и метод была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становлений нового общества. Материалистическая диалектика излишне политизирована и схематична, критична и революционна. По замечанию марксистов, «Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений». По Ленину «Диалектика – это живая душа марксизма.

В русской философии диалектика развивалась Герценом, Лениным, Циолковским, Вернадским. Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в трудах Соловьева, Бердяева, Франка.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий
  • Как сделать успешный бизнес на ритуальных услугах
  • Выездной кейтеринг в России
  • Риски бизнеса: без чего не обойтись на пути к успеху
  • выделите европейские страны с монархической формой правления
  • выделите доминирующий тип отношений со сверстниками младших дошкольников